Спустя два с лишним года после запуска PS Vita, можно смело сказать, что портативная консоль от Sony взяла не тот маршрут, который ожидали от неё игроки. Кажется, что она нашла свое призвание, став любимой портативной консолью создателей нишевой продукции для узкого круга лиц, как на западе, так и в восточной части нашего голубого шарика. Не смотря на то, что крупных проектов, рассчитанных на так называемую core-аудиторию мало, библиотека консоли каждый месяц пополняется всевозможными инди проектами, японскими ролевыми играми и графическими новеллами. Их пока что не так много, как на PSP, однако, тенденцию невозможно не заметить. Среди предложенной разработчиками со всего мира продукции уже сложились свои хиты, успех которых не дает покоя коллегам по цеху. С первого взгляда команда разработчиков из Acquire, известная владельцам PS Vita благодаря Sumioni, Orgarhythm и Shinobido 2, задалась сделать свой клон Persona, со школьниками, призываемыми «Персонами» и иными мирами. Однако углубившись немного в местный мир нового эксклюзива для PS Vita, можно смело сказать, что это совершенно другая игра. Ведь она заметно хуже оригинала.
Вышедшая эксклюзивно для PlayStation Vita 28 Мая 2014 Mind Zero представляет собой игру в жанре Dungeon RPG, которая предлагает игрокам погрузиться в приключения студента по имени Кей Таканаши (Kei Takanashi). По канону осточертевших историй о школьниках с суперсилами, в один прекрасный день главный герой - типичный асоциальный школьник-отличник, пытаясь спасти ребенка от чудовища, попадает в таинственный магазинчик из иного пространства, которым заправляет не менее таинственная женщина по имени Undertaker. Дамочка с большим бюстом предлагает ему выбрать оружие, которое придется ему по душе, или умереть. За неимением альтернатив, Кей забирает в свое распоряжение Нагинату - меч с длинной рукоятью, однако немного позже выясняется, что взяв с собой это оружие, герой заключил контракт с могущественным существом «MIND». По воле сценаристов игры одноклассники Кея совершенно случайно в тот же самый вечер обзавелись теми же самыми способностями, что и сам главный герой. А это значит, что главной задачей нашей доблестной команды школьников-кунов становится изничтожение злобных существ, наводнивших наш мир, и прятки от агентов правительства, которые знают о существовании таинственных MIND и людей, способных их видеть.
В целом, геймплей довольно стандартен для подобного рода игры: вы покупаете предметы и аксессуары, потом исследуете подземелья, побеждаете боссов и продвигаетесь по ходу повествования. Действие игры происходит в современном Токио, посреди бела дня в определенных местах города открываются двери в иную реальность (InnerRealm), где обитает местная разновидность духов – MIND. Иная реальность похожа на платоновскую философскую догму «Мир идей и мир вещей» – по ту сторону обитают наши мысли или отражения наших личностей. Некоторые из обитателей «Мира идей» лояльны к людям, но в большинстве своем не очень. Ваша работа - победить сильнейших из них, тем самым захлопнуть дверь в иную реальность, дабы никто из мирных жителей «Мира Вещей» не пострадал. В общем-то, как в самом типичном first-person dungeon-crawler Mind Zero предлагает вам потратить уйму времени на странствие по лабиринтообразным локациям для гринда уровня вашей партии и выбивания редких предметов.
Что касается боевой системы, то она интереснее, чем могло показаться на первый взгляд, что несколько удивило меня во время прохождения. В любое время на поле боя нажатием левого шифта вы призываете своего духа. Ваш MIND обладает собственной полоской жизни, которая восстанавливается после каждого боя. MIND – это некий эквивалент щита, все атаки противников он принимает на себя, оберегая своего хозяина. Как и в боевой системе DemonGaze, где точно также можно призывать Демонов на свою сторону, здешние духи по окончанию каждого хода тратят немного своей энергии, не зависимо от полученного урона. Когда полоска энергии MIND закончится, ваш персонаж станет уязвимым, а это значит, что вам придется защищаться и ждать, пока дух восстановит свою силу, чтобы вы могли снова броситься в бой. Однако, если вы во время боя получите достаточно много урона, да и полоска энергии вашего MIND будет опустошена, у вас вполне может случиться разрыв связи с духом (MIND Break), что может на время ошеломить персонажа (Stun), тем самым он станет беззащитным на один ход – в один прекрасный момент такой исход событий вполне может стать летальным для вашей компании. Потому важно все время следить за шкалой энергии духа, в любой момент можно отозвать его и уйти в защиту, если вы видите, что дело совсем плохо; таким образом, урон вы получите, но не фатальный. На крайний случай можно убежать и немного подлечиться.
Местная боевая система отличается от конкурентов наличием функции «Burst». Выбрав её, вы тратите немного от шкалы TP, которую пополняете, убивая монстров, но взамен получаете возможность сделать ещё один ход до того, как произойдет битва. Воспользоваться этой функцией вы можете по-разному в зависимости от ситуации – использовав Burst, можно не только нанести неплохой урон противнику до начала битвы, но и подлечить раненных соратников.
Немного освоившись в местной боевой системе и выполнив ряд сюжетных заданий, вы откроете для себя местный магазин антиквариата, где ваша партия может потратить заработанные очки опыта для улучшения своих навыков. Кроме этого Mind Zero предлагает игрокам создавать свои собственные навыки путем слияния двух других, а также дает возможность вручить совершенно новые полезные умения вашему MIND. Конкретно этой опцией я очень не советую пренебрегать, так как этот пунктик в кастомизации поможет вам настроить ваших духов именно под ваш стиль игры. С довольно большим количеством нюансов, которые имеются в Mind Zero и, несомненно, требуют внимание игрока, можно смело сказать, что геймплей игры несколько глубже, чем, кажется на первый взгляд.
Но не катакомбами едиными интересна игра. Когда вы покидаете очередное подземелье, игра забрасывает вас на карту Токио, со значками, обозначающими разные магазины, персонажей, которые хотят с вами поговорить и новые локации, которые можно посетить. Болтаясь там и сям и разговаривая с персонажами, вы выполняете местные побочные задания, они вовсе не обязательны. Опционально ваша группа бойцов может посетить частное детективное агентство Огаты для выполнения различного рода дополнительных заданий. Выполнение поручений Огаты поможет вам узнать немного больше из истории ваших персонажей и даже открыть новые ходы в подземельях, в которых вы совсем недавно бывали. Но главное, что вам платят за их выполнение деньги. Желание разработчиков немного дополнить историю, несомненно, похвально, но поручения детектива зачастую слишком однообразны: все, как правило, сводится к тому, что вам нужно вернуться в недавно осмотренное подземелье и уничтожить какого-нибудь особо злого духа или бродить в совершенно случайном порядке по уже изученным локациям, пока Огата не скажет «хватит» и вам расскажут небольшой кусок истории. Этот кусок истории подается большой порцией текста, который вы со скучающим видом, скорее всего, пропустите, без конца нажимая кнопку Х.
Кстати о текстах, в Mind Zero текстов очень и очень много. Игра представляет собой визуальную новеллу, которая начинается очень скучно и очень медленно. Первые несколько часов игры для игрока станут настоящим испытанием, потому что игрок должен вступить в неравную борьбу с бесконечными диалоговыми окнами и ужасной озвучкой, вооружившись кнопкой X. Не поймите меня неправильно, такие персонажи, как Kei, Lina и Ogata обладают довольно приятными голосами и вполне убедительной игрой актеров. Однако два других персонажа, Leo и Sana, прописанные в сюжете игры, как типичные легко возбудимые аниме персонажи одарили просто невыносимо ужасными голосами с совершенно идиотским переигрыванием в практически каждом диалоге, тем самым постоянно проверяя на прочность нервы игрока. Я вполне себе допускаю наличие подобных легковозбудимых персонажей-комиков в японских видеоиграх, да и встречаются они довольно часто, но зачем давать им такие раздражающие голоса? Более того, сценаристы Mind Zero уделяют им непомерное внимание, что точно также остается для меня загадкой – если персонаж, комичный или нет, в вашей игре все время стоит в центре внимания, почему бы не поработать над ним как следует?
Но, слава богу, разработчики снабдили игру опцией выбора языка. Во всяком случае, голоса комичных персонажей вроде и остаются несколько раздражающими, так как обладают высоким тоном, однако вы уже не так сильно обращаете на это внимание просто потому, что не понимаете, о чем они говорят.
Эстетическая составляющая игры приятно удивит вас. Дизайн персонажей довольно хорош, да и во время диалогов анимация лиц и жестов регулярно меняется, во всяком случае, за этим, несомненно, приятно наблюдать. Но вот 3D модели персонажей и монстров могли бы быть лучше, все-таки мощности PS Vita позволяют. То же самое можно сказать и о подземельях, которые мало отличаются разнообразием при своем немалом объеме и зачастую нагоняют тоску, хотя, в общем-то, выполнены вполне опрятно. Выручает в таком случае отличное музыкальное сопровождение, которое отличается разнообразием и не надоедает на десятом часу игры, как это было с Demon Gaze.
Что касается самого сюжета, не смотря на медленный старт, клишированность самого сеттинга и раздражающих, да и зачастую порой плоских персонажей, он все равно интригует и заставляет играть дальше. Однако неоправданно большое количество филлеров, которым здесь уделяется непростительно большое внимание, станет для вас настоящим испытанием. Забавно, но и сама история и геймплей имеют хороший потенциал, но их исполнение просто не дотягивает до нужного уровня. Когда вы бродите по подземельям, вы стараетесь как можно быстрее прокачать ваших персонажей и уничтожить очередного босса, чтобы быстрее добраться до нового кусочка визуальной новеллы. Но когда вы засыпаны кучей диалоговых окон, чуть более чем полностью состоящих из филлеров и просто убийственной озвучкой, вам хочется, чтобы все эти персонажи заткнулись, а вы могли уже поскорее вернуться в подземелье для его изучения. Это какой-то порочный круг.
Итог: Mind Zero – средняя по качеству игра, в которой количество плюсов строго пропорционально количеству минусов. Не смотря на старания разработчиков подарить игре индивидуальность, у игры все равно нет своего лица. Геймплей в игре хоть и обладает своей изюминкой, все равно не составит конкуренцию Persona 4 и Demon Gaze. Диалоги озвучены, но слушать и читать их нет почти никакого желания из-за ужасной подборки голосов и непростительного количества скучных филлеров. А на каждый красивый арт приходятся сотни метров одинаковых коридоров подземелий, нагоняющих тоску. В целом Mind Zeroнеплохая игра, чувствуется, что разработчики из Acquire и ZeroDiv старались, но первый блин, как говорится, вышел комом. Думается, что в своем следующемпроектеони проведут работу над ошибками и сделают достойного конкурента той же Persona, во всяком случае, задатки и собственные идеи для этого у них есть.
|