«Всякая архитектура – это великая архитектура после захода солнца; возможно, архитектура – это действительно ночное искусство, как искусство фейерверков»
Гилберт К. Честертон
В истории PlayStation было немало серий, предварявших собой запуск тех или иных платформ. Особенно этому способствовали шутеры от первого лица, вроде Killzone или Resistance, благодаря которым пользователи охотнее шли в магазины за PlayStation 3 и PlayStation Portable, а также за более поздними игровыми системами. Чуть позже им на смену пришли забавные сборники мини-игр из серии The Playroom, которые распространялись бесплатно и позволяли раскрыть потенциал тех или иных периферийных устройств, будь то PlayStation Camera или PlayStation VR. Это могло бы стать замечательной традицией, особенно с появлением на рынке PlayStation VR2, но издатель решил, что спин-оффа Astro’s Playroom должно быть достаточно для того, чтобы удовлетворить чаяния тех, кто соскучился по неунывающим роботам.
Есть вероятность, что отказом от подобных сборников издатель хотел дать публике понять, что время небольших «экспириенсов» для виртуальной реальности давно прошло и что впереди нас будут ждать лишь большие дорогостоящие проекты, наподобие Horizon Call of the Mountain. Это объясняет, почему в стартовой линейке PlayStation VR2 в основном были лишь крупные проекты, начиная со Star Wars: Tales from the Galaxy’s Edge и заканчивая The Walking Dead: Saints & Sinners – Chapter 2: Retribution. Однако, отказываться от небольших интерактивных развлечений полностью Sony Interactive Entertainment не стала, а вместо этого достала из пыльного чулана одну из старых франшиз, которая уже не раз выступала стартовым тайтлом для нескольких поколений игровых систем.
Fantavision стала первой игрой, созданной SCE Japan Studio для PlayStation 2. Это была забавная, но в то же время немного странная аркада, призванная раскрыть потенциал домашней консоли. В основном за счёт приятной картинки, а также красочных и динамичных эффектов. Каким-то большим хитом на рынке она не стала, но получила несколько наград и попала в список лучших головоломок того времени. Не удивительно, что через несколько лет студии Exient и XDev Europe попытаются повторить успех основной франшизы со спин-оффом Fireworks, который был выпущен одновременно с PlayStation Vita. Эта игра стремилась продемонстрировать возможности консоли с помощью продвинутых AR-технологий и неплохо с этим справлялась до прихода Open Me! и Invizimals: Resistance.
Учитывая успехи предшественниц, выбор Fantavision 202X в качестве одного из стартовых тайтлов для PlayStation VR2 был вполне оправдан. Однако, если оригинальные Fantasvision и Fireworks разрабатывались в недрах внутренних студий или при их непосредственном участии, то с этой игрой по какой-то причине никто из членов, входящих в состав PlayStation Studios, возиться не стал. Ответственной за новую итерацию аркадной классики выступила Cosmo Machia Inc. – небольшая команда разработчиков из Японии, которая до недавних пор специализировалась исключительно на мобильных играх. К производству данной игры её подтолкнуло знакомство с Кацуши Канетакой (Katsushi Kanetaka) – создателем оригинальной Fantavision.
Так чем же на самом деле является Fantavision 202X? Это сиквел, приквел или спин-офф? Ни то, ни другое и даже не третье. Это переосмысление, созданное на базе Unreal Engine. Разработчики взяли основную механику, за которую пользователи из начала нулевых полюбили данную игру, а затем перенесли её на новые рельсы, добавив поддержку гарнитуры виртуальной реальности. Получилось ли у них воссоздать атмосферу классической игры с PlayStation 2? И да, и нет. Если говорить о самих уровнях, события которых пронесут игрока сквозь залитый неоновым светом футуристический город, а затем переместят прямо в открытый космос, то всё выполнено на высшем уровне и действительно отдаёт тем лёгким безумием, фигурирующем во многих японских играх из конца девяностых – начала нулевых. Ну а если затронуть тему общей презентации, т.е. оформления обучения, главного меню и видеовставок между уровнями, то здесь всё несколько скуднее, чем в оригинале.
Очевидно, что Cosmo Machia Inc. не располагала достаточным количеством средств, чтобы нанять большое количество западных актёров, найти подходящий реквизит и организовать съемки, поэтому они были вынуждены разбавлять некоторые старые записи не особо впечатляющими новыми. Впрочем, это ни на что не влияющая вещь, которая нужна только для того, чтобы отдать дань уважения оригиналу, так что можно смело закрыть на это глаза. Также не совсем понятно, почему авторы не сделали обучение интерактивным, а оставили его статичным, как в оригинале. Многим игрокам было бы гораздо проще разобраться в слегка запутанных игровых механиках, если бы разработчики позволили им отточить навыки в обучающем режиме.
А ведь тут есть во что вникать, поскольку Fantavision 202X – это своего рода головоломка, требующая от игроков соблюдения правильной последовательности активации фейерверков. Система позволяет взрывать объединенные общим цветом ракеты в количестве трёх и более штук, а также комбинировать их с другими цветами, задействовав радужные фейерверки. За отсутствие пауз между активациями геймеры будут вознаграждаться дополнительными очками. Длинные цепочки увеличивают шанс на возникновение бонусов – множителя очков, энергии и звёзд, которые нужны для перехода в режим «Starmine». Когда игрок собирает звёзды – они автоматически конвертируются в буквы. Как только из этих букв сложится слово «Starmine» – все находящиеся на экране фейерверки взорвутся, а игрока отправят на бонусный уровень.
Оказавшись в режиме «Starmine», игрок должен взорвать столько фейерверков, сколько будет возможно за отведённое время. В отличие от основной игры ракеты здесь вылетают не по четыре штуки за раз, а идут друг за другом. Если игрок не успевает подрывать снаряды, то время, выделенное на пребывание в данном режиме, автоматически сокращается. Бонусный этап нужен не только для того, чтобы повысить общий счёт, но и восстановить шкалу энергии, которая расходуется всякий раз, когда гаснут оставшиеся без внимания фейерверки. И это очень важно, так как окончание энергии здесь приводит к возникновению надписи «Game Over» на экране. Так что если игрок нацелен пройти всю Fantavision 202X за один присест или же ему не хочется играть на низких уровнях сложности, то не следует игнорировать бонусы – с ними у него гораздо больше шансов на победу.
Щепотку сложности во всё происходящее привносят разные типы фейерверков. Одни расходятся волнами, другие падают в форме искр, третьи рассыпаются на множество мелких огоньков, большинство из которых можно активировать повторно. Немного наловчившись, игрок научится создавать настоящие цепные реакции, подрывая фейерверки в тот момент, когда они находятся на одном уровне. Проблема заключается в том, что разглядеть бесхозные фейерверки во всём этом буйстве красок и взрывов бывает несколько проблематично. Особенно это касается режима с использованием PlayStation VR2, в котором присутствуют различные дополнительные эффекты, вроде проносящихся перед самым носом космических шаттлов или летящих во все стороны мелких частиц. Кроме того, в виртуальной реальности игровое поле находится очень близко к глазам, отчего следить за происходящим становится чуточку сложнее. Игра на большом экране лишена этого недостатка.
Вообще стоит отметить, что наличие виртуальной реальности – это одна из самых сильных сторон Fantavision 202X, так как она позволяет окинуть взором игровое поле и насладиться фантастическими пейзажами: проследить за тем, как огромные машины чинят космическую станцию, красуясь на фоне нашего голубого шарика; понаблюдать за тем, как футуристические летательные аппараты проносятся над водной гладью и исчезают за гигантскими небоскрёбами; а также ненадолго потеряться во времени и пространстве, попав в окружение пульсирующих и движущихся геометрических фигур. Учитывая довольно неплохой уровень графики, любоваться красивыми трёхмерными пейзажами действительно не надоедает ни на втором, ни на третьем прохождении. Всё время обнаруживаются какие-то любопытные детали, которые остались незамеченными при первом запуске.
Кроме того, у пользователей PlayStation VR2 есть своё особое меню. В отличие от обычного режима, оно полностью трёхмерное и позволяет игроку побывать на берегу песчаного пляжа, увидеть множество мерцающих созвездий (навеянных предыдущей игрой студии – 88 Constellations), а также поплескаться в воде, испытывая странные ощущения всякий раз, когда несущаяся навстречу волна проходит сквозь тело. Тот, кто хотя бы раз бывал на море в ветреный день, обязательно поймёт, о чём мы. Также у владельцев шлемов есть свой собственный динамический режим, при котором игровое поле постоянно смещается, вынуждая игрока периодически вертеть головой, вместо того, чтобы подолгу смотреть в одном направлении. Этот режим рассчитан на тех, кто наделён более крепким вестибулярным аппаратом, так как без него на последних двух уровнях можно начать испытывать лёгкую дезориентацию и головокружение.
Во всём остальном это та же самая Fantavision, которая выходила на PlayStation 2 более 20 лет назад. Единственное, что отличает её с геймплейной точки зрения – это изменившаяся сложность. В оригинале уровней сложности было два – «Normal» и «Hard». Они отличались друг от друга временем активации фейерверков и частотой выпадения бонусов, однако во всём остальном «Normal» был таким же требовательным и не прощающим ошибок, как и «Hard». В переосмыслении на смену нормальному уровню сложности пришёл лёгкий, пройти который можно примерно за один час, не испытывая особых трудностей с построением комбинаций. В этом режиме игра вообще играет сама в себя – игроку достаточно вертеть стрелками да выбирать первые попавшиеся фейерверки. А вот имеющийся в наличии режим «Hard» как раз пришёл на смену «Normal», поскольку авторы стали выдавать чуточку больше бонусов и разноцветных фейерверков, чем в оригинальной Fantavision.
Ну и самое главное нововведение – это возможность переигрывать конкретные этапы. В версии для PlayStation 2 после нескольких серьезных ошибок игроку показывали надпись «Game Over», после чего отправляли к самому началу игры. Fantavision 202X сохраняет пользовательский прогресс и позволяет возвращаться к пройденным уровням. Также игра сохраняет повторы и даёт возможность изучать их с разных ракурсов. Особенно хорошо они смотрятся в шлеме виртуальной реальности, поскольку игрок может внимательно изучить трёхмерную сцену практически со всех сторон. Также в реплеях разрешается активировать дополнительные эффекты. Например, увеличить количество мелких частиц, находящихся в кадре, или включить погодные эффекты. И нельзя не отметить чистый и объёмный звук, который очень хорошо различим в стереонаушниках, прилагающихся к PlayStation VR2. Специально для перезапуска авторы пригласили новую англоговорящую актрису, голос которой будет обволакивать игрока и помогать ему по мере продвижения.
И, наверное, мы немного расстроим тех, кому пришёлся по душе старый соревновательный режим, в котором игроки могли уменьшать игровое поле соперников за счёт расширения своего, а также подбрасывать им другие подлянки. По какой-то причине в Fantavision 202X мультиплеера нет в принципе, хотя успехи Tetris Effect и C-Smash VRS доказывают, что подобные развлечения бывают очень даже востребованными. И, в общем-то, это всё, чем может похвастаться обновлённая версия игры. Если убрать из неё поддержку PlayStation VR2, то это будет та же самая Fantasvision, которую мы можем без каких-либо проблем приобрести в PlayStation Store в разделе PlayStation 2 Classics, только с улучшенной графикой и звуком, а также с небольшими техническими изменениями. Учитывая, что без шлема игрок получает лишь куцый огрызок, в котором недостаёт какого-то действительно уникального контента, выбор становится очевиден.
Итог: Fantavision 202X – неожиданный привет из прошлого, который смог пережить несколько консольных поколений и обзавестись поддержкой виртуальной реальности. Стоит ли он того, чтобы обратить на него внимание? Если речь идёт о пользователях PlayStation VR2, то ответ скорее да, чем нет, поскольку гарнитура меняет восприятие игры и делает её более увлекательной (и чуть более сложной). Ну а если речь об обычных пользователях PlayStation 5, то из-за отсутствия уникального контента, новых уровней и режимов, смысла в приобретении обновлённой версии как такового и нет. Особенно с учётом наличия в PlayStation Store классической Fantavision, которая входит в состав подписочной системы PlayStation Plus Premium/Deluxe. Надеемся, что это не последний раз, когда мы слышим об играх SIE Japan Studio. За долгие годы своего существования она выпустила множество замечательных игр, большинство из которых заслуживает быть переизданным или переосмысленным. Раз уж игровые компании всё равно перестали делать самобытные вещи, то пусть хоть возродят память о былом.
Ну а тем, кому интересно узнать чуть больше об игре, мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с нашим интервью, в котором принял участие продюсер Fantavision 202X, Казунобу Мори (Kazunobu Mori).
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.