«Меден: Великий Ками! Мы наконец-то нашли избранного! Патапон в маске: Избранного? Ха! Не смешите меня! Меден: Но так было предначертано в легендах... Забавно выглядящий паренёк в маске спасёт мир после встречи с Великим Патапоном Ками... Патапон в маске: З... Забавно выглядящий... (кашляет) Меден: Великий Ками... Какое же имя ты дашь этому странному парню? Патапон в маске: Имя?? Вы собираетесь дать мне имя?? Вы, должно быть, выжили из ума!»
Из разговора Меден и избранного в Патаполисе
Среди людей, всерьёз увлекающихся портативным геймингом, бытует мнение, что карманная PlayStation Portable сильно опережала своё время. Это касается не только функционала консоли, но и вышедших на ней игр, завоевавших такую популярность, что люди до сих пор мечтают о продолжениях. И хотя в случае с Patapon или LocoRoco реализовать нечто подобное сложно, поскольку их создатели отошли от дел или занялись совершенно иными проектами, Sony Interactive Entertainment не забывает о богатом наследии и периодически радует поклонников ремастерами.
В 2017 году инженеры Sony придумали технологию, которая позволила им переносить игры с портативной консоли на PlayStation 4 и облагораживать техническую составляющую без необходимости обращаться к исходному коду. Таким образом, вниманию игроков были представлены заметно похорошевшие PaRappa the Rapper, LocoRoco и Patapon. Несмотря на прекрасное визуальное оформление, всех этих игр коснулась одна общая болезнь – задержка обратного отклика на некоторых телевизорах, смазывавшая впечатления от игрового процесса. Именно этот аспект, скорее всего, и послужил причиной того, почему издатель не торопился с выпуском ремастера Patapon 2.
Возможно, создатели этой технологии не нашли выхода из ситуации, но за то время, пока они обдумывали решение проблемы, результатом их трудов успели воспользоваться Konami и VanillaWare, успешно перенесшие на PlayStation 4 Castlevania Dracula X Chronicles и Princess Crown. В них не только не наблюдалось каких-либо проблем с оптимизацией, но и отсутствовала пресловутая задержка, что, конечно же, вселяло надежду в тех, кому хотелось вновь услышать милый сердцу бой барабанов и увидеть буйство одноглазых дикарей на современном железе. И вот, спустя два года Sony Interactive Entertainment, наконец, объявила точную дату выхода Patapon 2 Remastered – 30 января 2020 года. Смогли ли инженеры избавиться от пресловутой задержки и стоит ли обратить свой взор на новинку? Давайте узнаем.
История Patapon 2 берёт начало с того места, где завершилась предыдущая часть: сразив самых грозных и могущественных существ, а также покорив воинствующее племя Зиготонов, войска Патапонов добрались до границ острова. Казалось бы, цель достигнута, можно отказаться от кочевого образа жизни и немного остепениться, но торжество и ликование практически сразу же сменились разочарованием. Выяснилось, что легендарное Крайземелье, куда стремится попасть каждый Патапон, находится гораздо дальше, чем предполагала жрица Меден. Не растерявшись, отважные дикари соорудили корабль и отправились бороздить близлежащие моря, высматривая в бескрайних водах неизведанные места.
Шли дни, Патапоны били в барабаны и танцевали, предвкушая встречу с Этим, но ничего, что хотя бы отдалённо напоминало воспетое в песнях Крайземелье, ими встречено не было. В конце концов, экспедиция обнаружила клочок суши на горизонте, однако высадиться в полном составе ей было не суждено – в дело вмешался гигантский Кракен, обвивший щупальцами хрупкое судно. Не выдержав напора, корабль пошёл ко дну, а Хатапона, сумевшего пережить нападение, выбросило на берег. Побежденный, но не сломленный, он поднял знамя над головой, а затем бросился искать жрицу и своих боевых товарищей, без которых ему не достигнуть заветной цели.
Собственно, с этого и начинается новое приключение одноглазых бестий, в ходе которого им предстоит вновь пересечься с красноглазыми Зиготонами, мстящими за смерть своего генерала Гонга, одолеть множество странных и очень опасных существ, а также вступить в схватку с племенем Кармен и загадочными Акумапонами. С последними двумя Патапонов связывает очень длинная и непростая история, узнать подробности которой можно лишь разгромив вражеские войска, одолев стоящих за ними генералов и одержав победу над злым духом Ормен-Карменом, в плену которого находится не кто иная, как принцесса Патапонов.
О том, как возникли игры серии и что они собой представляют, мы рассказывали в обзоре на Patapon Remastered, поэтому лишний раз повторяться не будем. Нас интересуют различные нововведения, пришедшие в серию с появлением продолжения. На первый взгляд может показаться, что сиквел процентов на восемьдесят состоит из уже пройденного материала, что, в общем-то, недалеко от истины: перед нами всё тот же плоский мир, населенный знакомыми персонажами, противниками и боссами, то же музыкальное сопровождение и те же мини-игры. Существенные отличия дают о себе знать примерно на второй трети прохождения, хотя кое-какие изменения становятся заметны уже в первые часы.
Практически в самом начале своего путешествия плебеи натыкаются на избранного, который моментально вступает в их ряды и становится незаменимым участником любого сражения. Будучи самостоятельной боевой единицей, он способен не только менять свой класс, у него также есть возможность надевать особые маски, дарующие ему различные способности. Истинный облик героя нам не покажут – в качестве расплаты за свои прошлые проступки он стёр себе память, но в обмен обзавёлся возможностью носить вышеупомянутые украшения. Помимо героя ряды одноглазых бестий пополнили наездники Торипоны, роботизированные Робопоны, а также маги Махапоны.
Изменения коснулись и самих Патапонов. Достигнув определенного уровня, они научились эволюционировать и менять свой облик. В связи с этим возникло так называемое Эволюционное Древо, благодаря которому при наличии необходимых ресурсов можно вывести ту разновидность малышей, которая будет наиболее эффективной для решения поставленных задач. К слову, если на вашей консоли обнаружится сохранение от Patapon Remastered, то вы сможете получить доступ ко всем редким Татепонам и Ярипонам, кроме тех, что требуют для своего создания высокоуровневых материалов (например, Могбю и Габа). Это означает, что у вас будет возможность пополнить свою армию Декапонами, Робопонами и Кибапонами практически на старте.
Выросло не только количество редких Патапонов, но и число сюжетных миссий – теперь их 37 штук (33 в первой части). Это уже не говоря о всевозможных опциональных миссиях, общее число которых превышает четыре десятка. Охотничьи угодья, тренировочные этапы, необязательные битвы с монстрами и штурмы вражеских крепостей позволят добыть необходимые ресурсы и обмундирование для формирования по-настоящему дееспособной армии. Закалённые в боях воины позволят одолеть новых могущественных боссов: гигантских мамонтов Манбоса и Манбороса, ходячие боевые крепости Каноджиас и Ганодиас, духа небес Параматара и многих других. Старые противники обучились новым трюкам, благодаря чему сражения с ними стали чуточку интереснее. Для борьбы с доселе невиданными недругами авторы добавили в игру сотни предметов и элементов экипировки, часть из которых призвана защитить от нового негативного эффекта – обледенения.
В перерывах между схватками игроки смогут развлечь себя двумя новыми мини-играми: «Kururu Beruru» и «Juice Machine». По своей структуре «Kururu Beruru» во многом схожа с «Pop Bean» из первой Patapon: игроки должны вовремя нажимать «кружок», когда движущиеся справа-налево Ка-чинги достигают определенной отметки на шкале. В качестве платы колокольчик берёт мясо (интересно, зачем оно ему?), а в качестве награды отдаёт золотые монетки. «Juice Machine» устроена по такому же принципу, но в ней нужно поочерёдно нажимать две кнопки – «квадрат» и «кружок» (серьезное новшество, между прочим!). В награду химическая лаборатория одарит игроков различными соками: «Hot Juice», «Cold Juice», «Familiar Juice» и так далее. Глядя на названия, может показаться, что они используются как в Monster Hunter: выпил один такой и увеличил сопротивляемость холоду или жаре, а то и вовсе восстановил силы. На самом деле они нужны исключительно для того, чтобы создавать и улучшать Патапонов.
Список команд пополнился двумя новыми мелодиями: «Дон»-«Дон»-«Чака»-«Чака» и «Пата»-«Пон»-«Дон»-«Чака». Первая подбрасывает малышей в воздух, чтобы уклониться от некоторых атак (к примеру, избежать смертельного выпада Центуры или энергетического луча Догаина), а вторая снимает негативные статусные эффекты, вроде воспламенения или обморожения. Также появились новые «чудеса» – заклинания, которые герои могут использовать в бою: «Shock and Awe Juju» и «Duck and Cover Juju», повышающие силу атаки и защиту на определенный промежуток времени. Кроме того, в игру был, наконец, введён таймер, отсчитывающий секунды до окончания действия «чуда». Раньше игроки узнавали об этом уже постфактум.
Что примечательно, всё это дело работает в разрешении 1080 пикселей на обычной PlayStation 4 и в 4K на PlayStation 4 Pro. Единственное, что может подпортить впечатление – это ролики, пестрящие артефактами, задержка обратного отклика и повышенная сложность. Неказистые, растянутые на весь экран видеовставки, – это общая черта практически всех игр, портированных с PlayStation Portable, но здесь она не сильно бросается в глаза – в Patapon 2 число роликов сведено к минимуму, а история подаётся через внутриигровые события. Проблемы с откликом также никуда не делись, они могут затрагивать как новые, так и старые разновидности телевизоров. Нам, можно сказать, повезло, и с теми моделями, на которых запускалась игра, проблем не возникало. Сомнения в работоспособности Patapon 2 Remastered закрадывались разве что во время призыва «чудес» и в мини-игре «Дон Чака», где для достижения результата от игроков требовалась идеальная точность. Но, справедливости ради, отметим, что аналогичные требования предъявлялись и владельцам карманной консоли, так что без углублённого технического анализа разобраться в ситуации сложно.
Зато есть другая проблема, которая тянется ещё со времен выхода первого ремастера – отсутствие элементарной паузы. Её не было и в версии для PlayStation Portable, но у портативной консоли был свой спящий режим, который позволял приостановить игру в любой момент и продолжить после включения. Если попытаться сделать нечто подобное на PlayStation 4, то это может привести к тому, что по прохождению уровня консоль зависнет на загрузочном экране. Подобное происходит не часто, но на десять случаев в среднем приходится два зависания. Понятно, что авторы старались особо ничего не менять во внутреннем устройстве игры, оставив игровой процесс практически нетронутым, но кое-какие корректировки они всё же внесли. Например, режим «Fever» активируется всякий раз, когда игрок успешно выполняет три комбинации подряд, в то время как раньше могло потребоваться четыре.
Это доказывает, что у разработчиков была возможность внедрить паузу, но ввиду того, что практически никто из журналистов об этом не заикался, сосредоточив все свои претензии в основном на пиксилизированных видеороликах, высокой сложности и задержке отклика, никто из разработчиков не посчитал нужным что-то в этом плане исправить. В идеале, им нужно было позаимствовать команду «Пата»-«Пон»-«Пата»-«Пон» из Patapon 3, которая ставила игру на паузу в режиме «Advance! Attack!», где, как мы помним, крайне нежелательно было сбиваться с ритма.
Как известно, начиная с Patapon 2, в серии появилась такая немаловажная вещь, как мультиплеер. Возможность подыскивать себе напарников посредством PlayStation Network возникла лишь в третьей части, поэтому поклонники второй вынуждены были довольствоваться исключительно Ad-Hoc соединением. Если живых игроков поблизости не было, а отправиться на очередной рейд очень хотелось, то разрешалось воспользоваться услугами Комупонов – героев, находящихся под управлением ИИ. Все мультиплеерные миссии сосредотачивались в месте под названием Парагет, где на выбор предлагалось сразиться с боссом или осадить вражескую крепость. Независимо от того, какой тип задания был выбран, в конце игроков всегда поджидала мини-игра «Дон Чака», требующая отбарабанить ритм; повторить последовательность, ориентируясь исключительно на слух; или вовремя нажимать на кнопки, когда движущиеся по шкале звуки достигали специальной отметки. Каждый игрок оперировал собственным звуком, если же рейд проводился в компании компьютерных помощников, то приходилось отдуваться за весь отряд.
В качестве награды игроки получали новые разновидности Комупонов, маски, одаривающие героя различными способностями, а также материалы. Последние в случайном порядке выпадали из ящиков, которые открывались в обмен на Пачири – специальную валюту, зарабатываемую во время сражений и мини-игр. Все неиспользованные Пачири автоматически конвертировались в Ка-чинги по возвращению в Патаполис. Каких бы напарников не предпочёл игрок, живых или компьютерных, проходить задания Парагета было непросто, поскольку место привычной армии одноглазиков занимала четверка героев. И хотя они были достаточно мощными, но сравниться по силе с двумя десятками Патапонов они не могли. Смерть одного из героев не влекла за собой практически никаких негативных последствий, поэтому главным противником всегда выступал таймер, неумолимо отсчитывающий время до завершения миссии. Именно поэтому результат любой вылазки зачастую зависел от навыков играющих и банального везения.
В Patapon 2 Remastered мультиплеер был вырезан, вследствие чего сразу же возникает вопрос: почему было не сделать возможность играть в локальном кооперативе на одной консоли? Безусловно, у игры есть проблемы с обратным откликом на некоторых моделях телевизоров и это могло негативно сказаться на мультиплеерной составляющей, но на вряд ли это коснулось бы большинства владельцев PlayStation 4. Нам бы очень хотелось отправиться в совместные рейды, объединив усилия с тремя другими игроками. Это не только стимулировало бы чаще наведываться в Парагет, но и позволило бы частично отказаться от помощи не очень-то активных Комупонов. Но единственное, на что хватило разработчиков – это выдать игрокам в качестве компенсации «Friendship Equipment» и «Lordly Hairpiece». Это лучше, чем ничего, но подобными решениями авторы порта недвусмысленно дают понять, что если на рынке когда-нибудь появится Patapon 3 Remastered, то из неё точно также будут вырезаны все многопользовательские элементы, а взамен игроки получат какую-нибудь безделушку.
Итог: Patapon 2 Remastered – небольшая отдушина для тех, кто с тоской вспоминает о временах, когда на рынок выпускались по-настоящему самобытные и запоминающиеся игры. Политика Sony Interactive Entertainment изменилась и маленькие проекты, вроде LocoRoco, echochrome, Patchwork Heroes и Tokyo Jungle уступили место крупнобюджетным AAA и играм от независимых разработчиков. И хотя вторую часть серии можно смело назвать промежуточной, поскольку она развивает идеи оригинальной игры, а не выводит их на новый уровень, проходить её по-прежнему весело. Способствуют этому обновленное визуальное оформление, отреставрированный звук и затягивающий игровой процесс. К сожалению, в игре могут возникнуть проблемы с обратным откликом, а также трудности с её освоением. Так что если у вас уже были сложности с ремастерами PaRappa the Rapper и LocoRoco, то с большой долей вероятности, они никуда не денутся. Очень жаль, что за прошедшие годы инженеры Sony не смогли найти выход из этой ситуации, однако мы надеемся, что компания не прекратит выпускать ремастеры. Самые любопытные игры того времени – LocoRoco: Midnight Carnival и Patapon 3 – просто обязаны появится на PlayStation 4.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.