Давным-давно в далеких-предалеких землях молодой рыбак по имени Хеке и трое его братьев – Тахи, Руа и Тору, решили покинуть родную деревню и отправиться в море, пообещав другим Маори вернуться с каноэ, доверху набитым рыбой. Весь день братья пытались поймать хоть что-нибудь, но все их попытки оказались тщетными – рыба никак не хотела клевать. Изрядно утомившись, братья Хеке сдались и отложили удочки в сторону, дабы немного вздремнуть. «Не возвращаться же домой с пустыми руками» – подумал Хеке. С этой мыслью он повесил наживку на крючок и закинул удочку в последний раз. Через какое-то время юный рыболов заметил, что его леска натянулась до предела, и начал изо всех сил тянуть её на себя. Прошло совсем немного времени, и перед юнцом возник затонувший остров Тороми, который он сумел выудить с морского дна.
Счастливый Хеке начал будить родных, чтобы рассказать им о своём улове, но братья почему-то не разделили его радости. Охваченные завистью, они бросили своего более удачливого брата за борт, и тот, будучи не в силах сопротивляться, пошёл ко дну. Перед смертью Хеке проклял троицу, посеяв среди них семя раздора: отныне и во веки веков им не отделаться от непреодолимого желания превзойти друг друга и даже смерть не способна снять с них это проклятье. В этот миг неизвестно откуда взявшаяся буря подхватила каноэ с коварными братьями и понесла их к берегам острова Тороми. Когда каноэ было уничтожено, море утихло и троице пришлось бесцельно скитаться по песчаным пляжам в поисках спасения с этого бесплодного острова. Днями и ночами они искали пищу, воду и кров, но их желаниям не суждено было сбыться. В конце концов, голод одолел братьев. Вот и по сей день их разгневанные духи всё ещё обитают в глубинах острова Тороми, нарушая покой и безмятежность природы…
Казалось бы, совсем недавно мы исследовали загадочный остров Сирен, строили деревню, раскрывали тайны и разыскивали выживших после кораблекрушения Ломбардии в японской ролевой игре Ys VIII: Lacrimosa of Dana, а на горизонте уже замаячил новый островок – Тороми, расположенный в Новой Зеландии. На этом вымышленном острове совсем распоясались злые духи, и нам, отважным приключенцам, предстоит спасти его обитателей от землетрясений, извержений вулкана, наводнений и прочих напастей, утихомирив души разгневанных братьев. Неужели перед нами один из мифов Маори, сумевший сохраниться до наших дней? – спросит неосведомленный читатель. Что ж, это не совсем так. Вышеописанная история была придумана тремя разработчиками из независимой новозеландской студии Rainbite специально для новой приключенческой игры Reverie, созданной эксклюзивно для PlayStation Vita.
Стоит отметить, что родилась она не на пустом месте – разработчики вдохновлялись легендами о Мауи и его братьях, приключения которых однажды привели их к большой рыбе Те-Ика-а-Мауи и богу моря Тонгануи, благодаря чему на свет появился Северный остров Новой Зеландии. Разумеется, авторы не стали досконально цитировать классические мифы своего народа, а взяли за основу знакомые мотивы и придали им совершенно новую оболочку, дабы рассказанная ими история легче вязалась с сюжетом видеоигры. А он тут знакомит нас с молодым человеком по имени Таи, который однажды решил проведать дедушку с бабушкой, живущих на острове Тороми. По прибытию мальчуган обнаруживает неладное: остров начали обуевать всевозможные катаклизмы, по лесам, полям и песчаным пляжам туда-сюда снуёт обеспокоенная фауна, а местные жители живут как ни в чём не бывало. Даже старички и те ведут себя странно: норовят отправить внука в опасное путешествие, намекая на то, что у острова есть масса неразгаданных тайн.
Задача мальчугана – отыскать четыре легендарных крюка, принадлежащих четырём братьям: Хеке, Тахи, Руа и Тору. И да, эти имена тоже кое-что значат! Все островки, расположенные в Западной Островной Гряде, носят названия, данные им племенами Маори. Они обозначают их порядковые номера, счёт которых велся с севера на восток: Тахи (Первый), Руа (Второй) и так далее. А город, в котором живут дед и бабушка Таи, носит название Харикоа, что на языке Маори означает «счастье» или «радость». И, надо сказать, город целиком и полностью оправдывает своё название, поскольку люди в нём беззаботно проводят всё своё время, выуживая из прудика рыбку, играя в аркадных автоматах, занимаясь спортом, загорая и прогуливаясь по паркам. Разработчики говорят, что в игре довольно много отсылок к новозеландской поп-культуре, но для того, чтобы понять, что к чему, очевидно, нужно быть докой в этой сфере или жителем Новой Зеландии, как вышеупомянутая троица из Rainbite. Так что просто поверим им на слово.
Итак, раз задача ясна и мотив тоже предельно понятен, нам остаётся только выяснить, каким образом всё вышеописанное работает. Что ж, Reverie – это приключенческая экшен-игра: смесь самой первой The Legend of Zelda и EarthBound, причём у первой она позаимствовала игровой процесс, а у второй – сеттинг. В ходе своих странствий Таи неспешно перемещается по небольшой карте острова, сражается с врагами в реальном времени, находит секреты, собирает полезные и не очень предметы, и, конечно же, исследует подземелья. Всего в игре пять многоэтажных подземелий, доверху наполненных уникальными врагами, боссами и мини-боссами, а также один бонусный уровень, открывающийся только после прохождения сюжета. Несмотря на то, что мир игры открыт, некоторые участки становятся доступны только после приобретения определенного предмета, отыскать который можно лишь в катакомбах и подвальных помещениях. Например, без трубки и маски для подводного плавания герою не переплыть через речку и не достигнуть соседних берегов острова Тороми, а без лопаточки не раскопать небольшие завалы, перекрывающие некоторые тропинки и секретные лазы.
При этом Reverie – очень линейная игра и все этапы в ней одолеваются строго поочередно, так что пропустить какие-то важные для прохождения предметы было бы крайне затруднительно, а вот не дособирать разбросанные по игре коллекционные вещи – запросто. Их тут не так уж и много, но спрятаны они очень хорошо: различные игрушки, вспомогательные предметы и, конечно же, птичьи перья, о которых авторы несколько раз рассказывали ещё до релиза игры и которыми они, по всей видимости, очень гордятся. А гордиться есть чем, ведь в Новой Зеландии живет огромное количество эндемичных видов птиц, в числе которых знаменитая бескрылая птица Киви, Медосос-колокольчик, Чатемская петроика, Гуйя и многие другие. Собрав все пёрышки и сложив их в специальный альбом, Таи сможет получить доступ к специальной мантии, которая одаривает его… особой птичьей силой.
И, несмотря на визуальные сходства и кое-какие заимствования из интерактивной приключенческой классики, у игры есть принципиальные отличия, кричащие с экрана портативной консоли: «Мы не такие! У нас всё по-другому!». И действительно, завидев поблизости кувшин, любой фанат The Legend of Zelda сделает кувырок и попробует разбить глиняную утварь, но ничего у него не выйдет. Кувшины здесь не бьются и из них не вываливаются рупии, трава не скашивается, а враги не оставляют после себя сердечки. Да и методы борьбы тут совершенно иные. Вместо того чтобы защищаться от вражеских атак щитом и делать круговые взмахи мечом, Таи использует биту для крикета; стреляет во врагов он не стрелами, выпущенными из лука, а пластмассовыми снарядами из нёрф бластера; ну а вместо бумеранга пускает в дело классический йо-йо. То есть, в игре нет функции активной защиты, а значит, мальчугану жизненно необходимо постоянно маневрировать, уклоняясь от летящих со всех сторон снарядов и не забывая лупить вражин плоской стороной деревянного изделия.
Однако суть игры не в уничтожении противников, вернее, не только в этом. Первостепенная задача паренька – решать головоломки, которых в игре довольно много. Все они, так или иначе, связаны с рычагами, кнопками и другими механизмами, а также с грамотной навигацией в запутанных подземных лабиринтах. При этом с каждым пройдённым этапом загадки будут становиться всё сложнее, к тому же порой они будут требовать задействовать нестандартное мышление и грамотное использование всех имеющихся на руках предметов. И мы, наверное, сильно упростим нашим читателям задачу, намекнув, что камень с глазами, который Таи использует в качестве груза, можно катать, ударив того битой или выстрелив в него из нёрф бластера. Поверьте, мы тоже дошли до этого не сами – нам пришлось подглядеть этот приём в чужом видеоролике. В противном случае мы так бы никогда и не закончили этот обзор, застряв на одном из этажей предпоследнего подземелья.
К слову, столь странный выбор оружия продиктован теми опасностями, которые поджидают игроков на каждом шагу: пчелы, белки, черепашки, хищные птицы, крысы, пауки, заводные шагающие роботы, ожившие статуи и, конечно же, духи. Не смотря на такой, казалось бы, привычный бестиарий, каждый враг требует к себе особого подхода. Черепашку перед атакой желательно перевернуть лопаточкой, дабы та не смогла спрятаться в панцирь, а чтобы победить робота, его нужно бить строго по уязвимым местам. Отдельная категория – духи, с ними всё гораздо сложнее, так как большинство из них бесплотны, а это значит, что их необходимо довести до нужной кондиции: оглушив с помощью йо-йо или дождавшись удачного момента для атаки. Авторы не стали изгаляться и мешать различные культуры, добавляя в игру гоблинов, големов, орков и прочих фэнтезийных существ. Вероятно, именно поэтому боссами тут выступают стиральные машины, ежи-переростки, стаи летучих мышей, большие черви и тому подобные «чудища», которые в богатом воображении жаждущего приключений ребенка приобретают совершенно иную форму.
Нашлось в Reverie место и для здорового юмора. Например, когда Таи спускается в подвал дома по просьбе своего дедушки, то обнаруживает там самое настоящее подземелье, состоящее из нескольких довольно мрачных помещений. В конце лабиринта он находит книгу со старинными легендами, которую сразу же передаёт деду. Тот берёт её в руки и начинает свой рассказ, после чего экран темнеет, а когда всё возвращается в норму, то родственничек заканчивает свою историю словами: «И так, дорогой мой внучок, я впервые увидел летающее киви!». И даже не совсем понятно, что конкретно он имел в виду: бескрылую птицу Киви или фрукт, ферма по производству которого, к слову, расположена на другом конце острова Тороми. Или вот другой пример: когда Таи попадёт на песчаный пляж, то встретит там кудрявую темноволосую девочку, которая попросит его принести ей лопатку, поскольку мама не пускает её домой одну. Ориентируясь по описаниям Таи находит её жилище и приносит юной особе лопатку, после чего девочка строит песочный замок, а затем… затем Таи входит в этот замок и обнаруживает в нём ещё одно полноценное подземелье! Даже босс в конце будет, ага.
Ну и напоследок хочется поговорить о мини-играх и технических аспектах, поскольку, как бы странно это ни звучало, они очень тесно связаны друг с другом. Мини-игр немного, но зато какие! Есть тут аркадный Shoot 'em up, сделанный по образу и подобию легендарных космических захватчиков, в котором можно и нужно побить рекорды местных мальчишек (они нас даже за это отблагодарят!). А также классический понг, в который можно сыграть с говорящей микроволновой печью. Она, то есть печь, неплохо играет в эту игру, отбивая шайбу дверцей. Но есть у неё маааленький недостаток: если исхитриться забросить шайбу своему оппоненту за спину, а именно этого игра от нас и требует, то есть вероятность, что он попятиться назад и застрянет в такой позе, поскольку печь, в отличие от Таи, не умеет поворачиваться назад. Нам пришлось перезапускать эту секцию игры в общей сложности раз пять и постоянно бегать к дому печи, после чего мы сумели выработать конкретную стратегию и одолеть хитрую машину.
Но есть и хорошие новости: уже после того, как мы одолели игру, к ней вышел патч, исправляющий все проблемы, которые могли возникнуть во время соревнования с микроволновкой. А вот сумели ли авторы избавиться от досадных вылетов, которые периодически случаются – мы, к сожалению, сказать с уверенностью не можем. Благо, что их действительно мало и они не отбрасывают далеко назад, поскольку в Reverie используется автоматическое сохранение, а контрольные точки разбросаны почти на каждом шагу. Также порадовало, что при всей своей простоте игра выглядит довольно-таки красиво. Это, конечно, не уровень недавно вышедшей Iconoclasts, которую вообще разрабатывал всего один человек, но здесь и сроки, потребовавшиеся на разработку, были гораздо меньше. В любом случае, авторы сумели создать довольно колоритный остров, каждый участок которого заметно отличается от других не только цветовой гаммой и музыкой, но также устройством и наличием какой-то определенной живности, а иногда весьма странными обитателями...
Итог: Мы смело можем поздравить оклендскую команду Rainbite с первым крупным проектом, поскольку Reverie – это великолепный эксклюзив для PlayStation Vita, заслуживающий релиза на других платформах. Благо, что авторы затеяли сделать порт для PlayStation 4 в ближайшем перспективном будущем, ну а вы, дорогие читатели, можете их в этом деле поддержать, прикупив портативную версию. И это однозначно стоит сделать, поскольку перед нами яркая и довольно весёлая приключенческая игра, полная всевозможных тайн, головоломок, секретов и, разумеется, сражений с боссами. Она не очень сложная и её вполне можно пробежать за выходные, попутно выбив платину и одолев бонусное подземелье, открывающееся после прохождения игры. С интересом будем следить за творчеством молодого коллектива и надеяться, что они не бросят создавать подобного рода игры. Ведь для первого раза – это достойный похвалы результат.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.