Ни для кого не секрет, что жанр DRPG не сильно популярен в наших краях, это если учесть тот факт, что этот жанр рассчитан на очень узкий круг ценителей в принципе. И если вы не можете вспомнить ярких представителей Dungeon Crawler’ов на портативных платформах, то я напомню вам несколько тайтлов, которые в наши дни безусловно можно отнести к классике жанра. Это: Etrian Odyssey, Lost Heroes, Unchained Blades, SMT: Strange Journey и Persona Q.
Нас же интересует новое творение Kadokawa Games и Experience Inc. с интересным названием Demon Gaze. Но прежде чем приступить к обсуждению новинки, хочу отметить, что творения Kadokawa Games, также как и Experience Inc. редко покидают пределы Японии, а сама студия Kadokawa Corporation, куда входит игровое подразделение, чаще выступает издателем различных проектов - от аниме до видеоигр на территории своей страны. В этом году внутреннее ответвление вышеупомянутой компании Kadokawa Games активизировалась, скооперировалась с известным издателем Nippon Ichi, потому в третьем квартале этого года нас ждет очень красивая TRPG «Natural Doctrine», разрабатывающаяся для консолей семейства PlayStation и для PS Vita тоже.
Рассматриваемая нами сегодня игра уже вышла в Японии ещё в Январе этого года. Предстоящая к выходу на западе в конце Апреля Demon Gaze является приквелом к вышедшей в 2012 году DRPG Students of the Round: The Eternal Legend эксклюзивно для PSP. Которая в свою очередь является расширенной версией Students of the Round, выпущенной в 2010 на обожаемом японскими разработчиками суповом наборе из консолей - Xbox 360 и ПК. Обе игры выполнены в такой же стим-панк атмосфере, что и Demon Gaze, с машинами, магией и бедными Японскими студентами, которые без конца вынуждены сражаться со вселенским злом. Правда, оба проекта выходили только в Японии. А это значит, что знакомиться с серией мы начнем именно с приквела, потому не ругайте фанаты SotR, если я не упомяну в обзоре известные вам моменты, перекочевавшие из вашей любимой игры в Demon Gaze.
Игра берет свое начало в проклятых землях «Заблуждения» (Mislead), где местным жителям регулярно приходится сражаться за свою жизнь (но чаще за деньги) с демонами, которые являют собой полулюдей полу-роботов, а также мелкими демоническими существами и их духами. Местом обитания вашего персонажа в этом богом забытом месте является небольшое таинственное заведение Tatsukitei, представляющее собой бар и мини отель в одном лице. Заведует этим пристанищем наемников не менее таинственная молодая женщина по имени Флан Пендол (Flan Pendoll).
Название игры тонко намекает читателю, что главной целью игры станет изведение демонов с насиженных мест и собирательство их душ. Именно демоны, согласно сюжету, опустошили ранее густонаселенные земли «Заблуждения». Ваш протагонист случайно оказывается в одном из подвалов, который совершенно случайно ведет к мини отелю Tatsukitei. Он совершенно ничего не помнит о себе, ведь он потерял память (Какой свежий ход для того, чтобы познакомить игрока с миром игры), а тут ещё оказывается, что в сыром и темном подвале поселился демон, убивающий всех тех, кому не посчастливилось забраться в катакомбы. И разлагаться бы сейчас нашему персонажу среди таких же «счастливчиков», если бы не одна наемница Лорна (Lorna), вовремя подоспевшая на подмогу нашему герою и всучившая ему меч. Недолго думая, отважный герой бросается в бой и парочкой взмахов умерщвляет кровожадное создание, однако после выясняется, что одержав победу над демоном, наш страдающий амнезией протагонист может присваивать себе их души. Что делает его крайне редким и уникальным, даже по меркам этого мира, представителем человеческого рода.
Поглощение демонов - это и есть то, вокруг чего строится вся история. После того, как вы убьете очередного зарвавшегося демона и заберете его душу, то все что вам останется – это наведаться в Tatsukitei, где хозяйка заведения Флан сделает для вас из высосанной души Demon Key, тогда вы сможете использовать его в бою или для исследования локаций. Главное, всегда следить за здоровьем духа, если он получит достаточно урона или его энергия (обозначена цепью) закончится, и вы не успеете его отозвать, то дух разозлится и превратится обратно в демона, а затем нападет на вас. Суть в том, чтобы за несколько ходов восстановить эту самую энергию демона, потому не желательно использовать демона на рядовых монстрах, так как энергия восстанавливается не быстро. По мере прокачки вашего демонического помощника, его энергетическая шкала будет увеличиваться, а это значит, что душа демона сможет больше времени провести в бою. За один ход партии тратится один пункт из шкалы энергии, но если партия получает огромный урон или уничтожает противника, шкала начнет восстанавливаться без отзыва демона. Чтобы увеличить уровень призываемого духа, не обязательно его использовать, достаточно просто его активировать в Tatsukitei или на контрольной точке и носить с собой. Также с ростом уровня ваш призываемый дух откроет новые способности и начнет охотней помогать вам в обычных битвах, не тратя собственную шкалу энергии. Вообще демонов тут целых десять штук и все они обладают своими навыками, которые, несомненно, помогают в бою, а также дают вам новые способности для изучения локаций, то есть дадут вам возможность попасть туда, куда вы не могли попасть изначально.
В своих вылазках за пределы отеля вы будете добывать в лабиринтообразных землях заброшенных горящих и утопших городов, а также лесов и замков «Заблуждения», а затем использовать различные сокровища и фурнитуру для улучшения Tatsukitei, найма новых членов вашего отряда, улучшения амуниции и навыков. С каждым убитым демоном всегда появляется что-то новое, несколько облегчающее жизнь в «Заблуждении». Практически с самого начала игры вы вольны выбрать одного из 45 персонажей, дать ему профессию и расу. В дальнейшем в вашем уютном отеле вам неоднократно придется арендовать комнату для нового члена отряда, а также регистрировать нового бойца, все это делается с позволения местного администратора Флан и стоит немалых денег. Тут вы либо выбираете одного из сгенерированных игрой персонажей, либо создаете своего. Раса вашего героя Человек (Human), а также его профессия Смотрящий (Gazer) останутся неизменными, однако вы можете поменять его голос.
Но давайте перейдем к самому игровому процессу. Как вы уже поняли, Demon Gaze – это DRPG с видом от первого лица с пошаговой боевой системой. В партии имеется несколько человек, которые ходят по очереди, здесь вы привычно выбираете атаковать, защищаться, использовать особые навыки или предметы, ну или сбежать. Затем ход делает противник, и он точно также как и вы может атаковать, защититься, сбежать или вылечиться. Помимо стандартных пунктов у вашего Demon Gazer есть пунктик «Вызов Демона», для помощи последнего в бою. Управлять демоном не нужно, он все делает сам, атакует или принимает на себя урон, однако по мере развития ваших способностей, вы откроете для себя новые возможности взаимодействия с демонами, будь то довести вашего «ручного демона» до бешенства без вреда для компании. Это что касается боевки. Она тут интуитивна и приятна, также можно использовать функцию авто боя, когда вы уже вбили определенные команды, а далее просто повторяете их во время следующего хода. Это весьма полезная вещь экономит кучу времени. Также в игре есть авто перемещение, когда вам достаточно отметить место на карте, а ваш маленький отряд тотчас устремиться к выбранным координатам на карте.
Начинаем любое приключение мы обычно в отеле, где либо выполняем местечковое задание, вроде: «Переговори с тем персонажем, а затем вот с этим», либо после краткого брифинга топаем к выходу и попадаем на карту мира, которая переправит нас на нужный уровень. Наша цель на уровне – выполнить несколько сюжетных квестов, если таковые имеются, и захватить все ключевые точки. Ключевые точки можно захватить только с помощью специальных сокровищ, которые случайным образом выпадают из монстриков. Да, пока мы бродим по локации, с нами случается Random Encounter, то есть на нас периодически нападают случайные противники. Однако если вам надоедает искать приключений на свою… Разношерстную компанию, можно самому сунуться в неприятности отыскав на уровне иконку с черепом. Благо искать их особо не приходится – черепа перекрывают особо важные пути и генерируются каждый раз, когда вы снова загружаете ту же самую локацию снова.
Сокровища (Gems), найденные в лабиринтах, или выбитые из случайных противников, используются для привлечения со всей округи монстров в упомянутых выше контрольных точках, именуемых здесь «Treasure Hunting Circle». Каждое сокровище обозначает определенный предмет, за который вы будете сражаться, будь то сокровище, вызывающее какой-нибудь артефакт, или сокровище, вызывающее новую шляпу. Да, есть тут и такое. Для того, чтобы вам попались действительно редкие вещи, выше рангом, вам необходимо при вызове противников на контрольном пункте положить в ряд какой-нибудь редкое сокровище, коих тут шесть видов - бронзовые, серебряные и т.д. После расхода камней и уничтожения нескольких волн противников вы получаете какой-нибудь предмет. Эти самые предметы можно продавать или раздавать напарникам, но и тут тоже нужно быть осторожным, среди кучи выпавших предметов, большую часть которых вы обязательно продадите, вполне могут затесаться уникальные, которые встречаются всего раз за игру. А потому продав их, больше не сможете достать по новой. Что же касается редких сокровищ, то их либо можно выбить из противника, что случается крайне редко, либо вам придется искать их по картам сокровищ с координатами запрятанных полезностей, которые точно также случайным образом выпадают из противников, правда такой вариант событий случается все же чаще.
После захвата половины контрольных точек на уровне, обязательно появится демон и постарается помешать вам заполучить следующую половину. По правде говоря, это несколько раздражает, зато помогает изучить особенности будущего противника. Прогнав демона, все, что вам останется – это собрать ещё сокровищ и отбить у рядовых монстров и нежити оставшиеся точки, а затем сразиться с кровожадным духом лицом к лицу. Сразу скажу - сражения с боссами здесь очень сложные даже на уровне сложности «Normal», потому готовьтесь к тому, что точно также, как в Persona или Disgaea, вам придется как следует побегать по локациям и сражаться с мобами для прокачки ваших персонажей и фарма предметов. В целом игра рассчитана на 50-60 часов игры, так что, не смотря на небольшой вес в 521Mb, контента в игре хоть отбавляй.
Сюжет подается в стиле японских графических новелл, то есть практически все вам будут рассказывать, а не показывать, более того вам дадут возможность выбирать реплики. Шибко сильно это на сюжет не влияет, но следить за диалогами, тем не менее, очень и очень интересно, а в выбранных вариантах может крыться неплохая выгода для вашего персонажа и вашей компании. Более того, не смотря на небольшое количество героев проживающих в маленьком отеле, все они весьма колоритны, а потому крайне любопытно следить за их скандалами, любовными историями и интригой. Ведь чем дальше вы играете, тем больше выясняется, что каждый из них что-то скрывает, как и информацию о том с какой целью им так понадобился наш Demon Gazer. А также вы узнаете, какова обратная сторона вашей силы. И не является ли вы пешкой в чьих то планах.
Реплики персонажей озвучены лишь местами, в основном все подается текстом. Приятным оказался тот факт, что можно выбрать между японской и западной озвучкой, а также выбрать язык в субтитрах. Русского языка в игре нет, но он тут особо и не нужен, так как английский в Demon Gaze практически школьного уровня. А вот что действительно может раздражать, так это музыкальное сопровождение, не то, чтобы оно было плохим, но когда наиграешь уже часов 10-15, а то и больше - минимальная вариативность музыки начинает несколько надоедать.
Что касается графического исполнения, то оно здесь довольно простенькое. Как я уже писал выше, игра рассчитана на очень узкий круг ценителей. Так как в игре фигурирует минимализм во всем, присущий жанру DRPG, да и многим классическим играм этого жанра в целом, как западного, так и восточного производства. Можно считать это некой данью традициям жанра. Возможно, многих это отпугнет, но скажу честно, все компенсируется интересной историей и шикарным артом, который определенно заслуживает внимания. Через несколько часов игры вы осваиваетесь, привыкаете к местной подаче геймплея и сюжета, а затем просто-напросто перестаете замечать здешний минимализм.
Для всех любителей Pantsu в игре также предусмотрен не сильно скрываемый от игрока фан сервис. Так что не упустите возможность в очередной раз победить демонов и поглазеть на полуобнаженных лолей (и кунов), а также побывать в глупых интимных ситуациях, которые так обожают японцы. Не буду портить вам интерес, можете сами полюбоваться на скриншоты.
Итог: Demon Gaze во всех отношениях великолепная игра. Несмотря на её формат, она способна надолго увлечь любого поклонника пошаговых сражений и интересных историй. В игре хорошо абсолютно все – сюжет, художественная часть, сложность, боевая система, интерфейс и продолжительность. Единственное, что я бы не стал делать, это советовать её всем. Да, сам жанр DRPG весьма и весьма на любителя, а подача истории в текстовом варианте, хоть и сопровождаемая шикарными артами тоже понравится далеко не каждому. Но если вы соскучились по битвам с вселенским злом, разгадыванию тайн и хардкорным пошаговым сражениям, то милости просим вас посетить загадочный отель Tatsukitei, в котором бок о бок ютятся очень странные, но в то же время дружелюбные обитатели, а также наемники, которым регулярно приходится сражаться со злом за свою жизнь. Но чаще все же за деньги.
P.S. Кстати, для тех, кто собрался покупать игру, есть приятная информация о том, что NIS America и Kadokawa Games планируют в честь выхода Demon Gaze в Америке и Европе, дополнить игру бесплатным дополнением. В него войдут уже знакомые нам персонажи вселенной Disgaea - Etna, Flonne, Asagi, Sicily и Prinny для найма в ваш маленький боевой отряд.