«Двери закрываются! Воспользуйтесь этим временем, чтобы забыть о своих родных и близких. Впереди у вас замечательный трудовой день! Мы хотели бы поблагодарить вас от имени господина Финча и корпорации "ФинчТекс", а заодно напомнить, что время в пути не учитывается как рабочее»
Из сообщения администрации «ФинчТекс», Fracked
С шутерами от первого лица на рынке видеоигр никогда не было особых проблем. Каждый год выходят десятки, а иногда даже и сотни представителей жанра, охватывающих все возможные сеттинги: от полей первой мировой до высокотехнологичных сражений в футуристическом будущем. Но если речь заходит о виртуальной реальности, то выбор резко сокращается. Особенно в последние годы, когда стало модным добавлять поддержку виртуальной реальности в проверенные временем хиты, вместо того, чтобы выпускать нечто новое. К счастью, ситуация постепенно меняется. И вот уже на рынке возникают такие самобытные проекты, как Solaris Offworld Combat, After The Fall и наша сегодняшняя гостья – Fracked.
Разработкой Fracked занималась студия nDreams, подарившая миру короткий, но очень зрелищный стелс-шутер Phantom: Covert Ops, созданный для Oculus Rift и Oculus Quest. Своим новым проектом авторы стремились развеять миф о том, что невозможно создать дорогой и качественный блокбастер для виртуальной реальности. И с этим сложно не согласиться, ведь по-настоящему крутые боевики, сумевшие выбраться за рамки небольших «экспириенсов», можно пересчитать по пальцам одной руки. Но даже они не могут предоставить игрокам свободу перемещения и простор для стратегического маневрирования. А ведь это то, за что люди любят экшен-игры.
Как и в случае с Phantom: Covert Ops, для Fracked разработчики использовали движок Unreal Engine 4, но на сей раз они решили не гоняться за фотореалистичностью, а остановились на проверенном временем сел-шейдинге. Этим они не только снизили нагрузку на PlayStation VR, но и добились плавной картинки, которая отличается большим количеством деталей и невероятной дальностью прорисовки. Взобравшись на какую-нибудь возвышенность, можно отчётливо разглядеть всё, что находится в радиусе нескольких километров. Подобными результатами не может похвастаться ни одна другая игра, выпущенная для PlayStation VR. Даже Borderlands 2, на которую, судя по всему, ориентировались создатели Fracked и которую сами Gearbox не смогли нормально адаптировать под виртуальную реальность.
По сюжету игры главный герой потерялся в заснеженных горах Аляски, что вынудило его использовать последнюю сигнальную ракету. К счастью, ему на помощь прилетел вертолет, экипаж которого согласился указать дорогу и сбросил ему рацию, чтобы поддерживать связь. Скрываясь от снежной лавины, начавшейся из-за невесть откуда взявшегося взрыва, протагонист наткнулся на шахтерский городок корпорации «ФинчТекс». Корпорация ведёт разработку некоего кристалла, являющегося проводником в иное измерение. Из-за этого рабочие, проводившие на рудниках большую часть трудового дня, подверглись влиянию внеземных сил и встали на защиту шахт с оружием наперевес. В планах захватчиков, подчинивших себе целую корпорацию, создать бомбу, способную уничтожить планету, и открыть свободный проход в другое измерение. По неволе, главный герой становится частью спасательной операции, цель которой – предотвратить грядущую катастрофу.
Ставка на рисованный стиль оказалась выигрышной: сочная картинка и яркие цвета с обилием оранжевых тонов привлекают внимание и даже в какой-то степени добавляют брутальности происходящему. Роднит Fracked с Borderlands 2 не только экстерьер, но и главный злодей, Финч, который всеми правдами и неправдами пытается походить на Красавчика Джека. Он не только занимает руководящую должность в «ФинчТекс», но и создаёт невыносимые условия для рабочих, стремясь выжать из персонала максимум выгоды. Даже если это идёт работягам во вред. Игроки практически не видят Финча, но зато прекрасно слышат его голос, доносящийся из громкоговорителей. Он будет часто выступать с заявлениями, прикрывая истинные намерения рассказами о светлом будущем.
О деяниях, совершенных главой горнодобывающей компании, красноречиво говорят вырезки из газет, а также документальные записи. И пусть Финч не столь умён и харизматичен, как бывший директор «Гипериона», он неплохо вписывается в происходящее и дополняет собой события Fracked. Второй по важности персонаж – помощница героя по имени Розалес. Она будет сопровождать бывшего вояку на вертолете на всем пути следования. При этом мы ни разу не увидим её воочию, общение с девушкой будет происходить посредством коротких переговоров по рации. Печально, что столь значимый персонаж не явит своего лица даже к концу игры. Вероятно, тому виной послужила ограниченность бюджета, не позволившая авторам арендовать студию и нанять актрису, которая подарила бы Розалес свою внешность. Тем не менее, благодаря бойкой девчушке, которая следит за происходящим через встроенную в шлем камеру, игрок не будет чувствовать себя одиноким, поскольку та будет частенько комментировать происходящее и предупреждать о грядущих опасностях.
С самых первых минут игрок погружается в гущу событий: хватает лыжные палки и начинает спуск с горнолыжного склона наперегонки со снежной лавиной. Именно этой механикой завлекала демонстрационная версия, которая представила игрокам две первые сюжетные главы. Для спуска на лыжах была задействована особая раскладка управления: игрок определяет направление наклонами головы. Через некоторое время экстремальный спуск усложнится стрельбой по противникам и необходимостью сбора боеприпасов. Отбиться от преследователей и уничтожить засевших на возвышенностях стрелков помогут парные контроллеры PlayStation Move. Выполнена данная механика очень грамотно. Стрелять во время езды комфортно, а противники стараются не атаковать героя со спины, предпочитая вести стрельбу, оказавшись в зоне досягаемости. Это простое и элегантное решение избавляет от необходимости крутить головой во все стороны. Как следствие, у игроков не возникает проблем с навигацией и с лишней нагрузкой на вестибулярный аппарат.
Но сколько с горки не спускайся, а всё равно куда-нибудь прибудешь. Вот и главный герой в какой-то момент встаёт на ноги, а Fracked превращается в привычный шутер от первого лица – с оговоркой на то, что действие происходит в виртуальной реальности. О своих впечатлениях от механики стрельбы мы подробнее расскажем чуть ниже, но отдельно отметим особенности VR-составляющей. Как бы ни был крут главный герой, ему необходимо пользоваться укрытиями – спрятаться можно за всем, до чего дотянутся руки. Подходящие для этих целей поверхности специально подсвечиваются, и как только геймер хватается за них, он словно примагничивается. Подобное геймдизайнерское решение заметно облегчает участь игрока, особенно во время длительных перестрелок с противниками.
Другим неоспоримым преимуществом игры является наличие так называемого вертикального геймплея. В игре довольно часто придётся карабкаться по уступам, лазить по лестницам, хвататься за тросы и спускаться. Есть даже свой эпизод с движущимся поездом, который заканчивается зрелищным крушением. В лучших традициях серии Uncharted, игрок должен вскарабкаться по нему и ступить на твёрдую землю, пока висящий над обрывом состав не утянул его в пропасть. Это одна из лучших игровых сцен в виртуальной реальности на домашних консолях. Ну и не стоит забывать про пространственные головоломки. Их тут совсем немного, но они есть и могут потребовать от игроков вовремя уцепиться за край платформы, дотолкать набитую взрывчаткой вагонетку и взобраться на возвышенность, избегая контактов с высоковольтными проводами.
Наличие в игре свободного перемещения и стратегического маневрирования позволяет получить классический игровой опыт, но в то же время эта особенность срезает солидную прослойку геймеров, которые не могут играть в подобные игры из-за наличия морской болезни. Тот же спуск на лыжах можно было бы превратить в рельсовый тир, дав геймерам возможность отвлечься от самого факта езды и сфокусировав их внимание на сражениях. При этом разработчиков можно похвалить за пошаговое обучение основным механикам, которое здесь хорошо вплетено в игровой процесс. После первой лыжной прогулки игрок попадает на базу, где осваивает навыки стрельбы по волнам противников. Укрываясь от вражеского огня, он будет учиться прицеливаться, перезаряжать оружие и пополнять запас патронов. И да, оружие нужно перезаряжать вручную, вставив обойму и передёрнув затвор. К счастью, разработчики избавили нас от необходимости лазать по несуществующим подсумкам, разместив магазины с патронами прямо под самим оружием. Да, это совсем не реалистично, зато экономит кучу времени и избавляет от неловких ситуаций.
В целом же стрельба реализована хорошо: игра очень точно определяет положение контроллеров в пространстве, что в значительной степени упрощает прицеливание. Раньше подобным могли похвастаться лишь эксклюзивы от Sony, в сторонних проектах с этим было не очень. Неопытные игроки, которым тяжело целиться вручную, могут воспользоваться лазерным целеуказателем, который доступен на лёгком уровне сложности, тем же, кто любит посложнее, придётся ставить хэдшоты «на глаз». Врагами здесь выступают мутировавшие шахтёры, подвергшиеся действию кристаллов. Прятаться от вражеского огня можно за ящиками и прочими преградами, держась одной рукой за укрытие, а второй – выцеливая противников. Интеллект неприятелей по большей части примитивный: недруги умеют нырять в укрытия, менять позиции и пользоваться гранатами, но на большее их не хватает. Они очень неохотно преследуют игрока и могут одолеть его только в том случае, когда за ними численный перевес. К счастью, многие ситуации заскриптованы, так что если запомнить парттерны и заучить нужные маршруты, то можно устроить недругам самый настоящий разнос.
Основных орудий в игре всего два – это пистолет и пистолет-пулемёт. Первый хорош лишь на ранних порах, когда противниками выступают парни в оранжевых костюмах – самые слабые и наименее эффективные стрелки. Их легко нейтрализовать парой выстрелов, благо, патроны в пистолете никогда не заканчиваются. Но как только в рядах противников появятся ребята в белом, он автоматически становится бесполезным, за исключением тех случаев, когда магазин пистолета-пулемёта пуст, а поблизости нет ни одной коробки с патронами.
Иногда на уровнях встречаются дробовики, револьверы и ракетницы, но все они одноразовые, так что израсходовав боезапас, придётся вернуться к чему-то более привычному. Понятно, что таким образом авторы пытались повысить динамику игры, не давая геймерам подолгу засиживаться на одном месте, однако с этим у Fracked никогда не было проблем, ведь помимо разноцветных парней существуют самоподрывающиеся противники, которые время от времени будут пытаться приблизиться к спецназовцу и взлететь вместе с ним на воздух. Ближе к концу сюжетной ветки появятся мини-боссы – шахтеры с энергетическими рюкзаками, убивающие с парочки выстрелов даже на лёгком уровне сложности.
Очень жаль, что в игре не была представлена снайперская винтовка, ведь действие происходит в горах, где полным-полно открытых пространств и хорошо простреливаемых местностей. Вместо того, чтобы бросаться на толпы врагов, игрок мог бы поискать какую-нибудь возвышенность, коих обычно в избытке, и ненадолго вообразить себя Имперским Кулаком, обороняющим Некромунду. Сами недруги используют в качестве оружия пистолеты, пистолеты-пулемёты, лучевые орудия, мины и гранаты. Последние могли бы прийтись очень кстати, особенно в те моменты, когда число противников превышает все разумные пределы, а поблизости нет ни одной бочки с горючими веществами. Но разработчики решили, что бывший спецназовец слишком крут, чтобы пользоваться гранатами, поэтому для достижения нужного эффекта он вынужден расстреливать тех, кто собирается отправить его зад на луну.
Как бы разработчики не клеймили всевозможные «экспириенсы», славящиеся своей скоротечностью, им не удалось разорвать порочный круг и создать игру, которая поразила бы всех высокой продолжительностью. Для того, чтобы завершить Fracked на среднем уровне сложности понадобится около трёх-четырёх часов. И да, это будут очень динамичные три часа, наполненные жаркими перестрелками, безумными погонями, отчаянными прыжками и прочими невероятными вещами. Тем не менее, нам бы хотелось, чтобы помимо одиночной кампании в игре присутствовали сторонние развлечения. Вряд ли кто-то отказался бы от режима выживания, испытаний на точность или скоростного спуска на лыжах. Ну а поскольку игра использует свободное перемещение, было бы разумно добавить в неё некое подобие мультиплеера, в котором игроки могли бы делиться на команды и соревноваться друг с другом, ну или вместе отражать волны противников.
Так как продолжительность игры невелика, а сторонних активностей в ней нет, авторы предлагают заняться сбором коллекционных предметов и разблокировкой трофеев, некоторые из которых требуют от игроков спуститься с горы за определенное время. Каких-то весомых причин для повторного прохождения здесь нет, а открывающийся уровень сложности – мотиватор, как ни крути, весьма слабый. Повысить реиграбельность могли бы яркие персонажи и забавный сюжет, как в какой-нибудь Contract J.A.C.K., но британцы метили в попкорновые боевики, где всё подаётся на серьезных щах, так что с юмором здесь не очень. Шуточки тут тоже есть, но их немного и их ещё надо умудриться расслышать, пока в кадре творится форменный ад из взрывов и летящих во все стороны противников. Конечно, было бы чуточку веселее, если бы после прохождения открывались какие-нибудь модификаторы, вроде бесконечного боезапаса, гигантских голов или ломающего баланс парного оружия – по одному в каждую руку, но, увы, пострелизная поддержка для Fracked заявлена не была, поэтому рассчитывать на что-то подобное уже не приходится.
Если говорить о технической составляющей, критичных глюков нами замечено не было, но от игры продолжительностью в три-четыре часа мы ожидали отсутствия каких-либо проблем в принципе. Однако нам посчастливилось несколько раз застрять в текстурах, отчего приходилось переигрывать солидные геймплейные куски. Мы также успели стать свидетелями проблем со звуковым сопровождением, а именно с зацикливающимися звуками и исчезающей озвучкой. А однажды наш герой попал во временную петлю, когда мина нажимного действия, ставшая причиной его гибели, продолжала разрывать его на куски снова и снова прямо на контрольной точке. Эта проблема, как и все прочие решилась выходом в меню и перезапуском уровня. С момента релиза для игры уже вышло несколько патчей, исправляющих шероховатости в начале, но не затрагивающих глюки и баги, встречающиеся в конце. Особенно это касается последней главы, которая прямо таки напичкана всевозможными техническими огрехами.
ВЕРДИКТ: Без всяких сомнений, Fracked – это один из лучших проектов для виртуальной реальности. Игра подкупает зрелищностью, сочной картинкой, обилием экшен-сцен и наличием вертикального геймплея, что в совокупности создаёт ощущение полноценного погружения. Конечно, сюжет здесь вторичен, отсутствуют реиграбельность и дополнительный контент, а также есть немало вопросов к технической составляющей, однако все эти минусы не делают игру хуже. Если рассматривать проект в целом, то перед нами серьезная заявка на лучший приключенческий шутер от первого лица для PlayStation VR. Отдельно хочется похвалить авторов за тщательно проработанные механики стрельбы и паркура, которые весьма органично смотрятся в виртуальной реальности. Хотелось бы верить, что nDreams не бросят своё детище и возьмутся за полноценное продолжение. Ну или хотя бы за какое-нибудь дополнение, которое позволит им углубиться в историю этого мира, а нам – провести ещё немного времени за отстрелом внеземных сущностей.