« – Вы позволяете людям выражать своё недовольство, взрывая чиновников? – простонал испуганный Гудмэн. – Единственный метод, который эффективен, – возразил Мелит. – Контроль и баланс. Как народ в нашей власти, так и мы во власти народа»
Роберт Шекли, «Билет на планету Транай»
Те из наших читателей, кто уже успел опробовать вышедшую в октябре дополнительную главу «The Heist» для Marvel’s Spider-Man, знают, что главной фишкой первого эпизода (из трёх запланированных) были вовсе не новые геймплейные элементы, не расширенная боевая система или разноплановые механики (их разработчики оставили практически нетронутыми). Главными фишками были захватывающий сюжет и потрясающие персонажи. Этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы игроки могли с большим интересом следить за происходящим и ждать продолжения. Дополнение не могло похвастаться богатым наполнением, поскольку на всё про всё у разработчиков было несколько месяцев, но они сделали ставку на раскрытие персонажей и, как нам кажется, не прогадали.
К счастью, возращение Фелиции в нестройные ряды суперзлодеев не выглядело натянутым или вымученным, как это обычно бывает, к тому же авторы не поленились подойти к вопросу с различных сторон, к примеру, посвятили кое-какое время семье злодейки и её прошлому. А если прибавить ко всему вышеперечисленному воспоминания второстепенных персонажей, переговоры Джарвиса и Джей Джона Джеймсона в рамках передачи «Просто Факты» и обожаемый многими инвайромент сторителлинг, то рассказанную в рамках игры историю Черной Кошки можно даже назвать комплексной и многоуровневой.
Столь удачный старт вселил в игроков уверенность в успехе эпизодических историй. Многие предполагали, что вторая глава, «Turf Wars», подхватит эстафету и продолжит расширять вселенную игры, дополняя её новыми подробностями о героях и злодеях. Однако вместо этого разработчики сделали странное – они ударились в наращивание сложности. И нет, речь не о запутанном нарративе или большом количестве действующих лиц, речь о сложности сражений. Совсем избавиться от сюжета Insomniac Games не решились, но после знакомства с ним остаётся стойкое ощущение, что делали его без особого энтузиазма и за очень сжатые сроки.
Из прошлой главы мы узнали, что Фелиция Харди приняла решение вернуться к излюбленному делу, но, стремясь достичь намеченной цели – добраться до наследия Маджии, она вступила в опасную игру с криминальным авторитетом по прозвищу Кувалда и донами преступного синдиката. Мафия ожидаемо оказалась не в восторге от того, что кто-то суёт нос в её дела, особенно, когда это делают сомнительные личности, ряженные в латексные костюмы. Соответственно все понимали, что для воровки данное мероприятие вряд ли закончится чем-то хорошим.
Впрочем, о дальнейшей судьбе госпожи Харди сказать что-то конкретное весьма непросто, поскольку оная сгинула во всполохах взрыва и облаках дыма, когда Кувалда решил нанести ей ответный визит, да и попытки отыскать останки девушки со стороны полиции не увенчались успехом. Зато блюстители правопорядка сумели раздобыть достаточно доказательств, подтверждающих, что Кувалда виновен в похищении людей, покушении на жизнь американских граждан и развязывании уличных войн. Отправить гада за решётку вызывалась офицер полиции Юри Ватанабе, которая вместе с сослуживцами из убойного отдела устроила облаву на рецидивиста и его коллег по опасному бизнесу в заброшенном казино.
Однако в какой-то момент всё пошло не по плану, и обыкновенный арест превратился в самую настоящую бойню. Люди Кувалды не только схватили подопечных Юри, но и всех их жесточайшим образом убили прямо на глазах у офицера. Все могло стать ещё хуже, если бы Человек-паук не вмешался в последний момент и вызволил девушку из западни. Однако для остальных стражей правопорядка ситуация оказалась не настолько радужной. Переживая из-за смерти своих товарищей, Ватанабе поклялась отомстить Кувалде и его ребятам, и ведомая вендеттой, вышла на тропу войны.
Признаться честно, начало у «Turf Wars» очень даже неплохое: разработчики грамотно создают чувство напряжения и опасности, исходящее от Кувалды, голова которого после всех тех операций, которые он пережил, больше напоминает образ классического монстра Франкенштейна; правильно расставляют акценты, пытаясь погрузить игроков в криминальный мир Нью-Йорка через мини-игры с паукоботом, задача которого проникнуть в бар и подслушать разговоры слегка подвыпивших плохишей; и даже демонстрируют серьезные намерения ребят Кувалды, когда приходит время зачищать места их дислокаций.
Однако на каждый плюс здесь приходится один или даже несколько минусов. Главного злодея, Кувалду, грезящего старыми временами, когда мафиози заправляли чуть ли не всем на свете, за всё время игрокам покажут всего лишь два раза – во вступительной заставке и в конце, когда настанет время для финальной битвы. Это не идёт ни в какое сравнение с тем экранным временем, которое было выделено Фелиции Харди в «The Heist», соответственно вся атмосфера, тщательно выстраиваемая разработчиками в начале эпизода, очень быстро сходит на нет, и сам антагонист толком не успевает раскрыться.
Что нового мы узнали о Кувалде после прохождения эпизода? Пожалуй, ничего. Ну, кроме того, что кто-то ему помогал всё это время и снабжал главу организованной преступности ресурсами и новейшими технологиями. Но это не невесть какая информация, поскольку о том, что люди суперзлодея пользуются техникой Соболя, мы узнали ещё в прошлом эпизоде. Короче говоря, личность антагониста конкретно так недожали. Может в таком случае сценаристы намного лучше раскрыли положительных персонажей? Что ж, кое-что новое о семье Юри Ватанабе и её отношениях с Кувалдой нам попытались рассказать через переговоры Питера и Мэри Джейн, которые активируются всякий раз, когда дружелюбный сосед попадает на вражескую базу с целью зачистить её от преступников и выкрасть необходимые данные. Но из-за того что авторы решили в значительной степени повысить сложность битв, всё внимание игрока поглощено процессом выживания, а не сюжетной подоплёкой.
Во-первых, Insomniac Games увеличили количество волн противников, поэтому сражаться приходится значительно дольше, да и сами битвы стали в разы напряжённее. Во-вторых, к пулемётчикам с миниганами, внедрённым в прошлом эпизоде, прибавились бандиты с реактивными ранцами и силовыми щитами, которые снимают добрую треть от полоски здоровья, если на полной скорости врежутся в зазевавшегося супергероя. Более того, новая разновидность оппонентов оставляет после себя электромагнитное поле, которое при соприкосновении с костюмом Питера, временно блокирует возможность использовать гаджеты и наносит ему дополнительный урон. Ну а поскольку за плечами гадов болтаются реактивные ранцы, они могут настигать Человека-паука не только на земле, но и воздухе, что делает их ещё опаснее.
В-третьих, чтобы заработать дополнительные жетоны баз, необходимо попутно выполнять задания, усложняющие перфекционистам жизнь: шокировать энное количество врагов электропаутиной; ударить определенное число врагов, отпрыгнут от стены; повысить счётчик комбо-ударов и так далее. Учитывая всё вышесказанное, нетрудно догадаться, что зачистки территорий больше не имеют ничего общего с лёгкими прогулками по местам скоплений головорезов, как это было в оригинальной игре. Игрокам придётся постоянно маневрировать, использовать все имеющиеся в распоряжения навыки Питера и способности его костюмов, а также постоянно продумывать тактику, решая, кого из оппонентов необходимо устранить первым, чтобы было проще сражаться с остальными. Разумеется, всё внимание игрока в такие моменты сосредоточено на боях, поэтому если кто-то что-то и говорит на заднем плане, то любая не относящаяся к текущему делу информация моментально отфильтровывается и пролетает мимо ушей.
Не успели авторы раскрыть и личность Чудилы – той самой поехавшей девушки, которая из раза в раз заманивает Питера в западни и заставляет того преодолевать опасные испытания с участием головорезов и заложников на потеху её безумным фанатам. Назвать её задания простыми на сей раз у нас не повернётся язык. И пусть их на самом деле немного, попортить игрокам нервишек они способны, особенно те, что рассчитаны на стелс и мордобои. Впрочем, без креатива также не обошлось, можно похвалить авторов за первоклассное испытание с применением гаджетов, в ходе которого Паучку предстоит комбинировать «Web Bomb» и «Concussive Blast»: бомба оплетает всех находящихся в радиусе её действия паутиной, а хитроумное устройство создаёт волну, позволяющую крепить недругов к стенам. Очень весело и увлекательно. Жаль только, что данное развлечение одно такое на всё DLC.
После прохождения всех испытаний откроется дополнительное задание, посвященное поиску и поимке съехавшей с катушек фанатки Паука, однако финал этой побочной миссии сложно назвать удовлетворительным. Всем понятно, что третий эпизод не останется без испытаний, ну а поскольку Бригадир убыл в неизвестном направлении, кроме фанатки выступать организатором столь опасных мероприятий банально больше некому. Insomniac Games могли бы, конечно, всех приятно удивить и добавить в игру Мистерио, но все мы понимаем, что вероятность такого исхода крайне мала, ведь и им гораздо проще идти по пути наименьшего сопротивления. Уличные разборки также не претерпели каких-то существенных изменений: к стандартному набору из грабежей и перестрелок прибавились полицейские конвои, сопровождающие особо ценных свидетелей; и новые виды погонь, в которых на место блюстителей закона, преследующих мафиози, авторы поместили бандитов из конкурирующих банд, вынуждая, таким образом, охотиться сначала за одной машиной, а потом гоняться по всему городу за другой.
В нашем обзоре на «The Heist» мы предположили, что в следующем эпизоде открывший в себе особые способности Майлз Моралес, обязательно проявит себя и, возможно, вновь станет играбельным персонажем. Однако разработчики решили, что этому чеховскому ружью пока что не суждено сделать свой залп, а потому временно вывели паренька из строя. Возможно до самого сиквела. Кроме того, нас немного разочаровало, как сценаристы обошлись с Юри Ватанабе на этот раз. Девушка и раньше относилась к Пауку с огромным презрением, будто бы он чем-то сильно ей насолил, а когда Паучок не сумел уберечь её напарников от гибели в начале эпизода, она и вовсе послала дружелюбного соседа ко всем чертям.
Смотреть на то, как Питер с регулярным постоянством тянется к Юри, а она раз за разом плюёт на его искренние попытки наладить отношения, к текущему моменту становится уже откровенно неприятно. Ватанабе с её скверным характером не вызывает совершенно никакой жалости или сопереживания, поэтому скорее всего все её стенания по поводу убитых коллег не вызовут в душе игрока никакого отклика. Ну а стокгольмский сидром, которым из раза в раз страдает Питер, всячески угождая Юри, так и вовсе заставит многих прикрыть лицо ладошкой. Если это сделано с целью удовлетворить потребности феминистически настроенной публики, то нужно было действовать гораздо тоньше, изобретательнее и интереснее. Если же нет, то разработчикам явно нужно пересмотреть своё отношение к взаимодействию между мужчинами и женщинами, поскольку обычно нормальные люди в нормальном обществе так себя не ведут.
Итог: Многие критики и игроки сходятся во мнении, что второй эпизод The City That Never Sleeps во многом уступает первому. Что ж, это не совсем так. Если отбросить в сторону все предрассудки и объективно сравнить оба существующих на данный момент эпизода, то можно прийти к выводу, что «Turf Wars» практически ничем не отличается от «The Heist». По сути, перед нами тот же самый контент, что был в первом эпизоде, но с меньшим уклоном в нарратив и с большим упором на боевую систему и сражения в целом. Сместившийся фокус не делает эпизод плохим или неинтересным, скорее филлерным, поскольку он служит эдаким мостиком между динамичным началом и интригующим концом. Будем надеяться, что последний эпизод «Silver Lining» или «Серебряный Луч», как окрестили его наши локализаторы, сумеет поразить нас не только добротной историей, в духе «The Heist», но и бросить вызов нашим умениям, как это сделал «Turf Wars».
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.