«Это его музыка! Это она звучит в аду!!! Это под эту музыку истязают грешников»
Из старой копипасты «Малиновый звон»
Есть несколько вещей, о которых многие мечтали с момента возникновения домашних гарнитур виртуальной реальности. Например, о возможности вжиться в шкуру выступающей на сцене рок-звезды. Первые шаги в этом направлении были предприняты создателями Wanderer, для которых это даже не было приоритетной целью. Дело в том, что ребята делали приключенческую игру про путешественника во времени, а вовсе не музыкальный симулятор. Тем не менее, одна из созданных ими мини-игр давала возможность выступить перед многомиллионной толпой и как следует побарабанить, воспользовавшись соответствующей установкой. Собственно, тогда-то мы и задались вопросом: а почему никто до сих пор не сделал из этой концепции полноценную видеоигру? И каково же было наше удивление, когда в начале этого года в продажу поступила Drums Rock – новая ритм-игра, развивающая все выше озвученные идеи на основе технологий PlayStation VR2.
Разрабатывала игру молодая студия Garage51, успевшая до сего момента поработать лишь над небольшим слэшером для виртуальной реальности – Demon Blade VR. И это тот случай, когда авторы взяли свою старую задумку и сделали из неё нечто совершенно новое. То есть покрытый языками пламени ад и гигантский антагонист, представляющий собой могущественного демона, остались на месте, однако концепция отличается в корне. К тому же, в отличие от своей предшественницы, Drums Rock – это полноценная видеоигра, а не небольшая зарисовка, так что прогресс на лицо. В остальном детище барселонской студии очень сильно напоминает классические ритм-игры, вроде Rock Band и Guitar Hero. Здесь есть разноцветные демонята, которые движутся навстречу герою, словно ноты по грифу. Единственный способ остановить их – бить по соответствующим их цветам тарелочкам, барабанам и бочкам, когда те достигают определённой линий. Чем ближе монстр к границе – тем больше очков можно за него получить.
Тут также есть свой аналог «удовлетворённости толпы», который олицетворяет здоровье музыканта. Так что подпуская демонов поближе к себе, он рискует умереть и отправиться к началу уровня. И не стоит забывать про множитель, постепенно увеличивающийся при выполнении длинных цепочек и обнуляющийся из-за допускаемых ошибок. Правда, здесь есть свои особенности, которые сильно отличают игру от вышеупомянутых франшиз. Во-первых, свои коррективы вносит виртуальная реальность, в которой нужно не просто вовремя жать на кнопки, а активно махать руками, немного наклоняясь вперёд, когда нужно бить по тарелочкам, и откидываясь назад, когда в дело вступают сами барабаны. Этот процесс дарит ощущение присутствия: будто бы вы действительно находитесь за барабанной установкой, яростно лупя палочками по упругим бочонкам.
Усиливает данные ощущения тактильная обратная связь, которая старается всеми силами имитировать соприкосновения палочек с установкой. Правда, как мы уже когда-то писали, вибротклик у PlayStation VR2 Sense в силу их размера и эргономики довольно слабый, особенно по сравнению с оригинальным DualSense, из-за чего в пылу сражения с демонами можно не заметить, что палочка так и не достигла поверхности музыкального инструмента, а то и вовсе выпала из рук. И да, палочки тут не впаяны в конечности героя – игрок должен постоянно держать их зажатыми, используя кнопки «L1» и «R1». Это может прозвучать как что-то, что будет препятствовать комфортной игре, однако люди, хорошо знакомые с архитектурой контроллеров, быстро поймут в чём заключался авторский замысел и, вероятно, оценят его.
К тому же игрок может выпускать палочки из рук, подбрасывая их кверху или швыряя об бочки. Ни в том, ни в другом случае нет никакого практического эффекта, кроме разве что небольшого выпендрёжа перед полчищами адских отродий. Кроме того, игра отслеживает положение глаз и знает, когда игрок моргает. Если делать это постоянно, то можно удвоить очки. Правда, моргать нужно непрерывно и делать это настолько быстро, насколько это вообще возможно. Проделывать подобное вовсе не обязательно – это просто один из способов немного улучшить свой результат, если стоит задача набрать определённое количество очков для победы. И если бы не сложность, о которой мы поговорим чуть позже, то это могло бы сойти за читерство. Впрочем, читерство это вполне легальное, так как при частом моргании картинка чуточку тускнеет, а звук становится немного тише, что позволяет снизить нагрузку на органы зрения и слуха.
Во-вторых, это условия, которая игра ставит перед барабанщиком. И речь не про основные задачи, а про особые правила, которые могут действовать на протяжении всего выступления. Большинство из них действительно забавные и помогают немного разнообразить игровой процесс. Так что если кто-то из наших читателей мечтал исполнить композицию, пользуясь лишь одной конечностью; завершить уровень без промахов, попутно уворачиваясь от летящих в них комков грязи; или одолеть полчища демонов, отстукивая ритм с помощью боксёрских перчаток, то теперь у них появилась такая возможность. В конце концов мы ведь находимся в преисподней, в обители могущественного демона и его прислужников. Кто сказал, что они будут вести себя честно и не устраивать герою подлянки?
Ах-да, мы совсем забыли рассказать про сюжет. История в игре проста и незамысловата: в гости к главному герою – брутальному рокеру с длинными волосами и небольшой бородкой – во время репетиции наведывается сам Повелитель демонов. Не проронив ни слова, он хватает его своей гигантской лапищей и утаскивает в своё логово. Там главгад натравливает на барабанщика демонические орды. Ну а тот, в свою очередь, решает дать им отпор, воспользовавшись силой рок-музыки. Всего в игре представлено три небольших акта, каждый из которых поделён на несколько глав. Новые главы открываются с помощью звёзд, которые даются за выполнение внутриигровых заданий. От игрока может потребоваться завершить этап с определённым уровнем здоровья, выполнить несколько идеальных ударов или заработать энное количество очков.
В конце каждого акта игрока ожидает битва с боссом, в ходе которой очередной негодяй будет всеми силами препятствовать спасению героя. Вышеупомянутый Повелитель демонов будет старательно забрасывать музыканта гигантскими огненными шарами и единственный способ отразить их – стучать по барабанной установке что есть мочи. К сожалению, аналогичный подход будет использоваться и в случае с другими адским отродьями, посмевшими бросить вызов брутальному рокеру. А это значит, что игрой не предусматривается изучение поведения противника или подбор тактик. Стучи что есть мочи да старайся не промахиваться по разноцветным демонятам – вот и вся стратегия ведения боя. И, честно говоря, немного жаль, что авторы не смогли придумать ничего, что отличалось бы от хаотичного размахивания руками, тем самым придав больше значимости финальным сражениям.
Однако мы не соврём, если кажем, что Drums Rock – игра очень сложная. Особенно это касается последней трети игры, где скорость, с которой демоны сыплются на игрока, становится настолько высокой, что мозг банально не успевает обрабатывать такое количество информации, не говоря уже о том, чтобы хоть как-то на неё реагировать. Так что единственный способ завершить игру – заучивать треки и оттачивать реакцию. Стоит ли оно того? Какого-то однозначного ответа у нас нет: с одной стороны, подобная сложность способна продемонстрировать, какой в действительности бывает игра на ударных, а с другой – может запросто отпугнуть тех, кто планирует ненапряжно провести вечер пятницы, беззаботно махая контроллерами под задорную музыку. В этом плане разработчикам стоило бы взять пример с Guitar Hero, где сюжетную кампанию можно проходить на разных уровнях сложности, постепенно совершенствуясь и переходя к более интересным с геймплейной точки зрения этапам.
Единственное, что можно сказать точно – это что гарнитуре PlayStation VR2 категорически не хватает активной системы охлаждения, которая позволяла бы безболезненно пережить второй и в особенности третий акт Drums Rock. После часа интенсивной игры пот начинает застилать глаза, не позволяя различать цвета демонов, а в нижней части шлема, где резинка плотно прилегает к лицу, начинает скапливаться влага. Линзы также имеют свойство запотевать от горячего дыхания, вынуждая делать перерывы. В общем, обработка и чистка шлема станет такой же обязательной процедурой после каждого сеанса игры, как и подзарядка контроллеров PlayStation VR2 Sense, которые не выдерживают столь интенсивного геймплея. Что-то похожее мы испытывали во время прохождения испытаний в Horizon Call of the Mountain, но тогда мы списывали это на тёплую погоду и затянувшийся отопительный сезон. Сейчас же, когда за окном бушует осень, становится очевидно, что шлему нужна доработка.
Ну и, наконец, самый важный компонент любой ритм-игры – музыка. Стоит отметить, что Drums Rock – это игра от независимых разработчиков, созданная небольшой командой за сравнительно малые деньги. Именно поэтому в ней так мало лицензированных песен. Всего их около шестнадцати, причём часть из них не представлена в режиме кампании, так что насладиться ими можно только в противостоянии. Пожалуй, к самым известным можно отнести «Runnin’ Wild» от Airbourne, «Black Betty» от Ram Jam и «I love Rock & Roll» от Joan Jett & the Blackhearts. Помимо находящихся на слуху хитов, есть и другие, менее популярные, но оттого не менее слухабельные композиции, вроде «Drink» от Alestorm, исполнять которые – одно удовольствие. Компенсировать нехватку лицензированных композиций было решено музыкой собственного производства. И, честно говоря, это была не такая уж плохая затея. Авторы написали для Drums Rock шестнадцать уникальных треков и парочку каверов, большинство из которых не стыдно поставить разбирающимся в музыке людям.
Тем не менее, ограниченность бюджета всё равно внесла свои коррективы, из-за чего популярные композиции могут повторяться несколько раз за игру. Так что если кто-то из наших читателей испытывает лютую ненависть к «Bring Me To Life» от Evanescence, то им придётся запастись терпением, поскольку авторы использовали её не один, не два, а целых три раза за одну кампанию. И хотя разработчики постарались подогреть интерес, делая каждое следующее прохождение сложнее предыдущего за счёт новых условий, на деле у них получился совершенно обратный эффект. Поскольку из-за возросшей сложности и очередного повторения ненавистная композиция имеет все шансы стать ещё ненавистнее. К счастью, сотрудники Garage51 прекрасно осознают, что имеющегося в их распоряжении контента недостаточно, чтобы сделать из Drums Rock игру на все времена, а потому стараются выпускать бесплатные и платные DLC, открывающие новые режимы, музыку, а также элементы кастомизации. Например, недавно в игру была добавлена культовая «Megalovania» из Undertale. И, судя по дорожной карте, это не единственное запланированное на этот год дополнение.
За каждое выполненное задание игроки будут получать внутиигровую валюту, которую можно потратить на элементы кастомизации и музыку для альтернативных режимов игры. Конечно же, любой уважающий себя рокер захочет разжиться шипастыми кожаными перчатками, покрытыми черепами и молниями барабанами, а также глазастыми, когтистыми или покрытыми колючей проволокой палочками, напоминающими что-то среднее между бейсбольной битой и палицей. Однако всё это добро стоит больших денег, поэтому тем, кто не готов проходить одни и те же треки снова и снова, придётся ограничиться покрытыми разноцветным лаком ногтями или небольшими татуировками – в зависимости от пола и каких-то личных предпочтений. Также в игре есть несколько эпических и легендарных предметов, отсылающих к другим играм. Например, к суровой двухмерной метроидвании Blasphemous и не менее требовательному слэшеру Until You Fall. Правда, чтобы разжиться ими, придётся как следует постараться и пройти кое-какие уровни на «S» ранг, играя исключительно на высокой сложности. Кому подобное по силам – сказать затрудняемся, но, судя по трофеям, эти вещички есть аж у целого 1% от общего числа игравших.
Итог: Выпуском Drums Rock на PlayStation VR2 студия Garage51 доказала, что как и шутеры от первого лица, ритм-игры отлично подходят для виртуальной реальности и, как жанр, способны развиваться в новом направлении. Возможно, эта игра не лучшая в своей нише из-за скудного наполнения и резко возрастающей сложности, однако она определённо достойна ознакомления, так как существует не так уж много интерактивных забав, в которых игрок мог бы почувствовать себя настоящим барабанщиком, борющимся за жизнь в окружении демонов, кипящей лавы и токсичных отходов. Конечно, не стоит забывать о существовании Unplugged: Air Guitar – другом известном проекте, в котором представлена совершенно новая система взаимодействия с виртуальным инструментом, но хоть эти две игры и относятся к одному жанру, у них очень мало общего. Так что тем, кто всегда мечтал узнать, какого это – быть ударником, но не решался пойти в магазин за громоздкой барабанной установкой, настоятельно рекомендуем начать знакомство с этим направлением с Drums Rock. Если получится здесь, то и реальный инструмент не покажется таким уж сложным.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.