«В какую бы переделку ты ни угодил, твою беду могут разделить друзья»
Spider-Man: The Animated Series
В жизни каждого поклонника дружелюбного соседа наверняка была такая игра, которую он до сих пор вспоминает с трепетом и теплом в душе. Учитывая внушительность серии, начало которой было положено на заре 80-х, это может быть игра для любого поколения консолей: Spider-Man 2: The Game, Spider-Man: Shattered Dimensions, Spider-Man: Toxic City, а то и вовсе Spider-Man and Venom: Maximum Carnage. Лично для нас долгое время передовыми оставались Spider-Man для Dreamcast и Spider-Man: The Movie для персональных компьютеров – обе, несмотря на массу недостатков, были достойными продуктами своей эпохи, которые, к великому сожалению, не так хорошо сохранились в наши дни.
Это обстоятельство не делает перечисленные игры плохими, но открывает просторы для поиска другого фаворита по вселенной Паучка. Благо, что совсем недавно появился новый кандидат на эту должность. О том, что эксклюзивная видеоигра для PlayStation 4 по вселенной Spider-Man находится в разработке, стало известно за несколько месяцев до официального анонса. Тогда многие всерьез полагали, что её разработку поручат специалистам по супергеройским играм в открытом мире – Sucker Punch Productions. Кандидатура подходила как нельзя кстати, учитывая успех inFamous: Second Son, но, как оказалось, вашингтонская команда всё это время трудилась над совершено иным проектом, имя которому Ghost of Tsushima.
Разработка новых приключений Человека-Паука легла на плечи калифорнийской студии Insomniac Games, которая ближе к закату прошлого поколения консолей начала сдавать позиции, выпустив целый ряд проектов среднего пошиба, но реабилитировалась в глазах игроков благодаря прекрасному ремейку Ratchet & Clank для PlayStation 4 и неожиданно весёлой Sunset Overdrive для Xbox One. Демонстрации Marvel’s Spider-Man на выставках у многих вызывали недоверие и скепсис, поскольку не самое мощное железо PlayStation 4 выдавало высокую детализацию вперемешку с умопомрачительной динамикой и скоростью: Паучок носился по уровням, цепляясь за всякое, летал между зданиями и внутри них, выделывал акробатические этюды и даже немного походил на сироту-миллионера во время сражений.
После всего сказанного многим наверняка интересно узнать, на самом ли деле всё это есть в итоговой версии или же то, что нам показывали, является обычной постановкой? Спешим сообщить, что да, все эти сцены, при просмотре которых многие роняли челюсти на пол или начинали нервно ерзать на стульях (к примеру, фанаты из соседних лагерей), действительно встречаются в игре и они выполнены на запредельно высоком уровне. Однако их не так много, как хотелось бы. Причина кроется в том, что всё самое лучшее игрокам успели показать на всевозможных выставках: начиная с падения империи Фиска до побега заключенных из тюрьмы «Raft». Ну а другие сравнимые по масштабам события, захватывающие дух потрясающей режиссурой и уровнем постановки, сильно размазаны по хронометражу, а потому не спешат показываться на глаза охочей до зрелищ публики.
Marvel’s Spider-Man оказалась чуть более приземлённой по сравнению с тем, что рисовало наше воображение, когда мы впервые её увидели. Здесь не так много эпичных погонь, участвуя в которых герой носится по городу, спасая ни в чём не повинных граждан от сыплющихся им на головы неприятностей, а битвы со злодеями далеко не всегда могут произвести на искушенного игрока сильное впечатление. Однако, сдаётся нам, что Insomniac Games не задавались подобной целью. Их задачей было привлечь внимание игровой общественности, показав наиболее яркие и запоминающиеся моменты, с чем они, надо сказать, отлично справились. Дело оставалось за малым – создать добротную и во многих отношениях консервативную историю про злоключения дружелюбного соседа в городе, который никогда не спит. Получилось ли у них? Давайте же выясним.
Итак, события Marvel’s Spider-Man происходят в альтернативной вселенной. Местный Питер Паркер геройствует на досуге последние восемь лет: за это время он успел упрятать за решетку львиную долю нью-йоркских злодеев и отказался от престижной работы в Озкорп Индастриз, чтобы помочь доктору Октавиусу с его революционной задумкой; Эм-Джей от него ушла, а единственный друг уехал в Европу отдыхать и тусоваться. Всё, что остаётся Питеру – помогать тётушке Мэй, трудящейся в F.E.A.S.T., иногда наведываться в лабораторию к доку, да следить за махинациями Уилсона Фиска по прозвищу Кингпин, надеясь, что тот потеряет бдительность и сделает оплошность. Благо, долго ждать не пришлось, поскольку в один прекрасный день офицер полиции Юри Ватанабе – уши и глаза Человека-Паука в полиции – сообщает герою, что департамент Нью-Йорка после стольких лет работы получил ордер на арест Амбала.
Наведавшись в Фиску в гости, Паучок сумел схватить негодяя и отправить его в места не столь отдалённые, но вскоре осознал, что классическая киношная форума «устрани злодея, а потом всё сразу заживут долго и счастливо» не работает в реальной жизни. На вакантное место криминального авторитета и его банды, державшей город под своим контролем, моментально сбежались десятки групп поменьше, а немного погодя на горизонте появились крупные игроки. Мартин Ли, он же Мистер Негатив, вместе со своей группировкой Демонов (в английском варианте «Inner Demons», то есть «Внутренние Демоны»), вышел из подполья прямо на улицы Нью-Йорка, дабы нанести максимальный ущерб жителям города, включая мэра Нормана Озборна.
Массовые беспорядки, убийства мирных жителей и прочие бесчинства – всё это дестабилизирует ситуацию в городе и заставляет людей усомниться в правильности поступков Человека-Паука, убравшего Фиска с шахматной доски. Сможет ли Паучок разобраться с Мартином и выяснить, что движет им на самом деле? Как быть с теми, кто пострадал от рук злодея? И что связывает Озборна с этим жаждущим мести безумцем? На эти и многие другие вопросы вам и предстоит найти ответы по мере прохождения игры. Сюжетная составляющая Marvel’s Spider-Man вряд ли сможет чем-то удивить преданных поклонников Паучка, хорошо знакомых с первоисточником и различными его итерациями, поскольку ничего выходящего за рамки привычной формулы сценаристы Insomniac Games не придумали. Перед нами типичнейший эпизод из жизни Человека-Паука, который, если не углубляться в перипетии взаимодействия между персонажами, практически ничем не выделяется на фоне других историй о дружелюбном соседе.
Может, сценаристам Insomniac Games не хватило смелости внести какие-то существенные корректировки в канон, или же, напротив, они стремились максимально приблизить к нему игру, но видно, что они не дожали. Помните, как много и часто авторы рассказывали о том, что они взяли на себя смелость перелопатить дизайн культовых злодеев? И они действительно это сделали: Рино лишился своей подкожной брони, Стервятник страдает от прогрессирующего рака позвоночника, морская звезда на лице Электро сменилась шрамом схожей формы и так далее, но ведь по сути то ничего не поменялось. Злыдни как вели себя в тех же комиксах, так и ведут. Более того, на свободу они выйдут лишь в третьем акте под конец игры, а значит, что ни о каком раскрытии их характеров и речи быть не может.
Так зачем, спрашивается, были нужны все эти косметические изменения, если экранное время антагонистов не превышает длительности стандартного трейлера? Для создания антуража или особой атмосферы? Мы полагаем, что игроки спокойно пережили бы встречу с их старыми классическими обликами. Может быть, они стали сильнее или обзавелись совершенно новыми способностями? Вовсе нет, и смертоноснее для Паука злыдни не стали. Хороший урок, касающийся изменений такого рода, нам преподала Bluepoint Games, которая в текущем году выпустила ремейк Shadow of the Colossus для PlayStation 4. Художники и дизайнеры этой независимой студии отлично поработали над образом колоссов и нанесли на их тела зарубки от мечей, сколы, торчащие древка от стрел и тому подобные вещи, создав стойкое ощущение, что за этими «персонажами» кроется целая история, а то и не одна.
Не станем скрывать, у существования обновленного дизайна злодеев в Marvel’s Spider-Man есть первопричина, объяснённая сюжетом: некий злой гений вызволил врагов Человека-Паука из заточения, помог решить кое-какие проблемы, вручил им новые костюмы и, таким образом, обязал их следовать своему плану. Однако он вполне мог обойтись без всего этого, просто воззвав к их жажде мести, ведь именно по вине Паучка все эти люди оказались в неволе. С другими антагонистами ситуация не лучше: они буквально появляются из ниоткуда и после поражения исчезают в никуда, оставляя игроков в недоумении. А некоторые и вовсе избегают показываться герою на глаза. Например, Чёрная кошка, которую авторы припасли для дополнительного контента, запланированного на следующий месяц.
В общем и целом ситуация, сложившаяся вокруг местной вариации Зловещей Шестёрки, оптимизма не внушает. Но даже среди этого сборища безумцев и девиантных личностей есть приятные исключения. Авторы уделили достаточно времени и внимания переходу главного злодея на тёмную сторону, рассказали о его положительных чертах и сделали всё возможное, чтобы изобразить реалистичную химию, возникшую между ним и главным героем. Несмотря на общую предсказуемость, его сюжетная линия вписана в общую канву намного лучше, чем львиная доля других персонажей. К примеру, Майлза Моралеса, наличие которого в игре не вызывало бы такого раздражения, если бы его насильно не пришили к общему сюжету белыми нитками.
Может быть, авторы боялись, что их обвинят в расизме, если они не добавят в игру цветных людей, или же кто-то из Sony настоял, чтобы у белого супергероя был чёрный сайдкик, а может и то, и другое вместе взятое стало причиной появления в игре Майлза Моралеса. Для поклонников сериала не является секретом, чем данный персонаж запомнился любителям супергероики. Что тоже, в общем-то, странно, ведь для любителей чёрного Человека-Паука и женской его версии Sony Pictures Entertainment прямо сейчас снимает анимационный фильм Spider-Man: Into the Spider-Verse, в котором тема раскрыта куда как подробнее. Впрочем, если отбросить в сторону неловкие попытки сценаристов сделать Майлза другом Питера, то у данного персонажа есть одна действительно важная черта – он позволяет оценить угрозу с точки зрения обычного человека.
Сражаться лицом к лицу с Рино, Мистером Негативом или людьми Серебряной Соболь достаточно просто, когда ты обладаешь сверхспособностями и огромным опытом, но для обычного гражданского лица все вышеперечисленные люди – смертельно опасная угроза. Поэтому в отличие от Питера Майлзу приходится прятаться и прибегать к различным хитростям, чтобы прокрасться мимо противников незамеченным. Больше всего нас впечатлила секция, в которой паренёк должен не попасться на глаза разъяренному Носорогу, пока тот в бешенстве крушит всё вокруг себя в своём новом костюме. Аналогичные секции есть и у Мэри Джейн – бывшей подружки Питера, которая в Marvel’s Spider-Man работает журналисткой и проводит свои собственные расследования, постоянно рискуя жизнью. Мисс Уотсон всячески настаивает на том, чтобы Питер прекратил волноваться за её жизнь, дабы #сильнаяинезависимая стала частью их маленькой импровизированной команды.
Питер соглашается с её требованиями, и в результате из их небольшого тандема рождается действительно увлекательный уровень на нью-йоркском вокзале, в котором герои поочерёдно устраняют противников. А заканчивается всё это действо разминированием бомбы, начинённой пальмовым маслом, то есть опасным вирусом. Эм-Джей вписана в историю гораздо лучше, чем Майлз, она гармонично смотрится на фоне всего происходящего и даже лёгкие феминистические нотки, проскакивающие в её речах, нисколечко не вызывают неприязни. Кроме того, большая часть секций с её участием – в каком-то роде исследовательские, они позволяют подчерпнуть больше информации о происходящем в округе, а также узнать массу интересного о мире игры.
А ещё нам очень понравилось, как сценаристы Insomniac Games вплели в Marvel’s Spider-Man главную фишку данной серии – двойную жизнь главного героя, который старается тщательно балансировать между супергеройством и необходимостью как-то сводить концы с концами. Огромный пласт сюжета посвящен личной жизни Питера, его общественной и научной деятельности. И это не просто какие-то вкрапления, а здоровенные куски, тесно переплетённые со стремлениями героя помочь своим согражданам и спасти как можно больше человеческих жизней. Весьма любопытно следить за его попытками во всём преуспеть и оказать помощь каждому, кто так или иначе в ней нуждается. Получается это у Питера не всегда: то работы лишат, то из дома выселят, а кого-то и вовсе не удаётся спасти. Благо, что добрыми делами мир полнится, поэтому к нему на выручку приходят те, кому Питер и сам вчера пытался хоть как-то посодействовать.
Проблемы в личной жизни и карьере усугубляются ухудшением общего положения дел. Поданная в очень лёгкой и непринуждённой форме история, похожая на детскую сказку, с развитием сюжета значительно повышает градус напряжения и вместе с этим увеличивает ставки. В какой-то момент начинает казаться, что независимо от действий Человека-Паука, город всё равно погрузится в хаос, а жители просто поубивают друг друга. Всё это отражается на состоянии Питера: он выглядит подавленным эмоционально и изнурённым физически, а под конец игры и вовсе сломленным, ведь ему приходится принимать очень сложные с моральной точки зрения решения. Очень здорово, что сценаристы продумали этот момент, еще больше приблизив к игрокам одного из самых человечных героев во вселенной Marvel.
Собственно, это всё, что можно сказать о местном сюжете. Он по большей части предсказуемый и в некотором роде привычный, но, как мы уже писали выше, этого Insomniac Games и добивались – они создали историю, которая сумела перенять всё лучшее, что есть во франшизе, попутно внося свои изменения и при этом не сильно отдаляясь от первоисточника. Ситуация с Marvel’s Spider-Man очень напоминает перезапуск God of War, поступивший в продажу минувшей весной: совершенно очевидно, что перед нами лишь первая игра, которая пока ещё делает робкие шаги в сторону зарождающейся серии. Об этом говорят не только некоторые сюжетные повороты, но и концовка, заставляющая нас с нетерпением ждать продолжения.
Что касается открытого мира, то Marvel’овскую версию Большого Яблока, как нам показалось, изучать не так интересно, как, например, переживший катастрофу мир Horizon Zero Dawn. Тамошняя песочница пестрила памятниками былого величия человеческой расы, осматривая которые можно было прийти к определенным выводам, да и большое количество роботизированной фауны, происхождение которой до конца игры оставалось тайной, ещё сильнее подогревало интерес к происходящему в округе. Нью-Йорк в Marvel’s Spider-Man в первую очередь заинтересует тех, кто является его жителем или же часто в нём бывает. На тех, кто достаточно далёк от этой темы, не подействует та магия, которую испытывали, к примеру, англичане, когда играли в The Getaway или The Getaway Black Monday.
Однако это вовсе не означает, что мы не можем насладиться красотами Marvel’овского Нью-Йорка. Напротив, то тут, то там мы узнавали знакомые места и архитектурные памятники, частенько мелькавшие в различных произведениях, в том числе и в самих комиксах о ползучем супергерое. Невероятно живописные пейзажи, которые постоянно мотивируют сделать скриншот-другой, прекрасно смотрятся в любое время суток и при любых погодных условиях. В дождливый день небо становится серым, здания намокают, дороги сыреют, а прохожие достают свои зонтики и неспешно идут куда-то по своим делам. В ясные дни, когда солнце только-только показалось из-за горизонта, оно очень красиво отражается в Атлантическом океане, окружившим город, а также в зеркальных поверхностях высоток, мимо которых, раскачиваясь на паутине, проносится наш герой.
Интерес к миру начинает угасать, когда наступает понимание, что кроме этих красот городу предложить откровенно нечего. Здесь нет каких-то особых NPC, которые делали бы отдельно взятые секции города уникальными. Как, например, в той же GTA III, когда определенные виды компьютерных болванчиков генерировались лишь в строго определенных местах. Или же авторы могли последовать по стопам Watch Dogs 2, позволяющей встретить особых персонажей, привязанных к конкретным локациям, но они этого не сделали. Да, трафик тут активно изображает бурную жизнедеятельность – гуляет по улицам, занимается фитнесом в парках, ходит на пробежки, обедает в кафе, фотографируется на фоне местных достопримечательностей, но это можно назвать «программой минимум» для подобных песочниц. Взаимодействовать с людьми на уровне той же Watch Dogs 2 нельзя, в игре нет никаких особых жестов или фраз, лишь заранее заготовленный контекстуально ни с чем не связанный набор реплик. Конечно, иногда Паук может дать кому-нибудь пять или сделать с кем-нибудь селфи, но это развлечение на пять минут, не более того.
Хотелось бы, конечно, чтобы в Marvel’s Spider-Man было больше разнообразных и интересных NPC, особых персонажей или даже банд, географически привязанных к охраняемым ими территориям. Железо PlayStation 4 вполне могло бы позволить этому миру генерировать различные ситуации, в которых одни группировки сражаются с другими, продвигаясь по импровизированной лестнице к вершине криминального мира. Паук вполне мог бы вмешиваться в эти стычки, меняя баланс сил. Это так очевидно, что совершенно неясно, как Insomniac Games могли не учесть это в своей игре, тем более, что у войны банд есть хорошая сюжетная подоплёка. Авторы иногда и сами не прочь устроить на улицах войнушку-другую, стравив органы правопорядка с вооруженными бандформированиями, которые практически всегда заканчиваются перестрелками. При этом можно хоть весь день сидеть и смотреть на то, как они расходуют казённые и не очень пули – никто из них не победит, пока Паук не вмешается и не спасёт день.
Глядя на то, как стражи правопорядка обращаются с огнестрельным оружием, складывается впечатление, что нью-йоркские полицейские, перед тем, как выйти на службу, все как один в обязательном порядке проходят школу стрельбы имперских штурмовиков. Порой полицейские и сами справляются со своей задачей, но как и каким образом – нам не показывают, поскольку мы видим лишь конечный результат задержания преступников. Впрочем, одними бандитами дело не ограничилось, поскольку по мере продвижения по сюжету в игру начнут вступать новые люди, такие как наёмники Соболя, тюремные заключённые, Демоны и так далее. И да, мы знаем, о чём вы подумали, и нет, это, к сожалению, не сработает. Даже если игрок сумеет хитростью заманить Соболевских наёмников в логово сбежавших из тюрьмы заключённых, те просто будут игнорировать друг друга, сосредоточив всё своё внимание на Человеке-Пауке.
Говоря о рядовых супостатах, нельзя не упомянуть, что после знакомства с местными фракциями начинает появляться стойкое ощущение, что большую часть времени игрок вынужден сражаться с совершенно одинаковыми неприятелями. Да, безусловно, между ними есть различия. Например, наёмники Соболя ходят в крепкой броне, летают на реактивных ранцах и используют в бою бронетранспортёры; люди Мартина Ли постоянно пускают в ход некую силу неизвестного происхождения; а подчиненные Фиска по сравнению с рядовыми бандитами очень хорошо вооружены. Но на этом различия заканчиваются и начинаются сходства, которые размывают границы между группировками. Особенно сильно это начинает бросаться в глаза ближе к финалу игры, когда все без исключения нарушители спокойствия будут щеголять своими снайперскими винтовками, таскать с собой ракетницы, щиты, автоматы и так далее. Этот нюанс мог бы не быть настолько явным, если бы авторы не усыпали ими каждый квадратный метр города.
Для прохождения игры на 100% необходимо освободить каждый район Нью-Йорка, схлестнувшись с представителями той или иной фракции минимум пять раз. И это не считая побочных заданий, сюжетных стычек и просто генерируемых случайным образом неприятелей. Короче говоря, перфекционистам стоит свыкнуться с мыслью, что на протяжении нескольких десятков часов им предстоит мериться силами с похожими друг на друга оппонентами. Причём стычки эти любят повторяться. Вот сбежавшие из «Raft» заключённые грабят очередной продовольственный склад, вот они схватили и удерживают заложников, вот они разъезжают по городу на угнанных автомобилях, а вот они обстреливают или просто дубасят полицейский фургон, который вёз заключенных к месту назначения. Всё. Других ситуаций не предусмотрено. А для идеального результата, напоминаем, необходимо одержать победу над ними несколько десятков раз. Никаких особых хитростей или уловок здесь нет, даже стелс использовать нельзя, только открытое противостояние с активным применением пинков и затрещин.
Немногим лучше дела обстоят с захватом баз в местах, где кучкуются люди Уилсона Фиска, Мартина Ли, Серебряной Соболь или же сокамерники Стервятника и Электро. Здесь действительно можно использовать скрытность, однако этот метод решения проблемы далеко не всегда поощряется самой игрой. Видите ли, дело в том, что за каждую захваченную базу даются особые жетоны, количество которых зависит от выполнения определённых условий. Условия могут быть самыми разнообразными, начиная с тихого устранения пяти головорезов с ракетницами и заканчивая каким-нибудь двузначным числом ударов, которые необходимо нанести супостатам, не получив при этом урона. Жетоны эти расходуются на покупку костюмов и улучшение гаджетов, необходимых для того, чтобы гораздо эффективнее сражаться с толпами недругов. Таким образом, игрок, стремящийся к тому, чтобы заработать как можно больше жетонов, вынужден действовать так, как просит его игра, а не как ему хочется самому.
Можно, конечно, наплевать на всё, тем более, что большая часть костюмов порадует только самых хардкорных фанатов Паука, да и всеми гаджетами пользоваться никто не заставляет, однако разработчики поступили очень хитро и привязали один из трофеев к процессу разблокировки костюмов, без которого, как нетрудно догадаться, нельзя достигнуть платины. При этом сама платина выбивается элементарнейшим образом – достаточно браться за всё подряд, выполняя каждую активность на 100%. Легче, пожалуй, может быть только у Telltale Games. Так что если кто-то из игроков не придаст этому нюансу должного значения, то ему, рано или поздно, придётся переигрывать сражения, выполняя не соблюдённые им условия. И мы не соврём, если скажем, что под конец игры можно открыть парочку действительно классных паучьих костюмов, в которых мы носились по улицам города всю оставшуюся игру. Это, пожалуй, единственное, что вызвало у нас щенячий восторг в ходе прохождения Marvel’s Spider-Man. Нечто подобное мы испытывали, когда нам в руки попали Кайфотрон и Пикселизатор в ремейке Ratchet & Clank 2016 года, а это говорит о том, что Insomniac Games всё ещё умеют удивлять. Жаль только, что голос Питера не меняется в зависимости от выбранной одёжки. Было бы здорово, если бы из механического костюма голос главного героя звучал точно также, как у Тони Старка, когда тот надевает свою броню.
Кстати, о Тони Старке, в игре очень много отсылок к другим персонажам вселенной Marvel, причём как к героям, так и к злодеям. Можно, например, отыскать банку с песком, в которой, предположительно, хранятся частички Песочного Человека (открывать её, чтобы проверить достоверность этой информации, естественно, никто в здравом уме не будет); сделать фото адвокатской конторы, где днями и ночами трудится на благо общества один слепой юрист; получить доступ к костюму Железного Паука, разработанного Старком для борьбы с Таносом; или даже взобраться на здание Мстителей, дружно отправившихся куда-то по своим делам. Другие супергерои в кадре не появляются, поскольку авторы посчитали, что если они пойдут на такой шаг и добавят в игру пару-тройку камэо, то фанаты начнут просить сделать гостевых персонажей активными участниками происходящих в городе событий, а эта история исключительно про Паучка. И только про него.
Боевая система не претерпела каких-то кардинальных изменений по сравнению с обеими частями The Amazing Spider-Man, разве что врагов стало заметно больше, анимации движений – реалистичнее, а ощущения от ударов – приятнее. Над головой у Паучка всё также всплывает индикатор, предупреждающий о том, что ему грозит опасность, всё, что остаётся сделать Питеру – откатиться в сторону и продолжить лупить кого-нибудь другого. Грамотно выполненный кувырок позволяет не только избежать урона, но и автоматически залепить лицо нападавшего паутиной, а с развитием способностей героя – ещё и контратаковать в ответ. Выполняя акробатические этюды, игрок постепенно накапливает счётчик ударов, а вместе с ним растёт и шкала концентрации. С её помощью любитель плести паутину может восстанавливать здоровье или активировать эффектные добивания, которые смотрелись бы ещё красивее, если бы камера в такие моменты не выделывала различные кульбиты.
Несмотря на заметно возросшее число врагов, одновременно находящихся в кадре, авторы по какой-то причине предпочли не использовать навык, позволяющий отоварить двух оппонентов сразу, как в The Amazing Spider-Man 2. Так что если вам нравилось наблюдать за тем, как герой пускает в ход руки и ноги, раздавая на орехи двум стоящим рядом друг с другом бандитам, то привыкайте к тому, что отныне Паучок ко всем неприятелям ищет индивидуальный подход. Из-за этого бои, которые по идее должны быть быстрыми и скоротечными, кажутся очень долгими и затянутыми. Но надо отдать им должное, они очень интенсивные. Никто из вражин не делает Человеку-Пауку поблажек за то, что тот пришёл драться без команды поддержки.
Каждый рецидивист попытается как-то навредить здоровью ползучего супергероя: на земле ему не будет продыху от толп разъярённых врагов, готовых огреть дубинками, электрохлыстами, мечами, щитами и кожаными сапогами, а в воздухе его регулярно будут брать в прицел автоматчики, снайперы и прочие гранатометчики. Если герой не будет осторожен, то враги за считанные мгновения опустошат полоску здоровья до нуля, поэтому практически каждая битва вызывает лёгкое напряжение. Особенно если играть на средней сложности и выше. В какой-то момент вы поймаете себя на мысли, что используете не одну, не две, а вообще все лицевые кнопки, не забывая переключаться между гаджетами Человека-Паука, которые выбираются с помощью шифтов и активировать особые навыки, доступные только при наличии определенного костюма.
К слову, влияние костюмов на ход сражений было немного преувеличено авторами, поскольку мы, к примеру, вспоминали о том, что их можно как-то использовать, только когда дело доходило до испытаний, в которых действительно важна скорость или сила супергероя. Ну а поскольку одёжек здесь десятки, то каждый сможет подобрать себе наиболее подходящие под ситуацию способности: один из костюмов даёт возможность на несколько секунд стать неуязвимым, другой оглушает всех находящихся поблизости супостатов, с помощью третьего персонаж выпускает наружу механические паучьи лапы, которыми очень удобно распихивать особо крепких неприятелей. Недостаток данной системы, как нам кажется, заключается в том, что навыки, даруемые костюмами, становятся доступны в бою всего на несколько секунд, к тому же игра предпочитает не предупреждать о том, что действие активированного навыка скоро подойдёт к концу и нет какого-то индикатора, который отсчитывал бы время до полной перезарядки. Более того, костюмы ещё и не всегда срабатывают во время сражения, в итоге сильно полагаться на них мы не стали, делая упор на стандартные способности Человека-Паука и его гаджеты.
А ещё в игре есть прокачка, позволяющая открыть доступ к активным и пассивным умениями дружелюбного соседа. Опыт дают буквально за каждый чих: за захват выш... простите, за взлом радиостанций Озкорпа, за фото достопримечательностей, за нахождение рюкзаков, нашпигованных отсылками к прошлым приключениям Паука, за отлов голубей, за трюки, выполненные в полёте, и даже за удачно сделанное с кем-нибудь сэлфи. Разумеется, количество опыта, выдаваемого игрой за победу над каким-нибудь особо опасным злодеем и за участие в автомобильных погонях (которые, к слову, были сделаны один в один как в TASM2), отличается, но разработчики продумали всё таким образом, что если человек, сидящий по ту сторону экрана, будет выполнять всё, что предлагает ему игра, то он достигнет максимального пятидесятого уровня незадолго до финала, а дальше будет просто получать прирост к шкале здоровья. Благо, что авторы действительно продумали этот нюанс и здесь не возникнет ситуация, как в Horizon Zero Dawn, когда максимальный уровень уже был достигнут, а до развязки ещё играть и играть.
Здоровым таким ковшом дёгтя в этой бочке мёда станет тонна багов, поджидающая поклонников Человека-Паука практически на каждом углу. За время наших бравых похождений Питер несколько раз намертво застревал в различных объектах: в фонарном столбе, в мусорных пакетах и даже в горящем фургоне, из которого он, по идее, должен был вызволить находящихся в опасности граждан. Порой нам доводилось наблюдать за тем, как противники проваливались сквозь текстуры и оказывались замурованными в стены, сводя все старания Человека-Паука к нулю. Если в ходе обычной уличной потасовки какой-нибудь супостат станет частью кирпичной конструкции, то это не страшно, а вот если подобное произойдёт в ходе сюжетной миссии или во время зачистки баз, то здесь не обойдётся без возврата к контрольной точке. Порой и сам протагонист ведёт себя странно. Хоть управлять плетущим паутину героем достаточно просто и увлекательно, он всё равно может начать капризничать в любой момент: либо откажется цепляться за какой-то объект, продолжая его игнорировать, либо, напротив, прицепится и не захочет с него спускаться.
Аналогичные оказии частенько возникают в драках: например, протагонист подкидывает противника вверх, но вместо того, чтобы продолжить серию ударов, внезапно переключает своё внимание на другого врага, стоящего вообще на границами видимости камеры. Это настолько сильно дезориентирует, что приходится постоянно отпрыгивать, чтобы заново оценить ситуацию. И хорошо, если есть куда отпрыгивать, так как в третьем акте после побега заключённых в городе начнётся такая разруха, что повсюду вдоль дорог будет валяться мусор, а мусор, как вы уже могли догадаться, является препятствием. Так что вместо того, чтобы разлететься в разные стороны, чёрные пакеты, коробки и прочий хлам блокируют движение Паука, вследствие чего какой-нибудь неудавшийся кувырок вполне может стать для него роковым. Из-за таких досадных ошибок теряется ощущение контроля над ситуацией и приходится выбирать совершенно иную тактику сражений – спрятаться за каким-нибудь объектом и устранять противников по одному. Благо, что они не особо смышлёные, поэтому всегда вылезают из-за угла в порядке очереди. Или же активнее налегать на гаджеты и навыки, ненадолго выводящие большое количество неприятелей из строя. Например, на гранаты или электропаутину.
А вот что действительно смогло нас порадовать, так это графическая составляющая. Перед нами, пожалуй, самая красивая игра про Человека-Паука из всех, что когда-либо выходили в свет. Она прекрасно смотрится и плавно работает не только на PlayStation 4 Pro, но и на обычной PlayStation 4, демонстрируя сочную картинку, высокую дальность прорисовки, хорошую цветопередачу и бесшовный переход между открытым миром и какими-то другими событиями. Да, в игре нет динамичной смены дня и ночи, поэтому игрокам приходится ждать, когда загрузится дневная или ночная модель города, но это разумная плата за действительно потрясающее визуальное наполнение. Это при том, что повсюду летают птицы, по деревьям лазают белки, в воде плещутся рыбы, в лужах отражается небо, из труб на крышах валит дым, по дорогам неспешно движется трафик (или спешно, если речь идёт о погоне), а над головой проносятся вертолёты. Можно даже заглянуть в каждую квартиру или офис, если прицепиться к какому-нибудь дому и посмотреть в окно. Правда, внутри кого не будет, но, тем не менее, это впечатляет.
Всё это так или иначе привлекает внимание во время перемещения по улицам Нью-Йорка, но что ещё больше занимает игрока – так это разговоры Питера с людьми по сотовой связи. Ни один перелёт из точки А в точку Б не будет сопровождаться гробовым молчанием. Во-первых, во время полётов всегда включается эпичная музыка, хорошо знакомая всем тем, кто не первый год следит за похождениями Паучка. Во-вторых, герой нередко сам комментирует увиденное, ну и в-третьих, кто-нибудь всё время норовит завести с Питером разговор: то позвонит Эм-Джей и расскажет о том, как продвигается её расследование, то Отто Октавиус сообщит об очередном прорыве в каком-то очень загадочном исследовании, а то и вовсе дадут послушать свежий выпуск «Просто Факты», ведёт который не нуждающийся в представлениях Джей Джона Джеймсон. Господин Джеймсон комментирует вообще любые события так или иначе касающиеся деятельности скрывающегося под маской супергероя. Даже если протагонист сменит костюм на какого-нибудь Панка-Паука, то ведущий не оставит этот факт без внимания и обязательно ввернёт пару-тройку едких комментариев в его адрес, а заодно расскажет о своём отношении к движению панков. Выпусков заготовлено достаточно много, так что за 30-40 часов, что понадобятся на полное прохождение игры, вы успеете вдоволь наслушаться его ворчаний и причитаний.
Итог: Marvel’s Spider-Man – это довольно привычный для поклонников серии проект, развивающий идеи, позаимствованные у The Amazing Spider-Man, и выводящий их на новый качественный уровень. Однако в то же время это лишь первая ступень, ведущая к развитию целой серии игр о Человеке-Пауке, из-за чего, по всей видимости, авторы не решились на кардинальные изменения, прощупывая почву для будущих свершений. Сдаётся нам, что Insomniac Games очень хотели изучить реакцию игроков и прессы на внедрённые ими элементы игрового процесса, изменения в сюжете, дизайне персонажей и их ролях, чтобы в следующих частях развернуться уже по полной. Что ж, это действительно рациональное и взвешенное решение, вызывающее у нас понимание. Уучитывая, что первая игра получилась вполне пригодной, есть шансы, что следующие части станут на голову выше этой. Мы рекомендуем Marvel’s Spider-Man к приобретению всем без исключения владельцам PlayStation 4 и в особенности фанатам Паучка. Думается нам, что они получат свою толику веселья, глядя на то, какие сюрпризы припасли для них Insomniac Games и Sony Interactive Entertainment. И обязательно напишите в комментариях, пойдёте ли вы на премьеру Spider-Man: Into the Spider-Verse в декабре?
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.