«Когда в человеке убито воображение, это значит, что он дошел до самого дна и дальше ему идти уже некуда».
Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
В позапрошлом году мне так и не довелось рассказать о несчастной Tearaway – одной из лучших, на мой взгляд, игр для PlayStation Vita, которая очень слабо продалась из-за упорного нежелания издателя, то есть компании Sony Computer Entertainment, вкладываться в производство и рекламу своих же игр для своей же портативной консоли. Все это привело к тому, что игру, в конечном счете, приобрело около полумиллиона игроков. Дабы окупить затраты на производство, компанией было принято решение перенести Tearaway на PlayStation 4, но, как вы понимаете, по-хорошему игру нужно было выпускать летом, когда у неё не было конкурентов, но никак не осенью, когда на рынок выходят мастодонты от игровой индустрии и никому нет никакого дела до портов с портативных платформ, пусть даже весьма оригинальных и качественных. За разработку порта, к своей чести, взялась сама студия Media Molecule, стараясь оптимизировать игру для стационарной платформы так, чтобы это не выглядело удручающе, но, как бы не старались создатели, они привнесли в игру не только новшества, но и новые проблемы, которые не наблюдались в оригинале. Хотите узнать больше? Что ж, присаживайтесь, дорогие друзья, мы отправляемся в бумажный мир Tearaway!
Возможно, создатели великолепных платформеров из серии LittleBigPlanet устали от своей же франшизы, поэтому портативные версии, как и последнюю номерную часть, делали совсем другие люди. В какой-то момент креативу Media Molecule стало тесно в рамках одной игровой серии, и разработчики решили заняться чем-то новым, кроме как рисовать текстуры для уровней и костюмы для Сэкбоя. Так на свет и появилась Tearaway, а в скором времени игроков ждет ещё одно необычное творение студии – Dreams, но о данной игре пока что ничего толком неизвестно, кроме того, что это будет какой-то конструктор уровней. Вернемся к Tearaway, идея создать мир, выполненный из бумаги, и населить его странными существами кажется потрясающей. Да, мы уже видели нечто подобное в Paper Mario и в некоторых других играх, но ни одна из них не делала взаимодействие с игроком и различными методами ввода на таком высоком уровне, как это реализовали британцы. Все в игре, абсолютно все сделано из бумаги с помощью технологии Stop Motion, при этом все это великолепие анимировано, каждый кустик шевелится при приближении игрока, каждое существо что-то делает, в общем, все время что-то происходит. И это влияет на игрока гипнотически, так как вкупе с общей простотой и невозможностью умереть игра становится успокаивающе-медитативной.
О красотах окружающего мира можно говорить часами, восхищаясь различными мелочами, вроде бумажных колечек, которые на несколько мгновений остаются на бумажной воде, если по ней пробежится своими маленькими ножками главный герой. Так о чем же она, Tearaway? Как ни странно, о бумажном посланнике. Письме, если так можно выразиться, которое обрело форму человечка, мальчика или девочки, игрокам же предстоит доставить это письмо туда, где открылась дыра, Тому-Кто-Вовне. Сопровождают посланника закадровые голоса, то бишь рассказчики, принимающие форму окружающих объектов, они в основном двигают сюжет и спорят о том, какие напасти должны свалиться на голову посланника на сей раз и, как правило, ничего хорошего для него это не сулит. Рассказчики, они не злые, просто им хочется, чтобы история была интересна и полна приключений. И, в общем-то, так оно и будет. Повествование начинается как цветная и пестрящая красками жизнерадостная история и заканчивается в каком-то абсолютно абстрактном и неуютном мире, все дальше и дальше отдаляясь от реальности.
Главная задача, стоящая перед игроком – доставить послание, попутно собирая конфетти, которые тут выполняют роль монеток, разыскивая хитро спрятанные подарки, и помогая всем жителям бумажного мира с их трудностями и напастями, что свалились им на голову после того, как в небе открылась дыра. С конфетти все довольно тривиально, они разбросаны по всей игре, чаще всего на виду у игрока, даже если не заморачиваться со сбором всех цветных листочков, то их все равно с лихвой хватит, чтобы разблокировать все, что продается в местном магазинчике украшений. А вот с подарками все не так просто, так как чаще всего они довольно хитро спрятаны и возможность отыскать их всех станет настоящим вызовом даже для внимательных игроков. Делятся коробочки на два типа – красные и синие. Красные хорошо спрятаны и чтобы открыть их – нужно просто подойти к ним и нажать на сенсорную панель (в версии для PlayStation Vita нужно было развернуть подарок), а вот чтобы открыть синие коробочки, как правило, необходимо выполнить какое-нибудь поручение для того, кто стоит рядом с такой коробочкой. Задания могут быть самыми разными, например, сфотографировать дом с приведениями в черно-белом фильтре, сделать групповой снимок с сусликами-исследователями в винтажном стиле, чтобы потом отправить снимок жене одного из сусликов, нарисовать что-нибудь или донести потерянного суслика до его дома.
Последний тип заданий действительно трудный, так как путь зачастую бывает долгий и опасный и если что-то убьет главного героя – нужно начинать уровень с самого начала. Убить тут могут не только враги, но и глюки. Лично у меня несколько раз случалось так, что моего посланника убивала открывшаяся дверь или какой-то другой безобидный объект, а иногда он сам или добрый синий монстрик застревали в каком-нибудь углу, и игра просто снимала марку с конверта, отсылая героя обратно к ближайшей точке сохранения. Такое случалось и в старой версии игры, странно только то, что разработчики поленились отполировать свою игру до блеска, чтобы не случались такие досадные вещи. Не смотря на то, что игра, в общем-то, детская есть тут и довольно странные локации, например вышеупомянутый дом с приведениями, рядом с которым лежит могила, именно с ней посланнику и предстоит побеседовать, чтобы в дальнейшем сфотографировать семью призраков, сидящих у крыльца. Или тату-салон, в котором посланнику нужно нарисовать самому татуировку, а затем наколоть её, чтобы попасть в местный бар моряков, где поддатая белка отказывается платить за выставленный ей счет. Не уверен, что все вышеперечисленное можно отнести к детской тематике, но, благо, таких моментов в игре немного и, скорее всего, ребенок просто не обратит на них внимание. Кроме того, я так и не понял, к чему вообще была отсылка к одному известному произведению, когда посланнику нужно буквально раздвинуть воду, пробежать на другой берег и утопить шедших за ним по пятам обрывков. Media Molecule, вы чего там, совсем что ли? Вы бы ещё голову свиньи на пику насадили, раз уж вы всю дорогу напоминаете игрокам о своем британском происхождении. Как бы там ни было, добрых и забавных моментов, способных вызвать чувство умиления и детского восторга, в игре довольно много и все они были в оригинальной версии, ни одна новая локация и ни один новый персонаж не подарят игрокам подобных эмоций, но об этом чуть ниже.
Отличительная особенность игры на PlayStation Vita от всех её конкурентов заключалась в идеальном использовании всех возможностей консоли. Игра использовала каждый метод ввода портативной платформы, причем настолько грамотно, что хотелось снять перед авторами шляпу. С помощью задней камеры можно было выбрать текстуру для местных животных, лицевая камера все время снимала игрока, и тот всегда мог увидеть свое лицо в игре, если бы посмотрел в сторону дыры в небе, которая олицетворяет то, что наши миры постепенно становятся частью друг друга, обретают связь. Задняя сенсорная панель помогала прыгать на специальных барабанах, также она использовалась для того, чтобы бороться с обрывками – злыми клочками бумаги, вырезанными из газет. С помощью сенсорной панели игроки могли делать бумажные заготовки в специально отведенной под это дело студии, которые затем интегрировались в игру. Причем Tearaway очень часто просила что-то сделать игрока самостоятельно, например, связать варежки для горных жителей, сделать корону Королю Белок, вырезать из цветной бумаги снежинку или бабочку, которые потом будут летать по всему уровню. Ну а с помощью гироскопов можно было подобрать наилучший ракурс для местной фотокамеры, которая не только делала красивые скриншоты с разными фильтрами, но и помогала бумажному миру вернуть цвета – злые обрывки частенько воруют цвета у различных существ или объектов, но посланник всегда может отыскать их и вернуть им прежний облик.
Львиная доля вышеупомянутых взаимодействий с миром Tearaway в версии для PlayStation 4 стала невозможной, в то время как другая их часть стала сугубо опциональной, ведь не у каждого есть PlayStation Camera для того, чтобы фотографировать текстуры или снимать свое лицо, а также PlayStation Vita или же смартфон с установленным на него специальным компаньоном для рисования. Однако нужно отдать разработчикам должное, ведь они решили использовать контроллер PlayStation 4 по полной программе, задействовав гироскоп, лампу и сенсорную панель. Рисовать на маленьком сенсоре DualShock 4 занятие то ещё, но со своей основной задачей он справляется, во всяком случае, играться с ним очень и очень интересно. Да и если даже рисунок был нарисован неправильно – никто не обидится, даже наоборот, все всё равно останутся довольны. И это ни в коем разе не минус, так как понятно на какой возраст рассчитана игра. Световой индикатор контроллера, к примеру, позволяет гипнотизировать обрывков, скинув их в ближайшую пропасть или придумав для них какую-нибудь другую не менее жестокую расправу, например, можно скормить их огромному цветку или подводным чудищам. Подобных взаимодействий со светом будет много – тут и роль прожектора придется на себя взять, дабы не сорвать выступление в честь праздника урожая, или лед в пещере с помощью непрерывного потока света расплавить.
Сенсорная панель DualShock 4 заменяет задний сенсор PlayStation Vita, поэтому ограничиться придется не только рисованием, но и использованием её для платформинга – постучать по барабанам, которые помогут посланнику подпрыгнуть, или же усилить ветер и направить его в нужную сторону. Последнее – действительно классное нововведение, на котором построены некоторые уровни или же под эту возможность были грамотно изменены старые. С помощью ветра можно направлять бумажный самолетик, на котором сидит посланник, оглушать обрывки, разгонять волны, а также расправлять в нужную сторону бумагу, которую потом можно использовать как платформу. Не менее уникальным навыком станет возможность брать различные объекты или даже мелких существ и кидать их в направлении игрока, то есть в экран телевизора. Таким образом, тот или иной объект, это может быть белка или камень, попадает в контроллер, откуда его затем можно выбросить обратно, прицелившись гироскопом, а затем быстро проведя пальцем по сенсорной панели снизу вверх. Этот навык поможет игрокам не только в решении головоломок, но и поспособствует в борьбе с всё теми же обрывками. Не забыли авторы и про микрофон, который можно использовать для записи собственного угрожающего рыка, чтобы отпугивать ворон.
К маленькой сенсорной панели, которая не позволяет нормально рисовать, можно прибавить регулярные проблемы с камерой. Дело в том, что с перерисованными уровнями увеличились и их объемы, но камера продолжает периодически показывать спину главного героя, будто бы мы до сих пор играем на портативной платформе, тем самым ограничивая видимость, при этом нет никакой кнопки, которая позволила бы её отдалить. Иногда во время платформинга камера фиксируется где-то поодаль, там, где она была в версии на портативной платформе, но после того, как уровень растянулся и немного изменился, на этом месте может стоять какой-то объект, например лист цветка, вот и приходится порой прыгать вслепую или стараться найти такой угол для камеры, который позволил бы видеть, что вообще происходит на экране. Что касается новых уровней, то с этим тут все двояко. Да, старые локации были значительно расширены, появились и совершенно новые красивые уровни, но как бы ни старались разработчики их разнообразить, большинство из них получились скучными, затянутыми и зачастую пустыми. В версии для PlayStation Vita все было иначе, пусть игра и проходилась за несколько вечеров, но соотношение рассказанной истории и игрового процесса оставалось гармоничным. Игра не успевала надоесть и заканчивалась ровно тогда, когда это было нужно. Даже хваленые уровни с полетами, на которых делали акцент во время демонстрации игры, настолько короткие, что просто не успеваешь ими как следует насладиться. Не исправлена была даже скачущая сложность игры, так как поначалу Tearaway осваивалась достаточно просто и большую часть времени проходилась на одном дыхании, но под конец игры задавала жару даже опытным игрокам, что, на мой взгляд, может стать проблемой, особенно если в игру играете не вы, а ваши дети.
К великому сожалению новую музыку авторы также не завезли. После божественного саундтрека к оригинальной Tearaway, я надеялся услышать ещё несколько волшебных композиций из совместной работы Кеннет Йанг (Kenneth Young), Брайана Д’Оливера (Brian D'Oliveira) и группы Gibbet Hill, но, к несчастью, зачастую на новых локациях игра хранит молчание, что опять таки выдает те участки игры, которые были добавлены в игру лишь недавно. Но оригинальный саундтрек все ещё хорош. Он просто потрясающий. Серьезно, вы можете вообще не играть в игру, но купите себе альбом и обязательно послушайте его. Все ценители фолка и инструментальной музыки, к коим я отношусь, останутся довольны. Не перестали и рассказчики обращаться к мальчикам, как к девочкам, а к девочкам, как к мальчикам. Что странно, так как ни «Йота» – это имя главного героя, ни «посланник» никак не способствуют тому, чтобы к нему обращались, как к существу женского пола. Ну да бог с ними, с ошибками локализации. Самое главное, что отечественные локализаторы записали новые реплики и я, честно говоря, втайне надеялся, что в Tearaway: Unfolded вернется тот же самый рассказчик, что уже на протяжении многих лет встречает игроков в локализованной версии LittleBigPlanet, но как-то не вышло с этим.
Итог: Tearaway: Unfolded несомненно отличная игра, которая получилась в чем-то лучше, а в чем-то хуже версии для PlayStation Vita, потеряв по дороге часть её магии и погружения в бумажный мир, но при этом научившись новым трюкам. Игра вышла местами затянутой, местами скучноватой, а иногда даже проблемной, однако она все ещё хороша. Как бы там ни было, но обладателям оригинальной Tearaway для PlayStation Vita нет никакого смысла играть в версию для PlayStation 4, так как тот контент, что добавили в игру разработчики, не стоит внимания. Если же вы никогда не играли в эту игру или у вас есть дома дети, то Tearaway – обязательная для приобретения вещь. С подключенным к игре планшетом и вовсе можно разделить обязанности – один играет, а второй рисует и это в каком-то смысле даже лучше отсутствующего кооператива. Вполне возможно, что Tearaway введет вашего ребенка или может быть даже вас самих в восторг, как было со мной при первом знакомстве с ней.
А на этом у меня все, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.