«Игры для виртуальной реальности – не самая ходовая вещь у большинства обывателей, поскольку многие из них не понимают, что это не те игры, за которыми они обычно проводят время. Это совокупность театрального и физического опыта. И чем больше людей приобщается к этому делу, тем чаще мы слышим: "О! Так вот что такое виртуальная реальность!". Я здесь не для того, чтобы рекламировать виртуальную реальность. И не для того, чтобы продавать свою игру. Чего я действительно хочу, так это того, чтобы люди были физически активны. Думали, чувствовали и находились в движении. Видеть то, как они с радостью занимаются чем-то подобным и поощрять их за это – вот моя настоящая цель»
Руководитель проекта Йорг Титтель (Jörg Tittel) о C-Smash VRS
Порой мы забываем о том, как важно уметь реализовывать свои давние мечты, чтобы с течением времени чувствовать себя более преуспевающими и завершёнными. Как бы парадоксально это ни прозвучало, но нынешние разработчики тоже когда-то были детьми. И, как и всем детям, им хотелось как можно скорее влиться в ряды взрослых, чтобы начать заниматься по-настоящему увлекательными вещами. Но было ли в те годы что-то, что могло бы по степени увлекательности сравниться с виртуальной реальностью? Неспроста фантасты 80-х и 90-х часто приписывали её к обязательным атрибутам будущего. Так что, когда через несколько лет данная технология ушла в массы, став значительно проще и доступнее, эти слегка подросшие дети вознамерились объединить данное направление со своим самым любимым развлечением – видеоиграми.
Первопроходцами в этом деле стали Battlezone и Super Stardust Ultra, которые вышли на оригинальной PlayStation VR и познакомили людей с культовыми аркадными играми. Чуть позже, когда в продажу поступит PlayStation VR2, эстафету перехватят Fantavision 202X и C-Smash VRS – два мощных привета из прошлого, о возвращении которых не мечтали даже самые прожжённые фанаты ретро-игр. И поскольку Fantavision 202X уже успела обзавестись своим собственным обзором, сегодня мы поговорим о C-Smash VRS. Перед нами переосмысление классической Cosmic Smash, которая была разработана компанией SEGA на рубеже двух эпох. Её можно было часто увидеть в аркадных залах Японии и Европы в начале нулевых, где она собирала вокруг себя толпы зевак благодаря своему футуристическому дизайну, минималистичной графике и потрясающей музыке. Не отставал от всего вышеперечисленного и геймплей, который идеально гармонировал с выбранным авторами стилем.
Тёплый приём публики подтолкнул SEGA к переносу игры на домашние игровые системы. В частности, на родную Dreamcast, которая в те годы остро нуждалась в каких-нибудь систем селлерах. Однако низкие продажи консоли, вызванные доминированием на рынке технически превосходящей PlayStation 2, а также скорое появление Xbox и GameCube вынудили издателя отказаться от релиза игры за пределами Японии. В общем-то, именно поэтому о существовании консольной версии Cosmic Smash осведомлено гораздо меньше людей, чем о The House of the Dead 2, Crazy Taxi или Puyo Pop Fever. Решив, что негоже столь самобытной и во многом уникальной игре прозябать в пучинах безвестности, студия Wolf & Wood заключила соглашение с SEGA и Sony Interactive Entertainment о выпуске духовной наследницы на PlayStation VR2, намереваясь не просто повторить, а развить идеи оригинала с помощью передовых технологий.
Собственно, так на свет и появилась C-Smash VRS – следующая игра в серии, название которой отражает в себе всю её суть. «C-Smash» – это, как нетрудно догадаться, сокращение от «Cosmic Smash», а аббревиатура «VRS» означает как «VR», так и «Versus». С геймплейной точки зрения она представляет собой нечто среднее между теннисом, сквошем и блок-брейкером, вбирая в себя каждый из этих элементов и выдавая нечто совершенно новое. Нечто, что возможно только в видеоиграх. Действие игры разворачивается в отдалённом будущем, в котором человечество успешно покорило космос и теперь осваивает новые виды спорта в условиях пониженной гравитации. Собственно, C-Smash – как раз одно из таких направлений. Задача игроков состоит в том, чтобы путешествовать от одной орбиты до другой на своём космическом шаттле и разбивать цветные блоки, используя лишь мяч и виртуальную ракетку.
Особенность игры состоит в том, что каждый этап – это своего рода головоломка, требующая поиска верного решения: где-то необходимо подобрать подходящий угол для удара, где-то – выждать момент, а где-то – исполнить правильную последовательность действий. Порой достаточно бить без промахов, однако сделать это не так просто, как кажется, поскольку местная физика поведения мяча во многом отличается от той, к которой мы привыкли. Даже если удастся свыкнуться с тем, как ведёт себя мяч, который никогда не стоит на месте и всегда норовит залететь игроку за спину, бывает очень трудно добиться прицельной точности из-за отсутствия физического взаимодействия с движущимся объектом. Всё же не стоит забывать, что мы сжимаем в руках не саму ракетку, а беспроводной контроллер. При таких условиях порой становится проблематично определить её «физические» границы и соприкоснуться в нужный момент с шаром.
Но, несмотря на это, игровой процесс в C-Smash VRS по-прежнему остаётся захватывающим, в основном за счёт общей простоты и минимализма. Всё же есть что-то невероятно затягивающее в уничтожении цветных блоков под динамичную электронную музыку в окружении Sci-Fi эстетики из начала нулевых. Авторы очень умело используют сел-шейдинг и ограниченную цветовую палитру, добиваясь примерно того же эффекта, какой мы могли наблюдать в Mirror’s Edge и Superhot. И хотя настроение и дух оригинала здесь ощущается гораздо сильнее, чем в Fantavision 202X, авторам следовало бы немного поразмыслить по поводу создания видео-фильтров, добавляющих различные ретро-эффекты, имитирующие картинку с Dreamcast. То, что есть сейчас, выглядит по-современному стерильно.
Возможность играть вдвоём напрашивалась в серию Cosmic Smash с самого начала, однако до её полноценной реализации потребовалось чуть более двадцати лет. Да и в новую игру она попала далеко не сразу, а лишь с большим обновлением, над которым Wolf & Wood корпели на протяжении последних нескольких месяцев. Сетевой компонент делится ровно на две части: соревновательный и кооперативный. Первый позволяет выяснить, кто из игроков лучше владеет виртуальной ракеткой, орудуя не одним, а двумя мячами одновременно. Для общего удобства каждый из них помечается определённым цветом. Например, красным и синим. В этом режиме важно не только не упустить свой мяч, но и не дать противнику забить его собственный. Высокая динамика и необходимость моментально реагировать на действия оппонента дарят ощущение игры в пинг-понг.
Есть тут и более классический режим, в котором мяч всего один, а задача игроков сводится к уничтожению вражеских блоков с помощью хитрых движений и техник. Победит тот, кто успеет разбить больше фигур до окончания таймера. Для тех, кто не уверен в своих способностях, предусмотрен режим тренировки с компьютерным болванчиком и несколькими уровнями сложности. Но даже на самом высоком он не покажется таким же суровым и требовательным, как некоторые живые игроки, успевшие освоить все премудрости внутриигровых механик. И хотя в сетевой игре нет голосового чата, тем не менее, участники могут обмениваться цифровыми смайликами, которые вылетают прямиком из виртуальной ракетки. Правда, разработчикам стоило бы ввести кое-какие ограничения на их количество, чтобы некоторые особо прошаренные хитерцы ими не спамили и не затрудняли визуальную считываемость своих движений.
Второй компонент – это кооперативный режим, где двое участников могут объединить усилия по совместному уничтожению блоков. В отличие от соревновательного режима, оные здесь не стоят на месте, а движутся на напарников, поэтому они должны всё время быть на чеку, внимательно следя за тем, чтобы фигуры не соприкасались с их телами. Минус у данного режима только один – он требует наличия второй консоли и гарнитуры. Вполне возможно, что авторы бы только выиграли, если бы дали игрокам шанс помочь своим товарищам, сделав более классическую версию Cosmic Smash для плоских телевизоров, а заодно позволили им играть вместе на одной системе. Мы уже видели подобное в The Playroom VR, The Angry Birds Movie 2 VR: Under Pressure и других играх с оригинальной PlayStation VR, поэтому нам бы хотелось, чтобы нечто схожее было и на новом периферийном устройстве.
Помимо соревновательной составляющей в C-Smash VRS была представлена полноценная одиночная кампания, позволяющая исследовать пять различных систем. И, как и в оригинальной Cosmic Smash, путешественники могут самостоятельно прокладывать маршруты, основываясь на собственных предпочтениях. Выбор пути влияет на количество уровней и их наполнение, а также на прокачку спецприёмов, коих в игре четыре штуки. Время на каждом уровне ограничено, поэтому чем быстрее игрок избавится от блоков, тем лучше будут его результаты и тем больше очков он получит в конце. Для того, чтобы всё происходящее не скатывалось в «Разбил одни фигуры? Молодец, теперь разбей другие!», авторы постарались разнообразить игровой процесс за счёт введения новых разновидностей блоков и хитрых комбинаций. Здесь есть блоки, которые активируют другие блоки, телепортируют или дублируют мячи, заряжают шкалу спецприёмов, а также взрываются и уничтожают всё в округе.
Обыкновенные блоки также делятся на простые, которые можно уничтожить с одного удара, и защищённые, требующие нескольких попаданий. И те, и другие могут мельтешить по всему экрану, усложняя и без того непростой процесс прицеливания. Иногда авторы прячут их за полупрозрачными непробиваемыми щитами, вынуждая искать лазейки – совершать сложные удары, способные отправить мяч прямиком за ограждение, или искать выключатели, которые снимают защиту на небольшой промежуток времени. Для того, чтобы игрокам было проще расчищать завалы, в игру были введены вышеупомянутые спецприёмы, которые зовутся «Power Smash». С их помощью можно разбить несколько блоков одновременно, направить мяч в указанную точку или притянуть его к себе, а затем отправить обратно мощным и неожиданным ударом. Шкала «Power Smash» накапливается по мере взаимодействия с мячом и не опустошается после прохождения уровня, так что её можно сохранить и использовать для получения преимущества в начале следующего этапа.
По большому счёту, C-Smash VRS хороша и её практически не за что ругать, но мы всё же отметим парочку моментов. Как уже говорилось выше, в игре присутствуют полупрозрачные фигуры, которые выступают чем-то вроде щита. Авторы используют их для того, чтобы вынудить игроков бить по определённым зонам, однако нередко возникают ситуации, когда мяч, оказавшись за таким вот щитом, застревает и отказывается лететь обратно. Даже заряженная «Power Smash» ракетка не способна вытащить его из-за баррикады. Подобные ситуации могут возникнуть даже во время сражения с финальным боссом, поскольку кто-то из разработчиков подумал и решил, что было бы гениальным ходом поместить в одну из его фаз несколько защитных сооружений. На самом деле, эту проблему можно было бы легко исправить, введя условие, при котором мяч сам бы проходил сквозь блок, совершив три и более касания с его тыльной стороной.
Также остаётся нерешённой проблема с контентом. Несмотря на то, что разработчики постоянно полируют своё детище и иногда добавляют новые этапы, их общее количество всё равно остаётся сравнительно небольшим. Пройти C-Smash VRS можно всего за пару вечеров, изучив всё, что может предложить данная игра. К тому же, ей катастрофически недостаёт разнообразия, ведь помимо одиночной кампании и сетевого компонента здесь есть только бесконечный режим, который может очень быстро наскучить. Всё же, с какой стороны ни посмотри, а духовная наследница Cosmic Smash не обладает той степенью реиграбельности, какая есть у Tetris Effect или Beat Saber. Конечно, авторы обещали продолжить развивать игру в текущем году и, быть может, они даже предоставят какой-нибудь платный контент. В любом случае, нам бы хотелось, чтобы в ней было чуточку больше всего, тем более, что в настоящий момент на PlayStation VR2 существует не так уж много аналогов, обладающих столь увлекательным геймплеем.
Отдельного упоминания заслуживает местная музыка. Для работы над звуковым сопровождением были приглашены Кен Ишии (Ken Ishii), Дэн Пагсли (Dan Pugsley) и Danalogue, работавшие над Rez Infinite, Lumines II и The Comet is Coming. Вместе они создали потрясающий футуристический саундтрэк, который идеально вписался бы в серию WipEout. Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с мини-альбомом C-Smash VRS EP, куда вошли ремиксы музыки из оригинальной игры. В частности, с «Warp» и «Saturnians». Также после релиза в игру была добавлена полностью переработанная композиция «Antimatter», в создании которой приняла участие небезызвестная группа UNKLE. Для неё был создан целый отдельный уровень, который предлагает игрокам разбить несколько блоков под меняющуюся тональность и агрессивно-красное окружение. На выходе у них получилось что-то вроде небольшого аудио-визуального представления, которое очень хорошо раскрывается в виртуальной реальности.
Итог: C-Smash VRS – отличная игра, которую хочется порекомендовать тем, кто соскучился по подвижным играм, набиравшим популярность в эпоху PS3, Xbox 360 и Wii. Возможно, она не обладает той же степенью реиграбельности, что и Wii Sports или Kinnect Adventures, однако ей удаётся быстро втянуть в себя за счёт простого в освоении и крайне увлекательного геймплея, атмосферы из начала нулевых и великолепного электронного саундтрека. Это один из весомых доводов в пользу приобретения PlayStation VR2, который пока что не имеет аналогов на других системах. Демократичная цена, живой онлайн, а также обильная пострелизная поддержка помогут развеять страхи тех, кто сомневается в целесообразности данной покупки. Игра дарит глубокое чувство удовлетворения от физической активности и охотно вовлекает тех, кто наблюдает за процессом. Эта особенность позволяет рассматривать её как игру для индивидуального досуга или как необычное и очень весёлое времяпрепровождение для большой шумной компании.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.