«Нейтан Дрейк... Этот двуличный вор, готовый рискнуть всем ради каких-то сокровищ. Возможно, таким они меня знают. Таким они меня и запомнят. Однако это совсем не про меня...»
Из промо-ролика Uncharted 4: A Thief’s End
Как говорил немецкий философ Гегель, все великие всемирно-исторические события повторяются дважды. Сложно сказать, относится ли появление на рынке PlayStation 4 к великим всемирно-историческим событиям, но консоль однозначно оставила след в истории и оказала огромное влияние на всю игровую индустрию. Поэтому не удивительно, что её последовательница старается во всем походить на самую успешную и распространённую игровую систему на рынке. Это проявляется не только в схожем ассортименте игр, но и в большом количестве ремастеров и ремейков, призванных заполнить собой пробелы в релизных сетках. И поскольку все самые свежие тайтлы, вроде Ghost of Tsushima и Death Stranding уже давно были перенесены на более мощное железо, издатель вынужден погружаться всё глубже в историю и искать там хоть сколько-нибудь актуальные игры. Как нетрудно догадаться из названия статьи, очередь дошла до серии Uncharted.
К чести авторов, они не стали доить набившую оскомину трилогию, а сосредоточились исключительно на двух последних играх серии – Uncharted 4: A Thief’s End и Uncharted: The Lost Legacy. Их выбор был продиктован тем, что вслед за релизом сборника во всех кинотеатрах мира должна была состояться премьера художественного фильма Uncharted, в основе которого лежат события четвёртой номерной части. В частности те, что касались брата главного героя – Сэма. Обе игры были старательно перенесены на PlayStation 5, где обзавелись новыми графическими настройками, которые позволяют насладиться кинематографичным игровым процессом в 4K разрешении при 30 к/с или в разрешении 2560 пикселей при 60 к/c. Впрочем, те, кому важна плавность картинки, отныне могут переключиться на 120 к/с, понизив разрешение до 1080 пикселей. Помимо графических настроек в Uncharted: Legacy of Thieves Collection появилась поддержка тактильной обратной связи и адаптивных триггеров DualSense, трёхмерного звучания Tempest Audio 3D и кастомного SSD-накопителя. Но давайте обо всём по порядку.
Итак, сюжет Uncharted 4: A Thief’s End берёт начало через три года после событий, произошедших в пустыне Руб-эль-Хали. Нейтан Дрейк женился на Елене, остепенился и теперь живёт тихой семейной жизнью где-то в пригороде Нового Орлеана. Но вот однажды к нему в гости наведывается Сэм – родной брат, который долгое время считался погибшим. Оказалось, что всё это время родственничек просидел в панамской тюрьме, откуда его вызволил наркобарон Гектор Алькасар, намеревающийся использовать его для поиска сокровищ Генри Эвери. Понимая, что иного выходу у него нет, Сэм соглашается на сделку и отправляется к младшему брату, чтобы объединить усилия и увеличить шансы. Не желая подвергать жизнь Елены риску, Нейтан сочиняет историю о командировке и отправляется в путешествие, попутно связавшись со старым приятелем – Виктором Салливаном, в расчёте на то, что тот не откажется помочь давнему другу.
Всех троих заносит в Италию, где происходит аукцион, на котором было выставлено множество драгоценных артефактов из прошлого, в том числе и крест святого Дисмаса. По мнению героев, эта древняя вещица хранит в себе подсказки, указывающие на местоположение сокровищ. Но они не единственные, кто знает о её секрете. На крест положил глаз бывший коллега Дрейка – Рейф Адлер, который на протяжении многих лет мечтал найти клад Эвери и увековечить своё имя на страницах учебников истории. Чтобы гарантировать себе безопасность, он заручился поддержкой частной военной компании «Shoreline», руководит которой наёмница Надин Росс. Оба настроены серьезно и готовы ко всему, даже к ликвидации вышеупомянутой троицы. Смогут ли герои заполучить артефакт и спасти Сэма от нависшей над ним угрозы? Куда заводит людей их одержимость и какова цена лжи? Об этом и многом другом можно узнать в сюжете Uncharted 4: A Thief’s End.
В прошлом мы часто сравнивали Uncharted 4: A Thief’s End с The Last of Us, поскольку успех Survival Horror’а от Naughty Dog оказал огромное влияние на её дальнейшее творчество. Повторяться и сталкивать обе игры лбами мы не будем, а лишь отметим, что у них есть много общего. С одной стороны мы получили более мрачную и насыщенную историю, сотканную из смертей, подковёрных игр и несбыточных надежд. А с другой массу нестыковок, возникших из-за желания авторов высосать из пальца драму. Драму, которой не место в игре под названием Uncharted. Ведь как можно поверить Сэму и Нейту, считающих своего бывшего партнёра по опасному бизнесу, Рейфа, хладнокровным убийцей, если они и сами не прочь замарать руки? Удивительно, как после всех их приключений, Интерпол ещё не объявил их в розыск, как самых отпетых массовых убийц всех времен и народов.
Конечно, было бы глупо считать, что авторы и сами этого не понимают, ведь они даже ввели трофей под названием «людо-нарративный диссонанс», который даётся за убийство 1000 противников. Если кто не в курсе, то этим термином описываются противоречия, возникающие между механиками игры и её нарративом. Сюда же можно отнести странное поведение Нейта. И дело не в том, что авторы всю дорогу пытаются убедить нас, что одна из самых крупных икон игровой индустрии внезапно устала от своей основной деятельности, дело в её решениях и поступках. Из самоуверенного, мужественного и самоотверженного молодого человека сценаристы изваяли тряпку, о которую вытирают ноги все, кому не лень.
Сами разработчики называют это «взрослением», мы же зовём это «переписыванием характеров». Да, Нейтан, безусловно, остепенился. Он всячески пытается убедить себя и окружающих, что ему не нужны полные опасностей приключения, а авторы подчёркивают правильность принятых им решений, введя в повествование одинокую путешественницу, выступавшую начальницей матери Сэма и Нейта. Будучи помешанной на тематике приключений, она всю жизнь гонялась за артефактами древности и не уделяла достаточного внимания своим близким. Поэтому, когда она постарела и стала страдать от неизлечимой болезни, её стало некому поддержать. Посыл, безусловно, понятен, но стоило ли продавливать его именно таким образом?
Можно же было обойтись без глупых ретконов. Оставить узнаваемые черты Нейтана нетронутыми и, раз уж сценаристы так нуждались в драме, дать тому возможность ощутить последствия принятых им решений. Ведь очень сложно верить в крутость героя, который валит противников пачками во время игрового процесса, а потом мямлит что-то невнятное под осуждающим взглядом своей жены. Да и с чего вдруг Елене, которую мы помним как крутую репортёршу, готовую пройти через огонь и воду ради громкого сюжета, начать осуждать своего мужа за его тягу к приключениям? Это ведь никак не стыкуется со сложившимся за минувшие годы образом.
Правда о том, что Нейт её обманул и удрал на другой конец голубого шарика, чтобы спасти родного брата, вскрылась очень быстро, после чего протагонист, а вместе с ним и игрок, могли испытать укол вины за сокрытие этого факта. Но вместо того, чтобы показать Нейту, что каждое решение имеет свою цену, сценаристы из раза в раз возвращают нас к этой ситуации и вынуждают Нейта извиняться за его проступок. Это выглядит чертовски жалко и портит впечатления от оставшейся части приключения. Весьма солидной его части. Ведь размеры игры не маленькие, а сегменты, в которых Нейт занимается самобичеванием и просит прощения у близких, рассредоточены по всей второй половине.
Но надо отдать авторам должное. История Либерталии и пиратского государства стала одной из самых запоминающихся в серии. Во многом благодаря размаху, грамотному энвайронмент сторителлингу и красноречивым записям, оставленным очевидцами тех событий. Благодаря им в голове складывается очень подробная и захватывающая картина из прошлого, в которой произошло множество увлекательнейших событий: от поисков полумифической пиратской утопии и борьбы с теми, кто её ищет, до её обустройства и неминуемого развала. Неудивительно, что четвёртая номерная часть стала самой успешной в серии, попав в тройку самых продаваемых игр для PlayStation 4.
Игровой процесс Uncharted 4: A Thief’s End вобрал в себя всё лучшее, что было в серии и обзавёлся некоторыми нововведениями. Начать стоит с того, что отныне любая стычка требует планирования, внимательного изучения местности и использования особенностей ландшафта, вносящего в игру некое подобие вертикального геймплея. Поскольку враги больше не ходят по одним и тем же маршрутам, то устранить всех, не подняв тревогу, становится очень сложно. Так что задача геймеров – уничтожить столько противников, сколько они смогут, перед тем, как их обнаружат. Но даже тогда не стоит бросаться на рожон, поскольку это равносильно самоубийству. Лучше отступить, спрятаться и подыскать наиболее выгодную позицию для очередного броска.
Что касается исследовательского процесса, то к привычным пробежкам и карабканьям прибавилась езда на транспорте. Специально для этого разработчики создали несколько больших локаций, на которых игрок сам решает, какую из достопримечательностей осмотреть первой, а какую оставить на потом. При желании он может миновать большинство блокпостов, древних руин и подземелий, сосредоточившись на сюжетных событиях, однако мы настоятельно рекомендуем этого не делать, поскольку так можно упустить много интересных подробностей о героях, злодеях и событиях прошлого. Речь не только о записках и археологических находках, но и о забавных перепалках, возникающих всякий раз, когда персонажи решают немного скоротать время в процессе езды.
Чтобы сделать процесс лазания по скалам ещё динамичнее, в игру была введена волшебная верёвка, с помощью которой можно цепляться за специальные уступы и преодолевать пропасти. Кто-то скажет, что верёвки были в серии и раньше, но они выступали частью декораций, из-за чего сценаристам частенько приходилось ломать голову в попытках объяснить их наличие в давно заброшенных местах. Теперь такой надобности нет. К вышеупомянутой крюк-кошке присоединился другой, не менее важный для путешественников инструмент – альпинистский крюк. Данное приспособление позволяет создавать дополнительную опору в податливых породах и, таким образом, взбираться на возвышенности. Кроме того, в игре появились пологие склоны, по которым можно съезжать на пятой точке, весело улюлюкая и стреляя во врагов. Игрок при этом может выбирать направление движения и искать наиболее подходящую для прыжка точку.
На самом деле, большую часть вышеназванных претензий мы озвучивали ещё во времена выхода Uncharted 4: A Thief’s End. И мы надеялись, что с течением времени наше отношение к игре чуточку изменится. Увы, но чуда не произошло. Четвёртая часть была подпорчена странными сюжетными ходами тогда, и точно так же она воспринимается сейчас. Это не самая слабая игра в гексалогии, но её очень сложно поставить в один ряд с Uncharted 2: Among Thieves и Uncharted 3: Drake’s Deception. А вот с Uncharted: The Lost Legacy вышла совсем иная история. Над этой игрой работала внутренняя команда Naughty Dog, частично пересекающаяся с создателями четвёртой части. Из-за этого её минула ставшая типичной для студии мрачность.
Действие игры переносит нас в Западную Индию, где новоиспеченная парочка охотниц за сокровищами, состоящая из воровки Хлои Фрейзер и наёмницы Надин Росс, пытается отыскать мистический город Халибиду, в котором якобы был спрятан древний артефакт – бивень Ганеши. Но чтобы получить к нему доступ, девушки должны пробраться в кабинет местного лидера сопротивления, Асава, и выкрасть у него ключ. В самый ответственный момент их обнаруживают и незваным гостям ничего не остаётся, как броситься в бега. Поняв, что на горизонте возникли конкуренты, мечтающие раскрыть секреты хойсальской империи, тиран объявляет на них охоту. Так что девушкам придётся бороться не только с жарким климатом, хлипкими постройками и хитроумными ловушками, но и с хорошо вооружённой индийской армией.
После депрессивной и излишне затянутой четвёртой части Uncharted: The Lost Legacy воспринимается как глоток свежего воздуха. Рассказанная история пропитана духом приключений, в которой нашлось место для интересных сюжетных поворотов, остроумных диалогов и напряжённых моментов. Всё это просто-напросто не работало бы, если бы не потрясающая актёрская игра, которая находится на запредельном для видеоигр уровне. Даже удивительно осознавать, насколько интерактивные истории, вроде той, что поведали нам Naughty Dog, превзошли в этом плане художественные фильмы. После знакомства с кинокартиной Uncharted, где из всех актёров единственным, кто хоть как-то старался, был Марк Уолберг, история противостояния хойсальской империи персидским захватчикам выглядит как настоящий шедевр кинематографии.
К тому же обе героини раскрываются с новых сторон, а игроки узнают много нового об их прошлом. Причём не только о недавних событиях, произошедших в рамках серии Uncharted, но и о юношестве и даже детстве. Безусловно, характеры Надин Росс и Хлои Фрейзер подверглись изменениям. Первая из хладнокровной машины-убийцы превратилась в обыкновенную женщину, у которой есть свои слабости, а вторая отринула статус воровки, предпочитающей избегать прямых столкновений, и начала раздавать врагам на орехи. Всё это было сделано для того, чтобы геймплей работал в привычном русле, иначе Надин проносилась бы по уровням смерчем, а Хлоя осторожно дожидалась, когда из-за гор трупов поднимутся белые флаги.
С геймплейной точки зрения Uncharted: The Lost Legacy полностью копирует свою предшественницу, однако, стоит отметить, что игра стала чуточку труднее. Разработчики используют имеющийся инструментарий на всю катушку и создают сложные для прохождения ситуации. Особенно это касается моментов, в которых задействована техника – пулемётные гнёзда, бронетранспортёры и вертолёты. В таких случаях приходится действовать осторожно, постоянно маневрировать и использовать своё окружение с умом, прячась от противников в высокой траве, под водой или свисая с уступов. Впрочем, всё это касается лишь тех, кто предпочитает проходить игры на максимальной сложности. Поклонники исследовательского процесса могут переключиться на соответствующий режим и активировать автоприцел. В таком случае стычки с противниками перестанут нести в себе какую бы то ни было угрозу.
Что касается технической составляющей, то на первый взгляд кажется, что между ремастерами и оригинальными играми не такая уж большая разница. Однако, это не совсем так. Разработчики подтянули практически каждый аспект обеих игр, начиная с качества теней и заканчивая освещением. Взять хотя бы модели персонажей. По правде говоря, они ещё никогда не выглядели так хорошо, как в обновлённых версиях вышеупомянутых игр. Сильнее всего это бросается в глаза в кат-сценах, сделанных на движке игры. Каждая складочка или потёртость проработаны до мельчайших деталей, отчего создаётся впечатление, что перед нами самые что ни на есть живые люди. И, что примечательно, местные персонажи не пытаются жестикулировать или гримасничать сверх меры, как это делают актёры в The Last of Us: Part II, а проявляют обычные человеческие эмоции.
Количество мелких частиц, одновременно находящихся на экране, сильно увеличилось. Особенно это касается дождливой погоды. В небезызвестном сегменте с кораблекрушением, в котором Нейтана выбрасывает на берег и он попадает под тропический дождь, существенно снижается видимость и возникает лёгкая дезориентация. Впрочем, стоит отметить, что на фоне оригиналов обновлённые версии выглядят чуточку темнее. Возможно, всё дело в более реалистичном освещении и доработанной функции HDR. Дальность прорисовки тоже не осталась без изменений. Это сильно бросается в глаза на больших и просторных локациях, вроде Мадагаскара из Uncharted 4: A Thief’s End и Западных Гат из Uncharted: The Lost Legacy. Разъезжая по округе на вездеходе можно заметить, что кусты больше не возникают из неоткуда, а текстуры окружающих объектов не прогружаются прямо перед самым носом. Время запуска обеих игр тоже сократилось – что первая, что вторая загружаются практически моментально.
Вполне возможно, что в рядах Naughty Dog существует отдельная команда, которая занимается переносом игр на современное железо. Это объяснило бы, почему произведённые ими порты отличаются большим количеством мелких багов, сильнее всего прослеживающихся в анимации героев. Так было с The Last of Us Remastered и Uncharted: The Nathan Drake Collection, ну а теперь нечто схожее можно увидеть в играх, вошедших в состав Uncharted: Legacy of Thieves Collection. Выполнение каких-либо действий, требующих правильного расположения персонажей, например, подбор предметов, борьба с противниками или выполнение сложного трюка, сопровождается подёргиваниями героев, замиранием, а иногда и вовсе телепортацией. Да, подобные вещи случались и в оригинальных играх, но ведь в данном случае речь идёт об обновлённых и улучшенных версиях, где процент подобных оказий должен был быть сведён к минимуму.
Размер Uncharted Legacy of Thieves Collection на PlayStation 5 составляет 75GB. Даже с учетом того, что для архивации игры использовалась специальная система сжатия под названием Kraken, итоговая цифра всё равно вышла колоссальной. Понимая это, Naughty Dog предоставили геймерам возможность самим выбирать, какая из игр должна быть установлена первой. Это очень интересное нововведение, которым Sony завлекала, демонстрируя интерфейс PlayStation 5 и теперь мы, наконец, можем увидеть его в действии. А вот чем разработчики точно не порадовали, так это одним платиновым трофеем. Дело в том, что на выходе Uncharted: The Lost Legacy позиционировалась как самостоятельное дополнение, обладающее своей собственной платиной. По какой-то причине Naughty Dog убрали заветный трофей и сделали игру обычным дополнением. Единственная связывающая обе игры награда называется «Don't Ruin The Moment». Она требует от геймеров собрать все призы в Uncharted: The Lost Legacy.
Это очень спорный момент, поскольку он вынуждает игроков потратить в два раза больше времени ради меньшей награды. Будут ли люди, обратившие внимание на сборник, мириться с подобным положением дел, сказать сложно, но, глядя статистику трофеев, можно сделать вывод, что процент таковых не очень-то высок. Желая хоть как-то оправдаться в глазах геймеров, разработчики предоставили им возможность перенести сохранения с PlayStation 4. Трансфер позволяет не только продолжить игру с того места, на котором остановился играющий, но и разблокировать имеющиеся трофеи. Пока что система работает не идеально и может проигнорировать наличие определенных призов, но, сдаётся нам, всё это будет исправлено в ближайшие дни.
Во всём этом радует лишь то, что для переноса данных не требуется загружать версию для PlayStation 4. Достаточно воспользоваться внешним накопителем или функцией облачного сохранения PlayStation Plus – консоль сама конвертирует файлы в подходящий для неё формат. Аналогичная система, как мы помним, использовалась в прошлогодней Ghost of Tsushima: Director’s Cut, и мы надеемся, что впредь она будет фигурировать во всех выпущенных Sony играх. И не только в них. Владельцев PlayStation 5 порадует поддержка особых функций DualSense – тактильной обратной связи и адаптивных триггеров. Первая имитирует всё, начиная с раскачивания на верёвке и заканчивая ударами капель дождя, а вторая активно используется во время езды и стрельбы, оказывая лёгкое сопротивление в подходящие моменты. Какого-то интересного использования разработчики не придумали, но без поддержки этих функций было бы скучновато.
А вот что точно сделано не для галочки, так это поддержка трёхмерного звука. Поскольку герои очень часто находятся на разных высотах, расслышать что-либо без субтитров, используя стандартные динамики телевизора, было бы невозможно. Однако с гарнитурой Pulse 3D таких проблем не возникает. Благодаря трёхмерному звучанию можно безошибочно определить, откуда доносится звук, и понять, где сейчас находятся компаньоны. Также мы настоятельно рекомендуем воспользоваться наушниками во время знаменитой погони на мадагаскарском рынке, которая плавно перетекает в спасение Сэма от преследующего его конвоя. Трёхмерное звучание даёт возможность оценить обстановку, поняв, где находятся те или иные машины и откуда ведётся стрельба. Это особенно полезно на высокой сложности, когда любая очередь может стать для героя последней.
Итог: Uncharted: Legacy of Thieves Collection – великолепный сборник из двух блокбастеров, каждый из которых по-прежнему вызывает массу эмоций, пусть и не всегда положительных. Пожалуй, это не лучший способ начинать знакомство с серией, как минимум потому, что Нейтан Дрейк представлен здесь не в том образе, в котором мы привыкли его видеть, отчего может создаться ложное впечатление о персонаже. Трилогия с PlayStation 4 и приквел с PS Vita гораздо лучше справляются с этой задачей. Стоимость сборника также кажется нам завышенной, с учётом того, что изменениях в обеих играх были по большому счёту косметическими. Конечно, всё это компенсируется тем, что владельцы одной из двух вышеназванных игр для PlayStation 4 могут за небольшую доплату обновиться и получить вторую игру в подарок, тем не менее, это не отметает того факта, что Sony Interactive Entertainment слишком много за них просит. Как бы там ни было, мы были рады освежить свои воспоминания и напомнить себе о том, насколько великой была эта серия. Очень надеемся, что она будет жить не только на больших экранах, но также вернётся на игровые консоли. Ведь впереди ещё столько нерассказанных историй. На какую работу Салливан подбил Сэма? Куда Надин и Хлоя направились после спасения индийского народа? Что стало с семейством Дрейков, когда им пришлось рассказать кое-кому о своём прошлом? Мы хотим знать!
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.