«Думайте о себе как о руке. Каждый из вас – палец, и без других вы бессильны. Один палец не может хватать, удерживать или сложиться в кулак. По одиночке вы – ничто, вместе – всё»
Войны клонов – одно из самых масштабных и запоминающихся событий, произошедших в рамках расширенной вселенной Звёздных Войн. Оно познакомило нас с огромным количеством интересных персонажей, подвиги которых были запечатлены во множестве фильмов, книг, комиксов, телесериалов и видеоигр. Среди отечественных любителей фантастки противостояние Галактической Республики и Конфедерации Независимых Систем оказалось не столь популярным, а всё потому, что львиная доля выпущенных по данной тематике произведений никогда не покидала пределов западного рынка. Из-за этого у большинства наших соотечественников словосочетание «Войны клонов» ассоциируется с тремя конкретными вещами: художественным фильмом Star Wars: Episode II – Attack of the Clones, мультсериалом Star Wars: The Clone Wars (с его трёхмерной ипостасью), а также с видеоигрой Star Wars Republic Commando.
Последняя, как ни странно, была очень популярна в нашей стране. И хотя никто толком не понимал, о чём она, что это были за элитные бойцы и чем конкретно они занимались, многим нравилось управлять своим отрядом, путешествовать по диковинным планетам и сражаться с армией дроидов. Сама игра поступила в продажу в далёком 2005 году и не получала никаких обновлений до тех пор, пока компания Aspyr не задалась целью подружить классические игры по вселенной Звёздных Войн с современными платформами. Оригинальная Star Wars: Republic Commando выходила исключительно на Xbox и персональных компьютерах, поэтому данный порт – это своего рода дебют на консолях PlayStation. И да, мы не ошиблись, написав слово «порт», потому как наполнение игры, её внешний вид и звучание остались такими же, какими они были в оригинале.
Действие Republic Commando происходит параллельно с событиями второго эпизода Звёздных Войн: армия клонов оказывает жесточайшее сопротивление сепаратистским дроидам, пока граф Дуку пытается присвоить себе чертежи некоего секретного оружия. Как известно, клоны превосходят дроидов по боевым качествам, но существенно уступают им в количестве. Именно поэтому на планете Камино, которую так рьяно защищали джедаи от массированной атаки сепаратистов, были выращены элитные коммандос, обученные Вэлоном Вэу и призванные справиться с теми задачами, которые были не по плечу обычным республиканским воинам. Собственно, так и формируется отряд «Дельта», который проходит боевое крещение на Джеонозисе. Ребят разбросало по всей планете и им необходимо объединиться, чтобы выследить и устранить одного из сепаратистских лидеров – Сана Фака. Того самого джеонозийца, который поддержал необходимость исполнения смертного приговора во время суда над Энакином Скайуокером и Падме Амидалой.
Впрочем, одной планетой-ульем дело не ограничится. Несмотря на невысокую продолжительность, сюжет игры успевает охватить всю войну целиком, демонстрируя нам некоторые из ключевых событий: формирование армии клонов на Камино, битву на Дженозисе, возвращение «Обвинителя» и сражение за Кашиик. И хотя с момента выхода Republic Commando прошло более 15 лет, и мы знаем, что Республика одержит победу, заплатив за это страшную цену, следить за бравыми похождениями коммандос по-прежнему интересно. А всё благодаря масштабу и индивидуальности героев. Да, несмотря на то, что все четверо являются клонами, каждый из них обладает своими ярко выраженными чертами.
При рождении всем без исключения клонам присваиваются индивидуальные номера, и коммандос не стали в этом плане исключением. Свой позывной, «Босс», Дельта Три-Восемь получил за максимальную приближенность к оригиналу – Джанго Фетту. Клон унаследовал от «отца» его упорство, силу и дух, что помогло ему дослужиться до звания сержанта и возглавить группу. Он не особо болтлив, но частенько размышляет вслух, а его броня имеет оранжевую маркировку. Правой рукой Дельта Три-Восемь выступает Дельта Четыре-Ноль, «Фиксер», специализирующийся на взломе вражеских терминалов и дверных замков. Четыре-Ноль предпочитает следовать правилам, всегда призывает к соблюдению дисциплины и называет «братьев» исключительно по номерам. Его броня украшена тёмно-зелёными полосами.
Пожалуй, самым мрачным из всей четверки можно назвать Дельта Ноль-Семь с позывным «Сев», прослывшего среди коммандос жутким психопатом. Но, несмотря на мрачные шутки и жёсткие высказывания, в бою Ноль-Семь всегда сохраняет хладнокровие и демонстрирует высокую эффективность. Будучи единственным, кто в совершенстве овладел снайперской модификацией модульного оружия DC-17m, он часто использует её в сражениях. А ещё он носит броню с кроваво-красной маркировкой. Ну а самым болтливым и оптимистичным в команде является Дельта Шесть-Два, также известный как «Скорч». Шесть-Два не только душа компании, но и эксперт по взрывчатым веществам, а это значит, что он способен быстро и без лишнего шума установить взрывчатку или обезвредить вражескую мину. Клон будет частенько подшучивать над «Севом», разряжая обстановку и создавая дружественную атмосферу. Броню «Скорча» украшают жёлтые полосы.
Весь игровой процесс Republic Commando строится на перестрелках. Из-за высокой плотности врагов стрелять нужно много и часто, что немного непривычно, учитывая, как сильно мы привыкли к современному устройству игр с их вездесущими катсценами, постоянной сменой геймплея и тому подобными вещами. Несмотря на засилье жарких перестрелок, разработчики будут стараться ставить перед геймерами непохожие друг на друга задачи: продержаться до прихода подмоги, зачистить периметр, уничтожить объект, организовать засаду или произвести захват цели. Ну а чтобы игроки не заскучали, их периодически будут помещать в необычные ситуации: то попросят пробраться через пещеру, доверху заполненную яйцами джеонозийцев, то пройти по минному полю, попутно отстреливаясь от дроидеков, то отразить вражеское наступление с помощью шагохода АТ-ТЕ.
Разумеется, главной особенностью игрового процесса, на которую делался упор в ходе продвижения проекта, была возможность отдавать приказы своим боевым товарищам. Спектр раздаваемых главным героем указаний в игре довольно-таки велик. Можно приказать «Дельте» занять снайперскую позицию, обстрелять противников из ракетницы, забросать гранатами, захватить турель, установить заряд, взломать панель, подлечиться, сосредоточить огонь на цели, а также собраться в указанной точке. И это только часть из того, что могут выполнить бойцы. Но это не значит, что во время отсутствия своего командира, элитные клоны ведут себя как беспомощные лемминги, так как многое из вышеперечисленного они способны проделывать самостоятельно. Например, могут подлечиться, если в их поле зрения находится соответствующий терминал, подыскать хорошую позицию для стрельбы, поднять раненных товарищей или зачистить периметр.
Когда-то давно игроки сетовали на проблемы, связанные с искусственным интеллектом Дельты, мол, бойцы предпочитают идти прямо на вражеский огонь, вместо того, чтобы украдкой обходить огневые позиции. Что поменялось с тех пор? По правде говоря, ничего. Ввиду того, что перед нами обыкновенный порт, менять что-либо в ИИ напарников разработчики не стали. Поэтому раздавать приказы нужно очень аккуратно, убедившись, что боевым товарищам ничто не угрожает. В противном случае, придётся вести сражение оставшимися силами и надеяться, что стоящие на ногах сослуживцы не подведут и помогут отбить очередную волну неприятелей. Благо, что в игре есть функция быстрого сохранения, которая позволяет безбоязненно экспериментировать и пробовать различные варианты действий.
И несмотря на всё вышесказанное, следить за действиями напарников порой бывает интересно. Коммандос движутся вовсе не так, как это делают обычные клоны, они повторяют движения спецназа: следуют друг за другом, занимают правильные позиции, прикрывают тылы. Всё дело в том, что к разработке были привлечены профессиональные инструкторы, которые показали аниматорам и дизайнерам, как должны действовать отряды из четырёх человек. Всё это было дополнено множеством красивых анимаций. Клоны охотно вступают в ближний бой, отбрасывают вражеские гранаты, перекатываются, ныряют в укрытия и делают множество других впечатляющих вещей. «Сев», к примеру, может подойти к лежащему подле него супостату и совершить контрольный выстрел, а «Фиксер» – выполнить захват и опрокинуть недруга на землю. Из-за подобных мелочей игра больше ассоциируется с серией SWAT, нежели со Звёздными Войнами.
В качестве основного оружия коммандос используют стандартный бластер и модульную оружейную систему DC-17m, которая легко трансформируется из автомата в гранатомёт или снайперскую винтовку при наличии необходимых модификаций. Впрочем, в отличие от своих братьев по оружию главный герой не брезгует использовать инопланетные технологии, вроде арбалетов вуки, дробовиков трандошан-работорговцев или лучевой пики дженозийцев. Все эти орудия крайне эффективны против органических противников, а это значит, что игрокам придется частенько переключаться между стандартным и найденным на поле брани оружием прямо во время сражения.
Несмотря на то, что в Star Wars: Republic Commando много стрельбы, а главный герой ходит в сопровождении трёх верных соратников, назвать игру простой язык не поворачивается. Особенно когда речь заходит о средних и высоких уровнях сложности. Убивают элитных бойцов довольно-таки быстро, а на их восстановление требуется прорва времени. Когда вокруг свистят пули и взрываются снаряды, порой бывает сложно высунуться из-за укрытия, не говоря уже о том, чтобы прийти кому-то на выручку. Причина всего этого кроется в довольно странном балансе: некоторые противники просто отказываются умирать, несмотря на сотни выпущенных в них снарядов. А это значит, что одолеть их в одиночку, оторвавшись от собственного отряда, не представляется возможным.
Особенно это касается боевых супердроидов, способных с лёгкостью пережить несколько обойм, выпущенных из стандартной DC-17m. Единственный способ быстро расправиться с ними – использовать импульсные гранаты или гранатомёт. Но проблема в том, что и те, и другие встречаются не слишком часто, да и к тому же имеют свойство очень быстро заканчиваться. А вот враги могут не заканчиваться вовсе, поскольку тут и там разбросаны мобильные базы, способные исторгать из себя новые порции механизированных убийц. Расправиться с подлыми механизмами можно лишь с помощью взрывчатки, однако подобраться к ним бывает очень и очень непросто.
Кроме того, бойцы «Дельты» имеют ярко выраженную слабость к дженозийской элите, использующей в качестве основного оружия лучевые пики. Один залп из этой штуковины способен не только опустошить энергетические щиты коммандос, но и положить их на лопатки. И, как и в случае с боевыми супердроидами, на этих летающих негодяев уходит целая прорва патрон. Наилучшим вариантом будет убийство одного элита и экспроприация пики для повышения обороноспособности отряда. К не менее живучим врагам можно также отнести Магнастражей, которые под чутким руководством генерала Гривуса пленили лидера вуки – Тарффула. Но вся их мощь и коварство меркнет на фоне толстокожих супердроидов и вертлявой дженозийской элиты. Такая вот внутриигровая логика.
Кстати, довольно странно, что игрой не предусмотрена функция, позволяющая прилипать к укрытиям и наклоняться в нужные стороны. Подобные вещи напрашиваются сами собой, учитывая то, как много времени игрок проводит в перестрелках. Тем более, что остальные члены отряда подобным маневрам хорошо обучены и не стесняются применять их на поле брани. Вообще, на фоне неуклюжего и откровенно слабого командира, не способного пережить и двух-трёх попаданий, другие члены отряда выглядят более живучими. С одной стороны это хорошо, поскольку бойцы не кажутся бесполезными, но с другой ощущается сильный дисбаланс между подчиненными и их лидером.
А вот чего у Star Wars: Republic Commando точно не отнять, так это обволакивающей мрачной атмосферы, присущей лишь некоторым частям серии. Если в других играх подобное настроение преимущественно достигалось за счет темноты, замкнутых пространств и одиночества, то здесь оно рождается из чувства опасности и необходимости противостоять вражеским ордам. К тому же недруги обожают устраивать засады, устанавливать ловушки и создавать мощные оборонительные линии, для прорыва которых понадобится весь тактический гений играющего. Несмотря на то, что разновидностей недругов совсем немного (на всю игру наберётся чуть больше дюжины), авторы умело комбинируют их, создавая по-настоящему сложные препятствия.
Кроме того, в игре есть несколько действительно запоминающихся эпизодов, которые отложились в нашей памяти ещё на момент первого с ней знакомства. Самое яркое воспоминание связано с Магнистражами, стычка с которыми наступает вскоре после того, как генерал Гривус покинул пределы Кашиика. Когда игрок видит, как он отдаёт своим телохранителям распоряжения, бросив напоследок недобрый взгляд в сторону героев, можно почувствовать бегущий по спине холодок. Впечатляло в этом эпизоде и то, что Магнистражи двигались не так, как большинство недругов. А всё потому, что в качестве основного оружия они использовали электропосохи, вынуждающие их постоянно маневрировать, использовать прыжки и размашистые удары. В изящных движениях этих роботов читалось нечто джедайское, что, судя по всему, было результатом сложных тренировок, проводимых самим Гривусом.
К другим памятным эпизодам можно отнести диверсию на джеонозийской фабрике по производству дроидов. Изначально данная задача была возложена на отряд «Тета», однако его члены не сумели довершить начатое, в связи с чем в дело вступили их собратья из «Дельты». Фабрика примечательна тем, что в ней очень много боевых дроидов, находящихся в спящем режиме. Пробудить ту или иную машину ото сна проще-простого – достаточно задеть её шальным выстрелом. Поэтому для выживания необходимо действовать скрытно и выманивать врагов по одиночке. Отдельного внимания заслуживает проникновение на борт «Обвинителя». В ходе штурма Дельта Три-Восемь отделяется от своей группы, после чего ему приходится самому прорываться к башне пилота через плохо освещённые технические помещения, охраняемые боевыми дронами. Напряжение этой сцены подчёркивается гнетущей тишиной, изредка нарушаемой отдалёнными воплями. Заканчивается она встречей с трандошанскими наемниками, которые очень быстро дают понять, что одинокий коммандос в поле не воин.
Давние поклонники серии помнят о том, что в годы своего выхода наша сегодняшняя гостья была жутко забагованной. Особенно это касалось версии для персональных компьютеров, где было так много глюков и плохо прописанных скриптов, что для её завершения приходилось пользоваться кодами, позволяющими проходить сквозь стены. Других способов узнать, чем завершилась эта история, на тот момент не было. Изменилась ли ситуация с переходом на новые платформы? Очевидно, что Aspyr взяла за основу версию для Xbox, которая была самой стабильной из всех, но вездесущие баги исправлять не стала, а потому игроки будут вынуждены перепроходить некоторые секции из-за нежелания бойцов выполнять команды, защищать себя или поднимать соратников.
В остальном игра осталась именно такой, какой мы её запомнили. Члены элитного отряда застревают в тех же самых местах, что и много лет назад, имеют ту же слабость к летающим противникам и всё также дружно погибают, игнорируя установленные врагами мины. Также из Republic Commando был целиком и полностью убран мультиплеер, сервера которого почили в бозе вместе с компанией Game Spy. Совершенно непонятно, почему Aspyr не решилась на их восстановление, особенно с учётом неугасающей популярности многопользовательской составляющей в фанатском сообществе, но факт остаётся фактом. Сетевой режим предлагал игрокам десять карт, основанных на локациях из одиночной кампании, и несколько классических режимов, среди которых наибольшим спросом пользовались захват флага, командный десматч и их модификации.
Для своего времени Republic Commando имела необычайный уровень интерактивности и могла похвастаться продвинутой физикой поведения объектов. В ней можно разрушать некоторые укрытия, подрывать стены, обрушивать тяжёлые конструкции и так далее. Не стоит ожидать от неё интерактивность уровня Crysis, но для шутера из нулевых, который проходится за два вечера, всё выполнено на довольно приемлемом уровне. Стоит также упомянуть отличный актёрский состав. Да, все действующие лица – клоны, но авторы постарались передать их различия не только в чертах характеров, специализациях и маркировках, но и посредством их звучания. Главного героя, «Босса», озвучивает Темуэра Моррисон (Temuera Morrison), исполнивший роль Джанго Фетта во втором эпизоде Звёздных Воин. Он настолько хорошо вжился в образ коммандос, что его перформанс надолго запомнится тем, кто провёл за игрой хоть сколько-нибудь времени.
Озвучивший «Фиксера» Эндрю Чайкин (Andrew Chaikin) запомнился не так хорошо, вероятно потому, что в игре не так много произнесённых им реплик. Тем не менее, он именно тот, кто нужен этой разношёрстной компании, ведь он всегда призывает товарищей сохранять спокойствие и следовать приказам. Однако больше всего в душу западают перебранки между «Севом» и Скорчем», говорящих голосами Джонатана Кука (Jonathan Cook) и Рафаэля Сбаржа (Raphael Sbarge). Ребята охотно делятся своим мнением по любому поводу, причём делают это в свойственной им манере, а некоторые произнесенные ими фразы уже давно разлетелись на цитаты. Оба актёра, к слову, ещё не раз мелькали в серии, и успели принять участие во множестве проектов, начиная Star Wars: Knights of the Old Republic и заканчивая Star Wars: Battlefront II.
Итог: Star Wars: Republic Commando остаётся одной из лучших игр, выпущенных в рамках расширенной вселенной Звёздных Войн и старого канона. Она неплохо показала себя в годы выпуска и до сих пор впечатляет своим наполнением. Она мрачная, требовательная и местами однообразная, но при этом динамичная, атмосферная и по-своему уникальная. Было интересно освежить связанные с игрой воспоминания и вновь пережить некоторые события, положившие начало многим приключениям. Нам бесконечно жаль, что у неё никогда не было наследницы, однако, благодаря огромной любви фанатов и творческих деятелей, отряд «Дельта» сумел пережить происходящие в галактике смуты и найти своё место в новом каноне. Так что, быть может, когда-нибудь мы увидим триумфальное возвращение харизматичной четвёрки. А до тех пор, мы будем надеяться и ждать.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.