«В те времена, когда вера в фей была сильна, люди в большинстве своём старались не упоминать их по имени, предпочитая называть их «Маленькими» или «Скрытными людьми».
Очень многое объясняет сама вера в фей. Одни говорят, что они являются чем-то вроде призраков, духов мёртвых, другие – падшими ангелами, недостаточно плохими для Ада, недостаточно хорошими для Рая.
Существуют сотни различных видов фей – некоторые из них совсем крошечные существа, другие весьма гротескные, отдельно же взятые особи и вовсе умеют летать. Но всех их объединяет то, что они могут появляться и исчезать по желанию»
Эллен Кастелоу, «Происхождение Фей»
Кто бы что ни говорил, а время летит чертовски быстро. В текущем году гарнитуре PlayStation VR исполнилось два года (а PlayStation 4 целых пять!). За это время тысячи разработчиков из сотен различных студий успели попробовать свои силы в освоении виртуальной реальности. Далеко не все из них добились успеха и признания, а кто-то даже разочаровался в данном видеоигровом направлении и отказался от экспериментов в угоду чего-то более привычного. Однако нельзя не отметить, что в целом ситуация с контентом для шлемов с каждым днём становится всё лучше и лучше. Помимо обыкновенных аркад, технодемок, рельсовых тиров и гоночных симуляторов на рынке начали появляться MOBA, рогалики, соревновательные сетевые шутеры, платформеры, триллеры и даже сюжетно-ориентированные игры.
Студия FromSoftware, знаменитая тем, что создаёт одни из самых мрачных, депрессивных и хардкорных игр на сегодняшний день, решила не отставать от своих коллег по цеху и разработать что-нибудь необычное для PlayStation VR. Однако, вопреки всему тому, что можно было ожидать от главы студии Хидетака Миядзаки (Hidetaka Miyazaki) и его коллектива, японцы задумали подарить миру добрую приключенческую игру, в которой игрокам не приходилось бы постоянно умирать, превозмогать и самосовершенствоваться. Концепция игры родилась в голове Миядзаки, когда он впервые надел шлем PlayStation VR. Сама технология ему очень понравилась, но в то же время его никак не покидало ощущение, что сам он не является частью виртуального пространства. Уцепившись за это противоречивое чувство, он начал выстраивать различные идеи. Так и появилась на свет Déraciné – история о фее, живущей вне времени.
Действие игры происходит в изолированной от внешнего мира школе-интернате, в которой обитают пятеро учеников и старый директор. Мальчики и девочки живут довольно дружно – всегда помогают, заботятся, подшучивают друг над другом и всерьёз переживают, если с кем-то случилась беда. Доживающий свой век директор не может ходить, поэтому он практически никогда не покидает пределы своих покоев, разве что кто-то из учеников выведет его на прогулку и оставит наслаждаться погодой на веранде интерната. Из-за немощности наставника большую часть времени ребята предоставлены сами себе. Благо, что они уже достаточно большие и могут о себе позаботиться. Но, ввиду того, что школа сама по себе находится где-то на отшибе Европы, окружённая густыми лесами и высокими горами, отдаляющими её от внешнего мира, дети практически ничего не знают о том, как устроен мир, в котором они живут и не догадываются об опасностях, поджидающих их за пределами интерната.
Старый хитрец хранит множество тайн, большую часть которых он предпочёл бы унести с собой в могилу, но дети растут и начинают кое-что понимать о том, что представляет собой интернат, для чего он был создан, и почему фея проявила к ним интерес. В мире Déraciné мифическое существо представлено в виде бестелесного духа, живущего там, где время не имеет власти над окружающей действительностью. Соответственно всё, что ей доведётся увидеть, будет статичным, словно её мир – это один сплошной непрерывный стоп-кадр. Существуя в подобных условиях, фея не способна стать частью мира живых, но она может оказывать на него влияние, манипулируя окружающими объектами. Воздействуя на предметы рядом с детишками, добрый дух даёт им понять, что он находится где-то неподалёку, а заодно вдыхает в них жизнь на короткий промежуток времени. Нескольких мгновений вполне достаточно, чтобы разобраться в ситуации и вмешаться в естественный ход событий.
Кроме застывших в разных позах ребят фея способна видеть проекции людей, сотканные из недавних воспоминаний. Взаимодействуя с ними она может слышать мысли своих подопечных. Это могут быть как какие-то будничные заботы, занимающие головы сирот, так и самые сокровенные их желания. Творя различные чудеса, словно заправский полтергейст, невидимое для человеческих глаз создание будет постепенно сближаться с мальчиками и девочками. Воплощая в жизнь их мечты и выполняя просьбы, фея не только позволит детям поверить в своё существование, но и завоюет их доверие. Будучи охочими до знаний, детишки попытаются подчерпнуть больше информации о необычайных способностях новоприобретенного друга из старинных книг, чтобы затем использовать их во благо. И с того момента, как знание о феях поселится в умах детей, начнутся странные, запутанные и зачастую пугающие события, которые весьма трагичным образом изменят жизни всех обитателей школы-интерната.
В мире Déraciné способности фей исходят не из каких-то невидимых и неосязаемых источников, вся их сила сосредоточена в кольцах – красных и синих. Красными украшениями они могут забирать у живых существ отведённое им время, которым они вольны распоряжаться по-своему. Конечно же, духи способны передавать забранное время от одних живых существ другим, но только если соблюдён ряд условий. Жизненная сила растения, к примеру, не сгодится для передачи животному, точно так же, как и оставшееся время животного не подойдёт человеку. Кроме того, чтобы отнять у человека жизнь, необходимо иметь на руках нечто большее, чем красное кольцо. Для этого нужна золотая палочка – ещё один фольклорный элемент, знакомый многим с самого детства. Ввиду того, что естественный ход времени не затрагивает таких мифических созданий, как феи, им приходится довольствоваться прыжками между временными отрезками – для этого в ход идут кольца синего цвета.
Любые скачки во времени феи могут совершать только в одном направлении – в будущее. Чтобы отправиться в прошлое, им необходимо напитать красное кольцо большими объёмами жизненной силы. Для этих целей не сгодятся ни животные, ни растения, потому как их времени недостаточно, чтобы совершать какие-то серьёзные манипуляции с кольцами. Необходима человеческая жертва. Стоит понимать, что игрок отыгрывает роль доброй феи – защитницы и лучшего друга детей, лишённых родительской заботы и любви. Это означает, что бесплотный дух не может просто так взять и оборвать чью-то жизнь. Ему придётся внимательно следить за происходящим и ждать момента, когда представится возможность повернуть время вспять, используя жертвенность одних для оказания помощи другим. В этом и состоит задача игроков в Déraciné – расставить всё по своим местам и сделать так, чтобы детям не пришлось всю оставшуюся жизнь мучиться из-за ошибок юности. Или по крайней мере попытаться.
Déraciné – это сравнительно небольшая игра. Это касается не только её наполнения и общей камерности, но и продолжительности. Даже с учетом нахождения всех пасхалок и выполненных испытаний, на полное прохождение понадобится приблизительно 5-6 часов. Ввиду того, что проект сам по себе очень скромный, да ещё и нацелен на узкую аудиторию владельцев PlayStation VR, авторы не боялись экспериментировать. Памятуя о том, что игрокам предстоит большую часть времени проводить в компании с сиротами, разработчики решились на немыслимое – они всерьёз взялись за проработку лицевой анимации действующих лиц. В прошлом FromSoftware не акцентировали внимание на подобных вещах, они просто закрывали героям лица повязками или шлемами, из-за которых невозможно было разобрать, что выражают их физии в различных ситуациях.
В ходе разработки Déraciné японцам пришлось наверстывать упущенное и учиться всем премудростям технологии Motion Capture, опираясь на опыт SIE Japan Studio в создании правдоподобной лицевой анимации. Сам Миядзаки признаётся, что для них это стало самым настоящим вызовом и одной из причин, почему к данному проекту он испытывает некую привязанность, которая отсутствует, когда речь заходит о других его работах. Получившийся результат оказался выше всяких похвал: модели детишек и то, как они себя ведут – всё это отдаёт реализмом. На протяжении всей игры не возникает никаких сомнений в том, что перед нами находятся настоящие дети. Благодаря хорошей анимации, прекрасно написанным диалогам и монологам, а также неплохой актёрской игре в душе очень быстро зарождается эмоциональная связь с детьми.
Царящий в школе дух товарищества и взаимовыручки усиливает чувство ответственности за жизни и судьбы тех, кто оказался беспомощен в сложных ситуациях. А с появлением новых угроз на горизонте, ощущение беспокойства будет охватывать игрока снова и снова. Дровишки в камин с неугасающей тревогой будут подбрасывать вполне конкретные намёки на истинную суть всего происходящего в стенах школы и за её пределами, а также общее меланхолично-осеннее настроение игры. Недаром все ключевые события Déraciné приходятся на период октябрь-ноябрь, поэтому можно смело сказать, что авторы не прогадали с датой выхода своего небольшого мистического творения. Во всём происходящем очень сильно ощущается почерк Миядзаки и его команды, поэтому можно смело сказать, что при всей своей непохожести на Souls-игры, у данного проекта немало общего с предыдущими творениями FromSoftware.
Владельцы PlayStation 4, успевшие опробовать потрясающий эксклюзив Bloodborne или любую из частей серии Dark Souls, отметят до боли знакомую подачу сюжета через инвайромент сторителлинг, описания предметов, записки и обрывочные фразы, неосторожно брошенные кем-то из действующих лиц. Без углубления в детали, каркас истории многим покажется простым и незамысловатым, но если тщательнее подходить к поиску и сбору информации, то очень быстро приходит осознание, что всё не так просто, как могло показаться на первый взгляд. К тому же здесь немало отсылок к Bloodborne, которые ещё больше запутывают ситуацию, поскольку нельзя сказать однозначно – являются ли все эти вещи обыкновенными пасхалками для фанатов или же у игры действительно есть некая связь с ужасающими событиями в Ярнаме. Хотя ближе к концу игры начинает казаться, что оба этих предположения одинаково верны.
Мы уже немало рассказали об основном сюжете, персонажах и атмосфере, но так и не коснулись темы игрового процесса. Что ж, нет смысла долго ходить вокруг да около, Déraciné – это симулятор пешехода (с поправкой на то, что здесь используется телепортация вместо привычной ходьбы), вызывающий стойкие ассоциации с Everybody's Gone to the Rapture. Однако в отличие от творения SIE Santa Monica и The Chinese Room у данной игры есть масса преимуществ, вносящих толику разнообразия в игровой процесс, потому как она позволяет взаимодействовать с персонажами, интерактивными объектами и даже забивать свой инвентарь различными найденными на уровнях предметами, которые затем можно использовать в определенных местах. Правда, с переходом в другое время вещмешок феи автоматически обнуляется – это обстоятельство вынуждает игрока искать применение всему собранному добру до перехода к следующему эпизоду.
Чтобы ещё больше увеличить квестовую составляющую, разработчики придумали испытания Маргариты и спрятали восемь монеток в разных уголках интерната. Собрав их все, игрок откроет особую шкатулку и извлечет из неё предмет, указывающий на кое-какую связь между героями. Чтобы отыскать монеты предстоит исследовать каждый уголок величественного строения, заглянув в душную и пыльную библиотеку, прогулявшись по хлипкой крыше часовни, посетив величественный собор и побывав в увядающем осеннем саду. Стоит отметить, что графическое исполнение в Déraciné выполнено на высоком для PlayStation VR уровне. Создавая статичные композиции, разработчики снизили нагрузку на систему и направили все ресурсы на проработку окружающего мира. В результате мы получили одну из самых красивых и детализированных игр для шлемов виртуальной реальности, которая может похвастаться огромным количеством мелочей, чёткими текстурами и большими пространствами для изучения.
Передвигаться, как уже говорилось ранее, разрешается только при помощи телепортации между специальными точками, коими усеян весь интернат и близлежащие территории. Телепортация снижает шанс возникновения у игроков морской болезни – до нуля. Это вторая на нашей памяти сюжетно-ориентированная игра (первой была Bravo Team), которую можно проходить, не страшась того, что во время сеанса нагрянет злосчастный недуг и вынудит прекратить сессию. Впрочем, мы всё равно рекомендуем игрокам делать частые перерывы между сеансами, поскольку долгое использование гарнитуры может вызывать усталость. Если кому-то из наших читателей понравилось, как звучала Bloodborne, то у нас есть хорошие новости, поскольку композиторы Цукаса Сайто (Tsukasa Saitoh)и Юка Китамура (Yuka Kitamura) снова объединились для того, чтобы записать шикарный саундтрек для Déraciné, написанный в соавторстве с Шои Миязавой (Shoi Miyazawa). Спокойная и вкрадчивая оркестровая музыка подчёркивает общее настроение и неспешный темп игры, вызывая в душе грусть и лёгкую тоску не то по ушедшему лету, не то по беззаботному детству.
Кроме того, игра переведена на великий и могучий, причём локализация коснулась не только субтитров, но и дубляжа. Проблема заключается в том, что фразы, произнесённые героями, местами сильно отличаются от текста, что, скорее всего, было продиктовано липсингом, то есть необходимостью синхронизировать озвученные реплики с движением губ персонажей. Актёрская игра в основном нареканий не вызывает, кроме, разве что парочки моментов, но, послушав их в оригинале, мы пришли к выводу, что западный дубляж недалеко ушёл от русской версии, так что в целом ситуация не критичная. Также стоит пару слов сказать о минусах игры или о том, что может быть к ним отнесено некоторыми из игроков. Начать стоит с того, что Déraciné – игра неспешная, в своих последних играх, то есть Bloodborne и Dark Souls III, сотрудники FromSoftware только тем и занимались, что наращивали динамику. А в случае с нашей сегодняшней гостьей разработчики будто бы задались целью погрузить нас в царство сна, в котором на заднем плане всегда звучит спокойная музыка, а все без исключения персонажи говорят убаюкивающе тихими голосами.
Фанаты Dark Souls, привыкшие к тому, что игры Миядзаки бросают им вызов, могут не понять эту игру, но только в том случае, если они подойдут к ней с привычной для них стороны, чего, конечно же, делать не рекомендуется. И это ни в коем случае не минус, а скорее предупреждение для тех, кто собирается взяться за её прохождение. Кроме того, после завершения истории остаётся стойкое ощущение, что создатели немного недожали и не дали нам, игрокам, как следует насладиться уникальными механиками, лежащими в основе Déraciné. Можно было придумать более широкое поле для применения способностей феи и избежать той репетативности, которая ни с того ни с сего возникает ближе к концу игры. Быть может, авторам не хватило времени сделать финал чуть более ровным, или же они не сумели рассчитать бюджет, однако факт остаётся фактом – им не удалось избежать скомканности в последних главах. Минус ли это? Безусловно, но только для тех, кто не сумел проникнуться к детям той симпатией, на какую рассчитывали авторы, и пробудить в себе интерес к сказочному миру, лежащему в основе игры. В таком случае шансы на то, что детище двух японских студий оставит после себя приятные впечатления, ничтожно малы.
Итог: За последние несколько лет мы успели обозреть множество игр, выполненных в жанре «симулятор пешехода», и можем с уверенностью сказать, что все они крайне неоднозначны, и рассчитаны в основном на любителей этого дела. Так вот, Déraciné не является исключением из правил. Скорее их подтверждением. Однако, окинув взором библиотеку PlayStation VR, мы пришли к выводу, что творение FromSoftware и SIE Japan Studio является первым конкурентоспособным образчиком жанра для данной платформы и неплохим представителем сюжетно-ориентированных приключенческих игр, большим количеством которых гарнитура виртуальной реальности пока что похвастаться не может.
Разумеется, было множество других попыток запрыгнуть на этот поезд, это пытались сделать и создатели Here They Lie, и The Inpatient, и Robinson: The Journey и многие другие, но у них ничего не вышло. Однако у Déraciné такие шансы есть, поскольку это хорошая игра, в основе которой лежит добрая и светлая история, способная подарить целую гамму эмоций в процессе знакомства с ней: страх, тревогу, умиротворение, любопытство, заботу, веселье, растерянность и лёгкую тоску. Настоящий аттракцион ощущений, способный возникнуть за такой непродолжительный промежуток времени. Поэтому мы рекомендуем игру всем обладателям PlayStation VR, особенно тем, кто истосковался по хорошим приключенческим играм. Не откажите себе в удовольствии и обязательно опробуйте данный проект, хотя бы затем, чтобы авторы продолжили создавать интересные интерактивные развлечения для шлемов виртуальной реальности.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.