«То, что мы называем злом, является всего лишь неизбежностью в нашем бесконечном развитии».
Франц Кафка
Одна из самых коммерчески успешных серий игр от Capcom вновь возвращается на экраны домашних консолей, в очередной раз заставляя игроков-староверов яростно спорить о том, будет ли это возвращение к истокам или же нас всех ждет очередной шутер от третьего лица по мотивам. Никакого возвращения к истокам, конечно же, не произошло, однако можно с уверенностью сказать, что в отличие от номерных частей, которые шагнули в сторону экшена, у серии Revelations есть своя уникальная атмосфера. Атмосфера эта имеет свойство накаляться, когда игрока бросают в одиночестве на каком-нибудь корабле или, в нашем случае, острове, заставляют бродить по тесным коридорам в поисках выхода, оставляют один на один с жуткими тварями. Все это, разумеется, не пугает, однако задает давящий тон и, как ни странно, положительно влияет на игроков, заставляя их с интересом бродить по локациям в поисках выхода, дабы спастись и узнать правду о том, кто стоит за всеми злоключениями, что свалились на голову их любимых героев. А если эта формула работает, то зачем что-то менять?
История Resident Evil: Revelations 2 берет свое начало на вечеринке, устроенной сослуживцами в честь вступления Клэр Рэдфилд (Claire Redfield) в ряды антитеррористической организации ТерраСейв (TerraSave). Поздравить свою подругу с её новой должностью приезжает молодая особа по имени Мойра Бертон (Moira Burton), дочь одного из самых популярных персонажей серии, который не появлялся в играх аж с 2002 года. Однако неожиданно в помещении гаснет свет, в зал врываются представители силовых структур и обеих героинь, а также всех присутствующих, похищают и заточают на таинственном острове, кишащем мутантами. Преодолевая всевозможные препятствия и опасности в виде мутировавших насекомых и заключенных, на которых проводились бесчеловечные опыты, Клэр и Мойра находят радиовышку, чтобы отправить сигнал бедствия, на который через какое-то время отзывается отец Мойры, старый вояка Барри Бертон. Вычислив координаты, Барри отправляется на остров, однако по прибытии встречает девочку по имени Наталья Корда, девочка не помнит кто она, что она тут делает и где её родители. Несмотря на все уговоры, Наталья не хочет дожидаться возвращения Барри, и ему ничего не остается, как взять юную особу с собой и вместе отправиться на поиски дочери.
Основное действие игры происходит на острове, расположенном где-то в Восточной Славянской Республике (ВСР), которая однажды уже фигурировала в полнометражном фильме Resident Evil: Damnation. Разумеется, это не говорится открыто, на эту мысль наталкивает местная радиопередача, вещание которой происходит на чистом русском языке, повествующая об очередных политических победах Светланы Беликовой, которую вроде как в конце все того же полнометражного фильма отстранили от власти. Значит ли это, что история Revelations 2 происходит до событий картины? Возможно. Ну а может быть, Светлана с помощью своего президентского джиу-джитсу снова пробилась к власти и возглавила страну. Тем не менее, сюжет Revelations 2 каноничен и по официальным данным происходит где-то между пятой и шестой частями.
Не совсем понятно, зачем Capcom нужна была шумиха, крутящаяся вокруг сериальной подачи материала, со всеми этими регулярными выпусками эпизодов раз в неделю и забавными клиффхэнгерами, которые ни разу не будоражат воображение. Руководитель проекта Ясухиро Ампо (Yasuhiro Ampo) в своих интервью уже сообщал ранее о том, что таким образом Capcom планирует дольше удерживать внимание игроков к материалу, мол, игроки будут с восхищением обсуждать каждый вышедший эпизод на форумах, спорить друг с другом и выдвигать различные теории. Однако на деле этого так и не произошло, массовой истерии не было, как не было рьяных, жарких споров или обсуждений на игровых форумах. Так как для современных игроков сериальная подача материала – привычный элемент современной игровой индустрии, наученные опытом они стали спокойно дожидаться выпуска всех четырех эпизодов, дабы ознакомиться с итоговыми результатами, а затем купить игру на носителе и пройти её всю целиком. Единственные, кому это было интересно – это журналисты, которым гарантированно было о чем писать раз в неделю, например, пересказывать сюжет каждого двух с половиной часового эпизода и выдавать ему оценку.
Несмотря на то, что игра позиционирует себя, как Survival Horror, выживать и пугаться игрокам не придется. Ввиду небольшой продолжительности эпизодов, малого числа противников, населяющих игровые уровни – патронов и аптечек всегда в достатке, особенно если стрелять аккуратно, применять сильные стороны обоих персонажей, искать уязвимости врагов и регулярно уворачиваться от атак. В иных моментах игра предлагает несколько вариантов: атаковать в лоб, тихо устранить патрульных, а то и вовсе прошмыгнуть мимо, тем самым сэкономив боезапас. Последние два варианта совершенно очевидно навеяны недавним хитом The Last of Us, где игроку точно также приходилось играть в прятки с зараженными. На этом, конечно же, сходства не заканчиваются, но об этом я расскажу чуть ниже.
Если вы играли в одну из последних номерных частей серии или в первую Resident Evil: Revelations, тот тут вы почувствуете себя, как дома, так как игра не привносит ничего принципиально нового. Герои бродят по заброшенному острову, отбиваются от немногочисленных противников, ищут ключи от запертых дверей, дабы продвинуться дальше, и читают разбросанные тут и там записки, которые, к слову, лишь дополняют общую картину, а не являются чем-то обязательным к ознакомлению. Своеобразным новшеством Revelations 2 стало сосредоточение геймплея на активном взаимодействии между двумя персонажами на протяжении всего прохождения. Выполнено это в стиле Resident Evil Zero, правда, со своими отличительными особенностями. Дело в том, что игрок волен, как и в вышеупомянутой игре, переключаться между героями, причем оба протагониста имеют свои полезные особенности и навыки, которыми никак нельзя пренебрегать.
В основном игровая механика заточена под совместное прохождение, причем выполнено оно в Revelations 2 идеально. Мало того, что в паре с живым игроком весь игровой процесс приобретает совершенно иной оттенок, так ещё и сделано все так, что в игру смогут поиграть даже те, кто ранее с серией игр знаком не был (читайте, играть с девушкой). Дело в том, что второй игрок берет на себя вспомогательную роль. Например, Мойра не пользуется огнестрелом, что будет объяснено сюжетом, как и Наталья, однако она может подсвечивать своим фонарем спрятанные предметы, а также слепить противников, чтобы затем добить их монтировкой. Этой же монтировкой Мойра способна взламывать замки, открывать ящики, запертые двери или просто отбиваться, если какой-нибудь мутант подполз слишком близко. Именно отбиваться, так как основную огневую мощь на себя берет Клэр. Маленькая девочка Наталья, увязавшаяся за Барри, обладает сверхъестественными способностями. В силу возраста девчушка не может дать достойный отпор врагам, разве что не без труда ударить кирпичом по голове какую-нибудь ползающую тварь, но её сверхъестественная способность, о которой я говорил чуть выше, позволяет ей «ощущать» противников, даже сквозь стены, прямо как это делал Джоэл в The Last of Us. Ей также не составит труда отыскать спрятанные предметы, распознать приближение невидимых оппонентов и указать на уязвимые места на телах сильно мутировавших жителей острова. Более того, Наталья умеет пролезать в дыры между стенами, тем самым отыскивая секреты и отпирая замки для Барри. Все, что остается старому вояке – это положиться на чутье девочки и тихо устранить противников, не привлекая к себе внимание, так как забота о безопасности ребенка превыше всего.
Разработчики из Capcom, конечно же, старались сделать взаимодействие между персонажами как можно более осмысленным, интересным и вариативным, но все же иногда попадаются странные и спорные моменты. Например, в одной из сцен второго эпизода Мойра наотрез отказывалась активировать рычаг питания в таверне, просто открыв щиток и дернув его вниз, с чем мог бы справиться любой человек, не имеющий специальных навыков и образования электрика. Немного позже, в этом же эпизоде, маленькая Наталья без каких-либо усилий сумела дернуть его вниз, не привлекая внимание Барри к этой проблеме. Небольшая, но все же оплошность. Помимо этого, в Revelations 2 все ещё встречаются моменты, когда одному игроку совершенно нечего делать, пока второй ищет кнопку, ключ или рычаг, чтобы разблокировать путь. Во время одиночной игры это не особо бросается в глаза, но в режиме кооперативного прохождения это сильно сбавляет общий темп и динамику. В любом случае встречаются подобные ситуации не слишком часто, интересных применений взаимодействия между двумя персонажами больше, чем неудачных или притянутых за уши. К примеру, в третьем эпизоде игроков ждет небольшая пробежка по полыхающему заводу, который грозит развалиться в любую минуту. Персонажи должны то вместе, то порознь продвигаться сквозь обвалы, крутя поочередно винтили, для того чтобы перекрыть утечку газа и расчистить друг для друга путь. В конце этого же уровня необходимо разгадать небольшую загадку на внимательность, невыполнимую без непосредственного участия второго игрока.
Другим, не менее важным нововведением стала система крафтинга. По уровням тут и там разбросаны бутылки, банки со спиртом, мешочки с порохом или химикатами, тряпки и прочая полезная утварь. Все это необходимо для того, чтобы герои могли создавать ловушки и бутылки с зажигательными смесями. Взята эта система из сами знаете какой игры и призвана заменить обычные гранаты, взрывчатые и горючие смеси крайне эффективны против боссов, которые тут есть и о которых я расскажу далее по тексту. Помимо предметов метательно-полыхательных, можно создавать жгуты и стерильные бинты, одни нужны, чтобы вовремя остановить кровотечение, а вторые для того, чтобы протереть глаза от попавшей в них слизи. Никуда не делись станки из первой части Revelations, возле которых можно улучшать свое оружие, повышая скорострельность, объем обоймы, урон, радиус поражения, скорость перезарядки и т.д. Правда, просто так улучшить оружие не дадут, сперва нужно найти специальные модификаторы, нехитро запрятанные на уровнях. В остальном тут никаких сюрпризов.
А вот что явно не давало Capcom покоя, так это система улучшений для самих персонажей, которую разработчики все же умудрились встроить в игру. Но обо всем по порядку. Помимо бесполезных коллектиблсов, которые собирают оба героя, причем для каждого они свои, во время прохождения сюжетных сценариев игрокам на пути будут попадаться драгоценности. Иногда они лежат в ящиках прямо под носом, а иногда хитро запрятаны где-нибудь на потолке, и сбить их оттуда можно точным выстрелом. Драгоценности в конце уровня конвертируются в очки, что для серии не ново, однако на полученные со сбора цветных камней очки можно покупать не оружие и патроны, оставьте это для режима Raid, а те самые улучшения, о которых я упомянул выше. Помимо этого очки можно заработать, пройдя на высокий ранг любой из доступных эпизодов. Игра суммирует точность выстрелов, количество смертей и время, затраченное на прохождение, а затем выдает итоговую оценку. Чем выше оценка, тем больше очков получит игрок.
Но что же это за улучшения? – спросите вы. На самом деле ничего особенного в них нет. Есть несколько веток пассивных и активных навыков, которые вроде бы должны облегчить игрокам жизнь. Например, повышенный урон от стрельбы в положении сидя или улучшенное действие лечащих трав. Но действительно полезных навыков единицы и большинство из них, что я нахожу весьма странным, рассчитаны на одиночное прохождение, когда игроку нужно регулярно переключаться между героями и отдавать команды компьютеру. Тем не менее, опция улучшения навыков необходима в первую очередь для того, чтобы прокачивать способности второго игрока, который отыгрывает роль вспомогательного персонажа. У первого для этого есть модификаторы и станки.
Не забыла Capcom добавить в игру режим Raid Mode, который в серии игр Revelations является аналогом режима Mercenaries из номерных частей. Режим Raid Mode, для тех, кто не в курсе, это мультеплеерная часть игры. Один или двое игроков продираются сквозь полчища монстров из точки А в точку Б, попутно открывая сундуки, в которых спрятаны новые виды оружия, костюмы и прочие элементы экипировки. Чем дальше проходят игроки, тем выше уровень сложности, врагов становится ощутимо больше, они становятся более крепкими, более быстрыми, обзаводятся щитами, в общем, стараются всячески усложнить игрокам жизнь. Локации для этого режима взяты из основной сюжетной компании, а также из предыдущих игр серии, специально для Raid Mode они были немного видоизменены, но вполне узнаваемы. В этой части игры прокачиваются не только монстры, но и сами игроки, которым начисляют очки опыта и немного местной валюты за каждого убитого зомби, за успешное, а главное быстрое выполнение цели. Валюту игроки могут тратить в магазине на покупку всех найденных на уровнях новых видов оружий, улучшений, навыков и тому подобных вещей. Нетерпеливые игроки могут воспользоваться системой микро-платежей, которая здесь носит необязательный характер. Заплатить придется разве что фанатам Ханка и Вескера, которых в цифровой версии нельзя разблокировать – только купить. Режим этот, как и Mercenaries, всегда был сугубо опционален и, не смотря на всю свою однообразность, всегда привлекал к себе внимание игроков, продлевая играм серии жизнь. В обозреваемой мной версии не было онлайн мультиплеера, его разработчики обещали добавить позже, зато доступен локальный мультиплеер, который работает как часы, позволяя обоим игрокам взяться за оружие и с боем пробиваться к цели. Идеальное времяпрепровождение для тех, кому не хватило перестрелок в сюжетной части.
Что касается врагов, то бестиарий в сюжетной части Revelations 2 получился довольно таки маленьким и невыразительным относительно предыдущих частей серии и её ответвлений, не раз и не два радовавших нас интересными существами: начиная от полюбившихся всем Ликера, Охотника или машущего в разные стороны бензопилой Дона Сальвадора и заканчивая зомби-слоном Титаном, Человеком Пиявкой и двухметровой блохой. Между тем, враги в Revelations 2 получились какие-то… Стандартные, что ли. Монстры из обеих компаний немножко разнятся, но в целом и там и там фигурируют обычные зомби, одни – это подопытные заключенные, а вторые – шахтеры и разнорабочие, когда-то населявшие остров. Помимо этого на пути игрокам встретятся: Взрыватели, которые, очевидно, взрываются при приближении к игроку; лежачие мины Кисты, которые напротив, взрываются только тогда, когда игрок приблизится к ним сам; мутировавшие псы Орфы; полуметровые пауки; слепленные из разных частей тел Потусторонние, их сородичи Брызгуны и Метатели, а также невидимые Гласпы.
Добрая половина монстров требует вовлечения в игровой процесс второго игрока, так как Потусторонние, Брызгуны и Метатели не умрут, если не отстрелить им уязвимую часть тела, а Гласпы и Кисты так и вовсе невидимы, если только Наталья не сообщит о точном местонахождении тварей. Уничтожить образовавшегося в ходе хирургических экспериментов Потустороннего, также как и его разновидности Брызгуна и Метателя, возможно и без привлечения к процессу изничтожения монстров второго игрока, либо стреляя наугад по разным частям монстров, что на самом деле не очень разумно ввиду наличия в игре участков, где патронами не очень балуют, либо, убивая, тихо подкравшись сзади. Скрытное убийство – это гарантированное уничтожение данных существ и экономия патронов, которые лучше оставить до встречи с более опасными Гласпами. Определить присутствие Гласпа можно по выделяемому им газу, который ухудшает видимость, а дальше дело за напарником. Подходить к монстру вплотную крайне не рекомендуется, так как он убивает с одного удара, а сам умирать не особо стремится.
Играя в Revelations 2 с напарником, можно очень быстро отработать тактику ведения боя, изучить слабости монстров, подобрать оружие, эффективное против отдельных разновидностей, с умом распределить улучшения, а также грамотно использовать местность. В целом, все вышеперечисленные существа будут встречаться на протяжении всей игры, поэтому битвы с ними быстро станут делом обыденным. У разработчиков в рукаве есть только один прием, способный застать игроков врасплох, происходит он несколько раз за игру, при этом, как правило, героев просто закидывают в тесное помещение, набитое разными тварями, включают тревогу и заставляют отбиваться от волн врагов, транжиря драгоценные патроны. Помимо рядовых противников встречаются в игре мини-боссы и, собственно, боссы. Описывать всех я не буду, дабы не портить интерес от встречи с ними, скажу лишь, что процесс сражения с ними довольно таки тривиален, так как основной тактикой будет либо «стреляй по уязвимым местам», либо «стреляй, пока не упадет». В режиме Raid Mode дела обстоят немного лучше, так как помимо монстров из сюжетной компании встречаются монстры из других частей серии, вроде Охотника, Палача и многих других.
В довесок к сюжетной части можно купить ещё два дополнительных эпизода, для цифровой версии их можно докупить отдельно, на физическом носителе оба сразу же идут в комплекте с игрой. Впрочем, проходить оба эпизода следует строго по желанию, так как ничего существенного они в сюжет не привносят и призваны лишь немного дополнить картину, добавляя очков в общий счетчик по завершению. Один из эпизодов, носящий название «Описание одной борьбы», посвящен скитаниям Мойры по заброшенному острову в компании последнего выжившего местного жителя – деда Евгения, который разыскивает свою дочь Ирину. Запоминается этот фрагмент истории тем, что здесь игрокам придется охотиться на зверей, почти как в Metal Gear Solid 3: Snake Eater, дабы пополнить количество провианта. Если игроки погибают или время, отведенное на прохождение того или иного момента заканчивается, то в ход пойдет накопленная еда. Провиант необходимо все время восполнять, в противном случае, весь эпизод придется проходить заново.
Второй дополнительный эпизод – «Маленькая Мисс» является игрой в прятки с монстрами, которым ни в коем случае нельзя попадаться на глаза. Данный фрагмент истории рассказывает о том, как Наталья выбралась из секретной лаборатории и отправилась на поиски своего плюшевого медвежонка Лотти, внешним видом напоминающего Перси Пропа – официальный талисман Паноптикума в Freedom Wars. Правда проделать этот путь ей предстоит не одной, а в компании со своим темным двойником, который не страшится показаться на глаза мутировавшим заключенным и способен указать девочке на их точное местоположение. Довольно странный эпизод, как по мне, так как он по сути ничего не объясняет, притянут к основному сюжету за уши и даже близко не дотягивает до истории маленькой Ребекки Джорден по прозвищу Ньют, последней выжившей на планете LV-426, которая на протяжении нескольких недель пряталась в вентиляционных каналах от жутких ксеноморфов. Но, как я уже говорил, второстепенные эпизоды проходить вовсе не обязательно. Стоит также отметить, что в сюжетной части Resident Evil: Revelations 2 есть две концовки: хорошая и плохая. В принципе для серии это не ново, но все равно приятно.
В последнее время много разговоров ведется в кругу игроков о малой продолжительности эпизодических игр. Смею вас заверить, Resident Evil: Revelations2 не из их числа. Каждый из четырех эпизодов в среднем проходится за 2-3 часа, оба дополнительных эпизода длятся каждый приблизительно по часу. В зависимости от того, играете ли вы с опытным игроком или пригласили поиграть незнакомого с серией игр друга или подругу, в таком случае прохождение может немного затянуться. Тем не менее, помимо желающих ознакомиться с сюжетной линией, в игре найдут, чем себя занять, любители собирать трофеи и ценители мультиплеерного режима. Дотошные игроки могут разблокировать новые режимы и всевозможный дополнительный контент, вроде концепт-артов, фигурок и дополнительную информацию в меню Extras. В общей сложности не особо углубляясь в отдельные режимы, на игру легко можно потратить 15-20 часов, а то и больше.
Что касается графики, то сделанная на слегка улучшенном движке первой части – на MT Framework, если кто не в курсе, Revelations 2 выглядит весьма серо и бледно. Мутные текстуры, резкая анимация, слабый дизайн локаций, персонажей и монстров. Невзрачная графическая составляющая вкупе с неоригинальным дизайном повлияли на то, что в игре практически нет никаких запоминающихся мест или впечатляющих монстров. Клэр вообще от одной части к другой все меньше и меньше похожа на самую себя, а Revelations 2 если бы игра не сообщила о том, что этот персонаж – это Рэдфилд, а назвала её каким-то другим именем, то никто бы и заметил. Тем не менее, игра умудряется не отталкивать своим внешним видом и не страдает от забагованности, будучи минималистичной и по-своему аккуратной. Хотя стоит отметить, что недостатки графики компенсирует музыкальное сопровождение, на которое приходится большая часть впечатлений от игры. Музыка, написанная тремя японскими композиторами Кохта Сузуки (Kohta Suzuki), Ичиро Комото (Ichiro Komoto) и Нима Фахрара (Nima Fakhrara), помогает прочувствовать напряжение в схватках с монстрами и по-хорошему угнетает во время изучения достопримечательностей заброшенного острова.
Пара слов о русской локализации. На сей раз ей занималась сама Capcom, так как издатель в лице Софтклаб и раньше, в общем-то, не доплачивал локализаторам, а теперь, по всей видимости, и вовсе распустил отдел, и по славной традиции ограничились лишь субтитрами. Перевод не всегда точный, есть множество мелких ошибок и недочетов, однако общий смысл написанного от игроков, не знающих английский язык, не ускользнет, что, на мой взгляд, весьма похвально. Особенно приятен шрифт, подобранный весьма удачно, он не сливается с задним фоном и всегда читаем. Любители японского языка также не будут разочарованы, узнав, что разработчики специально для них оставили в европейской версии оригинальную звуковую дорожку и даже текст.
Пока что не совсем понятно, как Frima Studio, ответственная за разработку портативной версии, собирается уместить игру весом в 20Gb на карте памяти в версии для PlayStation Vita. Несмотря на хваленый движок MT Framework, который выдавал впечатляющую картинку на Nintendo 3DS, совершенно очевидно, что игру придется сильно урезать. И наверняка это скажется на качестве продукта, даже с учетом того, что в Revelations 2 довольно скромная визуальная сторона, большинство роликов заранее записаны, практически нет больших открытых пространств, локации поделены на небольшие сектора, а количество монстров в кадре строго ограничено. Но не будем гадать. Third Party Production SCEA, взявшая на себя обязанности издателя, обещала подробную информацию о PlayStation Vita версии сразу после того, как все работы над стационарными версиями будут закончены. Думаю, что ждать осталось недолго.
Итог: Безусловно, значимая во всех отношениях для Capcom франшиза не стоит на месте и не собирается стагнировать, что бы там не пророчили ей фанаты. В последнее время компания старается угодить всем и каждому, к примеру, давая возможность оценить классическую Resident Evil HD Remastered всем тем, кто упустил возможность ознакомиться с этой игрой в свое время. Любители экшена всегда могут опробовать свои силы в Resident Evil 6, да и никто не скрывал, что седьмая номерная часть находится в разработке. Resident Evil: Revelations 2 находится где-то посередине, пытаясь угодить и тем, и другим. Да, игра определенно не привносит ничего нового в игровую индустрию, но сочетает в себе интересные находки, свежие для серии механики, весьма интересный кооперативный режим, обладает собственной неповторимой атмосферой и развивает сюжетную линию как давно позабытых, так и всегда актуальных персонажей, которые регулярно показываются то в играх, то в фильмах серии. Что ещё нужно фанатам для счастья? Впрочем, это ещё и отличное времяпрепровождение за вполне приятную цену. Крайне рекомендую к ознакомлению всем.
А на этом у меня все. Всем спасибо за внимание, ждите новых материалов в самом ближайшем будущем.