«Огромная, эпическая ролевая игра, на прохождение которой я потратил 50 часов… Конечно, где-то часов 40 из этого я был или пьян, или в отключке»
Ёко Таро об Undertale
Внимание! Обзор содержит некоторое количество спойлеров, которые ни в коем случае не помешают вам получить удовольствие от игры в полном объеме, однако определенные аспекты игрового процесса после знакомства с материалом для вас уже сюрпризом не будут. Если вы согласны пожертвовать своими впечатлениями, получив взамен объективную критику, то милости просим продолжить чтение. Спасибо за внимание.
Если вы являетесь одним из тех немногих почитателей интерактивных развлечений, кому не посчастливилось опоздать на поезд под названием Undertale, то не отчаивайтесь, поскольку через два года после пика популярности, у неё, можно сказать, открылось второе дыхание. А всё благодаря консольной итерации, которая на днях поступила в продажу благодаря сотрудничеству двух талантливых коллективов. Но давайте обо всё по порядку. Идея создания консольной версии возникла тогда, когда молодой музыкант, а с недавних пор ещё и художник, геймдизайнер, программист и просто хороший человек Тоби Фокс (Toby Fox) дал небольшое задание своим коллегам по цеху из фирмы 8-4 Ltd., съевшим собаку на импорте и экспорте, а также локализации различных проектов на английский и японский языки. Он попросил их сделать достойный перевод своей небезызвестной ролевой игры Undertale для азиатского рынка. Однако одного лишь перевода оказалось недостаточно, поскольку жители Страны восходящего солнца, как выяснилось, рождаются с геймпадом в руках, а потому вообще не рассматривают персональные компьютеры в качестве платформы для развлечений. Иными словами, Тоби и сотрудникам 8-4 пришлось искать другие варианты, то есть адаптировать игру под популярные в Японии игровые консоли – PlayStation 4 и PlayStation Vita.
Сказано – сделано, за какие-то несколько месяцев игра обзавелась переводом и успешно перебралась на игровые консоли, попутно заработав некоторые улучшения. Например, копию на физических носителях, коллекционное издание, поддержку функции Cross-Buy и даже внутриигровые нововведения. К примеру, чёрную рамку, обрамляющую окно, в котором происходит основное действо игры, отныне можно заменить геральдикой или динамичными обоями, которые контекстно взаимосвязаны с происходящим на экране, благодаря чему они самостоятельно сменяются всякий раз, когда протагонист посещает новую локацию. Ну а тех, кто ожидал полноценной адаптации под обе вышеупомянутые платформы с использованием сенсорного экрана, гироскопов или тач-пада, ждёт небольшое разочарование, поскольку авторы решили не заморачиваться с подобными вещами и сделали довольно-таки унифицированную версию игры, которая мало чем отличается от любой другой, на какой бы видеоигровой платформе она ни была запущена. Впрочем, небольшая разница всё же есть, ведь создатели порта отмечают, что версия для PlayStation Vita смотрится куда лучше благодаря маленькому экрану консоли и к тому же она позволяет играть в Undertale где угодно, что, согласитесь, является неоспоримым преимуществом, когда разговор заходит о ролевых играх. И, прислушавшись к их совету, именно эту версию мы сегодня и взяли для разбора, а потому присаживайтесь поудобнее, дорогие друзья, мы начинаем наш обзор.
Прежде всего, конечно, следует объяснить всем страждущим, почему данное творение приобрело такую популярность в широких кругах игровой общественности, ведь, казалось бы, о том, кто такой Тоби Фокс, во всяком случае, до премьеры его собственноручно созданной игры, не знал практически никто. На самом деле это не совсем так: Тоби – довольно популярный среди западных почитателей онлайн-комиксов деятель. Ведь именно он не так давно сочинял музыку и помогал в создании веб-комиксов на сайте MS Paint Adventures, придуманных художником и сценаристом Эндрю Хасси (Andrew Hussie), который подарил миру четыре работы, последняя из которых является самым масштабным его трудом на сегодняшний день. Тоби подключился к процессу, когда в производстве находилась насчитывающая на данный момент более пяти тысяч страниц «Homestuck», выпускавшаяся в период с 2009 по 2016 годы. Все истории, рассказанные господином Хасси, были довольно увлекательны, весьма продолжительны, и, что немаловажно, всегда отличались большим количеством действующих лиц, а также очень глубоким и продуманным миром, хотя визуальное оформление его комиксов всегда оставляло желать лучшего. Автор веб-комиксов умышленно не делал акцент на рисовке, больше опираясь на сюжет и героев, заключенных в нем.
И когда, казалось бы, становится ясно, что именно послужило толчком к созданию грядущего творения Тоби, да ещё и для уже сложившейся аудитории, обожающей всё необычное, возникает ещё один вопрос: а точно ли «Homestuck» послужила этим самым толчком? Ведь в первую очередь музыкант был известен поддержкой и созданием различных модификаций EarthBound в кругах международного фанатского комьюнити, а потому сильное впечатление на него могла произвести именно она – ролевая игра, ловко высмеивающая своих собратьев по жанру. Впрочем, фанаты Undertale давно уже уяснили для себя, что в творении Тоби Фокса есть немного и от того, и от другого проекта, а потому зацикливаться на выяснении, какой из них больше повлиял на автора, мы не будем. Важно знать то, что к моменту начала работы над Undertale Тоби Фокс не был каким-то чужаком для западной аудитории. Именно поэтому в тот момент, когда молодой парень бросил клич и призвал соратников поддержать его на краундфандинговой площадке Kickstarter, где он впервые выступил со своим дебютным проектом, помочь ему вызвалось чуть менее двух с половиной тысяч людей. А сумма, которую в итоге удалось собрать, превысила в десять раз ту, которую Тоби планировал собрать изначально. Короче говоря, публика была весьма и весьма заинтересована в том, чтобы на рынке видеоигр появилась новая наследница EarthBound, и, немного забегая вперед, можно сказать, что именно так оно в итоге и вышло с поправкой на то, что Undertale оказалась ещё и коммерчески успешной.
Как и в любой уважающей себя сказке, сюжет Undertale вертится вокруг некоего противостояния. Правда, самое главное, эпичное и масштабное столкновение в этой истории произошло, что называется, за кадром, оно свершилось задолго до того, как начались основные события игры. Когда-то давно люди и монстры соседствовали друг с другом в мире и гармонии, пока однажды между ними кто-то не посеял семя раздора, разросшееся в итоге до полномасштабной войны, длившейся десятилетиями. Закончилась она победой людей и капитуляцией монстров. Дабы последние не мозолили глаза, всех, кто не похож на человека, было решено сослать на подземные уровни, а для того, чтобы никто оттуда не выбрался, люди запечатали вход магическим «Барьером». Попасть в древние подземные тоннели можно лишь через щель в горе Эббот, которую каким-то образом проворонили людские колдуны. С тех пор многие из тех, кому не посчастливилось оказаться в этих горах, обратно уже не возвращались, а потому среди людей об этих местах начали ходить пугающие слухи.
Впрочем, никакие слухи, даже самые пугающие, не смогли остановить человеческого ребенка и по совместительству главного героя (или героиню, поскольку пол персонажа нигде никогда не указывается), от прогулки в этих местах, которая, вполне ожидаемо, заканчивается попаданием на нижние уровни. Очнувшись прямо посреди загадочных руин, являющихся отдельной секцией подземного мира, человеческое дитя впервые столкнётся с обитателями этих мест, вернее, с милым говорящим цветочком по имени Флауи, который дружелюбно поприветствует незнакомое лицо, подзывая его к себе. Подозрительное дружелюбие быстро исчезает, когда представитель местной флоры раскрывает свой истинный замысел, оскалив острые зубы в зловещей ухмылке. Дело в том, что цветок, растущий под щелью, питается упавшими жертвами, притворством заманивая их на поляну. Однако пиршеству цветка не суждено было случиться, поскольку приготовившегося вонзить свои клыки в человеческую плоть монстра отпугивает Ториэль – приятная на вид женщина, похожая на некую помесь козы и человека.
Ториэль рассказывает малышу, что часто ходит в эти места, проверяя, не упал ли кто в щель с верхних уровней, дабы защитить людей от коварных монстров. И это вовсе не запущенный случай стокгольмского синдрома, просто Ториэль является наглядным примером того, что далеко не все монстры на нижних уровнях являются отпетыми негодяями и кровожадными маньяками. А разработчики, таким образом, намекают, что насилие – далеко не единственный способ решения проблем, иногда достаточно нащупать точки соприкосновения и вырвать победу жалостью, состраданием, пониманием и мировым терпением. Благо, для этого есть все необходимые условия, ведь Undertale – это игра, в которой игрок сам решает, кем ему быть и как себя вести с окружающими. За основу игрового процесса была взята классическая и отработанная схема Shin Megami Tensei, то есть игрок может разговаривать с духами и монстрами, выискивая бреши в их извращенной логике или банально убалтывая их встать на свою сторону. Обыграно это в Undertale просто великолепно, поскольку только в этой игре в ходе сражения с гигантским псом можно притвориться собакой, а затем приручить обидчика, и это неминуемо приведёт к капитуляции псины, поскольку той потребует время, чтобы обдумать и принять случившееся.
Другая, не менее уморительная битва происходит тогда, когда малыш добирается до лавового уровня, там его обнаруживают два грозных стражника, которые всегда и везде ходят вместе. Убедив одного из них с помощью неких манипуляций снять свою броню, второй стражник, завидев мощный торс товарища, сообщит, что больше не может скрывать свои чувства и признается коллеге в любви. Что, как выяснится буквально через мгновение, было взаимно. Возвращаясь к сюжету, хочется отметить, что сразу же после первой стычки с кровожадным Флауи, Undertale начинает вести игрока за ручку. И это никакая не метафора, как вы могли подумать, Ториэль буквально хватает малыша и ведёт его за собой, помогая пройти самые сложные участки поземных руин, а заодно знакомит с окружающей действительностью. Концом их небольшого приключения становится её жилище, в котором она укладывает малыша спать, а на утро его будет ждать тёплый кусок пирога, лежащий возле кровати.
Дом Ториэль – это по-настоящему уютное место, в котором хочется задержаться, но дух приключений движет героя вперед, и он просит у Ториэль показать ему путь к «Барьеру». Добрая и ласковая женщина, которая, к слову, всегда мечтала стать учительницей, меняется в лице и начинает темнить. Попытки человеческого ребенка подвергнуть себя опасности вызывает у неё боль, сожаление, непонимание, а немногим позже даже гнев. Ториэль – первый серьезный противник в этой игре, который либо падёт от рук кровожадного убийцы монстров, либо сжалится и отойдет в сторону – дожидаться момента, когда малышу вновь понадобится её помощь. Именно от неё игрок узнаёт, что ребенок в полосатой кофте далеко не первый, кто упал в щель, и что остальных отправившихся искать выход с подземного уровня постигла весьма нелицеприятная участь. Чуть позже мы выясним, что «Барьер» можно преодолеть, но для этого нужна человеческая душа, вот почему каждый в этом мире охотится за малышом и желает ему смерти. Ведь все хотят выбраться на поверхность. Так начинается путешествие безымянного человеческого ребенка, забывшего о том, кто он и что он в таинственном мире монстров.
Вообще, приведенный выше пример однополой любви двух стражников не является исключением в данной игре. Undertale – это кладезь для любителей сочинять фанфики, поскольку в игре довольно много гейско-лесбийской-бисексульаной тематики, которой уделяется очень много внимания, во всяком случае, если игрок пошёл по пути добряка и решил не шинковать монстров на лоскуты, устраивая натуральный геноцид местному населению, а предпочёл вести диалог с героями, помогая им между собой выстраивать взаимоотношения. В сюжете будут выделены целые секции, посвященные любовным интересам персонажей, раскрытию их чувств и даже свиданиям. Поэтому если вы не являетесь любителем подобных вещей и предпочитаете, чтобы герои раскрывались сепарировано от их личной жизни и сексуальных предпочтений, то лучше пройдите мимо Undertale или сразу начните играть за злодея, ну а для всех незнакомых с проектом, может открыться вторая причина, по которой данное произведение навело шороху на западном рынке. Как бы кто не относился к этому веянию, но факт остается фактом: Undertale появилась на свет в эпоху, когда особую популярность начали набирать проекты, где основными действующими лицами являются женщины или лица неопределенного пола, а среди второстепенных, иногда даже главенствующих персонажей, частенько можно обнаружить пару-тройку лиц нетрадиционной ориентации. Дух времени диктует свои правила, по этой причине она успешно впитала в себя новомодные течения.
Мы здесь не для того, чтобы рассуждать о том, плохо это или нет, нам лишь хочется отметить, что в современном обществе, где популярны подобные тенденции, упоминание меньшинств делает любой товар чуть более привлекательным, чем он есть на самом деле. Разумеется, Undertale прекрасна и без этого, однако помочь ей стать шедевром на все времена, как считают многие западные рецензенты, очевидно, помогли эпизоды, акцентирующие внимание на нетрадиционной ориентации героев. Впрочем, мы с вами проводим немало времени за западными играми, которые, что называется, уходят на экспорт, поэтому нам приходится мириться с чужими ценностями и культурными особенностями, в том числе и в играх, которые на этих самых особенностях базируются. Кстати, игра может похвастаться не только романтическими эпизодами, в ней также есть элементы хоррора, мистики, триллера и даже комедии. Авторы умело жонглируют настроением игрока, постоянно превращая рядовую внутриигровую ситуацию в настоящий аттракцион эмоций.
Всё ваше естество сжимается внутри вас, когда прямо по горячим следам на ночном поле, где спрятаться можно только в колосьях какого-то растения, под зловещую музыку вслед за героем идёт сам Андайн – легендарный воин и глава Королевской гвардии, которому приказано убивать людей, провалившихся сквозь щель. Последовав совету детеныша какого-то монстра, увязавшегося следом, герой прячется в кустах, где его и настигает Андайн. Могучий рыцарь молча делает взмах клинком и наступает зловещая тишина. Секунду спустя Андайн вынимает из высокой травы того самого детеныша, смотрящего на главу гвардии толи с ужасом, толи с изумлением, отбрасывает его тело в сторону, а затем тихо испаряется в ночи. Страх и горечь о погибшем от рук злодея малыше внезапно наваливается на игрока, ведь нам даже толком не дали познакомиться с ним. Но всего через несколько мгновений наваждение исчезает, когда тот целым и невредимым выпрыгивает из кустов, радостно сообщая, что отныне не будем мыть те места, которых касалась рука Андайна, поскольку детеныш на самом деле является большим фанатом главы Королевской гвардии и считает его самым крутым на свете. Вот таким вот образом разработчики играются с ожиданиями своей публики и, надо сказать, выходит у них это очень хорошо.
А ведь это лишь малая доля того, что на самом деле может предложить Undertale, поскольку в этой игре любой элемент игрового процесса, будь то графика, музыка, интерфейс, всевозможные обозначения и даже шрифты – все они постоянно меняются, находятся в движении и стараются всякий раз подать себя как-нибудь по-новому. Например, в игре есть два брата-акробата Санс и Папирус, один является комиком, а второй стремится всеми силами попасть в ряды Королевской гвардии. Оба являются отсылками к понятным и знакомым широкой общественности вещам, ведь они общаются исключительно диалоговыми окнами со шрифтами «Comic Sans MS» и «Papyrus». Тоби и его очень немногочисленная команда умело пользуются всеми имеющимися опциями, даже, когда, казалось бы, удивить уже больше нечем. Та же ситуация с собакой повторяется за игру несколько раз, например, в снежных горах игрок повстречает сторожевого пса, который видит только движущиеся предметы. Для того, чтобы его победить, достаточно просто стоять на месте и не двигаться, при этом постоянно выбирая в опциях функцию «приручить». Битва завершится тогда, когда пёс решит, что к такому жизнь его ещё не готовила, ведь его только что приручил неодушевленный предмет, а этот факт однозначно достоин уединения и сеанса медитации.
Пожалуй, главное и безоговорочное преимущество Undertale – это её разнообразие, которое выгодно отличает игру от соседей по жанру, поскольку «гениальные» и нестандартные игры, вроде NieR: Automata от Platinum Games, могут быть бесконечно глубокими, но до ужаса однообразными, скрывая за рутинным игровым процессом и повторяющимся контентом отличные идеи. Творение Тоби Фокса не прячет свои идеи, а сыплет ими как из рога изобилия. Даже битва с сумасшедшим роботом, построенным гениальным учёным, для того, чтобы отлавливать и убивать людей, что само по себе является одним из самых заезженных клише на свете, в любой момент может превратиться в кулинарное шоу, затем в аркадный шутер, а после в сенсационный репортаж с места событий, в конце которого игроку будет необходимо за считанные минуты разминировать парочку бомб. Безумие? Толи ещё будет! Местный игровой процесс прост, понятен и интуитивен, а ещё он прекрасно справляется со своей задачей – он развлекает, благодаря чему десять часов, необходимые на полное прохождение игры, пролетают незаметно. Правда, как и в любом другом нестандартном произведении, в Undertale обнаружилось некоторое количество неоднозначных решений. Первая проблема кроется в том, что у Undertale, особенно под конец игры, резко возрастает сложность, некоторые битвы с боссами могут согнать с игрока семь потов, причем сражения идут одно за другим, что может послужить причиной фрустрации или даже поводом приостановить прохождение игры.
На скачущую сложность и неровный баланс жаловались все кому не лень ещё тогда, когда игра только набирала свою популярность, ну а теперь, с переездом на консоли, где нет спасительных трейнеров или модификаций, игрокам предстоит превозмогать своими силами. Что порой бывает сделать несколько сложнее, чем на персональных компьютерах, поскольку управлять приходиться не мышкой, а стиками, повелевая сердечком или, как его тут называют, душой главного героя. Тут стоит отметить, что баланс располагает к разностороннему прохождению игры: её можно проходить как по пути уничтожения всего живого для получения злой концовки, так и по пути истинного пацифиста для знакомства с добрым финалом, чего невозможно добиться, не избегая конфликтов всеми возможными способами. Разумеется, в первом случае персонаж игрока будет постепенно прокачиваться, получать опыт и становиться сильнее одновременно с супостатами, что иногда даже дарит некоторые преимущества игроку, ведь монстры в округе будут настолько напуганы его действиям, что могут запросто распрощаться со своими товарами и пожитками в обмен на жизнь. Пацифисту никакой боевой опыт не светит, он до самого конца игры будет хиленьким и слабым, поэтому его сможет положить на лопатки любой желающий, если, конечно не соблюдать осторожность.
Да, вы всё правильно поняли, «мирный путь» отнюдь не означает «лёгкий», поскольку большую часть времени игроку предстоит постоянно искать способ избегать стычек, уворачиваться от смертельно опасных атак, зазубривать наизусть расположение всех исцеляющих точек сохранения и магазинов, где можно запастись лекарством. Причём, игра под конец всё равно становится невыносимо сложно, независимо от того, пошёл игрок по первому пути или по второму. Некоторым вообще будет достаточно нейтрального финала, когда преданы мечу были лишь отдельно взятые персонажи, явно напрашивающиеся на неприятности, однако даже их смерть может повлиять на отношение окружающих к главному герою и, соответственно, на концовку игры. И в этом кроется вторая неоднозначная сторона проекта, которую трудно будет принять людям, не испытывающим тягу к морализаторским настроениям. Видите ли, Undertale носит явный антивоенный и пацифистский посыл, она не одобряет сложившуюся за десятилетия у почитателей ролевых игр привычку решать проблемы насильственным методом, а потому не упустит шанса указать игроку на его жестокость, особенно если тот не согласен с её риторикой. Даже один единственный убитый монстр может поставить под угрозу процесс прохождения игры на счастливую концовку, что однозначно не удовлетворит тех, кто не готов в любой ситуации подставлять вторую щеку. Безусловно, это достойный уважения и весьма самобытный подход к ролевому отыгрышу, но он получился слишком уж однобоким и, по сути, он сужает выбор игрока до конкретных ролевых моделей, подразумевающих под собой близкие по смыслу решения и действия, в то время как все остальные попросту не принесут должного результата.
Всё вышеописанное никак не сочетается с той нелинейностью и высокой вариативностью хода событий, о которых наперебой рассказывали журналисты несколько лет тому назад, разумеется, даже не удостоив внимания тот факт, что игроки так или иначе всё равно будут гоняться за крайним позитивным или же крайним негативным финалами, поскольку доминирующим большинством все остальные варианты будут восприниматься как неудача или поражение. Ну а сказать, что основные посылы игры слишком уж морализаторские и зачастую банальные – это ничего не сказать. Когда авторы устами свои персонажей начинают всерьез размышлять о пагубности воздействия мира, в котором главная философия – это «Убей или будь убитым», на тех, кто в нём находится, то становится немножечко грустно, ведь это очевиднейшие вещи, которые не нуждаются в том, чтобы их озвучивали или показывали кому-либо и уж тем более они не должны стоять во главе угла любого серьезного произведения. Было бы куда приятнее, если бы вместо нравоучений создатели Undertale больше акцентировали внимание на том, что лучше всего получается у сказок – помогли героям осознать свои ошибки и измениться к лучшему. Не просто отбросить оружие в сторону и крепко обняться (хотя, зная, какие тут у местных жителей сексуальные предпочтения, с этим нужно быть осторожнее), а именно осознать, где зарыт корень проблемы.
Если бы Тоби Фокс и его коллеги сделали упор на развитие персонажей и доносили бы определенные мысли до почитателей интерактивных развлечений менее навязчивым образом, то это не только могло бы помочь игре выйти на новый уровень, но и подарило бы столь необходимое послевкусие, которого ей отчаянно не хватает. В этом плане Undertale слишком прямолинейная, бесхитростная и по-детски наивная, именно потому мы не записывали данный аспект игры ей в минусы. Тем из вас, кто ждал от игры со столь внушительным количеством положительных отзывов чего-то тонкого, изящного или филигранного, однозначно стоит переориентировать себя на большое количество прямолинейных, но в то же время добродушных посылов, плещущую через край самоиронию и заигрывание с канонами жанра, причём не только в таких монументальных вещах, как ролевой отыгрыш, но и во всём остальном. Впрочем, даже без всего этого сюжет в игре получился по-своему милым и трогательным, а герои – запоминающимися и обаятельными. После знакомства с ними вы ещё долго не сможете выбросить их из головы и постоянно будете вспомнить уморительные ситуации, почти всегда сопровождающиеся буффонадой, колкостями и тоннами шуточек (зачастую плоских), в которые они регулярно попадали.
Отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение игры, написанное самолично Тоби Фоксом, которое получилось настолько хорошим, что порой хочется подольше задержаться на отдельно взятых локациях, чтобы насладиться композициями, звучащими во время их посещения. Очень советуем послушать даже отдельно от игры бодрую «Another Medium», звучащую на уровне «Hotland»; милую и предрасполагающую к размеренным прогулкам «Snowy Extended», играющую на уровне «Snowdin»; или загадочную «Waterfall Extended», которую можно услышать в месте под названием «Waterfall», данная композиция вполне комфортно бы себя чувствовала в какой-нибудь добротной хоррор-игре, но вместо этого ей выделено совсем немного времени в Undertale. А ещё тут есть трофеи, которые, как бы это сказать... Получились особенными. Мало того, что платину в игре можно получить где-то на середине прохождения, так ещё условия для их разблокировки вышли весьма нестандартными. Первый трофей, который получат игроки, носит название «Не волнуйтесь, ребята, у меня куча идей для трофеев!», чтобы его заполучить, достаточно взять какой-нибудь предмет, например конфетку из кем-то заботливо оставленной банки в первом же попавшемся подземелье.
Второй трофей, который звучит как «Например, получайте предметы!», вы заработаете, когда прихватите вторую конфетку из всё той же банки. «Или получите ещё больше предметов!» разблокируется, как только вы возьмете третью, ну а жадность, с которой, вы будете хватать сладости рано или поздно сыграет с вами злую шутку, поскольку после четвертого раза злосчастная банка будет опрокинута, и тогда оставшиеся конфетки упадут в грязь, а вы заработаете серебряный трофей, который называется «Помогите, у меня закончились идеи!». Тоби Фокс неоднократно негативно высказывался в адрес трофеев и других способов поощрения, а потому снабдил свою игру одними из самых лёгких и забавных достижений, какие вы когда-либо могли наблюдать в ролевых играх. В общем и в целом мы уже рассказали обо всех основных аспектах, взвесили все за и против, и, кажется, даже уже готовы выдвинуть свой вердикт на всеобщее обозрение, однако есть у игры один пока что неоспоримый минус, который может оттолкнуть игроков от покупки – это её цена. На данный момент голая игра без саундтрека продаётся в цифровом сервисе PlayStation Store по цене 1069 рублей, что может оттолкнуть тех, кто откладывал своё знакомство с ней в ожидании консольной премьеры. Дело в том, что оригинальная игра на персональных компьютерах привлекала покупателей своей дешевизной и доступностью, она и сейчас, после скачка цен, остаётся относительно недорогой, всего 249 рублей, а вот стоимость консольной версии по какой-то причине возросла в четыре раза. Впрочем, каждый сам для себя решит, стоит ли поистратиться на неё сейчас или лучше дождаться какой-нибудь распродажи.
Итог: Нужно ли говорить что-то ещё, когда одна из лучших ролевых игр 2015 года становится доступна на PlayStation 4 и PlayStation Vita во всём своём великолепии и со всеми своими недостатками? Милая и добрая история, в центре которой значатся приятные и колоритные персонажи, отличный саундтрек и масса необычных геймдизайнерских решений, большинство из которых сделаны весьма оригинально, производят приятное впечатление и дарят десять часов игрового процесса, пролетающих на одном дыхании. Причём актуально всё вышеперечисленное будет ещё долго, поскольку затронутые в игре темы – вечные. Кроме, разве что всех этих новомодных веяний с интеграцией в сюжеты сексуальных меньшинств, мы, отчего то, преисполнены уверенностью, что со временем это пройдет, особенно когда народ пересытится проектами подобной направленности.
Оттолкнуть от знакомства с игрой могут разве что некоторые неоднозначные моменты, вроде излишней привязанности сюжета к отдельно взятым ролевым моделям или скачущая сложность, вынуждающая игрока натурально превозмогать вместе с персонажами, но это вещи сугубо на любителей, поэтому принимать их во внимание или нет – решать исключительно игроку. Мы ещё долго могли бы рассказывать об Undertale, например, о том, что повторное прохождение всегда будет зависеть от того, как игрок вёл себя в предыдущем; о той массе секретов, что таится в недрах игры, среди которых есть даже такие, которые вынуждают проводить некоторые манипуляции с файлами сохранений; или же поведать о том, как и в каких местах игра пробивает четвертую стену. А она, поверьте, делает это постоянно. Могли бы, но не будем. Потому что хотим, чтобы вы познакомились с Undertale и изучили её самостоятельно, а затем рассказали нам о том, каким получилось ваше личное приключение в поземном царстве монстров.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.