«В царстве воспоминаний Пересеклись три жизненных пути. Силы обретены, силы утрачены, Истинные сущности раскрыты. Судьба обрекает одного из принцев на смерть»
Отрывок из обнаруженного Саргоном пророчества
Prince of Persia – одна из тех франшиз, о которой знают все, но которая прозябает где-то на задворках игровой индустрии второй десяток лет. Последней значимой игрой в серии была небезызвестная The Forgotten Sands, ставшая достоянием седьмого поколения консолей. К сожалению, несмотря на достаточно тёплый приём, она не смогла оправдать ожиданий издателя, как и вышедшая по соседству киноадаптация The Sands of Time. В итоге серия окончательно поселилась на мобильных платформах, где её периодически оживляют с целью состричь ещё немного денег с ностальгирующей публики и сохранить имеющиеся права на франшизу. Там бы она, скорее всего, и осталась, если бы в какой-то момент студия Ubisoft Pune, которая последние пятнадцать лет только тем и жила, что выпускала мобильные игры, не вознамерилась познакомить игроков с трёхмерной классикой.
Ремейк The Sands of Time для PlayStation 4 и Xbox One был анонсирован осенью 2020 года и должен был появиться на полках цифровых магазинов зимой 2021, но после сногсшибательного трейлера, породившего массу шуток про первый в истории серии демейк, издатель принял решение перенести релиз на весну. Для всех было очевидно, что то, что было показано в видео, никак не исправить за столь короткий промежуток времени, поэтому дата выхода сместилась на неопределённый срок. Всё это время игроки активно обсуждали сложившуюся вокруг ремейка ситуацию, а пресса поднимала шумиху по любому связанному с сабжем поводу. Конечно же, главная претензия аудитории заключалась в том, что гигантская компания, зарабатывающая миллиарды и выпускающая несколько Triple-A проектов в год, не способна выделить людей для того, чтобы отдать дань уважения сделавшей ей имя классике.
Вот почему в 2022 году разработка перешла в руки Ubisoft Montreal – создателей оригинальной серии, которые признали, что ремейк долгое время находился в производственном аду и что теперь они сделают всё возможное, чтобы исправить ошибки своих предшественников. И, вероятно, именно этим они и занимаются. Нам сложно сказать, так как с тех пор об игре никто и ничего больше не слышал. Но, как говорится, нет худа без добра. Сформировавшаяся в сети шумиха и бесконечные вопросы фанатов о возвращении серии сделали своё дело, и в 2023 году Ubisoft анонсировала Prince of Persia: The Lost Crown. Производством игры занималась одна из лучших внутренних студий французского издателя – Ubisoft Montpellier, которую мы знаем и любим по таким играм, как Beyond Good & Evil, Rayman Origins и Valiant Hearts: The Great War. То есть это создатели очень ярких и запоминающихся платформеров, способные производить на свет колоритных персонажей и рассказывать цепляющие истории.
Французы не стали создавать очередной ребут, никому не нужный приквел, вбоквел или что-то в этом духе, а обратились к богатой внутренней мифологии, так же как в своё время поступили люди, ответственные за Prince of Persia: The Dagger of Time – первого и пока что единственного VR-проекта в серии. Именно поэтому в центре повествования находится священная Гора Каф, которая выступает пристанищем Симурга – божественной птицы, способной по своей воле менять ткань мироздания. Только истинному сыну Персии дозволено прикоснуться к этой силе, а потому многие представители местного вассалитета спят и видят, как империя лежит в руинах, а королевская семья томится у них в плену. Собственно, именно поэтому у принца здесь отнюдь не главная роль, он уступил это место защитникам, которые стараются сделать всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь и предотвратить развал государства.
Некоторые фанаты оказались разочарованы сменой перспектив, проведя параллели с серией Rayman Raving Rabbids, где от самого Раймана практически не осталось и следа, но нам кажется, что их опасения беспочвенны, так как мы имеем дело с небольшим проектом, который не претендует на лавры основной франшизы и не стремится к тому, чтобы перерасти в самостоятельную серию. К тому же детище Ubisoft Montreal – полностью законченное произведение, не подразумевающее какого-то дальнейшего развития. Конечно, авторы всегда могут перевернуть всё с ног на голову и показать историю от лица какого-нибудь другого персонажа, но если что-то такое и будет, то это явно не выйдет за рамки небольшого сюжетного DLC. Ведь, если верить опубликованным в сети данным, релиз Prince of Persia: The Lost Crown остался для большинства игроков незамеченным, а количество реализованных копий едва ли покрыло издержки. Так что было бы глупо надеяться на волну подобных игр.
История Prince of Persia: The Lost Crown начинается с масштабного сражения. Кушанская Империя, возглавляемая генералом Увишка, вознамерилась захватить Персию, однако ей не удаётся взять столицу, поскольку в дело вмешивается небольшая группа элитных бойцов, зовущаяся Бессмертными. Могущественные воины, в чьих жилах течёт Атра, поклялись в верности императрице и её сыну – принцу Гассану, а потому, когда началась полномасштабная война, они все, как один, встали на сторону персов и помогли обезглавить вражескую армию, разделавшись с офицерским составом. Саргон, самый молодой и неопытный из Бессмертных, при поддержке своих боевых братьев сумел пробраться глубоко во вражеский тыл и поквитаться с Увишкой. Лишившись лидера, враг дрогнул и отступил. И вроде бы вот она – победа, но, пока народ Персии праздновал, случилось непредвиденное – кто-то похитил принца Гассана. Недолго думая, группа Бессмертных отправилась по его следам и очутилась в Горе Каф – некогда священном, а ныне полностью заброшенном месте, где время идёт своим чередом.
Сюжет – не самая сильная сторона Prince of Persia: The Lost Crown. И дело не в том, что он получился каким-то слабым или не интересным, просто авторы размазали его неравномерным слоем по всей игре. Какие-то более или менее значимые события происходят в самом начале и ближе к концу – всё остальное время мы получаем крупицы данных, которые не особо влияют на восприятие и лишь немного дополняют общую картину. К тому же, поместив в центр сюжета небольшую группу Бессмертных, авторы, сами того не подозревая, сделали дальнейшие сюжетные ходы предсказуемыми. Было нетрудно догадаться, что принца похитил кто-то из своих. Благо, авторы не стали тянуть мантикору за хвост и быстро раскрыли карты, показав, как Анахита – наставница Саргона, уводит наследника престола подальше от дворца, чтобы спрятать его в священной Горе. Ну а поскольку все прекрасно знают, в какое время мы живём, представить, что женщина в итоге окажется злодейкой, было бы смело, но неосуществимо. Поэтому немудрено, что главным антагонистом в итоге выставили белокожего мужчину по имени Вахрам. Он, дескать, взял время под свой контроль и решил сосредоточить власть в своих руках. И нет, это не спойлер, поскольку всё это рассказывается буквально в первые часы игры.
Всё это усугубляется отвратительной озвучкой, для работы над которой позвали никому неизвестных западных актёров с нулевым опытом. Мало того, что они просто читают текст с бумажки, так ещё и звучат так, словно звуковики использовали для работы голосовые сообщения, надиктованные в личку одному из менеджеров Ubisoft. Сказать, что всё это дисгармонирует с потрясающим арт-дизайном и хорошо проработанными моделями героев – не сказать ничего. Из всей ватаги выделяется разве что Стюарт Скудамор (Stewart Scudamore), который исполнял роль кузнеца Блэкторна в Final Fantasy XVI и орочьего босса Данкфира из Warhammer Age of Sigmar: Realms of Ruin, да и то только потому, что у него достаточно самобытный и интересный голос. В игре он отыгрывает роль главного злодея – Вахрама и он мог бы стать одним из самых крутых антагонистов в серии, если бы звукорежиссёры приложили чуть больше усилий в этом направлении. Вероятно, Ubisoft не очень верила в успех Prince of Persia: The Lost Crown, а потому не стала тратиться на дорогих или хоть сколько-нибудь известных актёров, способных играть голосом.
Однако Ubisoft Montpellier не была бы самой собой, если бы не выжала из имеющегося у неё материала максимум. Не располагая огромными бюджетами и дорогими актёрами, ей удалось рассказать небольшую, яркую и наполненную эмоциями историю, которая не оставит равнодушными тех, кто любит восточные сказки. Хотя концовка игры и отдаёт чем-то западным, вроде тех же Мстителей, она никак не портит общие впечатления от всего произведения. Небольшое количество героев позволяет проникнуться к ним симпатией, даже несмотря на то, что мы практически ничего о них не знаем. Да, авторы посвятили больше времени непосредственно самому лору, рассказывая о том, чем являлась Гора Каф до падения и каким правителем был король Дарий, но это не помешало нам привязаться к действующим лицам. Причём настолько, что нам даже захотелось увидеть какую-нибудь анимационную ленту с их участием. Впрочем, у подобного решения есть вполне конкретное объяснение, ведь эта история не о них. Она о Саргоне.
Чем дальше молодой воин будет погружаться вглубь горы, тем отчётливее будет понимать, что окружающие знают о нём больше, чем он о них. И не потому, что он чей-то давно потерянный родственник, а потому, что он уже неоднократно здесь бывал. Не раз и не два герой встретит на своём пути альтернативные версии Саргона из других таймлайнов, которые свернули куда-то не туда и позволили божественным силам Симурга повлиять на их рассудок. С каждой победой, с каждым достижением герой будет становиться увереннее в себе, обретать новые умения и постепенно приходить к осознанию, что обычный человек не должен обладать подобным могуществом. Это позволит ему сформировать цель, которую он понесёт через всю игру, намереваясь избавить мир от не самой радужной картины будущего. Именно это делает Саргона интересным и в какой-то степени самобытным героем, выделяющимся на фоне других протагонистов серии. Чтобы ещё сильнее подчеркнуть эту разницу, разработчики не стали наделять его способностью повелевать временем. Это умение досталось антагонисту, который будет охотно пускать его в дело, предугадывая и отменяя действия играющего. Это очень классная идея, которая выльется в череду ярких и достаточно напряжённых боссфайтов, которых так недоставало последним играм серии.
К тому же идея поместить героев в место, в котором время течёт не так, как в привычном нам мире, сама по себе великолепна. И, более того, она полностью оправдана, поскольку изучать Гору Каф и её окрестности довольно-таки интересно. Здесь нашлось место для заброшенного подземного города, одичавшие жители которого обложились ловушками и ведут охоту на заплутавших путников; гигантская библиотека, просторные холлы которой делят между собой спятившие монахи и могущественный страж, готовый отправить в тюрьму любого, кто встанет у него на пути; нездорового вида канализация, населённая жуткими порождениями чьей-то больной фантазии – безглазыми чудищами с коконами на спине и покрытыми язвами тварями, прикрывающие свои уродливые лица высеченными на камне барельефами. То есть каждая секция горы – это самостоятельный мир, живущий по своим правилам и обладающий уникальной флорой и фауной.
Но причём же тут время? – спросит внимательный читатель. Дело в том, что для каждого, кому хватило ума спуститься к подножию Горы Каф, оно течёт по-своему. Для кого-то оно навсегда замерло и послужило причиной для стагнации и разложения, для кого-то оно повернулось вспять, позволив столкнуться лицом к лицу с ошибками прошлого, а кому-то повезло значительно меньше и эти люди за считанные мгновенья пережили солидные промежутки времени, длинною в целую жизнь. Такая напасть приключилась с лучшими воинами императрицы, которая отправила их вместе с Бессмертными на поиски Гассана. Практически все они успели сойти с ума и стать опасными убийцами, странствующими по горе и охотящимися на её обитателей. В игре даже есть побочный квест, который требует, чтобы игроки нашли каждого из них и позаботились о том, чтобы они ушли из жизни с честью.
Подобные аномалии, конечно же, не могли не отразиться на окружении, и благодаря им мы имеем возможность лицезреть одни из самых впечатляющих локаций в серии, к числу которых относится корабельная дуэль, замершая прямо посреди сражения и ставшая живым памятником тех эпических событий, или покрытая загадочными красными кристаллами пустыня, в которой песчаные «водопады» сыплются то вверх, то вниз, а по их течениям странствуют гигантские плотоядные сколопендры, питающиеся теми, кто случайно забрёл в эти забытые богом места. Разработчики очень умело подошли к построению геймдизайна, связав его с различными игровыми механиками. Из-за этого одни уровни представляют собой череду вдумчивых пространственных головоломок, в то время как другие больше ориентированы на экшен – сражения, карабканья и прыжки по платформам. Однако ядром всего этого, конечно же, выступает жанр метроидвании, где с каждой новой способностью игрок открывает доступ к новым местам.
Сотрудникам Ubisoft Montpellier удалось произвести на свет достойного представителя жанра, специфика которого очень хорошо гармонирует с выбранным сеттингом. Ни для кого не секрет, что авторы Rayman всегда очень тепло относились к классическими двухмерным Prince of Persia. Они пытались воссоздать ощущение изоляции и страха, присущее ранним играм серии. И, как нам кажется, они блестяще справились с этой задачей. Атмосфера «Потерянной короны» наполнена густым мистицизмом, чувством замкнутости и неведомой угрозы. Точно такой же набор эмоций можно было испытать, странствуя по коридорам и залам огромного замка из Castlevania: Symphony of the Night или по пещерам и древним храмам планеты SR388 в Metroid: Samus Returns. И да, как и во многих классических метроидваниях, карта в игре одна, но она разбита на множество маленьких секций, которые, как уже говорилось выше, ставят перед игроками особые условия. Где-то нужно избегать соприкосновений с полом, поскольку он устлан шипами, а где-то – вести себя тихо и не привлекать внимания слепого стража, поскольку оный всегда может сцапать героя и перенаправить его в темницу.
Что касается игровых механик, то набор получился не таким разнообразным, как в серии Guacamelee!, но достаточно интересным. Кое-что из этого мы уже могли видеть в других частях серии, таких как Prince of Persia: The Forgotten Sands для PlayStation Portable или Prince of Persia: The Fallen King для Nintendo DS. Например, двойной прыжок, воздушный рывок и метание предметов. Однако авторы пошли чуточку дальше и наделили Саргона умением телепортироваться. Причём способов перемещаться в пространстве в игре несколько, что позволяет добиваться намеченных целей разными путями. Мы не раз и не два обходили наложенные разработчикам ограничения и забирались в места, которые должны были открыться позже по сюжету. Иными словами, в умелых руках этот набор способен творить чудеса, но сперва нужно его освоить. К счастью, авторы предусмотрели это и создали множество игровых секций, способствующих оттачиванию навыков на практике.
Дело в том, что в Prince of Persia: The Lost Crown очень много труднодоступных мест, оказавшись в которых, игрок, скорее всего, успеет не единожды пожалеть о своей чрезмерной любознательности. Гора напичкана тайными комнатами и скрытыми секциями, где помимо ценных предметов игроков будут поджидать новые напасти. Например, под Нижним Городом спрятан зал с загадочным механизмом. Как только Саргон отыщет к нему путь – он окажется отрезан от остального мира, а со всех сторон на него начнут лететь циркулярные пилы. К счастью, эти самые пилы имеют повторяющийся паттерн движений, который можно запомнить и использовать для выживания при повторном посещении. А посреди Вечных Песков спрятан длинный необязательный для посещения участок, который состоит из бесконечной череды шипов, хрупких платформ и реагирующих на движение ловушек, преодолеть который, не пролив несколько литров пота, практически неосуществимо.
Наградой за проявленное любопытство обычно служат куски руды, ксерксы и кристаллы времени. Металлы необходимы для прокачки оружия – лука и сдвоенных мечей, деньги и камни позволяют повысить эффективность амулетов. Вообще, амулеты играют в игровом процессе очень важную роль, так как они влияют на основные характеристики героя – повышают защиту, увеличивают количество выпадающих кристаллов, конвертируют часть получаемого урона в Атру и так далее. Некоторые особо мощные амулеты могут давать баффы в одном направлении, но при этом дебаффать в другом. Однако место под все эти безделушки ограничено количеством доступных ячеек на ожерелье, так что придётся всё время выбирать, какие из них использовать сейчас, а какие оставить для более подходящих ситуаций. И такие тоже представятся, так как никому не захочется оказаться в Глубинах без сопротивления к яду или в Башне молчания без огненных стрел.
Со временем можно будет расширить число ячеек, находя новые куски ожерелья, но обвешать себя с ног до головы амулетами всё равно не выйдет – банально не позволит баланс. Иногда в качестве награды будут выдаваться альтернативные костюмы для Саргона, которые не особо впечатляют, поскольку являются либо обыкновенными вариациями имеющихся цветовых схем, либо одежками, вдохновлёнными предыдущими играми серии. Последние не очень-то вписываются в антураж новой части и являются живым напоминанием того, почему этой серии нужен был лёгкий редизайн. При этом Prince of Persia: The Lost Crown максимально дружелюбна к игрокам по части ориентирования в пространстве. Мало того, что каждая секция имеет свою ярко выраженную тематику, что не даёт игроку запутаться и потеряться в недрах священной горы, так ещё всё, что он видит перед собой, можно самостоятельно помечать на карте.
Находящийся на возвышенности сундук, недостижимый уступ или любая другая привлекающая внимание вещь может быть отмечена специальным значком или запечатлена фотографией. Да, да. Игра позволяет сохранять «воспоминания» о том или ином сегменте, чтобы затем вернуться к нему, когда появится подходящая способность. Кроме того, авторы сами отмечают ярлычками закрытые сюжетные двери, основные и побочные задания, экономя время и нервы играющих. Это не та совершенно уродская и непонятно для кого сделанная система из Metroid Dread, где игрок вынужден постоянно ломать голову, куда ему идти и что делать. И если игрок отложит игру на какое-то время, то он без проблем сможет вернуться, ведь ему не придётся блуждать среди однотипных локаций без малейшего представления о своих целях и задачах.
Особняком от всего этого стоит боевая система. Мы уже привыкли к тому, что сражения в двухмерных версиях Prince of Persia скорее разочаровывают, нежели дарят чувство какого-то удовлетворения. Они медленные, неуклюжие, заставляют много прыгать и снижают общий темп игры, из-за чего хочется как можно скорее их проскочить и перейти непосредственно к скоростному платформингу. Новая игра полностью пересматривает свой подход к битвам, делая их динамичными, разнообразными и весёлыми. В основном это достигается за счёт использования различных комбинаций в сочетании с умениями Саргона. Он может подкидывать противников вверх и измываться над их несчастными тушками, быстро сокращать дистанцию до целей, подтягивать к себе недругов, нашпиговывать их стрелами и даже использовать окружающие объекты для того, чтобы наносить дополнительный урон.
Системы скольжений и парирования также прекрасно справляются со своей работой, добавляя игре динамики и зрелищности. Первые дают возможность избежать смертельно опасных ударов, подсвечивающихся красным светом, в то время как вторые демонстрируют красивую сценку с отражением вражеской атаки и последующим добиванием. Ну а чтобы игрок смог полностью раскрыть потенциал боевой системы, разработчики поместили в игру старого вояку Артабана, который охотно научит героя всем премудростям владения мечом и соответствующими боевыми техниками. И это реально полезное времяпрепровождение, так как оно даёт возможность посмотреть на имеющиеся способности под совершенно другим углом и открыть много нового. Именно благодаря старику мы узнали о существовании некоторых крайне хитрых комбинаций, которые затем использовали на протяжении всей игры. Нанося недругам урон, герой накапливает Атру, которую он может использовать для осуществления особо мощных ударов: создания ударной волны, телепортации в сторону врага или пронзания его заряженной энергией стрелой.
И, несмотря на то, что новая Prince of Persia частенько бросает игроку вызов, особенно когда дело доходит до платформенных этапов, у неё не самый высокий порог вхождения, а это значит, что освоить её сможет каждый. Ведь какие бы трудности не сваливались на плечи Саргона, у него всегда найдётся козырь в рукаве, который позволит ему выкрутиться из сложившейся ситуации. К тому же система прогрессии построена таким образом, что игрок будет постоянно увеличивать полоску своего здоровья, получать усиления в виде амулетов и дополнительных склянок с лечебной жидкостью. Из-за всего этого даже на нормальной сложности становится очень трудно умереть во второй половине игры. Да, в «Потерянной короне» есть несколько высасывающих душу секций или зубодробительных боссов (привет, Аждаха), но даже они не смогут стать причиной появления на экране надписи «Game Over». Конечно, всё это относится только к тем игрокам, кто готов вкладываться в развитие персонажа, ведь если пытаться одолеть игру «галопом по Европам», то из этого вряд ли выйдет что-то хорошее.
Стилистически игра выглядит как нечто среднее между Assassin’s Creed Mirage и Horizon Call of the Mountain, что не может не радовать, ибо чего-то такого мы и ждали от новой игры про Принца. Особенно после затянувшейся эпохи «коричневых» игр, к которым успела примкнуть вышеупомянутая Prince of Persia: The Forgotten Sands. При этом новая игра прямо-таки отдаёт чем-то молодежным и бунтарским, как DmC: Devil May Cry и Battletoads (2020). Возможно, всё дело в ярких анимация, современных спецэффектах и хорошо поставленных кат-сценах, которые напоминают добротный анимационный мультфильм. И отдельное спасибо авторам за то, что они не стали перебарщивать с кислотными тонами, общей неряшливостью и привычной для подобных произведений карикатурностью – всё в рамках приличия, с чётко выверенными пропорциями. Так что ни у кого из требовательной публики не станут вытекать глаза и портиться настроение при виде деформированных героев с перекошенными лицами. Да и саундтрек у игры оказался действительно хорош. Оно и не удивительно, ведь над ним работал непревзойдённый Гарет Кокер (Gareth Coker), который приложил руку к созданию звукового сопровождения для Ori and the Blind Forest и Ori and the Will of the Wisps.
Итог: В век, когда Ubisoft окончательно погрязла в однотипных песочницах с однообразными открытыми мирами, очень приятно видеть маленький лаконичный проект, созданный с большой теплотой и любовью. Prince of Persia: The Lost Crown – приятная во всех отношениях метроидвания, которая отдаёт духом классических двухмерных частей, но при этом делает уверенный шаг в сторону современных представителей жанра, предоставляя тот уровень доступности и комфорта, к которому стремятся все нынешние игры. Дополняет всё вышесказанное трогательная история, яркая стилистика, хорошо продуманный геймплей и свойственная жанру схематичность, помноженная на математическую точность. К тому же версия для PlayStation 5 работает без каких-либо нареканий. Проведя в игре более 35 часов мы не заметили ни единого бага, зависания или вылета. По меркам нынешней Ubisoft – это почти что сказка. Нам бы очень хотелось, чтобы игроки поддержали Ubisoft Montpellier и приобрели эту игру, поскольку только так мы можем продемонстрировать свою заинтересованность в небольших, хорошо проработанных играх. И, быть может, продолжить дорожку другим, не менее любопытным затеям.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.