«Где-то кони пляшут в такт, Нехотя и плавно. Вдоль дороги всё не так, А в конце – подавно»
Владимир Высоцкий, «Моя цыганская»
В декабре 2018 года случилось то, чего так долго ждали фанаты мини-консолей – премьера PlayStation Classic – миниатюрной реплики самой первой PlayStation с двумя десятками встроенных игр. Среди множества хитов, вроде Metal Gear Solid, Final Fantasy VII и Resident Evil Director’s Cut, затесалась не менее культовая Destruction Derby, которую многие поклонники PlayStation помнят и чтят за её оригинальность и инновационность. Она позволяла владельцам домашних игровых систем почувствовать себя участниками популярного в те годы спорта под названием Demolition Derby. До того момента подобная прерогатива была разве что у завсегдатаев игровых залов, которым посчастливилось застать одноименный аркадный автомат от Bally и Midway.
Детище Reflections Interactive отличала продвинутая по тем временам физика поведения автомобилей и продуманная система повреждений, вынуждавшая игроков внимательно следить за состоянием своего железного коня. А высокая реиграбельность достигалась за счет разнообразия игровых режимов, начиная с классических гонок на время и заканчивая гонками на выживание. Вишенкой на торте стала возможность соревноваться с другими игроками посредством локального мультиплеера, что делало её идеальным развлечением для дружеских посиделок. Demolition Derby оказалась настолько популярна, что получила несколько сиквелов и спин-оффов. Последней игрой в серии была выпущенная в 2004 году Destruction Derby Arenas, которая наглядно продемонстрировала, что за минувшие десять лет данная концепция полностью изжила себя и ей требовался полный или частичный перезапуск.
Интерес к Destruction Derby пробудился с выходом PlayStation Classic, поскольку консоль напомнила игрокам, что когда-то на рынке были не только спортивные симуляторы и аркады, но и весёлые гонки, фокусирующиеся на хаосе и разрушениях. Вдохновившись этим, студия SIE XDev Europe затеяла возродить серию, тем более, что права на неё по-прежнему принадлежали материнской компании. Но сил маленькой вспомогательной команды оказалось недостаточно для реализации задуманного и поэтому разработчики обратились к специалистам из Lucid Games. Возможно, кто-то помнит этих ребят по их работе над Star Wars Jedi: Fallen Order, Apex Legends или Need for Speed Payback, но нам она запомнилась, как студия, подарившая миру два увлекательнейших эпизода Jacob Jones and the Bigfoot Mystery, один из которых стараниями Sony Interactive Entertainment был выпущен на PlayStation Vita.
То есть Destrucion AllStars – далеко не единственная игра, над которой студия работала под присмотром японского медиа-гиганта. И хотя нам очень жаль, что история Джейкоба осталась незаконченной, было приятно узнать, что Lucid Games не только живёт и здравствует, но и продолжает создавать разнообразные интерактивные развлечения. В общем, вместе с SIE XDev Europe студии начали думать, как им вернуть обожаемую многими серию к жизни. После работы над несколькими прототипами ребята довольно быстро пришли к выводу, что попытки сохранить свою тачку в целости и сохранности, когда вокруг творится неконтролируемый хаос, становятся непростым и даже в какой-то степени утомительным занятием. Боязнь поломать свою машину и выбыть из игры раньше времени действовала на тестеров удручающе, а всё происходящее никак не соотносилось с тем, что принято называть «весельем».
После недолгих раздумий разработчики пришли к выводу, что им следует сделать транспортные средства одноразовыми, а опыт работы над Apex Legends подсказывал, что на месте пилотов должны быть не просто безымянные болванчики, а харизматичные герои, наделенные особыми умениями. Собственно, так и возникла идея с членами Всемирной федерации разрушений, сражающимися за первенство на небольших аренах. Чтобы оставшиеся без автомобилей герои не превратились в легкодоступные мишени, было решено внедрить в игру механики паркура и добавить множество элементов вертикального геймплея. Всех этих изменений в совокупности хватило для того, чтобы игра перестала называться Destruction Derby. Разработчики сменили название, но оставили в нём слово «Destruction», тем самым дав понять фанатам, что обе эти игры тесно связаны друг с другом.
Пока что Destruction AllStars может предложить всего четыре соревновательных режима: «Хаос», «Вышибалы», «Смерч» и «Копилка». «Хаос» представляет собой классический дерби-режим, в котором игроки получают очки за любые разрушительные действия, будь то угон вражеских автомобилей или их уничтожение. В «Вышибалах» группа игроков помещается на постепенно разрушающуюся арену. Побеждает тот, кому посчастливилось остаться в живых (или тот, у кого больше всего жизней). «Смерч» является одним из самых интересных режимов, так как в нём две группы игроков зарабатывают очки, а затем отвозят их в банк (который выглядит, как здоровенный торнадо). Все очки привязываются к транспортам пилотов, так что если они их лишатся, то останутся без кровно заработанных. «Копилка» – это почти то же, что и «Смерч», только банк не один – их несколько, а вместо очков – высыпающиеся из врагов детальки, подбирать которые могут лишь пилоты.
Режимов немного, но разработчики планируют разнообразить текущий спектр развлечений, как только игроки окончательно наиграются в имеющиеся. Те, кому не хочется тратить время на сетевые забавы, могут испытать свои силы в сражениях с компьютерными болванчиками в аркадном и тренировочном режимах. Для новичков – это отличная возможность ознакомиться с правилами, механиками и уникальными способностями персонажей, а заодно внимательно изучить структуру карт. К тому же только в этих режимах есть такая вещь, как замедление времени. Она позволяет насладиться тейкдаунами и полюбоваться на местную систему разрушений. В сетевой игре, где всё происходит в реальном времени, данная механика, понятное дело, отсутствует. Кроме того, борьба с ИИ в аркадном режиме позволяет игрокам повышать уровень и зарабатывать внутриигровую валюту по аналогии с тем, как это происходит в мультиплеерном режиме.
Всего в игре представлено 16 звёзд AllStars, каждая из которых может похвастаться своими уникальными умениями. Ловкий малый по имени Шифт может на время становиться невидимым, что делает его сложной целью для соперников, умение здоровяка Ультимо одаривает его временной неуязвимостью для любых, даже самых мощных атак, а дикарка Люпита способна оставлять после себя огненные следы, которые поджигают вражеские автомобили и нокаутируют пеших неприятелей. Кроме того, активация умений, даёт героям возможность совершать двойной прыжок, что бывает крайне полезно в тех случаях, когда платформа со свободным автомобилем находится достаточно высоко, а заморачиваться с поиском вспомогательной платформы нет никакого желания.
Также у всех без исключения пилотов есть свой личный транспорт, который можно призвать в любую минуту. Для этого необходимо накопить специальную шкалу путём сбора разбросанных по уровням кристаллов и артефактов. Машина Ханны, «Сэйбер», обладает выдвижным лезвием, с помощью которого она может разрубать вражеские автомобили пополам. Чтобы им воспользоваться, ей достаточно дождаться активации «брейка» и вовремя навестись на недруга. В железного коня Муны, «Гравитрона», встроен мощный магнит, благодаря которому она притягивает к себе куски чужих автомобилей и формирует крепкую защиту. Но не стоит терять бдительности, ведь как только враги пробьют импровизированный «панцирь», им будет достаточно просто добраться до «сердцевины». Тачка Цзяня, «Монингстар», покрывается шипами, вынуждая недругов держаться безопасного расстояния. К сожалению, действие этого «брейка» довольно-таки скоротечно, поэтому пилот очень редко будет чувствовать себя в полной безопасности.
Помимо уникальных автомобилей, принадлежащих звёздам AllStars, игрой предусмотрены обычные тачки, которые возникают в специально отведенных местах. Это могут быть как легкие и маневренные хэтчбеки, так и тяжелые внедорожники, обладающие низкой управляемостью и повышенным уроном. Разработчики очень постарались сделать так, чтобы каждый вид транспорта ощущался по-своему, тем самым они хотели подчеркнуть разницу между ними. Более того, разные типы заданий мотивируют использовать разные виды машин. Например, в режиме «Вышибалы» разумным решением будет воспользоваться хорошо управляемыми автомобилями, чтобы ненароком не вылететь с разрушающейся арены. В «Смерче», напротив, отлично подойдут тяжеловесы, поскольку с их помощью можно легко набрать очки. В то время как в «Копилке» побеждает тот, кто быстрее всех носится по уровню, а это значит, что без спорткаров в данном случае никуда.
Не все игроки приняли ватагу никому неизвестных персонажей с распростёртыми объятиями, как когда-то было с Tom Clansy’s Rainbow Six: Siege. Но если Ubisoft хотя бы пыталась раскрыть особенности оперативников с помощью красочных синематиков, то Sony ограничилась одним роликом и небольшим сообщением в блоге PlayStation, где были вкратце перечислены уникальные способности некоторых героев. Да что там персонажи, кадры с игровым процессом и те показали всего за несколько дней до релиза. Вообще, плохой маркетинг – это именно то, что отличает современную PlayStation, предпочитающую не тратить гигантские суммы на раскрутку маленьких проектов. По всей видимости, руководство компании считает, что известности бренда достаточно для того, чтобы люди начали сами интересоваться выпускаемой ими продукцией.
Спасти положение, сугубо на наш взгляд, могли бы кроссоверы с нашумевшими эксклюзивами PlayStation, вроде Jak X: Combat Racing, MotorStorm и Twisted Metal. Имея за плечами такое число узнаваемых гоночных тайтлов, было большим упущением не воспользоваться случаем и не добавить пару-тройку знакомых лиц для привлечения всеобщего внимания. Но, судя по всему, в компании решили, что не стоило заморачиваться с подобными вещами, а потому выпустили игру, что называется, as is. Для знакомства с персонажами в Destruction AllStars был выделен отдельный режим – «Серия испытаний», в котором игрокам предлагается пройти ряд не особо сложных заданий, понаблюдать коротенькие перепалки между героями, а заодно узнать больше об их прошлом и о них самих.
В главе, посвященной Ультимо Баррикадо, мы узнаем, что опытный гонщик всячески подначивает новичка Цзяня, который получил в наследство крупную сумму денег и теперь на правах спонсора выступает одним из участников соревнований. Ультимо с достоинством проходит серию испытаний и побеждает Цзяня, но признает, что новичок оказался крепким орешком, достойным того, чтобы находиться с ним в одной команде. Другая глава кажется куда более абсурдной, поскольку в ней Сержант Рескью утаскивает из-под носа у Люпиты несколько пончиков, чем навлекает на себя её гнев. Желая отомстить за украденное лакомство, девушка одолевает здоровяка, завоевывает его уважение и получает в качестве подарка огромный ящик сладостей.
В награду за прохождение испытаний и выполнение всех условий игроки получат различные элементы кастомизации, вроде раскрасок для автомобилей, победных выкриков, баннеров и аватаров для внутриигрового профиля. Звучит здорово, не так ли? Безусловно, но есть один небольшой нюанс. И заключается он в том, что все эти коротенькие истории стоят денег. Реальных. Вполне возможно, что на этапе, когда игра планировалась к релизу в качестве стартового тайтла, она включала в себя большое количество одиночного контента, но из-за желания издателя раздать игру среди подписчиков PlayStation Plus, её было решено превратить в игру-сервис, в которой есть небольшой базовый набор, а весь остальной контент подаётся порционно и ложится на плечи покупателей.
Но, может быть, всё не так страшно и главы, посвященные отдельно взятым персонажам, стоят недорого? Что ж, давайте попробуем разобраться. Самая первая глава даётся игрокам бесплатно в качестве небольшого стартового подарка, вторая обойдётся в 200 очков разрушения (местная валюта, приобретаемая за деньги), третья – в 400, ну а четвертая и все остальные появятся в будущих сезонах, которые планируются к выходу в ближайшие месяцы. Так вот, за 500 очков в PlayStation Store просят 359 рублей. То есть этого недостаточно для того, чтобы ознакомиться с имеющимся на данный момент контентом. А значит, что придётся приобрести 1000 очков, которые стоят 719 рублей (что немного дороже, чем если покупать два набора по 500).
Вполне возможно, что испытания немного подешевеют, когда загадочный таймер, отсчитывающий дни рядом с их изображениями, дойдёт до нуля. Или же он просто сигнализирует о скором возникновении новых глав. Даже если предположить, что каждый набор испытаний будет стоить по 200 очков, а всего их будет 16, по одному на каждого персонажа, то на всё про всё игрокам понадобится чуть менее 2200 рублей (не забываем, что первый эпизод бесплатный). И это при условии, что они не станут тратиться на платные раскраски, жесты и выкрики, коих в игре тоже не мало. Со временем авторы планируют добавить различные дейлики, которые позволят зарабатывать очки разрушений, но когда это случится и что это будут за задания, они не сообщили.
Несмотря на то, что основным достоянием Destruction AllStars является затягивающий игровой процесс, удовольствие от знакомства может подпортить низкое качество сетевого соединения. Тут вам и долгий поиск соперников, и неожиданные вылеты посреди матча, и глубочайшая фрустрация, наступающая после тщетных попыток угнаться за другими, более везучими игроками, чьи дома расположены неподалёку от серверов. Однако одной из главнейших проблем можно назвать отсутствие автоматического баланса. А потому порой доходит до смешного, когда из-за кривого сетевого кода в команде остаётся всего пара бедолаг, вынужденная сражаться с численно превосходящим противником. Но надо отдать авторам должное – они внимательно прислушиваются к своей аудитории и оперативно реагируют на пожелания. Судя по всему, ребята работают сверхурочно, иначе как ещё объяснить столь частый выпуск массивных патчей, правящих огромное число глюков и багов? За минувшие недели они не только убрали принудительный голосовой чат, который больше раздражал публику, нежели реально помогал ей координировать действия, но и дали возможность зарабатывать монеты AllStars путём выполнения еженедельных заданий.
Что касается визуальной стороны проекта, то с этим у Destruction AllStars всё в полном порядке. Игра выглядит очень аккуратно, пестрит мелкими деталями и сама по себе работает достаточно плавно. Основной целью авторов было достичь 60 кадров в секунду, что, несомненно, очень важно, когда речь заходит о гоночных играх. Всё это великолепие работает в динамичном 4K разрешении, которое периодически меняется в зависимости от количества разрушений в кадре. Автомобили очень чётко реагируют на команды, а их физика поведения в большей степени напоминает недооцененную многими Driveclub, то есть нечто среднее между аркадой и симулятором. А вот с системой повреждений всё не так однозначно. Конечно, многие игроки надеялись увидеть большое количество разрушаемых объектов на уровнях, чтобы в полной мере ощутить вкус следующего поколения консолей, но вместо этого получили множество статичных объектов, столкновение с которыми наносит урон лишь самим автомобилям. Это вполне справедливо может разочаровать определенный процент публики, но авторы обещали не ограничиваться текущим набором карт и режимов, так что, велика вероятность, что в будущем ситуация изменится в лучшую сторону.
Отдельного упоминания достойна поддержка беспроводного контроллера DualSense, особенности которого очень грамотно имплементированы в саму игру. Тактильная обратная связь используется для всех без исключения действий, начиная с банальных пеших прогулок и заканчивая использованием «брейка» автомобиля. Сделано всё настолько ловко и ненавязчиво, что привыкание ко всем разновидностям виброотклика происходит моментально. Адаптивные триггеры также отлично справляются со своей задачей и создают нужное напряжение, когда автомобиль только-только начинает трогаться с места. Из динамика контроллера то и дело будут доноситься различные звуки, например, звон собираемых кристаллов, треск вырывающегося из-под колёс пламени или мощный гул акустического оружия. Игра при этом поддерживает трёхмерный звук, так что после нескольких часов, проведенных в Pulse 3D, возвращаться к обычному «плоскому» звуку телевизора не возникает никакого желания.
За последние годы мы привыкли слышать лицензированную музыку в гоночных играх. Ведь нет ничего веселее, чем таранить чужие автомобили под «The Hives – Tick Tick Boom» в MotorStorm: Arctic Edge, набирать сверхзвуковую скорость под «The Prodigy – Invaders Must Die» в WipEout Omega Collection или неспешно изучать содержимое гаража под «Mirror System – Warn The West» в Gran Turismo Sport. А чем в этом плане может порадовать Destruction AllStars? По правде говоря, немногим. По какой-то причине разработчики решили ограничиться всего парочкой треков, один из которых играет в главном меню, а второй – перед началом заездов. Всё остальное время игроки вынуждены слушать комментарии немногословных ведущих, частенько повторяющих одни и те же реплики. И это очень странно, поскольку в той же Destruction Derby, которой вдохновлялись авторы Destruction AllStars, создатели умудрялись совмещать динамичный саундтрек с комментариями, а уж про легендарное звуковое сопровождение второй части даже говорить как-то неловко, поскольку у многих поклонников первой PlayStation он навечно прописался в их плейлистах.
Итог: Что можно сказать о Destruction AllStars? Когда игра работает, в обеих командах равное число участников, а качества соединения хватает для того, чтобы никто не перемещался по уровням рывками, то игровой процесс доставляет массу удовольствия. К сожалению, как и многие другие сетевые проекты от Sony, данную игру не миновали проблемы с запуском. Возможно, сделай они всё так, как они планировали изначально, ничего подобного бы не произошло, однако решение порадовать подписчиков PlayStation Plus бесплатной раздачей привело к прямо противоположному эффекту. И ни для кого не секрет, что японский медиа-гигант не умеет работать с играми-сервисами, хоть и не теряет надежду когда-нибудь откусить кусок от этого пирога. Памятуя о том, как Sony обошлась с другими подобными проектами, вроде The Tomorrow Children, Drawn to Death, StarBlood Arena и Kill Strain, велика вероятность, что Destruction AllStars в скором времени прекратит своё существование, не успев толком обосноваться в собственной нише. Будем надеяться, что авторам хватит мастерства вытянуть своё детище и сделать из него конфетку, как это когда-то провернули Polyphony Digital со своей Gran Turismo Sport. А до тех пор будем периодически посматривать в их сторону.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.