«Истерзана милая Франция, Проигран за боем бой. Уже бесполезно драться... Кто любит меня – за мной!»
Владимир Солоухин, «Лозунги Жанны Д’Арк»
Level-5 не всегда была студией, специализирующейся на мехах и клонах покемонов. Когда-то давно она создавала одни из лучших ролевых игр на рынке, о большинстве из которых фанаты японских ролевок любят поговорить и по сей день. Dark Cloud, Rogue Galaxy и White Knight Chronicles по-прежнему будоражат умы, поражая своей проработкой, необычными концепциями и оригинальными для своего времени идеями. Однако, в перерывах между выпусками классических японских ролевых игр, студия иногда позволяла себе отойти от привычного формата и немного поэкспериментировать с жанрами. Так в 2007 году она разразилась тактической ролевой игрой Jeanne d'Arc, созданной в сотрудничестве с SCE Japan Studio специально для PlayStation Portable.
Это была псевдоисторическая игра, посвящённая Столетней войне, а конкретно – событиями, связанным с Жанной д’Арк – орлеанской девой, вдохновившей своей борьбой и жертвенностью тысячи французских воинов. По сюжету игры Жанна была обычной крестьянкой, которая вела достаточно тихий и скромный образ жизни в небольшой деревушке, где жила со своим отцом. Но в какой-то момент война всё же докатилась до их земель: однажды демонические сущности, заключившие соглашение с прибывшими с туманного Альбиона военачальниками, прорвали гарнизон, сожгли родное поселение Жанны и убили всех его жителей. Спастись удалось только главной героине и двум её друзьям, находившимся в тот момент у часовни.
Одновременно с этим девушка случайно находит волшебный браслет, который наделяет её божественной силой, а заодно позволяет находиться на проводе с самими небесами. Высшие силы не только ведут Жанну в бой, помогая ей бороться с незваными гостями, но и подсказывают, как именно ей стоит поступить в тех или иных обстоятельствах. Разумеется, глядя на вчерашнюю неуверенную в себе крестьянку, а сегодня – воительницу со стальным взглядом, железной хваткой и уверенностью в победе, люди и живущие по соседству сказочные сущности стали постепенно присоединяться к растущей возле неё армии. Открыв в себе полководческие способности и получив нечто вроде Божественного озарения, Жанна решила направить все свои силы на искоренение зла и спасение родной страны. Вот только могла ли она представить, что в борьбе за правое дело ей придётся не раз и не два пролить кровь своих сограждан и пожертвовать тем немногим, что не успела отобрать у неё война?
С появлением нового эмулятора, который позволяет переносить игры с PlayStation Portable на PlayStation 4 и PlayStation 5, снабжая их улучшенной графикой, управлением и дополнительным функционалом, о Jeanne d'Arc вновь активно заговорили. Причина поднявшейся вокруг игры шумихи заключается в странной политике, которой придерживалось бывшее руководство Sony Computer Entertainment. Оно, по какой-то причине, решило, что история про Столетнюю войну, которая в той или иной степени затронула большую часть современной Европы, будет совершенно неинтересна европейским игрокам, а потому не стало издавать ее за пределами американского и японского регионов. Европейские геймеры были вынуждены довольствоваться дорогостоящим импортом физических носителей, которых, к тому же, было не так уж и много. Поэтому данный порт стал первым официальным дебютом игры в PAL-регионе, позволив многим игрокам открыть для себя эту замечательную историю.
При этом мнения игравших очень сильно разнятся. Кто-то относит Jeanne d'Arc к когорте лучших тактических ролевых игр, ставя её в один ряд с Final Fantasy Tactics: The War of the Lions и Disgaea: Afternoon of Darkness, а кто-то, напротив, считает её скучной, однообразной и совершенно неинтересной. Причиной тому служит очень неспешный темп повествования. История не спешит раскрываться, фокусируясь на трениях, возникших между Жанной и представителями местной знати, борьбе с английской голубой кровью, которая уже не может повернуть назад из-за начала междоусобных войн, и других деталях, которые кажутся не особо увлекательными, так как в них нет ничего такого, что оправдывало бы добавление в сюжет фэнтезийных элементов. Однако стоит принять во внимание, что это необходимая экспозиция, которая призвана подготовить почву для дальнейшего развития сюжета, тем более, что авторы задались целью поместить в игру какое-то несусветное количество героев, каждый из которых нуждается в представлении.
Всё это усугубляется тем, что сценаристы постарались придать речи персонажей целый ряд уникальных оттенков. Кто-то говорит с сильным французским акцентом, перемежёвывая английскую и французскую речь, кто-то, ввиду отсутствия хороших познаний в иностранных языках, вынужден изъяснятся на крайне ломанном английском, а кто-то вообще является представителем зверолюдей, чьи разговоры сводятся к рычащим и гортанным звукам, из которых необходимо пытаться вычленять цельные слова. Короче говоря, человеку, который испытывает трудности с пониманием английского, будет очень непросто вчитываться в эти диалоги, во всяком случае, по первой. Но, к счастью, авторы с этим не перебарщивают и используют эти особенности речи лишь в ранних актах, которые нужны для того, чтобы познакомить игроков с действующими лицами.
Иными словами, нужно всё это перетерпеть, так как по прошествии 10-15 часов от игры становится сложно оторваться, а история действительно заставляет прильнуть к экрану в ожидании развязки. Правда, также стоит быть готовым к тому, что игра эта сделана японцами и на японский манер, а потому персонажи иногда ведут себя в точности, как если бы это был анимационный фильм. Герои тут часто кричат, всё время от чего-нибудь страдают, совершают странные поступки (истинные мотивы которых становятся понятны лишь по прошествии времени), постоянно идут на поводу у своих эмоций и размежёвываются, чтобы затем, в наиболее подходящий момент, вновь объединиться. Впрочем, аналогии Jeanne d'Arc с японскими анимационными фильмами возникают не на пустом месте – в игре очень много красочных и хорошо прорисованных анимированных вставок, созданных для того, чтобы усилить восприятие тех или иных сцен. За их производство отвечала Studio 4°C, которая хорошо известна фанатам PlayStation по работе над Rogue Galaxy, Catherine и Toukiden: The Age of Demons.
Для того, чтобы история держала игроков до самого финала, Level-5 и SCE Japan Studio придумали несколько сюжетных линий с неожиданными развязками, за которыми действительно интересно следить. Так в игру был введён любовный треугольник между Жанной, Роджером и Лиан, в котором влюблённый в воительницу молодой человек долгое время не замечает неровно дышащую к нему подругу. Но, когда та оказывается в беде и платит за знакомство с Жанной непомерную цену, он начинает ненавидеть свой недавний предмет обожания, тем самым открываясь для тёмных сил, которые уже давно стремились поселиться в его душе. И таких историй здесь много. Ну а чтобы игрокам было интересно перепроходить игру и узнавать новые детали, здесь предусмотрена система выбора, активирующаяся в некоторых ключевых моментах. От того, что именно выберет игрок, будет зависеть, какие компаньоны окажутся в его партии, в каких местах он сможет побывать и с какими персонажами разовьет и улучшит свои отношения.
Но, несмотря на всё вышеописанное, есть в подаче одна вещь, способная вызвать неодобрение даже у самых прожжённых фанатов японских игр – это несогласованность между сюжетом и геймплеем. То есть игрок может сколько угодно громить недругов на поле брани, но, если по сюжету они должны выжить, то именно это и произойдёт. Такой подход можно было увидеть в Xenoblade Chronicles и Astral Chain, однако здесь эта популярная в японских играх формула была возведена в абсолют, поскольку некоторые враги просто отказываются умирать на протяжении нескольких сюжетных глав и постоянно возвращаются, чтобы вновь получить на орехи. И дело не в том, что разработчикам было недосуг рисовать новых врагов, в Jeanne d'Arc очень богатый бестиарий с множеством уникальных способностей и анимаций, просто им казалось хорошей идеей использовать одних и тех же персонажей снова и снова.
Почему авторы никак не могут взять в толк, что многократно побеждённый противник не становится в наших глазах более коварным, хитрым и изворотливым? Напротив, благодаря такому способу подачи он начинает походить на подушку для битья, которую хлебом не корми – дай получить по шапке. Аналогичная история происходит с неожиданным «спасением» героев: какие бы действия игрок не предпринимал и как бы не изворачивался, если по указке сценаристов они должны распрощаться с жизнью, то этого не миновать. И это заставляет игрока чувствовать себя ненужным, так как он не в состоянии повлиять на исход тех или иных событий. Безусловно, для того, чтобы накал страстей не угасал, кто-то должен умирать или чудом избегать смерти, но почему бы тогда не отразить это в геймплее? В той же Utawarerumono, которая вышла за несколько лет до нашей сегодняшней гостьи, подобные моменты мастерски обыгрывались, создавая у игрока ощущение, что это он – двигатель истории, а не наоборот.
Все, кто хотя бы мало-мальски интересуются мировой историей, наверняка слышали о Жанне д’Арк и её незавидной судьбе. Богоизбранная воительница, посвятившая себя борьбе за свой народ и в итоге ставшая мученицей в глазах всего мира. Её образ был настолько ярок, что был запечатлен во множестве художественных произведений, в том числе и в нескольких видеоиграх. Например, в горячо любимой нами Wars & Warriors: Joan of Arc для персональных компьютеров, которая является смесью стратегии в реальном времени и экшена от третьего лица. Однако особенность Jeanne d'Arc для PlayStation Portable состоит в том, что её действие происходит в фэнтезийном мире, где существуют демоны, зверолюди, эльфы, гномы и прочая сказочная живность, активно пускающая в ход магические способности. Даже обычный люд и тот не лишён колдовских навыков, не говоря уже о клириках или профессиональных боевых магах. Поэтому, когда местные крестьяне начинают обвинять героиню в том, что она ведьма, это начинает выглядеть как что-то, что вообще не имеет смысла.
Было бы чуточку проще принимать их обвинения всерьёз, если бы в этом мире действительно водились ведьмы, которые, прикрываясь благими намерениями, втирались бы людям в доверие, а затем навлекали на них головы страшные беды. Ну или если бы в конце выяснилось, что на протяжении всего путешествия Жанна думала, что её окружают сказочные существа, а на самом деле это были обычные люди, которых она видела в искажённом виде из-за душевной травмы, полученной ею после пожара в деревне. В конце концов, авторы могли бы посеять сомнения в умах игроков, указав на возможность того, что всё это время Жанна следовала за ложным Богом, а то и вовсе действовала по наводке какой-нибудь конкурирующей демонической сущности, но, проделав непростой путь и пожертвовав всем, что у неё есть, обрела бы в себе истинного Бога. Впрочем, мы что-то увлеклись и ударились в темы, которые явно не закладывались в игру для подростков.
Боевая система Jeanne d'Arc во многом базируется на популярной в тактических ролевых играх системе «камень-ножницы-бумага», используя менее привычные и более сложные для восприятия «солнце-звёзды-луна». Правда, в отличие от других игр, где специализация персонажа намертво привязывается к классу и к тому оружию, которое он использует, в детище Level-5 и SIE Japan Studio игроки вольны менять рунические способности своих персонажей, тем самым добиваясь от них максимальной эффективности в каждом сражении. Подобная свобода выбора также распространяется на различные умения, заклинания и усилители характеристик. Понятно, что здесь не обошлось без ограничений, так как лучник не сможет воспользоваться навыками мечника и наоборот, но при этом у каждого из них есть свой набор боевых приёмов и колдовских умений, из которых можно формировать непобедимые отряды, специализирующиеся на уничтожении конкретных типов противника.
Ко всему вышеназванному также можно прибавить особенности отдельных классов, которые существенно влияют на геймплей. Например, здесь есть очень юркие и маневренные воры, которые не обладают повышенной мощью, но зато мастерски уходят из-под удара, легко и непринуждённо пересекают любую местность и умело отвлекают на себя боеспособные силы противника. И если этого было мало, то они также могут создавать лестницы и прокладывать мостики между пропастями. Копейщики всегда бьют на одну клетку дальше, разят несколько целей сразу и неплохо справляются с тем, что приземляются на головы рядом стоящих недругов, попутно пронзая их своими копьями. Лучники в свою очередь могут не только лупить по противникам издалека, но и парализовать и отравлять их, а также дистанционно лечить своих соратников, доставляя им лекарства прямо на кончиках своих стрел. Зверолюди – единственные существа, использующие в качестве оружия гигантские топоры, и, как следствие, они наносят самое большое количество урона. Также они вполне способны деморализовать или оглушить неприятеля мощным рыком.
Магия в Jeanne d'Arc работает не так, как в других ролевых играх. Обычно у каждого колдуна или способного к магии бойца есть изначальный запас маны, который он расходует во время сражения. Здесь же всё происходит с точностью до наоборот. Все участники сражения начинают бой с опустошёнными полосками маны, которые будут постепенно заполняться по мере развития событий. То есть колдуны как бы готовят свои заклинания, как это заведено в настольных ролевых играх, и самые мощные из них требуют большого периода подготовки. Со стороны может показаться, что это далеко не самая удобная система, однако на самом деле она выстраивает необходимый баланс, избавляя от нежелательного спама магическими заклинаниями в начале раунда и давая игроку возможность подготовиться к возможным неприятностям. Здесь определённо есть чего опасаться, поскольку враги могут использовать как обычные заклинания, вроде огненных шаров или зарядов молнии, так и более разрушительные, наносящие урон всем членам отряда единовременно.
Однако главной фишкой местной боевой системы, без всяких сомнений, выступает механика трансформации. Она позволяет носителям божественных браслетов на несколько ходов стать рыцарями в сияющих доспехах (и это даже не фигура речи), открывая в себе новые разрушительные способности. Например, Жанна научится разить врагов мощными потоками света, исходящими из её меча и наносящими колоссальный урон прислужникам тёмных сил. А её боевой товарищ, клирик Ричард, с помощью своего посоха станет обрушивать божественное свечение прямо на стоящих неподалёку от него противников. При этом в каждом браслете есть слоты для волшебных сфер, открывающих доступ к новым трансформациям и, как следствие, к новым умениями, которых, по мере прохождения, будет становиться больше.
Вишенкой на торте в данном случае выступает механика «God Speed», которая позволяет носителю браслета совершить дополнительный ход после победы над противником. Это умение даёт возможность создавать очень длинные цепочки действий и устранять большие скопления противников за один-два хода. И, стоит отдать авторам должное, поскольку в этой механике действительно есть что-то цепляющее. Может потому, что она способствует тактическому мышлению и использованию всех имеющихся инструментов для достижения главной цели – победы, а может нам просто нравится смотреть, как светящиеся ярким светом рыцари проносятся сквозь толпу демонов, уничтожая одно порождение человеческого греха за другим. Это создаёт небывалую для тактических ролевых игр динамику и зрелищность.
Несмотря на то, что тактические ролевые игры часто подвергаются критике за рутинность и однообразие, создатели Jeanne d'Arc постарались выжать из имевшейся концепции максимум, введя множество разноплановых заданий. Например, в одной из миссий от нас требуется провести представителя знати по захваченному городу, зачищая улицы и не давая подойти подкреплениям; в другой – осаждать крепость, подтаскивая лестницы и взбираясь на хорошо охраняемые стены; а в третьей – крушить загадочные механизмы, которые подавляют магические способности героев и не позволяют трансформироваться носителям браслетов. И хотя перед боем игроку всегда объясняют, в чём состоит его задача, иногда цели могут меняться прямо по ходу дела, вынуждая стороны пересматривать свою тактику и адаптироваться к новым условиям.
Тем же, кто хочет преуспеть в этой игре, будет недостаточно просто разить недругов направо и налево и двигаться в указанном направлении, необходимо стараться выжать из каждого сражения максимум. К примеру, нам дозволено знакомиться с профилями неприятелей перед каждым боем. Таким образом мы можем узнать, какими колдовскими способностями и боевыми навыками они обладают, чтобы впоследствии попытаться их украсть с помощью героев, наделённых соответствующими талантами. Все добытые навыки и заклинания можно смешивать, получая новые. Иногда, чтобы усилить нужную способность, достаточно объединить две одинаковые, в иных случаях может потребоваться более сложная цепочка действий. Чтобы открыть умение Sky Dart, которое позволяет лучнику бить по любой цели на карте, где бы она не находилась, необходимо скомбинировать два навыка Take Flight! и Meteor Bolt. Первым можно разжиться у ящериц-копейщиков, а вторым – у эльфийских лучниц.
После того, как игрок соединит два заклинания, итоговый результат будет помещён в книгу рецептов, наподобие той, что потом была реализована в Odin Sphere. Но поскольку в игре очень много комбинаций, мы бы рекомендовали обратиться к готовым таблицам, которые можно найти на сайтах с руководствами. Это позволит сэкономить кучу времени, так как далеко не все из них очевидны. К тому же некоторые предметы достаточно редки и вряд ли кому-то захочется потратить их впустую. Также на уровнях разбросаны тайники, подсвечивающиеся золотым цветом при сближении с ними. Среди них встречаются не только расходные материалы или мешочки с золотом, но и уникальные вещички – оружие или броня, которые можно вручить определённому классу или конкретному персонажу. Как правило, их характеристики значительно выше, чем у тех, что можно обнаружить в лавках у ремесленников, поэтому не стоит игнорировать отличную возможность повысить эффективность своих войск.
Стилистически Jeanne d'Arc выглядит превосходно и дарит очень приятные ощущения. Всё же, когда видишь на экране схематичные улочки европейских городов, по которым бродят низкополигональные, но при этом очень аккуратные и неплохо анимированные трёхмерные модельки героев, сердце тает и все придирки, касающиеся графической составляющей моментально отпадают. Тем не менее, стоит признать, что у версии для PlayStation 5 есть небольшие визуальные огрехи. Очевидно, что используемый авторами Syrup Engine очень неплохо справляется с рендерингом трёхмерных моделей, однако ему не по силам отреставрировать двухмерные изображения и шрифты. Сильнее всего это становится заметно в играх, пришедших с PlayStation Portable, так как оные изначально шли в очень низком разрешении. И если таких играх, как LocoRoco Midnight Carnival, MediEvil Resurrection и Echochrome подобные нюансы не так сильно бросаются в глаза, то в случае с Jeanne d'Arc это может быть критично, поскольку мы имеем дело с тактической ролевой игрой, где просмотр и вдумчивое изучение разнообразных менюшек с циферками и статистическими показателями отнимают чуть ли не столько же времени, сколько сами сражения.
Как и все выпущенные Sony Interactive Entertainment цифровые ретро-игры, Jeanne d'Arc поддерживает систему трофеев. Правда, получить платиновый приз в этой игре может быть очень непросто. Сами по себе цифровые награды не требуют наличия каких-то специфических навыков, как в случае с Cool Boarders или 2Xtreme, тем не менее, для их разблокировки может понадобиться прорва времени. Ведь авторы посчитали, что одного прохождения сюжетной кампании нам недостаточно. Для полного счастья необходимо пробежаться по всем побочным заданиям, убить парочку опциональных боссов, использовать навыки всех пятерых носителей браслетов одновременно, создать и применить несколько сложных в производстве боевых заклинаний, а также пережить два сезона в местном Колизее. Для завершения последнего игрокам понадобится поднять уровень своих бойцов примерно до 80-85 и нафармить несколько особых навыков, что потребует нескольких десятков часов, даже с учётом использования магических средств на драконах.
Итог: В бытность Level-5 и SIE Japan Studio часто собирались вместе, чтобы создавать игры, и всякий раз на выходе у них получалась мрачная и суровая сказка, поднимающая непростые темы. Jeanne d'Arc не была в этом плане исключением. Перед нами глубокая и хорошо продуманная тактическая ролевая игра, которая имеет некоторые очевидные проблемы с вхождением из-за крайне неспешного темпа, упора на внутриполитические разборки местной знати и введения большого количества странно говорящих персонажей. Но, если дать игре шанс и дождаться, когда все герои будут представлены, а карты противоборствующих сторон раскрыты, то можно узреть одну из лучших тактических игр, созданных для консолей PlayStation. Она обладает очень увлекательной и захватывающей историей, необычными и запоминающимися персонажами, невероятно вариативной и затягивающей боевой системой, пересматривающей и выводящей на новый уровень некоторые хорошо знакомые нам элементы игрового процесса, а также очень занятным сеттингом, который нечасто используется в современных играх. Да, игра может быть не дотягивает по уровню вовлечения и продолжительности до мастодонтов жанра, но она определённо заслуживает внимания и дарит не менее яркие впечатления.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.