«– Великая станция "Вайлон", где "встречаются торговля и промышленность". В рекламе её явно приукрасили...»
Капитан Чжао размышляет о новом месте пребывания
Тема борьбы с космическими жуками за жизненное пространство постепенно набирает обороты в медиасреде: Helldivers II не сходит со страниц новостных порталов, на которых смакуется любая связанная с игрой мелочь, на стриминговых сервисах вовсю крутят Alien: Earth, где случайно завезённые на Землю жуки планомерно сокращают коренное население голубого шарика, а Columbia Pictures уже вовсю готовится к возрождению франшизы «Звёздного десанта», подключив к этому делу потрясающего режиссёра Нила Бломкампа (Neill Blomkamp), известного по «Району №9». Поэтому лучшего времени, чтобы обсудить всё, что связано со Starship Troopers, просто не сыскать, – особенно игры, которые по-прежнему развивают события, показанные в первых трёх фильмах.
Как и было обещано, мы решили пройтись по сюжетным дополнениям для стратегической игры Starship Troopers: Terran Command, которых на данный момент существует всего два. Но, как недавно стало известно, в следующем году авторы намереваются разразиться третьим. Поэтому нам ещё будет что обсудить, если только активно огораживающееся от остального мира родное начальство не решит к тому времени окончательно прикрутить нам вентиль (фьють, ха!). Дополнение Raising Hell появилось на полках цифровых магазинов через год после выхода Terran Command и было встречено с прохладой. Игроки негодовали из-за высокой цены, скромной продолжительности и отсутствия сюжетного развития. Многим хотелось знать, что случилось с тем проштрафившимся полковником и чем там занимаются хвалёные Мародёры во главе с генералом Рико, а вместо этого им было предложено погрузиться в будни каких-то никому не известных наёмников, занимающихся какими-то мутными делишками на окаринах космоса.
История Raising Hell разворачивается на торговой космической станции «Вайлон», принадлежащей корпорации «ГефеСтар». Мобильная пехота была прислана туда, чтобы отправиться на Геенну – покрытую действующими вулканами сейсмически нестабильную планету, на которой добывается топливо для комических кораблей. Проблемы начинаются сразу по прибытью, так как на нижних палубах ни с того ни с сего разгораются пожары, грозящие перекинуться на топливные отсеки. Пытаясь предотвратить катастрофу, вояки обнаруживают заполонивших вентиляционные шахты жуков, которые уже успели пожрать экипаж и построить ульи. Однако на этом проблемы не заканчиваются, ведь помимо членистоногих по подвальным помещениям бродят наёмники «ГефеСтара», которые спешно заметают следы неких научных экспериментов, как-то связанных с арахнидами. Вояк наёмники трогать не стали, но недвусмысленно дали понять, что оным лучше не совать свои носы в чужие дела.
По прибытию на Геенну становится понятно, что простым это задание не будет, так как местные жуки несколько отличаются от тех, что живут на других планетах, таких как Клендату или Валаша. Что именно арахниды забыли в этом непригодном для жизни месте – не ясно, возможно, им понравился жаркий климат и снабжённые подогревом пещеры, но, насколько бы невыносимыми не казались условия, они сумели адаптироваться и даже пойти по новому эволюционному пути, доставляя находящимся на планете работягам массу хлопот. Сама по себе Геенна оказалась тем ещё местечком: тут и там из-под земли периодически бьют фонтаны огня, разъярённые вулканы исторгают из себя лаву и горящие камни, а после особо мощных извержений на землю опускается непроглядный пепельный туман, скрывающий от глаз полчища голодных тварей. А тут ещё и наёмники «ГефеСтара» занимаются какими-то мутными делишками, которые явно не сулят ничего хорошего для человечества.
Однако вместо того, чтобы сосредоточиться на делах, которыми ворочает корпорация за спиной у Звёздного Маршала, авторы Rising Hell зачем-то решили показать нам разборки между «ГефеСтаром» и её наймитами. И ладно бы в ходе этих разборок вскрылась какая-то тайна, переворачивающая сюжет с ног на голову и объясняющая, для чего корпорации нужно так сильно рисковать, связываясь с силами Федерации, но, к сожалению, ничего срывающего покровы тут нет. Да и сами разборки – это обыкновенная делёжка бабла несколькими заинтересованными лицами: осознав всю щекотливость ситуации, наёмники начали шантажировать корпоратов, пытаясь выдоить из них побольше денег, а те, чтобы не отдавать лишнего, укрылись за спинами вояк. В общем, типичная ничем не примечательная грызня на фоне популярного сеттинга. Однако сомнительной историю делает не это, а то, что из-за всех этих «нововведений» вселенная Starship Troopers начала терять свою самобытность.
Ведь если заменить название местной корпорации на «Вейланд-Ютани», мобильную пехоту на космоморпехов, а арахнидов на ксеноморфов, то на выходе получим набившую оскомину историю про Чужих, которой фанатов научной фантастики пичкают не одно десятилетие. К тому же вояки здесь представлены эдакими наивными идеалистами, которые искренне верят, что действуют в интересах Федерации, хотя по факту они работают на обогащение корпоратов, а наёмники – жадными до денег мерзавцами, которые не пошевелят и пальцем до тех пор, пока им на счёт не капнет денежка, хотя на кону стоят жирные контракты с Федерацией и их собственные жизни. И как бы да, сатирическую составляющую вселенной Starship Troopers никто не отменял, поэтому подобные образы кажутся вполне уместными. И так бы оно и было, если бы не директорша «ГефеСтара» по имени Пател, которая изначально строила из себя злого-презлого корпората, а потом в какой-то момент резко поменялась и встала на сторону «правильных» парней, чтобы те бросились ей навстречу и слились с ней в едином экстазе.
И это несмотря на то, что ещё пару миссий назад Пател посылала их на самые самоубийственные задания, лишь бы те не путались под ногами. Понятно, что бойцы Федерации – люди подневольные, им что приказано, то они и делают, но могли хотя бы изобразить их достойными людьми, а не какими-то подушками для битья, с которыми можно делать всё, что хочешь – они даже не обидятся. Авторам ведь по силам было показать, как вояки, прикинувшись эдакими простофилями, на самом деле вели бы своё расследование и потихоньку копали под «ГефеСтар», чтобы в итоге накрыть эту шарашкину контору, а затем национализировать добычу и переработку топлива в интересах Федерации. Понятно, что в местном сеттинге даже такой акт патриотизма закончился бы тем, что контору передали бы сыну какого-нибудь чинуши, который, воруя направо и налево, сделал бы её убыточной, на манер того, как это происходит в нашей жизни, но даже этот вариант развития событий выглядел бы интереснее, чем тот, что был представлен в итоговой версии.
Но плохо даже не это, а то, что Пател позиционируется авторами как положительный персонаж, который осознал в какой-то момент всю щекотливость ситуации, одумался и разорвал связь с наймитами. А те, будучи неблагодарными людьми, не оценили такой мув со стороны руководства и решили прибрать их совместные с «ГефеСтаром» труды к рукам, чтобы толкнуть их на чёрном рынке и обеспечить себе безбедную старость. И плевать, что Пател сама же инициировала эту операцию, привлекла к ней солдат удачи и даже решила удержать часть выплат, повинуясь заведённым у собственников рефлексам, что и повлекло за собой дальнейший конфликт. И да, чтобы у игроков вообще не осталось никаких сомнений, кто тут настоящий злодей, сценаристы сделали всех наёмников мужчинами. Не станут же женщины заниматься какими-то грязными делишками, да ещё и за спиной у Федерации. Хотя погодите-ка... В общем, как заведено у современных креаклов, чтобы представить беспристрастную, умную и расчётливую женщину, нужно выставить окружающих её мужчин максимально глупыми, жадными и наивными. Ну не прописывать же в самом деле нормальных персонажей, особенно женских.
Впрочем местный сюжет – это лишь половина беды. Другая проблема заключается в скромной продолжительности: Raising Hell предлагает семь коротких миссий, в ходе которых игрокам будет предложено заниматься зачисткой ульев, освобождением шахт и запуском бурильных установок, работа которых неминуемо привлекает внимание жуков. Интересными эти задания делает постоянное переключения между солдатами Федерации и наёмниками, которые будут периодически сменять друг друга, выполняя различные действия. Также на разнообразии сказываются особые климатические условия Геенны, ведь из-за того, что бойцы могут угодить в лаву, быть раздавленными прилетевшим откуда-то сверху булыжником или сгинуть в пепельном тумане, приходится более внимательно следить за тем, что происходит на экране. Да, это влечёт за собой дополнительный микроконтроль, но здесь он не такой напрягающий, как в других стратегиях, так что он не особо портит впечатления.
В отличие от Starship Troopers: Extermination, где жуки с разных планет отличаются друг от друга лишь расцветкой, в Raising Hell наглядно демонстрируется, куда могла бы завести жучиную братию эволюция, окажись они в экстремальных климатических условиях. Больше всего игрокам в этом дополнении будут докучать Стингеры – маленькие жучки, плюющиеся высокотемпературными снарядами. Они не особо живучие и легко умирают от пары попаданий, зато с лихвой компенсируют это большой численностью, быстротой и любовью бить по целям издалека. Поэтому по возможности лучше всегда держать под боком отряд снайперов с заранее установленными директивами, который мог бы их отогнать. Другим не менее назойливым противником является Сжигатель. Мало того, что этот жук-переросток выпускает из себя струи прожигающего плоть огня, так он ещё и активирует режим камикадзе, когда видит, что битва складывается не в его пользу.
Перед смертью Сжигатель получает небывалый заряд бодрости, после чего он подбегает к цели и взрывается вместе с ней. И сделать с этим ничего нельзя – разве что выставить против него инженерный шагоход, прочности которого хватит, чтобы не откиснуть после устроенного жуком фейерверка. Два других противника, Пиромуха и Гремучник, относятся к летающим типам. Первый походит на здоровенную разбухшую муху, которая любит зависать над отрядом и поливать его горючим веществом, а второй смахивает на Прыгуна, только задача Гремучника состоит не в том, чтобы схватить кого-то и унести в своё гнездо, а чтобы подлететь максимально близко и превратиться в огненный шар. Причём организованный жуком взрыв настолько силён, что моментально разносит часть отряда штурмовиков на кровавые ошмётки и сносит шагоходу солидную часть брони. Лучший способ избавиться от тех и от других – поставить турель (благо, инженерный шагоход это умеет) или воспользоваться услугами наёмника-пулемётчика. А лучше задействовать и то, и другое.
Чтобы игрокам было чуточку проще противостоять местной фауне, авторы поместили в Raising Hell аж целых шесть новых юнитов, самым приметным из которых стал инженерный шагоход, отсылающий нас к роботу-погрузчику Caterpillar P-5000 из вселенной Чужих, только вместо механических клешней у него здоровенный бур, которым он может сверлить недругов, и сварочный аппарат, позволяющий ему устанавливать турели, чинить технику и даже заниматься саморемонтом. Поскольку локации в дополнении стали меньше, а вызванные извержениями вулканов туман снизил поле зрения до возможного минимума – стычки с противником на коротких дистанциях стали практически неизбежны. В таких ситуациях весьма кстати приходятся наёмники-шрапнельщики, вооружённые мощными дробовиками. Помимо безумной скорострельности, которая не снижается в зависимости от потерь, у шрапнельщиков также есть возможность трансформировать своё оружие в гранатомёты, из которых те могут стрелять поверх своих сослуживцев. Ну а если повысить их уровень до максимума, то бойцы научатся закладывать мины – зажигательные или осколочные. И те, и другие бывают очень полезны, когда нужно защитить очередную буровую установку или избавиться от назойливых Сжигателей.
На фоне шрапнельщиков наёмники-автоматчики кажутся менее интересными, так как они мало чем отличаются от вооружённой штурмовыми винтовками пехтуры. Единственное существенное различие заключается в наличии двухфазной гранаты, снабжённой двумя зарядами. Первый срабатывает при контакте с поверхностью, а второй активируется чуть позже и охватывает больший радиус. Опять же, весьма полезная вещь против наступающих волн и жуков-смертников. Лучший способ уберечь шагоход или шрапнельщиков от атак с воздуха – нанять наёмника-пулемётчика, у которого есть два режима: мобильный и стационарный. В первом он движется и ведёт стрельбу, что негативно сказывается на его дальности и точности, а во втором превращается в небольшую турель, что, несомненно, улучшает показатели, но неминуемо приводит к перегреву оружия. В отличие от других юнитов, пулемётчик всегда один и он не присоединяется к отрядам, что делает его похожим на Полковника Бартона из Command & Conquer: Generals, с той лишь разницей, что у наёмника нет здоровенного ножа и навыков скрытности. Но это легко компенсируется наличием боевых стимуляторов, которые временно усиливают его способности, и зажигательных боеприпасов, уничтожающих всё живое в радиусе обстрела.
О двух оставшихся юнитах можно мало что сказать, поскольку разработчики дают ими поиграть лишь под конец сюжетной кампании на завершающем этапе финальной миссии. Речь идёт об испепелителях и офицере в экзоскелетных костюмах. Оба подразделения обладают чудовищной скоростью, которая позволяет им преодолевать огромные расстояния за короткие промежутки времени, а также подавлять вражеские силы непрерывным огнём. Помимо всего прочего испепелители вооружены мощными огнемётами с высокой дальностью стрельбы, которые не только эффектно смотрятся, но и обладают повышенной прожигающей силой. Но ввиду того, что поиграть за этих юнитов дают от силы минут пять, ощутить всю их прелесть и понять, насколько они эффективны против тех или иных разновидностей противников, довольно сложно. По всей видимости, авторы оставили их для внутриигрового конструктора, который позволяет игрокам создавать свои сценарии с уникальными целями и задачами, а также для режима «Territory Mode», в котором уже есть тематическая локация, отражающая в себе климатические особенности Геенны.
Итог: Если у игроков и были какие-то сомнения относительно наличия повестки в оригинальной Starship Troopers: Terran Command, ввиду того, что данная франшиза всегда всех уравнивала и никогда не делала перекосов в чью-либо сторону, то Raising Hell расставила все точки над «ё», в очередной раз доказав, что современным креаклам, отстаивающим интересы социального равенства, не нужно никакое равенство. Им достаточно следовать трендам, выставляя мужских персонажей жадными негодяями или наивными глупцами, чтобы на их фоне женские смотрелись чуточку выигрышнее. Наверное, таким образом авторы рассчитывали на публичное одобрение от воукнутых активистов, но вместо этого получили вал негативных отзывов и снижение интереса к проекту. Если прибавить ко всему вышесказанному короткую продолжительность, отсутствие интересных миссий и откровенные заимствования из Чужих, которые выглядят в рамках вселенной Звёздного Десанта в крайней степени чужеродно (простите за каламбур), то получится совсем грустная картина. Радует во всём этом только то, что авторы сделали из произошедшего какие-никакие выводы и немного исправились в следующем дополнении под названием Urban Onslaught, но о нём мы поговорим в другой раз.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.