«– Всё соответствует истине, – сказал Рик и включил двигатель. – Всё, что кому-нибудь когда-нибудь пришло в голову, всё соответствует истине»
Филип К Дик, «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
В ходе написания аналитических материалов и обзоров мы часто затрагиваем такую неоднозначную тему, как популярность жанра киберпанк в медиа-среде. Неоднозначной её делают, в первую очередь, поклонники, среди которых до сих пор нет определенного единения. Одни считают данное художественное направление крайне специфичным и не особо востребованным в кругах широких масс; другие ни в коем случае не соглашаются с этим тезисом и моментально приводят в пример сотни популярных, по их мнению, проектов, вышедших буквально на днях; а третьи… Третьи говорят, что золотые годы киберпанка уже давно позади, а всё, что выпускается на рынок сейчас – не что иное, как способ заработать ещё немного средств на изголодавшихся по добротной научной фантастике зрителях, читателях, слушателях и, конечно же, игроках. Особенно на игроках, поскольку именно они на сегодняшний день находятся на пике технологического острия, из-за чего нередко становятся целевой аудиторией всевозможных творцов.
Мы не будем сильно углубляться в эту тему, которая заслуживает отдельной дискуссии, но не без удовольствия отметим, что среди современных студий существует немало подобных коллективов. Все они пытаются хотя бы раз за свою карьеру продемонстрировать игрокам собственное, уникальное видение будущего, предупредить о чём-то или же поделиться весьма невеселыми мыслями относительно дальнейших перспектив человечества. Только за прошедший год успели отметиться MidBoss, Aquria, Dreadlocks Ltd, Sukeban Games и Red Thread Games. А впереди ещё невероятно красиво стилизованная The Last Night от Odd Tales; ремастер The 25th Ward: The Silver Case от Grasshopper Manufacture, создающийся по потерянным, а потом внезапно найденным исходникам; ремейк необычной японской ролевой игры The Caligula Effect: Overdose, сделанный руками всё той же Aquria; поднимающая взрослые темы Detroit: Become Human от небезызвестной Quantic Dream; а также CD Projekt RED с её «тёмной лошадкой» под названием Cyberpunk 2077.
Благодаря этому списку может показаться, что жанр нашёл, наконец, своё пристанище, закрепился за определенной публикой и теперь уже не так часто посещает полки книжных магазинов и залы кинотеатров. А потому нет ничего удивительного в том, что небольшая польская студия Bloober Team через год после того, как наделала шуму среди ценителей психологических хорроров, выпустив Layers of Fear, решила попробовать себя в новом направлении и выбрала неонуарную оболочку антиутопического будущего для следующего проекта под названием >Observer_. Предыдущее творение студии получилось весьма неоднозначным и скомканным, на что недвусмысленно намекают смешанные оценки в прессе и сдержанные отзывы игроков. Впрочем, это не помешало игре найти свою аудиторию и разойтись хорошими тиражами. Так сумели ли авторы учесть все свои ошибки в >Observer_ или же столь короткого срока в один год недостаточно, чтобы создать первый действительно крепкий проект? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в клаустрофобичный и мрачный сектор городских трущоб, где вместе с опытным детективом проведем собственное расследование и выясним, что к чему.
Итак, представьте себе, что на дворе 2084 год, вас зовут Даниэль Лазарски и вы зарабатываете на хлеб насущный, занимая должность частного детектива в местном источнике всех бед под названием Широн Корпорэйшн, заправляющим всем в округе. Но вы не просто обычная ищейка, коих и в наши дни пруд пруди, не говоря уже о мире будущего. Вы – наблюдатель. Тот самый, что способен проникать в сознание подозреваемых путём нехитрых манипуляций со специальным устройством, которое каждый представитель вашей профессии носит на своей голове. В один прекрасный день с вами на связь выходит ваш сын – Адам, который нечасто балует отца вниманием. Он бросает несколько загадочных фраз, после чего внезапно пропадает, но оставляет после себя след, по которому вы, пребывая в полном замешательстве, всё же находите его ориентировочное местоположение. Поиски приводят вас в трущобы города Кракова, где обитают низшие слои населения, относящиеся к классу «С». Отыскав нужное место, вы узнаёте, что отрок снимает комнату в каком-то полуразрушенном многоквартирном доме, а потому стремительно направляетесь в его скромную обитель.
Однако достигнув пункта назначения, вы обнаруживаете в нём вовсе не своего наследника, а только то, что от него осталось. Кажется, что на месте преступления была настоящая бойня: посреди комнаты лежит обезглавленный труп, повсюду бардак, кровь и следы от когтей. Но вы успокаиваете разбушевавшееся старческое сердечко мыслью о том, что тело не принадлежит Адаму, поскольку обратное не доказано, а сам паренёк, вероятно, находится в каком-то совершенно ином месте. Всё бы ничего, вот только попытки выбраться из здания, чтобы позвать на помощь экспертов криминалистики, приводят к его блокировке, существующей на случай вспышки нанофага – болезни, поражающей всех аугментированных людей, которая уже убила немало народу в прошлом, из-за чего от неё пытаются всеми силами избавиться в настоящем. Для вас это означает ровно одно – вы оказались взаперти с самыми отмороженными, грязными, сумасшедшими, фанатичными, радикализированными, хитрыми и опасными представителями людского рода. И вам некуда бежать. Всё, что вам остаётся – продолжать своё расследование. Так кому принадлежало это тело? Откуда на трупе взялись следы от когтей, а на месте преступления – куски шерсти? Что спровоцировало блокировку? И для чего Адам «пригласил» вас в это жуткое место?
Представили? Что ж, именно в такой незавидной ситуации и оказался главный герой Даниэль Лазарски, сыгранный, к слову, небезызвестным нидерландским актёром Рутгером Хауэром (Rutger Hauer). И забегая вперед, хочется отметить, что господин Хауэр – лучший актёр в этой игре, слушать его изречения не надоедает на протяжении всего прохождения. Теперь блюстителю правопорядка предстоит изучить каждый закуток полуразрушенного здания, чтобы найти ответы на свои вопросы, используя не только обычные социальные навыки детектива, но и нейродопрос, который реализуется при помощи подключения «Пожирателя Снов» к идентификационному нейроимпланту, расположенному в голове того или иного подозреваемого. Благодаря этому фантастическому устройству Даниэль может изучать окружающую среду, используя Биологическое и Электромагнитное виденье, отыскивая вокруг себя следы органики и сканируя приборы неизвестного назначения. За постоянное пользование аугметикой приходится платить – через какое-то время детективу становится нехорошо, а изображение перед глазами начинает искажаться и появляются мерцающие артефакты, сигнализирующие о низком уровне синхронизина в крови. Лечится этот недуг вводом этого самого препарата, колбочки с которым иногда попадаются на глаза в процессе досмотра помещений.
Весь игровой процесс строится на неспешных прогулках по коридорам здания, общении с местными жителями и разгадывании простеньких головоломок. Во многом игра напоминает другой недавний симулятор пеших прогулок под названием SOMA, однако в творении Frictional Games основной упор был сделан на сюжет, а потому чтива и дневников было очень и очень много, отчего история ощущалась более комплексной, многоступенчатой и сложной. В >Observer_ большую часть времени главный герой следует по пятам подозреваемого преступника, который всегда опережает его на один шаг. Понятно, что густую кашу из такого топора не сваришь, но видно, что авторы к этому и не стремились. Отсюда, к слову, весьма поверхностное описание происходящего в Пятой Польской Республике и во всём остальном мире. Например, из вступительной заставки мы узнаём, что мир постигла Великая Децимация – мировая война, в которой Запад напал на Восток, а Восток на Запад. Кто конкретно и с кем воевал – большая загадка, поскольку никто не потрудился уточнить подобные нюансы. Однако авторов понять можно: очерти они хотя бы примерные контуры воюющих стран и обозначь виновных, игроки углядели бы развесистую клюкву или же пророссийскую риторику. А игру продавать надо, и хорошо бы, чтобы её покупали везде: и на Западе, и на Востоке.
Можно, конечно, отыскать в игре пропагандистскую статью, которая рассказывает о нехороших варварах с Востока и героических западных аугментированных вояках, охраняющих покой своего народа на границе. Однако эта информация соседствует с постановлением от корпорации, гласящим, что ветеран «Большой войны» и инвалид, большая часть тела которого заменена механикой, из-за низкого социального статуса лишается всяких выплат и пособий. Вот так страна обходится со своими героями. Это хорошая игра на контрасте, которая показывает две стороны одной медали. К тому же в >Observer_ местами присутствуют советские агитационные плакаты, переиначенные на современный лад, а также некоторая бытовая утварь, знакомая всем жителям постсоветского пространства, начиная от газовых колонок и заканчивая до боли знакомым интерьером помещений. Вообще, многое о том, как обстоят дела в окружающем мире, можно узнать из диалогов с квартирантами и постояльцами, которые, надо сказать, получились все как на подбор. Тут вам и драгдилеры, пытающиеся смыть и сжечь всю дурь при приближении свиней (так в трущобах именуют полицейских); и религиозные фанатики, борющиеся за чистоту своего тела путём отказа от любой аугметики; поклонники железа, постепенно избавляющиеся от всякой органики; торговцы органами, наркозависимые, психи, стукачи, проститутки и просто странные личности.
Поговорить со многими из них лицом к лицу нельзя, так как это потребовало бы от авторов создания большого числа моделей персонажей и дополнительных усилий на проработку помещений, в которых они живут. Поляки выкрутились из этой ситуации очень филигранно: ввиду того, что в здании активировалась блокировка, которая заперла краковчан в их крошечных квартирках, пообщаться с жителями этого славного города можно лишь посредством видеодомофонов, расположенных на выходных дверях. И, надо сказать, что процесс этот весьма увлекателен, поскольку вы никогда не знаете, кто находится за дверью, с чего начнётся разговор и чем закончится, пока не нажмёте на звонок. Подойдя к одной из дверей, вы выясните, к примеру, что блокировка не только пломбирует здание изнутри, но и отключает все комнатные проекторы и голограммы, ввиду чего с одним из постояльцев случается сильный приступ клаустрофобии. Даниэлю, как человеку, неплохо разбирающемуся в психологии людей, предстоит его успокоить. Оказавшись в подвальных помещениях, можно отчетливо услышать зов о помощи от некоего индивидуума, в ходе беседы с которым до детектива очень быстро доходит, что парень большую часть своей жизни проводит в виртуальном пространстве и с трудом отличает окружающую действительность от чьих-то фантазий. В общем, как вы уже могли догадаться, многие из этих разговоров очень хорошо дополняют атмосферу и служат источником для получения знаний о мире игры, поэтому перебрасываться словесами с местным колоритным контингентом нисколечко не надоедает. Игрок, к слову, может выбирать более подходящие ответы, однако ветки в диалогах не оказывают совершенно никакого влияния на повествовательную часть, они нужны исключительно для лучшего понимания внутриигрового лора, поскольку угрожая и посылая всех направо и налево, протагонист с большой долей вероятности сам отрежет себя от интересных деталей.
Однако самая важная часть >Observer_, идущая особняком от всего происходящего в мире игры, – это, конечно же, нейродопросы. Частному детективу предстоит погрузиться в головы убийц, наркоманов, умирающих или даже умерших людей, блуждая по их воспоминаниям и страхам, которые зачастую превращаются в самые настоящие психоделические трипы. Все любители криптоты и психодела испытают щенячий восторг от тех образов и ситуаций, в которые погружают наблюдателя, дабы тот смог отыскать зацепки и улики. Самое важное в этих погружениях то, что в них всегда всплывают не только чужие переживания, потаённые секреты и особенности мировосприятия, но и куски воспоминаний самого Даниэля, которые несут отголоски его прошлого. Насмотревшись на всякое, и сам герой со временем начнёт терять контроль над ситуацией, вследствие чего границы между плодом его воображения и явью будут размываться всё сильнее и сильнее. Всё бы ничего, вот только авторы зачем-то добавили в игру секции с преследующими героя монстрами – сплайсерами, столкновение с которыми грозит смертью. Стоит оговориться, что новое творение Bloober Team не относится к тому подвиду игр, в которых протагонист, размахивая здоровенной дубиной, отгоняет монстров, или отстреливается, используя какую-нибудь футуристическую приблуду. Всё куда печальнее.
Как и в случае с другими симуляторами пеших прогулок, всё, что умеет Даниэль – самоотверженно уносить ноги и прятаться. И, надо сказать, что в >Observer_ эти секции сделаны довольно пресно, не под стать тому креативу, что может предложить остальная игра. Данные этапы нисколько не добавляют игре шарма, чувства опасности или тревоги, а наоборот, кажутся совершенно лишними и ненужными. К тому же они не идут на пользу выстраиваемому в голове игрока образу опытного детектива. Ведь невозможно серьезно относиться к герою, который без оружия и какой-либо защиты следует по стопам опасных преступников, оставляющих после себя горы трупов, и который вынужден постоянно прятаться и надеяться, что ему повезет и его не убьют. Очень странная позиция, учитывая, что протагонист погружается в сознание действительно опасных социальных элементов. Специалисты корпорации уже давно должны были разработать какую-нибудь защитную программу на такие случаи, чтобы их оперативников, носящих на своих головах ценное оборудование, не поубивали в процессе изучения чужих разумов. Однако такой защиты нет, а потому детективу приходится постоянно испытывать удачу и надеяться на лучший исход. Впрочем, по мере прохождения создаётся впечатление, что авторы и сами понимают, насколько слабыми получились эти этапы, а потому сводят участки с монстрами к минимуму. Но они всё равно есть, и те из вас, кому подобное не по нраву, будут вынуждены смириться с таким положением вещей.
Надо сказать, что >Observer_ позиционирует себя в первую очередь, как хоррор, причём не обычный, а психологический, однако хоррор-составляющая в игре очень и очень слабая. Она скорее нагнетает или даже давит своей густой атмосферой, но совершенно не пугает. В ней нет таких моментов, которые заставляли бы нервно ёрзать на месте или подолгу держали в напряжении, но зато имеется несколько совершенно лишних и абсолютно ненужных скримеров, зачастую связанных, – вы будете смеяться… с голубями. Эти пернатые засранцы за одно прохождение, которое не сказать, чтобы было длинным, прыгали в лицо Даниэлю как минимум раза четыре. Причём в одном месте скрипт с голубем срабатывает всякий раз, когда герой проходит по коридору, что не может не вызывать смех, глядя на то, как коварная птица доводит дедушку до предынфарктного состояния. В конце игры так и вовсе начинается какая-то необъяснимая мистика, связанная с теряющим рассудок Даниэлем, смысл наличия которой в научно-фантастическом произведении никто, конечно же, не потрудится объяснить. Сдаётся мне, что авторы ещё толком не отошли от своей предыдущей работы, а потому частенько заимствуют оттуда некоторые художественные приёмы, которые слишком сильно выделяются на фоне остальных элементов игры. Даже сами разработчики, к слову, не могут назвать свою игру хоррором в классическом понимании этого слова, они соотносят её с придуманным ими же поджанром «hidden horror» или «скрытый хоррор», отличающимся упором на катарсис, а не на процесс выживания.
Сама игра не очень продолжительная, её можно одолеть часов за шесть-семь, если не углубляться в поиски различных необязательных коллекционных предметов. И она будет ещё короче, если избегать общения с гражданскими, а также пропустить побочные задания. Да, здесь есть и такие. Их всего три, но зато они очень сильно дополняют картину происходящего в гетто новыми крайне любопытными подробностями о нелегальной деятельности местных жителей. Для того чтобы попасть в такие помещения, герою предстоит повсюду искать подсказки и зацепки, уделяя особое внимание цифрам, поскольку ему не раз и не два придётся бороться с цифровыми замками, стоящими на страже чужого покоя. Большинство из них детектив может банально взломать, используя стандартную утилиту, вшитую в его коммуникатор на правой руке, а с оставшимися придётся повозиться. Кроме того, как уже говорилось ранее, в игре есть загадки и они не сложные. Для их разгадки от вас требуется всего лишь быть внимательными и усидчивыми, поскольку головоломок, которые заставили бы наворачивать круги в поисках ответов или заглядывать в солюшены, попросту нет. Для тех, кому и этого мало, в >Observer_ припасено несколько любопытных мини-игр, одна из которых называется «Огнём и Мечом» – это забавная головоломка, в которой вы должны собрать все монетки и спасти принцессу, избегая встречи с коварными пауками. В игре всего десять уровней, но все они разбросаны по различным пользовательским компьютерам, так что пробежать всю мини-игру целиком за один раз не получится. К тому же чем дальше забирается рыцарь, тем сложнее становятся устройство подземных лабиринтов и тем больше ядовитых бестий на квадратный метр.
Любители заниматься собирательством оценят большое количество предметов, которые разработчики разбросали по всему многоквартирному дому и запрятали несколько в воспоминаниях людей. Большинство из них крепко связаны с трофеями, в то время как другие – нет. Тут можно отыскать записанные на магнитную плёнку беседы некоего мальчика с неизвестным доктором; красные розы, радиоуправляемые машинки, а также фотографии людей, страдающих от нанофага. Последних в игре аж семь десятков, причём спрятаны они очень хитро, однако рядом с некоторыми из них можно отыскать специальную жёлтую табличку с черепом. Когда увидите её, то знайте, что где-то поблизости точно есть фото с чьим-нибудь изуродованным лицом. Впрочем, остальные находки тоже частенько снабжены подсказками: если картинка перед глазами Даниэля расплывается и всё становится как в тумане, значит, где-то неподалёку лежит роза. А если до вас доносятся людские голоса, преимущественно перешёптывающиеся, среди которых отчетливо слышно, как ребенок спрашивает у кого-то (папы, надо полагать) о состоянии здоровья своей мамы, то будьте уверены, что поблизости спрятан игрушечный автомобиль. Вообще, о влиянии нанофага на тело индивида мы узнаём не из каких-то документов, медицинских заключений или документальных видео, – авторы наглядно демонстрируют процесс деградации носителя болезни посредством детских книжек «Нанофаг и я». Ребёнок, изображенный на обложке, с каждым найденным печатным изданием будет изменяться всё сильнее и сильнее. Остальные находки тоже присутствуют в игре не просто так – они так или иначе связаны с прошлым Даниэля, но как именно – игроки должны выяснить самостоятельно.
В отличие от Layers of Fear, которая была сделана на дешевом и общедоступном движке Unity, для новой игры поляки использовали более дорогостоящий Unreal Engine 4, что, конечно же, не могло не сказаться на качестве картинки. Всё бы ничего, вот только разработчики не сумели с ним совладать, или что, скорее всего, ближе к истинному положению дел – слишком торопились с релизом игры на всевозможных платформах, ввиду чего консольная оптимизация >Observer_ получилась довольно низкого качества. Игра частенько зависает и вылетает, нередко при быстром перемещении по комнатам злосчастного дома случаются сильные проседания частоты кадров, задержка звука, а также проблемы с визуальной составляющей, в числе которых медленная загрузка текстур или даже их частичное исчезновение. Порой игра просто не успевает прогрузить следующее помещение или даже дверь, и вы можете на полной скорости улететь прямо под пол, несясь навстречу рестарту.
А в иной момент слишком уж долго загружает следующее помещение, ввиду чего вы просто не имеете возможность открыть дверь, а потому стоите и ждёте, когда вам дадут возможность двигаться дальше. Со стороны это выглядит так, словно Даниэль страдает от расстройства кратковременной памяти, поэтому всякий раз, когда доходит до очередной двери, забывает, зачем пришёл сюда, а потому подолгу смотрит на ручку и силится вспомнить. Понятно, что по задумке авторов в >Observer_ не должно было быть загрузочных экранов, однако они всё равно присутствуют, просто в такой вот более комичной форме. Владельцы персональных компьютеров рапортуют о том, что на их железе игра работает более или менее сносно, но тоже не без огрехов, однако такого беспорядка, как в обозреваемой нами версии для PlayStation 4, у них не наблюдается. Так что если кто-то из читателей задастся целью познакомиться с новой игрой Bloober Team, то им следует обратить внимание на Steam-версию, поскольку она на данный момент стабильнее остальных и, что немаловажно, дешевле в несколько раз. К тому же учитывая, что на дворе у нас уже январь, а игра поступила в продажу в августе, нет никаких сомнений в том, что разработчики не собираются ничего чинить в консольной версии, и, скорее всего, оставят всё так, как есть.
Итог: Мы не соврем, если скажем, что >Observer_ – великолепный представитель жанра киберпанк и отличная игра, которая может стать для многих настоящим открытием. Она на голову выше Layers of Fear – предыдущего творения Bloober Team, даже несмотря на то, что заимствует оттуда способ подачи и некоторые другие элементы. И подобный прогресс, причём достигнутый за рекордно короткие сроки, вызывает неподдельное уважение к сотрудникам маленькой независимой польской студии. Да, у игры есть некоторые шероховатости и неровности, видно, что её делали за копейки и оптимизировали под консольное железо на коленке, но, тем не менее, результат получился очень достойный. И это мы не про то, как игра работает на PlayStation 4, в этом плане она ужасна, а скорее про её наполнение. Не так уж много существует интерактивных развлечений, выполненных в этом жанре, диалоги в которых действительно интересно было бы слушать и читать, в которых была бы своя неповторимая изюминка и настолько обволакивающая атмосфера депрессивного антиутопического будущего, что с игрой просто не хочется расставаться. Мы действительно рады, что в современном мире среди скучных космоопер, бесконечных сетевых шутеров и виртуальных конструкторов всё ещё есть место для антиутопического неонового душного и мрачного будущего. Надеемся, что вы обязательно попробуете >Observer_, а потом пройдете игру снова. Ведь именно так и хочется поступить после первого знакомства с ней.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.