Портативные консоли всегда шли рука об руку со стационарными игровыми системами, стремясь представить максимально схожий опыт. Это сейчас мы привыкли к тому, что портативные версии – это либо точные копии старших игр, либо слегка ухудшенные в графическом плане порты, а в конце девяностых и начале нулевых разработчикам приходилось во всю исхищряться, чтобы сделать похожие игры. Несколько ярких примеров можно вспомнить на Game Boy Advance – 32-битной карманной консоли, подарившей нам множество известных хитов. Её мощностей хватало для того, чтобы работать с ограниченным 3D, благодаря чему на свет появилось несколько крайне любопытных с технической точки зрения проектов. Например, Max Payne, Driver 3 и Wing Commander: Prophecy.
В конце 90-х годов небольшая группа разработчиков-энтузиастов, возглавляемая Брайаном Флемингом (Brian Fleming) и Крисом Циммерманом (Chris Zimmerman), покинула стройные ряды Microsoft, чтобы открыть свою собственную игровую студию – Sucker Punch Productions. Ребятам хотелось создавать большие приключенческие игры для всех возрастов, в которых мультяшная стилистика соседствовала бы с реалистичным поведением объектов, что придавало бы окружающему миру больше достоверности. Так на свет появилась Rocket: Robot on Wheels, разработанная специально для Nintendo 64 – самой семейной консоли на рынке того времени. История про маленького дружелюбного робота могла начаться на PlayStation 2 и получить финансовую поддержку Sony Computer Entertainment, однако издатель оказался не в восторге от того, что рабочий прототип демонстрировался на консоли конкурента, и отказал молодой студии.
В далёком 2004 году студия OmegaSoft показала всему миру небольшое технологическое чудо, а именно – портативную версию Call of Duty для Nokia N-gage – мобильного телефона с функцией игровой системы. Это был слегка неказистый, но достаточно бодрый мобильный аттракцион, который старался во всём соответствовать своим аналогам со старших платформ. Отчаянный штурм пулемётных дзотов, подрыв вражеской техники, погони на военных грузовиках, ночные диверсии и многое другое авторы сумели уместить на крошечной MMC-карточке, создав ощущение большого захватывающего приключения. Игра оказалась настолько масштабной, что часть сюжетных миссий не влезла на карту и была выпущена в формате бесплатных DLC, что для тех лет было делом непривычным. Особенно для владельцев мобильных платформ.
Время летит со страшной силой, ведь прошло уже больше года с тех пор, как мы обозревали Warhammer 40.000: Boltgun – нашумевший «бумер-шутер», основанный на набирающем популярность научно-фантастическом сеттинге. И хотя детище Auroch Digital могло похвастаться большим количеством дорогих сердцу деталей, множеством отсылок к шестой редакции, а также прекрасной работой художников, аниматоров и дизайнеров, ему было нечего предложить с точки зрения сюжета и геймплея. Перестрелки на однотипных аренах с постоянно повторяющимися противниками, затянутые уровни и непомерно завышенная цена отбили всякое желание рекомендовать эту игру окружающим.
Жанр стратегий всегда был широко представлен на мобильных платформах, даже во времена царствования кнопочных телефонов. Пожалуй, наиболее дорогие и качественные представители этого жанра выходили на оригинальной N-gage, где помимо двух частей Pathway to Glory также нашлось место для High Size, Sid Meier’s Civilization и Warhammer 40.000: Glory in Death. Правда, стоит отметить, что все перечисленные игры были пошаговыми, они не требовали от игрока быстрых сиюминутных решений, позволяя неспешно раздавать команды бойцам в переполненном автобусе, в шумном лекционном зале или в очереди за хот-догом. Однако души и сердца игроков требовали жарких сражений, строительства городов и менеджмента армий в реальном времени. Претворить их желания в жизнь была призвана серия Age of Empires, которая неплохо показала себя на карманных компьютерах с Age of Empires: Gold Edition, затем потерпела неудачу при попытке освоить кнопочные телефоны с Age of Empires II Mobile, но, сделав соответствующие выводы и поднакопив опыта, предприняла очередную попытку с Age of Empires III Mobile.
Бытует мнение, что над жанром киберпанк давно висит проклятье, из-за которого большинство книг, фильмов и игр обязательно проваливаются в год выхода, однако со временем обретают известность, а некоторые более удачливые произведения и вовсе обзаводятся культовым статусом. Так было с художественным фильмом «Бегущий по лезвию», который не вызывал большого восторга у критиков и зрителей в кинотеатральном прокате, но смог выстрелить на носителях и стать одной из важных вех в развитии научно-фантастического жанра, придав киберпанку тот узнаваемый облик, который впоследствии закрепился во множестве последующих произведений. Одного взгляда на лётный симулятор G-Police достаточно, чтобы понять, чем именно вдохновлялись авторы и почему серия не смогла обрести такую же известность, как WipEout или Colony Wars от всё той же Psygnosis.
За последние 40 лет мы видели множество коллабораций с участием итальянского водопроводчика, а также других жителей Грибного королевства. У большинства на слуху кроссовер с ёжиком Соником, участвующем в Олимпийских играх. К чуть менее известным относится противостояние Марио и его давнего соперника Донки Конга, которому посвящена отдельная линейка игр. Знакомые с классикой старички вспомнят об объединении доктора Марио со всемирно известным Тетрисом. Однако самым неожиданным кроссовером последних лет, безусловно, является Mario + Rabbids Kingdom Battle, которая появилась в первый год существования Nintendo Switch, мгновенно влюбила в себя фанатов обеих вселенных и стала одной из главных причин для приобретения данной игровой системы.
В эпоху царствования на рынке Nintendo DS, второй по популярности консоли в истории, игрокам было представлено множество самобытных проектов, большинство из которых никогда не покидало пределов карманной консоли. Однако в последние годы ситуация немного изменилась и всё больше культовых хитов того времени стало перебираться на актуальные игровые системы. Конечно, в большинстве случаев это мобильные телефоны, но иногда бестселлеры давно минувших дней заглядывают и на старшие платформы. Несколько лет назад до владельцев Nintendo Switch добралась расширенная версия The World Ends With You: Final Remix, а совсем недавно обладатели PlayStation 4 и Xbox One смогли приобщиться к ремастеру Ghost Trick: Phantom Detective и потрясающему сборнику Apollo Justice: Ace Attorney Trilogy. Пополнить этот список неожиданно решил Dementium: The Ward – трёхмерный Survival Horror, который был призван доказать, что на Nintendo DS есть место для взрослых пугающих игр.
В далёком 2008 году компания Nokia выпустила свой собственный игровой сервис N-gage 2.0, который дал владельцам смартфонов под управлением Symbian 9.1-9.3 возможность приобретать игры, выпущенные финским издателем и его партнёрами. Переход к цифровому способу распространения позволил разработчикам присмотреться к новым форматам. В частности, к эпизодическим играм, которые могли бы пополняться захватывающими историями на регулярной основе. Чтобы опробовать этот новоиспечённый формат в деле, Nokia наняла студию Jadestone, которая должна была познакомить нас с нуарным миром Дирка Даггера – незадачливого детектива со склонностью впутываться в сомнительные истории и выпутываться из них самым неожиданным и комичным способом.
Когда Sony Interactive Entertainment заявила, что планирует расширить каталог PlayStation Classics за счёт игр, позаимствованных у PlayStation Portable, мы надеялись, что это будет поступательный процесс, демонстрирующий новичкам эволюцию карманных развлечений. Но до сих пор в действиях японского медиа-гиганта не прослеживалось никакой логики. В один и тот же месяц могли выйти как стартовые тайтлы, так и проекты, появившиеся под закат системы. Jak and Daxter: The Lost Frontier – одна из тех игр, что подвела черту под первой серьёзной попыткой издателя выйти на портативный рынок. Вместе с God of War: Ghost of Sparta, Kingdom Hearts: Birth by Sleep и Metal Gear Solid: Peace Walker она сделала последний мощный рывок, перед тем как консоледержатель сосредоточил всё своё внимание на PlayStation Vita.