«Ты замечал когда-нибудь, что мужчина в баре готов разъяснить любую, самую тёмную тайну человечества? Достаточно трёх стаканов»
Уильям Гибсон, «Страна призраков»
Совсем недавно в компании пожилого детектива Даниэля Лазарски мы исследовали городские трущобы города Кракова в потрясающей приключенческой киберпанк игре >Observer_, а после планировали изучить поджидающие нас в недалёком будущем опасности вместе с Detroit: Become Human, но жизнь иногда преподносит сюрпризы. Издательская компания Wolfgame America неожиданно выпустила VA-11 HALL-A: Cyberpunk Bartender Action от Sukeban Games в европейском PlayStation Store, благодаря чему владельцы PlayStation Vita получили возможность приступить к прочтению нашумевшей визуальной новеллы, вооружившись стаканом молока, горячим шоколадом и печеньем.
Действие игры разворачивается в городе Glitch City, на одной из центральных улиц которого в грязной подворотне расположилось небольшое помещение HALL-A, занятое баром. Бар этот непростой, он является частью торговой сети British Trademark Council (BTC), присвоившей ему порядковый номер VA-11. Так, в общем-то, и зародилось название для вывески, привлекающей к себе внимание прохожих, – «VA-11 HALL-A». О городе, в котором находится это заведение, уже давно по всей округе разносятся дурные вести, поскольку в нём царит постоянно растущая преступность и запредельная коррупция. Из-за резко возросшего криминального фона сеть BTC решила прикрыть примерно 40% от общей массы принадлежащих ей точек. К сожалению, уютная VA-11 HALL-A, базирующаяся в крайне неблагополучном районе, точно так же, как и многие другие питейные заведения, висит на волоске от закрытия.
Но что не так с Glitch City и почему у него такое странное название? На самом деле сложно дать однозначные ответы на эти вопросы, но игра, по крайней мере, пытается. Зародившийся всего за полвека до событий игры, Glitch City стал своего рода пристанищем для роботов лилимов, попавших под «Программу реформирования ИИ». Лилимы – это автономные человекообразные киборги, сделанные настолько тщательно, что мало чем отличаются от своих изобретателей (именно поэтому их обязывают делать модификации, которые позволяли бы отличить их от людей). Более того, лилимы очень даже человечны: они испытывают эмоции, обладают уникальными чертами и характерами, а самое главное – в Glitch City они предоставлены сами себе и могут делать всё, что взбредёт им в голову.
Подобная свобода была дарована этим индивидуумам от мира робототехники не просто так: дело в том, что со всех уголков мира в Glitch City свозят только «сломанных» роботов, чьи личности и характеры уже давно отошли от заложенных в их ИИ последовательностей. Логика проста: если психика робота была повреждена и исправить её стандартными методами не предвидится возможным, лучше всего изолировать больную особь от остальных. Ну а чтобы лилимы не сидели без дела, правительство решило отправить их выполнять общественные работы: заниматься доставкой, чисткой дорог, вождением общественного транспорта и так далее. Зачастую исправительные работы идут киборгам на пользу, и те уже вовсю интегрировались в самые разные слои человеческой жизни, так что этот уникальный эксперимент можно по большей части назвать удавшимся.
Разумеется, местное население не в восторге от такого соседства, поскольку неисправные помощники могут в любой момент на кого-нибудь напасть, но VA-11 HALL-A: Cyberpunk Bartender Action не называлась бы антиутопией, если бы государству, втайне подчиняющемуся источнику всех бед – корпорации Zaibatsu Corp., было бы не наплевать на мольбы своих сограждан. Не зря же Glitch City многие называют «морской свинкой мира»: в этом городе всё время проводят какие-то странные эксперименты, которые иногда даже убегают от своих хозяев. И, между тем, это всё ещё город больших возможностей, но только для людей с большими кошельками, ибо позволить себе аугметику, высококлассные модификации и прочие чудеса генной инженерии может лишь очень небольшой процент людей и лилимов. Растущая пропасть между богатыми и бедными порождает ненависть к государству и корпорациям, что постепенно выливается в вооруженные конфликты и стычки.
Как и положено в капиталистических странах, корпорация держит в ежовых рукавицах все местные СМИ, поэтому в публичной прессе не найти упоминаний её деятельности в негативном свете. Вся более или менее откровенная информация публикуется анонимными источниками на всевозможных форумах, вроде DANGER/U/, с администрацией которых активно борются путём регулярных посадок и воспитательных бесед. Совсем печально становится тогда, когда некий хакер или возможно группа хакеров, выступающая под кодовым именем Alice_Rabbit, сливает в сеть добытую ими информацию со всей подноготной. Нараставшее в обществе напряжение, наконец, достигает своего апогея, и гнев народа находит свой выход. В первую очередь, люди ополчаются на Белых Рыцарей – наёмников, представляющих собой нечто среднее между военизированным формированием, полицией, скорой помощью и пожарной частью, так как они совмещают все эти функции. Ну а затем по всему Glitch City проносится неконтролируемая волна беспорядков.
Как вообще всё это связано с симулятором бармена? – спросит читатель. Да практически никак. Хотя, наверное, правильнее будет сказать, что связь есть, но не прямая, а косвенная. Например, когда в Glitch City разгорается гражданская война, герои принимают решение отсидеться в баре, предпочитая не высовывать лишний раз свои носы на улицу, тем более что VA-11 HALL-A расположена чуть ли не в центре города, ставшим на какой-то промежуток времени эпицентром событий. Задача игрока, отыгрывающего роль бармена – слушать своих гостей и наливать им то, что они попросят, поскольку только так можно выудить из них информацию об этом необычном месте и его закулисье. Гостями Джулианы Стингрей (или просто Джилл), так зовут нашу героиню, выступают представители самых разных социальных слоёв и сословий: богатенькие дамы, служители пера, люди, работающие на Zaibatsu, наёмные убийцы, проститутки, стражи правопорядка, офисные клерки и масса других колоритных персонажей.
В самом баре помимо Джилл работают другие, не менее харизматичные личности. Её напарник Джиллиан, например. Он беженец из Гонконга, где ему довелось служить в силовых структурах, борющихся с массовыми беспорядками. После какого-то громкого дела он вынужден был дезертировать, а затем судьба привела его полностью разбитого и подавленного прямиком в бар VA-11 HALL-A, где его приютила Дана Зейн – хозяйка заведения. К тому времени один из прежних барменов успел покинуть грешную землю, поэтому Джиллиан, скрываясь от миграционных служб, начал работать под его именем. Надо сказать, что парень он отличный, несмотря на всю его немногословность и скрытный образ жизни. Помогает Джиллиану и Джилл в их нелёгком деле миловидный сиба-ину по кличке Красный Сиба в очках и гавайской рубашке. Он немного глуповат и излишне доверчив, но зато чертовски энергичный и очень исполнительный. А ещё все свои сбережения пёс отправляет нуждающимся друзьям и родственникам.
Что же касается Даны, то она в местном мире – живая легенда (и есть серьезные подозрения, что часть этих самых легенд она придумала сама). Её биография полна невероятных историй: она и с медведями успела за деньги побороться, и в полиции соседнего городка поработать, и заняться профессиональным реслингом, да и вообще, обросла таким количеством историй, что многие люди при виде госпожи Зейн действительно преисполняются страхом и уважением к ней. Впрочем, нужно сказать, что подобное отношение к этой поджарой обладательнице кибернетической руки и самодовольной улыбки, не сползающей с её лица, появилось не на пустом месте: несмотря на высокие требования и странные поступки, Дана очень рассудительная и чуткая начальница, которая нередко премирует своих сотрудников, поддерживает их в трудную минуту и всегда стремится вершить добрые дела. В первый игровой рабочий день Дана приволочёт в бар девушку, которая, скажем так, совершила ошибку и чуть не поплатилась за это жизнью. Благодаря судьбоносной встрече с Даной этой заблудшей душе предстоит переосмыслить свою жизнь и, возможно, даже измениться в лучшую сторону. Если, конечно, игроки приложат к этому определенные усилия.
Впрочем, на способности ловко выполнять заказы работа бармена не заканчивается. Хороший бармен должен уметь слушать своих посетителей и разливать те напитки, которые больше подходят к той или иной ситуации. Для этого достаточно быть чутким к своим клиентам, запоминать название полюбившихся коктейлей и по необходимости удовлетворять их вкусовые потребности. Удачно поданное пойло вполне может открыть развилку-другую, поскольку VA-11 HALL-A: Cyberpunk Bartender Action – игра нелинейная, к тому же обладающая несколькими концовками. Подав, к примеру, котобумеру по имени Стелла секретный напиток «Flaming Moai» ближе к концу игры, можно открыть доступ к диалогу с необычным гостем, прибывшим прямиком из Neo San-Francisco. Джесс (так зовут гостью) расскажет о том, кто такие гибриды, почему котобумеров нельзя относить к таковым и что привело её в Glitch City, ну а Джилл в ответ поделится подробностями о том, как обстоят дела с генной инженерией в её родном городе. В противном случае игроку придётся довольствоваться компанией хакера Альмы – подруги Джилл, которая скрасит конец рабочего дня рассказами о своих любовных похождениях, а заодно попытается убедить бармена в том, что её огромная грудь самая что ни на есть настоящая, унаследованная ей от мамы. И да, это довольно таки типичный разговор для данной игры.
Или вот другой пример: если бармен вовремя озаботится вопросом и закупит бутылочный напиток «Mulan Tea» в магазинчике JC ELTON'S, расположенном недалеко от её дома, а затем подаст его местной поп-диве Кире Мики, то музыкальный идол не останется в долгу и отплатит бармену за особое внимание к её просьбам билетами на собственный концерт. Если за неимением чая заменить его каким-то другим безалкогольным сладким напитком, то барменше останется довольствоваться лишь стаканом с автографом и осознанием того, что она лично знакома со знаменитостью. Также следует быть осторожным с алкогольными и безалкогольными напитками, поскольку в бар нередко наведываются люди самого разного возраста, причём в разном состоянии. Например, бедолагам, получившим ранения в ходе общественных беспорядков лучше избегать приёма алкоголя для их же блага. Аналогичная ситуация с детьми, которые изо всех сил стараются казаться в глазах своих родителей и сверстников взрослыми, а потому рвутся в места, подобные этим. Ну и не стоит забывать, что алкоголь – это прекрасный инструмент, с помощью которого можно развязать своему гостю язык. Особенно тогда, когда гость и сам не против стать синим, как изолента.
Тем не менее, особо сильно в плане подбора выпивки тоже не разгуляешься. Всякий раз, когда клиент даёт Джилл полную или частичную свободу в выборе напитка, лучше всего разливать по стаканам и бокалам только самое дорогое пойло. Подобное поведение продиктовано не одним, а сразу двумя факторами: необходимостью платить по счетам и следить за психологическим состоянием своей подопечной. Если Джилл не оплатит свои интернет-подписки, счёта за электричество или аренду жилья, то она запросто может остаться без доступа к свежим новостям, без света и, в конце концов, без крыши над головой. Всё это обязательно приведёт к не очень хорошим последствиям и грустной концовке. Ну а что касается психологического состояния, то для девушки, работающей с людьми, порой очень важно удовлетворять свои собственные прихоти для того, чтобы чувствовать себя на рабочем месте немного увереннее. Какая-нибудь купленная в магазине безделушка, например, плакат с изображением Киры Мики или приносящая удачу статуэтка кота, может помочь Джилл сконцентрироваться на работе. В противном случае внимание девушки будет расфокусировано, а сама она – рассеяна.
Подобное запросто может отразиться на игровом процессе, поскольку игрокам видны мысли Джилл, и если та будет чем-то не удовлетворена, то вместо того, чтобы сосредоточиться на текущих обязанностях, все её думы будут крутиться вокруг беспокоящих её вещей. И, надо сказать, что жить в таком городе, как Glitch City, на удивление очень дорого. Немудрено, что героиня большую часть времени пребывает в подавленном состоянии, а любая мелочь, пусть и ненадолго, способна выбить её из колеи. Впрочем, как и многих других жителей города. Так игра и превращается из простой визуальной новеллы в самый настоящий симулятор бармена, с довольно-таки большим по меркам жанра количеством геймплея, внушительным числом персонажей и сильным уклоном в экономическую составляющую, благодаря чему нередко приходится тщательно продумывать каждый свой ход. Задачу усложняют гости, которые любят загадывать загадки. Такие могут запросто попросить сделать коктейль, который вбирал бы в себя аж семнадцать различных ингредиентов или обладал какими-то определёнными качествами.
Благо, в игре есть контрольные точки, призванные облегчить жизнь перфекционистам. Любой бармен, работающий в сетях BTC, имеет полное законное право на перерыв, а в случае Джилл – перекур. Всякий раз, когда героиня покидает пределы бара, чтобы подышать «свежим воздухом» Glitch City, игра предлагает сохранить прогресс. И это крайне важно, поскольку любая ошибка лишает барменов премиальных, которые те получают в конце рабочего дня. И под ошибкой понимаются вовсе не неправильно скомбинированные материалы для питья – в этом плане игра не сильно требовательная, а скорее неправильно поданные напитки. Скажем, хроническим выпивохам, вроде лилима Дороти или аугментированного мужичка Джейми, которых можно смело назвать завсегдатаями VA-11 HALL-A, нет никакого смысла подавать безалкогольные напитки. Даже когда дело касается коктейлей, в которых алкоголь добавляется по вкусу. Тем, кому недостаточно одной лишь болтовни и смешивания ингредиентов, мы рекомендуем прикупить в магазинчике рядом с домой Джилл компьютер PC-9X и охапку картриджей для него, среди которых есть небольшая игра, выполненная в жанре bullet hell. Она нарочно сделана в стилистике старых добрых 16-битных ретро-игр. И, как и любая другая уважающая себя ретро-игра, она просто обязана быть до смешного короткой и практически непроходимой.
При всём при этом в симуляторе бармена из недалёкого будущего обнаружилась тонна отсылок к другим играм: например, к готовящейся к выходу ролевой игре YIIK: A Postmodern RPG, детективной визуальной новелле 2064: Read Only Memories, недавно вышедшему ремастеру The Silver Case, а также к культовой серии Metal Gear и многим другим. Причём отсылки эти могут принимать самую разнообразную форму: упоминание какой-то из игр в статье в местной газете; музыкальная композиция, вдохновленная тем или иным произведением; гостевой персонаж, принявший участие в кроссовере; или просто безобидный реверанс. Например, в игре можно встретить говорящего пса Начо Тамблевида Младшего, который носит на одном глазу повязку, ходит в чёрной одежке и возглавляет организацию Canine Independent Rescue Association (CIRA). Целью этой CIRA является создание такого места, в котором все псы чувствовали бы себя максимально комфортно и ни в чём не нуждались. При первом знакомстве с этим персонажем на ум моментально приходит Биг Босс, стремившийся создать своё собственное независимое государство, в котором наёмники, жертвы войны и просто потерянные души нашли бы своё пристанище.
А ещё у VA-11 HALL-A: Cyberpunk Bartender Action высокий возрастной порог. Мы не рекомендовали бы игру подросткам и в особенности детям, поскольку в данной новелле хватает нецензурной брани, разговоров о сексе, пошлых шуток и анекдотов, чёрного юмора, а также какого-то непомерно огромного количества персонажей нетрадиционной сексуальной ориентации. Их так много, что даже не сразу удаётся вспомнить, были ли среди героев гетеросексуалы. Подобные вещи постепенно становятся нормой в среде сюжетно-ориентированных инди-игр, ввиду чего начинает казаться, что их добавляют туда только ради того, чтобы привлечь внимание и добиться расположения определенной прослойки населения. Иначе для чего ещё нужно так сильно выпячивать на передний план подобные вещи – решительно непонятно. Так что те из наших читателей, кому не нравятся игры, где секс – это самая распространённая тема для разговора, а каждый встречный-поперечный открыто и в мельчайших подробностях рассказывает о своих сексуальных предпочтениях, мы рекомендуем обходить эту игру стороной.
К тому же здесь довольно много взрослых тем и экзистенциальных вопросов, которые будут понятны людям, прошедшим первую половину жизненного пути. Это не та антиутопия, в которой молодые люди свергают тоталитарный и деспотичный режим, пуская в ход суперспособности, и не очередная ода индивидуализму, а история о сбившихся с пути, неуверенных и ищущих себя людях, оказавшихся в сложной ситуации, об их переживаниях и утратах. Эти герои не бегут сломя голову «менять общество» путём свержения диктаторов, а учатся жить и быть счастливыми с тем, что они имеют. Именно поэтому данный проект может очень быстро наскучить молодым людям, не готовым к тому, чтобы часами слушать душевные излияния очередного причудливого выпивохи. Во многом VA-11 HALL-A: Cyberpunk Bartender Action схожа со знаменитой Catherine. В обеих играх преступно мало декораций, наличествует однообразный игровой процесс, эстетика барной жизни и они обе нашпигованы персонажами, находящимися на пороге кризиса среднего возраста.
Большую часть времени владельцы карманной игровой системы будут видеть перед глазами всего две локации – апартаменты Джилл и её рабочее пространство, но об этом как-то вообще не приходится задумываться на протяжении всего прохождения. В контексте всего происходящего на экране вся эта возня с декорациями не имеет никакого значения, поскольку сюжет подаётся через диалоги, а все необходимые вещи дорисовывает воображение. Это довольно таки смелое решение, учитывая, что далеко не каждая игра может себе позволить столь радикальный минимализм. Как бы там ни было, это не отменяет того факта, что VA-11 HALL-A – игра очень атмосферная. Атмосферу немноголюдных, пропахших собачьей мочой, табаком и алкоголем баров здесь можно черпать вёдрами. Также очень хорошо на восприятии сказывается визуальная сторона проекта. Во время создания симулятора бармена разработчики из Sukeban Games вдохновлялись японскими адвенчурами с PC-98, откуда для игры была позаимствована стилистика. По мнению авторов, эти игры были не просто «ретро», для своего времени они выглядели очень даже «футуристично». И, надо сказать, позаимствовали не зря. Одного взгляда на скриншоты достаточно, чтобы понять, что они нисколечко не ошиблись с выбором.
За музыкальное сопровождение отвечала американская группа Garoad, возглавляет которую композитор Майкл Келли (Michael Kelly), на данный момент активно трудящийся над саундтреком для другой инди-игры в жанре киберпанк – Yuppie Psycho. Вся музыка сосредоточена в музыкальном автомате, воспользовавшись которым Джилл может самостоятельно добавлять в плейлист треки перед началом рабочего дня. На выбор доступно несколько десятков композиций, выполненных в различных жанрах, задающих нужное настроение и усиливающих эффект от пребывания в душном подвальном помещении питейного заведения. Так что будет ли на заднем плане весь день звучать спокойный тихий эмбиент, бодрый рок или агрессивное техно – решать исключительно игроку. Можно хоть вообще весь плейлист забить одной единственной композицией, зациклив её до бесконечности – никто не будет против. Наоборот, даже специальным трофеем «I like it, okay?» наградят.
Недостатков, сугубо на наш взгляд, у игры ровно два. Во-первых, это её направленность на узкую аудиторию, которая становится ещё уже, если среди читателей есть те, кому не нравятся бесконечные разговоры о сексе, стилистика японской анимации и огромное количество женских персонажей, обожающих трепаться обо всём и ни о чём одновременно. Впрочем, если бы в игре было больше мужчин, то они, скорее всего, сидели бы, уткнувшись в свои стаканы и особо не отсвечивали. Это, конечно, не полноценный недостаток, а скорее вкусовщина, однако не предупредить наших читателей о подобных вещах мы не можем. Во-вторых, игра не очень-то дружелюбна по отношению к новичкам. Она не особо стремится к тому, чтобы как следует рассказать, как вообще всё внутри неё работает, из-за чего ваш покорный долго не мог разобраться, каким образом здесь реализована функция ускорения диалогов (комбинация правый шифт + треугольник), а понять есть ли в ней функция автоматического пролистывания он не может до сих пор.
И, конечно же, никто не потрудился сообщить владельцам игры, что в главном меню в левом верхнем углу, оказывается, есть скрытые разделы, позволяющие выбрать, и одолеть пять дополнительных эпизодов, события которых развиваются до начала игры и после её окончания. Мы и сами узнали о них совершенно случайно. Какие-то из них шли бонусом за предзаказ компьютерной версии, другие предоставлялись публике бесплатно с обновлениями, ну а теперь они все в полном составе были перенесены в консольную версию игры. Также немного раздражает, что чем ближе кульминация истории, тем меньше в ней серьёзных, интересных и хоть сколько-нибудь интригующих событий. Да и сам тон произведения постепенно меняется: на смену депрессии, угнетению и безысходности приходят будничная лёгкость, дурашливость и уют, обеспечиваемый целой ватагой приятных персонажей. Да, у героини там есть свой конфликт, который авторы изо всех сил пытаются раздувать, но он такой нелепый и незначительный на фоне всего того, что произошло в Glitch City за последний месяц, что следить за его развязкой не было вообще никакого желания.
К тому же дело неспешно движется к новому году, а потому у героев возникает праздничное настроение и лёгкая тревога в ожидании грядущих перемен (да, ощущения от знакомства с игрой были бы куда сильнее, если бы её выпустили в Европе в декабре, а не в апреле, но то такое). С последними тоже вышла какая-то сумятица, ибо бар обрёл огромную известность за минувший декабрь, да и заинтересованных в его существовании знаменитых и влиятельных людей за это время поприбавилось. Странно, что никто из них не связался с BTC и не поспособствовал в решении нависших над заведением проблем. Или может быть авторы придумали для героев какие-то новые испытания, о которых нам поведают в других играх? В любом случае, концовки получились несколько смазанными, что может слегка разочаровать тех, кто ждал какого-то новогоднего чуда или, на худой конец, интересного завершения всех произошедших в городе событий.
Ну и напоследок хочется сказать пару слов об оптимизации игры на PlayStation Vita. Игра базируется на движке GameMaker Studio, работа которого оставляет желать лучшего, поскольку он каким-то образом умудряется всё время призадумываться. Вход и выход в меню или подменю всегда сопровождается странными фризами, которых чем дальше, тем больше. При этом игра несколько раз намертво висла в ходе диалогов, ввиду чего приходилось её перезапускать и проходить отдельно взятые моменты заново. Учитывая то, что мы практически до самых поздних этапов игры не знали о том, что в ней есть функция ускорения диалогов, нам проходилось прогонять их вручную. А это, как уже могли догадаться наши читатели, очень долго и утомительно. С другой стороны, сказать, что авторы совсем уж валяли ваньку язык не поворачивается, поскольку игру можно спокойно свернуть и лазать в других подменю консоли: изучать трофеи, листать скриншоты и даже совершать какие-то операции в PlayStation Store. Другие разработчики в последнее время вообще не заморачиваются с такими вещами и даже отключают к чёртовой матери сетевые функции консоли, дабы они не потребляли ресурсы.
Итог: Нужно сказать, что VA-11 HALL-A: Cyberpunk Bartender Action – это своего рода уникальный проект, одаривающий игроков необычным опытом. Ещё никогда нам не доводилось играть в визуальную новеллу, в которой на происходящие события можно было бы повлиять не выбором конкретной реплики или действия, а разлитой по бокалам выпивкой. Делают этот опыт незабываемым хорошо прописанные персонажи, ламповая атмосфера питейного заведения, интересные, а главное достаточно взрослые темы и приятная визуальная составляющая. И в то же самое время все плюсы киберпанк-бармен-экшена запросто могут превратиться в минусы, если кому-то из читателей не по душе эстетика баров, пьяные разговоры о жизни и тонна пошлых шуток. К объективным недостаткам также можно отнести отсутствие разнообразного игрового процесса и сильный уклон в экономическую составляющую, полностью убивающий всякий интерес к импровизации. Впрочем, это вовсе не повод отказываться от прочтения данной новеллы, поэтому мы рекомендуем её всем любителям интерактивного читва.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.