«Человек может играть силами природы лишь до определенных пределов; то, что вы создали, обернется против вас».
Говард Филлипс Лавкрафт, «Притаившийся ужас».
В последнее время на радость консольным игрокам активизировалась издательская компания LOOT Interactive, которая, оценив прибыльность цифрового магазина PlayStation Store, решила издать целый ряд игр для консолей семейства PlayStation. В одном только 2015 году цифровую библиотеку PlayStation 4 и PlayStation Vita пополнят Back to Bed, Velocibox и уже вышедшая на этой неделе Whispering Willows. О ней у нас сегодня речь и пойдет. Несколько лет назад, в 2013 году, игра вполне удачно стартовала на KickStarter, собрала нужные средства, а весной 2014 игра дебютировала на приставке Ouya, летом того же года она появилась в цифровых магазинах Steam и AppStore.
Стоит упомянуть, что Whispering Willows является дебютным проектом небольшой испанской независимой студии Night Light Interactive, который, к слову, собрал несколько наград в 2013 и 2014 году. Правда, несмотря на приличное количество наград, оценки у игры весьма спорные и на данный момент она имеет средний бал 64 из 100 на Metacritic. Игроки, в отличие от мнения критиков, напротив, считают игру достойным представителем жанра хоррор-адвенчур, рекомендуя игру к ознакомлению на том же Metacritic и оставляя положительные отзывы в цифровых магазинах. Почему мнения так сильно разделились? Давайте же попробуем разобраться.
Сюжет игры берет свое начало в тот момент, когда главная героиня Елена Элькхорн хватает свой рюкзак, натягивает на себя папину куртку и убегает из дома, чтобы найти своего отца, который некоторое время назад отправился в поместье Вилловсов по приглашению хозяина. Но обратно он не вернулся, что заставило юную особу сделать то, что она сделала. Попасть в особняк через основные ворота не получилось, поэтому героиня находит лаз, который ведет к склепу, в нем, как выяснится позже, похоронены все члены семейства Вилловса, а также его слуги. Забравшись в подземелье, Елена обнаруживает, что может говорить с мертвыми с помощью амулета, который ей подарил пропавший отец. Пробравшись внутрь, первым же делом она встречает дух шамана, жившего на этих землях до того, как в мирный быт коренных американцев вторглись белые колонизаторы. Он объяснит Елене, что эти земли пропитаны магией, а заодно научит отделяться от своего физического тела, чтобы взаимодействовать с миром духов. На протяжении нескольких глав героине предстоит разгадать тайну особняка и его хозяина, помочь местным духам отправиться на покой и найти отца.
Хоть основная сюжетная линия раскрывается в самом конце, но по особняку и его окрестностям тут и там скитаются бывшие жильцы особняка и другие жители города, многие из них выглядят весьма загадочно. Например, парень, который отдает нам ключ в местном сарае, явно был повешен, о чем говорит петля, висящая на его шее, а повар предстает перед Еленой с ножом, торчащим из глаза. Что с ними сталось? Кто их убил? Как они жили? И что они делали, когда видели, что хозяин особняка тихим ходом сходит с ума, превращаясь в безжалостного убийцу? Было бы отличной идеей дать игрокам возможность узнать их получше, а заодно упокоить и их души, помочь им отправиться в загробный мир, как это происходит с основными действующими лицами, выполнив для них последнее поручение. Это можно было бы сделать в виде побочных необязательных заданий для тех, кому не хватило основного сюжета. А как насчет таинственного индийского племени, которое обитало на данных землях? Мы видим только нескольких его представителей, причем в самом начале игры. А куда делись другие? Было бы интересно увидеть и их. Странно, что авторы упустили этот момент из виду, такие вещи прямо таки напрашиваются сами собой. Если бы сотрудники Night Light Interactive наполнили игру контентом, то критики, на мой взгляд, отнеслись бы к игре благосклоннее. Так как все претензии в первую очередь касались именно этого аспекта, а уже потом всего остального.
Геймплейно игра напоминает Knock-Knock или «Тук-тук-тук» от отечественной студии Ice-pick Lodge, которая, очень порадовала своей атмосферой и некоторыми геймплейными особенностями. В Whispering Willows героиня без какой-либо карты исследует поместье, разгадывает загадки, убегает от монстров, скрывающихся во тьме. Главная особенность игры – возможность в любой момент покинуть физическое тело, дабы иметь возможность взаимодействовать как с миром духов, так и с миром материальным. Душа Елены может вселяться в различные предметы, пролезать сквозь щели в дверях или в потолке, умеет подсвечивать монстров. Все это обязательно пригодится во время решения различных загадок. Весь сюжет игры подается через записки, разбросанные по всей игре, которые очень приятно читать благодаря отличному переводу на русский язык. Что наталкивает на мысль, что где-то в недрах Night Light Interactive есть наш человек, который проследил за качеством перевода. За что авторам огромное спасибо.
Выглядит игра довольно любопытно, благодаря оригинальной и очень приятной визуальной составляющей, однако авторам явно необходимо было больше внимания уделить заставкам, которые напоминают рисунки художников-любителей. После ознакомления с занимательным рекламным Live Action промо-роликом, сам собой напрашивается вопрос – почему было не добавить их вместо всех этих любительских набросков, которые тут призваны вводить игроков в курс дела? Сняли бы ещё парочку видео, засунули их в начало и в конец игры. Это выглядело бы впечатляюще, и не сильно ударило бы по бюджету игры. Также погружение в атмосферу игры нарушают переходы между локациями, которые сопровождаются длительными загрузками. В вышеупомянутой Knock-Knock авторы сделали переходы между несколькими слоями одного уровня моментальными, здесь же, куда бы ни отправились игроки, в какую бы дверь ни вошли, игре всегда понадобится несколько секунд, чтобы подгрузить следующий уровень. Это раздражает, но игра заканчивается быстрее, чем успевает довести игроков до бешенства регулярными загрузками. Думаю, многие согласятся, что за тот год, который был в распоряжении у Night Light Interactive, все мелкие недочеты можно было бы исправить, значительно повысив интерес игроков к проекту.
Что касается ценообразования, то стоимость игры в PlayStation Store на данный момент составляет 599 рублей, она, то есть цена, сугубо на мой взгляд, слегка завышена для проекта подобного рода. Но такой ценник, скорее всего, образовался из-за пресловутой функции Cross-Buy между версиями для PlayStation 4 и PlayStation Vita. К примеру, в цифровом магазине Steam Whispering Willows продается по весьма демократичной стоимости – 249 рублей. Однако играть в такое на портативной консоли куда приятнее, так как формат игры прямо таки создан для карманных консолей. За такую цену авторы могли бы добавить в игру дополнительный контент, к примеру, несколько эксклюзивных заданий, только для пользователей PlayStation. Но решили ограничиться лишь портированием. Очень жаль.
Итог: В низких оценках виновата в первую очередь продолжительность игры, так как Whispering Willows реально пройти за несколько часов, рассказанная история не поражает воображение, а контента очень и очень мало. Но на все про все у дебютантов была сравнительно небольшая сумма в $20,000. Так что многие ошибки и недочеты им можно простить, в том числе и неопытность. Отвечая на поставленный вопрос, я пришел к мнению, что как ни странно, но правы оба лагеря, как игроки, так и критики. Проект действительно заслуживает порицания за все вышеперечисленные недостатки, но в то же время игра затягивает благодаря своей атмосфере и мрачному настрою. И когда начинаются титры, можно поймать себя на мысли, что хочется ещё. Больше загадок, больше записок и тайников, больше уникальных ситуаций. Я же в свою очередь рекомендую дождаться распродажи и обязательно купить игру для ознакомления. Ведь конкурентов у неё не так уж и много. К подобным проектам на сегодняшний день на консолях PlayStation 4 и PlayStation Vita можно отнести разве что Lone Survivor. В любом случае, фанаты двухмерных хорроров останутся довольны.
А на этом у меня все. Всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.