«Кто славит Александра, кто – Геракла, кто – Гектора. Подобных великих имен на свете много. По сути дела, люди склонны говорить приятные вещи о каждом лопоухом обладателе меча, по крайней мере когда находятся поблизости от данного героя, – так гораздо безопаснее. А вот еще забавный факт. Народ, как правило, больше уважает военачальников, выступающих со стратегией типа: “Я хочу, чтобы вы, ребята, все пятьдесят тысяч, навалились на противника и как следует насовали ему”, чем куда более осмотрительных полководцев, которые говорят вещи вроде: “Почему бы нам не построить огроменную деревянную лошадь, а потом проскользнуть в заднюю калитку, пока они все толпятся вокруг этой бандуры и ждут, когда мы оттуда вылезем”.
А все потому, что большинство военачальников первого типа – храбрецы, в то время как из трусов получаются гораздо лучшие стратеги».
Терри Пратчетт, «Эрик, а также Ночная Стража, ведьмы и Коэн-Варвар»
Текущий год можно смело назвать годом больших японских блокбастеров, поскольку в первой его половине восточная часть игровой индустрии ударила по мировому рынку такими мастодонтами, как Persona 5, Resident Evil 7: Biohazard, Yakuza 0, Nioh, NieR: Automata, Gravity Rush 2 и многими другими играми, наделавшими шумиху в прессе. И это замечательный год для всех тех, кто неравнодушен к восточной культуре или только пытается приобщиться к ней через современное творчество, поскольку нам продемонстрировали все прелести (и недостатки) японской игровой индустрии во всём её великолепии. Но самое интересное заключается в том, что на этом никто останавливаться не собирается и во второй половине года нас ждут The Evil Within 2, Ys VIII: Lacrimosa of Dana, Knack 2, Yakuza Kiwami и прочие представители восточного игропрома. Однако следует помнить, что всё вышеперечисленные интерактивные развлечения рассчитаны на широкую аудиторию, и потому премьеры этих игр в основном приходятся на весну и осень. А ведь существует масса других продуктов, которые не стесняются выходить в летний период, когда на видеоигровом рынке наступает затишье. И среди игр калибром поменьше, вроде Akiba’s Beat, Tokyo Xanadu и Ys Origin, затесалась Valkyria Revolution от студии Media.Vision, сделанная по заказу компании Sega.
Для тех, кто не знаком с творчеством этого коллектива, имеет смысл рассказать, что до сего момента сотрудники студии успели поработать с большим количеством небезызвестных издательских компаний, среди которых была не только Sega, но и Square Enix, Sony Interactive Entertainment, Bandai Namco Games и даже Microsoft Game Studios. Благодаря столь интересным коллаборациям сотрудникам Media.Vision удалось потрудиться над великим множеством знаменитых франшиз, и даже стать причиной зарождения некоторых из них. Без них, к примеру, не было бы таких именитых серий, как Wild Arms и Chaos Rings, оставивших свой след в игровой индустрии. Помимо всего прочего, японцы принимали активное участие в разработке Summon Night 6, Digimon Story: Cyber Sleuth и, конечно же, Valkyria Chronicles III – единственной игры в во всей франшизе, так и не добравшейся до западной аудитории, которая, по иронии судьбы, является самой взрослой, мрачной и, пожалуй, самой депрессивной в серии (неужели мы ещё не доросли до неё, Sega?). Можно сказать, что сейчас Media.Vision находится на коне, её активно привлекают к разработке различных японских ролевых игр, и к тому же ей удалось не увязнуть с концами в разработке одной или двух серий игр, как это обычно бывает у отдельно взятых студий, старающихся доить корову, покуда та даёт молоко.
На гребне волны сейчас не только Media.Vision, но и сама Sega, успевшая выстрелить в этом году Yakuza 0, Warhammer 40.000: Dawn of War III, Endless Space 2, Persona 5 и готовится к релизу Total War: Warhammer II, Sonic Mania и Yakuza Kiwami. В связи с этим всем совершенно не трудно догадаться, почему издательская компания решила, что именно сейчас настало лучшее временя для того, чтобы явить миру ответвление от именитой серии тактических ролевых игр: даже если Valkyria Revolution будет неважно принята общественностью, то сей огрех останется совершенно незаметен среди массы других более успешных проектов, а если сумеет забраться на пьедестал, то упадёт в копилочку ценных активов компании и просто хороших восточных игр, выпущенных в текущем году. К тому же японцы как следует подготовились к премьере спин-оффа, задобрив почву выпуском Valkyria Chronicles Remastered для PlayStation 4 в прошлом году, которая даже спустя восемь лет с момента своего дебюта умудрилась задать жару, а потому была тепло встречена критиками и игроками, затаившими дыхание в ожидании новой части серии.
Из написанных выше строк могло сложиться впечатление, что маркетологи Sega и разработчики из Media.Vision сделали массу стратегически верных решений, ведь они подгадали правильное время для её выпуска, и к тому в процессе её создания они опирались на мнение фанатов серии. И это будет сущая правда, однако в финальной версии выявилась некая проблема и скорее даже не одна. Основная претензия, которую выдвинула игровая общественность, заключается в том, что игра сменила корневой жанр, лежащий в её сердце. Ядром трилогии Valkyria Chronicles была тактика, в то время как Valkyria Revolution предпочла переобуться, дабы стать Action/RPG с различными стратегическими элементами. А могла бы и вовсе обойтись без них, поскольку изначальная концепция подразумевала почти полное их отсутствие. В какой-то момент в дело вмешались фанаты серии, которые, опробовав демо-версию игры, прилагавшуюся к коробочному изданию Valkyria Chronicles Remastered, распространявшемуся на территории Японии, решили, что игра получилась слишком динамичной и ей очень не хватает колеса со способностями, а также функции, которая ставила бы игру на паузу, позволяя раздать команды и оценивать текущую ситуацию на поле брани. Пошло ли это на пользу? На самом деле нет. Беда в том, что столкновение двух концепций – стремления Sega сделать динамичный спин-офф и страстного желания фанатов вернуть в абсолютно новую игру тактическую составляющую – никак не уживаются под одной крышей, стыки между этими двумя диаметрально противоположными направлениями отчетливо прослеживаются на протяжении всей игры, словно были шиты белыми нитками. Безусловно, абсолютно все в данной ситуации желали для очередной игры, которая даже не является частью основной серии, только хорошего и считали, что принимают решения, которые пойдут ей на пользу, но кто-то один должен был сказать «Стоп, давайте остановимся на этом и будет работать с тем, что уже есть». Однако никто этого не сделал.
Sega, которая в последние годы из кожи вон лезет, чтобы вернуть к себе расположение публики, пыталась исправить свою ошибку с Valkyria Chronicles III, сделав серию вновь знаменитой и популярной при помощи крутого динамичного ответвления. Media.Vision, съевшая собаку на пошаговой боевой системе, ввязалась в разработку игры, сделанной в непривычном для неё жанре, но не сумела нащупать золотую середину между стремлениями издателя и желаниями фанатов. А фанатское сообщество, пытающееся по старой памяти привнести в игру, которая не является основной частью серии, как можно больше элементов игрового процесса из прошлых частей, не поняло, что таким образом, возможно, собственноручно губит концепцию, которая плохо сочетается со старыми механиками. Короче говоря, это должна была быть либо чистокровная Action/RPG, либо TRPG без лишних примесей. В какой-то момент Sega, руководившая балом, должна была настоять на своём или окончательно прогнуться под тяжестью фанатского давления и сделать-таки тактику. Но, как мы понимаем, этого не произошло и теперь перед нами проект, который необходимо разобрать по составу, чтобы понять, что же всё-таки пошло не так. А потому присаживайтесь поудобнее, дорогие друзья, мы наконец закончили со слегка затянувшимся лирическим отступлением и готовы перейти непосредственно к самому предмету нашего сегодняшнего обсуждения. Перед вами обзор Valkyria Revolution.
Первое, о чем необходимо упомянуть – это о сюжете игры. Как известно, авторы Valkyria Revolution решили пересмотреть концепцию, сделав уклон в сторону альтернативного развития событий, перекроив не только игровой процесс, но и сюжетную завязку. Действие игры происходит в альтернативной реальности в Европе образца середины двадцатого века. В центре событий расположено маленькое европейское королевство Ютланд, работающее по принципу парламентарной конституционной монархии: у государства есть свой кабинет министров, принявший форму Палаты лордов, который занимается политикой внутри страны, и представительная монархия в лице Принцессы Офелии (Princess Ophelia), которая активно налаживает связи с внешним миром. Королевство это, как уже упоминалось выше, небольшое и в основном занимается сельским хозяйством, чему поспособствует хороший тёплый южный климат и плодородная почва, а также промышляет обработкой рагита – местного ценного ресурса, добываемого из недр земли. В отличие от соседей по континенту, в Ютланде практически нет своих полезных ископаемых, но благодаря выгодному географическому положению через страну проходит большое количество сырья, в том числе и вышеупомянутый рагнит, поэтому ютландцы быстро сообразили, что могут зарабатывать на переработке этого минерала.
Правда, индустриализация коснулась далеко не всех сфер жизни государства. Так, например, львиная доля ремесленников по-прежнему не имеет в своём распоряжении никакой сложной дорогостоящей техники, а потому вынуждена производить свои товары вручную. И поскольку страна не обладает крупными рынками, служащими сосредоточением всех мелких ремесленников и торговцев, то свои товары они вынуждены продавать в повсеместно встречающихся уличных лавках, либо перекладывать эту обязанность на своих жен, которые, к слову, тоже не прочь заняться каким-нибудь рукоделием. Что же касается минерала, то на нём держится практически вся промышленность Европы. Его свойства открыли всего каких-то несколько десятков лет назад, но зато это открытие в корне поменяло ход истории всего человечества. Ученые смогли выяснить, что в процессе использования рагнит выделяет колоссальное количество энергии, которую используют для поддержания промышленности и развития инфраструктуры городов (к примеру, для освещения улиц). При расщеплении минерала обрабатывающие установки постоянно выделяют в небо дым лазурного цвета, благодаря чему всё небо приобретает соответствующий оттенок. Собственно, именно поэтому данный индустриальный переворот получил такое название – «Лазурная революция».
Обрабатывающие установки, построенные в маленьком южном государстве, на протяжении долго времени прекрасно справлялись со своей задачей – они перерабатывали и подготавливали необходимое сырье для соседних стран, а взамен использовали некоторый процент выделяемой энергии для своих нужд, при этом скромные размеры Ютланда как всегда шли ему на пользу, поскольку этой доли с лихвой хватало, чтобы снабжать необходимой энергией всё королевство в целом. Но со временем всё изменилось. Дело в том, что Ютланд, ни много ни мало, а полностью автономное государство, которое не принадлежит ни одной другой колониальной сверхдержаве, заправляющей в Европе. Их, к слову, всего пять – Бренланд, Прейцен, Франк, Хабстрия и Рузь. Незадолго до событий игры четыре из них, испугавшись интенсивного развития пятой, то есть Рузи, решили организовать для восточной части Европы экономическую блокаду, перекрыв все имеющиеся в этом регионе торговые пути. Однако этим свои решением они, можно сказать, сделали роковую ошибку, поскольку вместо того, чтобы ослабить супостата, блокада прошла по совершенно иному сценарию – она дала огромный толчок к его развитию, таким образом, империя начала активно строить армию и расширять свои границы. Всего за какой-то год Рузь сумели завоевать и подчинить себе практически весь континент, гарантировав суверенитет всем подчинившимся нациям в обмен на преданность, ценные ресурсы и прочие ископаемые.
И, в общем-то, с этого момента история этого государства только начинается, поскольку блокада коснулась не только Рузи, но и жителей королевства. Суверенный Ютланд способен обеспечить себя продовольствием, но лишь на определённом уровне, так как экономика королевства во многом зависит от товарооборота с соседними странами. Именно поэтому, когда произошла блокада, различные предприятия, в том числе рагнитовые фабрики, остались не у дел, из-з чего в стране резко возросла безработица, а вместе с ней возникла прослойка населения, которая не знала чем себя занять. Перекрыв ютландцам кран, западные сверхдержавы не только нанесли колоссальный урон благосостоянию страны, но и оставили её на растерзание рузам, которые не заставили себя ждать и успели наведаться к южным соседям с целью присовокупить их территории к своим и, таким образом, усилить свою военную мощь. Собственно, на этом всё могло бы и закончиться, однако к большому удивлению всех пятерых сверхдержав Ютланд взяла и объявила о своей независимости. На что получила ещё больше санкций, но уже не со стороны западных коллег, а прямиком с территории, подконтрольной Рузи. Оказавшись в полной экономической и продовольственной блокаде, жители независимой и гордой страны, в особенности те, что остались без работы, приняли единственное верное решение – они начали готовиться к войне.
Остатки ресурсов ютландцы направили на создание боеспособной армии и особого добровольческого отряда, который получил название «Вэнэрганд». Все члены новоиспеченного подразделения прошли массу тестов, направленных на выявление совместимости с рагнитом, необходимых для того, чтобы снабдить каждого солдата новейшим военным достижением – оружием и экипировкой, основанной на алхимии и рагнитовых технологиях. «Вэнэрганд» в отличие от регулярной армии имеет одну чётко поставленную цель: он был создан исключительно для того, чтобы уничтожать Валькирий – могущественных существ, прислуживающих правителям сверхдержав. Правда, отряд несколько расширил свои полномочия после того, как к нему присоединилась вышеупомянутая принцесса Офелия, и начал выполнять самые разнообразные поручения правительства, постепенно возвращая завоёванные рузами территории. Но как же так получилось, что маленькая страна, находящаяся в кризисном положении, сумела себя реорганизовать, мобилизовать и решительной поступью выйти на поле боя, схлестнувшись с численно и технически превосходящим врагом? Что ж, ответ на этот вопрос кроется внутри страны, где задолго до того как рузы пришли к дверям южан, велись закулисные игры, которые затеяла так называемая «Пятерка Предателей» – группа людей, повинных в том, что их страна оказалась в таком непростом положении.
Основная цель Пятерки – манипуляциями, пропагандой и ложью загнать страну в невыгодное для неё положение, в котором населению не останется никаких иных вариантов, кроме как ввязаться в кровопролитную войну. Для этого подстрекатели разделили между собой полномочия, дабы каждый, исходя из своих талантов и возможностей, мог настроить жителей Ютланда на активное противостояние имперским амбициям. Главный герой игры Эмлет Грункер (Amleth Grønkjær) очень хорош в военном деле, а поэтому он посвятил себя службе в рядах регулярной армии Ютланда, где в скором времени стал офицером, а когда сформировался новоиспеченный отряд, его опыт, сила и лидерские качества позволили ему дослужиться до звания капитана «Вэнэрганда». И поскольку анти-валькирийный отряд постоянно находится на передовой в компании принцессы, нетрудно догадаться, что «Пятерка Предателей» заимела возможность оказывать влияние на ход сражений, не говоря уже о том, что она была в курсе всех известий с линии фронта.
Второго предателя зовут Басил Сабансси (Basil Sabancci) и он является главным управляющим одной из крупнейших промышленных компаний «Sabancci and Co.», которая занимается производством оружия и техники на базе рагнитовых технологий. Своё предприятие Басил унаследовал от отца, однако имея перед собой вполне определенную цель, он начал вникать в суть выбранной им профессии и, несмотря на некоторую степень дилетантства, добился определенных успехов, выведя компанию на мировую арену. Впрочем, делает он это не столько ради собственного обогащения, сколько для поддержки Ютланда. Поэтому когда началась война и сформировался отряд «Вэнэрганд», предприимчивый паренёк на безвозмездных условиях взял на себя часть расходов государства на снабжение войск новейшими разработками. В итоге экономика Ютланда смогла избежать истощающих расходов, благодаря чему государство охотнее согласилось на военную кампанию вместо капитуляции и контрибуции в пользу наступающей империи.
Трое оставшихся Предателей тоже не лыком шиты. Соломон Кейленберг (Solomon Kahlenberg) является одним из самых влиятельных членов парламента и, будучи членом правительства, продвигает идеологию военного вмешательства в назревающий конфликт с Рузью. А ещё Соломон всячески пытается снять блокаду с другой стороны и замаслить соседние державы, вернув им завоёванные территории, но делает он это, конечно, втайне от своих коллег по цеху. А молодой и слегка отрешенный от внешнего мира паренёк Флит Эриксен (Fleet Eriksen) является ни много ни мало профессиональным журналистом одной из местных газет. Манипулируя общественным мнением и создавая нужное настроение, Флит постоянно подталкивает народ вступать в регулярную армию, чтобы отстоять независимость родного государства, но при этом никогда не скатывается в откровенную низкопробную пропаганду. Последний Предатель, а если быть точнее Предательница, Виолетта Шанд (Violette Szand) тоже служит в армии Ютланда, но не в регулярной, а в разведывательных войсках. И будучи в звании лейтенанта регулярно пересекает границу и наведывается на территории, подконтрольные рузам, где добывает для своей страны информацию у вражеских офицерах. Разумеется, профессиональная шпионка, обладающая привлекательной внешностью, пользуется не совсем тривиальными методами для добычи информации, которая сначала попадает к Пятерке, а лишь потом доходит до штаба.
«Завеса тайны над личностями Пятерки немного приоткрылась, однако до сих пор не ясно для чего этим молодым людям необходимо было развязывать войну?» – спросит любопытный читатель. Для того, чтобы добраться до руководства страны-агрессора, то есть до императора Клаудиуса (Klaudiusz) и четверки генералов: Жилюша Бенкендорфа (Gilouche Benckendorff), Виктора Тимашева (Viktor Timashev), Густава Мекленбурга (Gustav Mecklenburg) и Балтуса Греппенберга (Balthus Greppenberg). Четверка главнокомандующих имперской армией выступает чем-то вроде боссов, которые стоят в расстрельном списке «Пятерки Предателей». Чуть позже к ним потом присоединился пятый и последний генерал, которого зовут Максим Лаэртес (Maxim Laertes) – он законный наследник престола восточного королевства Ипсерии, его рузы завербовали в свою армию и сделали офицером, и он быстро стал любимчиком Клаудиуса, что позволило ему занять пост Верховного Генерала. Однако в отличие от вышеупомянутых главнокомандующих, Максим единственный, кто не знает всей истории в целом и не принимал участие в нападении и поджоге детского приюта, в котором, будучи детьми, жили Эмлет, Балисл, Соломон, Флит, Виолетта и множество других детей, сгоревших за одну роковую ночь в огне. А их учительница Мисс Мария, которая приглядывала за малышами, была похищена солдатами империи и долгое время считалась погибшей. Единственные выжившие в том аду дети поклялись во что бы то ни стало поквитаться с Клаудиусом и его сподвижниками, отомстив пролитой кровью врагов за погибших в пожаре и пропавшую без вести Мисс Марию.
Конечно, на этом список действующих лиц не заканчивается, и можно было уделить время членам отряда «Вэнэрганд», которых в игре около дюжины, однако это было бы делом лишним, поскольку убийцы Валькирий – взаимозаменяемые персонажи. Да, у них есть свои уникальные черты, особые стили ведения боя, оружие и даже способности, привязанные к классу того или иного бойца (тут вам и разведчики, и саперы, и даже щитоносцы), однако каждый из них может умереть в любой момент, если, конечно же, соратники вовремя не поднимут своего товарища на ноги. А после смерти любого из членов отряда игра продолжится, как ни в чем не бывало. И в этом, собственно, заключается особенность данной игры и серии в целом. Valkyria Revolution в принципе довольно мрачная и здесь частенько погибают люди, к тому же в её сюжете нет однозначно хороших или плохих персонажей – практически каждое действующее лицо повинно в чём-либо и руководствуется какими-то своими, далеко не самыми светлыми мотивами: одни жаждут мести, другие власти, третьи спасения, но в итоге страдают все. Сюжет игры подаётся очень неспешно через длинные видеоролики, продолжительность которых может насчитывать десятки минут реального времени.
При этом Valkyria Revolution постоянно переключается между различными группами персонажей, показывая обычный ареал их обитания: редакцию, где трудится вышеупомянутый журналист и периодически общается с главным редактором; Палату лордов, где Соломон вступает в дебаты со своими идеологическими противниками, отстаивающими идеи мира; безмятежные улицы одного из вражеских городов, по которым под ручку с каким-то офицером неспешно шагает Виолетта, «наслаждаясь» прогулкой в его компании и всячески окучивая ловеласа; дворцовую площадь, возле которой с верхних этажей принцесса общается со своим народом; какую-то пещеру, в которой заседает Пятерка Предателей, или таверну, облюбованную членами «Вэнэрганда», предпочитающими проводить свободное от сражений время в компании кружки пива и собутыльников. В общем, событий и мест в игре довольно много, а учитывая, что в центре повествования находится тайная организация, ведущая свою страну не то к победе, не то к поражению, следить за происходящим вдвойне интереснее. И совсем уж становится не по себе, когда люди из окружения принцессы начинают вести своё расследование, чтобы выяснить, кто стоит за всем происходящим внутри страны. Собственно, сюжет игры – главное её украшение, он делает акцент на правильных вещах и задает весьма интригующие вопросы. Для чего Клаудиус в компании своих сослуживцев напал на приют? Кто помогает идеологическим противникам «Пятерки Предателей»? Почему Валькирия знает главного героя по имени? Какой такой силой обладает принцесса, отчего её смерти желает даже сам Жнец? Что за судьба ждет Пятерку Предателей после окончания войны? И как вообще главным героям победить бессмертную Валькирию?
Да, безусловно, не обошлось без определенных огрехов, например, игра упускает возможность рассказать, каким именно способом Виолетта покидает пределы Ютланда и попадает на территорию Рузи, и как ей вообще удаётся обманывать офицерский состав вражеского государства банальной сменой причёски, но факт остается фактом. К тому же, что рузы, что южане – все говорят на чистом английском языке без каких-либо акцентов, поэтому понаблюдать за тем, как Виолетта говорит на вражеском наречье с большим мастерством, не дадут – игра опускает и эту деталь. Что касается «антагонистов», то они получились на редкость колоритными и харизматичными, благодаря чему находиться в их компании приятно практически так же, как и с «положительными» героями. Жаль только, что игра намеренно уделяет много внимания Максиму и его отношениям с Клаудиусом, затягивая очевидный сюжетный ход, который будет ждать игроков в самом конце игры. Ведь принцесса Офелия при любой встрече с ним будет всячески агитировать принца встать на сторону своего народа, внося смятения и сомнения в его душу, главнокомандующие армии будут относиться к парню кто с ревностью, а кто просто как к новой игрушке императора, а сам Клаудиус по какой-то одному ему ведомой причине будет продолжать делать свои ставки в этой войне на молодого человека, хотя тот не особо часто сможет радовать императора своими достижениями. Весьма странный тандем, который периодически норовит развалиться из-за разницы взглядов на определенные вещи.
Благодаря хорошо прописанным основным персонажам следить за историей довольно интересно, чего не скажешь о ватаге героев из отряда «Вэнэрганд», поскольку они не сумели раскрыться так же хорошо. Каждому из них уделяется достаточное количество внимания, однако озвучить больше чем одну-две реплики за раз им не дают из-за банальной экономии времени. Считается, что узнать их поближе игрок сможет, отыскав и активировав между миссиями социальные события, коих в игре целых сорок штук. Но, откровенно говоря, многие из них филлерные и не несут совершенно никакой смысловой нагрузки, поскольку герои частенько разговаривают на отвлеченные темы, поднимая вопросы касательно своих личных предпочтений в выборе партнера, о значимости внешнего вида или искусства, о подчеркивании индивидуальности через предпочитаемое оружие и так далее. Лишь изредка герои погружаются в своё прошлое и действительно рассказывают окружающим что-то важное о себе, но даже в этом случае всё заканчивается какой-нибудь шуткой или каламбуром. К тому же доминирующее количество этих тем никак не связаны между собой, поэтому члены отряда не особо стремятся копнуть глубже и поделиться истинными причинами вступления в ряды «Вэнэрганда». О последнем можно разве что почитать в новостях годовалой давности, когда Sega постепенно погружала аудиторию в мир своей новой игры.
Основная проблема в данном случае кроется не в самих героях, а в том, что социальные события выпадают случайным образом. При желании собрать их все игрокам предстоит после каждой пройденной миссии заглядывать в специальное меню «Circle», чтобы обнаружить там особый значок, сигнализирующий о том, что кто-то из героев не прочь поболтать. И только после этого можно будет отправиться побродить по улицам Эльсиноры – столицы Ютланда, дабы в конченом счёте отыскать боевых товарищей и переговорить с ними. Из-за того, что события выпадают в случайном порядке, ни о каком систематическом подходе к вопросу и речи быть не может – игра либо будет долгое время игнорировать эти события, либо сгенерирует сразу несколько к ряду. Ну а что касается значимости всех опциональных диалогов с точки зрения игрового процесса, об этом мы поговорим чуть ниже. Вообще, Valkyria Revolution любит во многом полагаться на случайности, например, если игрок задержится на поле битвы и дождется ночи (это ему предстоит делать специально, поскольку практически все задания проходятся за несколько минут и солнце не успевает уплыть за горизонт), то он может рассчитывать на появление вражеской Валькирии, которую даже можно победить. Правда, происходит это крайне редко по сравнению с частотой вторжений противников на завоеванные игроком территории.
В Valkyria Revolution вновь вернулась карта мира (и полюбившиеся многим брифинги), на которой изображены воюющие стороны и подконтрольные им страны, а также задания, помеченные на карте-полотне иголочками. С каждой пройденной миссией игрок продвигается вглубь вражеской территории, а Рузы, соответственно, всячески пытаются вернуть себе прежние границы, поэтому периодически игра будет подкидывать сгенерированные случайным образом задания, основной целью которых является защита определенных аванпостов и оттеснение врага. Беда в том, что заданий этих выпадает ну очень уж много, порой по два или по три за раз, и пока игрок очищает завоеванные территории от врага, игра успевает сгенерировать ещё несколько похожих заданий. В итоге человек, сидящий по ту сторону экрана, имеет все шансы увязнуть в похожих как две капли поручениях, завязанных на обороне границ, на несколько часов. Уже к середине игры это начинает сильно утомлять, поскольку большая часть побочных миссий проходит на одних и тех же локациях, которых к концу прохождения сюжетной линии игрок будет знать наизусть вплоть до местоположения каждого камешка, флага или окопа.
Для разнообразия авторы добавили ещё несколько типов свободных для прохождения миссий, которые не завязаны на защите базы. Они предлагают зачистить сектор от сил неприятеля, слямзить запасы с вражеского склада, разминировать дороги, предотвратить взрыв, дезактивировав заложенные недругом бомбы, уничтожить какой-нибудь прототип танка, не дав ему совершить обкатку, отправить к праотцам вражеских офицеров, – но совсем редкими являются задания по захвату оккупированных супостатом территорий. Они тоже выпадают случайным образом и нужно долго и упорно выполнять все типы заданий в каком-то конкретном выбранном игроком секторе, ожидая, когда игра раздуплится и соизволит открыть доступ к очередной освободительной миссии, поскольку если он отвлечется на выполнение сюжетного задания, то шансы на разблокировку оной сократятся до нуля. Аналогичная оказия коснулась предметов, которые игрок получает в награду, сражаясь с противниками и обыскивая неприятельские сундуки. Они так же генерируются случайным образом, а потому как бы сильно игрок не хотел заполучить в своё распоряжение определенный тип рагнитовых кристаллов, наделяющих своего носителя особыми способностями, ему придется до посинения ходить на свободные для выполнения задания и надеяться, что игра рано или поздно выдаст желаемые камушки.
С сундуками вообще беда, поскольку открыть их можно только тогда, когда поблизости нет ни одного неприятеля. Это делает процесс весьма затруднительным, ибо на горизонте вечно маячит какая-нибудь артиллеристская установка, наведенная на позицию «Вэнэрганда», а противников поблизости, как правило, меряно-немеряно. В итоге пока отряд облазит каждый угол в поисках недруга, который запрятался где-нибудь на крыше трехэтажного здания, откуда он зыкает на партию игрока, никто не сможет открыть замок сундука. Весьма странная условность, с которой просто нужно мириться. На дне сундуков, к слову, можно отыскать сырье, представленное в виде различных тканей или металлов, которые необходимы для того, чтобы создавать экипировку, предварительно поручив это дело ремесленникам Ютланда. Кстати, что касается прокачки и экипировки, то местная система была позаимствована из Valkyria Chronicles III, то есть прокачивается каждый отдельно взятый герой индивидуально, вернее не он сам, а его оружие. Любой меч или щит в игре предстает в виде древа, сотканного из десятков ячеек, каждую из них можно наполнить рагнитом и, таким образом, повысить те или иные показатели. Это может быть повышенный критический урон, радиус действия щита, увеличение исходящего урона, усиление рубящего удара или даже разблокировка новых слотов для рагнитовых кристаллов. Любопытно, но и для заполнения ячеек в древе, и для активации способностей необходимы одни и те же кристаллы, которые делятся на четыре стихийных типа, а степень их эффективности оценивается системой рангов.
Каждый персонаж независимо от своего класса обладает совместимостью с той или иной стихией, что предопределяет спектр способностей, которыми его можно снарядить. Героя, имеющего высокие показатели совместимости с огнём, можно научить швырять в стан врага огненные шары, а если его соратнику подвластна стихия воды, то он запросто сможет сбивать неприятелей с ног мощными струями воды или ронять недругов на землю шквалом осколков льда. Но этим всё не ограничивается, ведь в игре предусмотрена система классов. Юниты поддержки, например, обладают лечащими или снимающими негативные эффекты заклинаниями, тяжелая пехота с щитами наперевес будет активно использовать умения, завязанные на обороноспособности отряда, а местные шоктрупперы больно бьют по большим скоплениям врагов и частенько поднимают боевой дух отряда. Однако глубоко вдаваться в это мы не будем, поскольку система довольно-таки стандартная и присутствует во многих ролевых играх. Вообще, лучше всего иметь при себе разноплановых бойцов, которых можно чередовать между собой и противопоставить любому врагу. В особенности Валькирии, которая повелевает всеми четырьмя типами стихий, а потому не очень обрадуется, когда в ответ на потоки огня, исходящие из неё, игрок вдарит по воительнице водяной магией и, тем самым, нанесёт ей дополнительный урон. Для того чтобы максимально усовершенствовать оружие каждого отдельного бойца понадобится очень много времени, поскольку кристаллы практически до самого финала игры дают весьма скромный прирост энергии в процессе заполнения ячеек.
Прокачка каждого оружия потребует очень долгого и упорного выполнения однотипных заданий, придется ждать, пока выпадут нужные кристаллы со способностями, и сливать ненужные в ячейки. И если первые часов десять-двадцать этот аспект игры не особо сильно бросается в глаза, то уже ближе к середине похожие как две капли миссии достанут хуже горькой редьки. К тому же, это весьма дешёвый способ растянуть хронометраж игры, на полное прохождение которой понадобится примерно 40-50 часов, больше половины из этого времени уйдет на оборону и выжидание разблокировки нужных компонентов. В принципе любой опытный игрок подметит для себя, что это стандартный гринд, который присутствует в каждой второй японской ролевой игре, и он не так раздражает, когда играешь на PlayStation Vita, поскольку многие миссии длятся от силы от двух до десяти минут, что позволяет комфортно проходить их дороге. Однако сидя за PlayStation 4 от репетативных и повторяющихся действий хочется лезть на стены, проклиная тот день, когда ты поставил перед собой цель пройти Valkyria Revolution на 100%. Впрочем, этим процесс подготовки отряда к боестолкновениям не ограничивается, ведь в игре есть ещё экипировка, разделенная на четыре типа: наручи, сапоги, куртки и сумки. При этом каждый элемент одежды выполняет свои функции: например, в зависимости от подобранных материалов можно сделать сумку для расходных материалов, ракет, гранат, винтовочных или снайперских патрон. Сапоги можно снабдить эффектом невидимости, повысив шанс скрытного перемещения, или снизить урон, наносимый противопехотными минами. А плотная куртка, сделанная из крепких материалов, защитит бойца от стихийного урона, пулевых или ножевых ранений. В общем, каждый может подобрать себе одежку по необходимости, достаточно наведаться к ремесленникам Эльсиноры и оставить им свой заказ, дабы забрать его, когда всё будет готово.
Вообще, говоря об Эльсиноре, нельзя не отметить, что авторы придумали одну интересную примочку, связанную с городом. Дело в том, что от успехов игрока на поле брани будет зависеть настроение жителей города. Когда враг оккупирует территории соседних государств или кто-то из героев погибает, то улицы столицы Ютланда пустеют, на город опускается туман, скрывающий под собой яркие краски, рагнитовые фабрики начинают работать вполсилы, а его жители становятся апатичными и депрессивными. Если армия Ютланда достигает определенных успехов на линии фронта и освобождает очередной участок земли от сил неприятеля, то тогда улицы городка оживают, по мостикам начинают прогуливаться старики, женщины и дети, покупатели занимают очереди возле торговых лавочек, бабушки сидят на скамейках и кормят птиц, а зеваки собираются на центральной площади и что-то рьяно обсуждают. При максимальном подъеме настроения мирного населения жители Эльсиноры запускают в небо разноцветные конфетти, а над головой начинают ездить красивые красные трамвайчики, благодаря чему создаётся праздничное настроение. На игровой процесс это не влияет, разве что торговцы-путешественники сворачивают свои лавочки и ждут более ясных дней для того, чтобы представить свои товары. Также стоит отметить, что от количества завоеванных территорий будет зависеть качество конченого продукта у торговцев и ремесленников, чем их больше тем, соответственно, выше шанс сделать хорошую вещь и наоборот.
Самые главные изменения коснулись боевой системы. Все сражения теперь происходят в реальном времени, правда, как уже писалось выше, обнаружились некоторые тактические элементы, существенно замедляющие ритм игры. Перед каждой миссией игрок вправе набрать команду из четырех человек, которая будет носиться по уровням, и сносить всё живое со своего пути. Да, вы не ослышались, даже задания, рассчитанные на скрытность, необходимо проходить именно в таком темпе, поскольку по окончанию любого из них игра будет оценивать действия игроков исключительно по двум показателям: скорость и количество поверженных в бою неприятелей. Это вынуждает даже в стелс-миссиях попадаться в зоны видимости стражников, патрулирующих охраняемые объекты, и стрелков, сидящих на башнях, дабы те постоянно вызывали подкрепление, ведь чем больше недругов уничтожит игрок – тем лучше для итоговой оценки и получаемой награды. Если бы не этот маленький нюанс, то некоторые задания в Valkyria Revolution проходились бы ещё быстрее, а так приходится каждые пять секунд с криками и улюлюканьем врываться в скопища противников и раскидывать их во все стороны, долбя одну-две кнопки. В этом плане условная серия «Революция» очень уж походит на musou-игры от Koei Tecmo, то есть на Samurai Warriors или Dynasty Warriors, среди которых тоже есть ответвления в виде тактических игр для карманных консолей. Вероятно, Sega и Media.Vision пытались сделать нечто подобная, именно поэтому, когда игрок врывается в стан врага, тот особо даже не сопротивляется, быстро превращаясь в подушку для битья.
Складывается впечатление, что искусственный интеллект недругов специально был притуплен для того, чтобы они не представляли собой серьезную угрозу. Солдатики исправно занимают свои позиции, захватывают и удерживают точки на карте, устраивают засады и патрулируют выделенные им участки локаций, однако в любой нестандартной ситуации они моментально начинают паниковать, теряются и падают духом, благодаря чему разлетаются в разные стороны от парочки взмахов мечом. Да, Valkyria Revolution по-прежнему опирается на такую важную систему как боевой дух отряда, поэтому, когда партии игрока будет нанесен существенный урон, члены отряда могут оказаться в замешательстве, а если атаки продолжатся, то замешательство сменится паникой и даже страхом. Страх не только замедляет действия отдельных членов партии, но также ослабляет их защиту, благодаря чему любой вояка может погибнуть под шквальным огнём. Аналогичная ситуация происходит с недругами, правда для того, чтобы напугать их, достаточно убить офицеров и захватить несколько форпостов на локации, тогда вражины будут поджимать хвосты лишь завидев на горизонте солдат из «Вэнэрганда».
Искусственный разум порой бывает настолько глуп, что даже стены не являются для супостатов преградой: если игрок находится за какой-нибудь перегородкой, то вражеская пехота скопится с другой стороны и будет долго и упорно стрелять в неё, а затем лишь один или два человечка из целой толпы решатся, пусть и не сразу, зайти с флангов. К тому же враги крайне редко пользуются гранатами, магией или красными бочками, возле которых сами же и трутся, а потому становятся лёгкими мишенями для любого стрелка или снайпера. Первые часы игры резвиться с толпой одинаковых солдафонов действительно весело, но через какое-то время отсутствие вызова со стороны доминирующего числа неприятелей начинает утомлять. Дабы компенсировать разницу в силе армия Рузов полагается на всевозможную технику, в частности на шагающих роботов, которые поначалу предстают в виде легких моделей с открытыми кабинами, благодаря которым сидящего внутри пилота можно в два счёта снести из снайперской винтовки. Однако уже через несколько сюжетных глав танки станут массивнее, а кокпиты обрастут защитой со всех сторон, что усложнит процесс их уничтожения, правда, не слишком сильно. Сложность у игрока могут вызвать разве что боссы, вроде большущих роботов-скорпионов или огромных летающих кораблей, но, к сожалению, они не требуют к себе специфического подхода. Для их уничтожения достаточно сосредоточиться на отдельных частях махин – лапах или крыльях. Сломав какую-нибудь конечность недруга, игрок может рассчитывать на непродолжительный нокаут. Пока враг лежит и пытается оправиться, игрок может сосредоточиться на рагнитовом ядре, нанося вражеской махине колоссальный урон.
В общем-то, вышеописанное – это всё, что нужно знать о врагах в Valkyria Revolution. Теперь, когда с этим покончено, пора перейти к неоднозначным и спорным моментам. Например, к колесу способностей, которое ставит игру на паузу. Оно здесь выполнено в точности как в The Bureau: XCOM Declassified и вносит изрядную долю дисбаланса в игру, поскольку недругам совершенно нечего противопоставить умению игрока в любой момент остановить бой и активировать любой навык, предмет или магию из имеющихся в наличии, тем самым прерывая практически каждую вражескую атаку. Это прямо какое-то узаконенное читерство, внесенное в игру с молчаливого согласия Sega под радостный вопль фанатов. Но зачем? Неужели изначальный вариант с активацией навыков в реальном времени был настолько плох, что требовал замены на это? Как по мне, доведенный до ума изначальный вариант привносил бы в игру некоторую степень глубины и заставлял бы моментально принимать необходимые решения, а если убрать из этого уравнения возможность прерывать большинство вражеских атак, то тогда игра даже бросала бы какой-никакой вызов реакции и навыкам игрока. К тому же если бы в Media.Vision немного поднапряглись и добавили в игру систему парирования или пробивания защиты вместо того, чтобы ждать, пока неприятель выйдет из оборонительной стойки, то Valkyria Revolution можно было бы даже поставить на одну полку с хорошими Hack’n’Slash играми.
Второй крупный спорный момент – это система доминирования, которая подразумевает под собой ряд преимуществ для побеждающей стороны. А преимущества эти заключаются в том, что чем больше врагов убила одна из сторон, тем быстрее начинают двигаться солдаты. Отследить успехи той или иной фракции можно в верхней части экрана, где расположена шкала доминирования, на которой синим цветом обозначены силы Ютланда, а красным, соответственно, силы Рузи. Практически каждое задание начинается с примерно одинаковым соотношением сил, благодаря чему после нанесённого удара каждый член отряда «Вэнэрганд» делает паузу, ожидая, когда шкала действия возле иконки с его изображением вновь заполнится и позволит повторить действие. Всё это выглядит очень неловко и противоестественно, достаточно глянуть на то, как отряд игрока нарезает круги вокруг неприятеля, ожидая своей очереди, тот в свою очередь проделывает то же самое и почти всегда проигрывает. Со временем любое сражение начинает походить на медленно разгоняющийся тяжелый локомотив, который всякий раз делает вынужденную остановку для того, чтобы сбагрить все собранные ресурсы в ближайшем городке, а затем неспешно продолжить своё движение по рельсам. Впрочем, есть в Valkyria Revolution одна хитрость, связанная с данной механикой. Дело в том, что все бойцы партии могут обладать статусными эффектами, которые активируются в различных ситуациях по аналогии с системой страха, о которой мы говорили чуть выше. Так вот, один из статусов – «ярость» – немного ускоряет персонажей и активируется всякий раз, когда герой получает урон от взрыва вражеской гранаты, мины, бочки с топливом или от встречи с вражеской ракетой. Найти минное поле или скопище красных бочонков не проблема, поэтому при желании немного ускорить прохождение этапа любой может воспользоваться этой уловкой ценой здоровья своих подопечных. Это в значительной степени сокращает время, необходимое на прохождение однотипных уровней с обороной очередного оккупированного региона. Весело ли это? Ничуть, хотя привыкнуть можно.
А вот к чему нельзя привыкнуть, так это к тому, что Valkyria Revolution нельзя отдавать указания напрямую. Отныне соратники руководствуются так называемыми «Приоритетами», то есть неким набором команд, которые устанавливаются в профиль каждого отдельного бойца заранее, до того, как тот выйдет на боевое задание. В профиле бойца можно назначить как простые приказы, типа частого использования холодного или огнестрельного оружия, так и более сложные, например, использовать защиту всякий раз, когда здоровье кого-то из персонажей упадет до критической отметки. Новые «приоритеты» открываются после прохождения побочных заданий, а также по завершению социальных событий. Там же каждому вояке можно присвоить определенную манеру поведения на линии фронта, одним приказать чаще нападать, другим защищаться, третьим – оказывать соратникам поддержку. К тому же игрок прямо во время боя может приказать отряду разделиться на пары, сомкнуть ряды или разойтись поодиночке, чтобы охватить как можно больше врагов на поле битвы. Кстати, есть в Valkyria Revolution некое подобие стратегии, которое возникает всякий раз, когда игрок берет задания, в которых могут принять участие не четыре, а, например, восемь человек. Тогда четверки героев разделятся, и каждая группа возьмёт на себя определенные обязанности, что делает миссии намного разнообразнее и интереснее. Пока первая четверка отвлекает на себя внимание противника, вторая устраивает диверсию, прямо как в старые добрые времена. Жаль только, что этим зачастую всё и ограничивается и нельзя каждую вылазку на вражескую территорию спланировать самостоятельно для большей эффективности.
На этом, в принципе, список странностей и неоднозначных вещей заканчивается. Если, конечно, не считать злом западную локализацию, которая, если верить знатокам, уступает оригиналу по числу неправильно донесённых до игроков сведений, однако тем, кто не силён в лунных рунах, остаётся лишь оценивать качество английской озвучки, которая, надо сказать, весьма и весьма хороша. Настолько, что игрок актеров отдельно взятых персонажей можно заслушаться – настолько достоверно они входят в свои роли и соответствуют своим персонажам. Надо отдать Deep Silver должное, пусть переводчики из них никудышные, но к подбору актёров они подошли со всей ответственностью. К тому же раскрылась, наконец, тайна, почему доминирующее количество рекламных роликов Valkyria Revolution было посвящено музыкальному сопровождению. Саундтрек, написанный композитором Ясунори Митсудой (Yasunori Mitsuda), просто божественен и заслуживает быть купленным и заслушанным до дыр даже отдельно от игры. Особенно хорошими получились композиции с вокалом японской певицы австралийского происхождения Сары Элейнн (Sarah Àlainn), которая, если верить её словам, впервые поёт для западной аудитории. Впрочем, чего вы могли ожидать от человека, написавшего музыку к Xenogears, Final Fantasy V, Soul Sacrifice, Chrono Cross и Shadow Hearts. Жаль только, что в случае с Valkyria Revolution господин Митсуда выступал лишь композитором, а не саунд-дизайнером: в моменты, когда не играет его музыка, игра звучит на удивление тихо, поскольку издательская компания Sega по своей видимости сильно поскупилась на количество сторонних звуков.
Что же касается технической части, то на данный момент Valkyria Revolution является одной из самых красивых игр серии. Игровой движок GOUACHE вновь возвращает нас в рисованный мир, который отныне пестрит яркими красками, однако стилистика больше напоминает Valkyria Chronicles III, несмотря на то, что последняя не очень-то дружила с бросающимися в глаза цветами. По меркам японских игр Revolution находится на уровне с Yakuza Zero, но уступает аккуратной и красочной Persona 5, что же касается портативного формата, то там и вовсе всё очень даже хорошо. Единственное, что может немного разочаровать – это долгие загрузки и периодические проседания частоты кадров, которые, к слову, случаются и в версии для PlayStation 4. И напоследок хочется рассказать о дополнительных материалах, которые на данный момент сопровождают игру в цифровом магазине PlayStation Network. Там обладатели Valkyria Revolution могут бесплатно загрузить массу дополнительных сценариев, которые прольют свет на некоторые события, происходящие до, во время и даже после войны. Они полностью анимированы и озвучены на понятный для западных игроков язык. Кроме того, неподалеку можно разыскать различные ценные и уникальные рагнитовые кристаллы, которые тоже раздаются на безвозмездной основе. Чем не повод ещё немного побыть в компании приятных персонажей и вновь погрузиться в перипетии их взаимоотношений?
Итог: В очередной раз, наблюдая за тем, как у моих коллег по цеху через одного случается истерика относительно отсутствия в нашей сегодняшней гостье каких бы то ни было основополагающих тактических элементов, становится немного грустно. Ведь разработчики из Media.Vision неоднократно указывали публике на то, что серия Valkyria отныне делится на две части: «Хроники» и «Революция», которые связаны между собой лишь общими идеями, а во всем остальном они диаметрально противоположны. Вышеупомянутые мастера пера, будучи на острие новостного потока, не могли не знать об этом немаловажном аспекте, вставшим у них костью в горле, превратив все метаморфозы, происходящие с серией, в инструмент для манипуляций. В творческом порыве пожурить игру за её недостатки эти люди выставили себя не в самом лучшем свете, поскольку за годы работы над завуалированными рекламными материалами и огульной критикой маленьких независимых проектов они совсем разучились мыслить трезво и критически.
В противном случае они нашли бы и озвучили все или почти все указанные в данном материале проблемы и достоинства, вместо того, чтобы искать утешение в противопоставлении якобы «гениальной» трилогии её спин-оффу, даже не задумываясь над тем, что у них разные весовые категории. Дело вот в чём: Valkyria Revolution далеко не самая идеальная игра, но виноваты в том, что она не идеальная, все, в том числе и люди, которые стараются не допускать мысли, что игра с надписью «Valkyria» в названии может развиваться в каком-то ином направлении, нежели в стратегическом, журившие игру за это на самых разных этапах её развития. К чему это привело, мы, к сожалению, уже знаем. Неужели за всеми возможными обвинениями, сыплющимися в адрес игры, прячется желание скрыть свою вину? Как бы там ни было, а Valkyria Revolution получилась довольно средней даже по меркам выбранного ей жанрового направления, но не лишенной своих сильных сторон, способных привлечь внимание игроков – приятных персонажей, интригующего сюжета, красочного мира и великолепного музыкального сопровождения. Поэтому обращать на неё вынимание или нет – выбор, как всегда, остается за вами.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.