«Некоему вельможе бросился в ноги раб. Он рассказал, что встретил на базаре Смерть, которая грозила ему пальцем, и стал умолять господина, чтобы тот дал ему коня. Раб решил спастись от Смерти, бежав в город Самарру. Вельможа подарил рабу коня, и тот умчался, а сам на другой день пошел на базар и, встретив Смерть, спросил: “Зачем ты пугала моего раба? Зачем грозила ему пальцем?” – “Я его не пугала, – ответила Смерть. – Просто я очень удивилась, встретив его в этом городе, потому что в тот же вечер мне предстояло свидание с ним в Самарре”»
Роберт Шекли, «Обмен разумов»
В конце прошлогодней весны нам удалось приобщиться к весьма мрачной и гротескной сказочной истории под названием Little Nightmares, выпущенной стараниями шведского коллектива Tarsier Studios и издательской компании Bandai Namco Entertainment. Итогом нашего знакомства стал небольшой аналитический материал, в котором мы поделились своими впечатлениями. Пересказывать все свои ощущения не будем, поскольку любой желающий может без труда отыскать статью и прочесть её самостоятельно. Лишь отметим, что дебютный самостоятельный проект разработчиков карманной версии LittleBigPlanet оказался не так хорош, каким мы его себе представляли. У него были проблемы с самоидентификацией, раскрытием персонажей и общим посылом, а также определенные трудности с платформингом и свежими идеями. Но зато у Little Nightmares было кое-что, что выделяло её среди десятков аналогичных проектов – обволакивающая атмосфера и прекрасная музыка.
Конечно, выехать на этих двух вещах проекту было не суждено, но, тем не менее, он оставил свой след в памяти многих игроков благодаря необычному стилю «кукольного домика» и притягательной картинке. Игровое сообщество в целом приняло «Маленькие Кошмары» благосклонно, что позволило Tarsier Studios рассчитывать на продолжение. И анонс оного не заставил себя долго ждать – издатель явно намеревался ковать железо, пока горячо. Правда, делать полноценную вторую часть авторам не дали. В результате Tarsier Studios презентовали дополнение Secret of the Maw, поделенное на три небольших эпизода: «Глубины», «Убежище» и «Квартира». Все три выходили по готовности: премьера первой главы датирована июлем прошлого года, а последней – февралём текущего. Резонным в такой ситуации будет поинтересоваться: сумели ли авторы прислушаться к критике и не допустить тех же ошибок, а также доказать публике, что у вселенной Little Nightmares есть огромный потенциал, или же им следовало переключить своё внимание на что-то другое? Что ж, присаживайтесь поудобнее, дорогие друзья, поскольку мы отправляемся в самые грязные и тёмные уголки Чрева, чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы.
История, лежащая в основе Secrets of the Maw, развивается параллельно событиям оригинальной игры. Игрокам предстоит примерить на себя роль некоего косматого паренька, которого зовут Беглец. В один прекрасный день он обнаруживает себя в «детской комнате» Чрева с расставленными повсюду миниатюрными кроватками и ящиками с игрушками, знакомыми нам по Little Nightmares. Не застав в округе ни единой души, мальчуган покидает спальню, дабы отыскать выход из этого душного и мрачного места. Поиски очень быстро приводят героя на нижние уровни монструозного корабля, а точнее в залитый водой трюм, где его поджидают уже знакомые Пиявки и Бабушка – новый монстр, обитающий исключительно в мутных водах Чрева. Избегая возможности быть схваченным и унесенным на дно водоема, Беглец должен пересечь опасную зону и отыскать способ попасть в машинное отделение судна, откуда можно выйти на верхние уровни. А там, как известно, рукой подать до покоев могущественной Хозяйки. Ведь только она знает, где находится выход из Чрева и что вообще творится на этом корабле.
Ознакомившись с сюжетной завязкой Secrets of the Maw можно сделать вывод, что структурно дополнение старается походить на оригинальную игру, но при детальном рассмотрении становится понятно, что на этом список сходств не заканчивается. Новый эпизод из жизни Чрева перенял у старшей версии подачу, позаимствовал игровой процесс и большую часть бестиария. При этом он постоянно ищет способ переплестись с приключениями несчастной девчушки, щеголяющей по видавшим виды палубам корабля совершенно босая, но зато в ярком жёлтом дождевичке. Вносят ли эти пересекающиеся моменты хоть сколько-нибудь ясности в события оригинальной игры? Не вносят. И это странно, ведь разработчики вполне могли бы создать нечто вроде Rogue One для вселенной Star Wars, то есть любопытное самостоятельное приключение, избавляющее сценарий оригинальных кинокартин от досадных просчётов, за которые серия неоднократно подвергалась критике. Могли бы, но в итоге сделали две параллельные истории, которые перекликаются в нескольких местах, совершенно не оказывая друг на друга никакого существенного воздействия, благодаря чему история Беглеца ощущается вторичной и необязательной.
То ли авторы не смогли гармонично вплести его в общую канву, то ли просто не располагали большим бюджетом и только поэтому использовали в некоторых местах знакомые локации. В любом случае, есть подозрения, что о приключениях косматого мальчугана никто просто не задумывался в ходе разработки Little Nightmares. Либо задумывались, но только на последних этапах, когда стало очевидно, что не все достопримечательности Чрева сделаны на одинаково достойном уровне, поэтому самые сырые и недоделанные легли под нож и стали ждать своего часа. Как бы там ни было, Secret of the Maw представляет собой коротенькое трёхчасовое путешествие к поверхности корабля по альтернативным маршрутам, демонстрирующим во всей красе самые дальние и самые заброшенные уголки этого загадочного места. Если раньше это были обжитые спальные комнаты, кухни, разделочные, гостиные, склады и мастерские, в которых не только хватало различной бытовой утвари, но можно было также повстречать недружелюбных обитателей этих мест, то теперь перед игроками открываются какие-то совсем уж нелюдимые помещения, в которых живут одни лишь трудяги Номы да некоторые монстры. Это если не считать покоев местной Елизаветы Батори, в которых нашли своё пристанище жутковатые детские призраки, кидающиеся на всех, кому не посчастливилось оказаться в их обители. Чем-то напоминают снующих во тьме существ из великолепной Darkest Fear.
Так как разработчики не располагали большим количеством ресурсов и не могли позволить себе создать множество новых детально проработанных помещений, своей продолжительностью эпизоды обязаны пространственным головоломкам. Игрокам предстоит постоянно ломать голову, размышляя о том, что от них требуется сделать, чтобы продвинуться дальше: отыскать нужный маршрут, манипулировать окружающими объектами или даже раздобыть, а затем применить спрятанные по всей локации предметы, что превращает игру в самый настоящий квест. А ещё на каждом этапе всегда присутствует монстр, создающий напряженную атмосферу. Больше всего запомнились прятки с длинноруким Сторожем в абсолютной темноте складских помещений. Приходилось освещать себе путь тусклым карманным фонариком и крадучись продвигаться к выходу, маневрируя между передними конечностями монстра и грудами разбросанного по полу угля, вставать на которые было крайне нежелательно, поскольку шум привлекает внимание слепого чудища. Кстати, у фонарика в Secrets of the Maw имеется широкий спектр применений, его можно задействовать не только для решения головоломок и упрощения навигации, но и для борьбы с некоторыми разновидностями монстров.
В целом можно было бы простить Secret of the Maw отсутствие большого числа интересных мест, разнообразных монстров и нового игрового опыта, поскольку в дополнении есть хорошие загадки, напряженные погони, сменяющиеся спокойными исследовательскими секциями и наоборот, парочка любопытных моментов и потрясающая атмосфера, но мешают это сделать некоторые досадные ошибки, допущенные авторами по довольно распространённым причинам. А именно: отсутствие свежих идей, ограниченный бюджет и, судя по всему, изменившиеся условия работы, поскольку новые эпизоды им пришлось ваять в непривычном для них темпе. Не имея в распоряжении свободного времени для тестирования и полировки, авторы допустили, в общем-то, небольшое, но достаточно ощутимое количество технических огрехов для такого непродолжительного произведения. Главный герой, к примеру, очень неохотно хватается за некоторые выступы, вводя игрока в заблуждение, ведь тот начинает искренне полагать, что взаимодействовать с объектами, за которые пареньку не удаётся зацепиться, нельзя, хотя это не так. Эффект усиливается за счёт пресловутого 2,5D, благодаря которому становится труднее определить расстояние между объектами. Нам, к примеру, понадобилось несколько минут, чтобы понять, что висящий под потолком в одном из хранилищ Чрева рычаг, за который должен ухватиться Беглец, расположен не перед ним, а над ним.
Попытки покататься на подвешенных к потолку качелях в «детской комнате» привели к тому, что деревянные конструкции, словно одержимые, подлетели к потолку и назад уже не вернулись, это уже не говоря о непреодолимой силе, что порой сдерживают мальчугана прямо посреди пустых коридоров и не даёт продолжить путь. Поразительно, как авторы могли это проморгать, ведь в дополнении не так уж много интерактивных объектов, с которыми можно было бы свободно играться, да и сами помещения не могут похвастаться большими размерами и запутанной структурой, а потому не заметить невидимые стены таких размеров было просто невозможно. Другой пример – Номы. На взаимодействии с этими существами в Secret of the Maw строятся некоторые головоломки, но коротышки не всегда ведут себя адекватно: прыгают в пропасти, застревают в стенах, перестают реагировать на присутствие игрока и всячески мешаются под ногами. Иногда для того, чтоб вправить им мозги, достаточно взять их на ручки и перетащить поближе к нужному объекту, но бывают случаи, когда даже Беглец не в состоянии наставить их на путь истинный. В таких ситуациях помогает только одно – возврат к последней контрольной точке.
И если в своём обзоре на Little Nightmares мы лишь намекали на некоторые сходства с позапрошлогодней Inside, то теперь в случае с Secrets of the Maw шведы пустились в прямое цитирование этого потрясающего платформера. Помните уровень с жуткими водяными, от которых необходимо было улепетывать безымянному пацану? Что ж, теперь такой же есть и в «Маленьких Кошмарах». Смогли ли Tarsier Studios переплюнуть своих западноевропейских коллег? К сожалению, нет, поскольку в Inside приходилось не только плавать между островами мусора, но и кататься на маленькой субмарине, таранить хрупкие стены кают и отпугивать водяных светом прожекторов. Действие второго акта, к примеру, происходит в машинном отделении корабля, где стоит огромный котёл и хранится уголь, там же расположены вагонетки, разъезжающие по установленым в нижней части трюма рельсам. Всё это очень похоже на шахты из Inside, с тем лишь отличием, что там для успешного завершения уровня следовало отыскать спрятанных по подземным катакомбам рабочих, а в Secret of the Maw – Номов. И опять же, в детище Playdead это было обыграно чуточку интереснее, потому что шахтёрами можно было управлять с помощью специального прибора. Но зато у шведов картинка в разы приятнее, да и следующий по пятам незрячий монстр не даст никому расслабиться.
Есть тут и этап с прожектором, высматривающим во тьме нижних палуб беглецов, сделанный совершенно бесхитростно и под копирку. Такое ощущение, что его добавили только для того, чтобы немного растянуть время, необходимое для прохождения игры. Любители собирательства смогут отыскать запрятанные в глубинах Чрева бутылки с посланиями. Всего их пятнадцать штук – по пять на каждую главу, и отыскать их без посторонней помощи действительно трудно, авторы чертовски хорошо постарались, дабы никто не смог сделать это в ходе своего первого прохождения. Так что ценители подобного рода развлечений останутся довольны. Также не можем не упомянуть о прекрасном саундтреке, от которого идут мурашки по коже и на который приходится львиная доля впечатлений от игры. Написан он, судя по титрам, композитором Тобиасом Лильей (Tobias Lilja) и звуковым дизайнером Никласом Стромом (Niklas Ström), то есть людьми, которые работали над звуковым сопровождением для оригинальной игры. Крайне рекомендуем послушать отдельно от самого произведения, правда самостоятельного дискового или цифрового релиза под это дело не существует, так что вам, скорее всего, придётся довольствоваться самодельными записями.
Итог: Признаться честно, мы ждали от Secrets of The Maw большего, учитывая, что в Little Nightmares таится и ждёт своего часа огромный потенциал. Потенциал, который, в общем-то, так и не был раскрыт. Тем не менее, дополнение нас не разочаровало, за столь короткое по продолжительности время оно успело подкинуть парочку толковых головоломок и несколько напряженных стычек с монстрами, показать некоторые интересные места и создать напряженную атмосферу, которая была бы неполной без замечательного саундтрека. И, учитывая, что сейчас дополнение отдают всего за половину стоимости, мы рекомендуем его к приобретению, в особенности всем тем, кому пришлась по душе оригинальная Little Nightmares. А ещё мы будем весьма признательны, если в комментариях к этому обзору вы расскажете нам, что за «Секреты Чрева» были раскрыты в этом дополнении. Или же броское название было выбрано авторами исключительно для привлечения внимания? Как бы там ни было, обязательно поделитесь с нами своими размышлениями на этот счёт.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.