«Я помню свою жизнь до Коалиции. Моя страна, Дрейния, не видела в них угрозы, поскольку тогда они только начинали проводить экспансивную политику. После аннексии Табара поползли слухи о том, что их следующая цель – Хрустальное море. Но на самом деле они сосредоточили своё внимание на нас. Вездесущая пропаганда Коалиции звучала из всех СМИ, поэтому рядовые люди, в числе которых были и мои родители, встречали их как своих "союзников"»
Из воспоминаний Эсен
Летом прошлого года студия Camouflaj, которую многие знают и любят по стелс-экшену Republique, выпустила на свет Marvel's Iron Man VR – приключенческую игру о полётах, воздушных сражениях и мрачных страницах из прошлого Тони Старка. Она была не безупречна, однако в ней хватало запоминающихся моментов, харизматичных персонажей и оригинальных механик, способных подарить владельцам PlayStation VR множество новых ощущений. И каково же было наше удивление, когда буквально через несколько месяцев на свет вышла Windfolk: Sky is Just the Beginning от Fractall Fall и PlayStation Talents, использующая аналогичные механики, структуру уровней и постановку задач.
Ещё более странной данную ситуацию делает тот факт, что центральной в обоих произведениях выступает тема мести. Единственное различие заключается в том, что в Windfolk вендетта свершается самой героиней, а не антагонистом. Означает ли это, что авторы заимствовали идеи из более известной и раскрученной игры? Не исключено, потому как сходств между двумя проектами действительно много, начиная с основных элементов игрового процесса и заканчивая разновидностями оппонентов. Но, несмотря на непрекращающееся ощущение дежавю, нельзя сказать, что новинка воспринимается как некий безликий клон. За это стоит поблагодарить дизайнеров и художников, создавших красочный и самобытный мир, который действительно хочется исследовать.
Ведь первое, что бросается в глаза после запуска Windfolk: Sky is Just the Beginning, – яркий и живописный мир, напоминающий нечто среднее между The Roots: Gates of Chaos и Project Nomads. Тут и там можно увидеть летающие острова, заброшенные храмы, древние руины и загадочные статуи. И всё это на фоне бескрайних облаков, поросших зеленью гор и песчаных карьеров. Дизайн многих локаций спроектирован так, что игрок может спокойно изучать их, не сбавляя скорости и не врезаясь во всевозможные препятствия. Казалось бы, мелочь, но именно такие штрихи дарят ощущение полёта, что кажется практически невозможным, когда речь заходит о традиционных играх для плоских экранов. И поэтому нам очень жаль, что численность самих уровней, собственно, как и их продолжительность, оказалась довольно скромной.
Сюжет Windfolk повествует о неких изгоях, которые живут среди летающих островов Эврианы и занимаются добычей Тридиана, стараясь не привлекать к себе внимание местного гегемона – Коалиции. И неспроста, ведь данная организация знаменита тем, что использует порабощённые народы для поиска минерала и военных экспериментов. Главная героиня, Эсен, живёт среди изгоев. Она зарабатывает на жизнь тем, что выполняет различную наёмничью работу, пока в один прекрасный день её покой не нарушает офицер Коалиции, Рассел, с которым у девушки давние счёты. Он не только покушается на её жизнь, но также приступает к тестированию ультимативного оружия, способного закрепить власть организации в регионе. Преисполнившись гневом, девушка ослушивается приказов начальства и начинает активное сопротивление. Вооружившись энергетической винтовкой, реактивным ранцем и советами своего наставника, Батракса, она открывает охоту на Рассела и его солдат.
Главная проблема данного произведения, сугубо на наш взгляд, заключается в том, что ему отчаянно не хватает захватывающего сюжетного поворота. После нескольких не особо продолжительных миссий героиня разрушает ультимативное оружие, побеждает антагониста, а затем делится своими необычайными способностями с другими угнетёнными, тем самым восстанавливая популяцию так называемых Хердеров – людей, использующих Тридиан для получения сверхспособностей. Признаться честно, подобный финал роднит игру с подростковой фантастикой, в которой главная героиня, будучи эдакой внесистемной бунтаркой, выступает против численно превосходящих сил врага, но терпит поражение. И, когда казалось, что её жизнь висит на волоске, она внезапно обретает сверхъестественные силы и вмиг разделывается с неприятелем. Причём не со всей системой, которая десятилетиями угнетала её и ей подобных, вынуждая их ютиться в каких-то богом забытых уголках планеты, а конкретного негодяя, насолившего её семье.
Что изменит смерть человека, которого, к тому же, ничего не стоит заменить, и как содеянное отразится на героине – нам, к сожалению, не сообщат. А ведь это самое интересное. Нужно было акцентировать внимание на том, что уничтожение офицера гигантской армии, который, на минуточку, выполнял стратегически важную задачу, – это своего рода ошибка, которая не приведёт изгоев ни к чему хорошему. Ведь, как не трудно догадаться, подобный манёвр лишь разозлит недруга, после чего он откроет на них настоящую охоту, объявив их врагами и установив награду за их головы. В условиях повальной нищеты и тотального контроля над СМИ, подобные манипуляции вызовут у героев массу трудностей. Да, у Эсен есть особые силы, которыми она может делиться с другими, однако Коалиция сминала и закабаляла целые народы, поэтому не факт, что горстка угнетённых сможет организовать достойный отпор.
Разработчики могли бы выкрутиться из этой ситуации и намекнуть, что Хердеры исчезли с лица земли не просто так. Их внутренние распри поставили человечество на грань вымирания, в то время как Коалиция, несмотря на перегибы, стремилась восстановить порядок. И теперь, когда число Хердеров резко возросло, а единства между ними как не было, так и нет, человечество вновь встало на тропу хаоса и разрушений. Понятно, что это тоже своего рода клише, но в нём хотя бы есть смысл. Заверши авторы сюжет на чём-то подобном – мы бы только порадовались, ибо приторные концовки никак не вписываются в концепцию антиутопии. Впрочем, всё могло бы быть иначе, если бы сценаристы сфокусировались на нужных вещах, а не оставляли интригу для сиквела. Любопытно узнать, смогут ли они выйти сухими из воды и разгрести всё то, что они нагородили в финале Windfolk: Sky is Just the Beginning, или же они просто плюнут и возьмутся за другую вселенную.
Для игры, в которой героиня большую часть времени проводит в воздухе, летая, стреляя и уворачиваясь от вражеских атак, было крайне важно сделать так, чтобы игроку не приходилось отвлекаться на чтение текста. Поэтому мы были рады обнаружить в Windfolk полноценную озвучку. Да, для многих современных игр – это своего рода данность, однако, проекты, созданные при поддержке PlayStation Talents, зачастую испытывают нехватку финансирования, что становится причиной отсутствия многих привычных вещей. И, что немаловажно, она не вызывает особых нареканий. Актёры озвучивания сделали всё возможное, чтобы вдохнуть жизнь в своих героев и компенсировать недостаток выразительных средств, вроде CG роликов или кат-сцен. Последние, к слову, в игре тоже есть, но их совсем немного, к тому же они весьма непродолжительны. Но, к чести аниматоров, они не вызывают отторжения, а, скорее, веселят и заставляют с интересом следить за дальнейшими событиями.
Что касается игрового процесса, то как и в случае с Marvel's Iron Man VR, речь идёт о шутере, который вынуждает игроков максимально использовать окружающее пространство для борьбы с неприятелем. Удар может последовать с любой стороны, сверху, снизу или даже сзади, поэтому крайне важно постоянно находиться в движении, уворачиваться от снарядов и пользоваться телепортом. Многие из тех, кому доводилось иметь дело с проектами от PlayStation Talents, могут напрячься при этих словах, ведь контроль над персонажами в их играх всегда оставлял желать лучшего. К счастью, Windfolk не из их числа. Управление в игре довольно отзывчивое, простое и интуитивное, а это значит, что вести борьбу с захватчиками можно будет без использования бранных слов и вышвыривания геймпада в окно. Но, как бы ни было комфортно управлять героиней и её реактивным ранцем (особенно на фоне Импульсной Брони), сражения в игре оставляют желать лучшего.
И дело не в самой боевой системе, поскольку многое в ней сделано правильно. Дело в отсутствии какой-либо отдачи. Мы уже привыкли, что в современных шутерах стрельба из разных типов оружия ощущается по-разному. Этому способствуют такие вещи, как виброотклик контроллера, анимация стрельбы и реакция врагов на попадание. Разработчики Windfolk упустили этот момент, а потому совершенно неважно, из какой пушки ведётся огонь – все они воспринимаются совершенно одинаково. Ни отдачи, ни обратной связи – ничего. И это при том, что игра получила официальный патч, который позволяет ей работать на PlayStation 5 посредством обратной совместимости. Как можно было не задействовать при этом базовый функционал DualSense – решительно неясно. К тому же зоны, в которых ведутся боевые столкновения, настолько малы, а искусственный интеллект противников настолько примитивен, что можно вести стрельбу не глядя, не опасаясь при этом, что большинство снарядов не достигнет своих целей.
Тем не менее, менять оружие всё же придётся, ведь это позволяет эффективнее расправляться с разными типами врагов, коих в игре немного. Здесь есть палящие из лазерных винтовок рядовые солдаты, рвущаяся в ближний бой бронированная пехота, стреляющие с большого расстояния снайперы и два типа автоматических турелей. На самом деле бои с солдатами Коалиции – это не единственное, чем придётся заниматься на протяжении всего прохождения. Иногда от игроков может потребоваться сразиться с боевым кораблём, сопроводить захваченную технику, спастись из разрушающейся пещеры и пролететь заданный маршрут. Всё это придаёт игре немного разнообразия, плюс данные миссии выполнены чуточку лучше, чем в той же Marvel's Iron Man VR. Да, в детище Camouflaj боевая и лётная системы были более комплексными и глубокими, но они не были дружелюбными. Особенно сильно это ощущалось на тренировочных и испытательных этапах, где достижение необходимых показателей без длительной подготовки казалось невыполнимой задачей.
Покончив с сюжетной частью, игроки могут перейти к ряду не особо сложных испытаний, которые делятся на два типа. Одни предлагают отразить несколько волн противников, а другие – пролететь сквозь заданное число колец за отведённое время. Опять же, всё это мы видели в прошлогодних приключениях Железного Человека, но там эти задания были более требовательными и жёсткими. Учитывая особенности виртуальной реальности, которая, как известно, подходит далеко не каждому, планка подобных заданий выглядела слишком уж завышенной. Что примечательно, для получения платинового трофеи игрокам нет никакой необходимости завоёвывать золото во всех испытаниях. Достаточно просто пройти их, выполнив минимальные требования.
Заинтересованные во вселенной Windfolk игроки могут поискать спрятанные на уровнях отрывки из дневника Эсен. В них рассказывается о детстве девушки, её родителях, знакомстве с Батраксом и текущем положении дел в Эвриане. По правде говоря, настроение текстов сильно отличается от того, что мы слышим во время диалогов. Они более мрачные, гнетущие и не сулят оставшимся в живых изгоям ничего хорошего. Это отличный способ погрузить игроков в развивавшийся конфликт и перипетию людских взаимоотношений, однако некоторые из этих событий заслуживают того, чтобы появиться в самой игре. Если не в форме игровых сцен, то хотя бы в виде флэшбеков. Ведь если игрок не станет собирать отрывки, а сосредоточится на сюжете и сражениях, то он не ощутит связи между героями и не проникнется их стремлениями.
Итог: За последние годы к нам в руки попало множество игр, выпущенных при поддержке PlayStation Talents, однако ни одна из них не приблизилась по качеству и проработке к Windfolk: Sky is Just the Beginning. Она обладает прекрасным оформлением, продуманной механикой полётов, приятной глазу картинкой, отличным управлением и любопытным сеттингом. Если бы не предсказуемый сюжет, отсутствие развития персонажей, схожесть противников и скучная стрельба, то детище Fractall Fall можно было бы рекомендовать всем ценителям жанра. Но что вышло, то вышло, поэтому остаётся надеяться, что испанцы извлекут из этого урок и продолжат развивать придуманную ими вселенную. Хочется верить, что это не последнее появление Эсен на экранах наших телевизоров, и впереди у неё будет множество других, не менее захватывающих приключений.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.