«ОСТРОРОЖНО! Модульная Игровая Система Tren включает в себя элементы, которые могут привести к возгоранию, поражению электрическим током, а также излишней подозрительности и недоверию. Если произойдет какое-либо из этих событий, немедленно прекратите использование Модульной Игровой Системы Tren.
Свяжитесь с нашим Центром поддержки клиентов по адресу beechcorphelp@mediamolecule.com, и наша команда будет рада предоставить вам компактное устройство противопожарной защиты, ботинки на резиновой подошве или копию Расширенной Истории Налоговой Системы с 1837 по 2003 год, Том. II (предполагаемое время доставки: 5-7 рабочих недель).
Обращаясь в Центр поддержки клиентов BeechCorp, вы отказываетесь от права приписывать компании вину за произошедшее, обвинять её в махинациях, производить порицание, жаловаться на обгоревшие ковры или побуждать сотрудников BeechCorp к креативности и творчеству»
Из инструкции к Модульной Игровой Системе Tren
Десять лет – именно столько понадобилось создателям LittleBigPlanet, чтобы подвести черту под всем, что связано с Dreams – инновационным конструктором, разработанным для того, чтобы владельцы PlayStation 4 могли создавать и обмениваться всевозможным развлекательным контентом. И хотя платформа просуществовала на рынке достаточно долго, вобрав в себя множество талантливых контентмейкеров, совершенно очевидно, что она не смогла прыгнуть выше головы, из-за чего Sony Interactive Entertainment была вынуждена прикрыть лавочку, перебросив сотрудников Media Molecule на другие проекты. Однако завершить поддержку Dreams британская студия решила на высокой ноте. Она не только поместила её в подписочную систему PlayStation Plus, но и создала для неё новую красочную синглплеерную игру под названием Tren.
Впервые мы услышали о Tren в 2021 году, когда Media Molecule представила пользователям линейку Mm Originals, куда за время её существования успели войти такие игры, как Art's Dream, Ancient Dangers: A Bat's Tale и A Long Climb Ago. Уже тогда стало известно, что над игрой долгое время трудился всего-навсего один человек, имя которому Джон Бич (John Beech). Он разрабатывал Tren в свободное от основной работы время, пытаясь отдать дань уважения своим детским воспоминаниям. Но всё изменилось, когда во время очередного «Game Jam» Джон выставил своё детище на всеобщее обозрение. Тогда-то ему и предложили превратить демо-версию в полноценную игру со своей хаб-локацией, несколькими транспортными средствами и режимами. Конечно же, Джон дал согласие, после чего была сформирована небольшая внутренняя команда, состоящая из ветеранов MM. И ему предстояло её возглавить.
Так что же такое Tren? Это своего рода симулятор доставщика. Только не такой скучный и однообразный, как Death Stranding. Будучи представителем загадочной (и немного зловещей) корпорации BeechCorp, игрок должен перевозить грузы из точки «A» в точку «Б», используя для этих целей миниатюрные поезда. Поначалу всё будет казаться очень простым, ведь для победы достаточно мчаться по проложенным путям, собирать контейнеры и сбрасывать их в указанных местах, но чем дальше будет продвигаться игрок, тем сложнее будут становиться этапы. На смену обычным неспешным доставкам придут задачки на скорость, а простые линейные уровни превратятся в запутанные лабиринты и головокружительные аттракционы, состоящие из трамплинов, мёртвых петель, шатких мостов и других неустойчивых конструкций.
Всего в игре представлены три полноценных кампании, каждая из которых может предложить тридцать два красочных уровня. Все они отличаются друг от друга по темпу и набору задач. Если в начале своего пути игрок просто мчится из одного конца уровня в другой, попутно преодолевая препятствия, то по прошествии нескольких часов его список задач расширится за счёт построения оптимальных маршрутов, активации устройств и переключения между транспортными средствами, вроде кораблей, вертолётов и башенных кранов. Последние способны перестраивать участки дорог и перебрасывать грузы. В итоге всё начинает сводиться к решению головоломок, в которых задействовано множество элементов и взаимосвязанных процессов. Даже удивительно, как много всего авторы смогли выжать из такой, казалось бы, простой и не особо затейливой концепции.
Иными словами, игра берёт бодрое начало, а затем становится более вдумчивой и медитативной. И мы считаем, что это идёт ей на пользу, поскольку не всем нравятся уровни, ограничивающие игроков по времени. Люди, приходящие домой после тяжёлой рабочей смены, очевидно, не захотят испытывать лишний стресс, гоняясь за секундами. Так что авторы очень своевременно отбрасывают охоту за медалями и переключаются на неторопливые головоломки. Хотя у последних тоже есть свои недостатки, так как порой длительные перелёты из одного участка в другой с попутным сбором всякой всячины могут внезапно пойти прахом, если после проделанной работы поезд случайно съедет с рельс или игрок проглядит какую-нибудь малозначительную деталь, не позволяющую успешно сложить паззл.
Из всего этого многообразия уровней нам особенно нравятся ночные этапы, в которых игроки должны катить тележки с фосфорными игрушками, чтобы освещать себе путь и избегать ловушек. И те уровни, где нужно неспешно перевозить сложенные друг на друга контейнеры с грузами, осторожно регулируя скорость и внимательно следя за состоянием дороги, поскольку именно в такие моменты игра становится максимально приближена к реальному опыту, который был у владельцев подобных игрушек. Хотя плоды безумных фантазий разработчиков порой тоже бывают весёлыми. Нам очень приглянулось местное «родео», в котором механическая платформа стремится сбросить с себя маленький поезд, в то время как игрок должен всеми силами этому противостоять. Или этап, в котором машинисту необходимо выживать, уворачиваясь от шипастых машинок, слетающих с парапета.
Ну и, конечно, здесь есть несколько тематических уровней, посвящённых культовым проектам студии: LittleBigPlanet, Tearaway и Dreams – по одному на каждый. Нас поразило то, с какой дотошностью разработчики воссоздали атмосферу предыдущих игр: начиная с убранства локаций и игрового процесса и заканчивая музыкой и до боли знакомыми ракурсами камеры. Даже немного жаль, что их так мало. Из той же концепции с перевозкой сусликов и активацией барабанов в декорациях бумажного мира можно было выжать много всего интересного. Впрочем, одними уровнями авторы не ограничились. Завсегдатаи Dreams найдут в Tren множество пасхалок со знакомыми персонажами. Например, тут можно встретить ящероподобного монстра из Ruckus: Just Another Natural Disaster, девушку Элли из The Last of Us, а также маленьких роботов D-Bug и Ele-D из The Search for a Heart.
Местная хаб-локация, соединяющая между собой различные участки дорог, сама по себе является одной большой исследовательской зоной. Каждый сантиметр её пространства забит таким количеством бытовой утвари и миниатюрных моделей, из которых формируются забавные сценки, пасхалки и просто интересные для изучения места, что в неё хочется возвращаться снова и снова. Здесь можно увидеть, как полицейские ловят сбежавших овец, как художница пытается запечатлеть голого мужчину, прикрывшего причинное место дорожным конусом, или как напуганные люди отбиваются от полчищ снеговиков-убийц. И хотя механика игры позволяет всё это дело пропустить при переходе от одного уровня к другому, мы настоятельно рекомендуем этого не делать, поскольку таким образом можно лишить себя небольшого повода для радости и веселья.
Как уже говорилось выше, Tren обладает тремя кампаниями, где каждая следующая должна быть сложнее предыдущих. Во всяком случае, так задумывалось. Однако на деле сложность в игре скачущая, поэтому одни треки проходятся чуть ли не с первого раза, в то время как другие необходимо натурально заучивать, ведь малейший просчёт или неточность в действиях могут стать причиной крушения поезда. Да, безусловно, здесь есть система чек-поинтов, но она не сильно спасает, так как, во-первых, после возрождения все объекты возвращаются на свои места, а во-вторых, половина уровней рассчитана на время, не уложившись в которое игрок рискует провалить задание. И это уже не говоря о том, что чек-поинты есть далеко не на всех этапах. Труднопроходимые задания тут тоже имеются, но поскольку они создавались с расчётом на хардкорных фанатов, то крошить о них свои зубы вовсе не обязательно. К таковым относится платформер, в котором у поезда появляется функция прыжка, и гонка на выживание, где после каждого перезапуска уровень полностью перестраивается, вплоть до смены декораций.
Глядя на творящийся на некоторых этапах хардкор, хочется лишний раз порадоваться, что разработчики не стали заморачиваться с интеграцией трофеев, как это было в случае с Ancient Dangers: A Bat's Tale. Внутриигровые достижения дают чётко понять, что никому, кроме пары-тройки людей с большим количеством свободного времени и склонностями к самоистязаниям, не удалось бы добиться большого успеха в этом деле. Для получения всех галочек в отчётном журнале BeechCorp игроки должны пройти каждую из представленных в Tren кампаний на 100%, что, как нам кажется, относится к разряду невыполнимых задач. Однако если у кого-то создастся впечатление, что придуманные авторами головоломки недостаточно сложны, то специально для них был введён редактор уровней, в котором можно реализовать свои садистские наклонности. По такому случаю сотрудники Media Molecule добавили в общий доступ свыше 550 тематических элементов, а также дали пользователям возможность модифицировать любые уровни или использовать их в качестве шаблонов.
Сложной игру делают не только придуманные авторами головоломки, но и технические шероховатости, связанные с физикой, камерой и системой управления. Причём большую часть времени все эти элементы работают как положено, и лишь на некоторых уровнях они могут начать сбоить, превращая всё происходящее в проверку на стойкость. Взять хотя бы смену путей. Она производится с помощью левого стика, что вроде бы логично, однако выбор направления напрямую зависит от положения камеры. Если она расположена позади поезда, то стик необходимо двигать влево и вправо, а если по одну из его сторон, то вверх и вниз. Учитывая, что состав постоянно меняет своё направление, двигаясь то в одну сторону, то в другую, а то и вовсе переворачиваясь вверх тормашками, быстро сообразить, куда следует нажать, чтобы он поехал в правильном направлении, становится проблематично.
А ещё левый стик отвечает за взаимодействие с другими интерактивными элементами: подъёмниками, поворотными кругами и передвижными платформами. Так что если начать менять пути рядом с этими объектами, то система будет автоматически менять местоположение дорожных участков, опускать мосты и так далее. Рано или поздно из-за этого начнут возникать ситуации, когда после поворота поезд внезапно сорвётся в пропасть или улетит в кювет. И какой бы хорошей ни была реакция игрока – он никак не успеет это предотвратить, поскольку несущийся на полной скорости состав не способен моментально сбрасывать скорость. Особенно, если он полностью нагружен. В итоге приходится заучивать подобные участки и демонстрировать реакцию мангуста, быстро меняя положение стиков в нужные стороны.
Аналогичная оказия происходит с внутриигровой камерой. В Tren игроки вольны направлять её в любую понравившуюся им сторону, главное – чтобы поезд всегда находился в центре событий. Но проблема в том, что камера здесь – это объект физический, а потому при достижении определённых участков она может начать застревать в декорациях, дорожных элементах или в самом поезде. Помимо всего прочего камера совершенно не понимает, куда она должна смотреть при прохождении мёртвых петель и магнитных участков, которые не только бросают вызов некоторым законам физики, но и позволяют двигаться по вертикальным поверхностям или мчаться кверху ногами. В итоге она начинает выделывать кульбиты, биться о балки или зарываться в землю.
Ну и, наконец, физика. Как и в случае с другими играми студии, в которых воспроизводилось поведение тряпичных или бумажных объектов, разработчики стремились достичь определённой достоверности, отобразив физику деревянных миниатюр. И то, как маленькие радиоуправляемые поезда ведут себя на дороге, способно вызвать приятные ностальгические чувства у тех, кому когда-то посчастливилось стать обладателями похожих наборов. Но какими бы ни были визуальные и эстетические сходства, не стоит забывать, что это не симулятор игрушечной железной дороги, а аркадная забава. А это значит, что в ней есть определённые условности, с которыми необходимо считаться. Одна из таких условностей – это хрупкость поездов. Машинки ломаются от каждого чиха, словно они сделаны не из дерева, а из самого дешевого китайского пластика, запрещённого к продаже из-за вредного химического состава.
Стоит только поезду задеть что-нибудь своей крышей, накрениться или просто не вписаться в поворот, то он в лучшем случае съедет с рельс, в худшем – рассыплется на части. И подобная хрупкость может стать настоящей головной болью. Особенно на последних этапах, где очень много активных элементов и больше шансов допустить ошибку. А ошибки тут не прощаются. Всё это усугубляется небольшими физическими багами, из-за которых поезд может ни с того ни с сего сорваться с мёртвой петли, улететь в пропасть или перекувыркнуться. И это даже не обязательно должен быть сам поезд, подобная оказия может случиться с любой частью подвижного состава, что, как уже говорилось, часто приводит к перезапуску уровней. К счастью, как и в случае с A Long Climb Ago, разработчики внедрили в игру специальную кнопку, которая позволяет быстро перезагружать уровни. И для этого даже не нужно лезть в какие-то меню и подменю.
Мы уже видели, на что способен движок Dreams на примере работ от Bad Robo, однако Media Molecule сумела ещё раз доказать, что конструктор может выдавать потрясающую картинку, даже когда речь идёт не о пейзажах, а о небольших миниатюрах. Tren настолько красива и сделана с такой любовью, что в ней хочется постоянно делать скриншоты. И, словно понимая, насколько красочной и фотореалистичной получилась игра, разработчики решились на добавление полноценного фоторежима с фильтрами, зумом и другими полезными настройками. К сожалению, работает он только в хаб-локации, где, как уже говорилось, спрятана масса секретов. Вероятно, это продиктовано особенностью некоторых уровней, где от игрока требуется понять, что он должен сделать, чтобы пройти этап. Возможно авторам следовало бы ввести систему, которая автоматически открывала бы доступ к фоторежиму после успешного прохождения.
Чтобы познакомиться с Tren, игрокам вовсе не обязательно бежать в магазин за копией Dreams, так как инновационный конструктор стал частью августовской подборки PlayStation Plus. Это означает, что сыграть в него может любой желающий, а заодно познакомиться с другими потрясающими играми, созданными при непосредственном участии Media Molecule. Советуем обратить внимание на интерактивную историю Art's Dream, которая объединяет в себе множество жанров, музыкальных стилей и игровых сеттингов; раздобыть второй контроллер и пройти в компании с другом приключенческую игру Ancient Dangers: A Bat's Tale; а затем немного поразмять мозги в платформере-головоломке A Long Climb Ago. Впрочем, помимо игр от самой Media Molecule, в Dreams полным-полно достойных работ, рассортированных по каталогам и отмеченных всевозможными наградами, что существенно сокращает время на поиски скрытых жемчужин.
Разработчики уже успели отчитаться, что за время пребывания Dreams в каталоге PlayStation Plus к игре присоединилось свыше 100 тысяч новых пользователей, что, в общем-то, хорошо, однако это никак не повлияло на намерения Sony Interactive Entertainment свернуть поддержку проекта. Похожая ситуация в своё время сложилась у Killzone: Shadow Fall – Intercept: кооперативный сетевой шутер поместили в каталог всего за месяц до закрытия серверов и никакая сетевая активность, вылившаяся в формирование живых очередей, не помешала издателю поставить на серии жирную точку. Это в очередной раз доказывает, что ни о какой согласованности в крупных компаниях, подобных этой, не может идти и речи. Так что, пока одни формируют списки игр для подписочной системы, другие уже вовсю обрубают онлайн и выкорчёвывают проекты из PlayStation Store. А ведь мы говорим о лидере на рынке интерактивных развлечений. Что там творится у отстающих – даже страшно себе представить.
Итог: Tren – один из лучших эксклюзивов PlayStation Studios, выпущенных за последние годы. Разработчики выбрали очень необычную концепцию и сумели выжать из неё максимум, создав насыщенную и разнообразную песочницу, рассчитанную на тех, кто не лишен фантазии и способен развлечь себя. Игровой процесс, графика и особенно музыка – всё на высшем уровне. Нам бы искренне хотелось, чтобы Tren вышла отдельным релизом в PlayStation Store, тем более, что Media Molecule сумела упростить систему экспорта аккурат перед сворачиванием поддержки. Увы, но авторы стоят на своём, говоря о том, что они не намерены выводить игру за рамки Dreams. И, чисто по-человечески, их решение можно понять, поскольку для них это такой способ попрощаться с дорогим сердцу проектом. Тем не менее, мы считаем, что игра заслуживает большего. На момент написания статьи с ней успело ознакомиться около 42 тысяч человек, что является очень скромным результатом, даже по меркам небольших инди-игр. Очень надеемся, что авторы всё же передумают и сделают Tren достоянием широкой общественности.
P.S. Мы всё ещё верим и надеемся, что когда-нибудь Media Molecule расщедрится и выпустит музыкальный альбом, посвящённый Mm Originals. Там так много достойных внимания композиций, что мы бы ни за что не упустили такое событие и не поскупились на покупку двух, трёх или даже четырёх дисков, если бы речь зашла о нескольких сборниках. Главное – чтобы все они дошли до конечного потребителя, то есть до нас с вами.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.