«Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх».
Фридрих Вильгельм Ницше
В это сложно поверить, но за такими играми, как Silent Hill, Forbidden Siren и Gravity Rush, стоит один и тот же человек, а именно Кейчиро Тояма (Keiichiro Toyama) – сценарист, гейм-дизайнер и продюсер. Создатель самых страшных, жестоких, кровавых и одновременно таинственных хоррор-игр из когда-либо выходивших в свет, а также одной из самых добрых, милых и необычных приключенческих видеоигровых серий. Речь, конечно же, идёт о Gravity Rush – относительно молодой франшизе (всего лишь пять лет!), которая крепко обосновалась на консолях PlayStation 4 и PlayStation Vita. Первая часть серии пусть и не была шедевром, но её очень тепло приняли как критики, так и игроки, а ещё она была одной из самых популярных и распространенных игр на портативной консоли от Sony после Minecraft, Uncharted: Golden Abyss и Persona 4: Golden. Вторую игру разработчики из SIE Japan Studios решили сразу же выпустить на PlayStation 4, не забыв попутно одарить владельцев стационарной платформы ремастером первой части с улучшенной графической составляющей, всеми дополнениями на борту и русской локализацией. Переезд на новую и более мощную консоль позволил авторам в значительной степени увеличить масштаб и продолжительность действа, подарить игрокам яркое и красочное приключение, а заодно на высокой ноте завершить историю добродушной и сердобольной девушки по имени Кэт.
Вы не ослышались, издательская компания Sony Interactive Entertainment дала создателям игры так много времени и ресурсов, что они сумели реализовать все свои задумки без необходимости превращать серию в трилогию, и это, вероятно, с одной стороны опечалит фанатов, но зато позволит авторам заняться чем-то совершенно новым. Тем более что сейчас Team Gravity и SIE Japan Studios работают над большим бесплатным сюжетным дополнением под названием Another Story: The Ark of Time – Raven’s Choice для своей новой игры, которое позволит игрокам через несколько месяцев после релиза второй части очутиться в шкуре Враны – напарницы Кэт. Итак, события Gravity Rush 2 начинаются там, где заканчивается сюжет анимационной ленты Gravity Rush: The Animation – Overture, соединяющей между собой первую и вторую игры серии. Пытаясь спасти из лап безумного ученого беззащитных детей, Кэт, Сид и Врана попадают в гравитационную воронку, которая переносит их в совершенно незнакомое место. Игроки застают Кэт и Сида в тот момент, когда они уже работают на Бангу – небольшой летающий шахтерский городок, которым заправляет строгая, но мудрая женщина по имени Лиза. Из общения с местными жителями мы узнаём, что Кэт и Сид буквально свалились им на головы несколько месяцев назад. К великому сожалению, «владыка гравитации» – так называет себя сама Кэт, лишилась своих способностей, потеряв в воронке кота Дасти, и ей ничего не остается, кроме как выполнять тяжелые и изнурительные работы в глубинах шахт, где на нижних уровнях десятки людей, страдающие от гравитационных штормов и регулярных нападений со стороны нэви, добывают руду.
Работать приходится, потому как правила выживания в Банге достаточно простые и понятные: «кто не работает – тот не ест». Для такой любительницы покушать, как Кэт, это вопрос жизни и смерти. Её пребывание в этом городке усложняют не только суровые условия жизни (девушка вынуждена ночевать в птичнике и носить обноски), но и бездельник Сид, который, как обычно, отлынивает от работы; суровое руководство, требующее от девушки невозможного; ворчливые коллеги, недовольные тем фактом, что на Банге появились лишние рты; а также наседающие на хвост конкуренты, которые стараются сделать всё возможное, чтобы оставить шахтерский город и всех его жителей в долгах, дабы затем прибрать его к рукам. Главной героине становится совсем не до шуток, когда Цисия, приемная дочь главы города, по глупости и неосторожности попадает под очередную гравитационную бурю, а добрая душа Кэт бросается её спасать. Победив нэви, которых местные жители почему-то называют жуками, она находит своего кота Дасти и необычные силы вновь возвращаются к ней. Вновь обретенная способность управлять гравитацией в корне меняет дело, и жизнь Кэт постепенно начинает налаживаться: не верящие в рассказы Кэт о ее навыках коллеги отныне ничего не могут предъявить девушке, которая мастерски расправляется с десятками нэви и собирает руды больше, чем кто бы то ни было; а невосприимчивость к штормам позволяет главной героине путешествовать в запретные зоны, где лежит руда высшего качества. С «обновленной» Кэт дела Банги начинают резко идти в гору, однако совет старейшин и конкуренты явно не пребывают в восторге от этой новости, стараясь придумать, как насолить Лизе и её рабочим.
Собрав в шахтах достаточное количество руды и купив таким образом новый двигатель для Банги, Лиза решает причалить к большому летающему городу Дзирга-Пара-Ллао, поделенному на четыре основные зоны или района, если так можно выразиться: на самых верхних уровнях расположилась администрация города, охраняемая военными; под ними можно обнаружить большие ухоженные острова, на которых живут самые богатые жители города и их слуги; в середине находятся склады, заводы, рынки, жилые кварталы, усеянные многоэтажными домами, и торговые центы; а в самом низу на нескольких десятках небольших островов раскиданы бедные районы, в которых обитают исключительно нищие слои населения, бандиты и фермеры. Изучив структуру всего города, Кэт вскоре выяснит, что экономическая и политическая ситуация в регионе совсем непростая: бедняки еле-еле сводят концы с концами, не получая никакой помощи от государства; средний класс и рабочие со всех сторон облагаются налогами, а с некоторых пор работоспособное население начали в принудительном порядке отбирать для опасных работ в недрах шахт; чинуши и бизнесмены делят между собой рынок и занимаются контрабандой; бандиты грабят верхние острова, чтобы бедные могли выжить, в то время как представители высших сословий страдают от скуки, а потому спят и видят, как неплатежеспособные районы пойдут под снос, ведь на их месте можно построить парк развлечений. А тут ещё и Врана пропала, и когда она объявилась, то оказалось, что девушка нападает на бедняков, выполняя приказы военных. Попытка остановить Врану и её птицу, а также изменить ситуацию в регионе, приводит к тому, что военные объединяют свои силы с администрацией и другими шахтерскими городами. Они отвлекают внимание владыки гравитации, высаживаются на Бангу и берут её под свой контроль, а Кэт и других ключевых жителей деревни сажают за решетку. Удастся ли Кэт выяснить, почему Врана приняла сторону врага, сможет ли она вызволить новоприобретённых друзей, наладить жизнь людей в новом для неё городе и вернуться в свой родной Хексвилль? Что ж, вы не узнаете, пока не поиграете в Gravity Rush 2.
Перед тем, как приступить к разбору, хочется сразу отметить, что сюжет в игре довольно таки интригующий и интересный, он постоянно набирает обороты и ставит героев в очень щекотливые ситуации, заставляя нас, игроков, переживать за их судьбы, однако главная проблема данной игры заключается в том, что она берет за основу до боли избитую тематику классового неравенства и очень уж напоминает анимационную ленту «Патэма наоборот» 2014 года, в центре которой фигурировало неравенство между двумя народами, живущими на разных уровнях, как в социальном, так и в пространственном понимании этих слов. По сути, весь сюжет Gravity Rush 2 строится на хрестоматийных проблемах современного общества, когда богатые ведут себя как последние сволочи и лишь ищут повода расширить свои владения, военные структуры работают исключительно на интересы бизнесменов и чиновников, СМИ молчат в тряпочку, трудяги трудятся, как пчелы, чтобы выжить, а бедные представляют собой пусть и немалочисленную, но достаточно беспомощную прослойку населения, которая страдает от своего бессилия и неспособности повлиять на ситуацию.
Это хорошая тема для изучения и её можно было подать самыми разными способами, но авторы не решились отойти от стандартных шаблонов, сделав персонажей, продвигающих сюжет, менее карикатурными и плоскими, словно они являются героями какого-то мультфильма. Вполне возможно, что сотрудники Team Gravity этого и добивались, ведь для игры с рейтингом «12+» Gravity Rush 2 очень добрая и по-хорошему наивная. Здесь никого не убивают, персонажи не сквернословят, а различные взрослые темы очень сильно завуалированы и можно лишь гадать – это испорченность игрока подсказывает ему, что в городе водятся женщины, оказывающие, так сказать, специфические услуги, или ничего подобного в игре нет. Впрочем, различные современные мультфильмы, к примеру, на Финеса и Ферба, Время приключений и Гравити Фолз, давно отошли от подобных шаблонов и даже если используют их, то исключительно чтобы высмеять что-то или показать под совершенно новым углом. На фоне вышеперечисленных примеров складывается впечатление, что авторы вдохновлялись вовсе не современной мультипликацией, а исключительно допотопными её представителями.
Ещё один недостаток, который сильно бросается в глаза – это то, что в Gravity Rush 2 очень мало кат-сцен, сделанных на движке игры, в основном весь сюжет передается через комиксные вставки и заранее записанные ролики, которые слабо вяжутся с тем, что творится на экране большую часть времени. Сделанные на движке кат-сцены напоминают эпоху Grand Theft Auto III или Sims 2, когда тот или иной персонаж после диалога, в ходе которого он просто машет руками перед собой, пытаясь бессмысленной жестикуляцией изобразить разговор двух людей, внезапно срывается с места и бежит туда, куда указали разработчики. Этот элемент очень сильно отдает эпохой начала нулевых и, кажется, что авторы должны были избавиться от него в первую очередь, когда взялись за эксклюзив для PlayStation 4, а не для PlayStation Vita, которой такие вещи простительны ввиду маломощности консоли. Но, по всей видимости, создатели игры решили сделать две игры максимально похожими, тем более что попытка передать сюжет через комиксы знатно экономит ресурсы, прикрывает технические огрехи и достаточно хорошо передает эмоции героев. Печалит только то, что в такой яркой, красивой и динамичной игре приходится очень много читать, а не смотреть такие же яркие, красивые и динамичные ролики с хорошей режиссурой и постановкой.
И в то же самое время Gravity Rush 2 напичкана просто каким-то неприличным количеством интересных и колоритных персонажей, на которых завязаны побочные задания, коими игра будет радовать людей, сидящих по ту сторону экрана, на всем своем протяжении. Количество подобных поручений выросло до пятидесяти, на их завершение требуется потратить от пяти минут до получаса, а в качестве награды игроки получают различные предметы для фотоаппарата, фильтры, костюмы для Кэт, жесты и, конечно же, талисманы, которые усиливают характеристики героини. Награда зачастую бывает чисто символической и может даже не нести вообще никакой пользы, но самое главное в побочных заданиях это не приз и не награда, а герои и комичные ситуации, в которые они постоянно попадают, что чаще всего обыгрывается с помощью уморительных диалогов. Тем более что сценаристы не забывают про вводимых ими второстепенных персонажей, и развивают их истории параллельно с событиями основной игры. В одном из подобных заданий игрокам предстоит помогать молодому и неопытному репортеру, который обладает добрым сердцем и ярко выраженным чувством справедливости, которое не дает парню покоя, пока тот не донесет до людей правду. Сперва Кэт поможет ему добыть фотографии офицера армии, который проводит тайные встречи с некими бизнесменами, однако публикация в печать так и не попадет ввиду коррумпированности издания. Затем парень начнет расследование похищения ребенка из обеспеченной семьи, в ходе которого Кэт удастя выяснить, что мальчик, живущий в богатом районе, полюбил девочку с нижних уровней, а потому сбежал из дома, чтобы увидеться со своей возлюбленной. Но за попытку опубликовать статью о том, что никакое социальное неравенство не остановит такое сильное чувство, как любовь, горе-журналиста уволят к чертовой матери. И лишь Кэт, которая вызвалась помогать репортеру, может помочь ему. Ей всего-то нужно сфотографировать парочку нэви, или жуков, как их называют местные, но не в обычном состоянии, а нападающими на Кэт, предоставив кадр, достойный первой полосы. Рискнуть ли жизнью, чтобы помочь парню вернуться в газету и продолжить дело всей своей жизни, или пройти мимо – решать исключительно игроку.
Но если игрок решит проигнорировать поручения местных жителей, то он не поймает грабителя, который воровал трубы с металлургического завода, а потому никогда не узнает, что тот после поимки раскаялся в содеянном и устроился работать на этот завод. Не станет свидетелем воссоединения пожилой матери и непутевого сына, умудрившегося прислать маме свою фотографию на фоне магазинчика, который он открыл, но совсем забыл написать свой адрес на обратной стороне. Не поймает обожающего переодеваться в своих персонажей эксцентричного писателя, сбежавшего из редакции, где его держали насильно, дабы тот мог спокойно дописать свой роман, а, следовательно, пропустит один из самых «жутких» эпизодов игры, в котором Кэт предстоит смешаться с толпой «человекожуков», прибывших из космоса и захвативших население города (все ведь понимают, что король интерактивных ужасов – Кейчиро Тояма – просто не мог пройти мимо, не создав хотя бы один такой эпизод). А ещё игрок никогда не поможет курьеру с его нелегким делом и не доставит адресату дурно пахнущую посылку, от которой люди разбегаются в панике, а некоторые чувствительные личности, в том числе и сам курьер, теряют сознание. Во всём этом, как уже было сказано выше, заключается основная прелесть игры: именно побочные задания добавляют то разнообразие, которого так не хватает основной кампании. Тут есть миссии, построенные на скрытном перемещении, гонки по городу с местными жителями, дрессированными чайками или убегающими неприятелями, оборона периметра от наступающих волн противников, конвой особо ценного груза, задания с доставкой, спасением гражданских, сражения с боссами и многое другое.
Кроме того, Gravity Rush 2 может предложить игрокам другие необязательные развлечения, призванные скрасить время прохождения игры. Как только Кэт попадет в большой город, она сможет собрать достаточное количество кристаллов, чтобы усилить себя и гравитационные способности. Для этого достаточно постоянно перемещаться по локации и высматривать ярко розовые кристаллы, которые могут находиться где угодно: на крышах домов и небоскребов, под мостами или куполами, а иногда даже под самими островами. Поиск и сбор всех кристаллов в каждом отдельно взятом районе может отнять у игрока солидный кусок от времени прохождения, но за позволит в полной мере исследовать весь город, заглядывая в каждый закоулок, и изучить местную архитектуру, которая сильно разнится в зависимости от того, в каком из четырех районов находится Кэт. Или можно отправиться исследовать шахты, где добываются кристаллы, руда и талисманы, необходимые для совершенствования способностей героини. Основная проблема заключается в том, что здоровье здесь никто не восстанавливает, а нэви встречаются чуть ли не на каждом шагу, поэтому сражаться и перемещаться по шахтам нужно очень аккуратно. Там же можно сразиться с особо опасными нэви, которые, как правило, возникают исключительно во время гравитационных возмущений. В качестве награды за победу над этими существами Кэт получает очень редкие талисманы для улучшения своих навыков, их можно применить в отдельном меню.
Также в игре имеются гонки на время, в которых предлагается посоревноваться с «призраками» других игроков. Побив чужой рекорд, игрок получит небольшую награду, а игра тем временем предложит другим владельцам Gravity Rush 2 поставить свой собственный рекорд, опередив новоиспеченного конкурента. Искатели сокровищ могут заняться поиском сундуков – самым непростым социальным времяпрепровождением в игре, поскольку оно требует разыскать хитро спрятанный сундук по фотографии, которую сделал другой игрок. Звучит достаточно просто, но на деле данное занятие может отнять много времени, потому как не все фотографии оказываются одинаково полезными. Но, надо признать, что это довольно весело и интересно, а главное – вознаграждается кристаллами, благодаря которым развиваются способности Кэт. И раз разговор зашел о фотографиях, нельзя не упомянуть о фотосъемке, как об обязательном развлечении. Достаточно поставить камеру на штатив и сфотографироваться на фоне какого-нибудь объекта, выбрав предварительно нужный жест, костюм и позу, или создав небольшую постановку из предназначенных для этого дела предметов, дабы затем другие игроки смогли оценить кадр, высказав свои впечатления о нём. Аналогичным образом может поступить и сам игрок, если разыщет чужие фото. Если совсем не хочется тратить драгоценное время на добычу ресурсов и сражения с нэви, то любители быстрых перемещений могут отправиться искать волшебные люки, которые открывают возможность моментально перемещаться по всему городу, но только от одного люка к другому. В игре их довольно много и они очень хорошо спрятаны, однако если вы цените свое время, то обязательно обратите на них внимание, так как вам довольно часто предстоит посещать различные отдаленные уголки города между основными миссиями.
Всё оставшееся время игрокам предстоит изучать доступные для свободного исследования локации, общаться с горожанами и сражаться с монстрами, а потому многим наверняка будет интересно узнать, какие изменения привнесли разработчики во вторую часть серии. Немалый упор в прохождении основных и второстепенных заданий делается на использование фотокамеры, которая моментально вызывается нажатием одной кнопки, что позволяет использовать ее даже в воздухе. С её помощью придется добывать доказательства, вносящие ясность в расследования полиции или необходимые для очередной публикации местного репортера, делать фото на память по чьей-либо просьбе, помогать новоиспеченному картографу с его нелегкой работой или ученому, исследующему летающие города, и так далее. К тому же Кэт может заморочиться и собрать все портреты мужчин и женщин, проживающих в Банге и торговом городе Дзирга-Пара-Ллао, что на самом деле является обязательным условием для получения отдельно взятых трофеев. То же самое касается работ таинственного художника, который оставляет странные рисунки на стенах в очень необычных местах: местные жители считают, что тот, кто их отыщет, а сделать это весьма непросто, может заслужено присвоить тот или иной рисунок себе, а фотографии с запечатленным на них творчеством незнакомца стоят кучу денег. Также в игре можно собрать коллекцию с изображениями всех существующих в округе достопримечательностей, в том числе и социально значимых личностей, что также награждается трофеями. В общем, ценителям фотографий и любителям собирать всякую всячину в Gravity Rush 2 точно скучно не будет.
В первую очередь авторы добавили в игру два новых стиля ведения боя – Луна и Юпитер. В стиле Луны Кэт облачается в белый костюм и становится лёгкой, словно перышко, попутно она получает возможность перемещаться по земле, не касаясь её, ходить по хрупким поверхностям, в том числе и по водной глади, телепортироваться на короткие дистанции, а также прыгать на огромные расстояния и моментально восстанавливать энергию. Главный недостаток данного стиля заключается в том, что удары Кэт становятся очень и очень слабыми, поэтому ей приходится долго и упорно молотить противников, чтобы одержать победу. Данный стиль отлично подходит для тех случаев, когда девушка сталкивается с быстрыми и юркими противниками, которых не так-то просто поймать, используя иные навыки. В стиле Юпитера костюм Кэт приобретает золотистый оттенок, а сама она становится очень тяжелой – настолько тяжелой, что любой взмах руки или ноги наносит колоссальной урон оппонентам, её поступь сокрушает хрупкие препятствия, а усиленный удар позволяет создать ударную волну, которая уничтожает всех супостатов, попавших в радиус. Обратная сторона сил Юпитера заключается в том, что Кэт испытывает на себе всю тяжесть гравитации и передвигается со скоростью черепахи, при этом энергия восстанавливается не так резво, как в случае со стилем Луны. Зато силы, даруемые пятой планетой от Солнца, будут очень полезны против бронированных неприятелей или больших скопищ злобно настроенных нэви, собравшихся в одном месте.
К тому же арсенал Кэт пополнился сразу несколькими мощными суперударами, которые можно активировать после того, как заполнится особая шкала, расположенная в левом верхнем углу. Её можно тратить постепенно, пользуясь особыми навыками героини или израсходовать всю и сразу, активировав особо сильный прием. К примеру, Кэт может создать небольшой гравитационный вихрь в стиле Луны или даже самую настоящую миниатюрную чёрную дыру, будучи облаченной в золотистый костюм. Но никто не запрещает отказаться от использования стилей и большую часть времени пускать в ход исключительно обычные навыки Кэт, однако лучше отказаться от этой идеи и как следует изучить все особенности Луны и Юпитера, поскольку несколько раз за игру авторы будут создавать большие секции с испытаниями. Испытания эти строятся на определенных условиях, на одних этапах Кэт придется отказаться от возможности менять гравитацию; на других предстоит применить ловкость и смекалку, чтобы, к примеру, быстро разобраться с противниками за определенное время не получив урона; некоторые этапы заточены исключительно под тот или иной стиль, причем это условие распространяется не только на перемещение по платформам, но также на сражения с рядовыми супостатами и боссами. В общем, это довольно-таки обширные и креативные секции, в которых игроки смогут по максимуму выжать всё, что есть в арсенале юной особы.
Для тех, кто с серией не знаком, стоит упомянуть, что в арсенале девушки имеются: гравитационные удары, для активации которых необходимо обязательно находиться в воздухе; стазис-поля, с их помощью Кэт может поднимать вверх и швырять на большие расстояния различные объекты (в том числе и противников); грави-скольжение, позволяющее героине быстро перемещаться по любым поверхностям; рукопашный бой, строящийся исключительно на постоянном нажатии одной кнопки; и суперудары. Каждый отдельный пункт можно усовершенствовать, увеличив, к примеру, продолжительность комбинации или длительность действия суперудара. Отдельным пунктом в игре идут талисманы, о которых я вскользь упоминал выше, добываются они в шахтах и изначально предстают перед игроком в виде различных камушков и самоцветов, но конечную форму и свойства приобретают только тогда, когда Кэт возвращается в город. Владыка гравитации может повесить на себя одновременно три талисмана с различными свойствами, каждый из них обладает своим цветом и формой, согласно которым определяется их принадлежность к тому или иному стилю, а также степень редкости и эффективность. Многие талисманы можно соединять друг с другом, объединяя при этом их свойства, а если в инвентаре Кэт скопилось очень большое количество ненужных талисманов, то из них при желании можно сделать несколько совершенно новых. Свойства красивых безделушек могут быть совершенно разными: одни повышают выносливость героини, другие увеличивают радиус действия стазис-поля, третьи позволяют метать объекты на очень большие расстояния.
Ну а теперь, когда мы поговорили об особенностях и улучшениях, коснувшихся второй части серии, самое время уделить внимание минусам проекта. И один из самых раздражающих и часто встречающихся минусов, с которым игрок будет бороться на протяжении всей игры чаще, чем с нэви – это управление и камера. Управление героиней осталось точно таким же, каким оно было в Gravity Rush на PlayStation Vita, поэтому если кто-то из моих читателей прошел первую часть, то во второй он почувствует себя как дома. За передвижение Кэт отвечает левый стик, за камеру – правый, а за гравитационные способности – шифты контроллера: один шифт активирует гравитационные навыки, другой возвращает окружающую действительность в норму. Для переключения между стилями используется сенсорная панель, динамик контроллера DualShock 4 работает как рация, с помощью которой героиня общается со сторонними персонажами, и передатчик, позволяющий находить объекты по вибрации и звуку. Вот почему в игре так много миссий, в которых герои постоянно пускают в ход свои рации или просят героиню отыскать что-то, применив передатчик. Проблема с управлением, о которой я говорил выше, заключается в его специфичности, поскольку маневренность Кэт сравнима разве что с аналогичной у Ту-160, ведь её полетом практически невозможно управлять. Летит девушка сама по себе, для этого достаточно выбрать направление и нажать соответствующую кнопку, игрок может лишь слегка изменить траекторию наклоном стика в нужную сторону. Гравитационные силы девушки работают следующим образом: она просто поднимается в воздух в том положении, в каком она находилась до взлета, и несется на всех парах в указанном направлении. Нет, Кэт не использует для перемещения в воздухе какую-то специфичную позу, не вытягивает вперед кулак и не принимает обтекаемую форму, как это делает супермен, а летит с огромной скоростью в любом положении тела.
Это главная особенность Gravity Rush, которая делает серию уникальной, ведь нельзя не согласиться с тем, что если бы главная героиня летала как супермен, человек-паук или, к примеру, магнето, это не воспринималось бы игроками как что-то необычное и не дарило бы уникальные ощущения от полета и игры в целом. Однако в то же время подобный способ перемещения является далеко не самым удобным или маневренным: полет с любым положением тела в воздухе, когда героиня летит не то ногами, не то спиной вперед, часто становится головной болью игрока, особенно когда Кэт не вписывается в повороты, задевая своим конечностями различные углы и выступы. Подобный трюк обычно заканчивается полной дезориентацией, так как камера начинает думать, что игрок уже приземлился и делает какой-то странный кульбит, а затем, так и не выяснив, что на самом деле случилось, замирает в неопределенном положении и вынуждает центрировать её вручную. Касаясь различных поверхностей, Кэт действительно чаще всего прекращает движение, заставляя дезориентированного игрока заново искать нужное направление.
Осознавая эту немаловажную особенность игрового процесса, разработчики ввели в игру автоприцел, который нормально функционирует лишь в половине случаев и не вызывает нареканий в основном при контакте с наземными целями и малоподвижными врагами. Погоня за шустрыми противниками, борьба с летающими монстрами и попытка исследовать некоторые участки города, в частности его нижние уровни, созданы исключительно для того, чтобы как следует протестировать вестибулярный аппарат игрока, поскольку камеру постоянно лихорадит. Она никак не может понять, что именно она должна показывать и за неимением каких-то вменяемых вариантов чаще всего сконцентрирована на самой героине, а не конечной цели, к которой та несется на огромной скорости. В таком случае автоприцел просто слетает и фиксируется на каком-то другом, более отдаленном объекте (даже если тот находится в четырехстах метрах от Кэт!), что превращает его в практически самую бесполезную вещь в этой игре. Памятуя об этом, некоторых боссов приходится выманивать на землю, чтобы получить хоть какие-то шансы на победу. Тот же стиль Луны, созданный для того, чтобы облегчить игрокам жизнь, повысив маневренность, скорость и точность героини, не очень-то хорошо справляется со своей задачей. В теории, активировав синий костюм, Кэт должна перепрыгивать от одной к цели к другой автоматически, попутно нанося соперникам урон, что на практике практически никогда не работает как надо. Создать длинную смертельную комбинацию ударов мешает банальный дисбаланс: монстры слишком сильны, чтобы уничтожить их всех до того, как кончится шкала гравитации, а потому постоянно приходится прерываться и начинать всё с начала. На самом деле урон, наносимый Кэт в стиле Луны, такой незначительный, что часто вынуждает проводить длинные комбинации ударов (порой даже по два раза), чтобы убить хотя бы одного захудалого нэви, не говоря уже о толпе.
А что касается маневренности, то телепортация, которая позволяет перемещаться на короткие дистанции, чаще всего переносит игрока за спину к тому или иному монстру, не потрудившись развернуть камеру и навести её на оппонента. И пока игрок сделает это самостоятельно, нэви успеет как минимум один раз атаковать Кэт, а его приятели тем временем окружат героиню и не дадут ей так просто выбраться из западни. Но больше всего в этом стиле выводит из себя автоприцел, скачущий от одной цели к другой, отчего процесс телепортации превращается в лотерею, в которой никогда не знаешь, где и рядом с каким монстром Кэт окажется в следующий раз. Вообще, специфику и особенности местного управления довольно трудно передать на словах или даже показать в каком-то видеоролике, его нужно опробовать и проникнуться этим самостоятельно. Впрочем, человек, как известно, привыкает ко всему, и я гарантируют, что к местным кульбитам камеры и к телепортации в пустоту, потому что игра решила, что в той стороне точно что-то есть, тоже можно привыкнуть. Да, это неприятно, это растягивает и без того немалый хронометраж игры и неслабо раздражает, особенно под конец игры, когда практически все враги становятся очень сильными и быстрыми, но с этим можно жить. Но вот к чему привыкнуть никак не получается – это к тому, что для активации специальных ударов отведена отдельная кнопка, которая к тому же отвечает за масштабирование карты в специальном меню.
Загвоздка в том, что игроку, заинтересованному в общении с местными жителями и выполнении второстепенных заданий, предстоит частенько жать на эту кнопку, чтобы посмотреть, в каком из районов есть доступные поручения, и рано или поздно он запутается в управлении и активирует суперспособность. Затем он случайно активирует её второй раз и даже в третий, но когда это произойдет в четвертый раз, он, возможно, спросит себя: «А может быть, это не я такой забывчивый и криворукий, может быть, авторам просто не стоило назначать одну и ту же кнопку на две немаловажные и часто используемые функции, особенно под суперудар, который накапливается очень долго и тратится мгновенно, и когда действительно наступает необходимость его использовать, его никогда нет, ведь я случайно активировал его, когда пытался вызвать и изучить карту города?». Точно такое же недоумение может вызывать разве что гравитационное скольжение, активация которого повышает чувствительность управления на максимум и попытка слегка наклонить Кэт в тут или иную сторону чаще всего заканчивается тем, что девушка резко меняет траекторию, вылетает с поверхности и летит в кювет. В общем, рассказывать об управлении и камере можно очень долго и со вкусом: нет слов, способных передать весь спектр эмоций, когда героине раз за разом надирают задницу, пока та, совершенно беспомощная, висит в воздухе, ведь «Владыка гравитации» банально не может выцелить хотя бы одного из мельтешащих перед носом супостатов, чтобы расправиться с ним.
Но есть ли в игре какие-то другие проблемы, не связанные с технической составляющей, с её портативным корнями и попытками авторов сохранить некую преемственность между первой и второй частями серии? – спросите вы. На самом деле таких проблем нет, в остальном Gravity Rush 2 не вызывает ровным счетом никаких нареканий, она является одним из самых лучших, ярких и запоминающихся представителей приключенческих игр за последние несколько лет. Хотя, конечно, кто-то может отметить общую затянутость игры, на полное прохождение которой может потребоваться более пятидесяти часов, куда как лучше было бы всё-таки выпустить третью часть, а также малое количество противников, большинство из которых перекочевали из первой игры. Но всё это сущие мелочи по сравнению с тем весельем и удовольствием, какое приносит процесс прохождения данного проекта. Gravity Rush 2 дарит приятное ощущение полета и исследования новых, доселе невиданных земель в мире, живущем по своим законам и правилам, знакомство с которым частенько будет вызывать радость первооткрывателя, особенно в тех местах, куда ранее не ступала нога человека.
Я никогда не делал ни одного разбора творений Кейчиро Тоямы, но очень хорошо знаком с его творчеством и не понаслышке знаю, что этот талантливый геймдизайнер часто выбирает в качестве места действия для своих игр какие-нибудь малонаселенные острова или захолустья, и если взять в расчет национальность автора, то такая тяга к участкам суши, окруженных водами, вполне объяснима. В случае с Gravity Rush господин Тояма решил сохранить преемственность и создал великое множество больших дрейфующих в воздухе островов, окруженных обломками или островами поменьше. Все города, которые предстоит посетить игроку, сильно отличаются друг от друга: Хексвилль, например, оформлен в стиле западноевропейской архитектуры, в которой доминируют элементы готики со свойственными ей тёмными красками, засильем кирпича, а также тянущимися к небу острыми башнями, – в общем, как вы уже поняли, некоторые районы этого городка отдают Викторианской эпохой раннего периода. А Дзирга-Пара-Ллао до боли напоминает работы художника duster132, который обожает рисовать изобилующие деталями и красками картины, с изображёнными на них тянущимися ввысь островами построенных друг на друге домов, возникших вследствие перенаселения планеты и отсутствия свободного места для новых строений. И большая часть Дзирга-Пара-Ллао выглядит как огромный душный перенаселённый муравейник, что на самом деле довольно здорово, так как город действительно ощущается живым.
По улицам городов постоянно бродят люди, возле продавцов воздушных шаров собираются дети, рабочие таскают ящики, торговцы зазывают поглядеть на свои товары, собаки и кошки греются на солнышке, над головой летают птицы и небольшие судна, набитые людьми, а какой-то парень стоит с цветами у назначенного места и ждет свою суженную. Да, местное население выполняет исключительно декоративную функцию, и вряд ли что-то сильно изменится, если игрок подхватит нескольких жителей Банги, и, к примеру, сбросит их вниз, но со своей задачей они справляются в поной мере. Хотя это далеко не единственное захватывающее дух место, которое доведется посетить игрокам: всевозможные шахты, куда по воле сценариста забросит Кэт и её друзей, могут порадовать своим необычным и креативным дизайном. Так, одна из локаций представляет собой огромные джунгли из гигантских растений, на фоне которых Кэт и снующие по округе нэви выглядят словно мелкие насекомые. Другая шахта выглядит так, будто морское дно вывернули наизнанку и выкачали из него всю воду. Такой вывод напрашивается, если взять во внимание великое множество дрейфующих рифов, из которых в разные стороны торчат ракушки, а тёмно-синяя цветовая палитра и висящие в воздухе водяные шары недвусмысленно намекают на то, какой эта локация была раньше – до того, как её видоизменили гравитационные аномалии.
Что касается технической части, то потратив на игру несколько десятков часов, я пришел к выводу, что в Gravity Rush 2 в принципе нет ничего такого, что не смогла бы потянуть PlayStation Vita. Да, на экране маленькой портативной консоли не ощущался бы весь масштаб произведения, визуальная составляющая была бы чуть хуже, дальность прорисовки меньше, а интенсивность падений частоты кадров больше, но, в целом, как я уже сказал, ничто из вышеперечисленного не помешало бы игре покинуть пределы PlayStation 4. Тем более что код Gravity Rush 2 имеет определённые изъяны, например, во время сражений с большим количеством супостатов игра частенько подтормаживает, далеко не всегда и ее быстро отпускает, но факт остается фактом. Ну а с таким количеством платформинга никто не удивился бы, если бы ему довелось застрять в стене или провалиться под землю. И я не удивился. А учитывая продолжительность Gravity Rush 2, на месте Sony Interactive Entertainment я бы выдернул часть контента и сделал из него добротный спин-офф для портативной консоли как в старые добрые времена, но все мы понимаем, что этому не бывать. Зато у Gravity Rush 2 есть просто потрясающий саундтрек, написанный Кохеи Танакой (Kohei Tanaka), в который просто невозможно не влюбиться, особенно в ту его часть, где преобладает вокал и джазовые композиции. Не удивительно, что с саундтреком этой игры давали уже несколько концертов в Японии, и они имели успех у публики. Обязательно оцените его, даже если не собираетесь играть в Gravity Rush 2 (потому, что у PlayStation 4 нет до сих пор достойных эксклюзивов, ага).
Итог: Подводя всё вышесказанное к одному общему знаменателю, нельзя не отметить одну очень важную деталь: Gravity Rush 2 делалась исключительно для фанатов первой части этой небольшой серии, что проявляется чуть ли не во всем: начиная от подачи и наполнения сюжета, выполненного в виде комиксов, и заканчивая управлением полетом главной героини, далекого от того, что мы привыкли называть удобством. Видно, что авторы старались привлечь новую аудиторию и, в принципе, в данную игру может начать играть любой человек, не знакомый с предшественницей, и даже получить удовольствие от процесса, при условии, что этому человеку нравятся японские видеоигры, конечно же. Но в таком случае очень многое из того, о чем в данной игре идет речь, может ускользнуть от новичков, особенно в те моменты, когда героиня встречает старых знакомых, посещает знаковые для обеих игр места, а также получает ответы на вопросы, которые были заданы пять лет назад, когда игроки впервые оторвались от земли и отправились исследовать Хексвилль. И это ни в коем случае не является минусом данного произведения, наоборот, это хороший шанс ознакомиться и с первой частью тоже, но давайте признаем, что Gravity Rush 2 рассчитана на довольно узкий круг лиц. А потому я могу порекомендовать её только тем игрокам, которым небезразлична красноглазая красавица по имени Кэт, её верные друзья Сид, Врана и кот Дасти, а также судьбы жителей такого странного, но в то же время до боли похожего на наш собственный мир, места. Очень надеемся, что Кэт ещё вернется на большие экраны и порадует нас своими новыми приключениями. Мы будем скучать.
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.