Как вам известно, выход полноценной Metal Gear Solid V: The Phantom Pain состоится только через год, и чтобы игроки не скучали, а карманы Konami не пустовали, было решено скрасить ожидания фанатов выпуском пролога к The Phantom Pain под названием Ground Zeroes. Пролог оказался действительно коротким, несмотря на всю хваленую сотрудниками Kojima Production реиграбельность. К тому же проект вышел не из дешевых, особенно на физических носителях, и особенно в нашей стране. На PlayStation 3 требуют тысячу восемьсот кровных, а на PlayStation 4 все две тысячи. А потому наверняка заинтересованных читателей мучает вопрос: стоит ли игра своих денег? Давайте разберемся.
Да, игра очень короткая. Основная сюжетная миссия проходится где-то за полтора-два часа. У меня первое прохождение заняло 90 минут. Самое грустное, что 2/3 задания игрокам, заинтересованным в проекте, уже показывали в трейлерах и рассказывали в интервью с разработчиками. Что я считаю крайне возмутительным действием со стороны Konami. А потому дальше в рассказе пойдут спойлеры. Если вы не собираетесь покупать игру, то можете продолжить читать дальше. Тем же, кто старательно делает вид, что не знает в чем суть Ground Zeroes, советую пройти мимо. Ушли? Хорошо, давайте продолжим.
Итак, события игры начинаются практически после окончания Metal Gear Solid: Peace Walker. Неизвестная организация, называющая себя «XOF», под предводительством Skull Face, личность которого также не подтверждена, находят и похищают Чико и Паз, знакомым нам по сюжету все того же Peace Walker, и держат их на военной базе под названием «Camp Omega». Биг Босс отправляется на их поиски, после чего успешно находит и доставляет на базу. Оказывается, что злосчастные «XOF» успели вмонтировать бомбу в тело Паз. Девушку, и без того накачанную наркотиками, вскрывают без анестезии (что несомненно глупо, так как у Биг Босса есть с собой транквилизаторный пистолет) и вытаскивают из неё бомбу. Опасность вроде бы миновала. Однако по прибытии домой оказывается, что «Mother Base», который игроки так старательно строили и улучшали в предыдущей игре, был атакован, солдаты MSF потерпели поражение, а Казуя Миллер всеми силами старается отбиться от нападающих со всех сторон наемников. Биг Босс вытаскивает из пекла своего товарища и ещё нескольких солдат и эвакуирует их на своем вертолете. Уже на борту выясняется, что это Паз под пытками и наркотиками раскрыла врагам местонахождение «Mother Base». Но прежде чем вертолет с оставшимися членами отряда MSF успел выйти из опасной зоны, оказывается, что внутри Паз есть ещё одна бомба. Заряд детонирует, вертолет терпит крушение и Биг Босс впадает в кому на долгих девять лет. На этом пролог заканчивается. А особо внимательные товарищи после прочтения пересказа сюжета наверняка поняли, что они нисколько не удивлены. Ведь все это мы знали ещё задолго до релиза.
Однако после прохождения остаются ещё дополнительные задания. Их в игре всего 5 штук. Бегать вы будете все по тому же «Camp Omega», но уже не в ночное время суток, а в полдень или вечером, когда солнце начинает уходить за горизонт. Динамической смены времени суток здесь нет. Дополнительные задания включают в себя: поиск кассет с аудиозаписями, которые помогут вам узнать ещё немного о Skull Face; уничтожение двух солдат предателей, которых впрочем, можно доставить на «Mother Base» и узнать чего же они так боялись; уничтожение точек ПВО – ничем не примечательная миссия; спасение самого Хидео Кодзимы из лап вражеской солдатни в задании «Спасение Разведчика». И наконец, бонусная миссия, которая у каждой из консолей конкурирующих семейств своя. У владельцев Xbox это миссия «Jamais Vu», а у владельцев PlayStation – «Deja Vu». Оба задания рассчитаны на фанатов знакомых с творчеством Хидео. В конце «Deja Vu» вас ждет целая викторина на знание первой части Metal Gear Solid. Все задания проходятся за 20-30 минут. После этого вам откроется высокий уровень сложности и таблица рейтингов, чтобы сравнить результаты прохождения заданий со своими друзьями, а они тут все рейтингуются, как в Peace Walker. Зачем это надо – никому не понятно. Рейтинги в играх серии Metal Gear Solid были всегда, но они показывались только после полного прохождения игры, что заставляло игроков как следует попотеть, но и ставки были высоки. В портативной Peace Walker подобные рейтинги были к месту, здесь же это просто рудимент.
Что касается геймплея, то он является гибридом идей, взятых из Metal Gear Solid: Peace Walker и Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, а также заимствований из других игр. Обо всем я рассказывать не буду, пробегусь по основным моментам и новшествам. Так, у нас теперь появилась возможность маркировать противников, как в Rainbow Six и Splinter Cell, просто разглядев противника в бинокль или прицел, после чего солдат, находящийся в движении и издающий звуки, будет виден нами на карте, да и сквозь что-либо, закрывающее нас от его созерцания. Мы все также можем ползать, прыгать, перекатываться, висеть или стрелять лежа на спине, что в целом очень приятно. Осталась стрельба от третьего и от первого лица. Теперь Биг Босс научился быстро бегать. Несется наш побитый войной ветеран быстрее любого Ямайского спортсмена бегуна. Никакой шкалы стресса в игре нет, а потому Биг Босс может даже переплюнуть по скорости и выносливости самого Усэйна Болта. К тому же Биг Босс не только быстр, но и невероятно силен – он может поднять и швырнуть любого солдата, вес которого наверняка составляет 90-120 килограмм, на расстояние в метров пять. Хваленая система ближнего боя слишком резкая и дерганая, игрок мало что может разобрать в этой каше из движений. Противник сам притягивается к главному герою, когда вы пытаетесь схватить его, находясь на расстоянии. Бинокль научился передавать звуки с большого расстояния.
Как в типичном заправском шутере, серию Metal Gear Solid не обошла и система саморегенерации. Теперь нет надобности искать Ration и выковыривать из Биг Босса пули, вправлять сломанные конечности и лечить ожоги – главный герой лечится сам. Достаточно найти какое-нибудь укрытие и отсидеться, однако если уж совсем некуда прятаться, Биг Босс вполне способен побрызгать чудо спреем отверстия, образовавшиеся путем встречи плоти протагониста с вражескими пулями, и они сами собой залечиваются. В дань Splinter Cell и Thief Биг Босс должен ломать замки, правда, делает он это нажатием всего лишь одной кнопки. Есть возможность вызвать вертолет: как с помощью джойстика, так и с помощью вашего телефона или планшета. Делается это с помощью специальной технологии под названием iDroid (шутливая отсылка к войнам между платформами iOS и Android), представляющую собой портативную голографическую панель. И это в 70-ых то годах. Фишка с вертолетом, как мне кажется, удалась на славу, сделана она очень реалистично. Однозначно, спасать заложников вручную гораздо лучше, чем с помощью волшебной системы Fulton Recovery. Вокалойдом для вертолета я не пользовался. Ну и последнее нововведение – это управление техникой. Зачем это надо в Ground Zeroes – непонятно, скорее, чтобы просто показать игрокам как это будет в старшей версии игры, где будет открытый мир и без личного транспорта там никуда.
Что касается Искусственного Интеллекта, то солдаты ничем не отличаются от своих собратьев из Peace Walker. То есть угол и дальность обзора у них очень ограниченные, в ночное время так и вовсе они практически слепые, как кроты. Более того, солдаты толком ничего не слышат, а потому в Ground Zeroes почти нет никакого смысла сбавлять ход и передвигаться ползком. Зато солдаты поголовно любят выдавать себя, вечно чихая тут и там. Вероятно на «Camp Omega» напал вирус ОРВИ, а капли от насморка так и не завели. Но солдаты очень упорные, нападают группами, вызывают подкрепление, стреляют очень и очень точно, всеми силами стараются не дать вам пройти мимо них. Теперь у солдат появились новые анимации – они правдоподобно светят фонариками ночью и реалистично болтают по рации. А также аккуратно укладываются штабелями в абсолютно одинаковых позах. Улучшилась физика повреждения, то есть, выстрелив противнику в ногу, вы его уроните. При допросе вражеские солдаты разучились проговаривать свои реплики – теперь они отвечают субтитрами, кроме разве что сюжетных персонажей. Из Ground Zeroes ушла аркадность – из солдат больше не выпадают патроны, их приходится искать самому по складам.
И раз уж у нас теперь новый движок, то давайте немного поговорим о графике. Да, хваленый Fox Engine на PlayStation 4 невероятно красив. Хотя это и не самый красивый на сегодняшний день проект для PlayStation 4, пролог все равно смотрится потрясающе. Любовь к различным мелким деталям видна во всем. Да и сам гейм дизайн той же «Camp Omega» все также на высоте. Звуковое сопровождение по-прежнему на высочайшем уровне, знакомые фанатам игровые звуки перешли из предыдущих частей Metal Gear Solid, что делает игру несколько привычной и комфортной. Музыкальное сопровождение также выше всяких похвал. Великолепную «Here’s to you» в исполнении Joan Baez, наверное, уже все заслушали до дыр. Что качается озвучки, то невероятно тяжело понять, какую реплику произносит именно Биг Босс, а какую Мастер Миллер, ведь их озвучивает один и тот же человек. Было бы проще, если бы в субтитрах указывалось, кто и что произносит. Специально для нашей страны наконец появились субтитры. Лучше бы их не было, ведь они просто ужасны, одного только перевода «Копируй это» от «Copy that» хватает на то, чтобы срочно их отключить. Новый актер озвучки Кифер Сазерленд старается изо всех сил, это видно, но его голос в диалогах зачастую слишком не разборчив за всеми этими попытками звучать как Дэвид Хейтер. В очередной раз пытаюсь понять, зачем нужно было менять актера озвучивания, но в который раз никак не получается это осмыслить. Но, не смотря на плохую озвучку, постановки в игре как всегда восхитительны. Все-таки Хидео мастер своего дела. Все ролики смотреть по-прежнему интересно, они все такие же захватывающие.
Итог:
Metal Gear Solid V: Ground Zeroes – это прощание с сюжетом и геймплеем Peace Walker и переход на новые рельсы открытого мира с новыми, незнакомыми персонажами The Phantom Pain. Лично я искренне надеюсь, что это также прощание и с той клюквой, что творилась в последней игре от Хидео. Однако что-то все равно не дает покоя. Временные несоответствия, вроде голографической карты в 1970-ых, например, или ворох недостатков, которых я озвучил выше. Есть надежда, что The Phantom Pain избавится от всех ненужных для взрослого Metal Gear Solid менеджмента и статистик. Но я все равно рад, что поиграл в Ground Zeroes. Ведь красться и тихо устранять противника все также интересно, как и пять, и десять лет назад, а механика игры все равно недвусмысленно намекает на то, что ты все ещё играешь в MGS, а не в какую-то другую игру. Это равносильно мимолетной встрече со старым другом, который просто пошел своей дорогой, а ты своей, и вам, возможно, не по пути, но тебе все ещё приятно его видеть.
Ах-да, чуть не забыл. Я ведь должен был ответить на вопрос, стоит ли покупать эту игру. Мой ответ – нет. Ни в коем случае не покупайте Metal Gear Solid V: Ground Zeroes. Она ни разу не стоит своих денег. Контента в прологе очень и очень мало, да и тот не смогли отполировать до зеркального блеска. А то, что есть, вы уже неоднократно видели и знаете. Если вы человек со стороны и до этого ни разу не играли в Metal Gear Solid, то тут вам и подавно нечего делать – сюжет в игре только для знающих и интересующихся людей (несмотря на то, что в игре есть краткий пересказ предыдущей части), а все нововведения, которые есть в Ground Zeroes, вроде покатушек на БТР или взлом замков, вы итак уже видели во всех остальных играх. К тому же продолжительность игры просто смешная, а хваленая реиграбельность напрочь отсутствует. Я рекомендую вам пройти мимо, а все самое интересное посмотреть на youtube.com, а если уж очень хочется поиграть самому, то покупайте цифровую версию игры – она почти в два раза дешевле коробочной.