«– Тебя привело ко мне священное снадобье. Ты знаешь зачем? – Чтобы остановить тебя! – Нет. Чтобы исцелиться. Ты годами прятал от себя свою боль, а снадобье раскрывает тебе глаза»
Из разговора Орлицы и Дзина, Ghost of Tsushima: Director’s Cut
Несмотря на то, что из года в год игроки жалуются на засилье всевозможных ремастеров, их число продолжает увеличиваться с геометрической прогрессией. Особенно, когда возникает новое поколение игровых систем. Во времена царствования на рынке PlayStation 4 это не так сильно бросалось в глаза, потому что на одну обновленную версию всегда приходилось несколько новинок. Например, в год, когда на полках магазинов появилась The Last of Us Remastered, Sony выпустила Infamous Second Son, LittleBigPlanet 3 и Driveclub. С PlayStation 5 дела обстоят несколько иначе. Текущий год хоть и был богат на всевозможные релизы, взять те же Returnal, Destruction AllStars или Ratchet & Clank: Rift Apart, однако ремастеров было несоизмеримо больше.
Благо, что в этот раз Sony не стала просто переиздавать игры, подкручивая разрешение и наращивая частоту смены кадров, как в случае с The Nioh Collection, а затеяла цикл «режиссёрских версий», где помимо технических улучшений представлен дополнительный контент. Пока что в эту линейку попали лишь Ghost of Tsushima и Death Stranding, однако есть все основания полагать, что в скором времени к ним присоединится и The Last of Us: Part II. Ведь на основе этой игры создаётся автономный мультиплеерный режим, который сможет похвастаться долгосрочной поддержкой. Но пока этого не произошло, мы решили взглянуть на обновлённую версию Ghost of Tsushima, чтобы пройтись по нововведениям и рассказать о сюжетном дополнении, которое носит название «Остров Ики». Собственно, с него мы и начнём.
Несмотря на то, что угроза монгольского нашествия осталась позади, до главного героя, Дзина Сакая, доходят слухи, что на востоке Цусимы высадились войска противника. Чтобы разобраться в происходящем, он отправляется к восточному побережью, где обнаруживает разграбленную и сожжённую дотла деревню. Те немногие, кому удалось пережить нападение, поведали о жестоких захватчиках, именующих себя «войском Орлицы». Вскоре герой и сам столкнётся с вооруженным отрядом, допрос которого укажет на то, что он имеет дело с разведгруппой и что значительная часть войск расположена на Ики, откуда должно начаться наступление на Цусиму. Стремясь предотвратить вторжение, Дзин находит корабль и берёт курс на оккупированные земли, однако домчаться с ветерком не позволяет сильный шторм. Дождь, ветер и удар молнии делают своё дело – горящее судно терпит крушение.
Оклемавшись, Дзин обнаруживает, что находится на берегу Ики, окруженный обломками корабля и трупами соратников. Кроме него на борту также был его верный конь, Нобу, который, судя по всему, добрался до острова своим ходом. Оставшись без хозяина, лошадка решила не давать себя в обиду и научилась таранить своих преследователей. Собственно, именно так в игру и была введена «Конная атака» – новая механика, которая позволяет громить стройные ряды противников за счёт накопленной решимости. Объединившись, герои направляются в захваченную монголами крепость, чтобы нанести визит военачальнице. Однако сил одного лишь «Призрака» оказывается недостаточно для того, чтобы убить Орлицу в её собственном гнезде. Дзина ловят и угощают каким-то варевом, от которого у него начинаются видения.
Начиная с этого момента, «Призрак» перестанет воспринимать действительность такой, какая она есть. Начнётся новое испытание – испытание духа. Не раз и не два его отравленный разум будет возвращаться к травмирующим воспоминаниям: болезни матери, гибели отца, предательству Рюдзо, сломленности Масако и разочарованию Симуры. Куда бы не отправился «Призрак», видения будут преследовать его. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не поймёт, что голос Орлицы, который он слышит в своей голове – это его собственный голос, а пугающие образы – это не что иное, как его давние переживания. Чтобы избавиться от жутких картин и сохранить свой рассудок, он должен принять своё прошлое и очистить разум. Так и только так он сможет противостоять врагу, доказав Орлице и её людям, что «Призрак» силён не только телом, но и духом.
Остров Ики сильно отличается от своего западного соседа. Основным контингентом здесь выступают низшие слои населения, которые по прошествии многих лет так и смогли оправиться от войны с самураями. Это значит, что главному герою придется сделать всё возможное, чтобы добиться их расположения, ведь ни он, ни те, кого он стремится защитить, не смогут одолеть врага поодиночке. Завязка «Острова Ики» выглядит до жути банальной. Кажется, что перед нами очередная история о всемогущем «Призраке», способном в одиночку зачистить целый остров. Но таким оно кажется лишь на первый взгляд. Ведь чем глубже игрок погрузится в хитросплетения людских отношений и чем больше он узнает о тех роковых днях, когда клан Сакай ступил на берег острова, тем сильнее будет накал страстей.
И мы не соврём, если скажем, что в дополнении гораздо больше интересных и напряжённых моментов, чем в основной игре. Но для того, чтобы насладиться ими в полной мере, сперва необходимо её завершить. Львиная доля впечатлений, конечно же, приходится на тандем Дзина и Тэндзо – харизматичного бандита, который остался без семьи и был вынужден пойти на службу к главе местной шайки – Фунэ. Отношения между этими двумя всё время балансируют на грани. Всякий раз, когда кажется, что они вот-вот подружатся, случается что-то, что их отдаляет. Это одна из самых интересных и запоминающихся историй, которая пусть и не дотягивает до основной сюжетной линии, но однозначно переплевывает все события, связанные Рюздо, Масако и Кэндзи. Жаль только, что остальные герои получились не такими запоминающимися. Та же глава шайки Фунэ абсолютно никакая, как и сама Орлица, на которую издатель делал ставку во время продвижения проекта. Создаётся впечатление, что их добавили в игру по квотам, а потому никому не было дела до их раскрытия.
Зато авторы очень интересно обыграли местные легенды, посвятив одну из них отцу главного героя – Кадзумасе Сакаю. Ввиду того, что Дзину уже доводилось бывать на острове (в юности он сопровождал отца в военных походах), он был свидетелем многих событий, а это значит, что история о «Мяснике», под пятой которого погибла не одна сотня жителей Ики, найдет живейший отклик в его душе. Впрочем, сказание посвящено не столько самому Кадзумасе, сколько его верному коню, который был облачён в устрашающего вида доспех. Легенды гласят, что доспех этот проклят, поэтому всякий, кто стремится им завладеть, погибает, будучи выброшенным из седла и затоптанным собственным скакуном.
Спеша избавиться от дурной вещи, местные передали доспех контрабандистам, которые должны были вывезти его с острова. Однако их попытки не увенчались успехом: как только корабль отчалил, он тут же попал под сильный ветер, развернувший его в сторону острова. Отыскав злополучную броню, игрок может повысить силу конной атаки, а заодно снизить шансы быть выбитым из седла. Другая история посвящена Рику Чернорукому – злобному пирату, лишившемуся рассудка на почве безнаказанности. Каждая минута этого эпизода буквально пропитана духом Uncharted. Здесь нашлось место для мистики, поиска сокровищ, а также небольшого сюжетного твиста. Для полного счастья не хватает разве что какой-нибудь загадки, но в таком случае сходства стали бы слишком очевидными.
Впрочем, можно сколь угодно слушать истории местных жителей, но для того, чтобы сложить всю картину целиком, необходимо обратиться к воспоминаниям Дзина. Освежить их помогут разбросанные по острову предметы и памятные места. Нам не суждено узнать, как складывались дела у защитников Ики, какой была политическая и военная обстановка, ведь это не то, что занимало разум юноши. Зато мы узнаем, каким человеком был Каздумаса, как он вёл свои дела и настолько он был близок со своим сыном. В дополнении будет затронуто множество связанных с ним вопросов: переживал ли он из-за смерти супруги; хотели ли, чтобы Дзин пошёл по его стопам; как он выстраивал отношения с подчиненными и каким видел будущее Ики?
Из-за скромных размеров острова, масштабы которого не дотягивают даже до Идзухары – одного из регионов Цусимы, частота, с которой игроку предстоит сталкиваться с различными активностями, существенно возросла. В свободное от убийства монголов время Дзин может развлечь себя участием в соревнованиях по стрельбе из лука. Стрельбищ в дополнении так много, что начинает казаться, будто бы на Ики открылся клуб почитателей Тадаёри. Однако у местных легендарный лучник не в почёте. Как и все, кто по их мнению помогал самураям насаждать свою власть. Тем не менее, для победы герою придётся использовать его костюм, ведь его необычные свойства позволят увеличить скорость натяжения тетивы.
Желающие проверить скорость своей реакции могут посетить арену, расположенную в Тайной Бухте. Местные бойцы используют в качестве оружия деревянные мечи, а для победы требуется совершить всего пять касаний. Кажется, что в этом нет ничего необычного, но не стоит недооценивать значимость сего мероприятия. Чтобы победить, Дзину понадобятся все навыки и умения, полученные им за время, проведенное на Цусиме. И хотя противниками тут выступают обыкновенные монахи, рыбаки и разбойники, их мастерство позволяет им бросить вызов самому Хотун-хану. Впрочем, усилия, вложенные в победу, напрасными точно не будут – новые умения пригодятся, когда дело дойдёт до Орлицы и её верных слуг.
И, раз уж речь зашла о слугах, то поговорим и о них. Помимо привычных копейщиков, щитовиков и мечников, Орлица держит в своих рядах шаманов. Вооружившись музыкальными инструментами, эти воины вводят себя в транс, попутно распевая песни. Своим пением они воодушевляют союзников и придают им сил. Сражаться с отрядом, находящимся под действием ободряющих мелодий, равносильно самоубийству, поэтому шаманы – это первое, на что игрокам следует обратить внимание. Кроме них есть ребята, использующие несколько разновидностей оружия. Это обстоятельство вынуждает игроков внимательно следить за поведением противников и вовремя переключаться между стойками. Ну а завершают список здоровяки, использующие в качестве оружия двухклинковую глефу. От рядовых противников они отличаются повышенным уроном, высокой скоростью и непарируемыми атаками, поэтому у игроков остаётся очень маленькое окно для каких-либо действий.
Кроме того, на острове можно отыскать несколько святилищ, посвященных культовым играм PlayStation. Выполнив связанные с ними условия, игроки получат доступ к предметам и раскраскам, вдохновлённым Bloodborne, God of War и Shadow of the Colossus. Те, кто был знаком с Ghost of Tsushima: Legends знают, откуда растут ноги этих костюмов, а потому нисколько не удивятся отсутствию в списке костюма лучницы из Horizon Zero Dawn. Хотя, было бы здорово, если бы разработчики добавили возможность менять наряды Юны. Вряд ли кто-то из игроков отказался бы от помощи восточной версии Элой. Впрочем, есть в игре и четвёртое святилище – обезьянье. Отыскав его и выполнив определенные условия, игрок получит в награду повязку «второго сына», которая отсылает к одной известной игре, созданной Sucker Punch. Там же можно обнаружить изображение Коула, представленного в виде божества, и символ, который Эбигейл использовала для своих граффити.
Помимо случайных событий, вроде захвата пленных или небольших побоищ, здесь есть так называемые «нерассказанные истории», которые можно обнаружить, исследуя остров. Поднявшись к окружённому холмами озеру, можно увидеть, как монголы топят в водоёме несчастных крестьян, а, добравшись до цветущего леса, застать захватчиков за вырубкой леса. И в том, и в другом случае игроки могут вмешаться, что позволит им повысить свой авторитет в глазах местных и завоевать репутацию спасителя Ики. Некоторые пользователи жалуются на отсутствие прогрессии, мол, игра не всегда засчитывает прохождение данных историй. Но нам кажется, что это связано с невыполнением определенных условий. В той же истории, связанной с вырубкой леса, многие забывают подобрать записку, оставленную местной жительницей.
Не забыли разработчики и про побочные задания, среди которых есть несколько действительно запоминающихся. Это «Кровопускание», «Призрак острова Ики» и «Рука помощи». В первом игроки должны помочь сексапильной разбойнице по имени Суги наказать пособников монголов, во втором – отыскать загадочного «Призрака Ики» до того, как это сделают головорезы, а в третьем – поспособствовать в строительстве чужого жилища. И хотя в последнем задании не происходит ничего хоть сколько-нибудь интересного, нам кажется, что это неплохая попытка авторов разгрузить забитый до отказа инвентарь игрока. Эти ресурсы вполне могли бы пойти на улучшение меча или лука, но авторы не стали с этим заморачиваться. Что странно, так как враги в дополнении стали сильнее, а для победы над ними требуется больше времени. Это обстоятельство наверняка вынудит игроков пересмотреть свой подход к сражениям и заставит усомниться в целесообразности прямых столкновений.
В текущем году к нам на разбор попало множество проектов, среди них было немало тех, кто смог избежать последствий пандемии. К сожалению, Ghost of Tsushima к таковым не относится. Если к основной игре у нас вопросов нет, поскольку за минувший год разработчики отполировали её до зеркального блеска, то с сюжетным дополнением творится что-то невообразимое. Персонажи тут ходят по воздуху, застывают в странных позах, телепортируются, а иногда проходят насквозь друг друга. Отдельного упоминания достойна анимация. Она и прежде была не без огрехов, однако «режиссёрская версия» вышла на совершенно новый уровень. Какие бы вещи не творились в кадре, персонажи всё время дёргаются, делают странные движения и вертятся вокруг своей оси. Порой это мешает погружению, особенно когда речь заходит о драматичных моментах, во время которых зритель должен быть максимально вовлечён в происходящее, забыв на мгновение, что перед ним видеоигра.
Графическое исполнение Ghost of Tsushima на PlayStation 5 выполнено на высшем уровне. Девственная природа Цусимы ещё никогда не выглядела столь изящной и прекрасной, как в «режиссёрской версии». Живописные пейзажи, высокая детализация, повышенная дальность прорисовки и плавная картинка способны очаровать любого, даже самого искушенного игрока. Поставить игру на паузу, чтобы запечатлеть момент – привычное для этой игры дело. Благо, что у неё есть встроенный фоторежим, который позволяет подбирать наиболее удачные ракурсы для снимков. Не отстаёт от основной игры и «Остров Ики» с его новыми достопримечательностями: спящим вулканом, песчаными пляжами, скалистыми мысами, поросшими зеленью деревнями, горячими источниками, а также изысканными цветущими садами. Благодаря кастомному SSD накопителю PlayStation 5 загрузка всех этих невероятных по красоте мест происходит за считанные мгновения.
Дополнительного шарма игре придаёт поддержка функционала DualSense. Мы уже писали о том, что специалисты Sucker Punch подошли к формированию боевой системы с полным пониманием дела, дав игрокам то, чего они хотели больше всего – контроль над персонажем и ощущение ударов. Последнее достигалось за счёт агрессивной вибрации контроллера, доносящихся из динамика звуков, литров крови и предсмертных воплей поверженных противников. Функция обратного отклика DualSense усиливает эти ощущения, имитируя удары клинков во время атаки, защиты или парирования. Она же используется для воспроизведения мелодий, исполняемых Дзином на флейте.
Динамик контроллера ускорит обнаружение находящихся поблизости шаманов – песни оных начинают доноситься прямо из рук игрока, пока тот пытается отыскать их глазами. Сопротивление адаптивных триггеров даст возможность ощутить натяжение тетивы или крюк кошки, используемой для разрушения преград или притягивания объектов. С помощью встроенных в контроллер гироскопов можно будет принять участие в музыкальной мини-игре, а заодно успокоить несчастных животных, пострадавших от монгольских захватчиков. На самом деле способов, которыми авторы задействовали контроллер DualSense, довольно много, поэтому на перечисление всех оставшихся ушло бы непростительно много времени.
Небольшим подарком для поклонников японской звуковой дорожки станет синхронизация губ с произносимой речью в версии для PlayStation 5. Это нововведение стало возможным благодаря внутренним мощностям, позволяющим обрабатывать видео в реальном времени. Версия для PlayStation 4 похвастаться подобными новшествами не может, во всяком случае, в основной игре. «Остров Ики», разрабатывавшийся для обеих консолей, не страдает от подобных проблем. Радует и то, что по прошествии девяти месяцев инженеры Sony смогли упростить работу с сохраненными данными, научив PlayStation 5 считывать сохранения, принадлежащие PlayStation 4. Больше нет никакой необходимости устанавливать обе версии и выгружать данные в облако. Достаточно задействовать файлы, лежащие во внутренней памяти консоли, или, если речь идёт о PlayStation 4, воспользоваться флэш-накопителем.
Дороговизна перехода с базовой версии на расширенную заставит многих задуматься о продолжительности дополнения. На изучение всего, что может предложить остров Ики, нам понадобилось около 20 часов. Неплохой результат, особенно если учесть, что для завершения каждого отдельного региона из оригинальной игры требовалось от 25 до 30 часов. Несколько дополнительных часов к счётчику прибавит новый режим «Rivals» для Ghost of Tsushima: Legends, новые карты для «Survival» и «Iyo Challanges» для полюбившегося многим «Raid Mode», о котором мы рассказывали в отдельном материале.
С тех самых пор, как Sucker Punch объявили о разработке Ghost of Tsushima: Legends, поклонники сетевых баталий стали засыпать их просьбами о выпуске соревновательного режима. И их мольбы были услышаны. Отныне возле «Story», «Survival» и «Raid» появилась новая вкладка «Rivals», которая предлагает игрокам поделиться на команды, зачистить локации, отбиться от противников и заработать нужное количество очков. В обмен на очки игроки могу насылать на недругов коварных теней или обстреливать вражеские позиции из демонических хвачх. После того, как силы противника будут разгромлены, наступит время финального противостояния. Команды должны будут отстоять позиции, защищая территорию от захвата. Та команда, которая справится с этим быстрее, станет победителем.
По правде говоря, это очень весёлый и динамичный режим, который хорошо вписывается в общую концепцию Legends: он позволяет объединиться с друзьями, выбрать классы, придумать и реализовать подходящую стратегию. То есть соперничество – это не то, на что следует делать акцент в данном режиме, главное в нём – это чёткая и слаженная работа сопартийцев. Единственное, что портит всё веселье – это низкая активность. Несмотря на то, что с момента выхода Ghost of Tsushima: Legends прошло чуть меньше года, число тех, кто хотел бы принять участие в сетевых баталиях, существенно поубавилось. Не то, чтобы их не было совсем, но найти команду, которая могла бы осуществить рейд или продержаться все пятнадцать волн в выживании, стало сложнее. Даже с учётом того, что некоторые режимы были перебалансированы. Есть вероятность, что в ближайшие месяцы Sony раздаст автономную версию подписчикам Plus, и тогда случится долгожданный приток свежей крови, которого так не хватает детищу Sucker Punch.
Одновременно с режимом «Rivals» в игру была добавлена «Gear Mastery System», которая позволяет привязывать оружие к своему классу. Делается это для того, чтобы игрок мог доказать своё мастерство и повысить Ки персонажа. Для этого необходимо выполнить сгенерированное игрой задание, будь то убийство десяти вражеских лучников или отражение двух с половинной десятков волн противников. Максимальный уровень Ки для каждого отдельного предмета – 120. Кроме того, привязка предметов позволяет использовать новые техники. Охотница сможет призвать дух лучника, который будет сражаться на её стороне, Ронин научится выпускать огненные шары, поджигая всех находящихся поблизости недругов, Самурай обзаведётся пламенным клинком, а исчезающий в дыму Убийца начнёт восстанавливать здоровье себе и своим соратникам.
Иногда игроки будут получать в награду проклятые предметы. Они отличаются тем, что накладывают на игроков определенные штрафы. Например, если поблизости не будет других призраков, то персонаж начнёт наносить вдвое меньше урона. Но самый интересный штаф, который нам доводилось получать, связан с Иё – всякий раз, когда воин получает урон, экран краснеет, а колдунья начинает вещать посредством динамика контроллера. Учитывая то, насколько чист и громок звук динамика, у игроков есть все шансы получить сердечный приступ. Особенно если они любят играть по ночам. Сняв проклятие, игрок получает возможность пропустить задание мастерства, но лишь в той категории, к которой относился предмет. Собственно, на этом поддержка режима Legends не заканчивается, в ближайшие недели разработчики предоставят новые порции контента – карты, вдохновлённые островом Ики, новые костюмы для героев и испытания. Так что поклонникам сетевых развлечений будет чем заняться до конца года.
Итог: Ghost of Tsushima: Director’s Cut – отличный подарок для тех, кто хотел приобщиться к прошлогоднему приключению, но по какой-то причине не смог этого сделать. «Режиссёрская версия» берёт за основу крепкое произведение и улучшает его по всем возможным фронтам. В ней прекрасно всё, от сюжета и боевой системы, до графики и использования уникальных особенностей консоли. Дополняет игру великолепный «Остров Ики», который знакомит игроков с новыми харизматичными персонажами и погружает в захватывающую историю клана Сакай. Единственное, что портит впечатления – это откровенная сырость дополнения, которая выливается в различные глюки, плохо раскрытых персонажей и общий сумбур происходящего. Несколько месяцев полировки и парочка дополнительных часов хронометража могли бы исправить эту ситуацию. В любом случае, мы остались довольны увиденным и надеемся, что в следующий раз Sucker Punch вернётся к нам с новой супергеройской игрой и покажет всем, как нужно делать приключенческие игры в открытом мире.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.