« – Но почему? Почему он не убил и тебя? – Потому что он меня испугался, – ответила Сара. – Меня все боятся, к тому же у меня очки! Возразить было нечего. Счастливая Сара, она такая сильная, и у нее есть очки! – Что же нам теперь делать? Надо сообщить в полицию или еще куда-нибудь. – Нет, не надо. Мы сами поймаем его, когда он высунется из подвала. Решит, что мы уже ушли, и высунется. Мы получим вознаграждение за поимку преступника, и про нас напишут в газетах. А все убитые вернутся домой».
Турмуд Хауген, «Ночные птицы»
Что вы знаете о детских страхах? Мировые психологи, например, утверждают, что на разных этапах жизни, человек переживает совершено отличные друг от друга страхи, которые при переходе из одного возрастного порога в другой естественным путём утрачивают свою силу. Однако некоторая доля детских переживаний, страхов и фобий при определенных условиях может остаться с человеком на всю жизнь, как, например, дискомфорт, испытанный от услышанных в юном возрасте страшных историй, которыми нас часто пугали взрослые и сверстники. Да, мы уже не воспринимаем эти страшилки всерьез как раньше, ведь мы сильно повзрослели, а некоторые из наших читателей давно обзавелись своими сорванцами, но почему же тогда человек, столкнувшись с чем-то необъяснимым и страшным, вспоминает свои детские переживания?
Почему психологи, пытаясь вылечить наши фобии, ищут корень проблемы в нашем детстве? Вероятно, потому, что именно в этом нежном возрасте в нас закладываются фундаментальные основы и формируется наше сознание, однако с детской психологией связан ещё один интересный факт: психика ребенка на порядок крепче, чем у среднестатистического взрослого человека и, как ни странно, сложнее. Дети намного проще воспринимают шоковые ситуации и зачастую быстрее их переваривают по сравнению с нами, чувствительными взрослыми. Потеря близкого или любимого домашнего питомца для ребенка, однозначно, трагедия, но он гораздо быстрее приходит в себя, сделав нужные выводы о жизни и смерти. В то время как взрослый человек, предварительно пройдя все стадии эмоционального потрясения, от гнева до примирения, вполне может закрыться в себе, попутно уйдя в глубочайшую депрессию.
Возможно, поэтому появилась Yomawari: Night Alone, авторы которой сделали центральным персонажем своей игры безымянную девочку. Во время прогулки она теряет своего питомца по кличке Поро, а следом и сестру, которая отправляется искать по ночным улицам домашнего любимца и не возвращается домой. Побродив немного по двору своего дома в ожидании прихода сестры, чего, конечно же, не происходит, маленькой девчушке не остается ничего иного, как самостоятельно отправиться на поиски пропавшей родственницы и собачки. Плутая по мрачным улицам маленького японского городка, в котором, если присмотреться к записям, развешанным на досках объявлений, уже давно без вести пропадают люди и их домашние животные, она впервые сталкивается со сверхъестественными силами – страшными существами, большая часть которых скрывается во мраке и невидима для глаз человека без каких-либо источников света. Может быть, это всего лишь плод её воображения? Или своеобразная интерпретация детских переживаний? Если всё так, то почему тогда сестра девочки, которую героиня находит в парке, просит ее закрыть глаза, а когда та их открывает, то от сестры остаётся лишь ботинок да несколько капель крови на песке?
Такова сюжетная завязка нового приключенческого ужастика, созданного компанией Nippon Ichi Software, точнее внутреннего подразделения, ответственного за платформер htoL#NiQ: The Firefly Diary. Но в отличие от своего предыдущего творения, в этот раз японцы решили пугать игроков не отвратительным управлением, от которого хочется выкинуть приставку в окно, а бродящими по улицам монстрами и необъяснимыми вещами, взятыми прямиком из классического и современного японского фольклора. К тому же японцы не прогадали с датой выхода, подготовив западный релиз ко Дню всех святых, а посему, если вы не любите наряжаться в костюмы, вырезать страшные рожи на тыквах и посещать тематические сходки, то вы вполне можете скоротать время за портативной приставкой PlayStation Vita, укутавшись под одеяло, запустив Yomawari: Night Alone и впитав в себя дух этого праздника. Ну а мы по славной ежегодной традиции продолжаем рассказывать о различных ужастиках, потому присаживайтесь, дорогие друзья, впереди вас ждет обзор Yomawari: Night Alone.
Пытаясь придумать что-то оригинальное для своей новой игры, японцы не стали изобретать колесо и сделали простую в освоении приключенческую игру. Действие Yomawari: Night Alone разворачивается в современном японском городке, который можно свободно исследовать вдоль и поперек. Но, разумеется, игра была бы не столь интересной, если бы вам с ходу дали возможность дойти до финальной локации и моментально пройти игру. Поэтому авторы прибегли к классической для виртуальных ужастиков схеме: вы исследуете один участок города за другим, убегаете от монстров, решаете загадки и разыскиваете нужные предметы, которые открывают доступ к следующим уровням. Умерщвлять злых духов каким бы то ни было способом нельзя, лишь спасать жизнь бегством и скрываться от глаз, спрятавшись в специально расставленных по уровням кустах, как во всех новомодных ужастиках. А для того, чтобы игроку было интересно и в то же время страшно изучать потёмки ночного города, художники и дизайнеры нарисовали просто невероятное для такой маленькой игры количество монстров, которые сильно отличаются друг от друга своими паттернами действий и манерой поведения. Одни хорошо слышат шаги юной искательницы приключений, другие агрессивно реагируют на свет фонарика, третьи прекрасно видят девочку в темноте, в отличие от неё самой.
Разнообразие оживающей по ночам фауны приятно порадует всех любителей щекотать себе нервы, поскольку никогда не знаешь, что можно повстречать на своем пути и как оно себя поведет по отношению к малышке. Например, неприятно стрекочущий зомби со светящейся головой, которая испускает зловещий зеленый свет и вращается на все 360 градусов по своей оси, обладает прекрасным нюхом и ни за что не отойдет от вас, даже если вы спрячетесь в кустах и зажмурите глаза. А из ближайшего люка, мимо которого вы мирно пробегали, пытаясь фонарем высветить в ночной тьме полезный предмет, может высунуться чья-то рука и крепко схватить девчушку, а тем временем из ближайшего переулка неспешно покажутся призраки, готовые разорвать беднягу на части. И они это сделают, поскольку игра очень гротескна и жестока, как по отношению к девочке, так и по отношению к игроку. В Yomawari: Night Alone нет мерзопакостных сцен с отрыванием конечностей и выпусканием кишок, но резкий звук, обозначающий смерть, а также моментально всплывающий экран с брызгами крови в тот момент, когда игрок потерпел фиаско, недвусмысленно намекают на произошедшее с девочкой «за кулисами». Это быстро приводит в чувства, так как в игре нет полоски здоровья, а любой тесный контакт с агрессивно настроенными злыми духами всегда заканчивается одинаково. Поэтому единственный верный способ пройти игру – изучать повадки нежити, запоминать их маршруты, а также пользоваться их слабостями.
Под слабостями я понимаю определенные ярко выраженные повадки представителей японского культурного наследия. Если встретите духа, который обожает возникать из ниоткуда прямо перед героиней исключительно для того, чтобы плюнуть в неё какой-то непонятной, но весьма опасной субстанцией, то не забывайте уворачиваться, так как девочка умеет делать шаг в сторону. Если вам попался медлительный зомби, то в таком случае просто мчитесь что есть мочи, только не забывайте смотреть под ноги, там всегда может оказаться люк с поджидающим момента гнездом ядовитых пауков внутри. И обязательно следите за полоской усталости, которая постепенно восстанавливается, если перейти на обычный шаг. Ну а если встретите врагов, которые реагируют на свет, то разыщите спички и отвлеките внимание, супостаты соберутся вокруг огоньков и забудут о вашем существовании напрочь. На самом деле разработчики очень умело и с чувством используют весь предоставленный игроку арсенал возможностей, постепенно создавая новые трудности и, как следствие, методы борьбы с ними. И в то же время некоторые эпизоды игры напоминают бег с препятствиями, особенно когда вам нужно пройти солидный кусок локации и ни разу не ошибиться, что неминуемо приводит к заучиванию уровней и постоянному переигрыванию. Если кого-то из наших читателей пугает высокая сложность и, как следствие, репетативность отдельных участков игры, то смею вас заверить, что Yomawari: Night Alone – это один из тех проектов, которые постоянно бросают вызов, но при этом не требуют от вас чего-то невозможного.
Тем из вас, кто давно следит за развитием жанра на портативных консолях, известно о такой серии японских ужастиков, как Corpse Party, где точно так же, как и в нашей сегодняшней гостье, нельзя было сражаться с монстрами, а лишь убегать и прятаться по шкафам. Аналогия сильно бросается в глаза в начале прохождения Yomawari: Night Alone, однако позже проявляется очень четкая грань, ведь у игры имеется ярко выраженная индивидуальность. Она предпочитает не тратить время игрока впустую, растягивая прохождение никому не интересными диалогами, которые выветриваются из головы на следующий же день, а старается напугать активным действом. Динамика игры и впрямь зашкаливающая, в ней часто приходится маневрировать по узеньким улочкам, освещенным мигающими фонарями и тщательно изучать городские достопримечательности на предмет мест, в которых можно было бы спрятаться в случае смертельной опасности, а разнообразие ситуаций, в которых оказывается героиня, и большое количество страшных существ делают это приключение одним из самых запоминающихся в этом году. Авторы даже не побоялись сделать некое подобие альтернативного мира. В нем живет и царствует весьма жуткий демон, один вид которого заставит инсектофобов нервно поежиться на своем месте, а давящая музыка и окрасившиеся в зловещий красный цвет улицы неблагополучных районов натянут нервы до предела. Так будет продолжаться, пока ночную тишину не прервет спасительный телефонный звонок, раздавшийся откуда-то из телефонной будки. И, кажется, что вот оно – спасение, но скоро вы поймете, что из этого мира не так-то просто сбежать.
Собственно, я здесь не за тем, чтобы напускать на вас жути. Точнее, не только за этим. Поскольку Yomawari: Night Alone – это игра, основанная на легендах и сказаниях, то в ней найдется не только загробная тематика, но также немало необъяснимых, странных событий и существ, которые весьма безобидны. Например, шатаясь по территории пустующей школы, вам доведется встретить статую путника, которая медленно идёт по своим делам, и даже можете проследовать за ней, если у вас возникнет подобное желание. Или вам может попасться на пути мужчина в деловом костюме, который стоит на улице один-одинёшенек в свете фонарного столба и… Просто смотрит в стену. Это, безусловно, пробирает, и, встречая подобных существ, вы всегда подсознательно ждете чего-то нехорошего. Однако не всё так просто. Чтобы узнать о намерениях духов и просто странных личностей, достаточно прислушаться к стуку сердца безымянной девчушки. Чем ближе вы к источнику опасности, тем сильнее отдается в ушах её сердцебиение. Одновременно по экрану начинают ходить пульсирующие волны, работающие по принципу сонара, вот только главным источником шума в данном случае является колотящийся в груди девочки моторчик. Именно поэтому я не рекомендовал бы никому проходить Yomawari: Night Alone в тишине или без звука, поскольку эффект на экране виден далеко не всегда, а стук сердца достаточно точно и эффективно предупреждает о надвигающейся опасности. Если такового нет, а вы перед собой наблюдаете необъяснимое нечто, от которого по коже бегут мурашки, значит, это нечто занято своими делами и вашу героиню оно не обидит.
Для того чтобы не повторять весь маршрут от дома девочки, куда та возвращается после завершения каждой сюжетной главы, до пункта назначения, авторы расставили по всему городу маленькие алтари, воздвигнутые божеству Дзидзо – покровителю путников, возле которых можно помолиться, а также пожертвовать монетку в 10 йен, после чего игра позволит вам сделать быстрое сохранение или переместиться к одному из ранее изученных контрольных пунктов. Поначалу может показаться, что делать ограниченное количество сохранений исключительно в определенных местах было делом излишним, ведь Yomawari: Night Alone игра отнюдь не простая, но потом приходит осознание того, что расходные предметы восстанавливаются после смерти героини, а потому, изучив местоположение всех монеток и камней, можно быстро восполнить недостающее количество для того, чтобы комфортно пройти ту или иную главу. К тому же, в особо сложных моментах, когда игроку нужно сконцентрироваться не на лишней беготне, а на изучении свойств заполонивших всё пространство духов и выработке стратегии поведения, игра автоматически сохраняется, давая игроку неограниченное количество попыток. Хотелось бы также рассказать о предметах, которые в игре делятся на два типа: вспомогательные и коллекционные. Первые активно используются для отвлечения внимания злых духов или заставляют их двигаться медленнее. А вот со вторыми всё куда сложнее, так как их в игре просто какое-то неприличное количество и чтобы собрать их все, нужно в каждой сюжетной главе излазить город вдоль и поперек, изучить всех стрекочущих, мяукающих, плачущих, стонущих, орущих от невыносимой боли и просто завывающих существ, которые охраняют коллекционные вещички.
Выше я упомянул о наличии в Yomawari: Night Alone классического и современного фольклора. На самом деле игра им изобилует, поэтому все ценители подобных вещей найдут в игре десятки различных знакомых и не очень существ, которые были позаимствованы из японской мифологии и современных городских легенд. Например, в игру была перенесена популярная в Японии страшилка, которая называется «Звонок от Мэри Сан». Эта история повествует о маленькой девочке по имени Юми, которая принесла домой найденную на улице куклу, выполненную в западном стиле. В первую же ночь девочка положила ее на зеркальный стол, а когда проснулась, то заметила, что кукла сидит не на том месте, где она её оставила, а под кроватью. На следующий день история повторилась, только кукла уже тихо сидела у ног девочки и смотрела на неё. Юми несколько раз интересовалась у мамы, не двигала ли она куклу, но всякий раз ответ был отрицательный. Так продолжалось целую неделю, пока в один прекрасный день девочка не выдержала и утопила куклу в ближайшем фонтане, а потом успешно забыла о странном явлении.
Однажды ночью Юми осталась дома одна, поскольку её родители задерживались на работе. Посреди ночи зазвонил телефон, и девочка взяла трубку со словами: «Это дом семьи Танаки, кто звонит?». В ответ жуткий женский голос ответил: «Я рядом с твоим домом», а затем в трубке послышались гудки. Через некоторое время раздался ещё один звонок, и снова тот же голос вещал: «Я поднимаюсь по лестнице». Юми уже догадалась, что ей звонит Мэри Сан, а потому она спряталась в своей комнате, но её вновь потревожил звонок. Понадеявшись, что это звонят родители, Юми всё же взяла трубку и услышала: «Я в твоей квартире». Испугавшись, девочка побежала на кухню, чтобы отыскать телефонный номер офиса, где работала её мама, но поднеся трубку к уху, она услышала: «А сейчас…», – и тут она поняла, что голос звучит уже не из телефона, а где-то совсем рядом, – «… я позади тебя!». Обернувшись, Юми увидела зло улыбающуюся куклу Мэри. Что стало с Мэри достоверно не ясно, а Юми с тех пор перестала говорить, самостоятельно двигаться и вообще сама стала похожа на куклу. У этой истории есть масса вариаций, одна связана с девочками, которые выбрасывают свои куклы на улицу, другая повествует о людях, которые воруют сотовые телефоны, и в том, и в другом случае Мэри Сан приходит по их душу.
В Yomawari: Night Alone дух Мэри Сан в определенный момент игры позвонит на лежащий последи дороги телефон и сообщит, что она у вас за спиной, а затем погонится за девочкой, пытаясь её убить. Дух заведомо быстрее девочки и если вы провороните ближайшие кусты, за которыми можно спрятаться, то начинайте всё сначала. Впрочем, игра устроена таким образом, что данное событие может и не произойти, то есть авторы разрешат вам подобрать телефон, но ваш собеседник просто молча сбросит трубку, и для вас это не будет иметь ровным счетом никаких последствий. Подобных секретов в игре уйма, некоторые опасны для главной героини, другие нет, например, вы можете найти небольшой двор, где прячутся безобидные домашние животные, которые боятся выйти на улицу. И, разумеется, их можно будет покормить, за что вас наградят трофеем. За выполнение других необязательных заданий игрок также получит награду в виде дополнительных предметов, кусочков пазлов и просто коллекционных вещей, которые безымянная девчушка складирует у себя дома в своей комнате, как это часто делают маленькие дети. Помимо Мэри Сан в игре можно встретить легендарное змеевидное существо Цутиноко, которое любит перемещаться по ночным улицами западной Японии, будучи в кольцевидном состоянии, делает оно это кусая себя за хвост. Цутиноко весьма болтлив, он любит лгать и заговаривать своих жертв, но в то же время он очень опасен, ведь этот змей обладает большими ядовитыми клыками, молниеносной реакцией, а также пристрастием к алкоголю. Поэтому он часто появляется по ночам возле баров и прочих шумных заведений, открывающих свои двери после полуночи.
Если вы решите не заморачиваться с поиском Мэри Сан и Цутиноко, а ограничитесь лишь прохождением сюжетной линии, то вы пропустите немало интересного. В том числе, лишите себя удовольствия воочию увидеть некоторых таинственных существ, которых показывали в трейлерах. Авторы тонко намекали на наличие в игре трехцветного кота Микэнэко, представленного в виде большой кошачьей головы, или Мистера Йомавари, который ворует и уносит к себе домой непослушных детей. В общем, в игре есть чем заняться, помимо прохождения основной истории. Особый шарм данному произведению придаёт потрясающая рисовка, напоминающая работы студий Madhouse и Ghibli. Авторы умело сочетают красивые мультяшные модели персонажей и изображенный в мягких тонах город, будто бы взятый прямиком с подарочной открытки, с жуткими существами и периодически возникающими в кадре необъяснимыми явлениями. Этот контраст создает уникальную атмосферу, а красивая картинка дарит глубину и необходимое погружение, поскольку в фантазии и мастерстве дизайнерам и художникам Yomawari: Night Alone не откажешь. Они буквально ко всему подошли креативно. Если в игре есть зомби, то это не просто оживший разлагающийся мертвец, еле перебирающий ногами, а странное существо с размытым лицом или торчащими из головы гвоздями. Если авторы хотели добавить в игру быстрых монстров, то они вплели в сюжет непонятную тварь, которая несется на игрока на одних лишь руках, поскольку второй половины тела у неё нет, а то и вовсе такой вот бегун может предстать в виде мучающегося в агонии пылающего мужика, крик которого однозначно останется у вас в памяти надолго.
В игре, к слову, есть карта, которая выглядит как детский рисунок с постоянно появляющимися на нем подробностями, в точно таком же формате перед игроками предстанет инвентарь с всевозможными предметами от лопатки до найденных детских башмачков. Некоторые люди, сидящие по ту сторону экрана, скажут, что выглядит это немного лениво, ведь разработчики обошлись исключительно простыми детскими штрихами, но лично мне подобный подход понравился. Ведь девочка носит с собой в рюкзачке альбом, куда она тщательно записывает и зарисовывает всё, что находит у себя на пути. В том числе ведет небольшой дневник, в котором делится своими переживаниями и размышлениями. Немало впечатлений от игры приходится на мрачную и местами меланхоличную музыку, написанную композитором Мика Кога (Mika Koga). К сожалению, большую часть игры, вам придётся провести в относительной тишине, поскольку авторы, как я уже писал выше, большой акцент в игровом процессе делают на стук сердца главной героини, а потому аккомпанировать стуку биологического моторчика будет стрекот сверчков, дуновение ветра, а также звон, который издаёт ток, гуляющий по проводам. Но в те моменты, когда композитору дают волю выразить себя – он это делает на отлично. Особенно понравились тяжелые композиции, которые сопровождают переход в альтернативную реальность и во время сражений с боссами. Чем-то эта музыка напомнила самый первый Silent Hill, когда господин Акира Ямаока использовал всевозможные приборы, в том числе и стоматологическое сверло, для записи странных и неприятных композиций, давящих на нервы. Нечто подобное можно услышать и в Yomawari: Night Alone. Саундтрек, к слову, уже продаётся в цифровом сервисе Steam, где вы можете приобрести его за какие-то 29 рублей. Не откажите себе в удовольствии.
Итог: Yomawari: Night Alone рискует стать одним из самых запоминающихся проектов в канун этого Хэллоуина и преподнести любителям мрачных историй несколько часов интересного времяпрепровождения. Внутреннему подразделению Nippon Ichi Software удалось сделать огромный рывок вперед и доказать, что они способны делать хорошие игры после провальной htoL#NiQ: The Firefly Diary, превратив историю о беззащитной девочке в увлекательное путешествие по жуткому миру, полному ощущения опасности и страха. Разработчики смогли реализовать весь потенциал, который скрывался в их прошлой недоработанной игре, да так мастерски, что новый ужастик даже не за что поругать, разве что за весьма короткую продолжительность. Игру можно одолеть за одну Хэллоуинскую ночь, если идти исключительно по сюжету, избегая стычек с редкими монстрами и не отягощая бремя девочки поиском коллекционных предметов. Yomawari: Night Alone бросает игрокам вызов, но при этом не перегружает утомительными беседами или неудобным геймплеем, позволяя получить новый опыт портативной игры. Она отлично смотрится на PlayStation Vita, так что если у вас есть такая возможность, обязательно погрузитесь в ее уникальную атмосферу.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.
P.S. Продолжая нашу непостоянную, но всё же рубрику «Палим годноту», хотелось бы посоветовать вам анимационный сериал «Mononoke», выпускавшийся на японском телевидении стараниями студии Toei Animation в 2007 году. Сериал состоит из пяти глав, разбитых на двенадцать захватывающих дух серий, каждая из которых посвящена одному из пяти демонов, именуемых мононокэ: Дзасики-вараси, Умибодзу, Ноппэра-бо, Нуэ и Бакэнэко. Действие сериала в основном происходит в феодальной Японии, безымянный главный герой, которой зовет себя Аптекарем, оказывается в разных местах и в разное время, преследуя демонов, питающихся людскими слабостями и негативными эмоциями. С собой Аптекарь носит волшебный меч, который может быть обнажен, только если ясна Форма, Суть и Первопричина мононокэ, в противном случае он останется в ножнах, отчего создается впечатление, что зритель смотрит не мистический триллер, а хороший детектив.
И анимационный сериал, и манга, вышедшая после завершения первого и последнего сезона сериала, направлены на мужскую целевую аудиторию. Они стремятся донести до сильного пола определенный посыл, связанный с ролью женщины в консервативной Японии, а посему данные произведения затрагивают темы семейных уз, быта и работы. Сопровождает всё это потрясающее музыкальное сопровождение, написанное композиторами Ясухару Таканаши (Yasuharu Takanashi), Рётой Коматсу (Ryōta Komatsu) и Наохисой Танигучи (Naohisa Taniguchi). Но главной изюминкой сериала стали режиссура и анимация, которые меняются от одной главы к другой, но всех их объединяет классическая японская поэзия, пестрящая замысловатыми узорами и красками. Порой авторы так сильно увлекаются подачей, что становится трудно определить, где явь, а где вымысел. Находимся ли мы внутри головы жертвы мононокэ или всё увиденное – это иллюзии, созданные этими коварными демонами. Поэтому всем желающим посмотреть в Хэллоуинскую ночь что-то необычное, я рекомендую к ознакомлению данный сериал. Прочитать отдельно шестую главу, посвященную шестому и последнему демону, вы можете в манге, состоящей из двух томов. Манга печаталась в журнале Young Gangan в период с 2007 по 2008 года, издаваемом компанией Square Enix.