«Ногарэ жил в некоем вымышленном мире, где мерилом всего была государственная польза. Отдельные личности ничего не значили в его глазах, да и себе самому он не предавал никакого значения. Через всю историю человечества проходит вечно возрождающееся племя таких вот фанатиков общего блага и неписанного закона. Их логика граничит с бесчеловечностью, бездушием, как в отношении других, так и в отношении самих себя; эти служители отвлеченных богов и абсолютных правил берут на себя роль палачей, ибо желают быть последними палачами. Но это лишь самообман, так как после их смерти мир перестает им повиноваться»
Морис Дрюон, «Железный король»
Глядя на послужной список Guerilla Games пару-тройку лет назад, вряд ли кто-то мог предположить, что совсем скоро эти ребята выпустят одну из самых ярких, красочных и запоминающихся песочниц, которую может предложить рынок видеоигр на данный момент. Особенно примечательно, что нидерландская студия смогла сделать такую игру без опыта работы в подобном жанре, на собственноручно созданном движке, да ещё к тому же в незнакомой вселенной, тем самым породив совершенно новый IP. И тем удивительнее, что Horizon Zero Dawn даже без армии поклонников, готовых скупать всё, что выпускает вышеупомянутая студия, смогла разойтись тиражом 3.6 миллионов копий, лишь немного отстав от другой популярной песочницы – The Legend of Zelda: Breath of the Wild, у которой за плечами семнадцать игр и десятки лет истории.
С таким-то успехом не мудрено было ожидать, что Horizon Zero Dawn обязательно обзаведется дополнением, а то и несколькими сразу. Однако заявление Guerilla Games о том, что в декабре в продажу поступит Horizon Zero Dawn: Complete Edition, в состав которого войдет сама игра и лишь одно сюжетное дополнение под названием The Frozen Wilds, поставило здоровенный крест на возможном выпуске серии коротких эпизодов, призванных в значительной степени расширить вселенную игры. Аналогичных тем, что вошли в состав сезонного абонемента Final Fantasy XV. Учитывая всё вышеописанное, возникает закономерный вопрос: сумеет ли единственное дополнение, распространяемое за треть от стоимости самой игры, удовлетворить в полной мере всех тех, кто жаждал вернуться в мир Horizon Zero Dawn и открыть для себя что-то новое и по-настоящему захватывающее? Ведь это должно быть нечто, способное переплюнуть или хотя бы приблизиться по уровню качества и наполнению к основному сюжету, поскольку игроки уже знают, что привело мир к такому плачевному состоянию и чем закончилась история Элой, не так ли? Что ж, давайте попробуем разобраться.
События Horizon Zero Dawn: The Frozen Wilds развиваются незадолго до финала основной сюжетной линии. В ходе путешествия по землям Карха до Элой дошли слухи о том, что где-то на севере живёт племя Банук, которое, если верить сплетням, переживает далеко не лучшие времена: по мёрзлым пустошам бродят новые машины, между северными и южными народами растёт напряжение, а само племя вот-вот распадётся на части. Отправившись выяснить, что к чему, рыжеволосая Нора довольно быстро убеждается в правдивости слухов. Она узнает, что верховный шаман Банук – Оурея – устремилась в горы, чтобы выяснить причину исчезновения загадочной Души, говорившей с ней, но так и не вернулась обратно. Из-за того, что инициатива в рядах племени вещь, в основном, наказуемая, и никому, кроме шамана и его учеников, нельзя приближаться к священному месту, суеверные северяне посчитали, что её пропажа – не что иное, как дурной знак. И, конечно же, даже не подумали пойти и поискать свою духовную наставницу. А для Элой, которая всю свою жизнь была изгоем, чужие правила не значат ровным счётом ничего, поэтому она углядела в произошедшем шанс отправиться по пути шамана и самостоятельно разобраться, что к чему. Тем более что от вождя племени Аратака помощи немного – он и его войско совсем недавно, во время последнего похода к Громовому Барабану, потерпели поражение в битве против машин, а потому вынуждены были отступить и залечь на дно, чтобы залечить раны и похоронить погибших.
Отступление – не самое популярное стратегическое решение у местных воевод, поскольку Банук привыкли превозмогать и преодолевать любые трудности. «Быть Банук, – говорят они, – значит всё время совершенствоваться». И не отступили бы, если бы по землям Зарубки – такое название получил новый регион, не бродили зараженные доселе невиданным демоном машины, которые с каждым днём становятся агрессивнее и опаснее. На этом фоне в племени постепенно назревает раскол, а среди людей зреет недовольство, из-за чего в небольших вераках, из которых состоит Банук, появляется всё больше людей, готовых покинуть стройные ряды северного народа и отправиться искать лучшую долю на юге. Отдельно взятые бунтари неосознанно не дают угаснуть пламени ненависти и активно нападают на Карха, убивая всех – даже тех, кто не имеет никого отношения к войне, которую представители обоих народов развязали между собой десятки лет назад. В общем, перед Элой открывается прекрасная возможность покарать мерзавцев, без причины окропляющих снег кровью соседнего племени, отыскать шамана, помочь местным жителям с их трудностями и даже метнуть топор к ногам Аратака, чтобы тем самым вызвать его на поединок, победив в котором она смогла бы возглавить племя и повести его за собой.
С точки зрения сюжета Horizon Zero Dawn: The Frozen Wilds структурно повторяет оригинальную историю: в центре внимания фигурирует загадочная программа, которая говорит, но не с Элой, а с Оуреей; её одолевает демон, который заражает машины и подчиняет их себе; героиня, которую люди не очень-то рады видеть, вынуждена продемонстрировать им свои незаурядные способности и умение адаптироваться в любой ситуации, чтобы сперва покорить их, а затем, добившись их расположения, постепенно завоевать мир машин, спустившись в самые тёмные и мрачные уголки механизированных автономных машиностроительных комплексов. Несмотря на очевидный самоповтор, очень быстро становится понятно, в чём кроются главные различия. На сей раз в центре повествования вовсе не Элой с её загадочным предназначением, а непосредственно племя Банук и земли Зарубки. Игроки по мере продвижения по сюжету узнают немало нового о том, что представляли собой эти места до катастрофы, какую роль сыграли в истории человечества живущие здесь машины и как соседствующее с ними племя повлияло в итоге на судьбу не только целого региона, но и, возможно, всего мира. При этом история осталась такой же многоступенчатой: параллельно с событиями из настоящего, мы по кусочкам восстанавливаем в уме картину прошлого, которая ощущается более цельной и комплексной по сравнению оригинальной Horizon Zero Dawn.
Вероятно, это происходит потому, что сюжет дополнения сосредоточен на одном конкретном месте и связывает воедино судьбы небольшой группы людей из совершенно разных эпох, попутно раскрывая их как личностей. К тому же история Horizon Zero Dawn: The Frozen Wilds прольёт ещё немного света на сторонние проекты команды Элизабет Собек, намекнёт на тёмные делишки Сайленса и в целом гармонично впишется в общую канву, изрядно дополняя её массой новых подробностей и вновь давая понять игрокам, что история Элой пока ещё далека от завершения. Что касается нового региона, то он поучился очень компактным и при этом невероятно красивым. Ну а разве могло быть иначе, когда перед нами переживший все невзгоды Йеллоустонский национальный парк, непростая история которого раскрывается через различные записки и аудиозаписи. Помимо животных, перекочевавших из большой игры, здесь можно повстречать барсуков, коз, сов, белок и многих других зверей, чьи шкуры, мясо и кости будут весьма полезны для выживания в этих суровых землях. Кроме того, на территории бывшего заповедника расположены вулканическая кальдера, гейзеры, пещеры, видавшие лучшие дни музеи, хвойные леса и, конечно же, величественная дамба. А ещё в дополнении нашлось место Большому призматическому источнику – озеру, которое из-за наличия в нём ярко окрашенных бактерий и водорослей, переливается всеми цветами радуги.
Разработчики постарались передать всю суровость местного климата при помощи динамичных погодных эффектов: с неба всегда падает ощутимое количество осадков, нередко перетекающее из обычного снегопада в настоящую метель и наоборот; вода в озёрах постепенно стынет и леденеет; а по диким землям бродят новые опасные машины, копирующие своими повадками животных, живущих в северной части земного полушария (диких волков, например). К сожалению, всё это великолепие из погодных условий и прочих особенностей Зарубки либо никак не отражается на игровом процессе, либо пытается, но не дожимает до победного конца. Обильный снегопад, к примеру, снижает видимость, особенно в ночное время суток, но при этом сугробы, которые Элой старательно разгребает ногами, нисколько не замедляют юную воительницу. Она по-прежнему носится по уровням с привычной для неё скоростью: лишь слегка изменилась анимация бега – и на этом, собственно, всё. Следы, оставленные девушкой на снегу, не играют никакой роли в происходящем – ни единая душа, кроме, пожалуй, самого игрока, не обратит на них внимание, да и тот забудет об этом бесполезном нововведении уже через пару минут. Местные озера и реки могут похвастаться наличием огромных ледяных глыб, которые постепенно разрушаются и тонут, если кто-то вздумает стоя на них вести ожесточённую борьбу.
Всё это сделано очень здорово и даже реалистично, вот только непредназначенные для плавания машины, упав в воду, не получают никаких повреждений, да и сама Элой плещется в ледяной воде так, словно принимает ванну в горячих источниках. Было бы действительно здорово расправляться с недругами, заманивания их на хрупкие льдины, или использовать визор, который висит у Элой над ухом, чтобы по следам отлеживать особо опасные машины. Но, к сожалению, авторы не дожали эту тему. Даже случайные события, которые происходят с завидным постоянством, не идут игре на пользу. Концентрация опасных машин сильно возросла, а племя, активно воюющее с монстрами, самоотверженно нападает на любые скопления противника. И всегда проигрывает. Понятно, что задача игрока в данном случае – защитить соратников, но заниматься этим постоянно просто не хочется, так как странствующие по Зарубке Банук только и делают, что участвуют в набегах и бесславно погибают, не рассчитав свои силы. Всё это как-то не вяжется с тем образом, который сценаристы старательно пытаются выстроить в голове у игрока.
Впрочем, стоит отдать разработчикам должное – они постарались обставить привычные элементы игрового процесса по-новому. Например, разведка местности у Длинношея отныне требует восстановления его самого из запчастей, которые растащили Коршуны и Падальщики. Зачистка единственного во всем регионе лагеря разбойников немного усложняется тем, что лагерь этот огромен, а после устранения бандитов игрока будет ждать самая настоящая битва с боссом. Ещё в дополнении есть свои охотничьи угодья, задания в которых весьма и весьма трудны. Мой вам совет: не начинайте проходить эти испытания, пока не получите Пламя Горна, Буревик и Ледошип, а главное – не усовершенствуете их в кузнице Варги. Это новые типы оружия, которые открываются по мере прохождения сюжета и выполнения побочных заданий, они позволяют пускать ледяные, огненные и молниевые заряды в противников и при правильном использовании представляют собой серьезную угрозу для машин, особенно после того, как они побывают в руках мастерицы Варги. Вообще, минимальный требуемый для посещения региона уровень – тридцатый, но смело могу сказать, что без особого костюма «Ткач Щита», который открывается практически под самый конец оригинальной игры, полностью прокачанного копья и с героиней, чей уровень ниже пятидесятого, делать в Зарубке просто-напросто нечего.
Очень скоро игрок поймёт, что захватывать заражённые новым демоном машины нельзя, что их, по сравнению с обычными, в несколько раз больше, что они намного сильнее рядовых супостатов и что по региону разбросаны вышки, которые постепенно восстанавливают поломанных оппонентов. А самое главное – вышки эти всегда сторожат чудища всех мастей и размеров. Даже Ткач Щита рядом с этими странными конструкциями барахлит и, попав под их воздействие, отказывается защищать свою носительницу. Благо, вышки эти можно уничтожить или, что намного предпочтительнее и разумнее, захватить. Каждый последующий этап сложнее предыдущего, поскольку в одном месте может быть сосредоточено две или даже три вышки: они покрывают сразу всю зону и лечат всех монстров. Кроме того, странные конструкции могут быть окружены хрупкими льдами, под которыми игроков будут поджидать Щелкозубы, да и вообще, чем дальше, тем лучше охраняются. Поэтому назвать процесс рутинным или однообразным сложно. Те, кому этого покажется мало, могут занять себя поиском фигурок животных для выставки в местном музее, пигментов и синих самоцветов. Последние – это что-то вроде очень редкого и ценного ресурса, который можно обменять только у торговцев Зарубки на уникальное оружие и экипировку. И опять же, не на всю. Самоцветов не хватит, чтобы выкупить всё сразу, поэтому придётся выбрать для себя что-то одно. Экипировка Банук, конечно же, не так хороша по сравнению с той, что выпадает под конец оригинальной игры, но вполне может подойти тем, кто ещё не дошёл до финала Horizon Zero Dawn и не открыл для себя редкую броню и оружие Карха.
Максимальный уровень героини повысился с 50 до 60, а помимо стандартных веток развития «Охотник», «Воин» и «Собиратель» список доступных для изучения навыков пополнился новым – «Путешественник». Он доводит игру до ума и позволяет делать вещи, которые, по большому счету, могли быть ещё в оригинальной Horizon Zero Dawn, но нашли своё место лишь в дополнении. Навык «Подбор с машины», например, даёт возможность обыскивать тела поверженных врагов и подбирать предметы, не слезая с ездовой машины, умение «Собиратель осколков» наделяет героиню способностью разбирать скопившийся в вещмешке хлам на осколки, а с помощью «Ремонта машин» она научится чинить любых укрощенных роботов, расходуя запасы накопленных ресурсов. Благо, если кто-то из игроков успел достичь максимального порога в оригинальной игре, у них наверняка осталась в запасе дюжина бесполезных очков навыков, которую, наконец, можно будет пустить в дело. В общем, если поставить перед собой цель захватить все вышки, побороть нужное для трофеев количество новых монстров, одолеть разбойников в их лагере, собрать Длинношея, пройти все испытания, отыскать все предметы, усовершенствовать оружие, прокачать героиню до максимально возможного порога, а также выполнить побочные и основные задания, то на всё про всё у игрока уйдёт тридцать часов. Это замечательный результат, учитывая, что на основной сюжет в среднем уходит шестьдесят. Следовательно, за треть стоимости владельцы Horizon Zero Dawn получают половину от всего того, что могла предложить оригинальная игра.
Скучно ли всем этим заниматься? – спросите вы. Отвечаем – ничуть! Благодарить за это стоит малые размеры Зарубки, из-за чего чуть ли не в каждом секторе этой покрытой льдами территории постоянно происходит что-то интересное. Доступных заданий и любопытных для изучения мест десятки. Можно даже послушать последнюю на Земле рок-группу под названием «Вечерника на бетонном пляже», которая тоже успела внести существенный вклад в развитие сюжета. Пусть её члены даже не подозревали, какой именно, и не дожили до этих светлых дней. Радует, что авторы действительно прислушались к критикам, а потому снабдили героев жестикуляцией, продуманной мимикой, которая не полагается на специальный генератор, и вообще, значительно разнообразили диалоги, благодаря чему беседы персонажей заиграли новыми красками. Это больше не болванчики, которые стоят на одном месте по стойке смирно и произносят свои реплики с абсолютно каменными лицами, а люди, расхаживающие из стороны в сторону от волнения, вертящие в руках какие-то предметы и даже по-дружески бьющие друг друга по плечу. Но и это ещё не всё.
В своём обзоре на оригинальную игру я сокрушался, что Элой постоянно выручает всех направо и налево, отвоевывает поселения у бандитов и, вообще, ведёт себя как самый настоящий миссионер, но несмотря на все ее заслуги, люди постоянно недовольны и всегда готовы сказать пару ласковых в её адрес. В дополнении нелюдимость мирных жителей, с которой они встречают Нора у себя дома, со временем сменяется доброжелательностью. Местные обмениваются свежими слухами, перечисляют подвиги Элой, постепенно меняются во мнении и уже не видят свою жизнь такой мрачной и бесперспективной, как в начале. Особенно когда рядом есть очень позитивный и никогда не унывающий пример для подражания. Немного смущает лишь то, как героиня, получив на руки первые самоцветы, будет без конца напоминать о том, что камушки можно обменять в ближайшем поселении. А еще периодически Элой повторяет очень странную фразу о том, что она ничего не чувствует в этой воде: про какую такую воду говорит девушка, когда взбирается на дерево или скатывается со снежной горы, – решительно не понятно. Вероятно, это косяк озвучки и данная фраза должна была звучать после погружения в ледяной водоём, но по какой-то причине юная охотница постоянно произносит её в неподходящий момент.
Если кто-то из наших читателей является большим любителем изучать бэкграунд при помощи просушивания аудио-дневников, просмотра голографических записей и прочтения выдержек из статей, изобилие которых радовало своим присутствием в оригинальной Horizon Zero Dawn, то в дополнении их число заметно сократилось. Голографические записи можно посчитать по пальцам трёхпалого фрезеровщика, а звуковые дорожки, оставленные Предтечами, нередко длятся всего несколько секунд. Такое ощущение, что авторы не могли себе позволить длинные монологи актеров ввиду ограниченности бюджета, а потому просто нарезали один большой на несколько частей и разбросали по всей игре. Немного раздосадовало то, что новых машин в дополнении совсем немного. Когда разработчики говорили, что по землям Зарубки бродят новые хищные существа, многие наверняка представляли себе что-то опаснее местного царя зверей Громозева или величественного Буревестника. Однако итоговый результат не оправдал ожиданий: хотелось бы увидеть новых монстров не только на земле, но и в небе, в воде и даже под землей. Жаль, но, по всей видимости, очутимого пополнения местной фауны новыми машинами до выхода сиквела нам не видать.
Итог: Horizon Zero Dawn: The Frozen Wilds – это отличное дополнение к отличной игре, которое, как бы сильно этого ни хотелось, не способно подарить новые впечатления. Вероятно потому, что никто в процессе его создания не задавался такой целью. Перед разработчиками стояла другая задача – продлить удовольствие тем, кому не хватило основной сюжетной компании, повторив структуру повествования, но заметно улучшив подачу и сделав акцент на совершенно других вещах. The Frozen Wilds познакомит игроков с целой ватагой новых колоритных персонажей, откроет для изучения небольшой, но очень красивый регион, подарит массу приятных впечатлений фанатам охоты и, вообще, займет игроков на тридцать с лишним часов реального времени. Дополнение получилось далеко не идеальным, в нём есть шероховатости и досадные огрехи, но между тем оно учитывает ошибки «большой игры» и поднимает планку качества на новый уровень. Если вы искали весомый повод, чтобы вновь взять в руки лук или копьё и отправиться навстречу северным ветрам выслеживать новых смертоносных тварей, обязательно обратите внимание на Horizon Zero Dawn: The Frozen Wilds. Каждый вложенный в него рубль отобьется ворохом положительных эмоций. С нетерпением ждём новых приключений Элой и надеемся, что ожидание не продлится слишком долго.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.