«Если люди смогли превратить надежду в силу, то, возможно, и я смогу превратить свои стремления в орудие...»
Из монолога Бумеранга, Wild Arms
Оригинальную Wild Arms можно по праву считать самой известной и продаваемой игрой серии. Основная причина кроется в её доступности. Творение Media.Vision было первой японской ролевой игрой, добавленной по обратной совместимости в каталог PlayStation Portable, PlayStation 3 и PlayStation Vita. Её же Sony Interactive Entertainment использовала для продвижения миниатюрной PlayStation Classic. И когда настало время представить публике обновлённую подписочную систему PlayStation Plus, издатель не преминул возможностью стряхнуть пыль с неувядающей классики. Мы до сих пор не выяснили, что заставляет японского медиа-гиганта возвращаться к ней снова и снова, вместо того, чтобы обратить внимание на не менее культовые The Legend of Dragoon, Alundra или ту же Arc the Lad, но факт остаётся фактом.
Возможно, сказалось то, что из всех ролевых игр, изданных Sony Computer Entertainment, Wild Arms – единственная, сумевшая обзавестись аж семью консольными релизами, двумя мобильными итерациями, циклом манги, радиопостановкой и одним аниме-сериалом. Ближе всего к ней смогла подобраться разве что вышеупомянутая Arc the Lad, но даже она не способна похвастаться таким количеством переизданий на стольких игровых системах. С недавних пор игра стала доступна на PlayStation 4 и PlayStation 5, где она получила ряд улучшений, вроде более чёткой и сглаженной картинки, поддержки высокого разрешения и дополнительного функционала. И, что не менее важно, её вовсе не обязательно приобретать повторно. Конечно, это не касается российских пользователей, лишенных подобной прерогативы, но мы не удивимся, если такая возможность появится позже.
Так что же такое Wild Arms? Это ролевая игра, разработанная японской студией Media.Vision эксклюзивно для PlayStation. Творческий коллектив и раньше сотрудничал с Sony Computer Entertainment, сделав для компании две игры – футуристический шутер от первого лица Crime Crackers и шутер в жанре «беги и стреляй» Rapid Reload. Однако с аркадным весельем было покончено, когда издатель чётко вознамерился занять нишу японских ролевых игр и потеснить конкурентов. Собственно, именно так и зародилась вселенная фэнтезийного вестерна, действие которого происходит на пустынной планете Филгае. Внимание публики привлекал не только необычный для своего времени сеттинг, а также грамотное сочетание 2D и 3D графики, но и способность авторов умело совмещать различные элементы игрового процесса, будь то пошаговые сражения, решение головоломок и исследовательский процесс. Также многим пришлась по душе новая механика, заточенная под использование ARM – могущественной технологии, доставшейся людям от предков. Но давайте обо всём по порядку.
Сюжет Wild Arms крутится вокруг молодого паренька по имени Руди, который становится круглым сиротой после смерти дедушки. Кое-как перебиваясь с хлеба на соль, он помогает жителям небольшой деревни, пока в один прекрасный день с мальчишкой по имени Тони не случается беда. Желая излечить тяжелобольного отца, мальчуган спускается в пещеру, где растут особые ягоды, которые, по рассказам местных, способны творить всякие чудеса. Прибывший на помощь Руди срывает плоды и, тем самым, снимает печать, удерживающую древнее зло. Последствия этого решения не заставляют себя долго ждать – из мрачных глубин выглядывает гигантское чудище, для победы над которым герою приходится использовать ARM – особое оружие, созданное для борьбы с демонами. Люди, способные управляться с ARM, рождаются очень редко и не пользуются популярностью у рядовых граждан. Поэтому жителям деревни ничего не остаётся, кроме как попросить Руди уйти.
Но паренёк не отчаивается и отправляется на поиски работы в соседний город. Там жизнь сводит его с Джеком – опытным путешественником, который странствует вместе с говорящей мышью по имени Ханпан, и подающей надежды волшебницей Сесилией, проходящей обучение в аббатстве Куран. Все вместе они отправляются в Альдегиду, чтобы там посетить гробницу Лолитии и отыскать останки древнего голема – одного из защитников, спасших мир от демонического нашествия. Ребята успешно справляются со своей задачей, однако организованный в честь данного события праздник очень быстро сменяется кровавым пиршеством, когда на небосводе появляются гигантские трещины, а из зияющей дыры на землю высыпают полчища демонов. Вояки запирают героев и всех тех, кого им удалось спасти, в ближайшей крепости, чтобы избежать лишних жертв, но троица находит способ удрать и отдать могущественному демону Белселку древний артефакт, добившись временного перемирия.
И хотя троица сумела выиграть немного времени, человечеству предстоит столкнуться с полномасштабным демоническим нашествием, если только троица не сможет помешать осуществлению злодейских планов. Для этого им придётся побывать во всех уголках мира, выискивая печати и волшебные руны, которые могли бы сдержать рвущееся наружу древнее зло. По дороге они повстречают множество забавных персонажей. Например, капитана Бартоломью, который попросит Сесилию выйти за него замуж в обмен на возможность воспользоваться его судном – Сладкой Конфеткой. Свадьба, конечно же, будет фиктивной и необходимой лишь для того, чтобы утереть нос его главному сопернику – капитану Дрейку, который считает своего коллегу первосортным брехуном и неудачником. И церемония действительно состоится, причём согласно местным обычаям. Если игрок сможет их соблюсти, то получит достойную награду.
Говоря о запоминающихся персонажах, нельзя не упомянуть про Джейн Максвелл – ещё одну обладательницу ARM, которая всегда путешествует в компании немногословного дворецкого. Поскольку этой парочке очень нужны деньги, то всё свободное время они будут посвящать поиску сокровищ. Нередко кривая дорожка жизни будет сводить их к нашим героям, которых они то и дело будут выручать, пусть и не всегда осознанно. Вспомнить хотя бы инцидент, произошедший в Вулканическом храме, где злобный демон Белселк разместил ловушку, установив генераторы, способные напитать его магической энергией. Всё шло по его плану до тех пор, пока Джейн, шарящаяся по местным сокровищницам, не испугалась загадочных огоньков и не уничтожила странные устройства. Опрометчивый поступок чуть было не стоил ей жизни, если бы не Руди, успевший вовремя её оттолкнуть. И хотя девушка лишилась найденных драгоценностей, она всё же сумела найти в себе силы и поблагодарить героев за спасение.
Однако наибольшую популярность в фанатском сообществе имеет Зед – чудаковатый паренёк с зелёными волосами и огненно-оранжевым шарфом, который обожает эффектные появления и западни. Он хорошо натренирован, быстр и силён, но, несмотря на это, его постоянно преследуют неудачи, вследствие чего ему приходится спешно ретироваться и готовиться к новым встречам. И хотя Зед – персонаж в большей степени комичный, развязка его истории не так уж и весела. В какой-то момент он примет демонический облик и тогда его судьба окажется в руках героев. Либо они его убьют, либо помогут найти новую цель в жизни. Каноничным вариантом, конечно же будет его спасение, ведь Зед ещё не раз появится в серии (и даже мелькнёт в анимационном сериале), но игроки по-прежнему могут подвести под его жизнью черту. Сделав это, они получат в своё распоряжение уникальный меч под названием «Несущий гибель». Если дать его Джеку, то показатели его удачи опустятся до минимальных значений, что, как нам кажется, объясняет причины постоянных проигрышей Зеда. А удача в Wild Arms очень важна, поскольку она влияет на точность стрельбы и возможность уйти от преследования при отступлении.
При этом не стоит забывать, что у каждого из основных персонажей есть свои секреты. Сесилия – не просто волшебница, она является принцессой Альдегиды, а также хранительницей, способной выходить на связь с могущественными Стражами. До начала игровых событий она потеряла мать, а в ходе нашествия демонов – отца. Оставшись без родных, она почувствовала себя уязвимой и начала тянуться к окружающим. Нападение на родное королевство застало её врасплох и, чтобы избежать уничтожения родного дома, она жертвует семейной реликвией и по совместительству мощным магическим артефактом – «Каплями Слез». Ощущая угрызение совести за свершенный поступок, Сесилия отправляется вместе с новоприобретенными друзьями в долгий путь, чтобы вернуть артефакт и не позволить недругам оживить Мать – прародительницу всех демонических сущностей.
И если тайна Сесилии раскрывается уже на первых часах игры, то с Джеком ситуация несколько сложнее, поскольку этот парень предпочитает не тратить время на разговоры. Особенно на такие, которые касаются его прошлого. Кое-какие намёки будут даны игрокам в Храме Иллюзий, где каждый из троицы должен пройти свой путь, столкнувшись с внутренними демонами. Лишь одолев свои страхи, герои смогут доказать Стражам, что они достойны бросить вызов столь могущественному врагу. О том, почему Джек оставил прошлое и что подтолкнуло его ввязаться в эту сомнительную авантюру по спасению мира, станет понятно лишь при встрече с Леди Харкен – могущественной воительницей, которая является прислужницей Алхазада. Что именно связывает этих троих и кем путешественник является на самом деле, игрокам предстоит выяснить самостоятельно, пережив одну из самых душещипательных сцен в серии.
К сожалению, игру портит весьма расплывчатая система описаний. Несмотря на то, что Wild Arms – игра, в общем-то, линейная, авторы умудряются постоянно усложнять геймерам жизнь, вкладывая в уста героев какие-то полунамёки, вместо того, чтобы уточнить, куда они должны пойти и к кому обратиться. Одно дело, когда исследуешь один, пусть и довольно обширный континент, наполненный городами, пещерами и подземельями. Но совсем другое, когда авторы дают возможность сесть за штурвал корабля или летательного аппарата. Понять, куда именно следует отправиться, становится практически невозможно, особенно с учётом того, что некоторые локации скрытые. Да, это не шутка, разработчики и в самом деле додумались сделать спуски в отдельно взятые подземелья невидимыми, вынуждая игроков носиться по округе в надежде, что где-то в какой-то момент они всё-таки их обнаружат. Зачем было так делать – решительно непонятно, учитывая, насколько впечатляюще реализована сама система перемещений, которая мотивирует игроков пересаживаться с одного транспортного средства на другое, то пикируя на летательном аппарате, то величественно вышагивая по мелководью на плече гигантского голема. Это по-прежнему восхищает.
Боевая система Wild Arms пошаговая, в большей степени она напоминает ранние Final Fantasy. Все участники сражения ходят по очереди, опираясь на показатели скорости. Поначалу бои кажутся какими-то простыми, порой даже чересчур, ведь в арсенале у героев не будет ничего кроме стандартных атак и парочки дополнительных умений. Скажем, у Руди – это его ARM, из которого он может палить по врагам, расходуя драгоценные патроны, а у Сесилии – несколько стартовых магических заклинаний. Подобное сочетание магии и высоких технологии, реализованное в рамках японской ролевой игры 90-х, дарит чувство новизны и стремление узнать, как авторы распорядятся этими механиками в дальнейшем. Но из-за неспешного темпа повествования и некоторых жанровых особенностей какими-то по-настоящему значимыми навыками, расширяющими тактические возможности, герои обзаведутся не сразу. Главное здесь – набраться терпения и прокачать персонажей по максимуму, чтобы во второй половине игры им было проще противостоять некоторым особо опасным супостатам.
На фоне подавляющего большинства ролевых игр того времени Wild Arms была достаточно самобытной. Таковой её делали не только сеттинг, персонажи и механики, но и способ разблокировки новых умений. Все способности приходят к героям с опытом, но не в ходе долгих и изнурительных сражений, а в ходе столкновения с различными жизненными обстоятельствами. Скажем, попав под оползень на горе Зеном, Джек будет вынужден проявить чудеса акробатики и увернуться от катящихся с утёса здоровенных булыжников. Развив в себе умение концентрироваться на нескольких вещах одновременно, он научится атаковать множественные цели. Ну а если Руди поможет уличному воришке выбраться из ящиков в порту Тимни, то тот моментально «отблагодарит» его за спасение, стянув бумажник у ближайшего зеваки. Деньги, герой, конечно же, не возьмёт, а попросит вернуть обратно, но зато Ханпан обучится воровству, которое позволит ему красть вещи у демонов.
Конечно, подобный подход далеко не идеален, поскольку он превращает процесс разблокировки боевых умений в нечто совершенно случайное. Но именно это и роднит Wild Arms с настольными ролевыми играми, успех в которых в большей степени зависел от удачи и умения игроков выкручиваться из нетривиальных ситуаций. Справедливости ради стоит отметить, что все необходимые навыки герои получат по сюжету, так что никому не грозит в самый ответственный момент остаться без какой-либо жизненно важной способности. К тому же помимо боевых умений все трое персонажей обладают уникальными талантами, которые становятся доступны по мере их развития. Руди использует автонаведение, что существенно снижает шансы пустить снаряд мимо цели, Джек способен ускоряться и совершать первый ход, а Сесилия умеет применять предметы ко всем членам партии сразу, что делает её по-настоящему незаменимым помощником.
Со временем герои научатся призывать стражей, использовать супер мощные удары (напоминающие предельные атаки из Final Fantasy), а также совершать двойные действия. Последний пункт особенно полезен на завершающем отрезке игры, когда противники становятся очень быстрыми, сильными и невероятно живучими. Но и это ещё не всё, ведь, как мы помним, Wild Arms – это не только ролевая игра, но и адвенчура, исследовательский процесс в которой стоит отнюдь не на последнем месте. Авторы снабдили тройку персонажей особыми предметами, с помощью которых они будут прокладывать себе путь сквозь лабиринты подземелий. Косплеящий Индиана Джонса Джек оснащён крюком, который позволяет ему цепляться за некоторые поверхности, у Сесилии есть кувшин с водой, чтобы тушить пламя, а в закромах у Руди имеются бомбы, позволяющие разгребать завалы и проделывать бреши в стенах. Эти и многие другие предметы дают возможность находить секреты и преодолевать этапы несколькими способами. Особенно это касается святилищ, в которых герои вынуждены действовать по одиночке.
Само перемещение по уровням – это своеобразная мини-игра. Если идти обычным шагом, то герои будут не только плестись со скоростью доживающего свой век ленивца, но и стабильно привлекать к себе внимание монстров, становясь для них лёгкой добычей. Чтобы сократить частоту случайных встреч, игрок должен постоянно зажимать кнопку «X», давая героям возможность разогнаться. Очень важно при этом следить за обстановкой, поскольку уровни напичканы всевозможными препятствиями: ямами, осыпающимися блоками, торчащими из пола шипами, лавовыми реками и даже энергетическими барьерами. Чтобы не поймать лицом очередную стрелу и не покатиться кубарем с утёса, игроки должны вовремя отпускать кнопку бега.
Обыкновенные стены – это тоже своего рода препятствия, поскольку герои не останавливаются возле них самостоятельно, вместо этого они ударяются и отлетают. Подобные столкновения могут привести к нежелательным последствиям, если поблизости была какая-нибудь ловушка, вроде выдвигающихся из стены копий. Это уже не говоря о песчаных реках, которые могут запросто подхватить и унести героя в неизвестном направлении. Сказать по правде, система перемещений здесь далека от идеала, поскольку герои обладают огромной инерцией, несущей их вперед со страшной силой, и если не знать уровни наизусть, то можно легко получить урон или повторить судьбу койота из одного известного мультика. Выручает система быстрой загрузки сохранений, без которой прохождение игры могло бы затянуться часов на десять-пятнадцать, не оставляя от нервной системы камня на камне.
Спрятаться от чужих глаз, дабы спокойно исследовать уровни, поможет магия. Достаточно изучить заклинание невидимости и использовать его в особо сложных подземельях. Вообще, подход к магии в Wild Arms тоже весьма нестандартный, поскольку здесь нет каких-то книг или учителей, которые могли бы обучить Сесилию всем премудростям волшебства. Героиня вольна создавать заклинания самостоятельно, смешивая различные стихии. Всё, что ей необходимо для этого – это специальный предмет Crest Graph, который встречается в секретных комнатах, сундуках и плавающих в океане бутылках, а также сам заклинатель, который поможет ей привязать магию к волшебной вещице. Комбинация тёмных элементов Fray и Geo открывает заклинание Flash, позволяющее ослеплять всех противников сразу, а смешение светлых Geo и Wing даёт на выходе Hide – заклятие, делающее одного из членов партии невидимым, тем самым затрудняя его выцеливание. Всего в игре спрятано 64 Crest Graph, найти которых без какой-либо вспомогательной литературы будет крайне нелегко, однако это того стоит, поскольку способность переносить огромное количество заклинаний существенно расширяет тактически возможности и позволяет экспериментировать с противниками. Ведь у каждого из них есть какая-то уязвимость. Кто-то боится льда, кому-то противопоказан огонь, а иные недруги могут запросто отбросить ласты, если ударить по ним концентрированными лучами радуги. Да, бывает тут и такое.
Для своих лет Wild Arms неплохо сохранилась. Двухмерная спрайтовая графика по-прежнему выглядит отлично, даже в высоком разрешении. Трёхмерная же получилась немного спорной. С одной стороны, разработчики порта ощутимо повысили детализацию, отчего некоторые противники стали выглядеть лучше, чем в оригинале. Игроки даже могут разглядеть их лица или какие-то мелкие штрихи, которые прежде были незаметны в мешанине из пикселей. Эти же достоинства моментально превращаются в недостатки, когда графические артефакты, присутствовавшие в оригинальной игре, выпячиваются на передний план с помощью обновлённой графики. Речь идёт о трёхмерных моделях боссов, чьи лица и головы порой превращаются в полигональное месиво, когда текстуры начинают баговать и меняться местами с их «нутром». Таких случаев в игре немного, но они очень сильно бросаются в глаза, поскольку зачастую касаются сюжетных боссов. Также пару раз за игру мы наблюдали «исчезновение» персонажей, которые случались сами по себе при побеге с поля битвы. В цифровой версии Wild Arms, которую мы когда-то проходили на PlayStation Vita, такого не наблюдалось.
Фанаты Final Fantasy часто спорят, в какой из частей самый лучший саундтрек, сравнивая интерлюдии, батальные композиции и музыку из титров. Какие-то из них оказываются лучше, какие-то хуже, но ещё ни одной игре не удавалось достигнуть совершенства. Что ж, в случае с Wild Arms ситуация прямо противоположная, ведь серия взяла лихой старт и сумела завысить планку до недостижимых высот с самой первой части. Вся игра, начиная со вступительной заставки и заканчивая финальными сражениями, звучит превосходно. За звуковое сопровождение здесь отвечал бессменный композитор серии Митико Наруке (Michiko Naruke), который сумел задать правильное настроение и погрузить в атмосферу постапокалиптического стимпанковского Дикого Запада. Великолепный открывающий ролик был создан студией Madhouse, которая работала над заставками для Persona 2: Eternal Punishment, Persona 4 Golden и Etrian Odyssey Untold: The Millennium Girl. Ребята воссоздали в нём одну из сцен, смысл которой станет понятен лишь по прошествии определенного времени, тем не менее, он самобытен, красив и невероятно трогателен.
Во всех других играх с оригинальной PlayStation, запущенных посредством обратной совместимости на PS4 и PS5, имеются трофеи, число которых варьируется между 16-ю и 18-ю, но не у Wild Arms. Японская ролевая игра насчитывает около 38 трофеев, включая платиновый. В основном они требуют дойти до определенного сюжетного события или уничтожить конкретного монстра, но иногда необходимо выполнить что-то специфическое. Например, убить 50 противников в рукопашной схватке с помощью Сесилии, превратить одну из куриц в гриб и стащить из-под носа у монстров 20 предметов. Разумеется те, кто проходил игру, знают не понаслышке, как тяжело Сесилии убить хоть кого-нибудь, имея столь низкие показатели физической силы. Так что лучше это сделать на ранних этапах, чтобы потом не пришлось страдать и надеяться на удачу. Без накопительных трофеев также не обошлось, один из них просит раскрыть все навыки персонажей, другой – максимально улучшить одно из ARM Руби, ну а третий – связать 40 различных заклинаний.
И это ещё цветочки, ведь, чтобы получить платиновый трофей, игроки должны найти и одолеть несколько секретных боссов. Одним из них является Ragu O Ragula, также известных как «Король всех монстров» и «Повелитель Начала и Конца». Это чудище, похожее на гигантскую ростовую куклу, кочует от одной части серии к другой, вселяя ужас в сердца тех, кто посмел бросить ему вызов, однако мало кто знает, что своим появлением он обязан руководителю проекта Акифуми Канэко (Akifumi Kaneko), который является огромным поклонником кайдзю. Разработчик добавил этого монстра в шутку, чтобы повеселить тех, кому посчастливится его обнаружить (происходит это совершенно случайно во время использования эльфийского телепортатора). Чудище способно наносить около 6000-7000 единиц урона за раз, что в несколько раз превышает показатели финального босса. Так что для борьбы с ним нужно хорошенько прокачаться и прикупить множество козьих кукол – предметов, позволяющих пережить смертельное ранение. Наградой за его уничтожение станет Звезда Шерифа, которая поднимает все характеристики героев на несколько пунктов сразу и нивелирует действие некоторых особо мощных вражеских заклинаний.
К сожалению, в наши дни серия Wild Arms скорее мертва, чем жива. Последняя часть серии, Wild Arms: Million Memories, вышла на телефонах под управлением iOS/Android и, в отличие от Arc The Lad R, не успела уйти за пределы Японии. Она успешно закрыла свои двери в феврале 2020 года, так и не дожив до западного релиза. К счастью для фанатов, бывшие сотрудники Media.Vision недавно основали собственную студию – Wild Bunch Productions, работающую над духовной наследницей Wild Arms – Armed Fantasia: To the End of the Wilderness. Конечно, проект выглядит несколько странно, учитывая, что авторы используют тот же сеттинг, те же механики и даже знакомое всем и каждому оружие, ARMs, однако сами персонажи и окружающий их мир – другие. Было бы не так неловко, если бы разработчики последовали по пути Bloodstained, придумав отличную от Castlevania вселенную, работающую по своим правилам. Как бы там ни было, игра находится на очень ранней стадии разработки и пока что активно собирает средства на краудфандинговой площадке Kickstarter. Так что её судьба напрямую зависит от поклонников фэнтезиного Дикого Запада, скучающих по былым приключениям.
Итог: Wild Arms – прекрасный образчик классических jRPG из 90-х, который сочетает в себе 2D и 3D графику, старые проверенные временем механики и новые оригинальные идеи, Дикий Запад и постапокалипсис, магию и технологии. Это настоящая квинтэссенция разнообразных жанров и стилей, которая на выходе даёт незабываемый опыт, приправленный великолепным музыкальным сопровождением и любопытными дизайнерскими решениями. Однако медленный темп повествования, неспешное развитие героев, отсутствие чётких целей и задач, а также скачущая сложность, которая очень резко возрастает во второй половине игры, наверняка сделают игру отталкивающей в глазах современной игровой общественности. Той самой общественности, которая привыкла к тому, что каждая новая игра в жанре водит их за ручку, сыплет бесконечными диалогами и кат-сценами, чтобы ненароком не растерять внимание публики, и вводит всё новых и новых персонажей, индивидуальность которых раскрывается не посредством игрового процесса, а через непрерывную болтовню. Хочется верить, что Sony Interactive Entertainment будет последовательной и добавит в европейский PlayStation Store долгожданную вторую часть или же переключит своё внимание на какие-то другие франшизы. В конце концов, если компания не хочет вкладываться в развитие японского рынка, то пусть хотя бы предоставит нам возможность насладиться старыми работами. Ведь если бы не они, то не было бы той PlayStation, которую мы знаем сегодня.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.