«Пусть в протоколе будет указано, что по состоянию на 03:33 ночи пациент пережил первую фазу операции. Готовьтесь ко второй»
Из монолога доктора, Dementium: The Ward
В эпоху царствования на рынке Nintendo DS, второй по популярности консоли в истории, игрокам было представлено множество самобытных проектов, большинство из которых никогда не покидало пределов карманной консоли. Однако в последние годы ситуация немного изменилась и всё больше культовых хитов того времени стало перебираться на актуальные игровые системы. Конечно, в большинстве случаев это мобильные телефоны, но иногда бестселлеры давно минувших дней заглядывают и на старшие платформы. Несколько лет назад до владельцев Nintendo Switch добралась расширенная версия The World Ends With You: Final Remix, а совсем недавно обладатели PlayStation 4 и Xbox One смогли приобщиться к ремастеру Ghost Trick: Phantom Detective и потрясающему сборнику Apollo Justice: Ace Attorney Trilogy. Пополнить этот список неожиданно решил Dementium: The Ward – трёхмерный Survival Horror, который был призван доказать, что на Nintendo DS есть место для взрослых пугающих игр.
Разработкой портативного ужастика занималась небезызвестная Renegade Kid, которая всегда умела выжать из маломощного железа все соки, что наглядно демонстрировали такие прорывные для своего времени трёхмерные игры, как Moon и Dementium II, а также демо-версия Maximillian and the Rise of the Mutant Mudds, показанная разработчиками на E3 2009. Впоследствии творческий коллектив переключился на дешевые в производстве и легко адаптируемые двухмерные игры, которые, несмотря на доступность, не приносили большой прибыли, а попытки выйти на краудфандинговую площадку Kickstarter с чем-то более серьёзным не увенчались большим успехом. Это привело к тому, что в 2016 американская студия закрыла свои двери, а права на её интеллектуальную собственность перешли к двум другим студиям – Atooi и Infitizmo, которые и по сей день промышляют тем, что переносят старые хиты на новые игровые системы.
Вообще, изначально Dementium: The Ward создавалась в качестве прототипа Silent Hill, который был представлен руководству Konami в 2005 году. Сотрудники Renegade Kid планировали сделать эксклюзивную часть для Nintendo DS, задействовав все имеющиеся особенности портативной консоли для создания нагнетающей атмосферы и необычного взаимодействия с миром. Однако японский издатель им отказал, сославшись на отсутствие у системы нужной аудитории. Конечно, авторы оставили сей факт без внимания, будучи уверенными в своём успехе, но впоследствии, когда цифры продаж оказались не столь велики, как им бы хотелось, ребята осознали, что руководство Konami было не так уж и не право. Впрочем, к тому времени было уже поздно что-либо менять.
Главным героем Dementium: The Ward выступает мужчина по имени Уильям Редмур, который пробуждается от кошмарного сна дождливой тёмной ночью и обнаруживает себя на одном из верхних этажей заброшенного больничного комплекса. Он совершенно не помнит, кто он и как его занесло в это мрачное, отрешённое от остального мира место, однако он точно знает, что если не найдёт выход, то очень скоро пополнит ряды тех, кто населяет эту больницу – жутких чудовищ, которые, судя по всему, являются порождениями чьих-то бесчеловечных экспериментов. Быть может он и сам чудище и вполне заслуживает находиться в подобном месте? – задастся вопросом игрок, когда возле входа в его палату обнаружит записку со словами «ЗАЧЕМ ТЫ ЭТО СДЕЛАЛ?». Как она там оказалась и кто её написал, сказать сложно, но она определённо связана с тёмным прошлым Уильяма.
На не совсем здоровую психику главного героя будут также указывать возникающие из ниоткуда и уходящие в никуда образы его погибших членов семьи – жены и дочери, а также разбросанные по больнице газетные вырезки, говорящие о том, что родные Редмура умерли насильственной смертью и что главным подозреваемым в этом деле, по мнению местных правоохранителей, выступает глава семейства. И вроде суть происходящего ясна, однако целостность картины нарушает зловещего вида доктор, облачённый в чёрные одеяния. Кажется, что он способен видеть родных Уильяма и даже взаимодействовать с ними, из-за чего в душе героя зарождается надежда, что они всё-таки живы и ждут своего спасения где-то в мрачных кулуарах монструозного больничного комплекса.
С геймплейной точки зрения Dementium: The Ward – это шутер от первого лица, в котором герой исследует больничный комплекс, прочёсывая этаж за этажом и сталкиваясь со всё более опасными недругами. Изюминки происходящему придаёт тот факт, что Уильям – человек не многозадачный и не способный делать два и более дел одновременно, вследствие чего ему становится не по силам держать в руках фонарик и бить по противникам из ружья. Вот почему большинство боёв происходит в кромешной тьме с видимостью в полтора-два метра. Иногда на помощь приходят вспышки молнии, однако окна есть далеко не во всех комнатах, поэтому приходится в большей степени ориентироваться на звук и внимательно следить за перекрестьем. Если оно окрасится красным – значит враг где-то неподалёку.
Этот нюанс нередко досаждал владельцам Nintendo DS, которые никак не могли понять, почему Уильям наотрез отказывается примотать фонарик к своей M4. На PlayStation 5 всё это усугубилось далеко не самым лучшим прицеливанием. Конечно, поймать противника на мушку тем, кто провёл десятки часов в Helldivers 2 и Predator: Hunting Grounds, не составит большого труда, однако неподготовленный игрок, который имеет определённые трудности с прицеливанием на консолях, скорее всего почувствует себя не в своей тарелке. Оно и не удивительно, ведь изначально прицеливание было заточено под нижнюю сенсорную панель карманной консоли, где оно задавало стандарты для всех последующих игр, в том числе и для готовящейся к выходу Call of Duty 4: Modern Warfare. Но при переносе авторы отказались от прицеливания с помощью гироскопов или сенсорной панели DualSense и просто повесили всё это дело на правый стик.
Зато значительно улучшилась маневренность персонажа, который в портативной версии еле шевелил ногами и неспешно крутил дулом, больше походя на списанный ржавый танк. Опять же, причиной этого служило сенсорное управление, которое не позволяло резко разворачиваться и нырять за углы, уходя от зубов, жвал и кислотной слизи. И это очень важно, так как патронов на то, чтобы расстрелять всех и каждого, определённо не хватит, особенно на высокой сложности, где для умерщвления некоторых противников требуется миллион выстрелов. По-настоящему сложными бои делает тот факт, что при попадании противники загораются красным и пока сияние не закончится – лупить по ним бесполезно. Разумеется, большинство недругов использует это время для того, чтобы сократить дистанцию и отгрызть Уильяму лицо. При этом никакой временной неуязвимости у самого героя нет, так что если чудища захотят его окружить, то моментально призовут надпись «Game Over».
Но и это ещё не всё. Стрелять нужно строго по уязвимым местам. У шустрых «Chestmaws» подобным местом выступает грудь, на которой расположена огромная зубастая пасть, а у ползающих по потолку «Crawlers» – туловище, ведь если снести им головы, то они продолжат гнаться за игроком, поливая оного нескончаемыми потоками ядовитой слизи. И, стоит отметить, что попасть по какой-то конкретной точке в кромешной темноте с далеко не самым отзывчивым управлением – это тот ещё экспириенс. Но, к счастью, в определённый момент у Уильяма появится возможность обзавестись циркулярной пилой. Для этого ему нужно обыскать пару верхних этажей на предмет медного, серебряного и золотого ключей, после чего использовать их на специальном чемоданчике, спрятанном в кабинете у доктора. Как только пила попадёт к герою в руки – игра преобразится и станет чуточку проще. Бесконечный заряд и повышенный урон делают это оружие идеальным против большинства ходящих и летающих противников. Конечно, совсем перестать стрелять не выйдет, так как в игре есть и ползающие супостаты, однако их порой бывает проще оббежать стороной.
Помимо стрельбы в игре есть головоломки, большинство из которых решается практически на месте, поскольку авторы были прекрасно осведомлены, что люди будут разгадывать их в самолёте, метро или любом другом шумном месте и им будет тяжело сосредоточиться на чём-то действительно сложном. Смутить может разве что головоломка с ящиком, к которому нужно подобрать шифр. Оставленная к нему подсказка немного вводит в заблуждение, однако слишком долго корпеть над разгадкой тоже не придётся. Что касается исследовательского процесса, то и здесь всё очень просто, ибо большинство необходимых для прохождения вещей лежит на видном месте (к тому же все интерактивные предметы подсвечиваются белым цветом). Единственное исключение – это вышеупомянутый чемоданчик, подталкивающий к прочёсыванию двух этажей и лестничного пролёта между ними.
Противников в игре совсем немного – всего пять типов с парочкой вариаций на каждого. В начале игры Уильям обнаружит плотоядных жуков, которые не терпят, когда в их сторону направляют луч фонаря, чуть позже он встретится с летающими аналогами, для которых свет – всё равно что магнит. И это единственный случай на всю игру, когда враг по прошествии времени демонстрирует иную стратегию поведения, другие просто меняют цвет, становясь быстрее, сильнее или живучее. С боссами происходит похожая ситуация, так как их всего четыре на игру, и некоторые из них имеют свойство повторяться без каких-либо мажорных изменений. Большинство из них достаточно простые и побеждаются вообще без каких-либо проблем, даже на сложности «Demented», однако один конкретный босс, «The Wheelchair», успеет хорошенько потрепать игрокам нервы, так как это единственный враг в игре, у которого есть огнестрельное оружие, бешенная скорость и тяга к скрытности. Сражение с ним очень напоминает снайперскую дуэль с дедушкой «The End» из Metal Gear Solid 3.
В версии для PlayStation 5 обнаружилась парочка отличий, делающих игру чуть более комфортной по сравнению с версии для Nintendo DS. Например, авторы избавили нас от необходимости искать планы этажей, чтобы ориентироваться в тёмных и запутанных коридорах больничного комплекса. Они есть у игроков с самого начала, так что все желающие могут открыть и изучить их, нажав кнопку «Options». Карты, как и прежде, интерактивные, а это значит, что на них будут автоматически помечаться все изученные коридоры и заваленные проходы. Другое отличие состоит в том, что герой всегда находится в состоянии «бега». В оригинале персонаж двигался медленно и для того, чтобы заставить его передвигаться быстрее, необходимо было дважды нажать кнопку «вперёд» на крестовине. Да, с одной стороны, это изменение подвергает игроков дополнительному риску, поскольку всегда есть шанс налететь на прячущегося за углом монстра, однако в то же время постоянный бег позволяет играючи разбираться с некоторыми противниками, в том числе и с медлительными боссами.
Также авторы добавили в игру систему чекпоинтов, которой, как мы помним, не было в оригинале. В портативной версии игроки могли сохраняться только у специальных картин, горящих красным цветом – элемент игрового процесса, доставшийся Dementium: The Ward в наследство от Silent Hill. В версии для PlayStation 5 игра может автоматически сохраняться в ключевые моменты, например, после победы над боссами. Это не отменяет необходимости выискивать картины, но, по крайней мере, игрокам больше не придётся переигрывать боссфайты, если они случайно умерли по дороге к следующей точке сохранения, которые, как показала практика, могут находиться достаточно далеко друг от друга. Однако было и кое-что, что Atooi вырезали из старшей версии. Так, например, у героя отобрали возможность вносить заметки в карманный блокнотик. Ввиду того, что большинство ключевых локаций разделены кодовыми замками – возможность записать пароль была очень важна для владельцев Nintendo DS. К счастью, современные консоли позволяют создавать скриншоты, что вроде с одной стороны вредит атмосфере, но, с другой, открывает быстрый доступ к нужной информации.
Не забыли авторы и про поддержку трофеев. Большинство из них не требует чего-то специфического, ибо игрок сам по себе заинтересован в сборе всего имеющегося оружия и предметов, но среди них есть несколько таких, которые можно назвать зубодробительными. Например, «OK, that was tough!», требующий пройти игру на сложности «Demented». На этой конкретной сложности львиная доля врагов из второй половины игры убивает главного героя с пары попаданий. Особенно это касается «Banshees», которые всегда осведомлены о точном местонахождении игрока и готовы атаковать его всей орущей гурьбой. В последних главах, где практически отсутствуют точки сохранений, игра превращается в один сплошной зубовный скрежет. Например, чтобы добраться до последнего босса, игрок должен миновать лабиринт из напичканных врагами комнат, и, если он допустит оплошность и не сможет одолеть его с первого раза, что, учитывая всё ранее сказанное о геймплее, имеет очень высокую вероятность, то ему придётся проделать весь путь с самого начала. Единственный способ справиться с этой ситуацией – регулярно возвращаться к точке сохранения после уничтожения недругов. К счастью, игра запоминает, какие локации были зачищены от врагов и перестает их возрождать.
Для игры, вышедшей почти что двадцать лет назад на далеко не самой мощной игровой системе, Dementium: The Ward обладала довольно глубокой и проработанной атмосферой. Покрывшееся грязью и ржавчиной медицинское оборудование, заваленные хламом больничные коридоры, опустевшие кухни и разгромленные родильные отделения создают ощущение покинутости и заброшенности. Ну а преследующие героя жуткие видения, столкновения с результатами чудовищных экспериментов и странные загадки, которые можно найти как в самой больнице, так и за её пределами, отдают пугающей мистикой. К тому же авторы не прогадали с погодой и временем года. Глядя на осенний дождь за окном и прислушиваясь к доносящимся откуда-то издалека раскатам грома, хочется как можно скорее занавесить все окна и завернутся в тёплое одеяло. Что-то похожее можно было испытать в вышедшей для PlayStation VR The Impatient, которая, к слову, наводит на мысль: почему бы не адаптировать данную игру под виртуальную реальность? Это бы автоматически исправило проблемы с неудобным прицеливанием и позволило ещё глубже погрузиться в обволакивающую атмосферу.
Итог: Когда-то давно Dementium: The Ward была настоящей сенсацией и смогла завоевать внимание многих ценителей портативных игр, однако сейчас ей вряд ли удастся кого-то удивить, не говоря уже о том, чтобы заинтересовать. Неудобное управление, однообразный геймплей, отсутствие нормальной системы сохранений и несбалансированная сложность делают эту игру максимально нечестной и недружелюбной по отношению к современному игроку. Да, она действительно может вызвать приятные чувства ностальгии и порадовать своей мрачной атмосферой, однако ничто из этого не оправдывает её существования в том виде, в котором она появилась на PlayStation 4 и PlayStation 5. Но, мы вынуждены признать, что даже в таком состоянии Dementium: The Ward остаётся лучше большинства современных ужастиков, которые выпускаются пачками на актуальных системах. К тому же есть в ней что-то такое, что заставляет ценителей психологических хорроров обращать на неё внимание. Возможно, всё дело в её истоках. Все эти игры разума, нездоровые на вид сущности и запутывающие детали сюжета заставляют задуматься о том, насколько хороша могла бы быть игра, если бы Atooi взялись за полноценное переосмысление. Но, учитывая их отношение к серии, это вряд ли когда-нибудь случится. В любом случае, ждём появления на стационарных системах Dementium II и надеемся, что с ней дела будут обстоять чуточку лучше.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.