«Говорят, что то, что называется «духом времени», уходит вместе с этим временем безвозвратно. Поэтому важно наиболее полно использовать каждое поколение»
Ямамото Цунэтомо
Несколько недель назад для фанатской среды серии Yakuza случилось не одно, а сразу несколько знаменательных событий: Yakuza Kiwami успешно добралась до полок заокеанских видеоигровых магазинов, была объявлена дата выхода Yakuza 6: The Song of Life, а также состоялся анонс Yakuza Kiwami 2 – правда, пока что лишь для Страны восходящего солнца, однако с учётом роста популярности данной франшизы на западном рынке нет никаких сомнений в том, что ситуация быстро изменится. Можно сказать, что последние несколько лет были самыми насыщенными для поклонников Yakuza и, разумеется, компания Sega не собирается останавливаться на достигнутом. Более того, всех неравнодушных ждут большие перемены, поскольку следующая номерная часть впервые за долгие годы передаст бразды правления криминальным миром другому главному герою, отправив Казуму Кирю на заслуженный покой, а грядущие спин-оффы, например Hokuto ga Gotoku, вообще обещают игрокам коллаборацию с другими франшизами, такими как Fist of the North Star.
Но мы здесь не для того, чтобы выказывать какие- то опасения по поводу судьбы именитой серии, поскольку она на данный момент находится в очень надежных руках, о чём не дадут соврать Yakuza 5 и Yakuza 0, поднявшие планку качества на совершенно новый уровень. Нас интересует поступивший в продажу аккурат к концу лета ремейк первой части – Yakuza Kiwami, созданный для того, чтобы лучше связать между собой Yakuza 0 и последующие номерные игры, освежить память фанатов, ну и, конечно же, ознакомить новичков с истоками. Прекрасная задумка, учитывая, что затраты на производство ремейков всегда значительно ниже, чем разработка нового проекта с нуля. К тому же это отличный способ для фанатов скрасить период ожидания следующей номерной части, а для издателя – быстрый способ заработать ещё немного на своём интеллектуальном капитале, поэтому можно сделать вывод, что в выигрыше остаются все.
Открытым в таком случае остается лишь один вопрос: что делает хороший ремейк хорошим и чего следует от него ожидать? От подобного проекта, в первую очередь, требуется, чтобы он мог передать дух оригинала, не забывая про его особенности. Во-вторых, он должен соответствовать стандартам современной игровой индустрии, в данном случае речь не только о визуальном оформлении, но и о самом наполнении продукта, поскольку в подобных ситуациях авторы всегда стараются избавиться от различных архаизмов, заменив устаревшие или спорные механики совершенно новыми. Ну и в-третьих, любой уважающий себя ремейк всегда готов обрасти новым контентом: это могут быть какие-то внутриигровые аспекты из последующих частей, которых не хватает в оригинале, или же сюжетные подробности, укрепляющие взаимосвязь между играми серии. К тому же, как это часто бывает, в ходе производства у авторов рождается масса отличных идей и смелых задумок, и многие из них почти всегда отправляются в долгий ящик, откуда затем берётся вдохновение для сиквелов. А иногда они там и остаются в ожидании, когда о них вспомнят и где-нибудь применят.
В случае с первой частью Yakuza ситуация была именно такой, поскольку игра долго находилась в своём собственном производственном аду: её на протяжении многих лет делали несколько смешанных команд, некогда работавших над различными тайтлами Sega, начиная от Virtua Fighter и заканчивая Jet Set Radio, она несколько раз переделывалась и переписывалась. А ещё в игру были вложены огромные по тем временам деньги, которые могли бы не отбиться, погубив тем самым японскую компанию, которая к тому времени ещё не оправилась от коммерческого провала серии игр Shenmue и консоли Dreamcast. Иными словами, в Yakuza могло не войти очень многое, поэтому выпуск ремейка – идеальная возможность довести игру до совершенства. Ну а для того, чтобы всё, о чём мы говорили выше, приобрело какую-то наглядность, за основу хорошего ремейка можно взять такие нашумевшие игры, как Resident Evil для Nintendo Gamecube, Wild Arms Alter Code: F, Tomb Raider: Anniversary или недавнюю Oddworld: New 'n' Tasty! Каждая из них наглядно демонстрирует, что нужно сделать, чтобы вдохнуть новую жизнь в устаревающие интерактивные развлечения. Так соответствует ли Yakuza Kiwami всем вышеизложенным критериям? Давайте же выясним.
Сюжет Yakuza Kiwami продолжает события Yakuza 0 и развивается спустя несколько лет с того момента, как решилась судьба «Пустого лота» – лакомого клочка земли, за право владеть которым велась нешуточная борьба между различными кланами и семействами, нередко заканчивающаяся чьей-нибудь смертью. Лот был успешно продан Макимурой Макото нужным людям, а на его месте построена Башня Тысячелетия; любимчик публики Мадзма Горо сумел вернуть себе расположение главы семейства и звание, но при этом, кажется, окончательно потерял рассудок; а Казума Кирю – главный протагонист серии, в очередной раз вляпался в такие неприятности, какие не снились никому из его родного клана Тоджо. Не успел Казума вновь стать якудзой, возвратив себе статус и утерянную честь, а также сделать любимой женщине предложение, как его жизнь всего лишь по истечению одного дня перевернулась верх тормашками. Акира Нишики каким-то образом умудрился убить своего босса Шохея Доджиму, домогавшегося до Юми Савамуру, с которой он и Кирю вместе росли в детском приюте и в которую главный герой был беззастенчиво влюблен. Стараясь в очередной раз вытащить своего непутёвого брата и возлюбленную из передряги, Казуя предлагает парочке покинуть место преступления и берёт всю вину за убийство на себя.
Как нетрудно догадаться, стражи порядка, заставшие героя «врасплох», берут его под белые ручки и отправляют в тюрьму, где он почти без приключений отбывает свой срок. Через десять лет вечно серьезного протагониста выпускают на свободу за примерное поведение, и первым же делом Казума отправляется искать Юми, которая, к тому времени, уже пять лет как числится пропавшей без вести. В процессе поиска каких-либо зацепок, ведущих к возлюбленной, Кирю узнаёт, что у его пассии была сестра – Мидзуки, а у этой сестры, которая тоже в один прекрасный день внезапно исчезла с радаров, есть дочь по имени Харука, отправленная в детский приют после пропажи матери. Однако Харука пробыла в приюте недолго, через какое-то время она сбежала и отправилась прямиком в Токио, чтобы на улицах шумного и тесного города отыскать свою маму. Сама девочка решиться на подобное не смогла бы, на побег её надоумила Юми, обильно снабжавшая девочку письмами, сулящими скорое воссоединение с матерью, при условии, что девочка обязательно найдет способ добраться до столицы Японии.
Параллельно с этими событиями Казума выясняет, что кто-то выкрал со счетов клана Тоджо десять миллиардов йен и предположительно заключил ключ к этим деньгам в медальон, которым владеет Харука. Разумеется, на девочку моментально была объявлена охота – члены разных семейств внутри клана заинтересовались возможностью заграбастать деньги и присвоить их себе. А если учесть, что экономическая ситуация в стране за последние двадцать лет резко ухудшилась, то нетрудно догадаться, что любой, кто заполучит такие суммы, моментально окажется на самой вершине криминального мира и сможет раздавить и подмять под себя другие семейства. Деньги деньгами, но главный герой никогда не чувствовал себя частью этой пищевой цепи, всегда стоя костью в горле любого, кто намеревался сломать его, смести или банально купить. Потому Кирю вызвался помочь девчушке отыскать мать, а заодно разузнать, что сталось с Юми. Даже несмотря на то, что он может навлечь на себя куда большие неприятности. Такой вот он, Казума Кирю. А что сталось с тем, кого Казума умудрился спасти от весьма незавидной участи десять лет назад, приняв весь огонь на себя? – спросит любопытный читатель. Что ж, избежавший заключения Нишики не только не сумел продолжить дело лучшего друга, но и весьма неудачно начал своё продвижение по карьерной лестнице, поскольку после убийства главы клана ситуация с расстановкой сил внутри организации резко поменялась и Нишикияма сумел взобраться выше.
Однако из-за своей инфантильности и слабости духа Нишики не смог найти общий язык с подчиненными, к тому же он умудрился влезть в огромные долги, когда узнал, что его младшей сестре Юко требуется дорогостоящее лечение. Теряясь в догадках, как ему вообще вести себя и что делать в столь сложной ситуации, Нишики приказал своим сослуживцам достать деньги, вручив им попутно карт-бланш на добычу средств «любыми способами». Что, конечно же, не могло не повлечь за собой определенного рода проблемы, поскольку ребята Нишики начали активно собирать их с чужих территорий в обход приказов вышестоящего руководства. Слабохарактерностью парня и сложной ситуацией, в которой он оказался, незамедлительно решили воспользоваться его более хитрые коллеги, намекая парню, что члены семьи его используют, нарочно ставя молодого и неопытного человека в неловкое положение. Павший духом и отчаявшийся, Нишики начинает прислушиваться к главам чужих семейств, которые словно змеи-искусители наперебой бросились настраивать паренька против его друзей, наставника и брата. Именно они вдолбили в голову инфантильному молодому якудзе, что по возвращению Казумы из мест не столь отдаленных Нишики не ждёт ничего хорошего, поскольку его в два счёта отправят на задворки истории и незамедлительно заменят Кирю, который всегда был лучше, выше и сильнее.
Как нетрудно догадаться, всё это приводит отнюдь не к улучшению отношений между членами семейства. Мало того, что Нишики ни разу не посетил своего спасителя за десять лет заключения, так ещё и после освобождения начал делать всё возможное, чтобы усложнить жизнь Кирю. Все те нехорошие вещи, которые Нишики регулярно подавлял в себе, стараясь во всём походить на своего старшего брата, пока тот был рядом, не заставили себя долго ждать и всплыли наружу. Больше некому было приводить паренька в чувства, успокаивать и помогать ему в трудную минуту, поэтому младший нашёл утешение в самых своих низменных чувствах, став холодным, расчётливым и жестоким молодым человеком, не страшащимся замарать руки. О том, почему в крепких дружеских отношениях между Казумой и Нишикиямой возникла здоровая трещина, и как именно происходил переход последнего на «тёмную сторону» посвящен далеко не один видеоролик, открывающий практически каждую сюжетную главу в Yakuza Kiwami. Для своего времени – это была весьма интересная подача, поскольку с каждым пройденным этапом игроки становились на одну ступень ближе к пониманию ситуации и видению общей картины в целом.
Однако, несмотря на то, что Yakuza Kiwami обладает потрясающим и закрученным сюжетом, сделавшим серию знаменитой, игра по-прежнему страдает от «эффекта первой части», когда подача, наполнение и масса других аспектов ещё не были отработаны, отлажены и поставлены на поток. Они скорее походили на прощупывание почвы, нежели уверенный шаг в определенном направлении. Например, баланс между видеороликами и игровым процессом всегда сильно разнится, и по сравнению с пятой или нулевой частями видеовставки в этой игре непросительно короткие. Такое ощущение, что авторы старались сэкономить на каждой показанной секунде, а потому многие кат-сцены моментально обрываются, стоит кому-нибудь из героев закончить свою непродолжительную речь. Никаких вам плавных переходов, внимания к деталям, никакого акцента на эмоциях персонажей, чрезмерного пафоса, ставшего визитной карточной серии, или хотя бы многозначительных пауз, которые порой могут быть выразительнее, чем тысяча слов. В этом плане Yakuza Kiwami на фоне предшественниц выглядит очень бледно, что странно, поскольку у авторов была прекрасная возможность срежиссировать игру должным образом и доработать в привычном для них темпе, ведь на сей раз их никто не торопил, да и большинство роликов они всё равно перезаписывали с нуля. Так почему не воспользовались этой возможностью?
Вероятно, сотрудники Sega очень боялись напортачить с исходным материалом, иначе бы не стали подстраивать новые кат-сцены под стать старым с тем же нелепым и зачастую внезапным уходом в тёмный экран, после чего начинает казаться, что героям банально не дали как следует высказаться. Причина же обрывистости видеовставок в оригинале могла крыться в том, что первую Yakuza делали с расчётом не только на восточный, но и на западный рынки. А потому сотрудники издательской компании даже сделали английскую звуковую дорожку, пригласив таких звёзд, как Майкл Мэдсен (Michael Madsen), Марк Хэмилл (Mark Hamill), Элайза Душку (Eliza Dushku) и многих других. Витающая в воздухе недосказанность базируется на простой арифметике – чем меньше актёры дубляжа говорят, тем дешевле обходится производство игры, поэтому поболтать им вдоволь доведётся лишь в сиквеле, который, к слову, считается одной из лучших игр в серии (не по этой ли причине?). Правда, не смотря на все попытки локализаторского отдела Sega завоевать англоговорящую аудиторию голосами знаменитостей, английская озвучка в серии не прижилась, а потому во всех последующих играх звуковая дорожка была исключительно оригинальной на радость всем любителям этого дела. Не обошло стороной это и Yakuza Kiwami, где с пониманием происходящего на экране могут помочь лишь субтитры.
Что же касается самого сюжета, то сейчас, спустя более дести лет с момента выхода оригинальной игры, после знакомства с другими играми серии и сторонними проектами схожей направленности, история, рассказанная в первой Yakuza, не ощущается как нечто срывающее покровы. И хотя следить за событиями довольно интересно из-за высокого накала страстей, первую игру не обошёл типичный для того времени «кризис середины игры», поскольку всё более или менее значимое для сюжета происходит в начале повествования и практически под занавес, когда братья, наконец, встречаются и начинают худо-бедно выяснять отношения. А пока они не встретились, игрокам предлагают побродить по городу, выполнить несколько десятков побочных заданий и погрузиться в жизненные неурядицы второстепенных персонажей, поскольку первая Yakuza полнится ими практически до самых краёв и постоянно переключает внимание игрока на перипетии в их взаимоотношениях. Тут вам и добропорядочный детектив Макото Датэ, который ведет расследование организованной преступности и у которого совсем нет времени на семью, из-за чего его дочь влипает в различного рода неприятности. И добродушный владелец клуба «Звёздная Пыль» Казуки, который вместе со своим вспыльчивым приятелем Юя постоянно попадает в переделки, зачастую так или иначе касающиеся Казумы и бежавшей из приюта девчушки.
И даже харизматичный Кейдж Флорист – продавец информации, организовавший в заброшенной станции метро «Чистилище» место, откуда он с помощью расставленных по городу маленьких камер наблюдает за жителями. Данный персонаж не только подкинет Кирю пару-тройку опасных заданий разной степени сложности, но и внесет довольно большой вклад в развитие событий. В общем, недостатка в любопытных героях не будет, тем более что каждому из них будет выделено достаточно времени, чтобы раскрыться как личностям и помочь протагонисту с его подопечной продвинуться дальше к своей цели – отыскать родных девочки, разобраться в происходящем и, конечно же, выжить. Разбавить всё происходящее разработчики решили дополнительными сюжетными сценами, которые по длительности достигают около получаса хронометража и которые заметно отличаются качеством постановки от оригинальных роликов. Данные видеовставки призваны связать события текущей игры и её предшественницы. Что касается второстепенных заданий, то они получились не сильно захватывающими, тут нет сомневающейся в себе БДСМ-доминаторши, нуждающейся в поддержке; постоянно скандалящей со своей мамой девочки, которую нужно вытащить из лап сектантов, предварительно внедрившись в эту самую секту; или неуверенных в себе панк-рокеров, которых Казума может сделать по-настоящему крутыми, дав им несколько дельных советов. Всё это осталось в приквеле, первая же часть в основном концентрируется на том, что по тесным улочкам столицы Японии бродят сплошь негодяи, подонки, алкоголики, голодранцы и прочие отщепенцы, страшно желающие «добра» ближнему или нуждающиеся в чьей-нибудь помощи.
Безусловно, не обошлось без некоторых действительно интересных квестов, например, когда Казуме, подкармливающему вечно голодного беспризорного малыша, обитающего в одном из переулков, придется быстро искать на улицах города больницу, поскольку у мальчика воспалится аппендицит. И как назло на карте нет никаких обозначений, а прохожие, кажется, вообще не в курсе, где у них находится пункт охраны здоровья. Или когда герою вместе с Харукой предстоит помочь легендарному боксёру выиграть в следующем бою, устранив тех, кто подтасовывает результаты. Чего могло бы не случиться, если бы девочка не была большой поклонницей спортсмена и не смотрела его бои. О том, почему дети из приюта в свободное время смотрят по телевизору на то, как люди выбивают друг из друга всё дерьмо, лучше всего спросить у сценаристов Sega, они видимо знают что-то, чего не знаем мы. Ну, или подобрать вместе с девочкой подарок для какого-то мальчугана, у которого на носу день рождения, прошвырнувшись по магазинам. Всё бы ничего, вот только одним из мест будет автомат, торгующий журналами для взрослых, где между Кирю и Харукой произойдет довольно забавный диалог, по результатам которого Казума настоит на том, что мужчины есть мужчины, и пацан с большой долей вероятности будет рад данному, назовем его так, периодическому изданию.
Впрочем, всё вышеописанное является вкусовщиной, поскольку кому-то может понравиться раскидывать в разные стороны прохиндеев, воров, аферистов и шарлатанов, другим напротив, всё это может показаться вторичным, поскольку драк в игре и так хватает, а вот общения с местными жителями катастрофически мало. А ведь вся прелесть пробочных миссий как раз и состоит в том, что местные, обладающие некой безуминкой, делятся с героем своими тараканами, а ему по доброте душевной приходится им помогать. Некоторые из этих историй поучительные, другие – комичные, но в целом они всегда интересные. У Yakuza Kiwami подобных в патронаже совсем немного, а те, что есть – не дотягивают до уровня других игр серии. После попыток вспомнить что-нибудь подобное на ум пришла разве что невероятно комичная сцена с участием Синъити Синохары (Shinichi Shinohara) – реально существующего японского дзюдоиста тяжёлой весовой категории, который выступал за сборную Японии с середины 1990-х по начало 2000-х годов. В этой сцене из-за возникшего недопонимания Синъити умудряется надрать задницу несчастному бойфренду, который на почве ревности напал на Кирю, когда тот пытался помочь юной леди отвязаться от назойливого парня. В игре очень забавно обыграли уход Синохары из большого спорта: по версии игры знаменитый дзюдоист не занялся тренерской деятельностью, а вполне успешно продолжает нагибать своих оппонентов, но уже в подпольных боях, приводящихся в Чистилище.
К однозначно негативным аспектам, связанным с выполнением основных и побочных заданий, можно отнести разве что большое количество пустой беготни, которая искусственно растягивает время, необходимое на прохождение игры. Если в пятой или нулевой частях после небольшой пробежки игроку, как правило, предлагали поучаствовать в сражении, почитать пару-тройку диалогов, поискать предметы или отложить контроллер в сторону и проследить за какой-нибудь сценкой, то в Yakuza Kiwami за беготней не редко следует ещё большая беготня. То есть стоит герою прибыть в указанное место, как его вновь посылают на другой конец города, где могут запросто отправить куда-нибудь ещё. Дабы хоть как-то разнообразить рутинные пробежки, разработчики расставили через каждые пятьдесят метров бандитов, панков и прочих якудза, всегда готовых преподать главному герою урок рукопашного боя. Со временем это начинает очень сильно утомлять, поскольку угрозу для Казумы местные бандформирования не представляют вовсе, а сражаться с ними необходимо обязательно, так как победа в любом сражении гарантированно приносит опыт, а без опыта не открыть боевые навыки. Вот и получается, что разработчики умышленно вынуждают нарезать круги по кварталам и добывать необходимые умения Кирю в случайных схватках.
За одно такое сражение герой получает примерно тысячу очков, а для разблокировки отдельно взятых умений требуются порой сотни тысяч, поэтому тем, кто надеялся быстро открыть все скрытые таланты молодого якудзы, придется закатать губу и приготовиться к большому числу одинаковых сражений. По мере прохождения игры число противников заметно увеличится, у них появится оружие, а некоторые из них станут заметно крепче остальных, однако никому из них не под силу одолеть и уж тем более, никто из них не представляет хоть сколько-нибудь серьезную угрозу для «Дракона» семейства Доджима. Если проходя оригинальную игру, фанаты серии могли жаловаться на то, что их вынуждают заниматься гриндом, то в Yakuza Kiwami данный вид развлечений, обычно присущий восточным играм, возвели в абсолют, ведь теперь нужно совершенствовать сразу несколько стилей. К классическому стилю, получившему название «Brawler», прибавился быстрый, но слабый «Rush», медленный, но мощный «Beast», и ультимативный «Dragon», обладающий довольно специфичным набором команд и движений, но весьма эффективный, если потратить немного времени и научиться играть в этом стиле.
Вообще, введение дополнительных стилей сделало боевую систему игры её ещё более несбалансированной, чем она была, поскольку врагам зачастую совершенно нечем ответить на новые способности Казумы Кирю. Наглядным примером стал момент, когда грозный босс с множеством полосок здоровья сложился за считанные минуты, когда Казума включил режим «Beast», а затем начал просто хватать и стучать неприятелем об пол, предварительно положив всех его миньонов тем же самым способом. Таким образом, битва, задумывавшаяся как нечто напряженное и сложное, превратилась в фарс, поскольку враг просто не знал, как ему поступить, ведь его вновь и вновь поднимают с пола, чтобы припечатать обратно к горизонтальной поверхности. Другой забавный случай произошёл в ходе битвы с боссом, использовавшим холодное оружие в качестве основного инструмента борьбы. Беда злодея заключалась в том, что в ширящемся арсенале навыков героя затаилась та, которая позволяет ему избегать урона от холодного оружия, когда он находится в движении, а также наносить повреждение оружию в тот момент, когда герой встаёт в защитную стойку. Надо ли говорить, что этот противник после полного разоружения начал представлять собой весьма жалкое зрелище? В общем, авторам однозначно следовало потратить больше времени на проработку баланса, поскольку на данный момент битвы со многими неприятелями получились до смешного лёгкими и скоротечными. Впрочем, надежд на то, что этот момент исправят в ремейке второй части, немного, поскольку уже сейчас некоторые рецензоры жалуются на то, что битвы с боссами получились слишком долгими и сложными. Нетрудно догадаться, какая реакция за этим последует, особенно если учесть, что разговор идёт о Sega.
Кстати, с вышеупомянутым стилем «Dragon» связана ещё одна особенность – его можно развить, только проходя обучение у старого учителя Комаки, а также сражаясь и побеждая в столкновениях с Маджимой Горо. Господин Сотаро Комаки, присутствующий практически в каждой части серии Yakuza, начиная с нулевой, обитает в заброшенном парке и готов тренировать Казуму, если тот предоставит ему изображения различных животных. Проблема заключается в том, что изображения эти продаются только в магазинчике Колизея – подпольной арены, где ведутся ожесточённые бои. Более того, картинки распространяются исключительно за местную валюту, а каждое последующее изображение дороже предыдущего. Игрокам, поставившим перед собой цель максимально развить боевые качества Казумы, стоит приготовиться к многочасовым схваткам в Колизее, которые, надо сказать, не лишены своих любопытных особенностей – каждый последующий этап вводит совершено новые условия, слегка изменяющие тактику сражения. Некоторые соревнования позволяют использовать в бою предметы, валяющиеся под ногами, то есть велосипеды, ножи, зажигалки, кружки, бутылки, дорожные конусы и даже телевизоры, а в других, к примеру, нельзя позволять неприятелю нокаутировать себя, иначе пол поджарит упавшего навзничь бойца, а стоящий на ногах ещё и поддаст как следует. В общем, это весело, но не настолько, чтобы участвовать в одних и тех же чемпионатах снова и снова, пока количество заработанных очков не позволит разблокировать следующее соревнование.
С Маджимой Горо тоже всё не так, чтобы хорошо. «Бешеный Пёс» семейства Симано отныне стал частью системы «Majima Everywhere» или «Маджима Повсюду», которая генерирует спятившего якудзу случайным образом в совершенно разных местах. Куда бы ни пошёл главный герой, Маджима будет поджидать его повсюду, и всякий раз «Бешеный Пёс» будет настаивать на спарринге, поскольку только это может прогнать его скуку. За углом соседнего здания, на выходе из зала игровых автоматов, за канализационным люком, на сцене стриптиз клуба или под гигантским дорожным конусом – он может быть где угодно. Нельзя быть спокойным даже оформляя заказ возле кассы в бургерной, поскольку взяв еду «на вынос», герой имеет все шансы застать стоящего в очереди Маджиму, мечтающего о реванше. Его также можно встретить прогуливаясь возле Башни Тысячелетия: снующий туда-сюда в костюме полицейского Маджима обязательно попытается досмотреть личные вещи героя и, обнаружив среди пузырьков с лекарствами нечто опасное для жизни, непременно вызовет героя на кулачный бой. А сев немного выпить в зачуханном баре, герой может с ужасом обнаружить, что бармен – это «Повелитель Ночи», таким именем прозвали Горо ещё в период его юности, когда тот работал администратором в одном из самых легендарных кабаре-клубов в Осаке. Бармен обязательно обслужит героя по высшему разряду, но вот беда – за свои услуги он потребует космическую сумму, которую Казума откажется заплатить, чем в очередной раз спровоцирует драку.
С каждым боем Горо будет становиться всё сильнее и сильнее, а его нападения на протагониста интенсивнее. Всё бы ничего, вот только у Горо есть один небольшой недостаток – через какое-то время он начинает жутко надоедать, а потому встречи с ним со временем банально перестают вызывать ощущение восторга, даже несмотря на то, что они зачастую добавляют в игру необходимую остроту. Благо, игра в этом плане справедлива и честна, поскольку раз в энное количество времени Маджима будет брать перерыв, отходя в сторону в ожидании, пока игрок вновь активирует его. Он будет делать это с каждым поднятым уровнем его боевого навыка и разблокированным стилем. Да, стили Маджимы тоже вернулись, причём прямиком из Yakuza 0, а это значит, что люди, игравшие в предыдущую часть, уже будут знать, чего ожидать от обезумевшего якудзы. Если человек, сидящий по ту сторону экрана, начнёт обходить затаившегося Горо стороной, то и «Повелитель Ночи» не покажет своего лица аж до самого финала игры, что делает вышеописанную систему сугубо опциональной. Что касается дополнительных сюжетных миссий, наподобие развития сети кабаре-клубов и агентства недвижимости, как это было в Yakuza 0, то мало того, что они не оказали никакого влияния на сиквел, хотя могли бы, так ещё и бесследно испарились, будто бы ни Горо, ни Кирю никогда не занимались ничем подобным. Очень и очень жаль.
Как итог развлекать себя игрок будет в основном каким-то сумасшедшим даже по меркам игр серии числом сражений, а ничего нового, чего опытные игроки ещё не видели, Yakuza Kiwami предоставить не может. Различные виды азартных игр, видеосалон с DVD дисками откровенного содержания, караоке, гонки на микро-машинках, автоматы с клешнёй, боулинг, маджонг, бейсбол и прочие, прочие вещи уже неоднократно присутствовали в играх серии. Единственное, что достойно упоминания: хостесс на этот раз всего две – по одной на каждый клуб, аркадных игр в салон Sega не завезли, зато добавили в игру виртуально-карточный женский реслинг, который по-прежнему работает по принципу «камень-ножницы-бумага». Для того чтобы открыть новые движения для девчонок, необходимо искать разбросанные по всему городу карточки, которые позволят одолеть армию школьников, оккупировавшую автоматы с этой игрой. Если кто-то из игроков мечтал увидеть и пощупать альтернативный вариант Dead or Alive, только без мальчиков и от компании Sega, то их ждёт большое разочарование, так как авторы игры уже в который раз старательно избегают этой темы и никак не хотят избавляться от такой скучной и совершенно неинтересной системы взаимодействия с девушками.
Любопытно отметить, что в своё время первая Yakuza, несмотря на всю свою сумасшедшую популярность на восточном рынке (у себя дома она стала одной из самых продаваемых игр для PlayStation 2), умудрилась с треском провалиться за океаном. В основном благодаря неумелому маркетингу, сулящему западному игроку «Grand Theft Auto про японцев». Столь недальновидное решение издателя повлекло за собой негативную реакцию со стороны публики, поскольку довольно быстро выяснилось, что к крупногабаритным песочницам Yakuza не имеет практически никакого отношения и, как оказалось, игра вообще не про это. Однако к тому моменту было уже поздно, так как вместо того, чтобы распродать миллионные тиражи, компания Sega сумела реализовать лишь 200 тысяч копий.
Сам Тосихиро Нагоси (Toshihiro Nagoshi) неоднократно высказывался по этому поводу и говорил, что он никогда не преследовал цели конкурировать с известной серией игр, да и вообще не допускал в своих произведениях мыслей о том, что убийства и свершение тяжких преступлений без всякой на то причины – это весело. В серии игр Yakuza бессмысленное насилие никогда не стояло во главе угла, хотя жестокости в них довольно много, поскольку выбранная авторами тематика обязывает затрагивать эту тему. Однако у каждого даже самого отпетого негодяя всегда была четко прописанная мотивация, поэтому сравнивать две эти непохожие друг на друга серии как минимум неуместно. К сожалению, современную игровую прессу жизнь совершенно ничему не учит, а потому до сих пор тут и там можно увидеть три заветных буквы, намеренно или по незнанию добавленных в заголовки статей, по-прежнему вводящих молодую аудиторию в заблуждение.
Итог: Так стала ли Yakuza Kiwami хорошим ремейком, достойным того, чтобы пробрести её в свою коллекцию? Наш ответ – да. Можно ли поставить данную игру в один ряд с легендарным Resident Evil, созданным Синдзи Миками (Shinji Mikami) для Nintendo GameCube? Однозначно, нет. Такой вывод напрашивается сам собой, поскольку творение Миками подняло планку качества на совершенно новый уровень, избавилось от великого множества недостатков, от которых страдала оригинальная игра, при этом авторы умудрились сохранить дух первоисточника и вместе с тем привнести несколько интересных нововведений, пришедшихся по вкусу игрокам. В случае с ремейком Yakuza всё не так однозначно: игра хоть и была подтянута до стандартов Yakuza 0, но при этом сама «нулевая часть», несмотря на все свои достоинства, далека от того, что принято называть техническим превосходством. Для обывателя это означает, что Kiwami унаследовала от предшественницы массу проблем, вроде долгих загрузок и смехотворной по нынешним меркам анимации персонажей.
К тому же практически все нововведения, которыми снабдили ремейк, перекочевали оттуда же, причём некоторые из них, например обновленная боевая система, вкручивались задним числом и без какого-либо энтузиазма. Из всех попыток замаслить фанатов серии выделяется разве что система «Маджима Повсюду», но и она звёзд с неба не хватает, потому как уже через несколько часов выходки Горо начинают действовать на нервы. Вообще, складывается впечатление, что на создание ремейка руководство Sega выделило сотрудникам три с половиной копейки и на всё про всё дало несколько месяцев, а потому делали игру быстро, дешево и сердито, не заморачиваясь с балансом и подачей. Как итог – сильное отставание от других игр серии, хотя для рецепта отличного ремейка достаточно было взять идеи предшественницы и развить их, связав, как следует, с сюжетом и персонажами оригинала. К своей чести, издатели просят за игру всего полцены, а потому жаловаться на слабое наполнение грешно. К тому же это всё ещё прекрасная возможность для новичков узнать, чем закончились непростые взаимоотношения между Кирю и Нишикиямой и как сложилась судьба других героев этой эпопеи. Будем надеяться, что Yakuza Kiwami 2 не ударит в грязь лицом и сделает то, чего не смогла первая часть.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.