«Но в чём же наше счастье будет впредь? Чтобы с негромкой грустью оглянуться И навсегда отсюда улететь? Иль всё же в том, чтобы сюда вернуться?»
Константин Ваншенкин, «В болезненном тщеславии своём»
Минуло без малого 30 лет с того дня, как одна из двух мировых сверхдержав навсегда прекратила своё существование. И, казалось бы, бояться уже нечего: мир однополярен, все мировые богатства сосредоточены в руках привилегированных меньшинств, а любые попытки воспротивиться текущим порядкам подавляются с особой рьяностью. Однако противники коммунизма не забывают напоминать гражданам, что строй этот был исключительно кровавым и человеконенавистническим. Находящиеся на подпевках у буржуазии креаклы с завидным постоянством снимают фильмы, пишут книги, рисуют графические новеллы и ваяют видеоигры антисоветской направленности. Целая гигантская индустрия работает над тем, чтобы люди в массе своей даже помыслить не могли о переустройстве мира, демонстрируя тупиковость альтернативных направлений.
Противопоставить этой машине, вкладывающей немыслимые средства в идеологически заряженные игры, вроде Call of Duty, Metro и Tomb Raider, борцам за социальную справедливость откровенно нечего, а потому вся надежда возлагается на независимых разработчиков, которые нет-нет да выдают достойные внимания проекты. Так что, когда польская студия Gamedust анонсировала свой трехмерный платформер Yupitergrad для PlayStation VR, заявив, что действующим лицом выступит советский космонавт, в нас закралась небольшая надежда. Надежда на адекватную историю, без пещерной антисоветчины, русофобии и прочих прелестей современной медиа-индустрии. Тем более, что перед космонавтом стояла благородная миссия – отправиться на космическую станцию Yupitergrad и синтезировать новую разновидность энергии, которая позволила бы человечеству совершить шаг в светлое будущее.
Собственно, в этом и состоит задача игрока – высадиться на станции, а затем, используя специальные липкие присоски, прикреплённые к скафандру, добраться до ключевой позиции и синтезировать так называемый «Пикол», в основе которого лежит добываемый с юпитера газ. Разумеется, выполнить задачу с первого раза у героя не выйдет, поскольку, как выяснится позже, всю станцию, включая её оборудование, создали всего несколько человек, причём за рекордно сжатые сроки. И это отнюдь не пятилетка, как можно было подумать. А потому не обойдётся без проблем с подачей воды и воздушным охлаждением. Впрочем, героя этим не напугать, ибо он, согласно мнению отечественных маркетологов, превозмогал всю свою сознательную жизнь, искренне полагая, что трудности делают советский народ сильнее. Так что вооружившемуся присосками космонавту предстоит пробраться в технические отсеки и, уворачиваясь от гигантских шестерней, лопастей и снующих туда-сюда контейнеров, наладить работу станции.
Помогать герою в его нелёгком деле будут суровый генерал Варников и саркастичный бортовой компьютер Алша. Ввиду того, что действующих лиц в игре ничтожно мало, а для формирования напряжения необходим какой-никакой конфликт, нетрудно догадаться, кому из троицы достанется роль кровавого деспота. Впрочем, проблема местного сюжета не в его предсказуемости, ибо от советского руководства в современных произведениях ничего другого ждать не приходится, а в нежелании авторов приложить хоть чуточку усилий и создать интересного антагониста. Создатели серии Bioshock, к примеру, не только показывали альтернативную историю и возможные пути развития, но и создавали любопытных злодеев, демонстрируя их положительные и отрицательные стороны. Немало времени уделялось мотивации, желаниям и стремлениям. Нечто аналогичное можно было сделать и в Yupitergrad, дав генералу возможность объяснить свою позицию и поставить героя перед моральным выбором. Вместо этого получился плоский, скучный и в какой-то степени карикатурный персонаж, в реальность которого поверить сложнее, чем в рассказы рыночников о бескризисном капитализме.
Но, чтобы как следует прописать героев, нужно поставить перед собой соответствующую цель, а оная здесь изначально заключалась в стремлении поглумиться над поверженным противником, который, к тому же, не способен дать сдачи. Впрочем, несмотря на характер той идеи, которую несёт в себе кульминация истории, она довольно-таки безобидна и даже в какой-то степени беззуба. Авторы и сами понимали, что всё творящееся в Yupitergrad – это чистой воды фарс, а потому старались набить игру шутками и каламбурами разной степени проработанности. Большая их часть натужна и развеселит разве что самых неискушенных игроков, но будет и несколько действительно забавных. Нас весьма развеселил тот факт, что газ, добываемый с поверхности Юпитера, используется не только для создания топлива, из него также получается очень вкусный компот.
К тому же авторы позиционировали свой проект, как «дизельпанк в космосе», однако из элементов дизельпанка тут разве что встроенные в скафандр героя ускорители, да парочка внутриигровых секций. Всё это подводит нас к другой проблеме, а именно к общей скудности декораций. Космическая станция Yupitergrad довольно-таки обширна, в ней множество узких пролётов, запутанных коридоров и просторных залов, которые хочется исследовать. Но ситуация такова, что все эти пространства никак не используются. Тут и там периодически попадаются терминалы, призванные развлечь игрока каким-нибудь случайным фактом, а также консоли и рубки, позволяющие задействовать очередной механизм, однако, кроме этого, смотреть в игре совершенно не на что. Разве не было бы интересным поглазеть на различные агитационные плакаты, статьи и видеоролики или почитать записки других космонавтов, учёных и инженеров, принимавших участие в создании этой грандиозной конструкции?
Основной особенностью игры выступают прикреплённые к скафандру присоски, позволяющие протагонисту цепляться за различные поверхности и, используя тросы, раскачиваться, взбираться на возвышенности и преодолевать большие расстояния. Данная механика открыла перед отечественными рекламщиками настоящий простор, ввиду чего из их уст посыпались самые разнообразные аналогии: «космический Тарзан», «социалистический Индиана Джонс» и даже «советский Человек-Паук». Не хватает разве что «нашего Гордона Фримена», ведь его с протагонистом объединяет много общего: молчаливость, стойкость и любовь к опасным экспериментам. Пожалуй, самым близким по духу стал дружелюбный сосед от Marvel, в шкуру которого игроки могли вжиться в недавней Spider-Man: Far From Home VR Experience. Но если в той интерактивной забаве игроков частенько укачивало, то в Yupitergrad этого практически не происходит. Подобного результата разработчики смогли достигнуть благодаря особым технологиям и довольно гибкой системе управления, которая позволяет подбирать тип и скорость вращения.
Сами уровни представляют собой небольшие головоломки, преодолеть которые можно, только если рассматривать гигантские коридоры космической станции, как платформенные уровни. Пользуясь привычной для жанра логикой, становится очевидным, где нужно проскочить, куда прошмыгнуть и что потянуть. Главная задача, как и в играх серии Mirror’s Edge – правильно рассчитать расстояние, использовать инерцию, а главное – не забывать про цветовую градацию. В мире белоснежных крыш и стеклянных небоскрёбов к интерактивным элементам причислялись вещи красного оттенка, в то время как на орбите Юпитера ведущий цвет – синий. Цепляться можно за любые поверхности, если те раскрашены в цвета чистого неба: потолки, стены, движущиеся платформы или выдвижные контейнеры. Интерактивные предметы обозначены жёлтым, что упрощает их поиск в местах, где всё вокруг выкрашено в одинаковые тона. Благодаря этой системе разработчики создали ряд бросающих вызов уровней, преодолеть которые без должной подготовки будет непросто.
Со временем задачи начнут усложняться, возникнут целые секции, в которых игрок должен будет цепляться за исчезающие, сменяющиеся или несущиеся с разной скоростью платформы, попутно избегая соприкосновения с различными объектами или поверхностями. Где-то нужно подгадать время, где-то – соблюсти ритм, а в иной момент от игрока может потребоваться молниеносная реакция вкупе с чётким пониманием того, как работает местная физика. Признаться честно, решать пространственные головоломки, преодолевать трудности и носиться по уровням с огромной скоростью – довольно весело. Yupitergrad дарит новые и в какой-то степени уникальные ощущения, которые прежде не давала ни одна другая игра. И, несмотря на высокую сложность и бредовый сюжет, к её геймплею хочется возвращаться снова и снова. Очень жаль, что продолжительность игры составляет всего несколько часов, а некоторые многообещающие этапы, вроде подводных уровней, пролетаются со скоростью реактивного самолёта и не оставляют после себя чувства полного удовлетворения.
Справедливым будет отметить, что к выходу консольной версии разработчики подготовили дополнительный режим «Time Attack», который предлагает игрокам пройти два десятка созданных под это дело уровней. И, как нам кажется, это не самая лучшая идея, ведь, во-первых, не все любят гонки со временем, во-вторых, основой для уровней послужили ассеты, позаимствованные из сюжетной кампании, и в-третьих, на этих уровнях очень много багов. Да, многие из них довольно сложные и бросающие вызов, но нам почему-то кажется, что мало кому захочется угробить на это дело несколько часов жизни, тем более, что сотрудники Gamedust поскупились на платиновый трофей, ограничившись золотом. Зато они внедрили в игру список лидеров, дабы все желающие могли сравнить свои достижения с друзьями, и специальное лобби, созданное для обмена опытом. Всё это, безусловно, похвально, но нам кажется, что было бы гораздо лучше, если бы в консольную версию добавили несколько кооперативных уровней, рассчитанных на двух и более игроков. Тем более, что сеттинг прямо-таки напрашивается на весёлые побегушки в компании проверенных комрадов.
Итог: Yupitergrad – любопытный представитель трёхмерных платформеров, который обладает сбалансированной сложностью, интересными пространственными головоломками и странноватым сеттингом. Он однозначно придётся по душе тем, кому нравятся необычные игры, раскрывающие потенциал виртуальной реальности. В данном случае авторам удалось реализовать систему полётов, не приводящую к головокружению и тошноте. Если бы в нём было больше контента и игровых режимов, дизайн уровней отличался разнообразием, а сюжет – проработанностью, то на выходе получилась бы одна из лучших игр от независимых разработчиков для PlayStation VR. Остаётся надеяться, что хорошие продажи позволят полякам выпустить масштабное продолжение, довести придуманную ими концепцию до ума и оправдать выбранный сеттинг.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.