id software – гигант игровой индустрии и ни для кого не секрет, что этот самый гигант создал такие великие серии игры, как Doom, Quake, а также Wolfenstein. Игра Rage, анонсированная несколько лет назад быстро стала одной из самых громких и ожидаемых проектов за 2011 год. За эти несколько лет в сети периодически появлялись трейлеры, геймплэйные ролики и видео с конференций QuakeСon, которые подогревали интерес геймеров, а также любителей киберпанка, научной фантастики и всего, что связанно с апокалипсичным будущим. Я как раз подхожу под эту категорию. Но различные превью и видео я старался тщательно пропускать мимо ушей, ради того, чтобы самому все увидеть. Наконец дождался!
Я сделал краткий обзор single-player’ной части игры. Главная беда Rage - она все время что-то напоминает. Когда я только включил игру, я подумал: что это за разновидность Red Faction Guerilla такая? Посудите сами – планета, дико похожая на марс, в руинах и залежах технического мусора, находится оплот цивилизации, с давно заброшенными дорогами, по которым вам придется ездить от одной точки до другой, от укрытия различных противников до деревни выживших и повстанцев. Red Faction? Он самый. Красную униформу бойцов правительства id явно выкрали из игры Chase. Метро, набитое поселенцами, мутантами, и прочей живностью геймер хорошо успел изучить в игре Metro 2033 – здесь оно тоже имеется. Засекреченные базы местных вояк, бандюги и мутанты отлично знакомы игроку по серии игр Stalker. Музыка, играющая в подземке напомнила мне Rifts: Promise of Power, выходившая на платформе N-gage.
Сюжет игры банален донекуда – ваш персонаж колонист из «Ковчега». Ковчеги - своеобразные бункеры, использовали для расселения колонистов по различным уголкам земли, после падения метеорита, который уничтожил цивилизацию, как таковую. Прошло много лет, многие технологии были позабыты, города были заброшены и покинуты, произошел спад практически во всех сферах жизни общества, а организация под названием «Правительство» в будущем разискивает Ковчеги, для раскрытия секретов колонистов из прошлого, исключительно ради собственной выгоды и господства над всем живым. Естественно в ответ на действия Правительства отреагировала организация повстанцев, дела у которых продвигались очень плохо, до вашего прибытия. Повстанцы только отсиживаются на своих секретных базах, и ждут, пока кто-нибудь забесплатно будет выполнять для них скучную и грязную работенку. И, конечно же, у них появляется колонист из Ковчега, немой, безликий, бесхарактерный главный герой, который никому не в состоянии отказать, в том числе и повстанцам. Ваша задача – раскрыть секреты Правительства, а именно: откуда взялись мутанты, что именно правительство привлекает в ковчегах, а также помочь повстанцам вытащить из-под земли Ковчеги.
Поселений мирных жителей в игре всего три. В них можно выполнять задания не только сюжетные, но и те, что предложат вам местные жители, также можно найти работенку на доске объявлений, погоняться на треках, сыграть в азартные игры, послушать разговоры и сплетни, прикупить полезных и не очень товаров (об этом ниже), в конце концов, можно прятаться от дронов правительства (что удивило, так это то, что дроны знают вас в лицо, а правительственные вояки нет). Собственно так протекает жизнь в антиутопичном будущем.
Расскажу вам о тех, кого вам придется изничтожать на протяжении всей игры – о противниках. Противники в игре не отличаются разнообразием – так в игре есть бандиты, мутанты, вояки Правительства, Железноголовые, и одичавшие поселенцы из Диких Земель.
Начнем с Бандитов – обыкновенные парни, которые докучают мирным гражданам, живут за их счет и вообще всех недолюбливают, в том числе и Правительство, однако напасть на Правительство у бандюганов кишка тонка, потому парни обитают в руинах, недалеко от поселений мирных жителей и ждут смерти от ваших рук. Бандиты встретятся вам в самом начале игры, и периодически будут попадаться вам на дорогах. Против бандитов пойдет хорошо абсолютно любое оружие, так как противники они никакие. Конечно, в больших группах бандиты заставят вас спрятаться, но долго вам сидеть в своем укрытии не дадут – некоторые бандиты умеют пускать радиоуправляемые машинки со взрывчаткой (аля Call of Duty), а также умело закидывают ваше укрытие гранатами. А на дорогах советую не тратить на разъезжающих бандитов ракеты, а быстро расстрелять из пулеметов. Серьезного ущерба вашей машине они нанести не в состоянии, так как стреляют они из пулеметов, да изредка пользуются энергетическими щитами и минами, ну а если поставить хороший радиатор и неплохую броню из «Фелтрита» на свой автомобиль – вполне себе можно таранить засранцев в упор. За изничтожение бандитов на дорогах дают деньги и сертификаты – либо в барах, либо на месте.
Мутанты – жители заброшенного города, где раньше располагалась секретная лаборатория Правительства, он же госпиталь, где пытались создать сверхчеловека, однако проект провалился – мутантов выпустили, они начали размножаться и захватили весь город в свои лапы. Впервые вы встретите этого противника в телевизионной игре «Убей мутанта!», суть которого, как и в «Бегущем человеке» с Арнольдом Шварцнегером заключается в том, чтобы выжить. Мутанты в игре встречаются почти повсеместно, как в начале, так и в конце игры. Делятся мутанты на несколько типов: самый часто встречающийся тип мутантов – голый до пояса мутант с дубиной или кинжалом. Он легко лечится картечью из дробовика или очередью из автомата, достаточно просто встать и стоять на месте – мутанты, истошно вопя, сами побегут к вам. Ещё одна разновидность мутанта – мутант с взрывчаткой, он несется прямо на вас и как только достигает своей цели – подрывается на месте (Serious Sam и «Камикадзе»). Этот тип мутантов легко уничтожается так же, как мутанты с дубиной, главное не дать ему подобраться близко к вам. Ещё один тип мутантов – это мутант синеватого цвета, щупальцами, его можно легко уничтожить, обстреливая его из автомата, просто бегая и прыгая вокруг него, стараясь увернуться от щупальцев. Также в природе Rage существуют мутанты дальнего боя – обстреливающие вас фаерболами или зеленой кислотой. Те, что стреляют фаерболами – вечно торчат на всяких крышах и окнах, потому легко выкуриваются со всего места выстрелом из снайперской винтовки в раздутый лоб. Ну а те, что плюются кислотой – стандартно обстреливаются из автомата и картечи, главное не попадайте под их плевок, ведь как только он попадет в вас – экран покроется зеленой жижей, а мутант попробует предпринять атаку в ближнем бою. Есть ещё огромный босс мутантов, который повстречается вам в заброшенном городе – его легко уничтожить пару-тройку раз выстрелив из ракетницы в сердце и в голову, когда он попытается размахнуться или будет злиться, и трясти головой.
Железноголовые – встретятся вам в метро, в качестве электриков и Техножрецов из Адептус Механикум, правда, материться они будут нещадно, называя друг друга «пацанами» и «товарищами». По сюжету «Пацаны» - местная банда техников и инженеров, заправляющая электростанцией в Подземке и подающая электричество, как в метро, так и в другие поселения Пустоши. Буду банален, отличительная черта железноголовых – железный шлем на голове. Железноголовые группами по три-четыре шлема нападают издалека, обстреливая вашу позицию, в противном случае рвутся в бой с каким-нибудь молотком или другим инструментом. Шлем отлично срывается с головы железноголового выстрелом из арбалета или из снайперской винтовки, а затем добивается повторным выстрелом. Если же железноголовый ринулся в ближнюю атаку – его шлем с охотной быстротой срывается с головы картечью, ну а дальше вы знаете... Иногда в местах обитания железноголовых попадаются стреляющие роботы-пауки, ползающие по потолку и по полу, советую снять выстрелом из дробовика или очередью из автомата, а потом забрать останки для создания собственного точно такого же робота. Ещё среди жителей Электростанции встречаются гиганты с пулеметами или огнеметами. У великана с пулеметом почти без проблем можно снять шлем картечью, мини-ракетами из дробовика, ну или просто выстрелом из ракетницы, а великана с огнеметом легко уничтожить, выстрелив ему в огнемет за спиной – при этом противник подлетает вверх и смачно разбрасывает свои останки по округе. У железноголовых есть босс, с отличительно красным шлемом и небольшой полоской здоровья. Ничего особенного он из себя не представляет – обычный железноголовый, но только стреляющий мини-ракетами из дробовика.
Поселенцы из диких Земель – одичавшие люди, деградировавшие, забывшие языка, ну и создавшие племя, а любимое занятие племени - убивать любого человека, который заглянет к ним на огонек. Нападают ребята небольшими группами, активно лезут в ближний бой, с применением кинжалов. Отлично уничтожаются автоматными очередями, либо картечью из дробовика. Те поселенцы, что постреливают в вас из луков сверху – лучше уничтожать обычными стрелами из арбалета, так как из снайперской винтовки проблематично целиться – противник все время находится в движении.
Ну и наконец, прихвостни правительства – это парни в серых или красных костюмах (из игры Chase), стреляют они из автоматов и пулеметов, что поставляются им правительством. Парней из правительства можно впервые встретить по возвращению в ваш ковчег, а потом вы будете встречаться с ними гораздо чаще, вплоть до конца игры. Можно сбить с вояки шлем, а затем отстрелить голову, вояк в серых костюмах нужно расстреливая их особыми патронами из автомата, либо очередью из импульсной пушки. Также вояки взяли к себе на вооружение мутантов, которых нетрудно раскидывать, выстрелив пару раз из дробовика. Вояки в красных костюмах периодически достают энергетические щиты и таранят вас, другие вояки передвигаются в полуприсяде за носителем щита и обстреливают вашу позицию. Вояки также встретятся вам на дороге в самом конце игры – стреляют они из энергетического оружия, наносят неплохой урон вашей машине, потому советую пользоваться щитами и ремонтными дронами, правительственные машины без нареканий уничтожаются ракетами. Финального противника в игре нет, что удивило. Это притом, что в игре есть импульсная пушка с патроном «BFG» - знакомое всем игравшим в серию игр Doom. Это как бы финальное оружие с особым зарядом, необходимое для полного экстерминатуса всего живого в поле зрения. По всей видимости, игру не доработали, а финал вообще сделали для галочки. После прохождения игры на душе не остается вообще ничего. Концовка не вызывает никаких чувств. Игра не стоит свеч.
Не смотря на то, что вы человек из прошлого, один из местных ученых приоткрыл вам завесу правды – ваше тело напичкано различными маленькими компьютерами (могу предположить, что это имплантанты). Ко всему прочему ваш персонаж - редкий обладатель дифибрилятора, который встроен в его сердце и после того, как его уложат противники – необходимо сыграть в мини игру, а затем ваш персонаж снова оживет. В трех деревушках, что встретятся вам на пути можно найти незаменимые вещи, которые можно просто купить за местную валюту, обменять на сертификаты, выигранные в гонке или выполнить задание, после чего вам обязательно достанется апгрейд:
1) Улучшение для дифибрялятора. Обязательная для эксплуатации вещь, если вы проходите игру на высоком уровне сложности. Не то, чтобы игра была хардкорной, но задавить количеством противники могут. Каждый апгрейд дифибрилятора дает ещё одну попытку оживить персонажа. Я собрал три таких апгрейда. Потому мог три раза оживить персонажа в бою.
2) Броня для вашей экипировки. Вообще в игре нельзя детально настраивать, менять или ремонтировать экипировку. Во втором поселении мирных жителей вам дадут на выбор три различных экипировки, каждая со своими отличительными особенностями. Я, к примеру, выбрал ту, что хорошо защищает от урона. Уже далее вы можете в магазинах покупать улучшения для вашей брони. Таких тоже будет три. Улучшения ничего не дают, кроме повышенного армора.
3) Броня для вашей машины. Выигрывайте в местных гоночных соревнованиях сертификаты или просто уничтожайте бесконечных противников на дорогах, за которых тоже дают заветные бумажки в барах. Помимо брони у продавцов запчастей можно купить улучшения движка (влияет на ускорение), колеса с шипами и лучшим сцеплением, различные подвески и логотипы, а так же ремонтные дроны, силовые поля и оружие.
4) Оружие. Основное оружие вы получите, выполняя те или иные сюжетные задания – арбалет, пистолет, снайперскую винтовку, дробовик и даже BFG. Все, что можно докупить в магазинах – различные разновидности патронов и апгрейды для них. Так же в свободной продаже можно купить автомат (смахивает на AK47) и пулемет (стоит на вооружении правительства). Патроны бывают самых разных типов, но чаще всего встречаются обычные, с подрывным зарядом, бьющие электрическим разрядом и «проникающие» под броню.
5) Схемы/Рецепты. Схемы и рецепты необходимы для создания собственных пулек, а также различного крафтинга полезных и не очень приборов. Так в магазине можно купить схему создания турели и детали к ней. Прямо посреди боя можно создать турель в специальном меню и использовать её во благо человечества. Так же в этом специальном меню можно создавать: боевых дронов, отмычки, бинты (бинты - это местные аптечки, но не пугайтесь, ведь здоровье, как положено в современных играх восстанавливается само собой), радио-управляемые машинки (разведка из этих машинок никакая, так как противники появляются только по скрипту, а вот для подрывных работ самое оно), электромагнитные бомбы (для уничтожения генераторов, создающих силовое поле), различные патроны и многое другое. Из всего этого списка мне действительно пригодились только отмычки и эм гранаты. Все остальное добро можно без проблем купить в магазинах или найти.
Все эти пункты можно было доработать и разнообразить, так, например, в игру можно было добавить:
1) Чипы-апгрейды для организма вашего протагониста. Различные чипы улучшали бы или ухудшали различные параметры, давали бы особые способности.
2) Разумно было бы добавить различные классы и навыки, которые мог бы изучать ваш персонаж.
3) Экипировку можно было бы менять по своему вкусу, необходимо было добавить различные характеристики для брони, добавить особые эффекты, различная броня защищала бы вашего персонажа от различного типа патрон и влияла бы на вашу скорость перемещения. Также необходимо было добить износ брони.
4) Изменить размер вещмешка персонажа. Так ваш персонаж может нести с собой бесконечное количество всякого хлама, что никак не влияет на его скорость перемещения.
5) Отмычки, турели и прочие вкусности можно было бы смешать с загадками и поставить побольше секретных мест, где их можно было бы применить. Также было бы неплохо, если бы здоровье персонажа не восстанавливалось и вам приходилось бы самим кашеварить для себя аптечки из различных трав и цветков. Плюс можно было бы создать пару рецептов с какой-нибудь наркотой или зельем, что придавало бы персонажу временное бессмертие или вгоняло в ярость. Фантазировать на эту тему можно бесконечно.
6) Машину можно было бы детально обвешивать – броня, подвеска, покраска. Вы бы сами решали, сколько и какие пушки можно поставить на вашу машину. Более того, машину можно было бы превратить в камеру хранения запчастей и оружия. В игре можно подбирать бензин, но все, для чего он нужен – для продажи. Можно было бы использовать находку для разнообразия геймплэя.
7) Необходимо было добавить больше типов противников, открытый для изучения мир, смену дня и ночи, больше городов и главного злодея.
В общем, куда не глянь – везде можно что-то добавить, улучшить, продумать. Даже не хочу придумывать оправдания для id и Bethesda, но, черт побери, я от них не ожидал такого.
Про графику и физику движка id Tech 5 вы, наверное, наслышаны – глюк на глюке, а также различной степени тяжести тормоза. Ужасные текстуры, прорисовка, оптимизация, освещение, тени, почти полное отсутствие эффектов, сильная заскриптованность всего происходящего, минимальная интерактивность. Единственное, что порадовало в игре – локализация. Озвучка персонажей хороша, что удивило – синхронизация текста с губами. Музыка тоже хороша, местами напомнила киберпанк фильмы и игры схожей тематики.
Итог: Самый обыкновенный линейный шутер, качеством ниже среднего, с кучей заимствований и недоработок. Играть только упоротым любителям всего постапокалепсического, а также, если есть свободные 10 часов жизни, которые не на что потратить.