Была когда-то у Sony Computer Entertainment в подчинении небольшая британская команда, специализирующаяся исключительно на гоночных проектах, известная под названием Evolution Studios. Она стояла у истоков серии World Rally Championship, которая сегодня выпускается под лейблом WRC, пока в какой-то момент не приступила к созданию своей собственной франшизы. И хотя эта франшиза уже давно не получала новых релизов, о ней слышал каждый, кто увлекается консольным геймингом. Речь, конечно же, идёт о MotorStorm – внутреннем проекте от японского медиа-гиганта, который должен был помочь подстегнуть продажи PlayStation 3, продемонстрировав потенциальным покупателям серьезный технологический скачок между поколениями.
Одновременно с этим компания готовилась к западному релизу PlayStation Portable, для которой тоже был заявлен свой гоночный проект. Причём не один. В отличие от нынешней Sony Interactive Entertainment, старое руководство компании всячески топило за разнообразие, считая, что одних только WipEout Pure, Twisted Metal: Head-On и Ridge Racer поклонникам гоночных проектов будет недостаточно. Нужна была свежая идея, способная отразить безумную по тем временам производительность и технологическую мощь карманной консоли. Тогда-то к делу и подключились выходцы из Codemasters, которые, объединившись с умельцами из Evolution Studios, открыли свою собственную студию – Bigbig Studios.
Их дебютный проект, Pursuit Force, действительно отличался от всего, что мог предложить рынок тех лет, став достаточно крупным хитом и породив пусть и небольшую, но очень яркую и запоминающуюся серию игр. До премьеры авторы охотно давали интервью, рассказывая о захватывающих дух гоночных соревнованиях, возможности использовать любые транспортные средства и главной фишке данной игры – способности героя выпрыгивать из седла своего железного коня и вершить правосудие, сидя на капоте вражеского спорткара. Звучит как что-то, от чего сегодняшние издатели наверняка открестились бы, не так ли? Оттого было очень странно увидеть эту игру в майской подборке PlayStation Plus Premium/Deluxe. Современная Sony Interactive Entertainment не очень-то любит своё славное прошлое, стараясь всячески от него дистанцироваться.
Но лично нам эта серия запомнилась своей хардкорностью. И дело вовсе не в невозможности получить высокие рейтинги в заездах или трудностях с разблокировкой бонусного контента, дело в запредельной сложности. Многие забрасывали её на середине, банально не понимая, что нужно сделать, чтобы уложиться в установленные разработчиками рамки. Суровые временные лимиты, малое количество здоровья и специфическая физика поведения транспорта могли запросто отбить всякое желание возвращаться к этой игре. Однако, несмотря ни на что, у игры было множество фанатов. Люди говорили о ней, охотно делились своим опытом и обменивались сохранениями с разблокированным контентом. Дошло до того, что с годами её стали помещать в списки лучших игр, выпущенных для PlayStation Portable. Заслуживает ли она такого звания? Давайте попробуем разобраться.
События Pursuit Force разворачиваются в недалёком будущем: американские власти окончательно потеряли контроль над ситуацией и прошляпили тот момент, когда вооруженные бандформирования начали делить между собой столичный штат, попутно терроризируя его жителей. В качестве экстренной меры по борьбе с вышедшей из-под контроля преступностью правительство создало экспериментальное полицейское подразделение Pursuit Force, члены которого обучены стрельбе из всех видов оружия, способны управлять любыми транспортными средствами, а главное – они не боятся лезть под пули и совершать головокружительные трюки. На выходе у них получилось что-то среднее между Дьяволиком, Джоном Таннером и Судьёй Дреддом.
Главный герой – обыкновенный рекрут, которого призвали на службу родной стране. Он молод, энергичен и готов выполнять любые приказы своего вечно недовольного начальства. Его напарницей выступает сексапильная лётчица Сара Хантер, которая будет не только прикрывать протагониста с воздуха, но и периодически спасать ему жизнь, появляясь в самые неожиданные моменты, словно героиня второго плана из попкорнового блокбастера. Небольшому отряду предстоит покончить с незаконной деятельностью местных бандформирований, промышляющих всеми видами преступности: от грабежей и заказных убийств до отмыва денег и уличных беспорядков. Ну а поскольку забороть преступность обычными методами не выходит, то героям ничего не остаётся, кроме как взять в руки оружие и начать нести закон в массы.
Всего в городе главенствуют пять группировок, каждая из которых имеет свои отличительные особенности. «Capelli Family», к примеру, – это классическая итальянская мафия, которая присваивает грузы, перевозимые несговорчивыми дальнобойщиками, крышует прачечные и охотно заливает ноги недоброжелателей цементным раствором, предварительно опустив их в металлический тазик. «Warlords» – это вооружённые до зубов наёмники, успевшие побывать во всех горячих точках мира. В настоящий момент занимаются тем, что поставляют оружие на чёрные рынки, перевозят опасные химические вещества и наносят удары по военной инфраструктуре, дабы их услуги пользовались спросом у местных властей. Также периодически устраивают террористические акты, стремясь отвлечь стражей правопорядка от какой-нибудь особо выгодной сделки.
«Convicts» – беглые заключённые, которые мечтают только об одном – сеять вокруг себя хаос и разрушения. Собравшись в количестве трёх и более человек, не прочь ограбить какой-нибудь банк, оружейный склад или автомастерскую, дабы укрепить свои позиции в столичном штате и за его пределами. Возможно, самые безумные и самые интересные противники в игре. «Vixens» – банда сексапильных экс-каскадёрш, которая специализируется на грабеже музеев и ювелирных магазинов. Эти дамочки способны управлять всеми видами транспортных средств, владеют боевыми искусствами, а также проявляют не дюжую смекалку в деле производства своей собственной экспериментальной экипировки. Ну а самое главное – это то, что будучи профессиональными каскадёршами, они совершенно не ведают страха и будут стремиться одолеть новоиспечённый отдел полиции в его же собственной игре.
Последняя, но немаловажная банда – это «Killer 66». Это типичные якудза, которые регулярно угоняют чьи-то тачки, похищают женщин и оружие, чтобы затем всё это кому-нибудь по-быстрому загнать. Также не чураются шантажировать крупных политиков и торговать наркотиками, продавая их всем подряд, от всемирно известных кинозвёзд до косящих под взрослых детей. Как и Vixens, эти ребята не боятся за свои жизни и могут попытаться угнать грузовик с новенькими автомобилями, ловко запрыгнув на его кузов. Однажды они настолько обнаглели, что даже увели из-под носа шефа полиции «Super Pursuit Car» – крутую экспериментальную тачку, созданную специально для отряда быстрого реагирования Pursuit Force. После такого унижения руководство решило ни в коем случае не оставаться в стороне и приняло решение наведаться в логово Killer 66, чтобы дать негодяям прикурить.
Несмотря на то, что основная концепция игры кажется до ужаса простой – езди по дорогам, стреляй во врагов, да иногда выпроваживай их прямо из их машин, на деле авторы смогли достичь неплохой вариативности миссий. Где-то нужно сопроводить конвой, где-то довезти клиента в целости и сохранности из точки «А» в точку «Б», а где-то – помочь заложникам покинуть автобус, который не должен ни при каких обстоятельствах сбрасывать скорость (иначе установленная недругами бомба «сделает бум»). Но и это ещё не всё, ведь в каждой миссии есть несколько задач, которые очень быстро сменяют друг друга, увеличивая и без того высокую динамику проекта. Вот герой стреляет из установленного на вертолёте пулемёта, не давая недругам кошмарить гражданских, а через минуту бежит на своих двоих и штурмует вражескую базу, чтобы спасти свидетельницу и вывезти её из города на украденной у негодяев спортивной машине.
Да, именно за такие вещи фанаты и полюбили Pursuit Force. За высокооктановый геймплей и непрекращающееся действо. Конечно, со временем цели и задачи начинают немного повторяться, особенно в последней трети, однако авторы смогли выкрутиться из этой ситуации, объединяя и смешивая между собой некоторые цели. К тому же толику разнообразия привносят сами банды и их главари, которые в значительной степени разнятся между собой, что очень выгодно отличает данную игру от той же Gangs of London. Если в детище SIE London Studio враги отличались друг от друга лишь модельками, то здесь они используют своё уникальное оружие и транспортные средства. И это уже не говоря о разных методах борьбы с представителями властей. Например, «Vixens» обожают мотоциклы, гоночные автомобили и лодки, а также ручные пулемёты и громоздкие пистолеты. В то время как якудза из клана «Killer 66» стараются использовать УЗИ и автоматические дробовики, а из машин предпочитают яркие спорткары и скоростные байки.
И те, и другие очень любят лазать по автомобилям, однако «Vixens» таким образом защищают свои транспортные средства, а «Killer 66» делают всё возможное, чтобы захватить чужие. Но это всё простые «торпеды», которых главари могут посылать на убой целыми пачками, а как быть с теми, кто за всем этим стоит? Что ж, у каждой банды есть свой лидер, а у лидера – правая рука, старательно оберегающая их общий бизнес. Поэтому для начала игрок должен разобраться с ней и лишь только потом взяться за главгада. Всё это выливается в очень напряжённые погони, которые, как правило, заканчиваются чьей-нибудь смертью. Нам особенно понравился персонаж с прозвищем «Forger», который работает на беглых заключённых. Игрокам придётся как следует постараться, чтобы остановить его, ведь этот псих в смирительной рубашке и маске не прочь попрыгать с одной гражданской машины на другую, вышвыривая водителей прямо на ходу и весело тараня всех, кто встречается ему на пути. Наверное, именно так бы выглядел комиксный Джокер, если бы случайно забрёл во вселенную Безумного Макса.
Сами боссы тоже хороши, однако сражения с ними всегда очень и очень трудны. Это особенно чувствуется во время битв с лидерами группировок – Hard Balls, General Jigsawn и Monster Toshima. Одолеть эту троицу можно лишь при большом упорстве и невероятном везении, так как авторы сделали их чрезвычайно живучими, сократив время на их поимку до абсурдного минимума. Из-за этого приходится постоянно переигрывать миссии, баловаться с функцией обратной перемотки и стараться делать так, чтобы ни одна секунда не была потрачена впустую. Иногда для этого требуется выработать определённую тактику, без которой процесс захвата вражеского лидера может обернуться громким провалом: здесь срезать угол, там захватить машину, а после использовать захваченное у врагов оружие для нанесения максимального ущерба боссу. Но всегда стоит помнить, что любая, даже самая незначительная оплошность (приземлился не на ту машину, не справился с управлением, долго провозился с рядовыми противниками) может привести к тому, что дело так и останется нераскрытым. В такой игре, как Pursuit Force, это автоматически приравнивается к Game Over’у.
Собственно, из-за этого многие и забрасывали игру после её выхода. Неадекватная сложность здесь сочетается с не самым отзывчивым управлением, деревянной физикой автомобилей и огромной любовью авторов к кишкообразным трассам с крутыми поворотами. Тот, кто хотя бы раз запускал Pursuit Force, прекрасно помнит, что в этой игре одинаково неудобно управлять любыми видами транспортов, не говоря уже о самом герое, который периодически отказывается покидать своё средство передвижения, даже если оно собирается взлететь на воздух. Конечно, можно это объяснить тем, что на скорости в 400 км/ч любой автомобиль или мотоцикл становится практически неуправляем, но тогда непонятно, зачем авторы понапихали в игру так много резких повторов, выполненных под углом в 90 градусов. Это ведь не Gran Turismo, здесь нет адекватной реакции автомобиля на внезапный сброс скорости. Он либо игнорирует вводимые команды, продолжая мчаться на всех парах к ближайшей стенке, либо входит в неконтролируемый занос. А сбросить скорость до минимума, чтобы продемонстрировать всем своё мастерство виртуального вождения, не позволят время – оно вынуждает торопиться и совершать опасные манёвры.
И это очень странно, учитывая, что производством оригинальной Pursuit Force занимались выходцы из двух студий, съевших собаку на достоверном поведении автомобилей в играх. Можно подумать, что ребята просто не укладывались во временные рамки и вынуждены были смириться с определёнными допущениями, чтобы успеть к назначенной дате, однако их дальнейшие релизы доказывают полную несостоятельность этой теории. Что Pursuit Force: Extreme Justice, что MotorStorm: Arctic Edge отличает странная физика и высокий порог вхождения, не позволявший им стать однозначными хитами. Ну а вообще история знает немало портативных игр с плохо проработанной физикой, в которых машины вели себя, как спущенные с горки кирпичи, однако это не мешало геймерами со всего мира возвести их в статус культовых. Asphalt: Urban GT 2, Split/Second и FlatOut: Head On живое тому доказательство. Так что не стоит удивляться, что люди по прошествии времени стали хорошо отзываться в том числе и о Pursuit Force.
Практически все ретро-игры при переносе на PlayStation 4 и PlayStation 5 обзаводятся поддержкой трофеев. Pursuit Force не стала в этом плане исключением. Большинство наград даётся за продвижение по карьерной службе, а также за победу над главарями банд и их прислужниками, но есть и такие, ради которых придётся хорошенько попотеть. Например, трижды бортануть вражескую машину, прервать погоню, чтобы занять парковочное место, а также заковать в наручники два десятка бандитов. Ради последнего трофея придётся натурально лезть под пули. Тем, кто идёт на платину, мы рекомендуем не заморачиваться с получением высокого рейтинга в сюжетных миссиях, поскольку в игре достаточно уровней, за которые можно без каких-либо проблем получить отметку «А» и разблокировать нужное число машин. Как ни странно, но наибольшее количество таких миссий приходится на начало игры и на её конец. Дело в том, что в начале карьеры игроку дают очки за каждый чих, а под конец целей становится так много, что очки сыплются, как из рога изобилия.
Выглядит Pursuit Force на больших экранах на удивление сносно. Конечно, если смотреть на статичные скриншоты больше трёх секунд, то из глаз может брызнуть кровь, однако в самой игре из-за её динамичного геймплея все недостатки сглаживаются и на них перестаёшь обращать внимание. К тому же есть что-то ламповое во всех этих портативных трёхмерных играх, которые лезли из кожи вон, чтобы показать нам свою состоятельность в противостоянии с большими консольными играми. Единственное, что пострадало при переносе – экранный текст и заставки, многие из которых были выполненные в формате видеороликов. Авторы порта не стали заморачиваться и просто растянули их на весь экран, после чего разобрать, что именно на них происходит, стало практически невозможно. Особенно это касается вступительной заставки, один вид которой может отбить у владельцев современных игровых систем желание погружаться в это по самые уши. К счастью, ролики с участием закованных в кандалы боссов пострадали не слишком сильно, поэтому никто не помешает геймерам насладиться заслуженным триумфом.
Итог: Pursuit Force – это не та игра, которую мы могли бы порекомендовать к покупке, однако это очень самобытная глава из истории PlayStation, подчёркивающая индивидуальность и бунтарский дух бренда. Она из той эпохи, когда компания Sony не боялась рисковать и выпускать что-либо, кроме экшен-игр от третьего лица в открытом мире, и всячески боролась за место на рынке портативных консолей. Ну а ещё это начало забавной серии, которую многие, несмотря на её критичные недостатки, до сих пор вспоминают с теплотой. Так что, если есть желание приобщиться к классике, то сейчас самое время, ведь благодаря новомодным функциям, вроде быстрого сохранения и обратной перемотки, у игроков есть шанс пройти её от начала и до конца, не боясь сжечь немногие оставшиеся после знакомства с LocoRoco Midnight Carnival и Patapon 2 Remastered нервные клетки. К тому же прямо сейчас игру раздают всем подписчикам PlayStation Plus Premium/Deluxe без каких-либо дополнительных переплат, так что начать знакомство с ней может каждый. А уж там как пойдёт.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.