«Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливой очень легко»
Туве Янссон, «В конце ноября»
В последние годы среди консоледержателей наметилась замечательная тенденция – выпускать игровые платформы со встроенными интерактивными развлечениями. И хотя все они, по большей части, представляют собой сборники мини-игр разной степени реиграбельности, были среди них и такие, что смогли перерасти в самостоятельные проекты. Речь, конечно же, идёт о небезызвестной The Playroom, которую небольшое подразделение SIE Japan Studio, Asobi! Team, придумало с единственной целью – продемонстрировать публике возможности PlayStation Camera.
Однако настоящую популярность разработчики обрели после того, как представили игровому сообществу сборник мини-игр The Playroom VR, где фигурировал коротенький платформенный уровень с роботом по имени Астро, высадившимся на неизведанной планете для спасения попавших в беду товарищей. Данная зарисовка так сильно понравилась игрокам, что они буквально засыпали авторов просьбами сделать из неё полноценную видеоигру. Всё это и послужило толчком к возникновению Astro Bot Rescue Mission – одной из лучших игр уходящего поколения.
Своё развёрнутое мнение о данной видеоигре мы высказывали в отдельном обзоре, поэтому перечислять основные достоинства и недостатки не будем. Отметим лишь, что авторов неоднократно просили выпустить версию, которая работала бы на обычных мониторах, как это в своё время сделали с Here They Lie, Stifled и Immortal Legacy. К счастью, разработчики не стали бросаться в крайности, а сосредоточились на другом проекте, разрабатываемом для новенькой игровой системы. Ну а поскольку своего шлема у PlayStation 5 пока что нет, а имеющийся работает только посредством функции обратной совместимости, все вопросы, касающиеся поддержки виртуальной реальности, отпали сами собой.
Пошло ли подобное решение новинке на пользу? Честно говоря, не особо, поскольку игравшие в Astro Bot Rescue Mission сразу же заметят, что в Astro’s Playroom есть множество знакомых черт и что в ней используются приёмы, которые работали бы только в том случае, если бы на голове у игрока красовалась гарнитура. Все эти проносящиеся мимо футуристические автомобили, летящие в экран брызги и скрытые от глаз секреты – всё это досталось игре в наследство от предшественницы. Учитывая особенности нового контроллера, которые здесь раскрываются в должной мере, нетрудно себе представить, каким бы мог быть уровень погружения.
И раз уж мы затронули тему нового контроллера, то давайте остановимся на нём подробнее. Как известно, от предыдущей модели DualSense отличается не только названием, но и расширенным функционалом. В беспроводной контроллер были добавлены адаптивные триггеры и тактильная отдача, которые неплохо влияют на восприятие. Почувствовать сопротивление триггера при попытке открыть заблокированную дверь в Observer: System Redux или ощутить, как меч отскакивает от вражеской брони в Demon’s Souls, безусловно, здорово, но всё это не идёт ни в какое сравнение с тем, как данные функции реализованы в Astro’s Playroom.
Творческий коллектив умудрился имплементировать вышеперечисленные гиммики в игровой процесс, создав хрупкие уступы, осыпающиеся при сильном давлении на задние кнопки, ракету с реактивными двигателями, мощность которых регулируется силой нажатия, и шарообразные костюмы, отличающиеся от аналогичных из Sackboy: A Big Adventure иной схемой управления – за движение шара отвечает не правый стик, а сенсорная панель. При этом игрок ощущает всё, с чем так или иначе взаимодействует главный герой: барабанящие по зонту капли дождя, скольжение коньков, натяжение пружины, дуновение ветра и многое другое.
Детище Asobi! Team предлагает к изучению четыре мира, каждый из которых посвящен одной из основных составляющих PlayStation 5: графическому процессору, SSD-накопителю, памяти и системе охлаждения. Все они призваны продемонстрировать специфики того или иного компонента, придавая им облик красочных джунглей (за обработку которых отвечает GPU) или заснеженных равнин (ставших таковыми благодаря обновлённой системе охлаждения). Всё это сдобрено огромным количеством шуток, секретов, коллекционных предметов и отсылок, созданных для того, чтобы показать игрокам, какой путь был ими проделан с тех пор, как самая первая PlayStation появилась на полках магазинов.
Сложно сказать, существует ли на свете другая такая игра, способная продемонстрировать столь сильную любовь к богатому наследию PlayStation. Здесь нашлось место не только для очевидных отсылок, наподобие дрейфующей лодочки с персонажами из недавней God of War или наскальной живописи с изображёнными на ней дикарями из Patapon, но и для таких, понять которые смогут лишь люди, хорошо знакомые с историей игрового подразделения Sony, вроде гигантской катапульты из PAIN, или трансформирующихся векторных линий, позаимствованных у Vib-Ribbon.
И это уже не говоря о том, что в игре присутствует огромное количество консолей и всевозможных периферийных устройств, выпущенных под брендом PlayStation, начиная с карманной Sony PocketStation и заканчивая контроллером прицеливания PlayStation Aim. Авторы проделали огромную работу, перенеся все эти устройства в Astro’s Playroom и отобразив их основные особенности. Детализация вышла такого уровня, что на них даже можно разглядеть серийные номера и определить ревизии. Знакомство с историей компании сопровождается действительно забавными шутками, из которых нам больше всего запомнились эти две: «Теперь эти мартышки не сбегут!» (контроллер DualShock) и «Многие думают, что внутри живут роботы!» (беспроводной контроллер DualShock 4).
Фансервиса в игре действительно много. Поначалу это может вызывать недоумение и даже отторжение, однако очень скоро приходит понимание, что целью разработчиков было не набить игру бессмысленными отсылками, а напомнить игрокам, почему они выбрали бренд PlayStation, и, таким образом, подвести их к самому главному – к запуску нового поколения. К сожалению, приключение это будет недолгим. На полное прохождение Astro’s Playroom понадобится от трёх до пяти часов, в зависимости от того, захочет ли игрок отыскать все имеющиеся секреты, разблокировать все трофеи и занять верхние строки в таблице лидеров. Последний пункт тесно связан с режимом испытаний, который предлагает игрокам пройти несколько специально созданных для этого дела этапов за отведенное количество времени.
Игровой процесс со времен Astro Bot Rescue Mission не претерпел каких-то кардинальных изменений. Игрок по прежнему должен преодолевать препятствия, сражаться с роботами, собирать монетки и выискивать секреты. Помимо новых гаджетов, лука и ручного шаромёта, в игру были добавлены костюмы, облачаясь в которые Астро принимает различные формы и обретает новые способности. Нацепив на себя костюм обезьяны, герой научится лазать по уступам, раскручиваться на ветвях и раскачиваться на лианах. Костюм шара позволит ему развивать большую скорость, сбивать недругов и играть в пинбол, выступая в роли шарика. Прыгучая одёжка превратит Астро в подвижный механизм, использующий пружины в качестве основного способа перемещения – с их помощью он сможет взбираться на различные возвышенности и разрушать хрупкие предметы, вроде коробок или стекла.
Следует отметить, что разработчики очень ловко комбинируют различные механики и постоянно чередуют их, чтобы максимально разнообразить происходящее на экране. Герой то скатывается по ледяным склонам, лавируя между потоками ветра, то летает на дельтаплане, уворачиваясь от воздушных мин, то бороздит просторы космического пространства, стараясь не задеть обшивкой энергетические поля. Такого разнообразия не было даже в Astro Bot Rescue Mission. Оппонентами здесь по-прежнему выступают роботизированные недруги, многие из которых хорошо знакомы поклонникам творчества Asobi! Team. Тем не менее, разработчики всё же придумали несколько новых противников, атакующих электрическими разрядами. Для того, чтобы одолеть их, достаточно увернуться от удара, а затем потянуть на себя торчащие из макушек провода. Не обошлось и без новых боссов. И хотя он тут всего один, своим появлением он однозначно повеселит давних поклонников PlayStation.
К тому же разработчики не соврали, когда сказали, что происходящее на экране будет восприниматься совершенно иначе вместе с беспроводным контроллером PlayStation 5. Действительно, несмотря на обилие хорошо знакомых механик и противников, авторы сумели придать происходящему ощущение новизны за счёт новых функций. Даже с закрытыми глазами игроки смогут без труда определить, когда герой скользит по слякоти, плывёт по воде или прыгает по облачкам, поскольку контроллер очень точно передаёт все эти ощущения с помощью тактильной отдачи и встроенного динамика. Более чистый звук и улучшенный виброотклик позволят почувствовать разницу между дождём и ливнем, лёгким дуновением и шквалом, песком и снегом.
Более того, со времен выхода The Playroom VR и Astro Bot Rescue Mission сильно возрос смысл в сборе монет и поиске коллекционных предметов. А всё потому, что найденные или приобретенные артефакты, гачи-призы и прочие кусочки паззлов становятся украшательством «Лаборатории PlayStation». Иными словами, добытые карты памяти, джойстики и консоли лежат не в каком-то условном вещмешке, где их можно крутить со всех сторон, а становятся экспонатами местного музея, где с ними разрешается всячески взаимодействовать – включать/выключать, переворачивать вверх тормашками, взбираться на них и так далее. Помимо всего прочего, Astro’s Playroom предлагает собрать два больших панорамных изображения, используя для этого найденные на уровнях кусочки паззлов. Выполнившие эту задачу смогут ознакомиться с основными вехами игрового подразделения Sony, начало которому было положено в далёком 1994 году.
С точки зрения графического исполнения Astro’s Playroom выглядит превосходно, возможно, не так хорошо, как те же Marvel's Spider-Man: Miles Morales и Demon's Souls, но, тем не менее, картинка в игре очень красочная и аккуратная, самое то для тех, кто обожает яркие трёхмерные платформеры. Отражающие поверхности используют трассировку лучей, чтобы добавить глубины определенным объектами и сценам, например, самому Астро, который присутствует на экране 99% игрового времени. Некоторые эпизоды, вроде внезапного появления гиганта, пришедшего на помощь маленькому герою, смотрятся не так великолепно, как это было в предыдущих проектах, использующих технологию VR, но всё ещё впечатляют благодаря грамотной режиссуре и постановке.
Итог: Если за последние дни вы слышали много хорошего об Astro’s Playroom, то знайте, что все хвалебные отзывы, звучавшие в адрес данной игры, вполне заслужены. Перед нами ни много, ни мало, практически идеальный трёхмерный платформер, пропитанный безграничной любовью к истории PlayStation, обладающий массой разнообразных механик, красивым графическим исполнением, приятным звуковым сопровождением и отличным управлением. К тому же, игра неплохо справляется с раскрытием возможностей беспроводного контроллера и других составляющих PlayStation 5. Asobi! Team всегда славилась тем, что могла донести до игроков определенную информацию в развлекательной форме, и Astro’s Playroom не стала в этом плане исключением. Единственное, что может расстроить поклонников Астро – это короткая продолжительность и отсутствие поддержки PlayStation VR. Была надежда, что разработчики воспользуются шансом и выпустят какое-нибудь платное дополнение, как это сделали в своё время создатели Frobisher Says, но, к сожалению, руководитель проекта Николас Душе (Nicolas Doucet) чётко дал понять, что ничего подобного в ближайшем будущем ждать не стоит, поскольку творческий коллектив в данный момент занят совершенно иными вещами. Будем надеяться, что это не последнее появление маленького робота и будущем мы увидим больше потрясающих игр с его участием.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.