«– Это всё конечно очень интересно, но ты покупать-то что-нибудь будешь? [Гном и ведьма молча переглядываются] – Нет. [Происходит вспышка света и гном исчезает в клубах дыма]»
Witchcrafty
Наверное каждое второе интервью, выпущенное при непосредственном участии Sony Interactive Entertainment, обязательно содержит в себе слова о том, каким непростым для компании выдался последний год. И не важно, о чём именно шла речь, обычно сотрудники не упускают возможности пожаловаться на пандемию, самоизоляцию и прочие прелести современной жизни. Поклонники PlayStation Vita вполне могли бы им посочувствовать, если бы те не чинили препон: не лишали владельцев консоли возможности писать друг другу, создавать тусовки, обмениваться фотографиями и снимками экранов.
И хотя фанаты сумели отстоять своё право пользоваться цифровым магазином, руководство Sony нашло способ прикрутить гайки – оно перестало сертифицировать игры, а заодно свернуло производство физических носителей. 20 июля – крайний срок, когда разработчики могли подать свои игры на сертификацию, именно поэтому в этот день в цифровом магазине PlayStation Store появилось множество работ от независимых разработчиков. Среди них были как громкие тайтлы, вроде Russia Subway Dogs, так и совершенно обскурные, наподобие Killer Dolls United.
Но наше внимание привлекла Witchcrafty от студии PigeonDev, подарившей миру Explosive Jake, Bucket Knight и дилогию Awesome Pea. Издателем выступила хорошо известная владельцам консоли Sometimes You. Данная игра повествует о буднях молодой волшебницы, коротающей деньки в сказочном королевстве. Всю свою жизнь она прожила вдалеке от суеты, пока однажды в её дом не пришла беда: некогда уютный лес заполонили хищные растения, живущие в мире сказочные существа обозлились друг на друга, а шахты гномов оккупировали гоблины.
От местных жителей она узнаёт, что всему виной губительная порча, источник которой находится где-то в глубинах королевства. Чтобы найти его, она должна пройти сквозь дремучий лес, спуститься в тёмные пещеры, посетить дом с приведениями и взобраться на заснеженные горы. Но наша волшебница будет не одна. В этом полном опасностей путешествии ей будут помогать сатиры, говорящие коты, гномы и другие волшебники. Некоторые из них обучат героиню новым приёмам, в то время как другие позволят ей обзавестись необходимыми для победы вещичками, в том числе и волшебными артефактами.
Игра позиционируется авторами как платформер с элементами метроидвании. Когда слышишь нечто подобное, то на ум сразу же приходят Salt and Sanctuary, Iconoclasts и Chasm, являющиеся лучшими представителями жанра на PlayStation Vita. Но ставить Witchcrafty в один ряд с этими играми мы бы не стали, как минимум потому, что элементы метроидвании в ней выполнены весьма условно. Всё, что может героиня в начале своего путешествия – это прыгать да размахивать волшебной палочкой, нанося врагам урон не столько магией, сколько грубой физической силой. Как так вышло, что маленькая и совсем ещё юная волшебница оказалась единственной, кто способен выступить против армии беспощадных гоблинов – нам, конечно же, не объяснят. Но это не главное.
Со временем девушка откроет для себя силу трёх стихий: огня, молнии и льда. С помощью магических способностей она сможет устранять преграды, открывать сундуки и извлекать из них артефакты, наличие которых положительно сказывается на показателях здоровья и маны. К сожалению, этим всё и ограничивается. Авторы не смогли придумать недругов, победа над которыми достигалась бы при помощи специальных заклинаний. Не добавили возможность комбинировать умения для достижения неожиданных результатов. Даже боссов, имеющих слабость к определенным стихиям, и тех нет. И это очень странно, поскольку на рынке не первый год существуют такие игры как Noita и Magicka, наглядно демонстрирующие, чего можно добиться, если подойти к делу с умом. Чем таким на их фоне выделяется Witchcrafty, кроме того, что она вышла под конец жизненного цикла PS Vita, решительно не ясно.
Но одно можно сказать точно – игра получилась сырой и совершенно недоделанной. Взять, к примеру, вышеупомянутые стихии. Дело в том, что каждое заклинание можно использовать двумя способами: на земле и в воздухе. Применение огненного заклинания во время прыжка даёт героине возможность совершить мощный рывок, сопровождаемый всполохами огня. Это заклинание отъедает сразу два деления от шкалы маны и наносит противникам серьезный урон. Попытки применить молниевое заклинание в воздухе приводит к тому, что героиня совершает мощный рывок... сопровождаемый всполохами огня. Всё верно, разработчики не успели сменить анимацию заклинания, поэтому оно дублирует предыдущее. Впрочем, иногда не происходит и этого, так как игра может не воспроизвести нужные движения, но отнять при этом два деления от шкалы маны она не забудет.
Вообще, когда речь заходит о незавершенности, то здесь Witchcrafty проявляет себя во всей красе. Персонаж тут может застыть в причудливой позе, прекратив атаковать стоящего перед ним противника. Или может ни с того ни с сего отказаться прыгать, даже когда в него летят стрелы и ядовитые споры. Это уже не говоря о ситуациях, когда враги, ловушки и преграды становятся невидимыми – в такие моменты остаётся лишь уповать на удачу и надеяться, что поблизости окажется точка сохранения, ведь в противном случае придётся проходить весь уровень заново. В этом плане игра довольно-таки требовательна. Но не требующий молниеносной реакции игровой процесс, не запутанность лабиринтообразных уровней и не суровые противники делают её таковой. Таковой её делают вездесущие глюки.
Ведь как можно быть уверенным в своих силах, если героиня может в любой момент перестать бороться за свою жизнь? Что делать, если вражеский снаряд остался висеть в воздухе, перекрывая единственный выход с уровня? И как быть, если после своей смерти недруги продолжают наседать на несчастную волшебницу? Ответ один – превозмогать. А ведь помимо всего этого в Witchcrafty есть бесполезные целебные травы, бессмертные противники, непробиваемые преграды, невидимые стены и намертво заваренные сундуки, открыть которые не способно ни одно из имеющихся магических заклинаний.
И ведь на всё про всё игроку даётся два сердечка, растерять которые, при местном техническом исполнении, гораздо проще, чем найти смысл в действиях Sony в отношении своих собственных консолей. Благо, что игра позволяет наращивать их количество с помощью артефактов, которые извлекаются из волшебных сундуков и приобретаются у гномов. Гномы есть на каждом уровне и они готовы распрощаться со своими пожитками в обмен на кристаллы, но как только игрок купит по одной единице каждого товара, подземные жители моментально свернут всякую торговлю. То есть импровизированные магазинчики будут и дальше встречаться на пути ведьмы, однако приобрести в них что-либо станет невозможно. Является ли это какой-то ошибкой или авторы так и задумывали – сказать сложно, но если игрок захочет получить как можно больше сердец или увеличить шкалу маны, то он может воспользоваться небольшой хитростью.
Дело в том, что игра позволяет извлекать артефакты из ящиков повторно и без каких-либо ограничений. Для этого достаточно собрать нужный предмет, дойти до точки сохранения, а затем перезагрузить уровень. Старый артефакт останется у игрока, а на уровне появится новый. Так что тем из наших читателей, кто хочет пройти Witchcrafty, не страдая при этом от высокой сложности, мы рекомендуем воспользоваться вышеописанным трюком и запастить необходимым количеством сердец прямо на начальных этапах. Это несколько упростит дальнейшее прохождение и позволит сэкономить массу нервных клеток. К тому же перезапуск уровня восполняет здоровье и ману, возвращает на место все лечащие травы, кристаллы и другие предметы. В случае смерти ничто из этого восстановлено не будет, так что убиваться о ближайших неприятелей не имеет никакого смысла.
На сырость игры также указывает её низкая продолжительность. Пройти Witchcrafty можно за два вечера. Это при условии, что игрок потратит немного времени на сбор кристаллов и поиск артефактов. Некоторые уровни, например, заснеженные горы, очень скоротечны. В них нет дружественных NPC, с которыми героиня могла бы перекинуться парой слов, нет каких-либо противников, есть только финальный босс, Грибной Барон, который совершенно не подходит к этой местности. Впрочем, оно и не удивительно, так как по изначальной задумке этот противник должен был поджидать игроков на выходе из леса. А ведь это единственный босс во всей игре. Впрочем, внимательные игроки, успевшие ознакомиться с трейлерами и скриншотами, могли заметить, что помимо Барона в игре должны были появиться Принцесса Филинов, Пьяный Осьминог, Горящий Череп и множество других противников.
Кроме того, в Witchcrafty должны были быть реализованы полёты на мётлах, пространственные головоломки с использованием движущихся платформ, новые разновидности заклинаний, а также различные взаимодействия с окружающей средой. В одном из трейлеров, к примеру, есть сцена, в которой героиня замораживает воду, получая возможность перебраться на другую сторону. Да и сюжет предполагался более комплексным и запутанным. Судя по всему, авторы планировали раскрыть личность загадочного кота, объяснив, почему мы не должны ему доверять и что заставило мохнатого ополчиться против нас. К тому же нам так и не рассказали, откуда живущая среди сатиров колдунья знает героиню, не объяснили характер связи между котом и дамой из дома с призраками, не раскрыли истинное происхождение окутавшей лес порчи. Да что уж там, в одном из трейлеров нам даже показывали наличие русского языка. Надо ли говорить, что в версии для PlayStation Vita какая бы то ни была локализация отсутствует?
Итог: Witchcrafty – сделанная наспех игра, создатели которой были вынуждены опубликовать своё детище раньше времени, чтобы уложиться в сроки, установленные консоледержателем. Делать какие-то выводы, основываясь на текущей версии, мы не станем. Вместо этого мы подождём, когда PigeonDev завершат свою работу и выпустят большое обновление, исправляющее проблемы консольной версии. Стоит признать, что несмотря на все недостатки, у игры есть свой шарм: приятный глазу пиксель-арт, забавные персонажи, отличное музыкальное сопровождение и интригующий сюжет. Будем надеяться, что разработчики не оставят версию для PlayStation Vita в столь плачевном состоянии и доведут её до ума. Мы будем следить за их творчеством и обязательно расскажем обо всех изменениях.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.