Существуют студии, названия которых не часто мелькают в информационном пространстве, однако многие геймеры в той или иной степени знакомы с их творчеством. Яркий пример – 10tons Ltd. В былые годы она выпустила множество хитов, вроде Sparkle и Karu, без которых не обходился ни один офисный компьютер, но настоящую известность студии принесла легендарная Crimsonland. Она была настолько популярна, что породила множество последователей, а также оказала большое влияние на самих разработчиков. Начав работу над своим небезызвестным твин-стик шутером, они так и не смогли остановиться – такое мнение сложилось у геймеров, отмечающих сходство между последующими играми студии и её магнум опусом.
Впрочем, надо отдать авторам должное. Ведь они смогли продержаться на рынке достаточно долго. Подобного результата они смогли достигнуть, не потому что использовали одну и ту же формулу, хотя они частенько к ней возвращались, а потому что не боялись экспериментировать. За последние годы 10tons успели отличиться несколькими занимательными проектами, вроде безумного коктейля из ролевого экшена и игры в слова под названием Spellspire, кооперативного выживастика Dysmantle и ролевой приключенческой игры Undead Horde. Со своим новым проектом, Skeletal Avenger, 10tons старались максимально дистанцироваться от прежнего опыта и сосредоточиться на чём-то новом, а именно на хак энд слэш адвенчуре с роуглайт элементами.
Стоит отметить, что в настоящий момент жанр рогаликов находится на пике своей популярности, чему очень сильно поспособствовали такие хиты, как Hades, Deathloop и Rerurnal. Крупные издатели, вроде Bethesda и Sony Interactive Entertainment, наконец разглядели в нём потенциал и теперь активно используют его элементы в своих проектах. Но что такого может предложить Skeletal Avenger и чем она выделяется на фоне всех этих дорогостоящих мастодонтов жанра? Что ж, несмотря на скромный бюджет и практически полное отсутствие продвижения на рынке, игре есть чем похвастать. Например, простым, но крайне увлекательным геймплеем и кооперативными возможностями. Но давайте обо всём по порядку.
Синопсис Skeletal Avenger довольно прост и укладывается всего в несколько предложений. Жил-был прославленный рыцарь, который вершил подвиги и сражался с нечистью. Но однажды с ним приключилась беда – он умер. Что именно послужило причиной его смерти неизвестно. Последним воспоминанием рыцаря был пылающий замок и склонившаяся над ним фигура предателя. Так бы и закончилась эта история, если бы в один прекрасный день судьба не свела героя с загадочным некромантом. Колдун не только воскресил истлевшего рыцаря, но и предложил свою помощь в свершении возмездия. Для этого он обучил костлявого нескольким приёмам и подарил карту, на которой отмечены его будущие цели.
Всё, что требуется от героя – собрать для некроманта достаточное количество кристаллов, дабы тот с помощью колдовских чар смог перенести его в нужное место. Путь протагониста будет пролегать через мрачные подземелья, зловонную канализацию, непроглядные пещеры и запутанные коридоры замка. Каждая из зон отличается своим набором противников и ловушек. Пещеры заселены гигантскими пауками, ядовитыми грибами и коварными тёмными эльфами, а стены замка охраняют ожившие доспехи, клирики, а также магические механизмы – мортиры, пронзатели и техно-пауки. Игрок волен вступить с ними в схватку или прошмыгнуть мимо, избежав столкновений. Во втором случае он лишится возможности заработать дополнительную награду, которая даётся за зачистку уровня.
Каждая вылазка начинается со знакомства с картой мира, на которой можно выбрать подходящее задание. Все они различаются по сложности и продолжительности. Причём, никакой взаимосвязи между двумя этими показателями нет, так что уровни могут быть какими угодно: простыми, но затянутыми, или сложными, но короткими. Чем сложнее уровень, тем больше за него полагается кристаллов, а чем он длиннее, тем выше шанс найти что-нибудь ценное. Например, предмет или свойство. Свойства – это целая отдельная механика, от которой зависит успех каждой операции. Кроме того, она напрямую влияет на стратегию играющего.
Одни свойства завязаны на обогащении, другие наделяют рыцаря новыми умениями, а третьи усиливают имеющие способности. Приобретя свойство, позволяющее поджигать врагов броском головы, игрок с большой долей вероятности переориентируется на дальний бой. А если он научится оставлять некрозные лужи и замораживать недругов во время рывка, то вся его тактика будет строиться на маневрировании и менеджменте стамины. Восстановление последней может быть ускорено с помощью особых свойств, которые периодически выпадают из сундуков и ящиков.
Впрочем, одними лишь негативными эффектами дело не ограничивается. В Skeletal Avenger есть масса свойств, рассчитанных на ближний бой, исцеление, ремонт экипировки, а также созданных под определенные условия, вроде использования окружающих объектов для умерщвления противников. Например, «Отдых для усталых глаз» позволяет видеть врагов, использующих маскировку, «Охотник за головами» ускоряет возврат брошенного черепа, а «Стратег» добавляет дополнительные варианты свойств при выборе. Есть также несколько свойств, рассчитанных на кооперативную игру. Они становятся доступны на выбор лишь в локальном режиме.
Каждая вылазка, независимо от того, побочная она или сюжетная, заканчивается встречей с боссом. Если игрок погибнет, так и не сумев одолеть супостата, то некромант вернёт его тело в убежище и воскресит, израсходовав половину накопленных кристаллов. Это действие также обнуляет врожденную способность, а это значит, что игрок должен будет выбрать новую. Подобных способностей в игре несколько, но нам, по какой-то причине, всё время выпадала одна, да и та связана с увеличением урона при броске головы. Число расходуемых при воскрешении кристаллов можно снизить, заплатив за это кругленькую сумму, но, по правде говоря, особого смысла мы в этом так и не нашли, поскольку запасы кристаллов восполняются очень быстро. Чего, к сожалению, нельзя сказать о золоте.
Золото является одной из важнейших составляющих игры, поскольку с его помощью осуществляется прокачка персонажа. Помимо усиления основной и альтернативной атаки, разрешается повысить силу броска головы, увеличить показатели здоровья, ловкости или удачи, а также максимизировать вред от различных элементов, вроде огня, льда, электричества и так далее. Прокачать все способности за одно прохождение не выйдет, поскольку количество зарабатываемого золота ограничено, а стоимость, улучшений, напротив, растёт как на дрожжах. Подобная система предполагает, что после первого прохождения игрок начнёт второе, продолжив совершенствовать своего ожившего рыцаря.
Прокачка навыков происходит в мастерской, расположенной в логове некроманта. Там же можно обнаружить тайник с найденными вещами, торговую лавку, столик с украшениями и карту мира. Поскольку с картой мира и лавкой всё более или менее ясно, расскажем подробнее о тайнике и загадочных украшениях. Любая вещь, найденная на уровнях, автоматически отправляется в тайник. Герой волен оставить её себе, либо продать, обзаведясь средствами на покупку нового обмундирования и улучшений. С собой игрок может взять лишь одно оружие, украшение и комплект экипировки, так что подходить к выбору необходимо с умом.
Украшения – это, по сути, магические артефакты, которые наделяют героя различными способностями. Как правило, они не пропадают по завершению уровня, что в корне отличает их от свойств. Украшения не меняют геймплей на корню, однако их наличие вносит толику разнообразия в происходящее на экране. К примеру, украшение под названием «Полководец» увеличивает показатели всех имеющихся навыков на две единицы, «Главный Ключ» отворяет большую часть дверей, а «Феникс» даёт возможность воскреснуть один раз за задание. Менять украшения в любое время, к сожалению, нельзя, за исключением тех случаев, когда игрок обнаруживает новые, так что подбор бирюлек должен осуществляться перед началом вылазки.
В свободное от свершения мести время игроки могут ознакомиться со статистикой, посмотреть список открытых свойств, изучить местный бестиарий и пообщаться с некромантом. Последний немногословен и предпочитает говорить только тогда, когда игрок придаст земле очередную важную цель. Плюс ко всему он часто переходит с русского на английский, свидетельствуя о том, что во время перевода локализаторы умудрились каким-то образом прошляпить несколько строк текста. С описаниями противников и свойств ситуация ничуть не лучше – где-то перевод есть, а где-то он отсутствует. А уж что тут творится с именами боссов, даже говорить неловко. Все они представляют собой какую-то абракадабру, которая может получиться, если хорошенько приложиться кулаком по клавиатуре.
Как уже говорилось выше, во время вылазок игрок может найти не только деньги или кристаллы, но и различные элементы экипировки: оружие, броню и шлемы. Свой путь оживший рыцарь начинает с кожаной обувки, простой крестьянской робы и обыкновенного меча, однако со временем он сможет разжиться более качественным снаряжением. Вооружиться боевым топором, копьём или скипетром, а также облачиться в узорную броню и изящную обувь. В лучших традициях ролевых игр степень полезности одних и тех же элементов экипировки разнится в зависимости от их свойств. Одни обладают дополнительной прочностью, в то время как другие повышают здоровье или скорость. Самые редкие наделяют игроков случайными умениями, правда для этого чаще всего нужно выполнить какие-то условия – пройти испытание, активировать жертвенный алтарь и так далее.
Важно помнить, что разные наборы экипировки в Skeletal Avenger служат разным целям. Любители скоростного геймплея могут воспользоваться парными кинжалами, легкой тканной обувью и кожаной броней, которая даёт хороший прирост к показателям здоровья и защиты. Ну а танкам обязательно стоит обзавестись бронированным нагрудником, парочкой стальных сапог и молотом. Последний особенно полезен, так как позволяет держать противников на расстоянии, пока герой размахивает орудием перед их лицами. Магам стоит обратить внимание на скипетр и волшебную шляпу, с помощью которых можно поджигать неприятелей. Но есть одно «но»: этот условный класс хорош только на первом прохождении. В режиме «новая игра +» большая часть противников и боссов обзаводится иммунитетами к различным стихиям, в том числе и к огню. Так что маг с его огненными шарами может оказаться в очень невыгодном положении.
Одной из главных фишек игры стала возможность оторвать свою голову и запустить её во врагов, предварительно водрузив на неё подходящий шлем. В мире Skeletal Avenger шлем – это не только защита, способная уберечь вернувшегося с того света героя от повторной гибели, но и импровизированное оружие. «Шлем искателя», к примеру, находит самого сильного врага и причиняет ему невыносимые страдания, соприкоснувшись с землей «Рвотная шапка» создаёт огромную некрозную лужу, а «Каска Артиллериста» имеет свойство взрываться и наносить урон всем, кому не посчастливится оказаться в зоне её поражения. Тем, кто думает, что в любой схватке необходимо полагаться на свою голову, стоит учитывать, что она не возвращается сама по себе (если только речь не о специальных свойствах), а значит, что её нужно каким-то образом добыть: прочесть заклинание призыва или поднять с земли. Процесс призыва длится ровно столько, сколько нужно противникам, чтобы подобраться к рыцарю вплотную, так что зачастую приходится полагаться на свою ловкость и проворство.
Элементы ролагика тут очень условные и почти никак не влияют на игровой процесс. Да, в Skeletal Avenger есть система штрафов, изымающая у игрока определенное количество кристаллов в случае смерти, но ставки не так высоки, как в тех же Deathloop или Returnal, где игрок должен начинать свой путь чуть ли не с самого начала. К тому же порог вхождения в данном случае очень низкий – если тут и можно погибнуть, то только из-за излишней самоуверенности и невнимательности. Если не рваться на рожон и действовать аккуратно, то завершить игру без смертей особых трудностей не составит. Никакие преграды в виде скопищ противников, ловушек и бесполезных свойств не смогут помешать завершить тот или иной уровень с полными карманами кристаллов, золотых монет и побрякушек.
Возможно, такой подход несколько разочарует поклонников этого жанра, но придётся по душе тем, кто души не чает в традиционных хак энд слэш адвенчурах. Единственное, что убивает всё веселье – это сильный дисбаланс. Стремясь хоть как-то оправдать причастность своей игры к жанру рогаликов, разработчики сделали большую часть противников толстокожими. И чем дальше будет продвигаться игрок, тем больше времени у него будет уходить на их убийство. В случае с боссами ситуация может доходить до абсурда, когда на прохождение самого уровня тратится меньше времени, чем на завершающую битву. Нужно ли говорить, что это не добавляет игре сложности, а лишь делает её скучнее? Ведь вместо того, чтобы весело закликивать противников, игрок вынужден тратить на каждого мало-мальски серьезного монстра по несколько минут.
Иногда плотность чудищ становится настолько высокой, что процесс зачистки подземелья начинает походить на пошаговую стратегию. А всё из-за странной системы, которая вынуждает неприятелей следовать за игроком, стоит тому попасться им на глаза. В итоге оному ничего не остаётся, кроме как избегать любых скоплений и вылавливать супостатов по одному, используя различные хитрости. Например, пускать перед собой «Шлем Искателя» – получив урон, монстр обязательно явится, несясь на первой звуковой. У некоторых недругов помимо высоких показателей здоровья, есть своя полоска брони. Бросаться на них в лобовую атаку сродни самоубийству, ведь их нельзя отбросить назад или прервать анимацию их ударов. В таких случаях игрок вынужден прибегнуть к помощи дверных проходов и колонн, способных ненадолго задержать этим машины убийства.
К тому же поражает почти что полная бесполезность местной торговой лавки: новые вещи там появляются только после того, как игрок обнаружит их в ходе очередной вылазки, а это значит, что они автоматически переносятся в личный тайник. Так зачем ему покупать такие же, тем более, что у вещей в лавке, как правило, нет никаких дополнительных свойств? Загадка. Кроме того, за минувший год мы привыкли к тому, что в играх, выходящих на PlayStation 5, обнаруживаются какие-то интересные находки, связанные с тактильной отдачей, адаптивными триггерами и трёхмерным звуком. К сожалению, нативная версия Skeletal Avenger вообще не использует уникальные стороны консоли. Она ограничивается лишь примитивной вибрацией, которая напоминает о временах, когда на рынке царствовала PlayStation 2 с её DualShock 2.
Итог: Возможно Skeletal Avenger – это не лучшая игра, выпущенная 10tons, но она однозначно достойна внимания. Хотя бы за простой в освоении и увлекательный геймплей. По правде говоря, она вполне могла бы составить конкуренцию другим проектам студии, если бы не попытка авторов натянуть сову на глобус. Сделай они классическую адвенчуру без всяких роуглайт элементов, Skeletal Avenger, скорее всего, не страдала бы от кривого баланса, проседающей динамики и искусственной затянутости. Конечно, нам бы не хотелось, чтобы создатели Crimsonland отходили от привычных нам вещей, но и топтаться годами на одном и том же месте – это тоже не выход. Надеемся, что они смогут нащупать золотую середину и их следующий проект окажется тем, что сможет привлечь новую аудиторию, а заодно удовлетворить старых фанатов. Как бы там ни было, мы будем сделать за их успехами.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.