«Все войны на свете — гражданские войны: человек проливает кровь человека». Франсуа Фенелон
100 лет назад, 28 июля 1914 года, Австро-Венгрия объявила войну Сербии, после того как та не полностью выполнила ультиматум, поставленный в результате убийства австрийского эрцгерцога Фердинанда в Сараево месяцем ранее. Так началась Первая мировая война — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.
Этим летом дань памяти в честь вековой годовщины начала Первой мировой войны отдали руководства европейских государств, общественные организации. По-своему это сделали некоторые игровые студия. Одни из отличившихся – Ubisoft Montpellier, выпустившие проект под названием Valiant Hearts: The Great War. Релиз игры состоялся 25 июня одновременно для PSN (PS3/PS4), Xbox Live и Steam. Но еще задолго до старта продаж Valiant Hearts приковала к себе внимание многих игровых изданий, обещая подарить игрокам незабываемое эмоциональное путешествие во времени. Даже далекие от игровой индустрии BBC, заметив этот проект на выставке Е3 2014, высоко оценили смысловую глубину истории, которую раскрывает сюжет игры. В свою очередь, я тоже не смогла пройти мимо Valiant Hearts: The Great War, которая привлекла меня своим чутким отношением к истории забытой войны.
Если говорить о Valiant Hearts: The Great War, как об игре от известной французской студии, - это, в первую очередь, 2.5 D платформер в жанре adventure, с классическим головоломками, тейкдаунами и незамысловатыми стелс-заданиями, созданный на движке UbiArt Framework, известном игрокам по таким знаковым для Ubisoft проектам, как современная дилогия о Rayman’е и сказочная RPG Child of Light. Разработка Valiant Hearts заняла 3 года, за это время студия наняла специальных археологов и историков для помощи в создании исторически достоверной игры. В результате их кропотливой работы на свет появилась трогательная художественная зарисовка о Первой мировой войне, небольшая по объему и короткая по времени прохождения (всего каких-то 5-7 часов), но положительно атмосферная, искренняя, способная принести настоящее эмоциональное потрясение и заставить по-новому взглянуть на ту «забытую» войну.
Следует отметить, что название игры является отсылкой к гимну на стихи Джона Аркрайта, посвященному жертвам I мировой войны. История поделена на 4 главы, согласно хронологии важнейших исторических событий: от начала 1914 до середины 1917 гг. В основу сюжета легли переписка французского солдата Феликса Шазаля, по слухам, прадедушки одного из разработчиков игры, а также судьба реальной семьи, которая была разделена двумя враждующими государствами.
Повествование начинается во Франции 1914 года. Карл, немец по происхождению, содержит небольшое фермерское хозяйство вместе с тестем Эмилем, коренным французом. С женой Мари они воспитывают сына Виктора. Но их размеренную спокойную жизнь неожиданно прерывает известие о начале войны. Карла депортируют на родину, и он оказывается на фронте. Спустя некоторое время его тестя также подвергают мобилизации, и он уходит на войну, оставив свою дочь Мари одну с неубранным урожаем и маленьким ребенком на руках. Несмотря на то, что Эмиль с Карлом окажутся по разные стороны линии фронта, оба до последнего будут надеяться, что смогут узнать о судьбе друг друга. Все они уверены, что очень скоро волнения улягутся и их жизнь вернется привычный ритм...
«Развязать войну могут и трусы, а бороться с ее опасностями приходится смелым». Тацит
На войне Эмиль встретит много хороших людей, которые станут его верными друзьями. Он поможет одинокому американцу Фредди, которого война лишила возлюбленной. Движимый местью, тот прибывает на фронт вместе с канадцами, чтобы лично отомстить главному злодею – барону фон-Дорфу, которого будет преследовать на протяжении всей игры. Доподлинно известно, что некоторые американцы действительно были против первоначального отказа США участвовать в Первой мировой, поэтому они вступали во Французский Иностранный легион, в Британскую или в Канадскую армии. Группа американских пилотов сформировала тогда эскадрилью «Лафайет», ставшую частью французских военно-воздушных сил и одним из сильнейших военных подразделений Западного фронта.
Еще одним отважным сердцем станет Анна – молодая девушка-медик родом из Бельгии, которая в первый же день объявления войны ринулась на фронт, так как не могла больше думать о раненых, нуждавшихся в ее помощи. За всю игру она, не сделавши ни единого выстрела, спасет толпы раненых. Ее отца – ученого, как и многих его коллег в те времена, возьмут в плен немцы, и наша команда сделает все возможное, чтобы вызволить его на свободу.
Особое место в этой дружной компании займет пес по кличке Уолт, которого Эмиль встретит, будучи в плену. Во время Первой мировой войны собаки часто использовались в качестве посыльных. В капсулах, привязанных к их телу, они доставляли на линию фронта важные документы. Также собак использовали, чтобы прокладывать телеграфные провода. Для героев Valiant Hearts Уолт станет не просто товарищем, но и верным союзником, который не раз спасет их от неминуемой гибели, будет находить скрытые предметы и помогать в решении разного рода головоломок. Впятером наши герои пронесут свою дружбу через все тяготы и страдания, сражаясь плечом к плечу, но беспощадная война каждый раз будет по-своему распоряжаться их судьбами, сводя их и разлучая, когда ей вздумается.
«Война — это сначала надежда, что нам будет хорошо; потом — ожидание, что им будет хуже; затем — удовлетворение тем, что им не лучше, чем нам; и наконец — неожиданное открытие, что плохо и нам, и им». Карл Краус
Игра поощряет любопытство игрока – здесь нужно находить специальные Предметы, чаще всего запрятанные в труднодоступных местах. После того, как вы подберете скрытый артефакт, в специальном меню появится краткая информация о находке, которая свяжет происходящее в игре с реалиями военных будней той эпохи. Разработчикам удалось мастерски сочетать стилизованные под игру зарисовки подбираемых предметов и настоящие фотографии, сделанные в годы войны. Если предмет не будет найден, то и информацию о нем вы не узнаете. Сказать по правде, занятие это интересное, так как каждая новая находка дает полезную историческую справку, и вы, сами того не подозревая, начнете подробнейшим образом исследовать локации в поисках тайников, даже если не являетесь перфекционистом по натуре и редко преследуете цель проходить игры на все 100%.
Сделать игру более полноценной в роли исторической зарисовки также помогли Факты – еще один раздел в специальном меню, рассказывающий об истории Первой Мировой войны в событиях и цифрах. Факты открываются независимо от действий игрока по мере прохождения. Из этих заметок вы узнаете, к примеру, из-за чего началась война, каково было число жертв, как был устроен быт простого солдата. Надо отдать должное Ubisoft Montpellier за стремление к достоверности и исторической точности в подаче информации – все заметки носят энциклопедический характер и иллюстрированы реальными фотографиями, сделанными на фронте. Конечно, сюжет Valiant Hearts не раскрывает все события Первой мировой войны, местами история подается субъективно и не раскрывается информация обо всех воюющих сторонах (в частности, об участии России в игре практически не упоминается, хотя наша страна столкнулась с большим количеством жертв, чем какое-либо другое государство: по некоторым подсчетам, в Первой мировой погибло более 9 миллионов наших соотечественников). Но с другой стороны это объясняется форматом видеоигры, призванной показать придуманную, но личную трагедию одной семьи, которая символизирует боль всего народа, всей эпохи.
«Человечество сошло с ума! Нужно быть сумасшедшим, чтобы делать то, что творится. Что за резня… Что за сцены ужаса и кровавой бойни! Я не могу найти слов, чтобы передать свои впечатления. Даже ад не может быть таким ужасным! Люди сошли с ума!»
Так писал французский второй лейтенант Альфред Жубер о Первой мировой в своем дневнике незадолго до смерти. Солдаты переживали те события как личную трагедию. Подобно многим фронтовикам, каждый из героев Valiant Hearts ведет свой личный дневник, в котором рассказывает о своих переживаниях, делится сокровенными мыслями, и пишет письма своим близким. По большому счету, за все время Первой мировой войны было отправлено порядка 10 млрд писем, из низ 4 млрд – только во Франции. Как уже было сказано выше, именно они легли в основу истории. Ни одно событие, произошедшее в игре, не останется без внимания, и герои обязательно напишут то, что думают. Нет сомнений, письма отважных сердец способны полностью передать суть фронтовой переписки.
«Самое человечное, что можно сделать на войне, — быстро довести ее до конца». Хельмут фон Молыпке
Valiant Hearts: The Great War – это игра про войну и про простых людей, которых эта война застала врасплох. Основной упор в ней делается на повествование, а игровой процесс отодвигается на второй план. Механика игры довольно проста, если не сказать шаблонна. Рутинный геймплей, в котором каждый герой имеет ограниченный набор способностей, словно символизирует всю однообразность фронтовых будней. Кажется, игра принципиально отказывается от идеи кровопролития, отвергая насилие и жестокость. А трогательные мелодии на клавишных искусно управляют эмоциями игрока, создавая должное настроение.
Мне запал в душу один момент, когда Эмиль спасал пострадавших после бомбежки, чтобы те в свою очередь помогли ему сдвинуть рояль, который преграждал вход в какой-то бункер. И вот мы с ним спасли уже несколько человек, счастливые родственники выказывают свою благодарность, мужчины готовы меня поддержать в выполнении моего задания. Но на заднем фоне посреди горящих обломков здания ревет маленький мальчик. Мне казалось, что и его можно спасти. Потратила минут 10-15, чтобы найти способ к нему пробраться, но у меня так и не получилось. Оказалось, он плакал над трупом своего отца. И вот такие примеры несправедливости в Valiant Hearts встречаются довольно часто.
Valiant Hearts была номинирована на самую оригинальную игру этого года по версии Golden Joystick Awards. Также игра присутствует и в других номинациях: игра с лучшим сюжетом и рассказом истории, с лучшим визуальным оформлением. Ubisoft уже сообщали о том, что превратить Valiant Hearts в серию игр, и есть вероятность, что в скором будущем выпустят следующую часть с новым подзаголовком. Или же сделают бесплатное дополнение с летчиком Джорджем в главной роли, который не вошел в оригинальную игру. В любом случае, история Великой Войны еще не закончена.
Несмотря на то, что с первого взгляда Valiant Hearts: The Great War можно принять за инди-проект, Ubisoft Montpellier сделали игру очень высокого качества, индивидуальную, возможно, не имеющую аналогов в игровой индустрии. Кто-то, быть может, сравнит ее с «Маусом» - единственным на сегодняшний день графическим романом, удостоенным Пулитцеровской премии, который рассказывает о Холокосте в своеобразной аллегорической манере, где евреи выступают в роли мышей, а немцы — котов. В крупных проектах не часто затрагиваются настолько тонкие темы. Valiant Hearts показывает добрую, но драматичную историю, полную душещипательных моментов, в которой по определению не может быть счастливого конца.