«Демон Отакэмару обрушил свою ярость на жителей провинции Исэ. Адский огонь и молнии сыпались на головы 30-тысячной армии людей, посланных остановить тирана. Именно тогда-то с гор Судзука и спустилась посланная небесами дева»
«Тамура-но Соуси», Последний Том
Немного странно осознавать, что эпопея под названием Nioh постепенно подходит к своему завершению. Это была серия, прошедшая непростой путь от концептуального проекта, создававшегося с оглядкой на работы Акиры Куросавы (Akira Kurosawa), до полноценной дилогии, вдохновлённой подвигами реально существовавших деятелей феодальной Японии. А ещё это одна из немногих серий, которой удалось пережить производственный ад, добиться успехов и обзавестись целой армией преданных поклонников. И теперь, когда все невзгоды уже давно позади, мы получили возможность приобщиться к заключительной главе, призванной поставить жирную точку в этой непростой, но довольно захватывающей истории.
Сюжет «Первого самурая» повествует о легендарном герое Саканоуэ-но Тамурамаро, который прослыл одним из первых демоноборцев, защищавших непокорённые земли Японской Империи от сил зла. В реальности этот прославленный полководец, живший в период эпохи Хэйан, промышлял тем, что воевал с племенами на севере страны и передавал захваченные земли во владение императору. Большую часть жизни он посвятил борьбе с племенем эдзо, которое на протяжении веков занимало всю северо-восточную часть острова Хонсю, за что получил звание «сэйи тайсёгун» – «великий воевода, каратель варваров». Считается, что Тамурамаро был участником одного из первых сформированных в Японии сёгунов, членов которого наделяли исключительными полномочиями для достижения военных успехов.
Для жителей Страны восходящего солнца Саканоуэ-но Тамурамаро – это очень знаковая фигура, чьи подвиги были запечатлены в легендах. Разумеется, за прошедшие годы сказания успели обрасти множеством подробностей. Так в истории полководца возник могущественный демон Отакэмару, терроризировавший путешественников и кравший дань, предназначавшуюся императору, а также прекрасная богиня Судзука Гозен, которая помогала Тамурамаро хитростью заманить злодея в свою обитель и забрать у него два могущественных меча Санмио-но кен из трёх. На протяжении веков детали этого фольклорного произведения менялись, дополнялись и даже служили основой для совершенно иных сказаний. Вот и создатели Nioh 2, Team Ninja, решили продолжить славную традицию и поведать свою историю о подвигах этого замечательного героя.
Движимые мечтой о мире, в котором люди могли бы сосуществовать в гармонии с демонами, Судзука и Отакэмару, кровные брат и сестра, решили в один прекрасный день поселиться среди смертных. Своим домом они выбрали небольшую деревушку, жители которой были напуганы таким соседством, но поняв, что ёкай не желают им зла, позволили им остаться. После прихода парочки жизнь деревенских начала налаживаться, ведь демоны делали всё возможное, чтобы помочь нуждающимся, пока однажды Отакэмару не разгневался на людской род. Поняв, что с братом что-то не так, Судзука встала на защиту деревенских, но было уже поздно. Так бы и наступил закат человечества, если бы в один прекрасный день в прошлое не отправился некий полукровка, желающий разгадать тайну Сохаямару – волшебного меча, способного умерщвлять демонов.
Прибыв в провинцию Исэ, он застаёт Отакэмару в окружении павших воинов, посланных для того, чтобы положить конец его зверствам. Почуяв запах родной крови, демон предлагает объединить усилия и положить конец человечеству, но не находит понимания в глазах полукровки. Преисполнившись храбрости, герой бросает монстру вызов, но очень быстро терпит поражение. Ведь существо было настолько могущественным, что могло запросто подавлять волю других ёкай и превращать их в аратама – безвольных слуг. От печальной участи героя спасает шедшая по его следам Судзука. Она видит источаемый полукровкой свет и просит его отправиться с ней в горы, чтобы предотвратить гибель миллионов людей. Собственно, так и начинается завершающая глава Nioh 2, повествующая о том, как был выкован могущественный меч и кому выпала честь взять его в руки.
По праве говоря, если рассматривать все три вышедших для Nioh 2 дополнения как единое полотно, то дать им положительную оценку становится сложнее. Первое из них не вызывало особых нареканий, поскольку на тот момент было ещё не совсем понятно, к чему приведут дальнейшие изыскания Team Ninja. Второе было встречено нами с некой толикой скептицизма, потому как предложить ему в плане сюжета было откровенно нечего. Ну а третье, которое должно было расставить все точки на «i», окончательно убедило нас в том, что разработчики допустили большую ошибку, делая из каждого отдельного DLC своеобразную мини-историю, ведь истории эти получились очень сумбурными, рваными и откровенно слабыми. Если бы на их месте была одна, но развёрнутая – эффект был бы совершенно иным.
Возможно, причина кроется в том, что на протяжении всех трёх глав герой с необычайным упорством пытается разгадать тайну, скрывающуюся за созданием волшебного меча, хотя никакой тайны нет и никогда не было. От того, узнает ли игрок, кем был выкован этот меч, или не узнает, – не поменяется ровным счётом ничего. С тем же успехом Сохаямару мог просто свалиться с неба, как в какой-нибудь Heavenly Sword. Кроме того, глава под названием «The First Samurai» отправляет нас далеко в прошлое, в тот период, когда в Японии ещё не сформировалось понятие «самурай», а знаменитые изогнутые мечи только-только начали появляться в единичных экземплярах. И это могла бы быть отличная задумка, если бы она нашла своё воплощение в сюжете или геймплее. Ведь каков был бы поворот, если бы у героев и их противников отобрали их излюбленное оружие и дали им нечто более аутентичное для 797 года?
Наверняка у многих была надежда, что персонажи из двух предыдущих DLC окажутся вовлечены в события заключительной главы, иначе какой был смысл вписывать их в общую канву? Спешим разочаровать: данные сюжетные арки были необходимы только для того, чтобы потянуть время, потому как истории, рассказанные в «The Tengu’s Disciple» и «Darkness in the Capital», не нашли своего отражения в финале. В связи с этим возникает ощущение, что все ранее упомянутые персонажи – это отсеянные на стадии препродакшена зарисовки, не вписавшиеся в общий сюжет. Разработчики стряхнули с них пыль, придали немного лоска, но при этом не удосужились объяснить их причастность к чему-либо. Отсюда выходит, что главный герой, словно Сэм Беккет из телесериала «Quantum Leap»: путешествует во времени неизвестно для чего и помогает незнакомцам неизвестно зачем. И даже когда начинает казаться, что за всеми этими разрозненными фрагментами прослеживается чёткая связь, наступает финал, который окончательно убеждает в обратном.
Неизвестно, что послужило причиной столь странной концовки – отсутствие общего плана у сценаристов или их незнание того, как им следует завершить сагу. Окончание не только перечёркивает все последующие события, но и делает мытарства Уильяма из первой Nioh абсолютно бессмысленными. И это уже не говоря о том, что у двух предыдущих глав были свои небольшие особенности, которые делали их интереснее с геймплейной точки зрения. Вспомнить хотя бы жуткие кровавые озёра под дворцом Хэйан, которые отнимали здоровье у игрока и исцеляли солдат преисподней. Или место сражения между воинами Минамото и Тайры, где играющему необходимо было расчищать себе путь, стреляя горящими стрелами по пороховым бочкам. Финальная глава не только не предоставляет подобных ситуаций, но и выглядит как сборная солянка из всех предыдущих идей, собранных вместе с единственной целью – создать видимость наличия контента. Впрочем, сказать о том, что «The First Samurai» не привнесла в игру ничего нового, было бы обманом, потому как разработчики не забыли добавить в неё новое подземелье и парочку зубодробительных заданий, но об этом – далее по тексту.
Последняя глава примечательна тем, что нам доведётся побывать не только в провинции Исэ и в окрестностях гор Судзука, которые сами по себе очень живописны, но и посетить Онигадзё – логово самого Отакэмару, который к тому времени успеет подчинить себе волю духа-хранителя и слиться с ним в ужасающего Носителя кошмаров. Охраняет покои демона четвёрка могущественных ёкай, состоящих на службе у Фудзивара-но Тикаты – влиятельного вельможи, во владениях которого находятся территории на границе провинций Ига и Исэ. Среди них освоивший технику невидимости Онгёки, способная создавать жуткие потопы Суики, повелевающий разрушительными ветрами Фуки и бронированный Кинки, тело которого настолько прочно, что от него отскакивают любые стрелы и клинки.
Помимо четвёрки демонов, охотников на ёкай будут поджидать рядовые супостаты, в числе которых созданный из затупившихся игл и сломанных лезвий Харинобо, похожий на младенца-переростка каменный Конаки-дзидзи, а также птицеподобный Ицумадэ, тело которого покрыто черепами, костями и кусками человеческой плоти. Поскольку дополнение само по себе очень короткое, то и босс в нём всего один – Татэ Эбоси. Татэ – молодая девушка, ставшая воровкой из-за того, что её мать ушла из жизни в разгар эпидемии, оставив её совсем одну. Презираемая и гонимая сельчанами, она укрывается в чаще. В один прекрасный день она встречает Отакэмару, который проникается к ней симпатией.
Воспользовавшись силой камней духов, он превращает юную особу в ёкай и приказывает ей присматривать за перевалом Судзука, который находится на границе Оми и Исэ. Как нетрудно догадаться, перевал этот непростой, он связывает столицу империи с восточными провинциями, а значит, является одним из важнейших торговых путей. Так как Татэ возникла благодаря силе камней, то она будет активно пользоваться ими во время сражения. С их помощью она может увеличивать размеры своей гигантской косы, телепортироваться и формировать вихрь из осколков. Но поскольку девушка предпочитает атаковать в лоб, то лучшей стратегией будет – вовремя уворачиваться и стараться атаковать со спины.
По пути герой встретит множество интересных личностей. Одним из них станет монах-буддист Кукай, который считается основателем школы каллиграфии Дайси. Игроки могут помочь ему, отыскав потерянные кисти, дабы тот мог завершить своё паломничество и стать основателем буддистской школы Сингон. Во время поисков лекарства для ослабевшей Судзуки герой познакомится с Идзумо-но Хиросада – врачом, которому император приказал собрать воедино все относящиеся к медицине знания со всех уголков страны. Его стараниями был создан «Дайдо Руидзюхо» – один из древнейших японских документов, посвященных медицине. В башне Дзуто игроки могут помочь заблудившемуся Хиросаде найти верный путь, дабы тот мог раздобыть лекарство и выполнить свой врачебный долг перед императором.
И, конечно же, не обошлось без новых духов-хранителей. Их в дополнении четыре: Сохая, Баку, Судзаку и Амабиэ. Белый дракон с семью рогами, Сохая, снижает получаемый элементальный урон и ускоряет восполнение Ки. Пожиратель снов Баку с хоботом слона, хвостом коровы и лапами тигра позволяет активнее впитывать амриту, а также даёт небольшую прибавку к заряду анимы. Птица с огненным оперением, Судзаку, снижает урон, получаемый от ёкай, и усиливает полукровку, если тот в образе демона находится в критическом состоянии. Ну а прибывший с морских глубин и покрытый чешуйками Амабиэ повышает эффективность лекарственных средств, даёт сопротивление параличу и снимает отрицательные эффекты.
Всего в дополнении представлена пара сюжетных и девять побочных заданий. Отельного упоминания заслуживает миссия «Против всех», поскольку она является самой сложной во всей игре. В ходе данного задания игроки должны одолеть 13 боссов, появление которых будет сопровождаться волнами из обычных противников. Пройти его с первого раза без должной подготовки трудно даже на уровне сложности «Сон самурая». Нужно ли говорить, что творится на «Сне демона», на который рекомендуют обратить внимание авторы? Также нельзя не пройти мимо миссии «Обаяние древности», поскольку она предлагает игрокам сразиться с могущественной Тенгу из серии Dead or Alive. Поклонники популярного файнтинга однозначно оценят красоту её движений. Кстати, для тех, кто приобрёл все три дополнения для Nioh 2, создатели приготовили ещё один сюрприз, а именно дополнительный уровень сложности, который носит название «Сон Нио». Данный подарок достанется не только владельцам сезонных абонементов, но и тем, кто приобрёл недавно вышедшую Nioh 2 – The Complete Edition.
Разработчики прислушались к чаяниям фанатов и добавили в игру «Подземный мир» – гигантский уровень, который уходит на множество этажей вниз. Нечто подобное игроки могли видеть в оригинальной Nioh, только там это называлось «Бездна». Подобные локации позволяли геймерам коротать время, зачищая этаж за этажом и выискивая редкую экипировку, которой нельзя было обзавестись в ходе стандартного прохождения. Проблема данного режима заключается в том, что открыть его можно лишь на сложности «Сон Нио», то есть для этого необходимо завершить Nioh 2 трижды. Для многих это означает, что они никогда не смогут спуститься в чертоги ада, пробродить по его извилистым закоулкам и сразиться с тамошними боссами. Да, структура игры позволяет проходить лишь определенные этапы, а не браться за прохождение всего подряд, но это не отменяет необходимости ходить на одни и те же задания снова и снова.
А вот чем авторы точно не порадовали, так это отсутствием PvP-режима. И здесь стоит пояснить, что серия Nioh хороша тем, что даёт игрокам огромную свободу в плане подбора снаряжения. На протяжении всей игры геймеры собирают, продают и перековывают тонны лута, чтобы отсеять ненужное и сформировать подходящий под стиль игры набор. Оригинальная Nioh давала игрокам возможность проверить свои навыки и испытать свою экипировку в поединках с живыми соперниками. Это придавало всему происходящему дополнительной глубины. Nioh 2 по какой-то причине отходит от этой великолепной задумки, а потому максимум для чего может пригодиться старательно подобранный сет, так это для повторных прохождений на более высоких сложностях. Упущение ли это? Безусловно, но есть вероятность, что Team Ninja добавят полюбившийся многим режим с очередным обновлением. О том, что авторы пока что не собираются забрасывать своё детище, говорят регулярно выпускаемые порции контента, вроде новых костюмов, персонажей и свитков.
Итог: Как и в случае с двумя другими главами, «The First Samurai» обернулась вымученной, сделанной без особых стараний историей, возникновению которой мы в первую очередь обязаны компании Koei Tecmo, имеющей привычку выпускать дополнения даже к тем играм, которые в них не нуждаются. Отсюда невыразительный сюжет, не влияющие на события персонажи, ретконы заложенных ранее идей и раздуваемая авторами «тайна», которая обернулась обыкновенным пшиком. Это однозначно не тот финал, на который рассчитывали поклонники серии, ведь он оставляет после себя гораздо больше вопросов, чем ответов. Но, несмотря на то, что мы обрушили на «The First Samurai» шквал критики, мы бы всё же рекомендовали фанатам Nioh взяться за его прохождение. И вовсе не потому, что оно дарит новые впечатления или открывает невиданные доселе горизонты. Оно даёт игрокам повод провести ещё немного времени за Nioh 2 с её динамичным игровым процессом и весёлым кооперативом. Заключительная глава стала для нас разочарованием, но не слишком критичным, ведь если быть до конца честными с самими собой, то мы не ждали от неё откровений.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.