«– Что ж. Вот и ваша лаборатория. Не буду скрывать – всё руководство взволновано. Как при посадке на Луну. Ньютон... Эйнштейн... Теперь вы. – Так, минуту, что-то... Что-то здесь не так... Кажется я включил не ту кассету. Секунду... – Удачи, самый лучший учён... – Так, сейчас. *робот включает нужную кассету* – Ты в комбинезоне. За работу, а то уволю. – Комбинезоны больше не выдают»
Грейди вводит игрока в курс дела
Имея практически неограниченный запас денег, получаемых за счёт цифрового магазина Steam, компания Valve, специализирующаяся на интерактивных развлечениях, периодически пытается освоить новые рынки сбыта своей уникальной продукцией. За минувшие годы нам были представлены стриминговые устройства, консоли, геймпады, гарнитуры виртуальной реальности и множество других приспособлений. Но ни одно из них не добилось такого успеха, как Steam Deck – портативная игровая система, способная запускать игры, адаптированные под SteamOS. И дело вовсе не в вездесущей рекламе (на неё Valve особо не тратилась), не в большом количестве эксклюзивных проектов (игр, заточенных под родные устройства, у компании всегда было кот наплакал), и даже не в попытках компании вытеснить с рынка Nintendo и Sony. Дело в форм-факторе.
Мы с вами уже давно живём в мире, где балом правят смартфоны, смарт-часы, лэптопы и другие переносные устройства. Старые геймеры, привыкшие коротать время за стационарными компьютерами и игровыми системами, постепенно уходят в прошлое, а на передний план выходят мобильные развлечения, приносящие разработчикам и инвесторам баснословные прибыли. Поэтому чем дальше, тем реже юные геймеры отдают предпочтение классическим консолям, требующим усидчивости, а также наличия определённых игровых навыков. Со временем это привело к тому, что крупные рыночные игроки стали принимать некие «компромиссные» решения, способные удовлетворить всех. Отсюда появление гибридной Nintendo Switch, устройства дистанционного и облачного воспроизведения PlayStation Portal и множества других систем, специализирующихся на ретро-играх.
И хотя сама Valve за год до выпуска Steam Deck клялась и божилась, что не станет создавать для своей портативной консоли никаких эксклюзивных проектов, объясняя это тем, что в рамках данной концепции это не будет иметь никакого смысла, она нарушила своё обещание в год её выхода. Да, технически Aperture Desk Job – это не эксклюзив, поскольку данный проект можно без проблем запустить на обычном персональном компьютере, предварительно подключив к нему DualShock 4 или DualSense, но это будет одним из самых бесполезных занятий на свете, поскольку новая игра Valve создавалась с одной единственной целью – наглядно продемонстрировать, на что способен Steam Deck, а заодно раскрыть некоторые из его возможностей. Например, до запуска этой игры мы даже не подозревали, что в систему встроен гироскоп. Да, технология очень распространённая и представлена чуть ли не в каждом калькуляторе, однако нам всё равно было любопытно узнать о её существовании.
Что особенно приятно, Aperture Desk Job – игра совершенно бесплатная. По всей видимости, Valve вдохновилась примером Astro’s Playroom для PlayStation 5, которая не только раскрывала потенциал игровой системы, но и сама по себе являлась отличным развлечением. Или же она вспомнила более ранние примеры: Face Raiders для Nintendo 3DS, The Playroom VR для PlayStation VR, Frobisher Says и Welcome Park для PlayStation Vita. Ну а чтобы как можно больше игроков обратили внимание на новую игру, было решено сделать Aperture Desk Job частью серии Portal. Точнее, её «расширенной вселенной», к которой также относятся The Lab, Aperture Hand Lab и Bridge Constructor Portal. Во всяком случае, так утверждает сама Valve, указывая это на официальной странице. Складывается ощущение, что компания готова пойти на что угодно, лишь бы не выпускать Portal 3… Или Left 4 Dead 3… Или Half-Life 2 Episode Three… В общем, лишь бы не делать триквелы.
Сюжет игры начинается с того, что игрока принимают на работу в компанию Aperture на должность инспектора по контролю качества. Его сажают за пульт и выделяют помощника – робота по имени Грейди, который должен следить за рабочим процессом и докладывать начальству о возможных нарушениях. Допустил оплошность – ступай на выход, ибо таких, как ты, за забором – тьма тьмущая. Как оказалось, компания Aperture очень многопрофильная. Помимо строительства роботов под управлением искусственного интеллекта и портальных устройств она также производит на свет первоклассные унитазы. Их-то герой и должен проверять перед тем, как отправить дальше по конвейерной ленте. Но, как это часто бывает, в первый рабочий день случается непредвиденное: один из унитазов ломается и пробивает транспортировочную трубу, поставляющую боеприпасы для местных турелей. Это приводит к тому, что бачок наполняется снарядами и начинает стрелять во все стороны, нанося корпорации дополнительный ущерб.
И вместо того, чтобы выставить новичка на мороз, Грейди внезапно решает взять идею на вооружение и создать несколько рабочих прототипов, чтобы затем протестировать их и представить главе Aperture – генеральному директору Кейву Джонсону, хорошо известному игрокам по Portal 2. Ну а для этого ему нужна помощь инспектора по качеству, то бишь игрока. Однако сделать это будет не так-то просто, так как в компании вовсю процветает промышленный шпионаж. Пока герои варганили свой прототип, кто-то уже успел украсть их идею и даже воспользоваться ею для устранения конкурентов. Сможет ли несчастная парочка довести своё изобретение до совершенства? Каковы их шансы пережить организованное покушение? И примет ли их у себя легендарный Кейв Джонсон, который номинально всё ещё руководит компанией, но которого никто не видел уже несколько лет? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать из Aperture Desk Job – небольшой интерактивной истории, созданной специально для Steam Deck.
Одним своим существованием Aperture Desk Job доказывает, что сценаристы Valve всё ещё способны создавать захватывающие истории, которые отличает непревзойдённый юмор, весёлые побочные линии, неожиданные сюжетные повороты и непередаваемая атмосфера, свойственная классической линейке игр. И это, безусловно, печалит, поскольку креативный отдел всё ещё таит в себе огромный потенциал, но он расходуется исключительно на поддержание опостылевших сессионных игр и на выпуск маленьких демонстрационных версий, подобных той, что попала к нам на разбор. Однако нельзя не заметить, что изголодавшиеся по одиночным играм разработчики постарались впихнуть в эту маленькую историю столько потрясающих диалогов, шуток и веселья, сколько было возможно. Хронометраж составляет примерно 30-40 минут, так что её вполне можно пройти за одну поездку в автобусе, если, конечно, происходящее в округе не будет отвлекать от диалогов. А на них тут приходится львиная доля впечатлений, так что вряд ли кому-то захочется пропустить строчку-другую.
С геймплейной точки зрения Aperture Desk Job – это экшен-игра с элементами рельсового шутера. На протяжении всей истории игроки будут находиться за пультом и всячески с ним взаимодействовать с помощью парных стиков, сенсорных панелей, экрана, микрофона и даже дополнительных кнопок, находящихся на задних рукоятках системы. То есть в игре задействован каждый элемент управления Steam Deck. Да, в большинстве случаев это взаимодействие чисто номинальное, поскольку авторы не придумали какого-то креативного использования, но если рассматривать эту игру как обучающее пособие, знакомящее с возможностями переносной системы, например, с созданием скриншотов или вызовом виртуальной клавиатуры, то предоставленного материала более чем достаточно.
Для того, чтобы усилить связь с серией Portal, разработчики использовали движок Source 2, который, как мы знаем, не пользуется популярностью у сторонних студий и в основном применяется в сервисных играх от Valve. Вкупе со старым минималистичным дизайном он выдаёт потрясающую картинку на Steam Deck, демонстрируя повышенную детализацию и великолепные визуальные эффекты. Всё это подкрепляется фирменным физическим движком, который активно используется со времён Half-Life 2 и Counter Strike: Source, так что игроки увидят много реалистичных взаимодействий с объектами, которые при повторном запуске будут вести себя несколько иначе. Хотя вряд ли кому-то из наших читателей захочется возвращаться к этой игре с той же частотой, с какой они перепроходят серию Half-Life или Portal. Хотя бы потому, что в Aperture Desk Job отсутствуют по-настоящему яркие моменты, которые хотелось бы освежить в памяти.
Также хочется похвалить игру актёров, ведь Valve не поскупились и пригласили к работе легендарного Джонатана Кимбла Симмонса (Jonathan Kimble Simmons), вернувшегося к роли эксцентричного Кейва Джонсона, олицетворяющего всё худшее, что есть в крупных корпорациях и частных лавочках как таковых. На роль Грейди был приглашён стендап-комик Нейт Баргатце (Nate Bargatze), который хоть и смог создать своего уникального персонажа, не похожего на Уитли из Portal 2, но в то же время его как будто держат на транквилизаторах – актёру недостаёт эмоций. Возможно, сказывается проф деформация, ведь на сцене он большую часть времени шутит шутки с каменным лицом, однако в такой игре, как Aperture Desk Job, хочется слышать в голосе героя больше безуминки и меньше монотонности. Но, даже несмотря на это, Грейди отлично вписался в эту вселенную и нам было бы интересно узнать, во что могло бы вылиться его противостояние с GLaDOS, если, конечно, таковое когда-нибудь случится.
Итог: Aperture Desk Job – увлекательная, весёлая и очень короткая история, которая отлично справляется со своей задачей – знакомит игроков в особенностями Steam Deck. Увы, но ни на что другое она не претендует, даже несмотря на то, что она очень неплохо дополняет вселенную Portal и закрывает собой некоторые сюжетные бреши. Стоит ли ради неё покупать переносную игровую систему? Определённо, нет. Рассматривать её нужно только и исключительно в качестве бонуса к дорогостоящему устройству. К тому же, глядя на неё, нам хочется, чтобы такая маленькая инди-компания, как Valve, которая всего-навсего владеет самым крупным цифровым магазином во всём ПК-сегменте и берёт с каждого реализованного ПО комиссию в размере 30%, нашла в себе силы выпустить полноценную игру, использующую все имеющиеся у Steam Deck возможности. Даже если бы она не имела отношения к Half-Life и Portal. Ну а пока у нас есть только Aperture Desk Job. И тут грех не вспомнить слова Кэйдзи Инафунэ (Keiji Inafune), которые тот произнёс, когда вкладчики с Kickstarter и давние фанаты достали его разговорами об итоговом качестве Mighty No. 9: «It’s better than nothing».
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.