«Это именно та трасса, на которой вам бы хотелось взять с собой Данте. Путешествуйте по небесам, но будьте готовы почувствовать вкус преисподней»
Описание к трассе «Nebulous», Jet Rider 2
Похоже, что в руководство Sony Interactive Entertainment и Implicit Conversions внедрилась небольшая, но очень настойчивая группа любителей быстрой езды, которую хлебом не корми – дай перенести на современное железо какой-нибудь классический гоночный проект. Иначе как ещё объяснить такое засилье представителей жанра в каталоге PlayStation Classics? Но это всё шутки. Скорее всего, причина кроется в том, что перенос и адаптация этих игр не отнимает столько времени, как японские ролёвки, поэтому разработчики могут спокойно делиться хитами прошлого на регулярной основе, тем самым угождая подписчикам PS Plus Premium/Deluxe. Мы уже успели пройтись по самым громким тайтлам, пришедшим с оригинальной PlayStation и PlayStation Portable, к числу которых относятся Rally Cross, Twisted Metal, Pursuit Force и Jet Moto. И настала пора поговорить о сиквелах, тем более, что недавно в каталоге объявилась Jet Rider 2, разрабатывали которую сразу две горячо любимые нами студии – SingleTrac и Sony Interactive Studios America.
Первое, что бросается в глаза, когда запускаешь игру – отсутствие большого количества соперников в кадре. Если вы читали наш предыдущий обзор, то, наверняка, помните, что оригинальная Jet Rider могла похвастаться тем, что выводила на арену два десятка гонщиков под управлением ИИ, для которых был написан свой собственный физический движок. Для своего времени это было крайне необычно и в какой-то степени даже инновационно, но такая особенность накладывала определённый отпечаток на поведении игроков, поскольку оным приходилось вжиматься в стены, чтобы ненароком ни с кем не столкнуться и не быть раздавленными несущейся толпой. Для того, чтобы снизить градус творящегося на экране хаоса и привлечь внимание крупных спонсоров, авторы сократили количество участников в два раза. А в Jet Rider 2 Championship Edition их было и того меньше, зато игра могла выдавать стабильные 30 кадров в секунду, что по меркам оригинальной PlayStation было большим достижением.
Так помогло ли отсутствие большого количества соперников снизить сложность игры и сделать её доступнее? И да, и нет. Безусловно, на маленьких петлеобразных трассах, где гонщики порой вынуждены двигаться навстречу друг другу, стало гораздо проще маневрировать и находить бреши, в которые можно протиснуть свой байк. В то же время заметно сократившаяся конкуренция между соревнующимися, которым в прежние времена приходилось делить сравнительно небольшое пространство, развязала им руки. В условиях отсутствия сдерживающих факторов участники заездов перестали мешать друг другу и стали показывать класс даже на самых труднопроходимых участках. Поэтому тем, кто активно пользовался изъянами в ИИ, которого хлебом не корми – дай организовать какое-нибудь столпотворение на ровном месте, придётся искать другие способы выбиваться в лидеры: устраивать аварии в начале заездов, искать участки, на которых можно проехать без потери скорости, и, конечно же, заучивать трассы.
Однако на сложность влияют не только противники, но и локации. Как мы помним, трассы в оригинальной игре были весьма... неоднородными. Какие-то из них были продуманными и дарили массу приятных впечатлений, в то время как другие вызывали жуткую головную боль. На ум моментально приходит «Suicide Swamp» с её хаотично разбросанными корягами, и разбитый на множество висящих над пропастью участков «Ice Crusher». Изменилось ли что-то в Jet Rider 2? Как ни странно, да. Локации для сиквела разрабатывали две студии – Sony Interactive Studios America, известная по серии Rally Cross, и SingleTrac, подарившая нам Twisted Metal и первую Jet Rider. Обе сделали по пять уровней, причём понять, кто на чем работал, не составит большого труда. Там, где приходится постоянно скакать по платформам и делать всё возможное, чтобы не сигануть в пропасть, очевидно, были задействованы авторы первой части, а там, где превалируют странные перепады высот, резкие повороты и извилистые тоннели – отчётливо виднеются уши любителей ралли-кросса.
И тот, и другой подход имеют свои плюсы и минусы. Уровни, созданные Sony Interactive Studios America, безусловно, очень живописны. «Hot Shot» и «Aftershock», вероятно, навсегда запомнятся нам, как одни из самых красивейших гоночных этапов, дебютировавших на первой PlayStation, но они же одни из самых сложных в игре. Как бы мы ни любили все эти водопады, бьющие из-под земли гейзеры и полузатопленный Лос-Анджелес, от созерцания их красот сильно отвлекает тот факт, что нам становится нечего противопоставить местному ИИ, который, ввиду отсутствия надлежащих препятствий, уносится куда-то вдаль и становится практически недосягаем на протяжении всего заезда. Особенно сложны водные этапы, где тяга разработчиков к извилистости переходит все границы – из-за обилия огораживающих буйков становится трудно определить, куда игрок должен двигаться. С трассами, спроектированными SingleTrac, дела обстоят чуточку попроще, так как оные обожают усеивать их какими-нибудь объектами, вроде камней или деревьев, о которых соперники будут охотно биться.
Также немного изменилась физика поведения ховерджетов в воздухе. Если раньше достаточно было следить за тем, чтобы байк не заваливался на бок и был повернут туда, куда нужно игроку, то теперь необходимо подбирать угол наклона, ибо есть вероятность, что при приземлении машина зароется носом в землю и потеряет скорость. Игроки моментально ощутят эту разницу, запустив «Rollercide» и «Mach Schnell», где представлена такое количество горок, что без регулировки наклона, гонщик не сможет проехать и пары метров. Причина, почему это было сделано, кроется в скрытом режиме «Stunt Racing», который можно разблокировать с помощью кода. Активировав его, геймеры смогут выполнять трюки, восполняющие шкалу ускорения. Таким образом, крутясь во все возможные стороны, можно восстановить четверть, а то и добрую половину шкалы, получив небольшое преимущество при посадке на землю. Правда, стоит помнить, что враги будут делать то же самое, так что здесь игроки находятся в плюс-минус равных с ними условиях.
К несчастью, это же нововведение сделало игру менее удобной, поскольку Jet Rider 2 не позволяет крутить камерой во все стороны и следить за правильностью подобранного угла. Игрокам придётся действовать интуитивно, исходя их полученного во время тренировок опыта. Не помогает и наличие второго стика, так как полноценная поддержка DualShock появилась только после того, как игра разошлась солидным тиражом и обзавелась улучшенной версией в лице Championship Edition. Японская версия, как мы знаем, была более сбалансированной по сложности и комфортной в плане управления, но современная Sony Interactive Entertainment пока ещё не дошла до той кондиции, чтобы позволить нам, простым игрокам, переключаться на NTSC-J. Скажем спасибо за то, что у нас хотя бы есть возможность выбирать между PAL и NTSC. Это тоже дорогого стоит.
Кроме того, разработчики довели до ума фишку с использованием энергетического лассо, а заодно придумали ей новое применение. Нет, столбы, за которые игрок должен цепляться, чтобы не улетать с истошными воплями в кювет, никуда не делись, как и те, что нужны для выполнения сложных манёвров, однако авторы старались не перегибать с их расстановкой, чтобы все участники успевали восстанавливать энергию перед повторным использованием. В игре появилась парочка трасс, где столбы играют роль эдакого якоря, который не позволяет гонщикам подняться в стратосферу. Синусоидная «Rollercide», которая представляет собой что-то среднее между американскими горками и цирком, как раз отличный пример такой трассы. На ней игроки будут регулярно то подниматься, то опускаться, набирая достаточную скорость, чтобы подняться на высоту и с ужасом для себя обнаружить, что ховербайки не очень-то хорошо управляются в воздухе. Дабы избежать этого, авторы предлагают цепляться за верхушки столбов, установленных на пиковых точках трассы. Кстати, SingleTrac пошли геймерам навстречу и слегка переработали систему падений, чтобы тем, кто перелетел через пропасть, но немного недотянул до земли, не приходилось рвать на себе волосы. Иногда байк просто возвращается на трассу – аккурат на то место, куда должен был приземлиться игрок. Так что слишком часто слушать дикий ор, доносящийся из ближайшей бездны, игрокам не придётся.
Единственным существенным недостатком Jet Rider 2 является отсутствие разнообразия режимов. После Rally Cross, в которой была куча способов продемонстрировать окружающим своё умение крутить виртуальную баранку, здесь всё выглядит очень бедненько. Всего в игре имеется три полноценных режима – «тренировка», «одиночный заезд» и «полный сезон». Помимо них есть два настраиваемых – «собственный чемпионат» и «ралли». Оба отличаются от основных тем, что в них можно выбирать последовательность трасс, однако их прохождение совершенно ни на что не влияет. То есть игроку не заработать новых медалей и значков, поэтому, как следствие, он не сможет открыть что-то новое. Но, несмотря на то, что в игре не так много способов развлечься, она может предложить кое-какую альтернативу, которая, вероятно, заинтересует тех, кто никогда не сталкивался с первой частью. Дело в том, что прохождение игры на разных сложностях за разных персонажей позволяет открывать различные бонусы, броде бесконечных ускорений или кинематографичной камеры, а также музыку и трассы из предшественницы.
Да, всё верно, Jet Rider 2 включает в себя все 10 локаций из оригинальной игры, которые можно проходить как по отдельности, так и в составе полноценного сезона, что само по себе довольно круто. Правда, вместо привычных билбордов с продукцией Nestle и Pepsi Co. мы будем лицезреть на старых локациях рекламу Chef Boyardee. Собственно, стремление Sony Computer Entertainment заручиться финансовой поддержкой одного из крупнейших производителей макаронной продукции и вынудило издателя подсократить количество гонщиков для повышения доступности, что, как уже было описано выше, привело к обратному эффекту. Впрочем, Chef Boyardee – не единственный спонсор игры. К нему также присоединились Mountain Dew, Dragon Alliance и Kawasaki JetSki, которые обзавелись своими собственными командами. Число представителей сократилось с пяти до двух, что определённо пошло игре на пользу, так как раньше приходилось долго пролистывать списки, выбирая из не сильно отличающихся друг от друга спортсменов. Теперь выбор стал чуть более очевидным и менее времязатратным.
Мы были в восторге, когда впервые познакомились со звуковым сопровождением к оригинальной Jet Rider. Музыка, навеянная шпионскими приключенческими боевиками, очень гармонично вписывалась в происходящее на экране. Звукорежиссёр Лэнс Лэнхарт (Lance Lenhart), кажется, хорошо это понимал, и, когда настала пора работать над сиквелом, вновь привлёк к работе Pinnacle Music Group. Вместе с двумя своими коллегами, Сэмом Кардоном (Sam Cardon) и Томом Хопкинсом (Tom Hopkins), он создал один из лучших саундтреков тех времён. Большинство из представленных в игре композиций хороши, но мы настоятельно рекомендуем к ознакомлению «Meltdown», «Aftershock», «Mach Schnell» и «Hot Shot». Это такой концентрированный заряд 80-х и 90-х, который можно сравнить разве что с работами Стивена Тайлера (Steven Tyler), писавшего музыку для The Terminator (Sega CD) и Cool Spot (Sega Mega Drive). А ещё нам очень нравится, как авторы подошли к звуковому оформлению самих ховербайков: то, как они рассекают воздух, приземляются и ускоряются, звучит достаточно правдоподобно. Это доставит массу удовольствия аудиофилам и тем, кто воспринимает звук как одну из важнейших составляющих любой игры.
Ну и, конечно же, мы оценили тот юмор, с которым разработчики отнеслись к последнему, самому сложному уровню в игре под названием «Nebulous». Они знали, что эта локация будет доводить неподготовленных игроков до исступления, а потому постарались сделать вступление к звуковому сопровождению лёгким и в какой-то степени игривым, похожим на классику XVI-XVII веков. Но, спустя пару мгновений, оно сменится тяжёлым металлом, недвусмысленно намекающим, что на земле открылся самый настоящий филиал ада и что участников соревнования не ждёт ничего, кроме слёз, боли и страданий. Всё это очень явственно подчёркивается визуальными эффектами: когда играет спокойная музыка – мы видим «ангельскую» версию локации, а когда она сменяется рёвом гитары – весь уровень окрашивается в красный, некоторые его участки покрываются язычками пламени, а на заднем плане начинает сверкать молния. Всё это создаёт достаточно нетипичный для серии Jet Rider антураж, ибо чего-то такого игроки обычно ждут от Twisted Metal, но никак не от футуристических гонок на антигравитационных мотоциклах. Тем не менее, «Nebulous» – уровень достаточно запоминающийся, так что на него стоит взглянуть.
Итог: Jet Rider 2 – добротный сиквел, продолжающий развивать заложенные в оригинал идеи. Однако назвать его чем-то большим язык не поворачивается, поскольку, как нам кажется, серия начала сворачивать куда-то не туда. Высокая сложность, отсутствие инноваций, малое количество режимов и неуместные заигрывания с мистикой (среди персонажей был вампир женского пола, серьезно?) немного подпортили впечатления, но в остальном игра не вызывает каких-то нареканий. Затягивающий геймплей, отличная для своего времени графика, прекрасная музыка, великолепный дизайн некоторых локаций и сочные звуковые эффекты делают её одной из лучших в жанре. Неудивительно, что в итоге вторая часть разошлась по миру двухмиллионным тиражом, обогнав такие хиты, как Twisted Metal, Rally Cross и Jet Rider. Увы, но на этом успехи серии закончились, ибо разработку третьей части доверили другой студии, что было нормальной практикой в годы её существования. И это не пошло ей на пользу, так как из-за свалившихся на Jet Moto 3 неудач, серию прикрыли, а все готовящиеся к выходу сиквелы – полностью отменили. Хватит ли у Sony Interactive Entertainment духу поместить её в линейку PlayStation Classics – узнаем в ближайшем будущем. Нам бы однозначно хотелось рассмотреть недостающую часть серии и выяснить, что случилось и почему публика не приняла последнюю номерную игру.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.