«Я прожила немало лет и заметила, что тем, кому уготовлено сиять, будут сиять и через шесть слоев грязи, в то время тот, кто не светится, сиять не будет, как ты его не полируй».
Терри Пратчетт, «Вор времени».
Как мало нужно было Insomniac Games, чтобы вновь вернуться в строй. После выпуска ряда не особо выразительных проектов, среди которых значатся Ratchet & Clank: Into the Nexus, Fuse и Ratchet & Clank: Full Frontal Assault, сигнализирующих о том, что студия находится в упадке и, очевидно, испытывает трудности с новыми идеями, авторы взяли небольшой перерыв. И даже отошли от своей любимой франшизы, чтобы в октябре 2014 года подарить нам такую замечательную вещь, как Sunset Overdrive, вышедшую эксклюзивно для Xbox One. Хорошие отзывы о динамичном и непрерывном отстреле зомби, жадно поглощающих энергетический напиток, как со стороны критиков, так и со стороны игроков придали уверенности разработчикам, а также издательской компании в лице Sony Computer Entertainment, которая дала студии карт-бланш на разработку новой игры. Причём, решено было сделать не просто очередной ремастер для новой консоли, а полноценный перезапуск, с которым могли бы ознакомиться как владельцы PlayStation 4, так и те, кто далёк от игровой индустрии. Вы ведь не забыли, что в мае месяце состоится премьера полноценной анимационной ленты, которая в отечественном прокате будет носить название «Ratchet & Clank: Галактические Рейнджеры»?
Вот только если картина будет сфокусирована на приключениях говорящей зверушки и его робота-помощника, охватывая события не только первой, но и более поздних частей игровой серии, то видеоигра – это пересказ событий первой части от лица Капитана Кварка (Captain Qwark), который, как вы уже могли догадаться, является большим любителем преувеличивать и приукрашивать собственные подвиги и преуменьшать чужие. Капитан, как известно, отбывает наказание на некой планете-тюрьме, где он узнает от одного из своих фанатов, что в разработке находится новая видеоигра о приключениях Рэтчета и Кланка. Огорченный тем, что его не позвали на роль рассказчика, он находит свободные уши в лице того самого фаната, дабы поведать ему о том, как все было на самом деле. Точнее, свою версию тех событий. Итак, история начинается на планете Велдин, где обитают множество разных форм жизни, и одна из них – ломбакс-коротышка по имени Рэтчет, он работает подмастерьем у местного инженера и всю свою жизнь мечтает стать Галактическим Рейнджером. Его комната вдоль и поперек обклеена постерами ярчайших представителей Зала Героев, его полки забиты комиксами, посвященными приключениям Рейнджеров, а ещё он собственноручно собирает звездолет, чтобы однажды покинуть Велдин и стать одним из них.
И вот, в один прекрасный день судьба поворачивается к Рэтчету лицом, так как на его планету высаживается сам Капитан Кварк – глава этой могущественной гильдии героев. Он и его напарники спускаются на поверхность Велдина для того, чтобы провести небольшое мероприятие на местной ярмарке, где молодые жители планеты смогут показать себя, а лучшие из лучших станут новобранцами в гильдии Рейнджеров. Не в силах описать собственный восторг, наш ломбакс отпрашивается у мастера и мчится на ярмарку, где происходит выступление Галактических Рейнджеров. Добравшись до выставки и справившись с полосой препятствий, Рэтчет, наконец, знакомится с Капитаном Кварком, который, оценив комплектацию ломбакса, выставляет того за дверь, так и не объяснив маленькому мечтателю, по каким причинам он не может попасть в Зал Героев вместе с другими новобранцами. А тем временем на одной из соседних планет случается чрезвычайная ситуация: на фабрике Директора Дрека (Chairman Drek), где производятся роботы-убийцы, один из роботов выходит бракованным, то есть не здоровым двухметровым роботом-убийцей, единственной целью которого является уничтожение Рейнджеров, а маленьким компактным роботом, который моментально признается системой как брак. Только господин Дрек успел отдать приказ утилизировать данный образец, как жестянка умудряется без лишних слов смыться с конвейера и отправиться восвояси. Подивившись такой наглости, Директор насылает войска на дезертира, но маленький и юркий робот успевает спрятаться от своих преследователей и сесть на спасательную шлюпку. Однако, как только шлюпка выходит в открытый космос, её тут же сбивают, и она терпит крушение на уже знакомой нам планете Велдин.
К тому времени на Велдине уже наступила ночь, наш несчастный ломбакс в одиночестве гуляет по местной свалке и пытается понять, чем он не угодил Капитану Кварку. Грустные мысли Рэтчета прерывает падение шлюпки, которая разбивается неподалеку от того места, где находился наш герой. Рэтчет бросается к горящему кораблю и успевает спасти пассажира до того, как сработает система самоликвидации. Он знакомится с маленьким роботом и дает ему имя Кланк. Кланк сообщает ломбаксу, что ему срочно нужно связаться с Рейнджерами и предупредить их о большой опасности в лице армии роботов Директора Дрека и представителей его расы – бларгов, которые вот-вот начнут завоевывать одну планету за другой, забирая у них все ресурсы для постройки своей собственной планеты. Понимая всю серьезность ситуации, герои несутся к кораблю Рэтчета, попутно отбиваясь от разыскивающих беглеца роботов, а затем отправляются в свое первое совместное приключение, полное всевозможных опасностей. Так начинается первая глава в истории Рэтчета и Кланка, которым предстоит предотвратить вторжение бларгов, отбить нашествие космической армады на Зал Героев, сразиться за первое место в гонках на местном аналоге «Ховерборда», спасти тысячи жизней и доказать всей вселенной, что Рэтчет и Кланк имеют право называться Рейнджерами.
Все мы с вами знаем, что цифровые развлечения, в том числе и видеоигры, – не вино и с годами точно лучше не становятся, поэтому без целого вагона различной степени изменений и улучшений не обошлось. Для того чтобы оценить изменения, внесенные в игру, не нужно далеко ходить, достаточно просто посмотреть на скриншоты, однако, ориентируясь на первую часть серии, авторы самостоятельно связали себя по рукам и ногам, и потому очень старались не вылезать за рамки канона. Во всяком случае, они поступили довольно хитро, взяв уже знакомые механики, дизайн персонажей, а также оружие и технику из прошлых частей, и затем добавив их в перезапуск. Вышло очень удачно. То есть старый добрый разводной ключ OmniWrench 8000 здесь сочетается с такой новинкой, как Пикселайзер (Pixelizer), которая работает как дробовик, при этом оружие позволят пикселизировать противников, разбивая их на мелкие кусочки под звуки аркадных автоматов. Безумно как никогда. Фанаты Ratchet & Clank 2: Going Commando и Ratchet & Clank Future: Tools of Destruction однозначно обрадуются, увидев в игре знакомые пушки, например, Овценатор (Sheepinator), превращающий противников в овец, и Кайфотрон (Groovitron), заставляющий врагов танцевать диско, а также защитного бота, который здесь подвергся сильной модернизации. Мистер Зуркон (Mr. Zurkon) не только защищает владельца от повреждений, но и пророчит противникам смерть в адских мучениях: если верить его словам, то подпитывается он болью и страданиями недругов. В общем, если рассматривать игру с этой точки зрения, то она предстает перед игроками как эдакий сборник, в который вошли все самые удачные идеи из разных частей серии. Даже главный злодей тут не один, люди, прошедшие оригинальную трилогию, будут очень рады увидеть знакомые лица и сразиться со старыми неприятелями.
Что касается тех, кто с серией не знаком, то главное, что вам следует знать, Ratchet & Clank – это красочный трехмерный платформер, в котором вам частенько придется карабкаться, летать, стрелять, решать простенькие головоломки и разыскивать секреты. Как правило, вы прилетаете на своем звездолете на очередную планету, высаживаетесь и можете свободно исследовать её в свое удовольствие. В каком порядке и по какому принципу вы будете выполнять задания – сугубо ваше решение, так что в этом плане игра сохраняет некую свободу действий. Разумеется, далеко за рамки сюжета вы не выйдете, но ощущение свободы все равно остается, так как никто не будет сильно против, если вы отвлечетесь от спасения галактики и отправитесь собирать коллекционные карточки, к примеру, о которых я поведаю чуть позже. Помимо опорно-двигательных упражнений вам предстоит частенько нажимать на курок. Боевая система не претерпела сильных изменений, вы все также ловко скачете вокруг противников и стараетесь умертвить их быстрее, чем они вас. Врагов, как правило, много, они плюются, кусаются, стреляют и царапаются очень больно и точно, а сами локации в духе первой части представляют собой маленькие коридоры или же небольшие арены, на которых частенько бывает тесно, что, несомненно, усложняет жизнь играющему. Благо, если вы умрете, то не нужно начинать уровень практически с самого начала, как это было в оригинальных частях, здесь контрольные пункты расположены недалеко друг от друга, поэтому даже на средней и высокой сложности смерть персонажей не доставит особых хлопот.
Выбирать оружие можно двумя способами: в реальном времени с помощью крестовины и правого стика, что, несомненно, далеко от того, что зовется удобством, особенно когда за вами гонятся монстры; или зажав треугольник, в таком случае игра остановится, а вы спокойно выберете необходимую пушку. Патронами также не особо балуют и, несмотря на то, что валяются они почти на каждом углу, расходуются моментально, а ближайшая лавочка, где можно пополнить боезапас, как правило, располагается в самом начале уровня. Это заставляет вас думать, какое из оружий лучше всего подходит к определенному типу монстров, а также вынуждает меньше промахиваться и пускать в ход разводной ключ. Но стоит понимать, что оружие в игре прокачивается исключительно за счет частой эксплуатации того или иного вида. Повышая уровень очередной пушки, вы открываете новые ячейки с улучшениями, которые можно активировать в мастерской за счет собранных кристаллов Раританиума. Каждая ячейка добавляет прирост к объему магазина или к урону. Если вы активируете определенную последовательность ячеек, например, соберете все ячейки вокруг одной, отмеченной знаком вопроса, то вы разблокируете новый бонус, вроде непрерывной стрельбы. Там же, то есть в лавочке, можно прикупить новое оружие, если у вас достаточно болтов. Болты выпадают как из поверженных супостатов, так и из коробок, ящиков с инструментами, горшков с цветами, канистр желтого цвета, в общем, из всего, что бьется и разрушается. Что касается совершенствования навыков персонажа, то в этом плане игра ничем вас особо не порадует, максимум, что растет с уровнем персонажа – это шкала здоровья. Впрочем, с таким количеством оружия и гаджетов на любой вкус и цвет, нет никакого смысла добавлять в Ratchet & Clank какие-то способности, поэтому подобный минимализм очень даже к месту.
Дабы игрокам не было скучно стрелять, разработчики добавили в игру легион колоритных противников: безглазых песчаных акул, которых в производственных масштабах плодит какое-то растение с щупальцами; бларгов, которые стремятся уничтожить одну планету за другой, они частенько будут садиться за штурвал летательных аппаратов и турели; зеленых слизней, работающих по принципу матрешки – убили особь покрупнее и из неё обязательно получатся две, но поменьше; летающие мозги, пришедшие к нам прямиком из Duke Nukem; гигантские роботы-убийцы; гусеничные танки и т.д. Периодически будут попадаться боссы и мини-боссы, которые не так сложны, как может показаться на первый взгляд, однако они обладают очень большим запасом здоровья, что растягивает битвы на десятки минут. Иногда игрокам предстоит отыгрывать роль робота-помощника Кланка, который в силу собственного роста может ловко проникать в стан врага, отключать силовую защиту и устраивать диверсию. Отбивается от своих неприятелей Кланк кулаками, но в большей степени предпочитает не ввязываться в драку. Напарник Рэтчета умело манипулирует другими роботами и с помощью специального чипа умеет модернизировать их, превращая в мостики, трамплины или даже энергетические генераторы.
Помимо сюжетных заданий в игре фигурирует приличное количество интересных необязательных сайд-квестов, вроде участия в чемпионате, в котором гонщики соревнуются за первое место, используя летающие доски, за победу в турнире игрокам выдадут редкие карточки и гору болтов. Или сбор мозгов каких-то инопланетных чудищ для бларгского ученого на планете Гаспар, который не только отблагодарит вас, вручив вам денежное вознаграждение, но и отдаст свой реактивный ранец, и если вы соберете все мозги на уровне, то подарит кое-что ценное. А если вы не поленитесь и между делом заглянете на планету Покитару, то вы не только спасете океаническую планету от стремлений бларгов выкачать всю воду, но и получите в знак признания апгрейд для звездолета и акваланг. В общем, окромя собирательства в игре есть чем заняться. Тем более что Ratchet & Clank изобилует различными ситуациями, которые сильно разбавляют драки и перестрелки. Например, вам предстоит скользить по сточной трубе, как в аквапарке, уворачиваясь от различных препятствий, дадут сесть за штурвал звездолета и отбить атаку роботов-убийц на Зал Героев, разрешат прокатиться по рельсам на огромной скорости, вовремя перепрыгивая с одной стороны на другую и избегая столкновений с минами, поплавать в океане, поскакать по вагонам движущегося состава, а также полетать на реактивном ранце, перебираясь по островкам на планете, состоящей из лавы и действующих вулканов.
Сотрудники Insomniac Games сделали из Ratchet & Clank настоящее раздолье для любителей заниматься собирательством. Авторы ввели в игру коллекционные карточки, которые либо очень хитро спрятаны на уровнях, либо выпадают из поверженных противников. Собранные колоды дают игрокам различные бонусы, например, кристаллы, необходимые для модернизации оружия, а также делятся с вами информацией о технике, персонажах и локациях. Даже о тех, что не фигурируют в этой части. Примечательно, что дублирующиеся карты можно обменять на редкие экземпляры, но обмен будет неравным, он чаще всего эквивалентен пяти к одному. И даже это ещё не все. Некоторые собранные колоды можно обменять на настоящее оружие у местных коллекционеров, что однозначно придаст стимула для детального изучения каждого закутка на уровнях. Также в игре имеются золотые болты, помещенные далеко не в самые очевидные места, и, чтобы их найти, вам придется частенько возвращаться на старые локации с новыми способностями. Благо, уровни не такие огромные, чтобы успеть утомить от постоянного бэктрекинга, тем более что занятие это сугубо опциональное и только для тех, кто хочет пройти игру на сто процентов.
После прохождения основной сюжетной компании откроется режим испытаний, в котором вам предстоит пройти игру ещё раз и сделать несколько обязательных для получения платинового трофея действий, а именно: увеличить множитель собираемых болтов до максимума, что делается простым уничтожением супостатов без получения какого-либо урона, собрать недостающие карточки для полной коллекции (к тому же собранные колоды дают прирост к собираемым болтам и кристаллам Раританиума), повысить здоровье главного героя до предельных значений, а также модернизировать все имеющееся оружие до последнего, десятого уровня. Враги также станут крепче, а для некогда купленных пушек придется докупить несколько дорогостоящих апгрейдов, позволяющих продолжить процесс совершенствования, открывая новые режимы стрельбы и другие бонусы. Так что тем, кому основная сюжетная компания показалась легкой, я рекомендую пройти режим испытаний на высоком уровне сложности, может быть тогда сражения с полчищами роботов и бларгов уже не покажутся вам легкой прогулкой.
Вообще, данная игра воспринимается как невероятно качественный интерактивный мультфильм, вот только немного подкачала реализация. Событий в Ratchet & Clank довольно много, авторы очень торопятся, отчего складывается впечатление, что повествование скорее скомканное, нежели динамичное. Ролики длятся по паре минут, если не секунд, и обрываются также быстро, как и начинаются. Действующие лица только и успевают, что сказать одну-две фразы, прежде чем управление героями вновь вернется к играющему. Да, так было во времена PlayStation 2, роликов было не сказать, чтобы много, и все они были короткими, но это же перезапуск, здесь сотрудники Insomniac Games могли себе позволить отойти от канона и уместить в одну сцену больше забавных шуток, ужимок и всеми любимой буффонады, позволив героям оторваться по полной программе. И лично меня слегка разочаровал тот факт, что Капитана Кварка, на которого сделали ставку авторы игры, в перезапуске чертовски мало. Если поначалу Кварк охотно комментирует все ваши действия, то затем он будет делать это заметно реже, а в некоторых участках игры будет молчать как партизан, делая настолько большие паузы, что вы постепенно начнете забывать, что он вообще был в игре. В этом плане Ratchet & Clank далеко до The Deadly Tower of Monsters.
С юмором у авторов полный порядок: игра порадует вас пестрым изобилием забавных шуток, способных рассмешить аудиторию всех возрастов. Разработчики умело интерпретировали сюжетные ситуации, продував смешные диалоги и реплики. Чего только стоят переговоры с Капитаном Кварком, который частенько оставляет героев один на один с неприятелем, вместо того, чтобы присоединиться к спасению очередной планеты. Но, как уверяет глава Галактических Рейнджеров, в этот момент, морально находясь рядом с товарищами, он также занят совершенно неотложным заданием, ведь вы наверняка согласитесь, что к записаться к хорошему массажисту – тоже дело непростое и особо важное. Или Директор Дрек, реплики которого развеселят более взрослую аудиторию, так как все они построены вокруг бюрократических проволочек: требуя со своих подчинённых поскорее справится с Рэтчетом и Кланком, он не забывает выписывать им штрафы за испорченные двери, сделанные по специальному заказу, и другие казённые предметы. Директор, конечно, не совсем тиран, однажды он даже был готов предложить всем желающим бесплатное мороженое – его можно было отведать с 13:10 до 13:15 в местной столовой, однако – вот незадача, в тот же день с 13:00 до 13:30 всех своих сотрудников Дрек созвал на собрание, за неявку на которое ожидало жестокое наказание. Также весьма порадовал тот факт, что в игре нет пошлого юмора, который сейчас часто фигурирует в современных медиа продуктах, и его, по какой-то причине, считают взрослым. Хвала сотрудникам Insomniac Games, которые не стали скатываться до этого уровня.
К сожалению, большая часть шуток имеет свойство проходить мимо ушей игрока. В связи с повышенной динамикой сражений зачастую вы будете целиком и полностью поглощены битвами, пытаясь выжить в очередной заварухе, поэтому сказанная кем-то шутка или обычная реплика просто-напросто утонет в гуще звуков, красок и событий, творящихся на экране. Как я уже говорил, авторы сделали баланс в сторону геймплея, стараясь меньше времени уделять нарративу и больше активным действиям, в чем не очень-то преуспели. Было бы гораздо уместнее в таком случае добавить в игру какой-то дневник, где можно было бы вычитать сказанные персонажами реплики, ведь они действительно забавные и интересные. Не помогают и субтитры, которые в некоторых случаях просто сливаются с фоном или же плохо считываются, когда на экране творится буйство красок, в виде взрывающихся гранат, разлетающихся на пиксели противников, сыплющихся со всех сторон болтов, летящих снарядов. В общем, разработчикам следовало обособить текст какой-нибудь рамкой и сделать его крупнее, в таком случае можно было бы не напрягать газа и уши, пытаясь во всем творящемся на экране действе выцедить необходимую информацию. Тем более что эту ситуацию усугубляет периодическое исчезновение сопроводительного текста без каких-либо на то причин. Вот на заднем фоне прозвучала чья-то реплика, а текста нет, фраза закончилась, и на несколько секунд текст появился внизу экрана, а затем также внезапно исчез, банально не дав себя прочесть. Неужели локализаторам так сложно было пройти игру хотя бы раз? Это не занимает так много времени, в конце концов, Ratchet & Clank – это не дремучая jRPG на сто часов, сопровождаемая килотоннами текста.
В остальном локализация получилась добротной. Голоса подобраны удачно, пусть и не всегда, шутки и каламбуры выполняют свою основную задачу, то бишь веселят и смешат, и как я уже писал выше, скачущая громкость звуковых эффектов, когда фразы тонут в гуще других звуков, несколько портит настрой. Оригинальная звуковая дорожка в игре тоже имеется, вот только для того, чтобы переключиться на неё, нужно сменить язык на консоли, что на самом деле не ново, когда речь заходит о мультирегиональных играх. Впрочем, и без ошибок с локализацией в Ratchet & Clank хватает небольших глюков и багов. То персонаж застрянет в каком-нибудь столбе, отчего приходится переигрывать уровень с последнего контрольного пункта, то непонятно что убивает героя, когда он встает на то место, которое авторы, вероятно, забыли прорисовать, а иногда без особых на то причин исчезают ящики и платформы. Да и с регистрацией ударов периодически случаются промашки. Вот вы вроде бы выпустили длинную очередь по противнику из турели, а он никак не реагирует на ваш выстрел, зато, когда вы четко видите, что вы сбили всякие попытки врага нанести вам урон своим залпом из дробовика, атака неприятеля, не смотря ни на что, проходит и попадает по вам. Кажется, что все это мелкие огрехи, недостойные внимания, но их вообще на удивление довольно много в игре, которую реально излазить вдоль и поперек часов за десять-двенадцать.
Что касается графической части проекта, то всем известно, что сотрудники Insomniac Games всеми силами старались подтянуть картинку до уровня анимационной ленты Ratchet & Clank: Галактические Рейнджеры, дабы между двумя этими проектами было минимум отличий. Они даже частенько шутили на эту тему, называя перезапуск игрой, основанной на фильме, который основан на игре. И у них это действительно получилось. Игра и впрямь выглядит как мультфильм, в котором все время вокруг что-то мельтешит и непрерывно происходит какое-то действо. На какую планету бы вы не приземлились, всюду вы заметите потрясающую детализацию уровней, большое количество эффектов и множество классных анимаций, создающих впечатление того, что миры, на которые заглядывают напарники, действительно живые. То тут, то там летают космические корабли и устраивают перестрелки, ввысь взмывают фонтаны лавы, мимо пролетают летающие машины гражданского населения, а под ногами булькает и пузырится какая-то непонятная жидкость, похожая на кипящую смолу. Способствует погружению и плавная анимация героев, а также повышенная отзывчивость, что является невероятно важным аспектом в платформере. Бывают, правда, иногда проседания, когда на экране творится форменное безобразие с большим количеством мелких частиц и десятков противников, но они не критические и никак не мешают прохождению. Музыка в игре, как у любого уважающего себя проекта, рассказывающего историю молодых героев, покоряющих галактику, оркестровая, написана она композитором Майклом Броссом (Michael Bross). Музыкальное сопровождение хорошо вписывается в происходящее, делая приключения ломбакса и робота-помощника ещё более эпичными.
Итог: Играя в Ratchet & Clank, создается впечатление, что ты держишь в руках игру старой школы, так как все мы знаем, что в те годы разработчики из кожи вон лезли, чтобы разнообразить игровой процесс десятками различных интересных ситуаций и сделать колоритных запоминающихся героев, фразы которых фанаты растаскают на цитаты по всему Интернету. Примеров тому масса: Sly Cooper, Jak and Daxter, Ratchet & Clank, Crash Bandicoot и многие другие. И, кажется, сотрудники Insomniac Games сумели сделать это во второй раз, прибавив к изобилию шуток, вагону колоритных персонажей и множеству различных внутриигровых событий великолепную картинку. Без всяких преувеличений отмечу, что Ratchet & Clank – это самый красивый трёхмерный платформер на сегодняшний день, который без проблем даст прикурить своим конкурентам. Все это сочетается с удобным управлением, исследованием миров на предмет поиска секретов, а также не успевающей приестся стрельбой. Жаль только, что отдельные элементы, на которых сделали ставку авторы, вроде вольного пересказа событий первой части от лица Капитана Кварка, не используются в полной мере, а мелкие огрехи и недочеты в геймплее и локализации не дают назвать данную игру лучшей в своем жанре. Тем не менее, хочется порекомендовать перезапуск серии к ознакомлению людям всех возрастов, так как интуитивный и понятный геймплей, красочная картинка и непрерывное действо, а также юмор, рассчитанный как на детей, так и на взрослых, не оставят равнодушным ни одного обладателя PlayStation 4.
А на этом у меня все, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.