«– Ты, конусоголовый придурок! Ещё раз, давай ещё раз! – Извини, мне нет дела. – Думаешь убежать? Возьми себя в руки и дерись! Дерись, я сказала! Да в чём же дело? Ты никак напуган, а? – До оцепенения... – Хмм... Так я и думала. Чего ещё ожидать с моими-то навыками? Ну что ж, тогда удачи вам ребята. Если будет желание, то можем как-нибудь организовать ещё один раунд. Попозже. Всё, я пошла! БЕЗ ШУТОК! – Погоди секунду! – Что такое? Ты что-то хочешь мне сказать? А, так вот оно что. Я знала, что вам понадобится моя помощь, ведь я мастер своего дела! Так значит ты хочешь, чтобы я к вам присоединилась? – Верно. – Хех-хех... Вот ведь. Ты ставишь меня в затруднительное положение. Хм... И что же мне делать? Ну, если ты так настаиваешь, то я не вправе отказывать... Решено! Я иду с вами! – Только давай поживее. – Чего? Эй... Эй! Погодите, я ведь даже не представилась!»
Из диалога Клауда и Юффи, Final Fantasy VII
Когда мы писали нашу рецензию на Final Fantasy VII Remake, назвав её «ремейком, который нуждается в ремейке», мы даже не надеялись, что аудитория отнесётся к нам с пониманием, ведь обычно фанаты Final Fantasy готовы оправдывать существование всего, что носит цифру «VII» в названии. К счастью, публика восприняла материал благосклонно, признав существование некоторых проблем, и это убедило нас в необходимости обозреть Final Fantasy VII Remake Intergrade. К сожалению, мы были вынуждены пропустить игру, когда та числилась новинкой. Тому виной странная политика издателя. Дело в том, что любопытствующие фанаты обнаружили во внутренностях оригинальной игры архивы с текстурами высокого качества и прочие улучшения, которые чуть позже Square Enix стала продавать отдельно, назвав это «улучшенной версией».
Это, а также высокая цена на дополнительный контент, заставили нас повременить с покупкой и дождаться сезона распродаж. К счастью, в начале этого года некоторые ритейловые магазины предпочли избавиться от залежей физических копий и сделали щедрый подарок своим покупателям. Они опустили цену настолько, что та оказалась ниже продающегося в PlayStation Store дополнения. Так что те, кому казалось, что Unreal Engine способен выдавать картинку лучшего качества, могут получить какое-никакое эстетическое удовольствие, проходя Final Fantasy VII Remake Intergrade на PlayStation 5. Конечно, визуальный апгрейд не избавляет игру от множества других проблем, вроде до нелепого смешных диалогов, глупых ситуаций и бессмысленных ретконов, но и не насилует глаза пользователей. Спасибо хоть на этом.
Для тех, кто не был знаком с ремейком Final Fantasy VII, поясним, что перед нами лишь первый эпизод эпохальной саги. Он затрагивает события, связанные с Мидгаром, и знакомит нас с главными действующими лицами, а именно экотеррористами из группы «Лавина». Они известны тем, что ставят палки в колёса местному гегемону – корпорации «Шинра», промышляющему добычей Мако-энергии. Так как этот процесс делает планету непригодной для жизни, герои вынуждены идти на радикальные меры – внедрять шпионов, штурмовать аванпосты и совершать диверсии. Сюжет ремейка начинается с боевой вылазки: небольшой отряд во главе с наёмником Клаудом намеревается проникнуть внутрь электростанции и подорвать Мако-реактор. Но оказавшись на месте, они понимают, что это была засада, тщательно спланированная руководством компании.
Вместо того, чтобы вывести механизмы из строя, руководство «Шинры» устраивает техногенную катастрофу, попутно обвинив «Лавину» во всех смертных грехах. Став врагами номер один, Клауд и сотоварищи вынуждены броситься в бега, скрываясь от патрулей и охотников за головами. Это обстоятельство подталкивает их к тому, чтобы укрыться на нижних уровнях и начать подготовку к следующему шагу. Собственно, с этих событий и начинается эта эпическая сага, сумевшая завоевать сердца миллионов игроков. И говоря «сага» мы, конечно же, имеем ввиду оригинальную Final Fantasy VII, поскольку ремейк – это лишь вступительная часть, разросшаяся до полноценной игры. Зачем нужно было растягивать начало истории до сих пор остаётся для нас загадкой, ведь конечный результат не оправдал наших ожиданий. И хотя авторы не стремились к тому, чтобы во всем следовать оригиналу, их игра вышла слишком уж архаичной. Особенно по части проработки персонажей, сюжета, ливел-дизайна и боевой системы.
В первую очередь Final Fantasy VII Remake Intergrade интересна тем, что в ней есть сюжетное дополнение Episode INTERmission, призванное связать воедино события ремейка и грядущего сиквела. Главную роль в нём играет воровка Юффи Кисараги, которая прибыла из деревни Вутай с важной миссией: она должна проникнуть в стены корпорации «Шинра» и выкрасть некую «ультимативную материю». С её помощью народ Вутай, потерпевший поражение в войне с корпорацией, намеревается вернуть себе былое величие и получить независимость. Так как некоторые члены «Лавины» поддерживают связь с жителями деревни, то обещают помочь им, сделав для них поддельные пропуска. Проблема заключается в том, что человек, который должен был передать героям всё необходимое, попал под прицел организации. Так что им не остаётся ничего иного, как пойти ему на выручку.
И да, мы не ошиблись, написав «они», потому что в этот раз Юффи будет путешествовать не одна. Ей на помощь был отправлен другой житель деревни – Сонон – профессиональный боец, обучавшийся мастерству кэмпо и бодзюцу у отца Юффи, Годо Кисараги. В период разгара Вутайской войны он был юн и неопытен, а потому не смог защитить свою сестру от нападения боевых машин. Все последующие годы Сонон терзался этими воспоминаниями, а потому с большой охотой вызывался помогать Юффи в её странствиях. Но лишь в качестве рядового бойца, поскольку сам он, несмотря на старший возраст, является младшим по званию. И поскольку Сонон отличается серьезным характером, то ему придётся частенько стараться держать себя в руках, глядя на выкрутасы партнёрши.
Собственно, само дополнение поделено на два небольших эпизода, каждый из которых проходится примерно за два с лишним часа. История Юффи и её напарника Сонона развивается параллельно с событиями Final Fantasy VII Remake: члены «Лавины» подрывают один из Мако-реакторов, Турки ищут следы эко-террористов, а «Шинра» говорится обрушить одну из плит Мидгара прямо на городские трущобы. Вот только героев всё это мало волнует, ведь им нужно проникнуть во внутренние хранилища энергетической компании и отыскать секретные наработки. И что-то они действительно находят. Точнее, кого-то. Героя, отсылающего нас к событиям Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII, и дающего понять, что у Юффи и её будущего напарника, Винсента, впереди ещё много работы. Тут вообще много отсылок к этой занимательной игре с PlayStation 2, в том числе знаменитая накидка Мугла, которую Юффи носит для маскировки.
К сожалению, скоротечность Episode INTERmission очень сильно препятствует нормальному погружению в историю Юффи. События быстро сменяют друг друга, делая повествование скомканным и рваным. При этом большую часть времени в кадре не происходит ничего, что можно было бы назвать действительно значимым. Складывается ощущение, что разработчики просто не знали, как им вплести Юффи в сюжет, а потому сделали из неё некое подобие пятого колеса, как они когда-то поступили с путешествующими по различным мирам близнецами из World of Final Fantasy. Но там это смотрелось вполне уместно, ведь это был ни на что не претендующий спин-офф, здесь же нам был представлен сюжетный мостик между двумя самостоятельными произведениями.
К тому же авторы тратят уйму времени на ужимки и кривляния Юффи, вместо того, чтобы раскрывать персонажей, уделять внимание культурным особенностям Вутай и проливать больше света на произошедшее с их деревней. И мы не против юмора и буффонады как таковых, если они поданы изобретательно и со вкусом. Но ведь здесь все шутки строятся на том, что Юффи, будучи мастером скрытных перемещений, постоянно выдаёт себя, осложняя Сонону жизнь. Последний, кажется, был введён в историю только для того, чтобы прятать лицо в ладошку всякий раз, когда девушка влипает в неприятности. А делает она это постоянно. Возможно авторам невдомёк, что повторение одной и той же шутки не делает её смешнее. Только если они не собираются сыграть на ожиданиях и сделать так, чтобы в один прекрасный момент девушка повела себя как профессионал, поразив всех, в особенности своего напарника, крутыми способностями. Но они не собираются.
Те, кто был знаком с оригинальной Final Fantasy VII, помнят, что юная воительница никогда не вела себя подобным образом. Да, она была задиристой, излишне самоуверенной и дерзкой, но отнюдь не неуклюжей. Будучи членом элитного отряда ниндзя, Юффи была одним из самых быстрых и ловких персонажей в партии. Она умело пользовалась своим четырёхконечным сюрикеном, быстро двигалась, а также воровала у противников материю и предметы (и не чуралась заглядывать в вещмешки своих сопартийцев). Зачем было приписывать этому герою подобные черты – не совсем ясно. Впрочем, кое-что авторам всё же удалось передать правильно – её простоту и прямолинейность. В оригинальной игре при первой встрече она назвала Тифу «сиськами», а Сида «кривоногим стариканом», даже несмотря на то, что никогда до этого их не встречала. Что делает героиня, когда оказывается в стенах Мидгара в ремейке? Всё верно, она присваивает ему титул «город мусора», передразнивая тех, кто зовёт его «городом Мако».
И да, кишкообразные трущобы Мидгара вернулись, как и множество других знакомых локаций. Авторы не стали прыгать выше головы и придумывать что-то новое, а взяли несколько уровней из основной игры и слегка переделали их под немногочисленные новые механики, вроде бега по стенам и раскачиваний на тросах. Вот только из-за отсутствия интересных второстепенных заданий, делать на улицах города стало нечего. Разработчики предлагают развлечь себя поиском флаеров, общением с местным подпольем и мини-игрой Fort Condor. Последняя, несмотря на громкие заявления, обернулась небольшим, но довольно забавным экспериментом, созданным для обкатки различных механик. Fort Condor представляет собой некую смесь стратегии в реальном времени и защиты башен. В её основе лежат движущиеся фигурки, появление которых напрямую зависит от шкалы ATB. Задача соревнующихся – уничтожить вражеских орлов и защитить своих, правильно распоряжаясь имеющимися ресурсами.
Каждая фигура требует определенного количества ячеек и обладает своими уникальными способностями. «Helicopter», к примеру, требует для высадки семь ячеек ATB, а «Slug-Ray» всего две. Всё потому, что характеристики первого юнита превосходят показатели второго. Но дело не только в этом, каждая фигура относится к одной из трёх основных специализаций, которые действуют по принципу «камень-ножницы-бумага»: ближний бой очень хорош против дальнего, дальний неплохо справляется с защитой, а та, в свою очередь, крайне эффективна против ближнего боя. Игрок волен сам формировать свою армию, подбирая подходящую доску, а также покупая новые фигурки у некоего странноватого торговца. И это очень важно, так как каждая доска или боец обладает своими уникальными особенностями. Доска убийцы, к примеру, даёт прирост к скорости, который может переломить ход сражения, а доска мага позволяет обрушивать на головы врагов заклинания стихий.
Можно подумать, что Fort Condor – это некий аналог Triple Triad из Final Fantasy VIII, обладающий схожей распространенностью и масштабом. На самом деле всё куда скромнее. Все любители настольной игры базируются в Мидгаре, а это значит, что никто не станет бросать Юффи вызов прямо посреди боевой вылазки. И это хорошо, так как девушка сможет получить статус гранд-мастера, не отходя от кассы. Тем не менее, мы знаем, что к началу следующей игры трущобы станут историей, а оставшиеся без крова жители разбредутся по всему континенту. Выбравшись за пределы той самой стены, она может завоевать новых поклонников и обрести широкую известность. И вот тогда-то словосочетание «Fort Condor» начнёт доноситься из каждого утюга. Если игроки из реального мира примут её достаточно тепло, то, с большой долей вероятности, она получит отдельный релиз, как когда-то случилось с рыбалкой из Final Fantasy XV или миссией на мотоцикле из Final Fantasy VII.
Но пора немного поговорить о боевых способностях Юффи. Да, несмотря на то, что бойцов в отряде два, играть в этот раз можно только за «белую розу Вутая». В оригинальной игре, как мы помним, она была необязательным персонажем, однако её умение разить сразу несколько целей делало её крайне эффективной. Компенсировалось это тем, что она не могла использовать свой гигантский сюрикен в ближнем бою. В новой игре данная механика была полностью переработана. Отныне девушка охотно раздаёт оплеухи, швыряет оружие во врагов и притягивается к ним при необходимости. Дабы в пылу сражения метательное оружие не выпало из поля зрения, разработчики были вынуждены отказаться от поражения множественных целей. Брошенный сюрикен привязывается к одному недругу и продолжает автоматически наносить ему урон. Игрок волен удерживать дистанцию, атакуя цель с расстояния, или же подтянуться, нанеся дополнительный урон при столкновении.
Расправиться с большой группой противников поможет прокаченное оружие героев, уникальные способности и материя. Юффи, к примеру, может создавать небольшие, но очень мощные вихри с помощью «Windstorm», а также использовать разрушительное заклинание «Bunishment», которое разрешается усиливать и видоизменять с помощью ниндзюцу (для этого нужно прокачать сюрикен под названием «Steel Reaper»). Кроме того, через какое-то время между Юффи и Сононом возникает связь, которая позволяет им совершать совместные удары – ещё одно нововведение, которое, скорее всего, будет добавлено в сиквел. Чтобы напарник перестал бить баклуши и подготовился к совместному трюку, необходимо нажать кнопку «L2». Но и этого недостаточно, ведь у героев должно быть достаточное количество очков ATB. Причём не у одного бойца, а у двух сразу, поскольку применение коллективных атак расходует вдвое больше ресурсов.
Жаль только, что возможность применения совместных атак возникает лишь во втором эпизоде, который сам по себе довольно короткий. Так что довольствоваться захватывающей хореографией и дополнительными взаимодействиями между героями придётся совсем недолго. Хотя хардкорные поклонники серии всегда могут перепройти дополнение и открыть новые VR-миссии на тренировочном полигоне «Шинра», где среди прочих есть очень сложная, но вполне проходимая серия боссфайтов. Чтобы одолеть её, необходимо повысить свою невосприимчивость к элементальному урону, а также прокачать уровень до максимально возможного. Но на этом список изменений не заканчивается. В отличие от версии для PlayStation One, предельная атака Юффи в Episode INTERmission позволяет бить не только по наземным, но и по воздушным целям. Авторы были вынуждены пойти на этот шаг, чтобы повысить шансы игроков в виртуальной симуляции, где присутствует множество летающих противников.
Итог: Final Fantasy VII Remake Intergrade – это вялая попытка Square Enix продать небольшой технический апгрейд для PlayStation 5, сопроводив его коротким и весьма дорогостоящим дополнением. Неудивительно, что полки магазинов оказались забиты никому не нужными копиями игры, от которых им сложно было избавиться, даже с учётом баснословных скидок. И, тем не менее, стоит признать, что в настоящий момент Final Fantasy VII Remake Intergrade – это лучшая консольная версия на рынке. В ней отсутствуют те технические шероховатости, что были представлены на PlayStation 4, и она может похвастаться расширенными графическими возможностями. В принципе, игра заслуживает тех денег, которые мы за неё заплатили, но брать её за полную стоимость мы бы не рекомендовали.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.