«Привет, моя Маленькая Звёздочка. Я знаю, что ты давно не получала от меня вестей. Мне очень жаль. Ты же знаешь, что я очень люблю тебя, но... я не могу прийти к тебе. Если ты это смотришь, то у меня осталось не так уж много времени...»
Из монолога Анксо, TAPE: Unveil the Memories
Как бы ни старалась Sony Interactive Entertainment изобразить хорошую мину при плохой игре, однако мировой кризис сказался и на ней. Речь идёт не только о сокращении консольных поставок, отсутствии чётких планов на будущее и осваивании новых рынков сбыта, но и о постепенном сворачивании региональных инициатив. Самой крупной из них является PlayStation Talents – программа, нацеленная на взращивание молодых специалистов в Испании. Долгое время она радовала своих поклонников невероятной продуктивностью, выдавая несколько достойных внимания проектов в год, однако за последние месяцы ситуация изменилась: количество новостей сократилось, между релизами стали возникать большие окна, а самые амбициозные и многообещающие проекты, вроде The Library of Babel, The Many Pieces of Mr. Coo или Operation Highjump, так и вовсе ушли в свободное плавание.
И хотя новые игры, создаваемые при поддержке PlayStation Talents, практически не анонсируются, в закромах у испанских разработчиков осталось много того, о чём они говорили прежде. Примечательно, что среди запланированных к выпуску игр пальму первенства удерживают хорроры и психологические триллеры – жанры, прямо скажем, непростые, особенно для тех, кто только начинает знакомство с геймдевелоперским ремеслом. Впрочем, люди, следящие за деятельностью потомков конкистадоров, прекрасно помнят о нашумевшей Dawn of Fear, которая хоть и выделялась на фоне однотипных «выживастиков», но страдала от всевозможных технических проблем. С тех пор авторы старались обходить эту тему стороной, пока в продажу не поступила The Insomnis. Её коммерческий успех доказал перспективность данного направления и проложил путь многим другим хоррорам, вроде Do Not Open, Luto и нашей сегодняшней гостье – TAPE: Unveil the Memories от BlackChiliGoat Studio.
Действие игры происходит где-то в начале 90-х в провинциальном городке, что расположен на севере Испании. Главная героиня, Ирия, случайно обнаруживает в своей комнате невесть откуда взявшуюся кассету, которую кто-то положил на самое видное место. Запустив её на стареньком магнитофоне, она переносится в странный мир, который представляет собой что-то среднее между загадочным отелем из «The Shining» и Чёрным Вигвамом из «Twin Peaks». Побродив по нему, она находит плёнку с записью от без вести пропавшего отца. Он предупреждает свою дочурку о том, что время не на их стороне, и просит её во что бы то ни стало помочь ему выбраться из этого места. Понимая, что вернуть отца каким-либо другим способом не выйдет, Ирия соглашается и начинает постепенно продираться сквозь безумные и не имеющие никакой логики лабиринты, сотканные из фрагментов давно позабытых воспоминаний.
Попутно девушка будет находить записки врачей, полицейские рапорты и газетные вырезки, из которых сложится общая картина, указывающая на произошедшие с её семьей трагические события. Тут и подробности о непростых взаимоотношениях между родителями, и трудности, накладываемые выбранными ими профессиями, и вмешательство третьих лиц, заинтересованных в отцовских дарованиях. Отец Ирии был знаковой для медийной среды фигурой, а точнее – режиссёром, обретшем популярность на поприще жанра ужасов. И поскольку папа был против того, чтобы дети росли на его работах, а мать старательно избегала этой темы, Ирия практически не была знакома с его основной деятельностью. Именно поэтому, блуждая по этому альтернативному измерению, она то и дело будет натыкаться на отрывки сценариев, раскадровки и постеры, проливающие больше света на его творческое прошлое.
И всё бы ничего, если бы за девушкой не следовало по пятам чудище, чьи светящиеся глаза очень напоминают объективы проекторов. Чем руководствуется чудище не ясно, но одно можно сказать с уверенностью: монстр не хочет, чтобы Ирия осуществила задуманное. Для этого он будет возводить импровизированные баррикады, крушить помещения и ломать двери, а иногда даже устраивать засады и нападать на ничего не подозревающую молодую особу. Впрочем, дочь талантливого режиссёра не безоружна. У неё есть камера, которая позволяет манипулировать временем. Работает она по принципу кинжала времени из Prince of Persia: The Dagger of Time, а это значит, что её эффект распространяется не на всё окружение, а лишь на определенные объекты, которые необходимо передвинуть или сместить для дальнейшего продвижения.
Следует отметить, что несмотря на общую скомканность и кое-какие заимствования, сюжет TAPE: Unveil the Memories берёт хорошее начало. Этому активно способствуют испаноговорящие актёры, которые очень убедительно отыгрывают свои роли. Лучше всех постарался актёр, исполняющий роль отца Ирии, который будет частенько мелькать в кадре. Когда ближе к середине выяснится, что вещающий с телеэкранов глава семейства хорошо видит и слышит героиню и что ему действительно по силам выбраться из этого чистилища, сюжет начнёт набирать обороты. Однако после этого он резко сдувается и теряет всякую глубину. А всё потому, что авторы очень быстро подводят игрока к очевидным выводам и лишают его возможности посмотреть на ситуацию под другим углом. Весь заключительный акт направлен на пережевывание очевидных вещей и расставление акцентов, которые губят тщательно выстраиваемую авторами интригу.
Для того, чтобы раскрыть основную механику, BlackChiliGoat Studio создали массу необычных игровых ситуаций. От игрока может потребоваться воссоздать обстановку, опираясь на детский рисунок; вернуть поломанной скульптуре прежний вид; возвратить отломанные куски двери на место, попутно прячась от монстра; а также прокладывать пути, используя бытовую утварь, предметы обихода и даже целые фрагменты уровней. К тому же манипуляции с плёнкой позволяют восстановить последовательность событий, а заодно узнать, через что прошла семья Ирии, столкнувшись с жизненными трудностями. Даже если отбросить в сторону все эти геймдизайнерские находки, у игроков остаётся возможность поиграться со временем и вернуть вещи на причитающиеся им места. Люди, помешанные на чистоте и порядке, получат от процесса свою толику удовольствия.
Но, как бы ни были грамотно реализованы основные механики, построенные на манипуляциях со временем, в конечном счёте всё всегда сводится к сбору вещей, без которых нельзя осуществить переход между уровнями. Это могут быть разноцветные ключи, мелки или детские игрушки. Даже на финальном отрезке, когда стычек с монстром становится больше, а сами уровни превращаются в запутанные лабиринты, игрок всё равно должен искать кусочки статуй и запчасти для проектора, чтобы в конечном счёте отворить запертые двери. Складывается ощущение, что всё это создавалось под влиянием Джона Ромеро (John Romero), который после череды неудач нашёл своё пристанище в рядах PlayStation Talents. Иначе как ещё объяснить эту нездоровую тягу к многоуровневым локациям и разноцветным ключам?
К тому же не все способности Ирии одинаково полезны. Например, остановка времени используется всего три раза за игру. Это потому, что в большинстве случаев предметы послушно висят в воздухе и ждут, когда она вернётся, чтобы продолжить движение. Но даже когда ситуации, требующие остановки времени, действительно возникают, игрок не может ею воспользоваться. А всё потому, что есть ограничения, не позволяющие одновременно удерживать один объект и перемещать другой. Приходится постоянно обращать время вспять и надеяться, что действие завершится до того, как обе вещи примут исходное положение. Было бы логичнее, если бы данная механика не требовала фиксации, а работала по принципу эффекта, действующего на протяжении определенного времени. Это позволило бы геймдизайнерам увеличить число головоломок с использованием нескольких предметов и придать разнообразия процессу.
Но стоит отдать авторам должное – они сделали всё возможное, чтобы свести бесполезную беготню к минимуму. Особенно это касается головоломок, в которых игрок оказывается отрезан от остального мира, вследствие чего ему приходится использовать прожектора для борьбы с чудовищем или висящие на стенах предметы для перехода через бездонную пропасть. BlackChiliGoat Studio очень грамотно подошли к вопросу и избавили игрока от ненужного менеджмента. Даже если девушка пропустит или не заметит лошадь-качалку, позволяющую безболезненно отматывать время, она всегда может воспользоваться альтернативными способами перемотки плёнки. Реальная необходимость вернуться назад, чтобы отыскать одну из этих лошадок, возникает всего пару раз за игру, что, определенно, достойно похвалы.
Если говорить об игре в целом, то TAPE: Unveil the Memories гораздо больше походит на завершенный продукт, чем большинство игр от PlayStation Talents. В ней практически отсутствуют черты студенческой выпускной работы, характерные для данной инициативы, поэтому её можно легко спутать с игрой от сторонних разработчиков. Сюда же можно отнести общую продуманность. Взять хотя бы наличие нескольких концовок. Детище BlackChiliGoat Studio позволяет совершать различные действия в ключевых моментах, тем самым оказывая влияние на финал истории. Всего в игре представлено четыре концовки разной степени трагичности. Чтобы никому из тех, кто хочет увидеть альтернативные окончания, не пришлось перепроходить игру заново, разработчики создали режим «Director’s Cut». Он позволяет перейти к третьему акту и выбрать другие варианты. Ну а чтобы не затягивать прохождение, из завершающего акта были убраны все прятки с загадочной сущностью и финальная «битва» в соборе.
Для тех, кто хочет сосредоточиться на сюжетной линии и не отвлекаться на ползания на карачках, разработчики соорудили специальный нарративный режим, из которого была удалена большая часть сцен с монстром. Несмотря на отсутствие одноглазого преследователя, игроки по-прежнему могут разгадывать головоломки, собирать предметы, разблокировать трофеи и выбирать концовки. Особо чувствительные натуры получат возможность ознакомиться с самыми пугающими и мрачными моментами истории перед запуском, если согласятся на соответствующее предложение, но мы настоятельно не рекомендует этого делать, так как финал получился не таким шокирующим, каким видят его авторы. Да и соглашаться на нарративный режим тоже не стоит, поскольку само чудище практически не доставляет хлопот.
Дело в том, что недруг в игре всего один, и, несмотря на вычурный дизайн, нагнать жути он не способен. К тому же очень быстро приходит понимание, что по уровню развития чудище недалеко ушло от песчаных акул из серии Ratchet & Clank: оно всегда выскакивает из портала и, завидев игрока, неуклюже бежит в его сторону. Бороться с ним можно несколькими способами: оббежать и спрятаться, заползти в какую-нибудь щель или банально выйти из комнаты. Противник никогда не покидает пределов выделенной территории, вместо этого он будет бесцельно бродить по округе и ждать, когда волшебный скрипт перенесёт его в другое место. Что примечательно, скрипт срабатывает далеко не всегда, так что иногда монстр просто не появляется и продолжает нарезать круги в одной из ранее изученных секций. Более того, камера позволяет ненадолго оглушать противника. Это действие лишает Ирию возможности пользоваться записывающим устройством в течение нескольких секунд, но этого промежутка как раз хватает для того, чтобы добежать до нужного места и осмотреться.
Разочарованы будут разве что охотники за трофеями, поскольку TAPE: Unveil the Memories содержит сотни коллекционных предметов, пропуск которых может потребовать от них полного перепрохождения. Никакого переигрывания глав или возвращения к конкретным сегментам здесь не существует, только запуск новой игры. Коллекционными предметами выступают журналы, раскадровки, газетные вырезки, катушки с плёнкой, загадочные надписи на стенах, записки, аудиозаписи, и, конечно же, VHS-кассеты. Последние навевают воспоминания о различных культовых фильмах: «Janson's Stairs» – это явный реверанс в сторону «Jacob's Ladder», «The Gleaming» отсылает к «The Shining», а «The Nights of the Undead» – это, очевидно, «Night of the Living Dead». Да, необходимость начинать всё с самого начала в случае пропуска предметов немного удручает, но, к счастью, система запоминает обнаруженные вещи и не требует повторного сбора.
К тому же, как и в случае с большинством игр от PlayStation Talents, продолжительность TAPE: Unveil the Memories получилась довольно-таки скромной – игра проходится примерно за 3-4 часа. И она могла бы быть ещё короче, если бы не две особенности: бэктрекинг и анимация, активирующаяся при взаимодействии с предметами. И если с первым пунктом ни у кого проблем возникнуть не должно, поскольку уровни достаточно разнообразны и интересны, то второй может довести нетерпеливых геймеров до ручки. Ведь всякий раз, когда игрок планирует подобрать какую-нибудь фотографию, кассету или записку, Ирия нерешительно протягивает руку, затем выдерживает паузу, словно сомневается в правильности своих действий, после совершает размах и только потом смыкает пальцы на указанной вещице. И так происходит всю игру. Вполне возможно, что этим артистичным жестом разработчики хотели усилить напряжение, однако эффект получился прямо противоположным: одни игроки увидят в этом нечто комичное, а другие будут сожалеть об отсутствии отключения анимации.
Ещё одной ложкой мёда выступает музыкальное сопровождение, поскольку BlackChiliGoat Studio снабдили каждую из четырёх концовок уникальной композицией. И чем печальнее завершается история, тем душевнее и забористее становятся треки. Песни, как нетрудно догадаться, звучат на испанском, однако проникнуться общими мотивами можно будет и без понимания языка. Над звуковым оформлением корпел испанский композитор Pau The Player, а помогала ему в этом деле певица Тереза Гарсия Сиерра (Teresa García Sierra). Вместе они стремились достигнуть уровня синергии Акиры Ямаоки (Akira Yamaoka) и Мэри Элизабет Макглинн (Mary Elizabeth McGlynn), и, нужно сказать, что отчасти у них это получилось. Саундтрек TAPE: Unveil the Memories содержит в себе как грустные и меланхоличные треки, так и весьма энергичные. Конечно, ничего экстраординарного прожженные меломаны здесь не услышат, но любовь и старания музыкантов, однозначно, оценят.
Итог: TAPE: Unveil the Memories оставила после себя впечатления, очень схожие с Windfolk: Sky is Just the Beginning. А всё потому, что она гораздо больше походит на полноценную игру за счёт хорошего понимания авторами того, как именно должны работать сюжетно-ориентированные интерактивные развлечения. Но, несмотря на массу достоинств, выгодно отличающих её от большей части выпускаемой PlayStation Talents продукции, игра не смогла достичь всех поставленных задач. В первую очередь, это касается хоррор составляющей, которая была убита напрочь скудным бестиарием, однообразными прятками и глупым ИИ. К тому же не все получат удовольствие от охоты на вездесущие коллекционные предметы и переигрывания одних и тех же секций для знакомства с альтернативными завершениями сюжета. В остальном это довольно-таки крепкий середнячок, который может понравиться любителям FMV-игр с интригующим началом и несколькими концовками.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.