Внимание! В обзоре содержатся спойлеры. Воздержитесь от прочтения, если хотите ознакомиться с игрой самостоятельно.
«Из глубины леса послышался какой-то звук. Шёпот. По спине побежал холодок, и я нервно сглотнул. Возможно, это просто шепчущие деревья? Их листья я видел у тётушки и использовал для приготовления зелья. Они совсем не страшные. Шёпот прозвучал вновь, на этот раз мне даже удалось разобрать несколько слов. Вы... Умрёте... Так. Это мне уже совсем не нравится! – Тётушка, в этом лесу что-то есть! – О, не сомневаюсь, но я пока что ничего не заметила. Кроме странного шёпота, конечно, который говорит, что мы все умрём»
Из диалога Томаса и Элис, My Aunt is a Witch
Для тех, кто внимательно следит за судьбами PlayStation 3 и PlayStation Vita, становится очевидным, что в последние месяцы Sony Interactive Entertainment тратит массу времени и усилий на то, чтобы обособить старые и новые игровые системы. Отсюда отсутствие связи между консолями, исчезновение тематических разделов из браузерной и мобильной версий PlayStation Store и грядущие ограничения в способах оплаты. Но есть во всём этом и свои позитивные моменты. Перенос связанного с PlayStation 3 и PlayStation Vita функционала на иные сервера, а также обособление магазинов позволило повысить качество соединения, ввиду чего существенно сократилось время, требующееся для загрузки чего-либо.
Конечно, многие, в том числе и мы, надеялись, что консоль нового поколения станет эдаким ультимативным устройством, объединяющим в себе сразу несколько поколений, с помощью которого можно будет управлять всем приобретенным за долгие годы контентом. Но рынок диктует свои правила и нам приходится с ними мириться. Как бы там ни было, нам очень отрадно, что обе эти игровые системы до сих пор получают новые релизы, даже несмотря на то, что отследить их бывает довольно проблематично. Одной из недавно вышедших игр стала визуальная новелла My Aunt is a Witch, созданная стараниями отечественных разработчиков Graven Visual Novels и отличающаяся потрясающим визуальным оформлением.
Сама новелла появилась на свет в октябре 2019 года и была выпущена на персональных компьютерах под названием Bewitched, но благодаря издательской компании Sometimes You она смогла перебраться на другие платформы и даже заглянуть на портативную игровую систему от Sony. Одновременно с этим небезызвестная eastasiasoft анонсировала ограниченное издание на физических носителях, которое, как и все прочие подобные релизы, стало эксклюзивом для торговой площадки Play-Asia. Глядя на скриншоты, на которых была изображена симпатичная ведьма в говорящей шляпе, молодой человек в круглых очках и болтливый кот, можно было предположить, что нас ждало нечто среднее между Harry Potter and the Philosopher's Stone и Sabrina, the Teenage Witch, но чем на самом деле обернулась данная игра? Давайте попробуем разобраться.
История My Aunt is a Witch повествует о юноше по имени Томас, который под давлением злобной мачехи был вынужден покинуть родные пенаты и перебраться к тётушке Элис, живущей вдали от цивилизации. Проделав огромный путь и добравшись до пункта назначения, мальчик замечает, как его родственница, сидя верхом на метле, гоняется по двору за котом, чтобы проучить его за украденные печенья. Вскоре наказание настигает вора, а волшебница приглашает домой впечатленного парнишку. Там она знакомит его со своей обителью, которая представляет собой что-то среднее между холостяцкой берлогой, музеем археологии и лабиринтом Фавна. Сама тётушка зарабатывает на жизнь тем, что производит магические зелья, однако каких-то серьезных доходов это дело не приносит. Поправить положение могла бы преподавательская деятельность, но вот незадача – у Элис нет соответствующей лицензии, поскольку все её предыдущие ученики погибли при странных обстоятельствах. А если быть точнее – при полном попустительстве и игнорировании наставницей элементарной техники безопасности.
И здесь, наверное, кроется одна из главных проблем My Aunt is a Witch – это попытки авторов выставить откровенно инфантильное поведение взрослой женщины за эдакую милую странность. Опираясь на сюжетную завязку, можно было предположить, что ведьма, проникнувшись тяжёлой судьбой совсем ещё юного племянника, окутает его вниманием и, таким образом, изменится в лучшую сторону. Во всяком случае, для данной дуги характера были созданы все необходимые условия. Но вместо этого сценаристы просто поставили Томаса на роль очередного ученика, у которого, к тому же, отсутствуют какие бы то ни было магические задатки. В итоге ничего толком не понимающий юноша несколько раз оказывается на волоске от гибели, раз за разом попадаясь в смертельные ловушки. За считанные дни он подвергнется атаке со стороны чайного сервиза, плотоядных растений и древних фолиантов. Даже такая безобидная вещь, как диван, и та захочет его голову на блюдечке. Вернее не сам диван, а невесть откуда взявшаяся тень ребёнка, живущая за ним.
И ладно бы речь шла исключительно о необдуманном поведении колдуньи, из-за беспечности которой несколько человек успело отдать богу душу. Поставить жизнь ребёнка на кон не прочь и другие обитатели этого сказочного мира. Например, тот самый кот Гриммор, которого тётушка наказала за украденную еду. Кот этот не простой, а волшебный – его создала сама тётушка, превратив своего бывшего парня в пушистого питомца. По какой-то причине хозяйка не считает необходимым кормить животное, быть может потому, что он плохо ловит мышей, а может из-за того, что все её кулинарные изыскания ограничиваются приготовлением печений. И можно было бы пожалеть оголодавшего кота, который вынужден воровать пресловутую выпечку, чтобы не протянуть ноги, если бы не его желание насолить приехавшему погостить ребёнку. Гриммор будет периодически подставлять Томаса, просто, чтобы понаблюдать за тем, как тот выберется из очередной передряги.
Единственным обитателем дома, которому небезразлична судьба мальчишки, является древний хранитель знаний по имени Фабиан, но даже его авторы умудрились представить в максимально отталкивающем свете. Дело в том, что Фабиан – трус. Стоит только Томасу или его тёте оказаться в затруднительном положении, как магическая сущность моментально выбывает из игры, просто отсиживаясь в сторонке. Остальные персонажи, населяющие этот мир, сделаны по точно такому же принципу и вызывают отторжение на всех возможных уровнях. Взять, к примеру, ведьму Элмару, которую герои встречают по прибытию в Найттаун. Она промышляет тем же, чем и Элис – преподаёт магию детям. В их сопровождении она и прибывает в город, чтобы пройтись по магазинам и закупить всё необходимое. И, вместо того, чтобы подать юным дарованиям пример, она ввязывается в драку со своей конкуренткой, а после, поддавшись на провокацию Элис, пытается убить её саму и её ученика, разносит целый квартал и делает всё возможное, чтобы стража в итоге отправила её в иное измерение.
И это не единственный злодей в игре, действия которого не поддаются осмыслению. Местный антагонист, которого зовут просто Мастер, полностью дискредитирует себя, когда пытается выудить информацию о пропавшем артефакте у главного героя – мальчишки, у которого нет магических способностей как таковых и который до недавнего времени даже не знал о существовании волшебного мира, не говоря уже о каких-то там древних реликвиях. И этот человек является самым информированным жителем Волшебных Земель, обладающим огромным влиянием и обширной агентурной сетью. Более того, Мастер быстро узнаёт, что главного героя сопровождает Фабиан – бывший архивариус Дома Тайн и ходячая кладезь знаний. Но, вместо того, чтобы изъять его у мальчишки и использовать для своих целей, он отправляет обоих в темницу. Есть ли в этом хоть капля смысла?
Даже главный герой и тот кажется каким-то излишне самоуверенным, ввязываясь в безумные авантюры своей тётушки, хотя сам при этом старается всячески взывать к здравому смыслу и искать во всём происходящем рациональное зерно. Более того, он питает ненависть к своей мачехе, о чём регулярно напоминает читателям. И раз уж на то пошло, то решение проблемы должно было прийти ему на ум в ту самую минуту, когда он узнал о способе заработка тёти, а именно о её способности варить зелья, меняющие жизни людей. В общем, если Graven Visual Novels задавались целью населить мир My Aunt is a Witch странными и непритягательными персонажами, которым было бы затруднительно сопереживать, то они прекрасно справились с этой задачей. Ведь всякий раз, когда героям представляется возможность проявить себя с лучшей стороны – они обязательно начинают вести себя, как последние сволочи, вызывая у игрока ощущение неправильности происходящего.
Пожалуй, единственное, что вызывает интерес к дальнейшим событиям и мотивирует внимательно следить за происходящим – это высокая динамика повествования. Всего за несколько внутриигровых дней Томас успеет познакомиться с миром волшебства, освоить азы зельеварения, побывать в других измерениях, пройти опасное испытание и даже побывать в плену. По меркам других графических новелл, здесь очень много локаций и действующих лиц, в то время как события постоянно сменяют друг друга, не давая игрокам заскучать. И не лишним будет отметить, что сама по себе My Aunt is a Witch довольно линейна. За исключением парочки ни на что не влияющих моментов, в игре не будет выборов как таковых. А ведь было бы здорово, если бы авторы позволили игрокам менять ход событий. Разве не логично было бы дать им возможность помирить между собой Элис и Элмару? Перетянуть на свою сторону механическую паучиху, дабы та в последний момент пришла к героям на помощь? Или укрыть Фабиана от глаз Мастера и, тем самым, обосновать их совместное пребывание в камере?
Кроме того, было бы намного интереснее, если бы Томас, весьма далёкий от мира магии, мог оказывать положительное воздействие на свою непутёвую родственницу, привыкшую к хаосу и беспорядку. Ведь ни для кого не секрет, что преподавательская деятельность подразумевает обоюдный обмен знаниями и опытом. В качестве благодарности за оказанное гостеприимство юноша вполне мог бы научить Элис готовить, привить ей любовь к чистоте, а заодно помочь навести порядок в её делах. В общем, напрашивающихся вариантов развития событий масса. Радует одно – перед нами пока что лишь первая часть истории, которая обрывается на самом интересном месте (и в описании которой нигде не указано, что перед нами – начало саги). Так что в будущем у авторов будет возможность реабилитироваться и направить сюжет в нужное русло, если они, конечно же, захотят его завершить.
Что ж, мы много всего рассказали о сюжете и персонажах, но при этом обошли стороной игровой процесс. Сама игра выполнена в жанре «Hidden objects», яркими представителями которого являются Hidden Folks, Year Walk и Under Leaves. Несколько раз за игру герою предстоит изучать локации и выискивать предметы для тётушкиных зелий, опираясь на различные подсказки. За деталями ему предстоит обращаться к записям в своём блокноте, который стилизован под детские альбомы с картинками. Какие-то ингредиенты достаточно очевидны, например, «пыль трёх картин», в то время как над другими придётся хорошенько поломать голову, скажем, над «жидким синим ключом». Выискивать предметы довольно-таки весело, особенно читать забавные описания, создающие нужную атмосферу. Сам процесс зельеварения представлен в виде небольшой (и единственной) мини-игры, в которой игрок должен вбить нужную комбинацию кнопок за отведенное время.
И если к интерфейсу консольной версии вопросов нет никаких, он очень яркий, красочный и интуитивный, то вот отсутствие быстрой прокрутки сообщений, позволяющей пропускать диалоги, у многих может вызвать недоумение. На эту проблему жаловались в своё время пользователи персональных компьютеров, однако именно на PlayStation Vita она сумела выйти на новый уровень. А всё потому, что версия для портативной консоли работает с ошибками – в ней по независящим от игрока причинам могут пропадать персонажи, задники и анимации, что является верным признаком того, что в ближайшие несколько минут она вылетит в меню. В итоге, всё это приводит к загрузке с последнего сохранения (которое осуществляется вручную) и постоянной перезаписи прогресса. Учитывая, что с момента выхода игра не получила ни единого патча, ждать решения этой проблемы, вероятно, уже не стоит.
Отдельного упоминания достойно визуальное оформление проекта. Возможно, в Graven Visual Novels работают далеко не лучшие писатели и сценаристы, но художники и аниматоры у них отменные. Буквально с первых минут игры My Aunt is a Witch привлекает внимание яркими красками, необычными цветовыми решениями, приятными глазу моделями персонажей и красочным миром. Это одна из немногих новелл на PlayStation Vita, делать скриншоты в которой не надоедает на протяжении всего прохождения. Больше всего радует, что многие сцены анимированы. Пусть они выглядят не так эффектно, как на PlayStation 4, где картинка намного чётче и плавнее, всё равно они вызывают ребяческий восторг. Подчёркивает всё это визуальное великолепие отличное музыкальное сопровождение, которое дарит ощущение загадочности и таинственности.
Итог: Если среди наших читателей есть те, кому по нраву приключенческие истории о магии и волшебстве, приправленные красочными анимированными изображениями, то эта игра создана специально для них. Мы же не получили должного удовольствия из-за странно прописанных персонажей, отсутствия вариативности, скомканного финала и технических проблем, которые наблюдались в версии для PlayStation Vita. К тому же My Aunt is a Witch не обладает реиграбельностью как таковой, так что единичного прохождения вполне достаточно для того, чтобы увидеть весь представленный контент, за исключением нескольких ни на что не влияющих сцен. Конечно, есть небольшая вероятность, что Graven Visual Novels исправят различные недочёты, вроде багов и вылетов, и добавят столь необходимую функцию прокрутки текста, но даже если они пойдут на это, это всё равно не избавит данную новеллу от её основных проблем. Остаётся лишь надеяться, что специально для сиквела наши соотечественники наймут талантливых писателей, которые приведут в порядок весь тот бардак, что был написан их предшественниками для оригинальной Bewitched. Ну а пока, будем следить за их успехами.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.